Популярное

Эффект установки: Почему первая идея может оказаться худшей?

Почему первая идея может оказаться худшей?

Эффективный маркетинг невозможен без креатива — это знает каждый. Конечно, не все задачи и проблемные ситуации требуют мозгового штурма, но попадаются и такие, которые невозможно решить без какой-либо невероятной находки или яркой идеи. Профессионалам на этом поприще приходится проще, но есть то, что роднит и новичков, и настоящих акул маркетинга — так называемый эффект Лачинса.

Эффект Лачинса (иногда его еще называют Einstellung-эффектом, или барьером прошлого опыта) — ситуация, когда человек для решения какой-либо задачи использует ранее известный способ вместо того, чтобы придумать новый, более оптимальный сценарий. При решении большинства задач люди склонны опираться на опыт решения похожих задач в прошлом и не видеть других, более перспективных и эффективных способов — в этом и заключается основная проблема.

Стремление полагаться на прошлый опыт и думать, что первая пришедшая в голову идея — лучшая, также известно под названием «эффектом установки» (design fixation). К сожалению, эта ловушка сознания является самой частой ошибкой маркетологов, поскольку, как правило, полностью исключает из их работы такие качества как инновационность и изобретательность, что в свою очередь приводит к довольно посредственным и даже неудовлетворительным результатам деятельности и стагнации.

Чтобы не зациклиться на первой идее и прийти в итоге к лучшей, важно вовремя распознать признаки фиксации и запустить процессы, поощряющие нешаблонное мышление и креативность. Все что нужно знать об этом — читайте ниже.

  • 4 парадоксальных способа генерации креативных идей

Что такое эффект установки?

Эффект установки впервые был изучен выдающимся американским гештальт-психологом Абрахамом Лачинсом (Abraham Luchins) в 1942 году, чьи научные притязания в этой области неразрывно связаны с так называемыми экспериментами с сосудами.

В первой части эксперимента перед всеми участниками ставилась одинаковая задача: есть три сосуда с водой — на 21, 127 и 3 литра. Цель — отмерить 100 литров при условии, что сосуды можно заполнять только полностью. Спустя некоторое время люди догадывались, что сначала необходимо доверху наполнить сосуд на 127 литров, затем опустошить часть его содержимого в сосуд на 21 литр, а потом — два раза заполнить сосуд на 3 литра. Таким образом, формула решения задачи приобретает следующий вид: 127-21-2*3=100.

Следующая часть эксперимента состояла из похожей задачи: есть три сосуда — на 15, 39 и 3 литра. Цель — отмерить 18 литров, заполнять сосуды нужно полностью. Самое простое решение этой задачи: взять пустой сосуд на 39 литров и сначала залить в него воду из сосуда на 15 литров, а потом дополнить его жидкостью из 3-литрового сосуда. Несмотря на это, люди продолжали следовать найденному прежде пути, то есть сначала они заполнили сосуд на 39 литров, а затем начали его последовательно опустошать. Для сравнения, участники из контрольной группы решили задачу простым способом. Так, собственно, и был открыт эффект установки: как только человек находит способ решения какой-либо задачи, при решении других аналогичных задач ему трудно переключиться на другой, более простой вариант. Человек становится слеп к более достойным альтернативам.

Но подобная слепота может быть и буквальной. Например, в исследовании игры шахматистов, проведенном Меримом Билалич (Merim Bilalić) и Питером Маклеод (Peter McLeod), отмечается, что те игроки, которые рассчитывали на скорую победу, чаще всего смотрели на ту часть доски, где были возможны знакомые им игровые комбинации. В итоге большинство других возможностей эти игроки упустили из виду, в прямом смысле этого слова. Эта слепота низвела профессионалов до уровня новичков.

Не поддаться влиянию этого досадного эффекта можно лишь постоянно повышая уровень своего мастерства. Но даже при таком раскладе нужно всегда быть начеку.

Найдя способ решения какой-либо задачи, в дальнейшем нам трудно переключиться на другой, более простой вариант

 

Твитнуть цитату

  • Почему креативность так важна для маркетинга?

Как не обратить внимание на первую пришедшую в голову идею?

Осознание собственной предвзятости по отношению к первым идеям или ранее известным сценариям работы приводит к пересмотру вашего привычного образа действий. Однако вам также понадобится стратегия, которая позволит нейтрализовать последствия эффекта установки.

В пользу эффекта Лачинса могут сыграть и временные, и бюджетные ограничения, которые накладывают на компанию ее клиенты, в результате чего агентству выгоднее ориентироваться на те ходы, которые дадут хорошо предсказуемый известный результат.

На самом деле в экспериментах, проведенных позднее, Лачинс обнаружил, что стресс, вызванный временными ограничениями и ожиданием негативных последствий в будущем, снижает когнитивную гибкость людей. Следует учитывать, что сотрудники маркетинговых и рекламных агентств (и любых других, где людям приходится постоянно заниматься творчеством) испытывают постоянное давление со стороны клиентов, требующих в кратчайшие сроки создать отличный во всех отношениях продукт. Очевидно, что такой подход ведет к профессиональному выгоранию специалистов.

Для того чтобы предотвратить застой мышления и исключить последствия Einstellung-эффекта, попробуйте следующее:

1. Организуйте возможности для генерации свежих идей

Чтобы прийти к какой-либо отличной идее, вовсе не обязательно быть магом (хотя, признаем, это решило бы множество проблем). На самом деле достаточно предпринять попытку объединить несколько потенциально хороших идей в одну: такой подход называется комбинаторной креативностью. Мария Попова (Maria Popova), автор популярного сайта Brain Pickings, описывает это так: «Проживая каждый день в этом мире, мы собираем и накапливаем огромный объем информации — знания, воспоминания, искры вдохновения, какие-то идеи — затем мы комбинируем их друг с другом, перестраиваем, часто неосознанно, и всегда получаем что-то новое».

Презентуя своей команде какие-то свежие идеи, позаимствованные за пределами мира маркетинга и рекламы, вы способствуете образованию десятков новых связей между совершенно отличными друг от друга областями жизни, что в итоге может привести к созданию чего-то по-настоящему эффективного.

2. Не работайте в одиночку

Дэниэл Фрингс (Daniel Frings), ученый из лондонского университета Саут Бэнк (South Bank), провел исследование влияние усталости (утомленности) на силу эффекта установки, и результаты эксперимента позволили ему сделать вывод, что люди, которые работают в команде, менее подвержены действию этого эффекта. И хотя обеим группам: и командам, и группе специалистов, работающих по отдельности, — удалось решить одинаковое количество задач, но качество решения у первых было существенно выше.

При этом коллективы, имеющие в своем составе людей с разной квалификацией, опытом и даже культурой, обладают гораздо большим потенциалом к генерации новых и неординарных идей. Когда люди работают в группе, они как бы находятся в постоянном контексте соперничества друг с другом, и именно этот фактор позволяет им достигать впечатляющих результатов.

3. Пересмотрите итоги предыдущих работ и принятых ранее решений

Наличие экспертной оценки проектов — еще один эффективный способ уберечь вашу команду от следования по уже известному сценарию. Он также подходит для того, чтобы сгладить влияние эффекта предвзятости, когда люди не в состоянии объективно оценить решение, потому как они считают, что знают правильный ответ. Любые доказательства, опровергающие внутреннюю установку на правильный ответ, отвергаются или игнорируются, а все подтверждающие — принимаются без должной верификации.

В агентстве Phelpsвсе рабочие коллективы обязаны предоставлять свои работы для рецензирования. Каждую неделю во время ланча команда отчитывается перед всей компанией: сначала они оговаривают цель проекта, затем называют целевую аудиторию и представляют черновой вариант самой маркетинговой программы. Подобные мероприятия сродни мозговому штурму, помноженному на скептицизм его участников. Люди задают вопросы, которыми, возможно, ранее никто из сотрудников не занимался. Кроме того необходимость защиты собственного проекта стимулирует процесс рефлексии, что, несомненно, приводит к более лучшему пониманию самого проекта и стоящей перед ним проблемы.

4. Разбейте проблему на несколько частей

Один из эффективных приемов решения непростых задач — использование так называемой морфологической таблицы. Суть ее заключается в том, что вы сначала дробите проблему на ряд составных частей (колонна слева), а затем для каждой части фиксируете максимальное число ее проявлений (столбцы справа). Ниже — пример такой матрицы:

Этот метод представляет процесс решения проблемы в виде системы, но также служит для поиска новых идей и для творческого решения проблем.

5. Тестируйте свои идеи

Еще один способ, который предлагает доктор Крилли для уменьшения влияния эффекта установки у дизайнеров, — создание прототипа или тестирования идеи.

Один из участников исследования высказался так:

«Как правило, в процессе мозгового штурма люди предлагают все идеи, которые придут им в голову. Можно предположить, что все эти идеи будут искажены чем-то увиденным ранее или чем-либо еще, но как только вы начнете создавать из этих идей что-то реальное, вы поймете, что на самом деле имеет цену, а что есть бред».

Проведение пользовательских тестирований, сбор обратной связи от фокус-групп, организация сплит-тестов — все это обеспечит вас фактами о том, какое решение является самым оптимальным. Вы узнаете, были ли ваши первоначальные гипотезы верными или неверными, а это в итоге даст вам больше понимания при решении будущих вопросов.

Высоких вам конверсий!

По материалам: blog.hubspot.comimage source pimthida 

01-04-2016

Эффект установки

  • размер шрифта

    уменьшить размер шрифта

    увеличить размер шрифта

Вы, наверное, замечали, что, многократно решая похожие задачи, мы вырабатываем одно решение, которое потом переносим подчас на другие задачи с совершенно иными условиями? Это похоже на установку, своеобразный зафиксированный приказ нашего сознания, мешающий нам увидеть изменившиеся условия задачи. Это явление ученые назвали эффектом установки. О нем и пойдет речь в нашей статье.

Что такое эффект установки

Эффект установки – это состояние человека, когда он, привыкнув использовать какой-либо метод решения определенной проблемы, какое-то время не может переключиться на другой способ, даже если он намного лучше и проще предыдущего.

Специфика эффекта установки

Для получения эффекта установки необходимо соблюдать ряд условий:

  • 10-15 предъявлений определенных объектов, различных по какому-либо одному признаку.
  • Исследуемые объекты должны различаться между собой не менее чем на 10-15 % по определенному признаку (вес, размер, скорость и т.д.).
  • В конце ряда предъявлений должно возникнуть одно нарушение порядка закономерностей, заключающееся в предъявлении двух объектов с одинаковыми показателями по исследуемому признаку.
  • И, как результат, под влиянием уже созданного эффекта установки испытуемый увидит разницу между этими объектами, хотя ее и нет.

Если говорить об исследовании эффекта установки, относящегося к размерной модальности, то можно выделить 2 основных типа иллюзий:

  1. Контрастная иллюзия. Она заключается в том, что при изучении испытуемым последней равной по размеру пары предметов объект, находящийся на месте большего объекта, видится ему как меньший по размеру. Таких людей большинство.
  1. Ассимилятивная иллюзия. Это заблуждение характерно для испытуемых, которые на месте большего объекта при конечном предъявлении одинаковых по размеру предметов видят объект меньшего размера. Таких людей немного меньше, чем с контрастной иллюзией.

Третий тип испытуемых (их меньшинство) не проявлял никаких иллюзий вовсе – они видели предметы при последней их демонстрации именно такими, какими те были на самом деле, то есть одинакового размера. Следует отметить, что эти люди вполне могут быть подвержены эффекту установки, связанному с другими модальностями и категориями. Возможно, для них сработает эффект установки при сравнении разницы объектов по количеству или по весу, или по каким-либо еще признакам.

Чтобы не поддаться воздействию эффекта установки, этому своеобразному розыгрышу сознания, необходимо постоянно находить новые способы решения задач и не бояться менять их, одновременно повышая свое мастерство.

Ученые, изучавшие эффект установки

Абрахам Лачинс, Д. Н. Узнадзе.

Список использованных источников:

  1. Эффект установки. Почему первая идея может оказаться худшей// Электронный ресурс: Режим доступа: https://lpgenerator.ru/blog/2016/04/01/effekt-ustanovki-pochemu-pervaya-ideya-mozhet-okazatsya-hudshej/
  2. Эффект установки — реакция сознания на неожиданности// Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.coursera.org/lecture/psikhologiya-soznaniya/effiekty-ustanovki-pUzXi
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Свежие статьи

Визуальный эффект Описание настройки

Черно-белый

Blueprint

Применяет эффект архитектурного или ландшафтного дизайна к сцене и имеет настраиваемые параметры контура и сетки.

  • Интенсивность контура — увеличение или уменьшение силы или веса контура и порога обнаружения края контура. Значение по умолчанию — 50 процентов. Чем выше значение, тем больше обрисованных объектов и увеличивается общий вес контура.
  • Размер сетки — увеличение или уменьшение размера ячеек фоновой сетки в пунктах.
  • Подразделения сетки — увеличение или уменьшение количества подразделений для каждой ячейки в фоновой сетке.

Cross Mosaic

Применяет перекрестный мозаичный узор к сцене и имеет настраиваемый размер.

  • Размер — увеличьте или уменьшите размер ячейки заштрихованного наложения с помощью стрелок вверх и вниз или путем ввода числа. Размер измеряется в пунктах и ​​должен быть не менее 1. Размер перекрестной мозаики по умолчанию составляет 4 пункта (pts).

Полутона

Применяет к сцене эффект, подобный градиенту оттенков серого, с использованием однотоновых точек разного размера и интервала, а также имеет настраиваемую интенсивность.

  • Интенсивность — увеличьте или уменьшите интенсивность или диапазон точек полутонового эффекта с помощью стрелок вверх и вниз или путем ввода числа. Интенсивность измеряется в процентах и ​​должна находиться в диапазоне от 0 до 100. Интенсивность полутонов по умолчанию составляет 100 процентов.

Hex Mosaic

Применяет шестиугольный мозаичный узор к сцене и имеет настраиваемый размер.

  • Размер — увеличьте или уменьшите размер шестиугольников, используемых в мозаике, с помощью стрелок вверх и вниз или путем ввода числа. Размер измеряется в пунктах и ​​должен быть не менее 1. Размер шестнадцатеричной мозаики по умолчанию составляет 4 пункта.

Монохроматический

Применяет к сцене монохроматический фильтр и имеет настраиваемый цвет.

  • Цвет — задайте цвет монохроматического фильтра, выбрав цвет в раскрывающейся галерее, используя инструмент «Пипетка» или нажав «Свойства цвета», чтобы указать собственный цвет. Визуальный эффект использует свойства оттенка и насыщенности цвета, поэтому для пользовательских цветов рекомендуется режим редактирования цвета HSV. Монохроматический цвет по умолчанию — бледно-желтая сепия.

Контур

Применяет контур сцены к сплошному фону с настраиваемыми параметрами линий и цвета.

  • Интенсивность контура — увеличение или уменьшение силы или веса контура и порога обнаружения края контура. Значение по умолчанию — 50 процентов. Чем выше значение, тем больше обрисованных объектов и увеличивается общий вес линии.
  • Цвет контура — установите цвет контура.
  • Цвет фона — установите цвет фона.

Карандашный набросок

Применяет эффект затенения штриховкой, чтобы создать вид карандашного наброска, имеет настраиваемые силу штриховки и углы штриховки, а также возможность отображения в оттенках серого.

  • Оттенки серого — цвета сцены преобразуются в оттенки серого, если этот флажок установлен. По умолчанию он отключен.
  • Интенсивность штриховки — увеличение или уменьшение интенсивности эффекта затенения штриховки.
  • Количество углов штриховки — максимальное количество направлений, в которых линии штриховки могут пересекаться.

Применяется пиксельный вид сцены с настраиваемой, но ограниченной цветовой палитрой и настраиваемым размером пикселей.

  • Размер пикселя — установите размер моделируемого пиксельного эффекта в точках.
  • Color Factor — увеличение или уменьшение количества цветов, используемых в цветовой палитре для представления одного пикселя.

Toon

Применяет к сцене внешний вид мультяшного рисунка и имеет настраиваемую толщину линии.

  • Размер — увеличьте или уменьшите толщину линии для мультяшного стиля с помощью стрелок вверх и вниз или путем ввода числа. Размер измеряется в процентах и ​​должен находиться в диапазоне от 0 до 100. Толщина линии мультяшного изображения по умолчанию составляет 15 процентов.

Акварель

Придает изображению вид акварельной картины с нечеткими краями, которые переходят друг в друга. Он имеет настраиваемые поля и цвет фона.

  • Ширина поля — увеличение или уменьшение степени применения стиля поля, начиная с внешнего края к середине вида.
  • Margin Gradient (Градиент поля) — увеличьте или уменьшите интенсивность цвета фона поля, поскольку он применяется в качестве наложения прозрачности. Цвет по умолчанию белый.
  • Draw Margin Outlines — применяет эффект контура внутри полей, если этот параметр отмечен. Он включен по умолчанию.
  • Цвет фона — установите цвет фона с помощью цветовой палитры.