Популярное

Эдип и электра психологический: Почасовая аренда кабинетов психолога, тренера в Москве

Эдип и Электра: старые комплексы в новом мире

  • Статьи
  • психология
  • области психологии
  • возрастная психология
  • психология возрастных кризисов
  • Эдип и Электра: старые комплексы в новом мире

Подготовлено:

MedWeb

Эдип и Электра: старые комплексы в новом мире

Эдип и Электра: старые комплексы в новом мире

Эдип и Электра: старые комплексы в новом мире


    Комплексы Эдипа и Электры благодаря Зигмунду Фрейду стали символами определенных этапов сексуального развития. Но жизнь вносит свои коррективы.

    психология возрастных кризисов


    Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр, создал теорию, согласно которой поведением человека управляют природные инстинкты и подавленные желания. Энергию сексуальных влечений («либидо») он рассматривал как движущую силу становления личности.


    Этапы развития сексуальности


    По Фрейду, сексуальное развитие начинается с первых дней жизни. И детские впечатления, обычно яркие и сильные, оказывают влияние на нашу взрослую жизнь. Фрейд выделял разные стадии сексуального развития: оральная (кормление грудью), анальная (приучение к горшку), фаллическая (от греч. phallos – мужской половой орган в состоянии эрекции), на которой и возникает Эдипов комплекс – от 3 до 5–6 лет; латентная (скрытая, с 6 до 12 лет) и генитальная (с 12 до 18 лет).


    Кризисный возраст


    Однако особое внимание Фрейд уделял кризису, приходящемуся на 3–6 лет, когда ребенок осознает свою гендерную (половую) принадлежность. В этом возрасте впервые просыпается интерес к половым органам и выясняется, что они могут быть источником наслаждения. Одновременно появляется влечение к родителю противоположного пола. В этот момент появляется дихотомия (раздвоение): родители, с одной стороны, остаются источником удовлетворения потребностей (не только бытовых, как было раньше, а еще и экзистенциальных – во внимании и любви), а с другой – становятся соперниками.


    Эдип и Электра


    Такие конфликты, проходящие для мальчиков и девочек по-разному, получили названия «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры» соответственно. В это время мальчик хочет всецело завладеть вниманием матери, вытеснить отца из ее жизни, а девочка, наоборот, стремится занять место матери и всегда быть рядом с отцом. Но одновременно происходящее вызывает у ребенка чувство вины. В результате на этом этапе дети учатся справляться с собственными желаниями и отказываться от тех, которые являются запретными.


    Соперничество с родителем одного с ним пола должно привести  ребенка к подражанию, а следовательно, и к сексуальной идентификации, выбору того или иного типа сексуальности: маскулинного либо фемининного.


    Теория Фрейда и патриархат


    Теория Зигмунда Фрейда во многом изменила европейскую культуру, но она актуальна именно для патриархального общества, современное же общество патриархальным быть перестало. Хотя сам Фрейд и был противником равенства полов и феминизма, именно его идеи о врожденной сексуальности младенцев приблизили сексуальную революцию и разрушили представление об обязательной моногамности и главенстве мужчины в семье.


    Современный взгляд


    Если во времена Фрейда отец являлся фигурой, которая однозначно «отнимает» мать у ребенка (утром и днем она с ребенком, а вечером приходит муж и ребенок теряет свое первенство в борьбе за ее внимание), то в наше время отец чаще символически «возвращает» мать ребенку (приходя с работы, отец включается в бытовую активность, разгружая мать и позволяя ей уделить ребенку больше внимания). Еще чаще ребенок «получает» маму и папу почти одновременно, когда его забирают из детского сада.


    Отец уже не доминирующая фигура: все решения, касающиеся ребенка, принимают оба родителя. Да и деятельность родителей, которую может наблюдать ребенок, не делится больше на «мужскую» и «женскую».


     


    Если мать растит ребенка одна, ей достаточно иметь серьезные интересы и увлечения, то есть то, на что направлены ее желания помимо ребенка. Ведь отец – третий человек, который встает между матерью и ребенком, позволяя ему обособиться.


     


    Крушение патриархата


    Пытаясь удержать почву под ногами, многие стремятся вернуть некую видимость патриархальности хотя бы для ребенка. Решение абсолютно невыполнимое, поскольку ребенок видит не только родителей, но и других взрослых, которые не живут по патриархальным правилам. Если же изолировать ребенка от всего мира, то у него почти не останется шансов нормально социализироваться во взрослой жизни.


    Только ощущение субъективного благополучия родителей и ребенка может стать основой для успешного становления личности и прохождения Эдипова комплекса и комплекса Электры.


    Евгений Кульгавчук, врач-сексолог, психотерапевт, психиатр: «Психоанализ, безусловно, оказал огромное влияние на психотерапию и понимание человеческой души. Некоторые позиции можно считать актуальными и по сей день. Трудам З. Фрейда в  свое время уделил внимание основоположник отечественной сексологии профессор Г. С. Васильченко.


    В работе я часто интерпретирую сны своих пациентов. Тем не менее, не рекомендовал бы относиться к психоанализу излишне серьезно, рассматривая мир только сквозь призму интерпретаций. И хочу напомнить об одной шутливой истории на эту тему.


    Как-то к Зигмунду Фрейду подошла дочь Анна и говорит ему: “Мне приснился сон. Приходит ко мне дядюшка Юнг и дает мне банан. А банан такой весь зеленый, такой неспелый и чем-то даже противный. И не понравился мне банан, и не взяла я его. А потом подошел ко мне дядюшка Фромм и дал банан, а банан весь такой гадкий, гнилой и переспевший, и не взяла я этот банан тоже. А зато потом подошел ко мне ты, папочка, и дал мне банан – весь такой хороший, приятный, созревший и вкусный. ..”.   Зигмунд Фрейд ответил, подумав: “Знаешь, дочка, иногда банан – это просто банан”».


     


    Труды Зигмунда Фрейда по данной теме: «Ключевые понятия психоанализа», «Очерки по психологии сексуальности», «Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов» (совместно с Анной Фрейд). 


     



    Автор: Юлия Прохорова

    В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

    Эдипов комплекс. Что такое «Эдипов комплекс»? Понятие и определение термина «Эдипов комплекс» – Глоссарий

    Глоссарий. Психологический словарь.

    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Э
    • Я

    Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex)– группа бессознательных побуждений, любовные и враждебные чувства, которые испытывает ребенок в отношении отца и матери, желая «устранить» родителя своего пола и «обладать» родителем противоположного пола.  Называя данный комплекс, Зигмунд Фрейд использовал античный миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери.

    Суть эдипова комплекса состоит в том, что мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и агрессивные чувства к отцу, желая занять его место рядом с матерью. (Существует и женская разновидность данного комплекса – комплекс Электры.) При действии этих противоречивых тенденций, характерных для детей 5-6 лет, включается механизм идентификации: мальчик в символическом плане отождествляется с отцом, которым он хочет быть возле матери, и перенимает особенности мужского поведения, систему моральных норм и ценностей взрослого мужчины. Окончательная идентификация с одним из родителей наступает в подростковом возрасте.

    Фрейд выделял особый этап в развитии человека – Эдипову стадию, универсальную для представителей всех культур. В современной науке теория Фрейда подверглась корректировке: психоаналитики отрицают универсальный характер комплекса, а также все чаще делают ставку на социальную, а не на биологическую составляющую. Кроме того, активно оспаривается возможность возникновения данного комплекса у лиц женского пола. В целом термин используют в более широком смысле — для определения разнообразных отношений, возникающих между родителями и детьми.

    < Эгоцентризм

    Эйфория >

    Популярные термины

      Эдипов комплекс

      Память детских наслаждений

      С точки зрения психоанализа наша сексуальность вырастает из переживаний раннего детства. Отсюда и ее сложность: к желанию взрослого примешивается память о чувствах ребенка.

      Новости СМИ2

      новое на сайте

      • 12 вопросов врачу, которые помогут предупредить или выявить онкозаболевание
      • «Всю жизнь чувствую себя никчемной из-за маминой нелюбви»
      • «Подруга критикует мои подарки и поступки. Как тактично намекнуть ей, что мне это неприятно?»
      • Честный ли вы человек? Если да, то вот каким вас видят другие
      • Сапиосексуалы: влюбленные в интеллект
      • Я, он и его бывшая: реальные истории о манипуляциях и эмоциональной зависимости
      • 11 вещей в доме, которые угрожают вашему ментальному здоровью
      • «Вернулась в отчий дом и стала для мамы рабыней и горничной»

      Сегодня читают

      • «Меня как будто изнасиловали»: что такое акушерское насилие и почему оно происходит. Часть 1. Беременность
      • «Муж подал на развод, но уходить не собирается и спит в моей постели. Как быть?»
      • «Рассказала маме о домогательствах брата, а она меня чуть не избила»
      • «Мы вместе 10 лет. Почему он решил брать ипотеку один и не хочет говорить о браке?»
      • Что сделать, чтобы муж перестал пить? Как психолог отвечает на такой запрос
      • Витамин D: почему он так важен и как не пропустить его дефицит — советы нутрициолога

      Psychologies приглашает

      Psychologies в Одноклассниках

      ПОДПИСАТЬСЯ

      новый номерВЕСНА 2023 №73

      Подробнее

      спецпроекты

      Что это такое и как это работает

      Эдипов комплекс — это термин, используемый Зигмундом Фрейдом в его теории психосексуальных стадий развития, и это общий термин для комплексов Эдипа и Электры.

      Эдипов комплекс возникает на фаллической стадии развития (возраст 3-6 лет), когда источник либидо (жизненной силы) концентрируется в эрогенных зонах детского тела (Фрейд, 1905).

      На этом этапе дети испытывают бессознательное чувство влечения к родителю противоположного пола, ревность и зависть к родителю своего пола.

      Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать. Неспособность разрешить Эдипов комплекс май

      Эдипов комплекс

      Эдипов комплекс является теорией Зигмунда Фрейда и возникает на фаллической стадии психосексуального развития.

      В нем рассказывается о мальчике в возрасте от 3 до 6 лет, который бессознательно испытывает сексуальную привязанность к своей матери и враждебно относится к своему отцу (которого он считает соперником).

      У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что мальчик развивает бессознательное сексуальное (приятное) влечение к своей матери.

      Зависть и Ревность направлены на отца, объект материнской привязанности и внимания. Эти чувства к матери и соперничество с отцом приводят к фантазиям о том, чтобы избавиться от отца и занять его место с матерью.

      Враждебные чувства к отцу приводят к тревоге кастрации, иррациональному страху, что отец кастрирует (удалит пенис) его в качестве наказания.

      Чтобы справиться с этим беспокойством, сын идентифицирует себя с отцом. Это означает, что сын перенимает/усваивает установки, характеристики и ценности, которых придерживается его отец (например, личность, гендерная роль, поведение мужского отца и т. д.).

      Отец становится образцом для подражания, а не соперником. Через эту идентификацию с агрессором мальчики обретают свое супер-эго и мужскую половую роль. Мальчик заменяет свое желание матери желанием других женщин.

      Фрейд (1909) предложил исследование Маленького Ганса как свидетельство Эдипова комплекса.

      Комплекс Электры

      Комплекс Электры описывает женскую версию Эдипова комплекса. В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая бессознательно испытывает сексуальную привязанность к отцу и все более враждебно относится к своей матери.

      Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963).

      У девочек комплекс Электры начинается с убеждения, что ее уже кастрировали. Она винит в этом свою мать и испытывает зависть к пенису. Для развития своего супер-эго и женской сексуальной роли девочки должны идентифицировать себя с матерью.

      Но мотивация девочки отказаться от отца как объекта любви, чтобы вернуться к матери, гораздо менее очевидна, чем у мальчика, идентифицирующего себя со своим отцом.

      Как следствие, идентификация девочек с матерями менее полная, чем у мальчиков с отцами. В свою очередь, это ослабляет женское супер-эго, а их идентичность как отдельных, независимых личностей менее развита.

      Критическая оценка

      Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства». Но мало доказательств, подтверждающих его заявление о половых различиях в морали (из-за более слабого суперэго женского пола).

      Например, если судить по способности детей сопротивляться искушению, девочки во всяком случае сильнее мальчиков (Hoffman, 1975).

      Согласно Horney (1924) и Thompson (1943), девушки завидуют не пенису, а более высокому социальному положению мужчин. Фрейд предполагал, что Эдипов комплекс является универсальным явлением, но исследование жителей Тробрианских островов, проведенное Малиновским (1929), показало, что там, где отец является любовником матери, но не приверженцем дисциплины сына (т. .

      Похоже, что Фрейд переоценивал роль сексуальной ревности. Но это все еще только одно исследование, и необходимо изучить больше обществ, как западных, так и добродушных.

      Кроме того, другие психодинамические теоретики, такие как Эриксон (1950), считали, что Фрейд преувеличивал влияние инстинктов, особенно сексуального инстинкта, в своем описании развития личности.

      Эриксон пытался исправить это, описывая этапы психосоциального развития, отражая влияние социальных, культурных и исторических факторов, но не отрицая роли биологии.

      Другая серьезная критика теории Эдипа Фрейда заключается в том, что она была почти полностью основана на случае Маленького Ганса (1909). Теория Эдипа Фрейда была предложена еще в 1905 году, и Маленький Ганс был просто представлен как «маленький Эдип».

      Учитывая, что это был единственный ребенок-пациент, о котором сообщил Фрейд, и что любая теория развития должна включать изучение детей, Маленький Ганс является чрезвычайно важным примером.

      Но это было крайне предвзято: отец Ганса (сторонник теорий Фрейда) проводил большую часть психоанализа, а Фрейд просто видел в Гансе подтверждение своей эдипальной теории.

      Помимо критики надежности и объективности метода тематического исследования в целом, другие психодинамические теоретики предлагали альтернативные интерпретации боязни лошадей Ганса. К ним относится реинтерпретация Боулби (1973) с точки зрения теории привязанности.

      Однако Би (Bee, 2000) считает, что исследования привязанности подтверждают основную психоаналитическую гипотезу о том, что качество ранних отношений ребенка влияет на его дальнейшее развитие.

      Оба Боулби (1973) и Эриксон (1963) рассматривают ранние отношения как прототипы более поздних отношений. Вера в влияние раннего опыта — прочное наследие теории развития Фрейда.

      Ссылки

      Бьорклунд, Б. Р., и Би, Х. Л. (2000). Путешествие во взрослую жизнь (4-е изд.). Флорида: Пирсон.

      Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря: Разлука: Беспокойство и гнев (Том 2) . Нью-Йорк: Основные книги.

      Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

      Эриксон, Э. Х. (ред.). (1963). Молодежь: измениться и бросить вызов . Нью-Йорк: Основные книги.

      Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Se, 7.

      Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Pelican Freud (1977), том 8, истории болезни 1, страницы 169–306

      Хоффман, М.Л. (1975). Половые различия в моральной интернализации и ценностях. Журнал личности и социальной психологии, 32(4) , 720.

      Хорни, К. и Хорни. (1924). О генезе комплекса кастрации у женщин (стр. 37-54) .

      Юнг, К., и Кереньи, К. (1963). Наука мифология. В RFC Hull (Ed. & Trans.), Очерки мифа о божественном ребенке и тайнах Элевсина . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

      Малиновский Б. (1929). Этнографический отчет об ухаживании, браке и семейной жизни у аборигенов Тробрианских островов, Британская Новая Гвинея. Нью-Йорк: паб Eugenics. Co. Сексуальная жизнь дикарей в Северо-Западной Меланезии.

      Томпсон, К. (1943). «Зависть к пенису» у женщин. Психиатрия, 6(2) , 123-125.

      Определение, Фрейд, примеры, симптомы и многое другое

      Комплекс Электры — это термин, используемый для описания женского варианта Эдипова комплекса.

      В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая подсознательно сексуально привязывается к отцу и все более враждебно относится к своей матери. Карл Юнг разработал теорию в 1913.

      Зигмунд Фрейд, разработавший теорию Эдипова комплекса, впервые выдвинул идею о том, что маленькая девочка соревнуется со своей матерью за сексуальное внимание отца.

      Однако именно Карл Юнг — современник Фрейда — впервые назвал эту ситуацию «комплексом Электры» в 1913 году.

      Согласно греческой мифологии, Электра была дочерью Агамемнона и Клитемнестры. Когда Клитемнестра и ее любовник Эгисф убили Агамемнона, Электра уговорила своего брата Ореста помочь ей убить и ее мать, и ее любовника.

      Согласно Фрейду, все люди в детстве проходят многочисленные стадии психосексуального развития. Наиболее важной стадией является «фаллическая стадия» в возрасте от 3 до 6 лет.

      Согласно Фрейду, это когда и мальчики, и девочки фиксируются на половом члене. Фрейд утверждал, что девушки зацикливаются на отсутствии у них пениса, а при его отсутствии — клитора.

      В психосексуальном развитии девочки, предположил Фрейд, она сначала привязывается к своей матери, пока не осознает, что у нее нет пениса. Это заставляет ее обижаться на мать за то, что она «кастрировала» ее — ситуацию, которую Фрейд называл «завистью к пенису». Из-за этого у нее развивается привязанность к отцу.

      Позже девочка сильнее отождествляет себя со своей матерью и подражает ее поведению из страха потерять любовь матери. Фрейд назвал это «женским Эдиповым отношением».

      Фрейд считал, что это решающий этап в развитии молодой девушки, поскольку он приводит ее к принятию гендерных ролей и пониманию собственной сексуальности.

      Фрейд предположил, что женское Эдипово отношение было более эмоционально интенсивным, чем Эдипов комплекс, поэтому оно более жестко подавлялось молодой девушкой. Он считал, что это привело к тому, что женщины стали менее уверенными в себе и более послушными.

      Карл Юнг расширил эту теорию, назвав ее «комплексом Электры». Однако этот ярлык был отвергнут Фрейдом, который сказал, что это была попытка аналогии Эдипова комплекса между полами.

      Поскольку Фрейд полагал, что между Эдиповым комплексом и женской Эдиповой установкой существуют существенные различия, он не считал, что их следует смешивать.

      Изначально девочка привязана к матери.

      Затем она понимает, что у нее нет пениса. Она испытывает «зависть к пенису» и обвиняет мать в своей «кастрации».

      Поскольку она хочет сексуально владеть родителем и не может владеть своей матерью без пениса, она вместо этого пытается владеть своим отцом. На этом этапе у нее развиваются подсознательные сексуальные чувства к отцу.

      Она становится враждебной по отношению к матери и зацикливается на отце. Она может оттолкнуть мать или сосредоточить все свое внимание на отце.

      В конце концов, она понимает, что не хочет терять материнскую любовь, поэтому снова привязывается к матери, подражая ее действиям. Подражая своей матери, она учится следовать традиционным гендерным ролям.

      Согласно Фрейду, в период полового созревания она начнет испытывать влечение к мужчинам, которые ей не родственники.

      Некоторые взрослые, как заметил Юнг, могут регрессировать до фаллической стадии или никогда не вырасти из фаллической стадии, оставляя их сексуально привязанными к своим родителям.

      В настоящее время комплекс Электры не получил широкого признания в психологии. Как и в случае со многими теориями Фрейда, женский Эдипов комплекс отношения и понятие «зависти к пенису» также широко критикуются.

      Очень мало данных фактически поддерживает идею, что комплекс Электры реален. В новом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) это не официальный диагноз.

      Как отмечается в статье 2015 года, идеи Фрейда о психосексуальном развитии подвергались критике как устаревшие, поскольку они опираются на столетние гендерные роли.

      Концепция «зависти к пенису», в частности, подвергалась критике как сексистская. Комплексы Эдипа и Электры также подразумевают, что ребенку нужны два родителя — мать и отец — для правильного развития, что подвергается критике как гетеронормативное.

      Тем не менее, молодые девушки могут испытывать сексуальное влечение к своим отцам. Это просто не так универсально, как считали Фрейд и Юнг, по мнению многих в этой области.

    You may also like

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *