Популярное

Как называется аффективная оценка представлений о себе ценность значимость: Глава 18. Я-КОНЦЕПЦИЯ

Глава 18. Я-КОНЦЕПЦИЯ

Я-концепция и ее роль в жизни личности

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она вступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция

(Я-образ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая,

345

рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Рассмотрим, какую же роль играет Я-концепция в жизни личности, какие функции она выполняет.

Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности либо тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт, либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является,

346

по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Структура Я-концепции

На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Р. Бернс (как и многие отечественные психологи – В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Л.В. Бороздина и др.) выделяет три составляющих в структуре Я- концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе.

Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я- концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это

347

целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Когнитивная – некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая Я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия непостоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обусловливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

С точки зрения процессуальной когнитивная подструктура выступает как самопознание- процесс получения знания о себе. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Образ Я.

В психологической науке основополагающим стало различение У. Джеймсом двух сторон единого, целостного Я (self) – «эмпирическое Я» (Я как объект познания) и «чистое Я» (Я как субъект познания). Под эмпирическим Я У.Джеймс понимал совокупность всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, психические силы и качества. Он подразделил эмпирическое Я на три подсистемы:

1)материальное Я – тело, одежда, собственность;

2)социальное Я – то, чем признают данного человека окружающие;

3)духовное Я – совокупность психических качеств, склонностей, способностей человека.

Под чистым или познающим Я У. Джеймс понимал то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне.

348

Одним из наиболее известных различений образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других ученых.

Согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» — то, каким человек кажется себе в действительности; «идеальное Я» — то, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» — каким субъект желал бы стать, если бы все было возможно; «должное Я» — каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы; «зеркальное Я» — представления человека о том, как его воспринимают другие.

Оценочная составляющая – наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, кем является.

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться то, что он, к примеру, сильный. Результатом этого процесса самооценивания является самооценка – суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я- концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни

349

личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

350

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Выделяются частные самооценки – оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка – это не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых видах деятельности.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на

351

собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким людям; не менее трудно жить и высокомерным.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции

ивоспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину

иблизость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Такую любовь в психологии называют безусловной. Постоянное проявление безусловной родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Этот термин был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени

352

сложности, на которую человек считает себя способным. Решающим фактором в становлении уровня притязаний является переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Например, для одного студента сдача какого-либо экзамена на «хорошо» может выступать как колоссальный успех, а для другого – как провал.

У. Джеймс связал уровень притязаний с самоуважением, предложив следующую формулу: Самоуважение = Успех : Уровень притязаний. Под успехом автор понимал эффективное выполнение не любой, а лишь значимой для человека деятельности.

Поведенческая составляющая заключается в потенциальной поведенческой реакции, т.е. конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я, самооценкой и самоотношением.

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

Регулирующая роль Я-концепции заключается в том, что она направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности. Результатом процессов саморегулирования является формирование самоэффективности. Самоэффективность отражает убеждения в собственных способностях организовать и исполнить действия, необходимые для определенных достижений, означает веру человека в то, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Самоэффективность – это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждение о собственной ценности (А. Бандура).

В целом ряде исследований установлено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить

353

отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу.

Таким образом, самосознание представляет собой единство процесса самопознания, в какой бы форме оно ни выступало, и определенной системы оценок и переживаний, включенных в этот процесс. Я-концепция предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции поведения.

Развитие Я-концепции

Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так, постепенно, возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я, Я- концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На ее формирование влияет целый комплекс

354

факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности, определяющие представления о самом себе. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. По мнению И. С. Кона «человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими».

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К младшему школьному возрасту их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

По мнению И.И. Чесноковой, на ранних онтогенетических ступенях развития человека, примерно до подросткового возраста, субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне развития складываются единичные образы самого себя и своего поведения, привязанные к конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что

355

представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. На этом этапе онтогенеза для самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. Постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из единичных конкретных образов Я.

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я- концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, которые влияют на представления индивида о самом себе:

1.Согласованность внешней оценки и Я-концепции.

2.Значимость представлений, которые затрагивает оценка.

356

3.Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние.

4.Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.

5.Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я- концепции в случаях, когда:

1. Оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной.

2.Оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения.

3.Эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом

доверия.

4.Индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Зрелость Я-концепции, ее адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Вопросы и задания для самопроверки

1.Дайте определение Я-концепции.

2.Кто из ученых стоял у истоков исследования проблемы «Я» в зарубежной и отечественной психологии?

3.Какие функции выполняет Я-концепция в жизни личности?

4.Что является результатом самосознания личности?

5.Какова структура Я-концепции?

6.Дайте характеристику когнитивной составляющей Я-концепции.

7.Что такое «образ Я»?

8.Какие виды «образов Я» выделяют ученые?

9.Что такое самооценка?

10.Что значит «адекватная» и «неадекватная» самооценка?

11.Чем отличается человек, имеющий низкую самооценку от того, у кого самооценка высокая?

357

12.Что значит «завышенная» и «заниженная» самооценка?

13.Чем отличаются частные самооценки от общей, глобальной?

14.Что такое самоуважение и какую формулу самоуважения предложил У. Джеймс?

15.Дайте определение уровня притязаний личности.

16.Что представляет собой поведенческая составляющая Я-концепции?

17.Дайте характеристику понятия «самоэффективность».

18.Чем отличается развитие Я-концепции на ранних стадиях онтогенеза?

19.Каким образом происходит развитие Я-концепции в подростково-юношеском возрасте?

20.Какие события существенно влияют на изменение Я-концепции взрослого человека?

Рекомендованная литература

Основная литература

1.Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Психология», «Клиническая психология» и напр. подготовки «Психология» / А. Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2010. – 447 с.

2.Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская – М. :

Академия, 2010. – 381 с.

3.Петровский, А. В. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 512 с.

4.Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б. А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.

5.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб.

:Питер, 2007. – 705 с.

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. АбульхановаСлавская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.

2.Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6. – № 5. – С. 3-18.

3.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М. :

Прогресс, 1986. – 420 с.

4.Васильев, Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой [Текст] / Н. Н. Васильев. – Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/12/18/ja_koncepcija.html

5.Дорфман, Л. Я. Метаиндивидуальный мир [Текст] / Л. Я. Дорфман. – М. :

Смысл, 1993. – 456 с.

6.Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.

7.Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 494 с.

8.Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.:

Знание, 1976. – 64 с.

358

9.Лэнг, Р. Расколотое «Я» [Текст] / Р. Лэнг. – СПб. : Белый кролик, 1995. – 352

с.

10.Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. – СПб. :

Евразия, 1999. – 479 с.

11.Мейли, Г. Структура личности [Текст] / Г. Мейли // Экспериментальная психология / ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – М., 1975. – Вып. V. – С. 197-283.

12.Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст]

/Е. Т. Соколова. – М. : Московский университет, 1989. – 216 с.

13.Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. – М. : МГУ,

1983. –284 с.

14.Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии [Текст] : в 2 т. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер ; пер. с англ.– М. : Три Л, 1996.

Т.2 : Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – 1996. – 208 с.

15.Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 143 с.

16.Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления [Текст] / К. Г. Юнг. –

М. : Харвест, 2003. – 496 с.

359

Место «Я-концепции» в структуре персонального имиджа.

Выполнила: Елены Сальковой, PR402. 

Работая над персональным имиджем человека (или своим имиджем) мы преследуем две цели: первая цель – маскировка (то есть создание нового образа при вхождении в новую группу), вторая – самопрезентация  (умение преподносить себя людям, скрывая недостатки и подчеркивая свои достоинства).

Создавая имидж, мы работаем не только с внешностью, но и с внутренним миром человека. Ведь назначение имиджелогии в том, чтобы, создав привлекательный имидж, помочь человеку психологически и нравственно чувствовать себя уверенно и оптимистично. Другими словами, человек должен чувствовать себя комфортно в новом имидже.

Исходя из этого, работа над внешностью человека должна происходить параллельно с изучением и работой с внутренним миром. «Я-концепция» – первый этап работы в создании персонального имиджа и в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного настроя на позитивное отношение к миру и к себе. Работая с «Я-концепцией» в контексте имиджа, реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей.

В процессе общения человек может отслеживать и анализировать реакции других людей на его поступки, речь, движения, мимику, манеру поведения и т.п. Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция». Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие:

« Я-концепция  —  это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой »

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Работая с имиджем индивида по «Я-концепции», необходимо хорошо разобраться в теоретических аспектах этого феномена. Из чего состоит «Я-концепция»? Что происходит с личностью при работе над своей «Я-концепцией»? Как настроиться на достижение успеха? Что даёт индивиду положительная «Я-концепция»?Положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я-концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

Установка включает три главных элемента:

  1. Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
  2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
  3. Соответствующая реакция, которая может выражаться в поступках (поведенческая составляющая).

Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

  1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трёх основных составляющих «Я-концепции». Когнитивная составляющая «Я-концепции» Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надёжный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д.

Всё это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида.

Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причём значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.

Такого рода самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт. Оценочная составляющая «Я-концепции» Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью.

В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Иными словами, «Я-концепция» – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Всё это можно объяснить бытующими стереотипами в социуме.

Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности, ибо человеку свойственно переносить внешнюю дефектность на личность в целом. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, социально неадекватен (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Так, социальное окружение существенно осложняет развитие позитивной «Я-концепции».

Даже эмоционально нейтральные характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я-концепции». При этом новые оценки могут изменять значение усвоенных прежде.Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в методике «Я-концепция». Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Для понимания самооценки важны три момента.

Первое. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто присутствует в психотерапевтической методике «Я-концепция», где высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.Наконец, индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности.

Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определённое дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.Самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Поведенческая составляющая «Я-концепции» Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом.

Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными.

Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?

Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.Существуют исследования по теории личности, основанные на концепции, согласно которой человек всегда идёт по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства, идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт (когнитивный диссонанс).

Чтобы восстановить утраченное состояние внутренней гармонии, индивид готов к различным действиям. Так, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нём самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя и окружающих.

Существенный фактор внутренней согласованности – то, что индивид думает о самом себе, в своих действиях он руководствуется самовосприятием.Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, например, рационализации. Эти механизмы позволяют удерживать «Я-концепцию». Одна из главных идей «Я-концепции» связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-концепцией». Поведение рассматривается как попытка достичь согласованности «Я-концепции». Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид использует один из двух защитных механизмов – искажение или отрицание.

Искажение используется, чтобы изменить личностную значимость переживания; отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. Искажение направлено к тому, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным, интегральным Я.

События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придаёт отягощённый прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей «Я-концепции». Мы используем клиентцентрированную терапию как метод, направленный к тому, чтобы модифицировать состояние «Я-концепции» для устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром устраняется и достигается состояние психологической адаптации. Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к «Я-концепции», возникает дезадаптация.

Можно  рассматривать дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между личностными установками и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я-концепция» чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его «Я-концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Эти чувства могут блокироваться, поскольку «Я-концепция» не может смириться с мыслью о том, что человек способен испытывать ненависть.

Суть развитой теории когнитивного диссонанса в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я, и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции» достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку всё же свойственна способность реально оценивать ситуацию. Будучи существом общественным, человек не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.

Обратимся ещё раз к функциям «Я-концепции»:

  • способствует достижению внутренней согласованности личности;
  • определяет интерпретацию опыта;
  • является источником ожиданий.

Рассмотрим «Я-концепцию» как источник интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, воспринимают её по-разному. У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает чрезвычайно трудно.Как совокупность ожиданий «Я-концепция» определяет, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я-концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.

Таким образом, можно определить три модальности самоустановок:

  1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле.
  2. Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
  3. Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

Внешние данные личности и «Я-концепция» Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией», не может не учитывать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формирования представления о своем Я наряду с половым отождествлением, которое сохраняет своё значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я-концепции».

Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.Установлено, что степень удовлетворённости различными характеристиками своего тела связано с общей самооценкой.

Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я.

Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребёнок, носящий очки, живёт в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.

Задумайтесь на минуту над тем, как мы реагируем при первой встрече на невысокого толстяка или же на необыкновенно длинного и худого человека. Мы предполагаем, что они обладают целым рядом специфических личностных черт, ждём от них определённого поведения. Более того, мы готовы усматривать в их поведении особенности, подтверждающие наши ожидания. Но для этого человека ваши вербальные и невербальные реакции выступают как проявление универсальных установок культуры; тем самым действия обеих сторон способствуют упрочению стереотипов.Рассмотрим возможности имиджмейкера в работе над образом тела как источником развития «Я-концепции». В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я.

Имиджмейкер, определив вместе с клиентом образ его тела, в дальнейшем может конструировать имидж, исходя из индивидуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для его формы, скрывающие недостатки, подчёркивающие достоинства.Все мы имеем какое-то представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто психологическим, образ тела включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социальном плане.

Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:

  1. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.
  2. Психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций.
  3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
  4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.

Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.

Методика определения «Я-концепции» Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей.

Например, у взрослых людей есть одна привычка – когда они видят ребенка, отпускать в их адрес подобные фразы : «ой, какая красивая девочка», «ой, ты точно спортсменом станешь» или же когда родители проецируют на детей то, что они сами не сделали, не добились, но очень хотели.

И тогда у человека с детства остаются все эти слова и посылы, которым он пытается соответствовать, сам того не желая. Он может этого даже не осознавать. Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы.

Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще более неправильно не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.  Одна из них являет собой чистый опыт, а другая  —  содержание этого опыта  (Я- как объект).  Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти   элементы  настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я- как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов,  поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане, в психологическом плане они существуют слитно.

Работа с «Я-концепцией» необходима. Можно нарядить человека на миллион долларов, и все равно не факт, что он будет чувствовать себя на все сто. Если человек не доволен собой – все идет не так. Проснулся с утра, посмотрел в зеркало – не понравилось, и все – день испорчен.

И это только день. А если человек сам собой недоволен постоянно? Это же кошмар! Недоволен собой как следствие –  плохое настроение, плохое настроение – кислое выражение лица  – люди отстраняются, либо сам их отпугиваешь, рявкая на них. Так же идет недоверие к людям, озлобленность на красивых людей, неуверенность в себе.

А если человек уверен в себе, если он сам себя любит, он излучает силу, позитив, оптимизм и счастье. А к таким людям тянутся, с ними приятно и полезно общаться.  Опять же позитив и оптимизм очень хорошо влияют на здоровье. Для работы над созданием позитивной «Я-концепцией» существует много простых, интересных и полезных методик.

Некоторые из них (упражнение «Мое самовосприятие», упражнение «Я-реальное», упражнение «Мои жизненные планы», Мини-гимн) были опробованы на себе. Всегда интересно узнавать что-то новое о себе, разбираться в себе, работать над собой.В заключение, хочется сказать, что внешний и внутренний мир человека должны находиться в гармонии, к это нужно стремиться постоянно.    

Эмоциональная оценка | Блог | Наику

Когда думают об образовательной оценке, часто думают о когнитивных показателях. Мы учим студентов важным понятиям, тому, как решать проблемы и как мыслить критически. Затем мы создаем тесты, чтобы определить, могут ли ученики делать или знают эти вещи. В этом блоге я много писал о том, как это сделать. Я обсудил правила валидности, надежности и написания элементов.

Сегодня я хотел бы написать о важности аффективных мер. Что такое аффективные меры? Это оценки, которые фокусируются на отношении, интересах и ценностях учащихся. Например, оценка, которая измеряет, как учащиеся считают себя учащимися, может быть примером инструмента аффективной оценки.

Доктор Пофэм (2006) склоняется к аффективным измерениям. Он утверждает, что аффективные измерения не менее, если не более важны, чем когнитивные. В то время как когнитивные тесты измеряют то, что учащиеся могут сделать, аффективные оценки измеряют, что ученики будут делать в будущем. Когда учителя измеряют отношение детей к демократическому процессу, мы получаем представление о том, как они, вероятно, будут относиться к демократической системе, когда вырастут. Знание этого не менее важно, если не больше, чем знание того, могут ли учащиеся назвать и описать три ветви власти в США

.

В этом смысле я согласен с доктором Пофамом. Аффективные меры важны и должны быть важны в образовании.

Противники аффективного измерения утверждают, что учителя не должны измерять (и, следовательно, влиять) ценности ученика. Например, они не хотят, чтобы учителя влияли на политические или религиозные взгляды учащихся. Я согласен с этим. Как указывает д-р Пофэм, существуют универсальные ценности, которым мы должны и можем согласиться учить наших студентов. Например, мы можем и должны способствовать позитивному отношению учащихся к учебе. Кроме того, мы можем продвигать и развивать интерес ученика к конкретному предмету. Мы можем оценивать и продвигать такие ценности, как добросовестность, справедливость и честность. Таким образом, существует множество взглядов, интересов или ценностей, которые мы можем согласиться оценить.

Лучший и самый простой способ оценить эти аффективные показатели — использовать самоотчеты. Попросите студентов сообщить о степени их согласия с утверждениями, используя шкалу Лайкерта. (Возможно, в будущем я напишу больше о том, как разработать шкалу Лайкерта. Дайте мне знать, если вы хотели бы увидеть это в виде сообщения в блоге.) Один из ключевых моментов, который следует помнить при оценке аффекта с помощью самоотчетов, заключается в том, что мы оценка взглядов, интересов и ценностей группы , а не отдельного учащегося. Итак, скажите студентам, что их ответы будут анонимными. Использовать процедуры для обеспечения анонимности; это уменьшит склонность студентов реагировать социально желательным образом. Сведение к минимуму этой тенденции повысит достоверность любых выводов, которые мы делаем на основе результатов.

A Naiku, мы верим в силу и полезность эмоциональных измерений в образовании. Мы считаем, что учителя не только должны знать каждого отдельного учащегося через оценивание, учителя также должны знать своих учеников как группу. Нам нужно знать, как они относятся или относятся к определенным интересам и ценностям. Знание этой информации сделает учителя более информированным и, в конечном счете, лучшим и более эффективным учителем.

В системе Naiku вы можете легко создавать эмоциональные оценки. Мы не требуем, чтобы оценивание было когнитивным тестом. Вперед, продолжать; попытайтесь создать эмоциональную оценку. Если у вас уже есть некоторые из них и вы использовали их с большой пользой, рассмотрите возможность поделиться ими с другими учителями на Naiku.

Опубликовано



Введение

Это резюме было составлено Карин Кирк, SERC.

Исходная информация

Аффективная сфера является частью системы, опубликованной в 1965 году для определения, понимания и рассмотрения того, как люди учатся. Часть таксономии Блума, эта классификация образовательных целей включает когнитивную область, аффективную область и психомоторную область.

Когнитивная область организована в виде иерархии, которая начинается с простого приобретения знаний, за которыми следуют более сложные когнитивные задачи понимания, применения, анализа, синтеза и оценки.

Психомоторная область связана с обучением физическим движениям. Члены первоначального комитета не написали книгу о психомоторной сфере.

Дополнительная информация

  • Области обучения или таксономия Блума (дополнительная информация)
  • Бенджамин Блум публикует «Таксономию образовательных целей: классификацию образовательных целей» (подробнее)
  • Таксономия аффективной области Кратволя

Определения аффективной области

Аффективная область описывает цели обучения, которые подчеркивают эмоциональный тон, эмоцию или степень принятия или неприятия. Аффективные цели варьируются от простого внимания к избранным явлениям до сложных, но внутренне непротиворечивых качеств характера и совести. Мы обнаружили большое количество таких целей в литературе, выраженных в виде интересов, отношений, оценок, ценностей и эмоциональных установок или предубеждений. [из Krathwohl и др., 1964 ]

Ниже приведены описания каждого шага таксономии, начиная с самого базового уровня. (Из таксономии аффективной области Кратволя)

Получение означает осознание или чувствительность к существованию определенных идей, материалов или явлений и готовность терпеть их. Примеры включают: различать, принимать, слушать (для), реагировать.

Реагирование в некоторой степени привержен идеям, материалам или явлениям, связанным с активным реагированием на них. Примеры: соблюдать, следовать, хвалить, вызываться, проводить свободное время, приветствовать.

Ценность хочет, чтобы другие воспринимали ее как ценителя определенных идей, материалов или явлений. Примеры включают в себя: повысить измеряемое мастерство, отказаться, субсидировать, поддержать, обсудить.

Организация заключается в том, чтобы связать ценность с теми, кто уже существует, и привести ее в гармоничную и внутренне непротиворечивую философию. Примеры: обсуждать, теоретизировать, формулировать, уравновешивать, исследовать.

Характеристика по значению или набору значений заключается в том, чтобы действовать последовательно в соответствии с ценностями, которые он или она усвоили. Примеры включают: пересмотреть, потребовать, получить высокую оценку, избегать, сопротивляться, управлять, разрешать.

Какое значение имеет аффективная сфера в образовании?

Если мы стремимся применить континуум Krathwohl et al. к нашему обучению, то мы призываем студентов не просто получать информацию в нижней части аффективной иерархии. Мы хотели бы, чтобы они реагировали на то, что они узнают, ценили это, организовывали это и, возможно, даже характеризовали себя как студентов, изучающих естественные науки или ученых.

Нас также интересует отношение учащихся к науке, ученым, изучению науки и конкретным темам науки. Мы хотим найти методы обучения, которые воодушевляют учащихся и привлекают их. Темы эмоционального воздействия в учебной литературе включают отношения, мотивацию, стили общения, стили управления классом, стили обучения, использование технологий в классе и невербальное общение. Также важно не отталкивать учащихся тонкими действиями или сообщениями, которые переходят прямо в аффективную область и мешают учащимся быть вовлеченными.

В образовательной литературе почти каждый автор вводит свою статью, заявляя, что аффективная сфера важна для обучения, но она наименее изучена, чаще всего упускается из виду, является самой туманной и труднее всего оценить из трех сфер Блума. При формальном обучении в классе большая часть усилий учителя обычно направлена ​​на когнитивные аспекты преподавания и обучения, и большая часть времени в классе предназначена для когнитивных результатов. Точно так же оценка когнитивного обучения проста, но оценка аффективных результатов затруднена.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *