Популярное

Эдипальный период у девочек: Эдипальный возраст у девочек

Эдипальный возраст у девочек


     С утра до вечера на работе, в джинсах, за рулем. Или мама в платьицах, красавица, умница. Или мама – жертва. В первую очередь, дочка ориентируется на свою маму и решает, что настоящие женщины, они такие, как она. Только в более старшем возрасте ребёнок может понять, что мама не королева красоты. Девочка, как и мальчик, хочет, чтобы мама выбирала только её. Любому ребёнку нужна мать! Дети всегда борются за первичный объект, будь то мальчик или девочка. А мама, в свою очередь, выбирает папу, его целует, обнимает, с ним в спальне закрывается. Что делать? Если мама любит таких, как папа, значит нужно стать такой, как папа, решает девочка. Дочка начинает вести себя как мужчина: двери открывает, комплименты делает, ходит с папой в гараж, на работу, на рыбалку. Нормальная мама, у которой более-менее правильно пройден эдип, мальчиковые замашки дочери не одобряет: «Девочки в гараж не ходят, по подворотням не лазят ». Мама выражает недовольство. Тогда девочка злится: «Ах, так!? Не захотела меня в роли мужчины принимать? Тогда я для папы стану лучшей, он будет моим принцем!». Начинает перед папой красоваться всячески, краситься маминой помадой, наряжаться в мамину ночнушку, надевать бусы, танцевать перед папой балет в маминых нарядах. Всячески стараясь быть «супер женщиной» для него. Конечно же «супер» в своём понимании.


     Бывают отцы, которые от такой «невыносимой красоты» ничего вымолвить не могут. Бывают такие, кто называют жену с дочкой «мои девочки», тем самым подогревая эдипальное соперничество. Для дочки ясно, что она-то девочка получше, чем мама!. Мама-то старая уже, кремом от морщин пользуется. Она ждёт, когда мамино место освободится и не понимает, почему папа всё равно выбирает маму. Ведь он говорит: «мои девочки»! 


     Нормальный папа скажет: «Ты у меня такая прекрасная, такая же красивая, как мама! А когда дочка говорит: — «папа мой принц!» Папа отвечает: — «Я уже женат на маме. За пап не выходят замуж. У тебя будет другой муж, когда ты вырастишь». То есть папа даёт те же самые табу, что и мама даёт мальчику:


     1) я уже занят;


     2) я твой папа, на папах не женятся;


     3) на родственниках не женятся; 


     4) когда ты вырастешь, я буду уже старенький, ты найдёшь себе жениха по возрасту. 


     Это оберегает девочку в будущем от выбора партнёра гораздо старше себя, от выбора партнёра-родственника и от того, чтобы разрушать чужую семью и видеть вокруг прекрасными только женатиков. 


     Девочка, получившая такие табу в детстве, став взрослой, даже не рассматривает таких мужчин. Никаких «а если он разведётся и выберет меня?!» У неё нет! А если есть, и да, таких женщин очень много, это коряво пройденный эдипальный возраст в детстве. 


Маме ни в коем случае нельзя включаться в соперничество с дочкой: «Ну-ка, сними каблуки и мое платье! Хватит тут перед папой крутиться, мала ещё!». Такое поведение не верное. Мама ведь большая и сильная, и уверенная! Настоящая женщина! А настоящие женщины — мамы с маленькими девочками не соперничают. Бывает, что папы сами провоцируют это, когда муж дарит дочери дорогие подарки, а на жене экономит, подчёркивая тем самым, пренебрежение к жене, стараясь ей насолить. Или дочку называет прекрасной принцессой, а жену располневшей. Это не есть хорошо, хуже вы делаете только ребёнку! Нормальные мамы с дочками не соперничают: «Доченька, папа мой муж. Когда ты вырастешь, тебе встретится красивый мальчик, и ты выйдешь за него замуж. На папах никто не женится, папа уже женился на мне». 


     Ребёнок постепенно в течение эдипального возраста задаёт вопросы, а вы на них постепенно отвечаете. Не путая и не сбивая ребёнка своими сложными отношениями с друг другом. Эдипальный возраст ребёнка — самое плохое время для развода и супружеского кризиса. 


У девочек есть великое множество выходов из эдипа и только один верный. Правильный вариант: девочка пыталась завоевать маму, потом соблазнить папу, но мама всё равно выбирает папу, а папа, предатель такой, всё равно выбирает маму. Девочка понимает, что родителей не разлучить, её они всё равно сильно любят как свою дочку, попереживала, встретила Ваську из соседнего подъезда и решила: «Он мне цветочки дарит, говорит, что у меня самое красивое платье, я за него выйду замуж!»


     Таким образом, девочка своё либидо убрала от матери и сместила на ровесника. Сложная схема, не правда ли? Поэтому вырасти женщиной с принятой женственностью гораздо сложнее, чем мужчине. Оттого так популярны все женские направления и это хорошо! 


Неправильных выходов из эдипа у девочек множество, все перечислять не буду, но есть два классических «корявых» варианта. 


     Первый, когда девочка становится чуть-чуть мальчиком, а мама к этому отнеслась хорошо: «Она у нас такая пацанка. Папа хотел мальчика, вот теперь дочь у него отдушина!». Тогда девочка может застрять на этом этапе. У нас много таких женщин, которые лихо водят машину, везде в брюках, с болезненными месячными, которые не умеют ни забеременеть, ни родить, ни воспитывать, у которых мужское восприятие мира. Они бесконечно соперничают с мужчинами, доказывая, что они не хуже. 


     Второй вариант, когда девочка побыла пацанкой, а потом решила соблазнить папу. Тогда нужно, чтобы банты были больше головы, юбка, как у балерины, сто заколочек, ногти разных цветов, бус штук 10 и губы накрашены! Если папа поддерживает девочку в этом, принижая мать, то девочка застревает на этом этапе утрированной женственности, и всегда будет пытаться привлечь к себе внимание противоположного пола в стиле «супер женщина». Таких женщин у нас тоже много, когда ресницы до бровей, губы уточкой и грудь на улице. Смотришь на женщину такую и понимаешь, что она так старалась, собиралась часа три, и она явно вызывает у мужчин мысли только определённого характера .


     Собственно говоря, чтобы помочь дочке вырасти женственной, нужно вовремя дать табу, подчёркивать роль мужа, хвалить в дочке женственность, быть самой женственной, красивой. Как всегда, это одновременно очень сложно и очень просто быть рядом и быть чуткой мамой. Тема эта очень большая и сложная. Здесь очень много тонкостей и нюансов. 


 

Page not found — Сайт психолога Деникиной Инны, СПб

Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.

  • Главная
    • Как добраться
    • Аренда помещения
  • Вопрос психологу
  • О специалисте
    • Статьи о практике
  • Психолог для взрослых
    • PRO — привязанность
    • МК выходного дня
    • Тематические интенсивы выходного дня
    • Онлайн — проект «Ключи от отношений»
    • «Я и мама. Исцеление отношений с мамой»
    • «Главный мужчина. Отношения с отцом»
    • Курс «Исцеление детства»
    • «Инь — Ян. Союз несхожих».
    • Материнская травма
    • Отцовская рана
  • Семейный психолог
  • Стоимость и записаться
  • Блог
    • Интегративная песочная терапия: теория и практика
    • Цикл семинаров «Я родом из детства»
    • Курс по психосоматике
    • Взгляд супервизора
    • Терапевтические группы
    • Психологическое кино
    • Подсказки для родителей
  • Статьи
  • Магазин
    • Блог
    • Новости
    • Видео
    • Интегративная песочная терапия
    • Слайд — презентации
    • Случаи из практики

  • 08/30/2020 — ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА «PRO – ПРИВЯЗАННОСТЬ»
  • 07/12/2020 — «ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА»
  • 07/12/2020 — «АВГУСТ»
  • 07/12/2020 — ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ. .. ТВОЮ!
  • 05/08/2020 — Клуб для психологов и интересующихся психосоматикой «СОВЕРШЕНСТВУЮСЬ В ПСИХОСОМАТИКЕ»
  • 03/12/2019 — PRO — ПРИВЯЗАННОСТЬ
  • 09/14/2018 — РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ: ПРИКАЗАНИЯ/ЗАПРЕТЫ/ПРЕДПИСАНИЯ/УСЛОВИЯ
  • 09/14/2018 — ВНИМАНИЕ! НАБОР В ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ГРУППУ!
  • 09/13/2018 — Умения и навыки, подсказки для родителей
  • 09/13/2018 — Личные границы и сепарация
  • 08/26/2018 — Опыт применения упражнения «Силуэт человека»
  • 07/30/2018 — Гнев и его проявления
  • 07/22/2018 — Страшно и Интересно! Про это!
  • 07/22/2018 — Ошибки психолога (продолжение №2)
  • 07/02/2018 — Ошибки психолога (продолжение №1)
  • 06/15/2018 — ТИПЫ СУПЕРВИЗИИ И СТОИМОСТЬ
  • 06/14/2018 — О СУПЕРВИЗИИ и СУПЕРВИЗОРЕ -2
  • 06/14/2018 — О СУПЕРВИЗИИ и СУПЕРВИЗОРЕ
  • 06/14/2018 — НАЧАЛО И РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ
  • 06/14/2018 — «ДРЕВО ЖИЗНИ» , США 2011
  • 06/14/2018 — ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ ПО БОУЭР ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИКИ «МИР»
  • 06/14/2018 — Супервизия
  • 06/14/2018 — Типичные ошибки психолога
  • 06/14/2018 — Ошибки психолога
  • 05/25/2018 — ГНЕВ
  • 04/11/2018 — Тематические встречи для специалистов
  • 04/09/2018 — Эдипальный конфликт на примере произведения К. И.Чуковского «Мойдодыр»
  • 04/02/2018 — «Теория Эдипова комплекса: основные понятия и направления работы в песочной терапии»
  • 04/02/2018 — «Внутренний ребенок» и диссоциация
  • 04/02/2018 — «Детская психотравма: основные понятия и направления работы в песочной терапии»
  • 04/02/2018 — «Теория привязанности: основные понятия и направления работы в песочной терапии»
  • 04/02/2018 — Опыт применения методики «Супервизия в песочнице» в заочной супервизии, дистанционно
  • 04/02/2018 — Авторская методика «Супервизия в песочнице» .
  • 04/02/2018 — II КОНФЕРЕНЦИЯ СЛУЧАЕВ В ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
  • 04/02/2018 — Анонс программ и мероприятий
  • 03/28/2018 — Тактильный контакт — это что такое?
  • 03/12/2018 — ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛООБРАЗОВАНИЯ В СУПЕРВИЗИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНИЦЫ.
  • 03/10/2018 — Роль привязанности на дальнейшее психическое развитие ребенка
  • 03/05/2018 — Психологическое значение процесса родов.
  • 02/26/2018 — ЭДИПАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
  • 02/26/2018 — Летняя специализация Интегративная песочная терапия
  • 02/26/2018 — Летний интенсив Я родом из детства
  • 02/26/2018 — ДЕНИКИНА ИННА ВАСИЛЬЕВНА
  • 01/17/2018 — Про расщепление
  • 01/04/2018 — Цикл семинаров-тренингов «Я родом из детства»
  • 01/04/2018 — Психосоматика. Интегративный подход.
  • 01/03/2018 — Диссоциированные части (расщепление)
  • 12/13/2017 — Значение круга общения при острой травме и ПТСР
  • 12/13/2017 — Детская психотравма
  • 12/11/2017 — «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» опыт и супервизия
  • 12/09/2017 — «Persandlity» — терапевтическая группа по привязанности
  • 11/20/2017 — Про аффект!
  • 11/20/2017 — Интегративная песочная терапия
  • 11/20/2017 — Читая Витакера
  • 11/20/2017 — Травматическое событие

Что это такое и как это работает

Эдипов комплекс — это термин, используемый Зигмундом Фрейдом в его теории психосексуальных стадий развития, и это общий термин для комплексов Эдипа и Электры.

Эдипов комплекс возникает на фаллической стадии развития (возраст 3-6 лет), когда источник либидо (жизненной силы) концентрируется в эрогенных зонах детского тела (Фрейд, 1905).

На этом этапе дети испытывают бессознательное чувство влечения к родителю противоположного пола, ревность и зависть к родителю своего пола.

Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать.

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс является теорией Зигмунда Фрейда и возникает на фаллической стадии психосексуального развития.

В нем рассказывается о мальчике в возрасте от 3 до 6 лет, который бессознательно испытывает сексуальную привязанность к своей матери и враждебно относится к своему отцу (которого он считает соперником).

У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что мальчик развивает бессознательное сексуальное (приятное) влечение к своей матери.

Зависть и Ревность направлены на отца, объект материнской привязанности и внимания. Эти чувства к матери и соперничество с отцом приводят к фантазиям о том, чтобы избавиться от отца и занять его место с матерью.

Враждебные чувства к отцу приводят к тревоге кастрации, иррациональному страху, что отец кастрирует (удалит пенис) его в качестве наказания.

Чтобы справиться с этой тревогой, сын идентифицирует себя с отцом. Это означает, что сын перенимает/усваивает установки, характеристики и ценности, которых придерживается его отец (например, личность, гендерная роль, поведение мужского отца и т. д.).

Отец становится образцом для подражания, а не соперником. Через эту идентификацию с агрессором мальчики обретают свое супер-эго и мужскую половую роль. Мальчик заменяет свое желание матери желанием других женщин.

Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

Комплекс Электры описывает женскую версию Эдипова комплекса. В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая бессознательно испытывает сексуальную привязанность к отцу и все более враждебно относится к своей матери.

Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963).

У девочек комплекс Электры начинается с убеждения, что ее уже кастрировали. Она винит в этом свою мать и испытывает зависть к пенису. Для развития своего супер-эго и женской сексуальной роли девочки должны идентифицировать себя с матерью.

Но мотивация девочки отказаться от отца как объекта любви, чтобы вернуться к матери, гораздо менее очевидна, чем у мальчика, идентифицирующего себя со своим отцом.

Как следствие, идентификация девочек с матерями менее полная, чем у мальчиков с отцами. В свою очередь, это ослабляет женское супер-эго, а их идентичность как отдельных, независимых личностей менее развита.

Критическая оценка

Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства». Но мало доказательств, подтверждающих его заявление о половых различиях в морали (из-за более слабого суперэго женского пола).

Например, если судить по способности детей сопротивляться искушению, девочки во всяком случае сильнее мальчиков (Hoffman, 1975).

Согласно Horney (1924) и Thompson (1943), девушки завидуют не пенису, а более высокому социальному положению мужчин. Фрейд предполагал, что Эдипов комплекс является универсальным явлением, но исследование жителей Тробрианских островов, проведенное Малиновским (1929), показало, что там, где отец является любовником матери, но не приверженцем дисциплины сына (т. е. общество добродушия), отношения отца и сына были очень хорошими. .

Похоже, что Фрейд переоценивал роль сексуальной ревности. Но это все еще только одно исследование, и необходимо изучить больше обществ, как западных, так и добродушных.

Кроме того, другие психодинамические теоретики, такие как Эриксон (1950), считали, что Фрейд преувеличивал влияние инстинктов, особенно сексуального инстинкта, в своем описании развития личности.

Эриксон пытался исправить это, описывая этапы психосоциального развития, отражая влияние социальных, культурных и исторических факторов, но не отрицая роли биологии.

Другая серьезная критика теории Эдипа Фрейда заключается в том, что она была почти полностью основана на случае Маленького Ганса (1909). Теория Эдипа Фрейда была предложена еще в 1905 году, и Маленький Ганс был просто представлен как «маленький Эдип».

Учитывая, что это был единственный ребенок-пациент, о котором сообщил Фрейд, и что любая теория развития должна включать изучение детей, Маленький Ганс является чрезвычайно важным примером.

Но это было крайне предвзято: отец Ганса (сторонник теорий Фрейда) проводил большую часть психоанализа, а Фрейд просто видел в Гансе подтверждение своей эдипальной теории.

Помимо критики надежности и объективности метода тематического исследования в целом, другие психодинамические теоретики предлагали альтернативные интерпретации боязни лошадей Ганса. К ним относится реинтерпретация Боулби (1973) с точки зрения теории привязанности.

Однако Би (Bee, 2000) считает, что исследования привязанности подтверждают основную психоаналитическую гипотезу о том, что качество ранних отношений ребенка влияет на его дальнейшее развитие.

Оба Боулби (1973) и Эриксон (1963) рассматривают ранние отношения как прототипы более поздних отношений. Вера в влияние раннего опыта — прочное наследие теории развития Фрейда.

Ссылки

Бьорклунд, Б. Р., и Би, Х. Л. (2000). Путешествие во взрослую жизнь (4-е изд.). Флорида: Пирсон.

Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря: Разлука: Беспокойство и гнев (Том 2) . Нью-Йорк: Основные книги.

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (ред.). (1963). Молодежь: измениться и бросить вызов . Нью-Йорк: Основные книги.

Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Se, 7.

Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Pelican Freud (1977), том 8, истории болезни 1, страницы 169–306

Хоффман, М.Л. (1975). Половые различия в моральной интернализации и ценностях. Журнал личности и социальной психологии, 32(4) , 720.

Хорни, К. и Хорни. (1924). О генезе комплекса кастрации у женщин (стр. 37-54) .

Юнг, К., и Кереньи, К. (1963). Наука мифология. В RFC Hull (Ed. & Trans.), Очерки мифа о божественном ребенке и тайнах Элевсина . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Малиновский Б. (1929). Этнографический отчет об ухаживании, браке и семейной жизни у аборигенов Тробрианских островов, Британская Новая Гвинея. Нью-Йорк: паб Eugenics. Co. Сексуальная жизнь дикарей в Северо-Западной Меланезии.

Томпсон, К. (1943). «Зависть к пенису» у женщин. Психиатрия, 6(2) , 123-125.

Определение, Фрейд, примеры, симптомы и многое другое

Комплекс Электры — это термин, используемый для описания женского варианта Эдипова комплекса.

В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая подсознательно сексуально привязывается к отцу и все более враждебно относится к своей матери. Карл Юнг разработал теорию в 1913.

Зигмунд Фрейд, разработавший теорию Эдипова комплекса, впервые выдвинул идею о том, что маленькая девочка соревнуется со своей матерью за сексуальное внимание отца.

Однако именно Карл Юнг — современник Фрейда — впервые назвал эту ситуацию «комплексом Электры» в 1913 году.

Согласно греческой мифологии, Электра была дочерью Агамемнона и Клитемнестры. Когда Клитемнестра и ее любовник Эгисф убили Агамемнона, Электра уговорила своего брата Ореста помочь ей убить ее мать и любовника ее матери.

Согласно Фрейду, все люди в детстве проходят многочисленные стадии психосексуального развития. Наиболее важной стадией является «фаллическая стадия» в возрасте от 3 до 6 лет.

Согласно Фрейду, это когда и мальчики, и девочки фиксируются на половом члене. Фрейд утверждал, что девушки зацикливаются на отсутствии у них пениса, а при его отсутствии — клитора.

В психосексуальном развитии девочки, предположил Фрейд, она сначала привязывается к своей матери, пока не осознает, что у нее нет пениса. Это заставляет ее обижаться на мать за то, что она «кастрировала» ее — ситуацию, которую Фрейд называл «завистью к пенису». Из-за этого у нее развивается привязанность к отцу.

Позже девочка сильнее отождествляет себя со своей матерью и подражает ее поведению из страха потерять любовь матери. Фрейд назвал это «женским Эдиповым отношением».

Фрейд считал, что это решающий этап в развитии молодой девушки, поскольку он приводит ее к принятию гендерных ролей и пониманию собственной сексуальности.

Фрейд предположил, что женское Эдипово отношение было более эмоционально интенсивным, чем Эдипов комплекс, поэтому оно более жестко подавлялось молодой девушкой. Он считал, что это привело к тому, что женщины стали менее уверенными в себе и более послушными.

Карл Юнг расширил эту теорию, назвав ее «комплексом Электры». Однако этот ярлык был отвергнут Фрейдом, который сказал, что это была попытка аналогии Эдипова комплекса между полами.

Поскольку Фрейд считал, что между Эдиповым комплексом и женской Эдиповой установкой существуют существенные различия, он не считал, что их следует смешивать.

Изначально девочка привязана к матери.

Затем она понимает, что у нее нет пениса. Она испытывает «зависть к пенису» и обвиняет мать в своей «кастрации».

Поскольку она хочет сексуально владеть родителем и не может владеть своей матерью без пениса, она пытается вместо этого владеть своим отцом. На этом этапе у нее развиваются подсознательные сексуальные чувства к отцу.

Она становится враждебной по отношению к матери и зацикливается на отце. Она может оттолкнуть мать или сосредоточить все свое внимание на отце.

В конце концов, она понимает, что не хочет терять материнскую любовь, поэтому снова привязывается к матери, подражая ее действиям. Подражая своей матери, она учится следовать традиционным гендерным ролям.

Согласно Фрейду, в период полового созревания она начнет испытывать влечение к мужчинам, которые ей не родственники.

Некоторые взрослые, как заметил Юнг, могут регрессировать до фаллической стадии или никогда не вырасти из фаллической стадии, оставляя их сексуально привязанными к своим родителям.

В настоящее время комплекс Электры не получил широкого признания в психологии. Как и в случае со многими теориями Фрейда, женский Эдипов комплекс отношения и понятие «зависти к пенису» также широко критикуются.

Очень мало данных фактически поддерживает идею, что комплекс Электры реален. В новом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) это не официальный диагноз.

Как отмечается в статье 2015 года, идеи Фрейда о психосексуальном развитии подвергались критике как устаревшие, поскольку они опираются на столетние гендерные роли.

Концепция «зависти к пенису», в частности, подвергалась критике как сексистская. Комплексы Эдипа и Электры также подразумевают, что ребенку нужны два родителя — мать и отец — для правильного развития, что подвергается критике как гетеронормативное.

Тем не менее, молодые девушки могут испытывать сексуальное влечение к своим отцам. Это просто не так универсально, как считали Фрейд и Юнг, по мнению многих в этой области.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *