«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Психолог рассказал, почему алкоголь открывает самые потаённые мысли и желания человека
Общеизвестно, что выпивший человек может рассказать многое из того, что в обычной жизни никогда бы не стал говорить на публике. Этим свойством алкоголя активно пользовались сотрудники спецслужб при вербовке агентов или попытках выведать секретную информацию. Причём к такому разведывательному инструменту, как распитие спиртного в дружеской обстановке, прибегали не только советские чекисты, но и разведчики других стран
О том, действительно ли алкоголь можно назвать своего рода «эликсиром правды» и чем объясняется такое последствие опьянения, «Московской газете» рассказал клинический психолог, нейропсихолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.
«Я думаю, что если многочисленные наблюдения над выпившими людьми и определенные способы их поведения в случае алкогольного отравления стали достоянием народного фольклора, в частности, выразились в этой очень меткой пословице «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», то у нас нет поводов не согласиться с народной мудростью и подтвердить, что это действительно так. Помимо этого, способ напоить человека для того, чтобы выведать у него какие-то сокровенные мысли, тайны, его истинное отношение к тем или иным явлениям, процессам и событиям, является одним из самых распространенных способов любых разведок. Поэтому я думаю, что это более чем верно», — рассказал Валерий Ивановский. И чем выше степень опьянения, тем больше вероятность того, что достоянием собеседника станут наиболее тщательно скрываемые мысли человека.
«Алкоголь ломает некую «стену» в сознании человека по одной простой причине. Дело в том, что алкоголь является очень мощным психоактивным веществом, которое оказывает влияние в первую очередь на мозг, на кору головного мозга, когда попадает туда с кровотоком. Ведь кровоснабжение головного мозга является одной из приоритетных задач организма. Поэтому после употребления алкоголя, после его всасывания, попадания в кровеносные сосуды, он достаточно быстро оказывается с током крови в головном мозге. Причем данный феномен, именно некое раскрепощение, некая неспособность управлять своими высшими психическими функциями под воздействием алкоголя в достаточной степени связано со строением человеческого мозга. Дело в том, что за сложное социальное поведение, за программы многоступенчатого, многосоставного поведения, его регуляции, контроля, отвечает новая кора человеческого мозга, которая называется неокортексом, особенно его передняя часть, которая называется префронтальной зоной, т.е. лобные извилины, то, что находится кпереди от центральной роландовой борозды, после премоторной зоны, это то, что делает человека человеком, то, что помогает ему руководствоваться сложными социальными мотивами», — объясняет психолог.
По словам специалиста, эта зона как бы надстраивается над эволюционно более древними зонами мозга, отвечающими за биологические потребности и физическое выживание человека. Если вспомнить пирамиду Маслоу, то сперва идут физиологические потребности, затем потребность в безопасности и т.д. А потом над этими зонами надстраивается неокортекс. В случае алкогольного опьянения под воздействием этанола именно нейроны, которые находятся в этой префронтальной зоне, в силу своего расположения и особенностей своего строения, отравляются и перестают функционировать должным образом в первую очередь.
«То есть получается ситуация, при которой чем большее количество алкоголя человек принял, тем более ярко выраженный эффект мы имеем, он связан с угнетением деятельности вот этой коры, части неокортекса, ее инактивацией. Это можно сравнить с краткосрочной экстирпацией, то есть удалением этих долей. Потому что в период алкогольного опьянения и в достаточно большой период после, до года, эта лобная кора функционирует в измененном патологическом состоянии. И в случаях тяжелого отравления происходит отмирание нейронов этой префронтальной зоны, что приводит к тем или иным обратимым или даже не обратимым изменениям психики человека», — рассказал Валерий Ивановский.
Так вот, происходит угнетение деятельности лобной коры, отмечает специалист: «То есть человек с каждой рюмкой как будто стирает с себя налет цивилизованности. Те сложные мотивы, которые составляют основы его социальной жизни и социального поведения, они угасают на определенный период. Человек все больше и больше редуцирует до состояние сначала наших предков, а потом просто животного, которое движимо только эгоистичными биологическими инстинктами, направленными на выживание».
Подобный феномен мы можем наблюдать в случае болезней, ведущих к физическому разрушению мозга, таких как болезнь Альцгеймера или деменция, говорит психолог. Симптомы в этих случаях одинаковые: когда происходит разрушение более эволюционно новых нейронов, в первую очередь префронтальной коры, человек всё больше упрощается, пока не превращается в человекоподобное животное.
«Происходит отключение, инактивация этих зон, которые делают человека человеком, ведь они отвечают за социальное поведение, в том числе и за великодушие, за умение пренебрегать своим интересом в пользу окружающих, за умение подчинять свои эгоистические интересы интересам социальным и так далее. И там же находятся те мысли, те неоконченные намерения, которые так или иначе не согласуются с распространенными социальными нормами, и которые в нормальной ситуации человек давит в себе, как мотивы или намерения порицаемые, не поощряемые социумом. Например, это разного рода зависть, это желание нечестной конкуренции, это желание обладания, например, другим человеком вопреки воле этого человека, — поясняет Валерий Ивановский. — Эти мысли могут быть связаны и с пожеланием несчастья другому человеку из чувства ревности или мести. Именно поэтому говорят, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке». Если какие-то мысли не противоречат общепринятым нормам социального поведения, человек не подавляет их в себе. Но неодобряемые обществом порывы и устремления люди стараются держать при себе, и лишь когда отключается неокортекс, когда перестаёт действовать мозговой аппарат, отвечающий за эту область сознания, на волю выходят самые низменные, эгоистичные намерения и желания, которые обычно связаны или с удовлетворением физиологических потребностей, в том числе сексуальных, или со стремлением играть роль доминантного самца даже вопреки своим реальным навыкам и возможностям».
Психолог обращает внимание на то, что при алкогольном опьянении одни начинают говорить правду, которую в обычном состоянии тщательно скрывают, а другие, наоборот, безгранично врут и фантазируют.
«Иногда, если в нормальном состоянии эти неконтролируемые фантазии о том, кем человек хочет являться или казаться, подавляются, в силу того что человек осознает, что это все не соответствует действительности, достаточно легко могут быть раскрыты в случае растормаживания, при инактивации неокортекса в состоянии алкогольного опьянения. Человек дает волю этим своим фантазиям», — говорит нейропсихолог.
Валерий Ивановский также обратил внимание на то, что если в состоянии опьянения человек проявляет агрессию и становится невменяемым, стоит задуматься о целесообразности общения таким человеком.
«Я думаю, что безусловно это является «звоночком», чтобы более пристальное внимание на этого человека обратить и решить для себя, насколько необходимо держать его в близком круге своего общения. Потому что, как мы с вами сказали, эта агрессия, она не является спонтанной, спорадической, возникающей из ниоткуда, сугубо под влиянием каких-то химических процессов. Она естественна в том плане, что она присуща как базовое качество этому человеку, которое в обычном состоянии тщательно им скрывается, маскируется или сублимируется. Но есть огромная доля вероятности, что в случае не только алкогольного опьянения, но и какого-то стресса или ситуации, когда человек почувствует свою безнаказанность при открытом проявлении своей агрессии, он может пойти у нее на поводу», — предупреждает специалист.
Валерий Ивановский добавил, что как раз к подобным ситуациям относится большое число случаев домашнего насилия.
Эразм Роттердамский цитата: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
— Эразм Роттердамский
Добавить примечание
Quod in animo sobrii, id est in lingua ebrii.
Последнее обновление 21 ноября 2022 г.
Темы
ум, язык, пьяный
Эразм Роттердамский
49
крупнейший учёный Северного Возрождения 1466–1536
Похожие цитаты
„Будучи трезвым, претворите в жизнь все свои пьяные обещания — это научит вас держать язык за зубами.“
— Эрнест Хемингуэй Американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года 1899–1961
„Пиши пьяным, редактируй трезвым.“
— Эрнест Хемингуэй Американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года 1899–1961
„Лучше спать с трезвым каннибалом, чем пьяным христианином.“
— Герман Мелвилл американский писатель 1818–1891
„Потому, что пьяный добрей и умней трезвого. Пьяный больше любит музыку, чем трезвый. О, моя сладкоголосая квинта! Не будь на этом свете пьяных, недалеко бы ушло искусство! Молись же, чтобы те, которые будут нас слушать, были пьяны!“
— Антон Павлович Чехов русский писатель, драматург, врач 1860–1904
«Ненужная победа»
„Иногда женщина не может найти себе мужа потому, что пьяные ей не нравятся, а трезвым не нравится она.“
— Ричард Длинные руки 1939
„Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично — в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие.“
— Эпиктет древнегреческий философ 50–138
„То, что у пьяной женщины на уме, у пьяного мужчины никогда не получится.“
— Михаил Задорнов 1948
„Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные — трезвыми.“
— Филип Дормер Стенхоп Честерфилд английский государственный деятель, дипломат и писатель 1694–1773
„Тот факт, что верующие более счастливы, чем атеисты, доказывает не больше того, что и пьяный человек счастливее трезвого. “
— Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856–1950
„То обстоятельство, что верующий счастливее скептика, имеет не большее значение, чем то, что пьяный счастливее трезвого.“
— Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856–1950
о религии
„Если уж на сцене изображаем из себя немножко пьяных, то надо, чтобы на контрасте было видно, что в жизни-то мы — как стеклышко. Мы поняли, что надо разделять сцену и жизнь. Обычно, наоборот, все пьяные, а притворяются трезвыми.“
— Билли Новик российский музыкант 1975
„Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.“
— Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856–1950
„Сочинялись ли песни по пьяной лавочке? Никогда. По пьяни создавались только идеи песен, а сами песни конкретно сочинялись исключительно на трезвую голову. …“
— Юрий Николаевич Клинских советский и российский музыкант, певец, автор песен, основатель и лидер группы «Сектор Газа» 1964–2000
„Врач чо-то на месте оказался, молодой ещё, трезвый, ума-то нету!…“
— Михаил Сергеевич Евдокимов артист эстрады, юморист, киноактёр, исполнитель песен, глава администрации Алтайского края 1957–2005
Цитаты из юморесок
„Человеческий ум похож на пьяного ездока: когда его приподнимают с одного боку, он заваливается на другой.“
— Мартин Лютер немецкий богослов, основоположник протестантизма 1483–1546
„У короткого ума — длинный язык.“
— Аристофан древнегреческий комедиограф -448–-386 до н.э.
„Я клялся языком, ум мой не клялся.“
Juravi lingua, mentem injuratam rego.
— Марк Туллий Цицерон древнеримский философ и политик -106–-43 до н.э.
„Язык твой — раб твоего ума. “
— Anin Sheer
язык, раб, ум, интеллект, рассудок, разум
„Язык твой пусть не обгоняет ума.“
— Хилон древнегреческий политический деятель и поэт -600–-520 до н.э.
Без источников
„Когда язык опережает ум — он враг, когда следует за сердцем — он друг.“
— Джулиана Вильсон
Связанные темы
- Ум
- Язык
- Пьяный
«Пьяный ум говорит трезвое сердце.» Действительно?
«Пьяный ум говорит трезвому сердцу» — это высказывание часто приписывают французскому философу эпохи Просвещения Жан-Жаку Руссо, который сам был пьян. Идея состоит в том, что когда мы пьяны, мы теряем свои запреты и позволяем себе вербализовать наши истинные мысли и чувства, выявляя наши истинные черты личности. Трезвые мысли превращаются в пьяные мысли, а пьяные мысли превращаются в пьяные действия.
Очень многие люди верят, что это звучит правдоподобно. На самом деле, в китайской бизнес-культуре так сильно верят, что потенциальные деловые партнеры почти вынуждены напиваться вместе перед тем, как заключать какие-либо крупные сделки. Многие дружеские отношения были разрушены, и многие отношения были разрушены из-за того, что кто-то сказал что-то в пьяном виде.
Но правда ли это? Должны ли мы воспринимать пьяное поведение людей как свидетельство их истинного характера? Как и в случае с доктором Джекилландом, мистером Хайдом, мы иногда задаемся вопросом, какая сторона человека является его «истинной стороной».
Пьяные слова трезвые мысли?
Опыт говорит нет.
Человек, которым кто-то является в пьяном виде, имеет что-то отношение к тому, кем он является в трезвом состоянии. Однако всем известно, что есть вещи, которые они склонны делать или говорить в пьяном виде — вещи, которые они обычно не склонны и не способны делать в трезвом виде. Чтобы донести это до вас, вот некоторые вещи, которые я сделал (не осуждайте меня, я живу в Ирландии и я писатель) в тот или иной момент в пьяном виде:
- Назвал своего самого нелюбимого человека лучшим другом.
- Убедился, что могу сделать сальто назад.
- Попытка сделать сальто назад не удалась.
- Несколько минут пытался открыть соседскую дверь своим ключом. У них ярко-красная дверь. Я не делаю.
- Предложение незнакомцу.
Это может быть захватывающим образом забавно рассматривать, в поп-психологическом смысле, что это то, чем я действительно склонен заниматься все время, но слишком подавлен, чтобы обходиться без Гиннесса. Это забавно так же, как забавно для первокурсников-психологов обвинять всех в любви к своим родителям на терминах Фрейда. Но если вы сделаете шаг назад и внимательно посмотрите на это, утверждение о том, что поведение в состоянии алкогольного опьянения раскрывает истинные черты личности, не имеет смысла. Это просто не тот случай, когда я чувствую себя так, как иногда говорю, когда я пьян.
Хорошие времена были не у всех. Даже не мной. Я искренне не хочу дружить с моим самым нелюбимым человеком. Я искренне не хотела выходить замуж за этого незнакомца. Кажется, что алкоголь не ограничивает наш самоконтроль, отдавая нас на откуп эгоистичным импульсам. Скорее, он действует против самоконтроля более обманчивыми способами, создавая только безвыходные ситуации.
История говорит, что нет.
Во время завоевания Александр Македонский устроил состязание по выпивке среди своих солдат. Когда все закончилось, 42 человека умерли от отравления алкоголем. В чье-либо «трезвое сердце» не входило намерение, чтобы несколько десятков человек с энтузиазмом отравили себя до смерти. Достаточно сказано.
Неврология говорит нет.
Если вы пьяны, может показаться, что ваша личность резко изменилась. Но, как выяснила группа ученых из Университета Миссури, трезвые наблюдатели за пьяными людьми не замечают такого сдвига.
Как потребление алкоголя влияет на личность, стало темой нового исследования под руководством Рэйчел Виноград, доцента-исследователя Миссурийского института психического здоровья (Университет Миссури, Сент-Луис). Ученые пришли к выводу, что наше общее убеждение в том, что интоксикация вызывает изменение личности, скорее всего, является результатом «ярких, социально распространенных образцов» — например, культурных стереотипов, порожденных такими фильмами, как «9». 0013 Похмелье.
Есть причина, по которой наука и закон диктуют, что пьяные люди не могут давать информированное согласие. То, как алкоголь влияет на мозг, сложно и понятно науке в шокирующе малой степени. Что мы знаем точно, так это то, что алкоголь влияет на гиппокамп (центр памяти), поэтому мы теряем сознание; моторная кора, из-за которой мы спотыкаемся; и префронтальной коре. Последнее — часть мозга, в наибольшей степени отвечающая за рассуждения и суждения, а также за все прочие высокопарные штуки, в которых Homo sapiens особенно хорош.
Дело в том, что опьянение не является пассивным процессом. Он не просто разрушает наши запреты и высвобождает дремлющие желания. Это активный химический процесс, вопреки здравому смыслу соответствующий определениям «стимулятор» и «депрессант». Он изменяет почти каждую часть нашего мозга. Поскольку наш мозг — это то, кто мы есть, алкоголь не просто высвобождает наше истинное, неизменное «я». Это меняет то, кто мы есть.
Алкоголь делает нас счастливыми, одурманенными, полными энтузиазма, общительными и шумными. В некоторых случаях приветливый друг может стать подлым пьяницей. Это сложное лекарство со всеми видами хороших и плохих эффектов. Но это не делает нас искренними. Это просто делает нас немыми.
Так говорит ли пьяный разум о трезвом сердце? Нет. Когда мы пьем, даже наши сердца не трезвы.
Эта статья была первоначально опубликована 19 июня 2013 года. Она была обновлена в феврале 2022 года. — пословица обычно приводится без источника. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» значилась в книге русских пословиц 1941 г. «У пьяного слова — у трезвого мысли» значилась как итальянская пословица в Книга мировых пословиц Routledge (2006).
Оригинальная пословица была записана греческим эссеистом Плутархом (46 — 120 гг. н. э.) в Моралии , «О болтливости»:
«Ибо что у человека на сердце, когда он трезв, то и на языке у него, когда он пьян, как говорят те, кто предан пословицам».
«Пьяный человек говорит мысли трезвого человека» — так в американской газете в 1868 году была распространена поговорка.
Википедия: Плутарх
Плутарх (/ˈpluːtɑːk/; греческий: Πλούταρχος, Ploútarkhos , греческий койне: [plŭːtarkʰos]), затем названный после того, как он стал римским гражданином, Луций Местрий Плутарх (λτοΜ ούταρχος), c. 46–120 г. н.э., был греческим историком, биографом, эссеистом и средним платоником, известным прежде всего своими параллельными жизнями и моралией . Он родился в знатной семье в Херонее, Беотия, городе примерно в двадцати милях к востоку от Дельф.
De garrulitate Плутарха
, опубликованный в Vol. VI издания Классической библиотеки Леба, 1939 г.
Плутарх, Моралия
О разговорчивости
Стр. 406:
Ибо что у человека на сердце, когда он трезв, то и на языке у него, когда он пьян, как говорят преданные пословицам.
Google Книги
, апрель 1772 г., The Oxford Magazine , «О пьянстве», стр. 128:
То, что сокрыто в сердце трезвого человека, часто открывается языком пьяницы.
Google Книги
Роговая книга чайки, или мода на радость всем видам чаек
Т. Декер
Бристоль: Дж. М. Гатч
1812
( The Guls Horne-Booke был первоначально опубликован Томасом Деккером в 1609 году, но он появляется в заметке, очевидно, написанной Джоном Ноттом — прим. ред.)
Стр. 22:
Трактат о болтливости: Те, кто занимается пословицами, говорят; что то, что у трезвого на сердце, у пьяного на языке. , следовательно, Смещение , молча сидевший за банкетом и получивший упрек в глупости от болтливого чудака, ответил: «Где тот дурак, который может молчать в своих чашках?» Этот анекдот очень точно изложен в « Ephaebus » Джона Лили, присоединенном к его Euphues .
Здесь не будет неуместным отметить, что многие из апофег мудрых греков были заимствованы у еврейских писателей; вышеизложенное от Плутарха можно проследить в Ecclesiasticus , гл. 21, Вер. 26: «Сердце глупых в устах их; а уста мудрых в сердце их».
Google Книги
Душевный отдых или,
Избранные максимы, высказывания и наблюдения философов, государственных деятелей, богословов и других великих людей, древних и современных: по большинству предметов
Лондон: напечатано для Longman, Rees, Orme, Brown и Green.
1831
Стр. 70:
«То, что сокрыто в сердце трезвого человека, слишком часто открывается языком пьяницы».
6 августа 1868 г., The Daily Bulletin (Leavenworth, KS), pg. 4, кол. 3:
Принято говорить, что пьяный говорит мысли трезвого человека, и, вероятно, этот парень или один из убийц, или скотина более трусливая, которая присоединилась к этой ужасной жестокости.
Google Книги
Избранные сочинения Плутарха
Под редакцией Т. Г. Такера
Оксфорд: Clarendon Press
1913
Стр. 133:
Как говорят создатели поговорки, «Что у трезвого на сердце, то у пьяного на языке».
7 февраля 1932 г., Sunday World-Herald (Омаха, Небраска), «Лучший миксер по-прежнему относится к сухому закону», Magazine Section, pg. 6, кол. 6:
— Старая поговорка была: «Пьяный говорит мысли трезвого», и в ней много смысла.
Google Книги
Изреченное слово
Том 3, Выпуски 1-20
1936
Стр. 18:
Вы часто слышали поговорку, довольно часто употребляемую в Америке, да и в других странах: «Пьяный говорит мысли трезвого».
Google Книги
Новый день
Том 1, Выпуски 23-41
1937
Стр. VI:
Таково исполнение поговорки: «Пьяный говорит мысли трезвого».
Google Книги
Некоторые аспекты русских пословиц
Эндрю Гершун
Лондон: Мюллер
1941
Стр. 158:
Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Google Книги
Знаменитые судьи и их процессы:
Век справедливости
Леонард Р. Гриббл
Лондон: Дж. Лонг
1957
Стр. 17:
И однажды, ни с того ни с сего, кроме, может быть, того, что пьяный говорит мысли трезвого человека, огрызнулся на жильца: . ..
Google Книги
Ключ от моей тюрьмы
Харрис Дауни
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Распространяется Dial Press.
1965, © 1964
Стр. 115:
Есть поговорка, что пьяный говорит мысли трезвого человека.
Google Книги
Иероним Босх и Песнь Исайи
Маршалл Нил Майерс и Уэйн Р. Дайнс
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Cabirion Press
1987
Стр. 53:
«Слова пьяного — мысли трезвого человека», — гласит пословица, и это хорошо описывает, как комментарии, которые обычно держат под контролем, могут ускользнуть, чтобы сокрушить хаос, благодаря крепким напиткам.
Google Книги
Русская культура на распутье:
Парадоксы посткоммунистического сознания
Дмитрий Н. Шалин
Боулдер, Колорадо: Westview Press
1996 г.
Стр. 211:
Вот почему говорят: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Google Книги
Книга мировых пословиц Routledge
Джон Р.