Популярное

Гештальт терапия цели и задачи: Цели и задачи гештальт-терапии | Виталий Елисеев

Цели и задачи гештальт-терапии | Виталий Елисеев

С точки зрения гештальт-терапии единственной целью психотерапии является осознавание

Она состоит в расширении осознавания определенной области бытия, а также увеличении возможностей пациента автоматически при необходимости использовать навыки осознавания. Если основоположники гештальт-терапии считали его содержанием, то более поздние последователи видят в нем процесс. Однако и в качестве содержания, и процесса осознавание по мере продолжения терапии способствует углублению уровня лечебного воздействия. Оно включает в себя осведомленность об окружающей среде, ответственность за осуществляемый выбор, знание о себе, принятие своей личности и способность к контакту.

Обычно, на начальном этапе терапии пациенты главным образом озабочены разрешением своих насущных проблем. Поэтому задачей гештальт-терапевта становится прояснение, каким образом они поддерживают себя, справляясь с этими ситуациями.

Посредством усиления саморегуляции и самоподдержки гештальт-терапия способствует разрешению пациентом проблем. По мере продолжения терапии оба ее участника начинают больше внимания уделять общим проблемам личности. На завершающем этапе успешного курса терапии львиная доля работы уже направляется самим пациентом, и он оказывается способным интегрировать решение проблемных ситуаций, личностные проблемы, отношения с терапевтом и способы, используемые им для осознавания.

Гештальт-терапия оказывается наиболее полезной для пациентов, открытых для работы над самоосознаванием и стремящихся к естественному доминированию этого процесса в их жизни.

Хотя некоторые люди и утверждают, что заинтересованы в корне изменить свое поведение, тем не менее большинство прибегают к психотерапии, чтобы снизить имеющийся дискомфорт. Поводом для лечения может стать преувеличение недомогания, особенности дискомфортных проявлений или неудовлетворенность отношениями. При этом пациенты зачастую ожидают, что облегчение наступит от действий терапевта, а не вследствие собственных усилий.

Наиболее показанной психотерапия является для тех пациентов, у которых тревога, депрессия и т.п. возникают по причине отвержения себя, отчуждения частей личности или самообмана. Если говорить кратко, то люди, не представляющие себе, как можно и дальше содействовать своему несчастью, являются самыми подходящими кандидатами для терапии, ибо открыты для работы над осознаванием, в особенности, осознаванием саморегуляции. Гештальт-терапия особенно подходит тем людям, кто интеллектуально неплохо осведомлен о себе, однако не растет как личность.

Те же, кто жаждут лишь облегчения симптома без совершения работы осознавания, скорее являются кандидатами для модификации поведения, медикаментозного лечения, терапии биологической обратной связью и т.п. Непосредственность методов гештальт-терапии облегчает возможность совершения пациентом выбора о ее приемлемости уже в начале терапевтической работы. Однако трудности, с которыми некоторые из них сталкиваются при вступлении в контакт или работе над осознаванием, не следует автоматически толковать как отсутствие желания работать.

Уважение, с которым гештальт-терапевт относится к личности в целом, помогает ему содействовать, чтобы пациенту стало ясным различие между “не могу” и “не буду”, чтобы он он смог понять, каким образом внутренние барьеры или сопротивление, в числе которых важное место занимают прошлые знания, тревога, стыд или сенситивность к ударам по нарциссизму, тормозят работу осознавания.

Никаких “должен”

В гештальт-терапии не существует никаких “должен”. Гораздо более других ценностей она почитает автономию и способность пациента к самоопределению. А эти качества связаны не с долженствованием, а предпочтением (выбором). Правило отсутствия долженствований имеет верховенство перед терапевтическими целями и возлагает на пациента ответственность и санкции за его поведение (естественно, пока пациент проходит курс гештальт-терапии, приказы и требования общества временно не принимаются в расчет).

Гэри Йонтеф (Gary Yontef) – клинический психолог и гештальт-терапевт. Один из учеников Фрица Перлза, доктор наук Академии клинической психологии, бывший президент Гештальт-Института в Лос-Анжелесе.

из книги Гэри Йонтеф «Осознавание, диалог и процесс в терапии»

Представляет собой монографию  “Осознавание, диалог и процесс в терапии”, опубликованную в издательстве The Gestalt Journal Press  в 1993 году. Подготовка к печати: Марина Тихомирова Перевод: Александр Моховиков Художественное оформление: Денис Н. Хломов

2002 Московский Гештальт Институт

2002 оформление, обложка: Денис Н. Хломов

Задачи и технологии гештальт-терапии — Психологос

 

Основная задача гештальт-терапии — восстановление нормального контакта человека с собой, окружающими и жизнью, обретение жизненной энергии.

Эта работа происходит в

основном через работу с актуальными чувствами и телесными проявлениями, хотя нередко задействуется и работа с воспоминаниями и снами. Активно используется работа воображения, разговоры с воображаемыми персонажами.

 

В гештальте нет задачи думать, есть задача осознавать и чувствовать. 

Часть проблем решается через осознание (осознать, что ты сейчас чувствуешь, что ты сейчас выражаешь), часть через реальное отреагирование. 

 

  • Работает с настоящим, находя в настоящем прошлое.

В отличие от психоанализа, гештальт-терапия не сводит сегодняшние затруднения к проблемам в прошлом. Для гештальта прошлого нет, есть только настоящее, в котором у клиента есть представление о следах прошлого. 

 

С этим гештальт-терапевт и работает.

Планирование дальнейшей жизни (постановка цели, определение приоритетов, планы на год, на пять лет и далее) гештальт-терапевт у клиента не выстраивает. См.→

 

 

 

  • Позиция скорее аналитическая, чем актуальная.

Работая с настоящим, современная российская гештальт-терапия всегда клонится к прошлому, ее позиция скорее аналитическая, чем актуальная. 

 

Как правило, проблемное поведение гештальт-терапевт трактует как «эмоциональный гной», как проявление, проигрывание ранее полученной травмы (детской травмы, жестокого обращения), и предлагает возвратить чувства по адресу тем, кто вызывал их когда-то и кому невозможно было их открыто выразить — понятно, что в метафорической, игровой форме. См.→

 

 

  • Приоритет — работа с чувствами.

Представление о подлинных чувствах. Нездоровье — блокировка подлинных чувств (преимущественно — агрессии), здоровье — свободное выражение подлинных чувств. Разум, голова — менее интересно (менее важно), чем чувства. Голова — то, что мешает проявлению подлинных чувств. См.→

  • Внимание к телу

     

Тело — самый надежный источник информации о настоящих чувствах. В гештальт-терапии считается, что «язык тела» более информативен, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправдания и уклонения от решения проблем. Гештальт-подход не верит клиенту, когда тот говорит (рассказывает сказки, выдает интерпретации) о своих чувствах и эмоциях. Он верит только реальности, распрашивая клиента о его телесных ощущениях, о сенсорных переживаниях. См.→

 

 

Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама. Некоторые приемы работы пересекаются с другими направлениями психотерапии, например, известная техника работы с клиентом «горячий стул» или «пустой стул». См.→

Гештальт-терапия | психология | Британника

Похожие темы:
психотерапия

Просмотреть весь соответствующий контент →

Гештальт-терапия , гуманистический метод психотерапии, который использует целостный подход к человеческому опыту, подчеркивая индивидуальную ответственность и осознание текущих психологических и физических потребностей.

Фредерик («Фриц») С. Перлз, психиатр немецкого происхождения, основал гештальт-терапию в 1940 лет с женой Лаурой. Перлз обучался традиционному психоанализу, но его неудовлетворенность некоторыми теориями и методами Фрейда привела его к разработке собственной системы психотерапии. На него повлияли психоаналитики Карен Хорни и Вильгельм Райх. Также влиятельными были идеи, выраженные в экзистенциализме и феноменологии, такие как свобода и ответственность, непосредственность опыта и роль человека в создании смысла жизни. Гештальт-психология послужила основой для системы Перлза. Согласно этой психологии восприятия, когда организмы сталкиваются с набором элементов, они воспринимают паттерн или конфигурацию целиком, а не фрагменты на фоне. Перлз применил эту концепцию к человеческому опыту, постулируя, что здоровые люди организуют поле своего опыта в виде четко определенных потребностей, на которые они соответствующим образом реагируют. Например, когда различные восприятия приводят здоровых людей к переживанию гештальта голода, они едят. С другой стороны, невротик мешает формированию соответствующего гештальта и неадекватно справляется с потребностью. В другом примере нездоровой реакции человек, который только что получил оскорбление, может быть зол, но может частично или полностью подавить осознание этого гнева.

Гештальт-терапия направлена ​​на разрешение конфликтов и неясностей, возникающих в результате неспособности интегрировать особенности личности. Цель гештальт-терапии — научить людей осознавать значимые ощущения внутри себя и своего окружения, чтобы они полностью и разумно реагировали на ситуации. Основное внимание уделяется «здесь и сейчас», а не прошлому опыту, хотя, как только клиенты осознают настоящее, они могут столкнуться с прошлыми конфликтами или незавершенными делами — то, что Перлз называл незавершенными гештальтами. Клиентов призывают обсуждать свои воспоминания и опасения в настоящем времени. Гештальт-терапевты также используют драматизацию конфликтов как метод сделать проблемы понятными для своих клиентов. Клиентов могут попросить разыграть подавленные аспекты своей личности или принять роль другого человека. Как и другие гуманистические терапии, гештальт-терапия предполагает врожденную склонность человека к здоровью, целостности и реализации своего потенциала.

Перлз разработал большинство техник гештальт-терапии в Соединенных Штатах и ​​помог основать институты гештальт-терапии в различных частях страны в 1960-х годах. Многие из его техник были включены в эклектичные подходы к психотерапии.

Гештальт-терапия: обзор и основные концепции

«Я делаю свое дело, а вы делаете свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы оправдывать твои ожидания.
И ты в этом мире не для того, чтобы оправдывать мои.
Ты — это ты, а я — это я,
И если случайно мы найдем друг друга, это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.

(Фриц Перлз, 1969 г., Гладдинг, 2000 г.)

Гештальт-терапия была разработана в 1940-х годах Фрицем и Лаурой Перлз, и в дальнейшем на нее повлияли такие люди, как Курт Левин и Курт Гольдштейн (Corsini & Wedding, 2000). Он был разработан как пересмотр психоанализа и фокусируется на эмпирическом и гуманистическом подходе, а не на анализе бессознательного, который был одним из основных терапевтических инструментов в то время, когда применялась гештальт-терапия.

Гештальт-терапия отвергает двойственность ума и тела, тела и души, мышления и чувства, чувства и действия. Согласно Перлзу, люди не состоят из отдельных компонентов, это разум, тело и душа, скорее, человеческие существа функционируют как единое целое. При этом человек определяет, кто он есть (самоощущение), выбирая реакцию на взаимодействие с окружающей средой (границы). Слово «гештальт» (немецкого происхождения) относится к «целому, конфигурации, интеграции, паттерну или форме» (Паттерсон, 19).86).

Форма гештальт-терапии, практикуемая сегодня, использует идеи, данные и вмешательства из множества источников, а также некоторые из оригинальных техник, известных как «методы гештальт-терапии». Отмечается, что гештальт-терапия имеет историю подхода, который создает или заимствует определенные техники, направленные на то, чтобы помочь клиенту сделать следующий шаг в своем личном росте и развитии.

Ключевые концепции

В основе гештальт-терапии лежат несколько ключевых концепций, многие из которых аналогичны концепциям личностно-ориентированной и экзистенциальной терапии. Однако то, что действительно отличает гештальт-терапию от этих видов терапии, так это некоторые идеи, добавленные Перлзом и его коллегами, а также отличительные терапевтические техники, которые будут рассмотрены ниже (Seligman, 2006). Ниже приведены ключевые концепции гештальт-терапии:

Целостность и интеграция : Целостность относится ко всему человеку или к разуму и телу человека как к единому, а не как к отдельным частям (Seligman, 2006). Интеграция относится к тому, как эти части сочетаются друг с другом и как человек интегрируется в окружающую среду. Часто у людей, которые приходят на терапию, эти части не сочетаются друг с другом в их окружении, гештальт-терапия помогает клиентам интегрироваться как целостные личности и помогает восстановить баланс в их окружении.

Осведомленность : Осведомленность является одним из наиболее важных элементов гештальт-терапии, поскольку она рассматривается как «отличительный признак здорового человека и цель лечения» (Seligman, 2006). Когда люди «осознают», они способны саморегулироваться в своей среде.

Есть две основные причины отсутствия осведомленности:

  1. Озабоченность своим прошлым, фантазиями, недостатками и сильными сторонами, из-за которых человек не осознает всей картины.

  2. Низкая самооценка.

Существует три способа достижения осознанности с помощью терапии:

  1. Контакт с окружающей средой : Это через взгляд, слушание, прикосновение, разговор, движение, обоняние и вкус. Это позволяет человеку расти в своей среде, реагируя на окружающую среду и меняясь.

  2. Здесь и сейчас : Это человек, живущий и осознающий настоящий момент, а не беспокоящийся о прошлом или будущем.

  3. Ответственность : Это относится к тому, что человек берет на себя ответственность за свою собственную жизнь, а не обвиняет других.

Энергия и энергетические блоки : Гештальт-терапевты часто сосредотачиваются на том, где находится энергия в теле, как она используется и как она может вызывать блокировку (Corey, 2005). Заблокированная энергия — это форма сопротивления, например, напряжение в части тела, недостаточно глубокое дыхание или избегание зрительного контакта. Гештальт-терапия направлена ​​на поиск и устранение блокировок, которые могут мешать осознаванию.

Нарушения роста : Нарушения роста относятся к эмоциональным проблемам, которые вызваны людьми, которые недостаточно осведомлены и не полностью взаимодействуют с окружающей средой. При этом люди не могут успешно справляться с изменениями в своей жизни и вместо этого решают проблемы в оборонительной манере (Seligman, 2006).

Незавершенное дело : Незавершенное дело относится к людям, которые не доводят дело до конца в своей жизни, и часто связано с людьми с «нарушением роста» (Seligman, 2006). Люди с незавершенными делами часто обижаются на прошлое и из-за этого не могут сосредоточиться на здесь и сейчас. Одна из основных целей гештальт-терапии — помочь людям справиться с незавершенными делами и завершить их.

Общие представления о развитии личности

Гештальт-терапия считает, что людей нельзя рассматривать как отдельных от их окружения или межличностных отношений. Человек рассматривается как саморегулирующийся и способный мотивировать себя на решение проблем. Люди могут работать над ростом и развитием, насколько позволяет их среда.

Психологически здоровый человек — это тот, кто саморегулируется через изменения в жизни и развил чувство «целостности» между разумом и телом (Corsini & Wedding, (2000)).

Терапевтические техники и методы работы

Самая важная цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы гештальт-терапевты не стремились изменить своих клиентов. Роль терапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам в развитии их собственного самосознания того, каковы они в настоящий момент. Таким образом, это позволит им исправить проблемы, влияющие на его или ее жизнь.

«Работа терапевта состоит в том, чтобы пригласить клиентов к активному партнерству, где они могут узнать о себе, приняв эмпирическую установку на жизнь, в которой они пробуют новое поведение и замечают, что происходит» (Perls, Hefferline and Goodman, 19).54, у Кори, 2005 г.).

Основное внимание в развитии осознания уделяется осознанию клиентами своих реалий. Для этого клиенты должны сначала взять на себя ответственность за выбор своих нынешних ситуаций. Язык играет большую роль в принятии ответственности. Клиент может попытаться использовать реакции избегания или проецировать индивидуальные черты на других людей или внешние причины, например: «Она меня так злит»; «Это его вина». Как реакция избегания, так и проекция черт пытаются переложить ответственность и ответственность на внешнюю причину.

Еще одна цель гештальт-терапии состоит в том, что терапевты должны работать над созданием отношений «Я-ты» с клиентами, в которых и терапевт, и клиент присутствуют здесь и сейчас, а не сосредотачиваются на прошлом или будущем (Seligman, 2006).

Кроме того, от терапевта требуется полное понимание опыта клиента. Это включает в себя рассмотрение вербальной и невербальной коммуникации клиента. На самом деле невербальное общение дает больше информации о реальной сущности человека.

Таким образом, важной функцией гештальт-терапевта является внимание к языку тела клиента, например, к позе, движениям, жестам, голосу и колебаниям, поскольку считается, что язык тела отражает то, через что проходит клиент в данный момент. тот момент времени.

Эксперименты : Гештальт-терапевты используют технику экспериментов или обучающий опыт со своими клиентами. Эксперименты предназначены для человека и принимают форму инсценировки, ролевой игры, домашнего задания или другой деятельности, которая способствует самосознанию человека (Seligman, 2006).

Примером этой техники может служить мужчина, который чувствует себя неуверенно в социальных ситуациях. У него через две недели запланировано рабочее мероприятие, поэтому терапевт дает ему эксперимент: начать разговор на мероприятии с кем-то, с кем он обычно не разговаривает. Время, проведенное в размышлениях о том, что он мог бы сказать, способствует самосознанию, а сам эксперимент придает ему больше уверенности в социальных ситуациях.

Использование языка : Гештальт-терапевты выбирают язык, который будет способствовать изменению клиента. Этого можно добиться следующими способами (Seligman, 2006):

  1. Акцент на утверждениях, а не на вопросах, чтобы подчеркнуть отношения сотрудничества между клиентом и терапевтом.

  2. Вопросы «Что» и «Как» (когда используются вопросы), чтобы удерживать клиента в настоящем и способствовать интеграции.

  3. «Я»-утверждения используются для того, чтобы поощрять клиентов владеть чувствами, а не возлагать вину на других.

  4. Используется настоящее время, поэтому акцент делается на настоящем, а не на прошлом.

  5. Поощрение ответственности клиентов за свои слова, эмоции, мысли и поведение, чтобы они узнавали и принимали то, что чувствуют.

Пустой стул : Техника пустого стула — это «метод облегчения ролевого диалога между пациентом и другими или между частями личности пациента. Он обычно используется в групповой ситуации» (Паттерсон, 1986). Два стула ставятся лицом друг к другу: один представляет пациента или одну сторону личности пациента, а другой представляет другого человека или противоположную часть личности. По мере того, как пациент меняет роли, он или она садится то на один, то на другой стул.

Терапевт может просто наблюдать за ходом диалога или может проинструктировать пациента, когда менять стулья, предложить произнести предложения, привлечь внимание пациента к тому, что было сказано, или попросить пациента повторить или преувеличить слова или действия.

В процессе вызываются эмоции и конфликты, могут возникать и разрешаться тупиковые ситуации, могут развиваться осознание и интеграция полярностей – полярностей или расколов внутри пациента, между пациентом и другими людьми или между желаниями пациента и социальные нормы (Паттерсон, 1986).

Верх — аутсайдер : Широко используемая гештальт-техника — диалог между фаворитом и аутсайдером. Эта техника используется, когда терапевт замечает у клиента два противоположных мнения/отношения. Терапевт побуждает клиента различать эти две части и играть роль каждой из них в диалоге между ними (Patterson, 1986).

Тиранический «превосходный пес» требует, чтобы все было по-особому, в то время как «аутсайдер» играет роль непослушного ребенка. Индивид становится расколотым между двумя сторонами, борющимися за контроль.

Сны : Сны используются для интеграции клиента. В центре внимания сновидения клиента находится не бессознательное, а скорее проекции или аспекты сновидца (Seligman, 2006). Терапевт будет заставлять клиентов рассказывать о своих снах с точки зрения значения каждой роли во сне, и это позволяет клиентам брать на себя ответственность за сны и повышать осведомленность о своих мыслях и эмоциях.

Фантазия : Фантазия используется в гештальт-терапии для повышения самосознания клиентов своих мыслей и эмоций и для закрытия незавершенных дел (Seligman, 2006). Терапевты используют техники управляемого воображения (фантазии), чтобы побудить клиентов представить ситуации, например, что они сделали бы в определенной ситуации, или проецируя себя на разные роли.

Тело как средство коммуникации : Гештальт-терапия считает, что не только мысли и эмоции важны для создания ощущения «целостности» у клиента, но и физические ощущения также важны. Селигман (2006) определил три стратегии, помогающие сосредоточить внимание на физических ощущениях:

Идентификация : Гештальт-терапевты должны уметь распознавать физические признаки своих клиентов. Например, клиент может постукивать ногами по земле. Терапевт может сказать: «Стань своей ногой и дай ей голос?» Это создает осознание физических ощущений и эмоций клиента.

Локализация эмоций в теле : Гештальт-терапевты могут спросить клиентов, где они испытывают эмоции в своем теле. Например, клиент может сказать, что он нервничает из-за чего-то. Терапевт может спросить, откуда это берется в теле, и клиент может ответить, что это чувство похоже на порхание бабочек в животе. Это помогает клиенту лучше осознавать ощущения и свои эмоции.

Повторение и преувеличение : Если есть повторение, например, когда клиент постукивает ногой по земле, терапевт заставит его преувеличить движение и рассказать о возникающих чувствах. Это, в свою очередь, фокусируется на эмоциях и должно помочь высвободить заблокированное осознание.

Замешательство : Техника работы с замешательством клиента заключается в привлечении внимания к колебаниям клиента в разговоре о чем-то неприятном. Нерешительность может проявляться избеганием, игнорированием, вербализмом и фантазиями (Паттерсон, 19 лет).86). Привлекая внимание к колебаниям, это создает у клиента самосознание и позволяет ему проработать проблему.

Конфронтация : В гештальт-терапии конфронтация означает «бросить вызов клиенту или расстроить его». Клиент сталкивается с чувствительностью и эмпатией со стороны терапевта, чтобы столкнуться с важными для него проблемами. Это бесценный инструмент для того, чтобы привести клиентов к ясному осознанию их реальности, при правильном использовании. Однако конфронтация — это не метод, который можно использовать со всеми клиентами.

Области применения

Первоначально гештальт-терапия в основном использовалась для лечения людей, страдающих тревогой и/или депрессией и не проявляющих серьезных патологических симптомов. Хотя гештальт-терапия до сих пор используется для лечения тревоги и депрессии, она оказалась эффективной при лечении клиентов с расстройствами личности, такими как пограничное расстройство личности.

Гештальт-терапия также эффективна при консультировании групп, пар и семей (Corsini & Wedding, 2000).

Сильные стороны

  1. Имеются эмпирические исследования в поддержку гештальт-терапии и ее методов (Corsini & Wedding, 2000). В частности,

  2. Гештальт-терапия равна или превосходит другие методы лечения различных расстройств, гештальт-терапия оказывает благотворное влияние на расстройства личности, а эффекты терапии стабильны.

  3. Работает с прошлым, делая его актуальным для настоящего (Corey, 2005).

  4. Универсальный и гибкий подход к терапии. Он имеет много методов и может быть применен к различным терапевтическим проблемам.

Слабые стороны

  1. Чтобы гештальт-терапия была эффективной, терапевт должен иметь высокий уровень личностного развития (Corey, 2005).

  2. Эффективность конфронтационных и театральных техник гештальт-терапии ограничена и не была хорошо установлена.

  3. Считается, что это эгоцентричный подход, который касается только индивидуального развития.

  4. Потенциальная опасность для терапевтов злоупотреблять своей властью над клиентами (Corey, 2005).

  5. Не хватает сильной теоретической базы.

  6. Работает только здесь и сейчас.

  7. Не занимается диагностикой и тестированием.

Вывод

Гештальт-терапия направлена ​​на интеграцию «всего» человека и его или ее окружения. Эта терапия рассматривает здорового человека как человека, который осознает свою жизнь и живет здесь и сейчас, а не сосредотачивается на прошлом или будущем. Гештальт-терапия имеет ряд успешных техник, которые сегодня применимы в терапии и могут быть использованы для решения широкого спектра эмоциональных проблем.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *