Популярное

Чудовище с аленького цветочка: «Красавица и Чудовище» против «Аленького цветочка»

«Красавица и Чудовище» против «Аленького цветочка»

У сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» и её западноевропейского аналога «Красавицы и Чудовища» — много общего и не меньше важных отличий. Практикующий психолог Катерина Дёмина предлагает на примере двух версий одной, казалось бы, истории поговорить о том, в чём настоящий смысл испытаний, выпавших на долю героев, а также почему они разные у русских и у европейских персонажей.

В основе сюжета русской и западноевропейской сказки история о необыкновенной девушке, которая мечтает о несбыточном и невозможном. Девушка эта сирота, у неё нет матери, только отец (и сёстры в русском варианте).

Её отец нарушает равновесие заколдованного мира, сорвав некий алый цветок, и должен за это поплатиться жизнью. Девушка приносит себя в жертву и отдаёт свою жизнь вместо отца. Она попадает в волшебное, спрятанное от остального мира место, где знакомится с заколдованным принцем/добрым молодцем. Между ними завязываются некие отношения, сначала сдержанные и настороженные, потом всё более доверительные.

Спустя некоторое время девушка вынуждена оставить своего (пока что) друга, чтобы спасти из беды отца. Чудовище умирает от отчаяния, но искренняя любовь Красавицы оживляет его, и к нему возвращается его истинный облик прекрасного принца. Хэппи-энд, все счастливы, пирком да за свадебку, я там был, мёд-пиво пил…

Это общее.

Несколько слов об образах Красавицы и Чудовища, а потом перейдём к различиям.

Про Настеньку известно, что она младшая, добрая, любящая. Заботливая дочь. Красавица, «лучше сестёр». Традиционный для русской сказки сравнительный оборот «двое детей — люди как люди, а третий — особенный».

Образ Настеньки в советском мультфильме «Аленький цветочек»

Белль — единственная дочь своего отца, красавица, но с репутацией «странной девушки», «не от мира сего», всё читает да читает, нет бы на танцы сходить или со сверстницами языки почесать у колодца.

Образ Белль в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище»

Она — душа, Психея, Анима, если следовать юнгианскому канону. Её не волнует и не интересует мирская жизнь, она стремится уйти за горизонт, увидеть дальние и неизведанные страны.


И тут начинаются различия

Если посмотреть внимательно, то Настенька смиренно просит своего отца, она не бравирует своей «духовностью», дожидается своей очереди после старших сестёр. Не просит дорогого подарка, а хочет «красоты»: «Привези мне цветочек Аленький, краше которого нет на свете». Она послушна и вежлива, как и полагается хорошей доброй девице. Вообще, послушание — основная добродетель сказочных русских девушек. Послушание искупает любые недостатки фигуры, непослушная, «гордая» дочь — позор и горе семьи.

Белль же горда, своенравна, упряма, высокомерна. Никто не достоин её расположения, она слишком хороша для этой деревни, она мечтает о вполне конкретных вещах: принце из замка, волшебной жизни. Ну и получает этого волшебства по полной программе. Как говорится, согласно купленным билетам.

Девочки, да и мальчики тоже, учтите это на будущее: мечты сбываются. Именно в том виде, в котором вы просили. Поэтому будьте аккуратнее с просьбами и молитвами

Принц. И там и там принца заколдовала ведьма, повелела оставаться в облике Чудовища, пока некая молодая девица не полюбит и не захочет выйти за него замуж. И тут мы видим одно из ярчайших различий.

Чудовище в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище»

В русской сказке принц-королевич пострадал ни за что: злая ведьма мстила его отцу, украла младенца, превратила в животное и наделила его набором самых отвратительных черт — отметьте это особо. Вам это ничего не напоминает? Был чудесный ребёнок, а стал не пойми каким чудовищем.

Чудовище в советском мультфильме «Аленький цветочек»

Правильно, речь идёт о подростковом возрасте, когда милый и красивый мальчик вдруг превращается, как по злому колдовству, в грубое, заносчивое, покрытое прыщами и шерстью существо, которое на всех рычит и бросается. Но принц из европейской сказки наказан по заслугам: он нагрубил и оттолкнул пожилую женщину, просившую убежища в непогоду.

Мы можем предположить, что грубость и агрессия в адрес архетипа матери карается самым безжалостным образом, принц должен найти силы и научиться вести себя иначе, чтобы его кто-то смог полюбить.

Обратите внимание, что и Белль тоже в определённом смысле наказана: за гордыню, высокомерие и пренебрежение мнением окружающих. Они с принцем — два сапога пара.

Дальше сюжет развивается практически параллельно: Чудовище прилагает усилия, чтобы завоевать расположение Красавицы, ухаживает за ней, она привыкает к его ужасному внешнему облику, открывает в нём добрую душу. Вместе они преодолевают козни врагов (завистливых сестёр, враждебного окружения), и, в конце концов, Душа (девица) и Животное (чудовище) приходят к любви и согласию.

Чудовище ухаживает за красавицей

Давайте отметим ещё раз основное различие в русском и европейском взгляде на процесс взросления, а также на беды и испытания: с одной стороны — рок, судьба, покорность и смирение. С другой стороны — гордыня, строптивость, наказание и затем всё же: смирение, самоотверженность, верность данному слову.

Чуть более пассивная и выжидательная позиция на Востоке, чуть больше агрессии и свободы воли на Западе. Отчасти это обусловлено природными условиями: короткое, часто неплодородное русское лето, злые и долгие зимы хорошо воспитывают в людях покорность и смирение перед ударами Судьбы. С другой стороны, легендарная русская находчивость — того же происхождения. Пока европеец тщательно и обстоятельно занимается своим замысловатым ремеслом, русский мужик из двух гвоздей и одной коряги сбацает что-то гениальное, что к завтрашнему дню уже развалится, но сегодня будет работать, так что сойдёт с горчичкой. Всё равно большего до заката и не успеть.

Обратите внимание: все диснеевские мультики, все фильмы — об одном и том же. Бейся за свою правду, будь настойчив, не отступай — и будешь королём.

Белль с принцем

Русские сказки говорят нам другое: помогай тем, кто слабее, сам погибай — а товарища выручай, применяй смекалку там, где не спасает сила. Это мировоззрение жителей огромных, бескрайних территорий, густых и опасных лесов, народа, который часто пытались завоевать.

Сочетание волшебного и духовного, христианского и языческого. Душа-девица находит своего прекрасного королевича там, где меньше всего ожидала. Наградой за стойкость, за верность и мужество становится любовь, а не мешок с золотом.

Настенька с принцем


Превращение мальчика в мужчину довольно травматично и выглядит устрашающе. Фаза «чудовища» тяжело переносится и самим героем, и теми, кто рядом. Но, вооружившись терпением, любовью, ласковыми словами, родители (я надеюсь) благополучно доберутся до тихой гавани, в которой их ждёт и накрытый стол со «многими яствами», и заботливый хозяин, угадывающий их малейшие желания.

Внутри каждого монстра прячется прекрасный принц, загляните в его глаза и признайте в нём своего сына и наследника. Аналогично же и юные Девы, которые сами не знают, чего им сегодня хочется, льющие слёзы по поводу и без — всего лишь тоскуют по великой любви. Вы не в силах им помочь, можете только благословить на поиски.

Настоящие короли и королевы всегда так делают.

Кадр из мультфильма «Красавица и чудовище»

Чудище

ЧУДИЩЕ



Битва Еруслана Лазаревича с царем Змейским. Русский лубок. 1830.
Увеличить

В сказке Апулея «Амур и Психея» завистливые сестры уверяли красавицу, что ее возлюбленный — подлинное чудовище. Описали они и его внешний облик:

— Мы наверняка узнали и не можем скрыть от тебя, разделяя скорбь и горе твое, что тайным образом спит с тобою по ночам огромный змей, извивающийся множеством петель, шея у которого переполнена вместо крови губительным ядом и пасть разверзнута как бездна.

В сказке И. Богдановича «Душенька», написанной как вольное переложение Апулея, змей по внешнему виду приближается к дракону:

По утру видели оне с домового балкона

Над гротом в воздухе подобие дракона,

И будто б там летал с рогами страшный змей,

И будто б искры там он сыпал из ноздрей,

И в роще, наконец, склоняясь у гор к партеру,

При их глазах пополз, сгибаючись, в пещеру.

Коварные сестры пугают Душеньку последствиями брака с таинственным призраком-змеем, — потомством в виде нелепых уродов или «чудов«, с которыми «не можно будет жить и кои будут мир страшить».



Иллюстрация к сказке Лепренс де Бомон «Красавица и Чудовище». Художник Джон Пейшенс
Увеличить



Кадр из фильма Уолта Диснея «Красавица и Чудовище»
Увеличить

В сказке Лепренс де Бомон чудище подробно не описывается, только называется — то чудовищем, то зверем. Впрочем, поведение его весьма галантно.



Иллюстрация к сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Художник Борис Диодоров.
Увеличить

С. Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек» чудище буквально конструирует из фрагментов тел различных животных и птиц:

— Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках ногти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

По всей вероятности, писатель сам его сочинил в чисто русском вкусе. Сам и название ему придумал: «зверь лесной, чудо морское».

Кадр из фильма «Бэтмен»

Как это не парадоксально, после аксаковского чудища фантазия отечественных сказочников на тему монстра-любовника иссякла. Между тем, зарубежная культура нашла здесь поистине золотое дно. Только за последние годы благодаря литературе и кинематографу значительно пополнились ряды всенародно любимых обаятельных монстров. Среди них можно назвать Бэтмена, Терминатора, Кинг-Конга и Шрека. Причем, обаяние Шрека было столь велико, что ради него изменила свой внешний облик прекрасная принцесса Феона, превратившись в толстую троллиху — при этом была бесконечно счастлива и довольна своей судьбой.

Постер фильма «Терминатор-3»
Увеличить



Кадр из фильма «Шрек»
Увеличить

В отечественной киноиндустрии наибольшей популярностью пользуется сюжет Золушки — превращение замарашки и уродины в красавицу и богачку. Здесь можно упомянуть «Светлый путь» с Любовью Орловой (первоначально он так и назывался: «Золушка»), и постперестроечную ленту «Принцесса на бобах», и сериал «Моя прекрасная няня». Забавно, что народная фантазия переименовала телесериал 2005 года «Не родись красивой» в соответствии с духом времени в «Не родись Годзиллой».

Вот почему в Scarlet Nexus есть тревожные монстры из цветочных букетов.

Когда дело доходит до странных дизайнов врагов, нет ничего более странного, чем грядущая ролевая игра Bandai Namco Scarlet Nexus. Цветочки со страусиными ножками и туфлями на шпильках, слинки с человеческими руками — все это довольно тревожная штука. Как та ужасная кукла-паук из «Истории игрушек».

К счастью, разработчики игры готовы ответить на вопрос, почему они выглядят так чертовски странно, как обсуждалось в недавнем предварительном просмотре Scarlet Nexus, просмотренном Eurogamer.

Для контекста, действие игры происходит в технологически развитом обществе под названием Новая Химика — стране, «настолько большой, что понятия «заморский» даже не существует», как объяснил арт-директор Коута Очиаи. Эта цивилизация развивалась на основе технологии, окружающей мозг, при этом население использовало форму мозгового интернета, называемую Псинет, в то время как некоторые используют продвинутую силу мозга в виде различных псикинетических способностей. Однако не все так гламурно, поскольку этот мир часто посещают «Другие»: инопланетные существа без сознания, питающиеся человеческим мозгом. Это цветочные букеты, если вы не догадались.

Смотреть на YouTube

Жители Новой Химуки приняли меры, чтобы справиться с этим, например, разработали технологию, позволяющую прогнозировать, где и когда появятся Иные, а также отправили Иные Силы Подавления (OSF) для борьбы с надоедливыми вещами. Вот тут-то и вступаете вы. Играя за новобранца OSF Юито Сумераги, вы и ваши товарищи по команде должны уничтожить потусторонних монстров. По мере развития сюжета Сумераги начинает задаваться вопросом, правильно ли бороться за OSF, и задается вопросом, полезно ли постоянное подключение к мозгам своих товарищей по команде. Честно говоря, я не могу представить, чтобы подключение Twitter прямо к вашей голове было хорошей идеей.

В любом случае, вернемся к дизайну монстров: так почему же эти существа выглядят так странно? Ну, отчасти это потому, что Bandai Namco заручилась помощью независимого художника Масакадзу Ямасиро, который известен своими тревожными иллюстрациями, сочетающими животных с человеческими чертами и металлическими предметами.

«Когда мы разрабатывали монстров, мы хотели сделать что-то новое и необычное, а также вещи, которые будут интересны людям», — объяснил Очиай. «Именно тогда я подумал о том, чтобы найти независимого художника, который разработал бы для нас монстров, потому что мы хотели получить другой взгляд на ценности игры, чтобы внести свой вклад в фактор чужеродности».

«Мы добавили некоторые гротескные элементы к предметам повседневного обихода, таким как цветы и бытовая техника. У нас есть правило для дизайна, в котором мы объединяем органические вещи и неодушевленные предметы, чтобы создать Иных. Это также относится к фону Иных, которые вы можете узнайте больше [о] в игре.Сочетая две вещи, которые, кажется, визуально отталкивают друг друга, мы можем эффективно донести до игроков, что Иные — это своего рода непонятные существа, которые концептуально и ментально отличаются от нас, людей. .»

«Когда я впервые увидел [Других], они действительно выглядели как животные», — добавил продюсер Кейта Лизука. «Но если вы присмотритесь, вы увидите части, которые объединяются для их создания, такие как растения, человеческие и металлические части. Мы не можем знать, живы [они] или нет».

Разработчики назвали игру «мозговой панк» и говорят, что название Scarlet Nexus связано с красными узами, соединяющими мозги отряда OSF.

Ну, это как бы проясняет ситуацию, но как насчет того, как избавиться от Иных? Игровой процесс сосредоточен на использовании как оружия ближнего боя, так и экстрасенсорных способностей: например, у главного героя Сумераги есть меч и телекинез, в то время как у других товарищей по команде есть комбинации, такие как посох и пирокинез. Поскольку Сумераги связан со своими товарищами по команде, игрок может использовать особые способности других персонажей, и вы можете выбирать, какие персонажи будут в вашей группе для миссий. Тем временем собственные способности Сумераги можно улучшить с помощью дерева навыков «Карта мозга». Бой позволяет использовать ряд комбинированных атак, в том числе (довольно забавно) способность неоднократно бросать машины во врага, когда он сбит, и похоже, что Сумераги может манипулировать своей средой, чтобы бросать на удивление большое количество предметов.

Трудно сказать, каково все это играть, но я совершенно очарован городским пейзажем в стиле Токио 90-х и небольшими ретро-штрихами игры, такими как использование цифровых чисел для плавающих повреждений. И, конечно же, есть привлекательность размахивания мечом, чтобы оставить неоновые линии на экране, как наэлектризованный бенгальский огонь. Это, безусловно, что-то, что утешит вас, когда вы столкнетесь с крокодилом-лампочкой-пистолетом.

Аленький цветочек (короткометражный, 1952)

  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей
  • Общая информация

IMDbPro

Оригинальное название: Аленький цветочек

  • 1952
  • 42m
  • 900 33

    РЕЙТИНГ IMDb

    7.5/10

    1.2K

    ВАШ РЕЙТИНГ

    AnimationShortFantasy

    Настенька спрашивает батюшке доброму принести ей из дороги аленький цветочек Одного она не знает: цветок принадлежит страшному зверю. Настенька просит доброго отца принести ей из дороги аленький цветочек Одного не знает она: цветок принадлежит страшному зверю. Настенька просит доброго отца принести ей из путешествия аленький цветочек Одного она не знает: цветок принадлежит страшному зверю.

    • Режиссер
      • Лев Атаманов
    • Сценаристы
      • Сергей Аксаков
      • Георгий Гребнер
    • Звезды
      • Бабанова Мария
      • Боголюбов Николай
      • Чепурова Ольга
  • Посмотреть производство, кассы и компанию инфо
  • Фото15

    Лучшие актеры

    Мария Бабанова

    • Любава
    • (голос)

    Николай Боголюбов

    • Степан Емельянович
    • (голос)

    Ольга Чепурова

    • Гордея
    • (голос)

    Владимир Грибков 9 0003

    • Кондрат
    • (голос)

    Нина Крачковская

    • Настенька
    • ( голос)

    Михаил Астангов

    • Зверь
    • (голос)
    • (в титрах не указан)
    • Директор
      • Лев Атаманов 900 28
    • Сценаристы
      • Сергей Аксаков (сюжет)
      • Георгий Гребнер (сценарий)
    • Весь актерский состав и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    9 0084 Еще нравится это

    Золотая антилопа

    Снег Дева

    Джуниор и Карлсон

    Котенок по имени Гав

    Ёжик в тумане

    Дикие лебеди

    Мама для мамонтёнка

    Тихий Дон

    900 88 Сказка сказок

    Поздняя любовь

    Правда — хорошо, а счастье — лучше

    Легкая жизнь

    Сюжетная линия

    Знаете ли вы

    • Связи 9 0002 Версия Красавицы и Чудовища (1899)

    Отзывы пользователей5

    Обзор

    Избранное обзор

    10/

    10

    Все о Disney’s B&B

    Теперь давайте проясним это! Это оригинальная история, которую Дисней использовал, чтобы сделать фильм «Красавица и чудовище», они сделали его более дрянным, капающим слюной. Без обид, но это оригинальный B&B, а не диснеевский, как все думают.

    полезно•2

    0

    • ferencdobos
    • 17 марта 2022 г.

    Лучшие подборки

    Войдите, чтобы оценить и просмотреть список наблюдения для получения персональных рекомендаций 900 03

    Войти

    Детали

    • Дата выпуска
      • 1952 ( Советский Союз)
    • Страна происхождения
      • Советский Союз
    • Язык
      • Русский
    • Также известен как
      • Червоненька квіточка
    • Производственная компания
      • Союзмультфильм
    • См.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *