Концептуализация
Когнитивно Поведенческая Терапия
Концептуализация
Аарон Бэк и его дочь Джудит Бэк были основоположниками когнитивной, а в последствии когнитивно-поведенческого направления. Это направление подразумевает относительно краткосрочную работу и как результат помогает пересмотреть свои взгляды и мыслительные процессы.
Часть работы строиться над выработкой концептуализации, так называемого мышления с которым живет человек, для того чтобы можно было его пересмотреть и скорректировать дисфункциональные механизмы внутри этого мышления.
Ниже приведена формула которая помогает клиенту/пациенту и терапевту в работе найти ответы на вопросы.
Далее референтные значения которые могут быть полезны в вашем анализе.
Глоссарий
Термины и Концепты которые необходимо понимать в Когитивно-Поведенчской терапии
Глубинные убеждения
Фундаментальные представления человека о себе и мире
Промежуточные убеждения
Способствуют восстановлению баланса. Помогают совладать с глубинными убеждениями. Правила.
Копинговые стратегии
Поведенческий компонент промежуточных убеждений.
Когнитивные Ошибки
Искажения мышления, которые возникают при обработке информации (список искажений см ниже)
3 Категории Глубинных Убеждений
Практически все дисфункциональные ГУ можно привести к одной из категорий.
Беспомощность (Helplessness)
Я некомпетентен
Я неэффективен
Я ничего не могу сделать правильно
Я беспомощен
Я слабый (ая)
Я бессилен
Я уязвим
Я жертва
Я в ловушке
Я неудачник
Я недостаточно хорош(а)
Я не справлюсь
Беспомощность чаще всего связана с окружающими людьми больше чем с внутренним.
Никчемность (Worthlessness)
Я ничего не стою
Я бесполезен
Я плохой (хая) (для себя)
Я ленивый
Я токсичный
Я безнравственный
Я беспринципный
Я мусор
Я ничтожество
Я не заслуживаю жизни
Я зло
Никчемность больше связана с внутренним ощущением
Недостаток Любви (Unlovable) / Непривлекательность
Я непривлекательный /ная
Я нежеланный / ная
Я плохая (для других)
Я некомпетентный
Я обречён на одиночество
Я изгой (обречённость быть отвергнутым)
Я неполноценный (поэтому другие не будут любить меня)
Я другая (отличаюсь в негативном смысле)
Я урод
Я тупая
Примеры Копинговых Стратегий
Джудит Бек обьясняет что копинговые стратегии помогают справиться с ГУ. Если я справляюсь то мой сценарий ГУ не случиться.
Избегание
Избегать негативных эмоций
Намеренное представление себя некомпетентным или беспомощным
Отказ от отвественности
Уход от близких отношений
Избегание внимания посторонних
Уход от конфронтации
Желание полностью подчиняться/ передавать контроль другим
Инфантильное поведение
Желание угодить другим людямКомпенсация
Демонстрация ярких эмоций
Стремление к совершенству
Принятие на себя чрезмерной ответственности
Стремление к неподходящим близким отношениям (неуместным)
Поиск признания
Провоцирование других людей
Противодействие контролю со стороны окружающих, контролировать ситуацию
Авторитарное поведение
Дистанцирование от окружающих или желание угодить лишь самому себе
Когнитивные Искажения
Ниже представлены примеры когнитивных искажений по Аарону Беку
Черно Белое мышление (Дихотомическое) / Все или Ничего
Мышление в категориях «все или ничего». Например: «Зачем пытаться еще раз, если ничего не получается все равно.»
«Если у меня не будет того что я хочу, то не будет ничего. Если я не достиг абсолютного успеха, значит, я абсолютно неудачник»
Перфекционизм
Стремление к идеальности
«Я должен сделать это идеально, иначе мне будет плохо. Я должен быть безупречным, иначе меня никто не будет любить»
Сверхобобщение / Глобальное обобщение
Создание глобальных обобщений на основе единичного случая. Например: «Мне сегодня никто не позвонил. Я никому не нужен.»
«Если это не сработало один раз, значит, не сработает никогда»
Навешивание Ярлыков
Глобальная оценка как себя так и окружающих по отдельным характеристикам. Например: «Я трус» или «Он недостойный человек»
«Это не получилось, значит, моя жизнь — полный провал. Мне ничего не удаётся, я неудачник.»
Катастрофизация / Драматизирование
Мысли о том что то, что происходит приведёт к катастрофе или является катастрофой которую невозможно пережить. Например: «Это ужасно, если все от меня отвернуться»
«Что-то пошло не так. Это предвещает катастрофу. Проект провален! Мне конец!»
Обесценивание / Преуменьшение
Преуменьшение значения позитивных достижений или характеристик, и оценка их как абсолютно тривиальных и незаурядных. Например: «Такого выступления можно ожидать от кого угодно»
«У меня недостаточно способностей для такой работы» или «Ситуация не так серьёзна, как говорят все вокруг. Не нужно беспокоиться».
Необъективное сравнение (преуменьшение и преувеличение)
Оценка события ориентируясь на нереалистичные стандарты и сосредотачиваясь на людях, которые в чем-то лучше вас. Например: «Она лучше меня»
«Другие гораздо лучше меня. По сравнению с ними я неудачник»
Некритичное восприятие критики
«Другие всегда лучше знают. Я не могу доверять своим собственным суждениям. Если моя девушка думает, что мой друг — зануда, значит, не нужно с ним общаться»
Туннельное восприятие / Выборочное рассмотрение ситуации
Восприятие исключительно негативных аспектов любой ситуации. Например «Я вижу, что люди молчат. Я им не интересна, они всегда меня отвергают».
«Не может быть, чтобы я ему понравилась…» или «Я ему неинтересна, потому что он не пригласил меня на вечеринку/конференцию»
«Дисквалификация» позитивного
«Да, но…», «Да, это было великолепно, но…»
Чтение Мыслей
Безосновательно думать что знаешь, что думают окружающие. Например: «Она считает, что я неудачник».
«Я знаю о чем он думает. Нет необходимости спрашивать»
Персонализация
Восприятие происходящего на личный счет, например принятие вины за негативные события без учёта того что не все происходящее зависит от вас. Например: «Я разрушил наш брак».
«Им не понравилась моя идея, значит, им не нравлюсь я»
Предсказание Будущего
Мышление предсказания будущего, о том что все будет плохо и впереди только опасность. Например: «Я уже никогда не буду счастлива».
«Не стоит даже пытаться. Я знаю, к чему это приведёт»
Должествование
Интерпретация событий с позиции «какой я и они должны быть», а не с позиции «какой я или они являются или желаемы». Например: «Я должна достигнуть …, иначе я неудачница.»
Есть 3 вида Должествования — «Я должна», «Они Должны», «Мир должен»
Эмоциальное обоснование / Эмоциональная аргументация
Руководствоваться чувствами при интерпретации реальных событий. Например: «Я чувствую себя подавленное, а значит я неудачница».
«Я чувствую себя неадекватным, должно быть, я и правда неадекватен»
Ориентация на сожаления / Руминация
Фокус на мыслях, что в прошлом можно было сделать что-то лучше, при этом не думать о том что можно сделать сейчас. Например: «Если бы уже закончил университет то мог бы добиться многого» или «Не нужно было этого говорить»
Ментальный Фильтр
Мир воспринимается через «призму» основного убеждения или концепции. Например: «Никто не проявил интереса ко мне. В моей жизни были только провалы»
Эмоции и Мысли (Состояния)
Палитра/язык эмоций и Мысли/состояния вызванные Гаммой Чувств
ГНЕВ
Ярость
Ненависть
Злость
Раздражение
Презрение
Негодование
Обида
Ревность
Уязвленность
Досада
Зависть
Неприязнь
Возмущение
ОтвращениеМЫСЛИ
Нервозность
Пренебрежение
Недовольство
Вредность
Огорчение
Нетерпимость
ВседозволенностьСТРАХ
Ужас
Отчаяние
Испуг
Оцепенение
Подозрение
Тревога
Ошарашенность
Беспокойство
Боязнь
Унижение
Замешательство
Растерянность
Вина, стыд
Сомнение
Застенчивость
Опасение
Смущение
Сломленность
Подвох
Надменность
ОшеломлённостьМЫСЛИ
Раскаяние
Безвыходность
Превосходство
Высокомерие
Неполноценность
Неудобство
Неловкость
Апатия/Безразличие
НеуверенностьГРУСТЬ
Горечь
Тоска
Скорбь
Лень
Жалость
Отрешенность
Отчаяние
Беспомощность
Душевная боль
Безнадежность
Отчужденность
Разочарование
Потрясение
Сожаление
Скука
Безвыходность
Печаль
ЗагнанностьМЫСЛИ
Тупик
Усталость
Принуждение
Одиночество
Отверженность
Подавленность
Холодность
Безучастность
РавнодушиеРАДОСТЬ
Счастье
Восторг
Ликование
Приподнятость
Оживление
Умиротворение
Увлечение
Интерес
Забота
Ожидание
Возбуждение
Предвкушение
Надежда
Любопытство
Освобождение
Приятие
Принятие
Нетерпение
Вера
ИзумлениеМЫСЛИ
Удовлетворение
Уверенность
Довольство
Окрыленность
Торжественность
Жизнерадостность
Облегчение
Ободренность
УдивлениеЛЮБОВЬ
Нежность
Теплота
Сочувствие
Блаженство
Доверие
Безопасность
Благодарность
Спокойствие
Симпатия
Идентичность
Гордость
Восхищение
Уважение
Самоценность
Влюбленность
Любовь к себе
Очарованность
Смирение
Искренность
Дружелюбие
ДобротаМЫСЛИ
Сопереживание
Сопричастность
Уравновешенность
Смирение
Естественность
Жизнелюбие
Вдохновение
Воодушевление
Глава 1.
Введение 19
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,0
Cognitive
Therapy:
Basics
and Beyond
Judith
S. Beck, Ph.D.
Foreword
by Aaron
T. Beck, M.D.
THE
GUILFORD PRESS
New
York London
Когнитивная
терапия
Полное
руководство
Джудит
Бек, д-р философии
Предисловие
Аарона Бека, д-ра медицины
Москва
• Санкт-Петербург • Киев
2006
ББК (Ю)88. 4
Б42
УДК 616.89
Издательский дом
«Вильямс»
Зав. редакцией
Н.М. Макарова
Перевод с английского
и редакция Е.Л.
Черненко
Научный консультант
канд. психол. наук Э.В.
Крайников
По общим вопросам
обращайтесь в Издательский дом «Вильямс»
по адресам:
[email protected],
http://www.williamspublishing.com
115419, Москва, а/я
783; 03150, Киев, а/я 152
Бек,
Джудит С.
Б42
Когнитивная терапия: полное руководство:
Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д.
Вильямс», 2006. — 400 с.: ил. — Парал. тит.
англ.
ISBN
5-8459-1053-6 (рус.)
Книга
Когнитивная
терапия: полное руководство представляет
собой итог многолетней
исследовательской и клинической практики
автора. В этом полном руководстве
рассматриваются основные концепции
когнитивной психотерапии и показания
к ее проведению. Излагаются основные
методы терапевтического процесса,
определяется их место в коррекции
различных когнитивных искажений
пациентов и
лечении психологических расстройств.
Приводятся теоретическое обоснование
и пошаговое
описание отдельных техник когнитивной
терапии. Книга богато иллюстрирована
клиническими примерами. Отдельная глава
посвящена роли личности психотерапевта
в практике психотерапии. Когнитивная
терапия адресована
психологам
и психотерапевтам, придерживающимся
когнитивно — поведенческой традиции,
специалистам других направлений,
стремящимся расширить границы
профессионального
знания, учащимся психологических
факультетов высших учебных заведений.
ББК
(Ю) 88.4
Все
права защищены. Никакая часть настоящего
издания ни в каких целях не может быть
воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы
то ни было средствами, будь то электронные
или механические,
включая фотокопирование и запись на
магнитный носитель, если на это нет
письменного разрешения издательства
Guilford
Publications,
Inc. .
All rights
reserved. No part of this book may be reproduced, stored in retrieval
system, or transmitted, in any form or by any means, electronic,
mechanical, photocopying, microfilming, recording, or otherwise,
without written permission from the publisher.
Russian
language edition published by Williams Publishing House according to
the Agreement with R&I Enterprises International, Copyright ©
2006.
Authorized
translation from English language edition published by Guilford
Publications, Inc., Copyright
©
2006
ISBN
5-8459-1053-6 (pyc.)
©
Издательский дои «Вильямс», 2006
ISBN
0-8986-2847-4 (англ.)
©
The Guilford Press, 1995
_________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава
1.
Введение
19
Глава
2.
Когнитивная концептуализация
33
Глава
3.
Структура первой терапевтической
сессии
47
Глава
4. Вторая
и последующие сессии: структурирование
и формат
69
Глава
5.
Трудности в структурировании
терапевтической сессии
87
Глава
6.
Выявление автоматических мыслей
101
Глава
7.
Выявление эмоций
121
Глава
8.
Оценивание автоматических мыслей
133
Глава
9. Ответы
на автоматические мысли
155
Глава
10.
Выявление и изменение промежуточных
убеждений 169
Глава
11.
Глубинные убеждения
201
Глава
12.
Дополнительные когнитивные и поведенческие
техники 231
Глава
13.
Образные представления
271
Глава
14.
Домашнее задание
293
Глава
15.
Завершение терапии и профилактика
рецидива
319
Глава
16.
Составление плана лечения
335
Глава
17.
Трудности терапии
355
Глава
18.
Профессиональный рост когнитивного
терапевта
371
Приложение
А. Рабочий
бланк терапевтического случая
375
Приложение
Б.
Рекомендуемая литература для терапевтов
380
Приложение
В.
Рекомендуемая литература для пациентов
(и терапевтов)
383
Приложение
Г.
Информация для когнитивных терапевтов
384
Библиография
386
Предметный
указатель
393
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
13
Вступление
17
Развитие
когнитивного терапевта
29
Как
пользоваться этой книгой
29
Глава 2.
Когнитивная концептуализация 33
Когнитивная
модель
34
Убеждения
35
Отношения,
правила и предположения
36
Взаимосвязь
поведения и автоматических мыслей
37
Пример
случая
39
Выводы
44
Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47
Цели
и структура первой терапевтической
сессии
48
Определение
повестки дня
50
Оценка
настроения
52
Знакомство
с жалобами пациента, выявление его
текущих проблем
и
определение целей терапии
53
Обучение
пациента когнитивной модели
56
Ожидания
от терапии
59
Разъяснение
пациенту природы его расстройства
61
Подведение
итогов сессии и определение домашнего
задания
63
Обратная
связь
65
Выводы
67
Глава 4.
Вторая и последующие сессии: структурирование
и
формат
69
Краткая
оценка состояния и настроения пациента
70
Связь
текущей сессии с предыдущей
73
Определение
повестки дня
74
Анализ
домашнего задания
76
8
Содержание
Обсуждение
вопросов повестки дня, определение
нового
домашнего задания
и периодическое подведение итогов
77
Заключительное
подведение итогов и обратная связь
83
Третья и последующие
сессии
84
Глава 5.
Трудности в структурировании терапевтической сессии 87
Обзор
минувшей недели
89
Оценка
настроения
90
Связь с
предыдущей сессией
93
Определение
повестки дня
94
Анализ
домашнего задания
96
Обсуждение
вопросов повестки дня
96
Определение
нового домашнего задания
97
Заключительное
подведение итогов
98
Обратная
связь
99
Проблемы,
возникающие из-за когниций терапевта
99
Когнитивная концептуализация: понять своего пациента
Что такое когнитивная концептуализация? Как можно построить когнитивную концептуализацию пациента?
Когнитивная концептуализация обеспечивает основу для лучшего понимания вашего пациента. Вы будете задавать определенные вопросы, чтобы понять, с какими проблемами может бороться пациент. Понимание того, что такое когнитивная концептуализация и как она работает, поможет вашему пациенту прогрессировать в терапии.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о когнитивной концептуализации.
Чтобы полностью понять когнитивную концептуализацию, важно знать о когнитивной модели.
Когнитивная модель предполагает, что дисфункциональное мышление характерно для всех психологических нарушений . Таким образом, психические заболевания, такие как депрессия и тревога, могут считаться расстройствами мышления . У пациента автоматический дисфункциональный внутренний диалог, который негативно влияет на поведение; затем поведение интерпретируется негативно, что приводит к ухудшению мышления. Это усиливает себя в порочный круг.
- Пример: Пациент хочет попробовать что-то новое. Она думает: «Ты точно потерпишь неудачу, ты ни на что не годишься». → Обеспокоенный неудачей, пациент отказывается от новой деятельности. → Затем она думает: «Я же говорила тебе, ты ничего не можешь сделать правильно — ты ничего не стоишь».
Негативное мышление распространяется на ядро убеждений пациента о себе, мире и других людях, а также промежуточных уровней установки, правила и предположения пациента.
Не только сама ситуация заставляет человека чувствовать себя определенным образом, но и то, как он ее истолковывает, через какую призму смотрит на нее.
- Циклические падения могут быть спровоцированы провоцирующими факторами , такими как внезапная провокация при стрессе.
- Пациентка могла иметь ключевые события развития ранее в жизни, которые предрасполагают ее к состоянию.
- У пациента может развиться механизмов преодоления (адаптивных и неадаптивных) для дисфункциональных убеждений.
Ключевым моментом когнитивно-поведенческой терапии является то, что эти дисфункциональные убеждения можно забыть .
Когнитивная концептуализация пациента существует на 3 уровнях: 1) основные убеждения, 2) промежуточные установки, правила и предположения и 3) автоматические мысли.
Основные убеждения
Это фундаментальные представления, считающиеся абсолютными истинами — просто так, как обстоят дела. Пример: «Я некомпетентен».
Они часто сознательно не артикулируются пациентом.
Ранний опыт мог развиться в них — родителями, ранними авторитетными фигурами; травмирующим событием; очевидным негативным отношением со стороны других (точно или нет).
Обычно они делятся на три категории: «Я беспомощен». «Я непривлекательный». «Я ничего не стою»
Промежуточные установки, правила и предположения
Отношения — это суждения о конкретном результате или ситуации. Пример: «Страшно потерпеть неудачу».
Правила — это предписания поведения пациента в определенных ситуациях. Пример: «Если задача кажется слишком сложной, даже не пытайтесь ее выполнить».
Предположения — это прогнозы о том, как будут развиваться события, основанные на поведении пациента. Пример: «Если я попытаюсь сделать что-то сложное, у меня ничего не получится. Если я буду избегать этого, со мной все будет в порядке».
Обычно логика пациента работает так: «Если я буду использовать свою [дезадаптивную копинг-стратегию], то [моё основное убеждение] не сбудется, и со мной всё будет в порядке». И обратное этому: «Если я не буду использовать свою [неадекватную стратегию преодоления трудностей], то [моё основное убеждение] сбудется, и мне будет больно».
(Обратите внимание, что у пациента могут быть и положительные инверсии, возникающие при улучшении настроения пациента. Например, может возникнуть позитивное предположение: «Если я буду усердно работать, я смогу преодолеть свои недостатки». )
Автоматические мысли
Автоматические мысли возникают бессознательно, часто в ответ на ситуацию, а иногда и без побуждения. Например, человеку, у которого есть базовое убеждение в своей некомпетентности, могут сказать, что его начальник хочет с ним встретиться. Ее автоматическая мысль может быть такой: «Мой начальник, вероятно, считает, что я ужасно работаю. Меня, наконец, узнают и уволят».
Пациенты часто больше осознают эмоцию, которую они испытывают, чем саму мысль . Автоматические мысли могут приходить в форме словесных мыслей или образов.
Автоматические мысли могут вызываться самыми разными ситуациями:
- Внешние события
- «Друг не ответил на мой звонок».
- Поток мыслей
- Пациентка думает об экзамене и о том, сколько всего предстоит проверить, затем продолжает думать о том, насколько важны ее оценки, и кавалькаде других мыслей.
- Познание: мысль, образ, память или мечта
- Пациент думает о жестоком образе.
- У пациента воспоминание о травмирующем событии.
- Эмоции
- Пациент чувствует гнев, затем размышляет об этом гневе. «Я не должен злиться на него. Я такой плохой человек».
- Поведение
- Пациентка переедает, несмотря на обещание себе этого не делать. «Я такой слабый. Я даже не могу контролировать свое питание».
- Физиологический
- Больная чувствует учащенное сердцебиение. «Почему мое сердце так быстро бьется? Со мной что-то серьезно не так».
- Психическое переживание
- Больной испытывает чувство нереальности. «Я схожу с ума.»
Эти автоматические мысли затем приводят к эмоциям . Эти два различны.
- Эмоции — это одно слово: грусть, тревога, злость, ревность, стыд, обида, подозрение, разочарование.
- Автоматические мысли выражаются более чем одним словом.
Построение когнитивной концептуализации
Как клиницист ваше понимание когнитивной концептуализации пациента начинается с первого контакта и уточняется в ходе большего количества сеансов и сбора большего количества данных с пациентом.
Пример пациента:
- Мать критиковала Салли в детстве. Ее часто неблагоприятно сравнивали с ее более успешным братом. Это привело к основным убеждениям о ее неадекватности.
- Она выработала установки и правила, согласно которым всегда старалась изо всех сил, добиваясь успеха во всем, что пробовала. В депрессивных состояниях она сосредотачивалась на своих недостатках и боялась никогда ни к чему не привести.
- Ее стратегии выживания включают высокие стандарты, чрезмерную подготовку к тестам, поиск слабых мест и устранение их, а также отказ от просьб о помощи.
- Салли получила новый опыт, который привел к негативным мыслям: у ее одноклассников было гораздо больше баллов AP, чем у нее; она не попала в школьную спортивную команду.
- У Салли развились автоматические мысли: «Я плохой человек. Я не смогу этого сделать. Я, вероятно, потерплю неудачу и брошу колледж». Она не подвергала сомнению свои автоматические мысли.
- Эти автоматические мысли переросли в мета-мысли о ее эмоциях и образе мыслей: «Что со мной не так? Почему я так подавлен? Я просто безнадежен».
- Эти мысли привели к саморазрушительному поведению, такому как уход от друзей, прекращение занятий, которые раньше приносили ей положительные результаты, и отсутствие концентрации во время учебы.
Вот пример последовательности когнитивной модели, в которой ситуация вызывает автоматические мысли:
- Ситуация: Салли чувствует себя истощенной (физиологический триггер), когда просыпается.
- Автоматическая мысль: Я слишком устал, чтобы вставать. Нет смысла вставать с постели.
- Реакция: Эмоционально ей грустно. Физиологически она чувствует себя тяжелой. Поведенчески она остается в постели.
- Автоматические мысли: «Что, если мой профессор проведет контрольную? Что, если это зачтется в моей оценке? Что, если я провалю урок?»
- Реакция: Эмоционально она беспокоится. Физиологически она чувствует учащение пульса.
- Ситуация: Салли отмечает учащенное сердцебиение.
- Автоматическая мысль: «Что со мной не так? Почему я волнуюсь по пустякам?
- Реакция: Эмоционально она чувствует себя более тревожно.
- Автоматическая мысль: «Лучше я останусь в постели, я сейчас ничего не могу сделать».
- Реакция: Эмоционально она чувствует облегчение. Физиологически она чувствует, что ее сердцебиение замедляется. В поведении она дольше остается в постели.
———Конец предварительного просмотра———
Понравилось то, что вы только что прочитали?
Прочтите остальную часть лучшего в мире резюме и анализа книги Джудит С. Бек «Когнитивно-поведенческая терапия: основы и не только» на Shortform .
Вот что вы найдете в нашем полном обзоре «Когнитивно-поведенческая терапия: основы и не только». вашей жизни, чтобы они меньше влияли на ваше мышление сегодня Получите лучшие в мире аннотации к книгам Концепция 12 Когнитивизация youtube.com/embed/videoseries?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en&autohide=2&wmode=transparent&listType=playlist&list=PLue5r00Txfg1miCSWG—EEKhpMH-mjaUS» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»/> (Вы также можете посмотреть это видео.) Когнитивная концептуализация обеспечивает основу для понимания клиента. Вы начинаете создавать когнитивную концепцию во время первого контакта с клиентом и продолжаете совершенствовать свою концепцию на протяжении всего лечения. Когнитивно-поведенческая терапия основана на когнитивной модели, которая предполагает, что на эмоции, поведение и физиологию людей влияет то, как они интерпретируют ситуацию и думают о ней. Когнитивно-поведенческие терапевты особенно интересуются уровнем мышления, который может действовать одновременно с более очевидным, поверхностным уровнем мышления. Эти быстрые оценочные мысли называются автоматическими мыслями и не являются результатом размышлений или рассуждений, но все же вызывают изменения в эмоциях и поведении. Вы можете идентифицировать автоматические мысли, заметив сдвиг в своем поведении и/или физиологии и спросив: «Что только что пришло мне в голову?» После этого вы можете оценить обоснованность своего мышления. Эти автоматические мысли обычно возникают из более устойчивого когнитивного феномена: убеждений. Начиная с детства у людей формируются определенные представления о себе, других людях и своем мире. Их самые главные или основные убеждения являются устойчивыми пониманиями, настолько фундаментальными и глубокими, что они часто не формулируют их даже самим себе. Человек считает эти идеи абсолютными истинами — такими, какие они есть (Бек, 19 лет).87). Если у человека есть базовое убеждение «я некомпетентен» и оно активировано. Затем он автоматически интерпретирует ситуацию крайне негативно и самокритично. В этой ситуации его разум автоматически сбрасывает со счетов или игнорирует положительные данные. Таким образом, его основная вера в некомпетентность становится все сильнее и сильнее. Основные убеждения — самый фундаментальный уровень убеждений; они глобальны, негибки и чрезмерно обобщены. В то время как автоматические мысли , реальные слова или образы, которые проходят через сознание человека, зависят от ситуации и могут считаться наиболее поверхностным уровнем познания. Основные убеждения влияют на развитие промежуточного класса убеждений, состоящего из (часто не сформулированных) установок, правил и предположений. Как возникают основные убеждения и промежуточные убеждения? Люди пытаются осмыслить свое окружение с ранних стадий развития. Им необходимо последовательно организовывать свой опыт, чтобы действовать адаптивно (Розен, 19 лет). 88). Их взаимодействие с миром и другими людьми под влиянием их генетической предрасположенности приводит к определенному пониманию: их убеждениям, которые могут различаться по своей точности и функциональности. Таким образом, обычный курс лечения в когнитивно-поведенческой терапии включает первоначальный упор на выявление и изменение автоматических мыслей, которые вытекают из основных убеждений. В определенной ситуации лежащие в основе убеждения человека влияют на его восприятие, которое выражается в автоматических мыслях, характерных для конкретной ситуации. Эти мысли, в свою очередь, влияют на эмоциональную, поведенческую и физиологическую реакцию человека. Это означает, что конкретная ситуация интерпретируется на основе основных убеждений, которые выражаются в виде автоматических мыслей. Эта автоматическая мысль вызывает изменения в эмоциях, поведении и физиологии. Было бы чрезмерным упрощением сказать, что восприятие ситуаций приводит к автоматическим мыслям, которые затем влияют на реакцию людей. Глава 3 Джудит С. Бек (краткое изложение) – Основные идеи психологии