Популярное

Что означает удача в православии: Удача — православная энциклопедия «Азбука веры»

значение, почему нельзя желать удачи, ответ священника

  • Что означает удача в православии
  • Можно ли желать удачи православным
  • Мнение священника

Пожелание «Удачи!» сегодня используется не только в поздравлениях, но и в повседневных беседах, с пожеланием всего лучшего в начинаниях как вообще в жизни, так и в каком-то конкретном дне. Большинство людей никогда не задумывались над тем, что такое безобидное и скорее доброе пожелание может иметь отрицательную семантику в среде верующих православных христиан.

Что означает удача в православии

Стоит заметить, что исторически среди русского народа пожелание «удачи» и само слово практически не встречались. В том случае, если была необходимость подкрепления человека какой-то позитивно-окрашенной фразой, то говорилось: «Помогай вам Бог». Сегодня многие верующие люди употребляют сокращенную форму данной фразы: «С Богом!».

Само понятие удачи входит в противоречие с христианским миропониманием

Противопоставление этих двух пожеланий представляется интересным по той причине, что в данном случае трактовка и того, и другого пожелания намного глубже и обширнее, чем мы привыкли думать.

Семантика слова «удача» для славян связана со словами «дать», «дано», что означает, что удача (или иначе везение) дано человеку свыше. В язычестве считалось, что удачей могут награждать боги. Соответственно удача — эта та сила, которая предопределяет поступки человека, и на которую он надеется.

Внимание! Для православного человека, характеризующегося совершенно иным мировоззрением, считается правильным полагаться в делах лишь на Бога и принимать его милость либо немилость, как нечто, не зависящее от человека. «Как Бог даст», «Как Господь рассудит» — говорят верующие христиане.

В православии любое пожелание везения означает, что человек в этот момент подразумевает помощь Господа в сущих делах.

Резюмируя сказанное выше, можно обобщить и сказать, что в православии удача и везение связаны с бесовством. Значит, желая удачи человеку, говоривший желает также и бесовской помощи в его жизни. Верующий человек же должен желать благополучия, помощи Господа и его милости к человеку.

Важно! Следует помнить, что жизнь верующего человека имеет своей целью спасение в Господе и возвращение в Небесные кущи — вечное пребывание души.

Однако пожелания, отсылающие к низким мирам или к языческим богам, не даруют спасение душе человека, а по мнению верующих, будут служить лишь препятствием на пути души на небо.

Читайте о жизни в православии:

  • Правила чтения молитвы для православных 
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Как узнать, кто мой святой покровитель

Можно ли желать удачи православным

Истинному верующему следует избегать таких пожеланий, ведь слово «удача» по ряду причин содержит в себе негативный смысл.

  • Во-первых, само слово этническим происхождением связано с периодом язычества и соответственно с поклонением многим богам, а ведь христиане знают только лишь одного Бога. Поэтому желать удачи в некотором смысле означает отступать от собственной веры и осквернять имя Господа.
  • Во-вторых, по некоторым сведениям, «удача» — имя одного из верховных существ темного мира, также его называют Молохом, Валтасаром или Вельзевулом, однако для большинства его имя — Сатана. Соответственно, для православных христиан пожелание удачи связано с упоминанием этого запретного для них имени.

Среди христиан часто можно услышать напутствие — «с Богом!»

Самое страшное, что известно о вышеуказанном верховном существе, это то, что, по мнению русских православных христиан, языческие культы проводили в качестве служения Вельзевулу жертвоприношения. Часто людей, выбираемых для жертвы, сжигали заживо, считая, что через огонь для их душ будет проложен путь к лучшей жизни. Однако лучшими жертвами считались новорожденные младенцы, о чем упоминается в 7 главе книги пророка Иеремии: «И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.)».

Известно также, что верховное божество было представлено в виде человека с лицом тельца, во время жертвоприношений младенцев клали ему на руки, а внизу, у ступней Вельзевула, разжигался костер. Жертвоприношение происходило глубокой ночью и сопровождалось громкими звуками флейт, лир и тамбурина.

Конечно, можно верить в такие кровавые подробности жизни предков, но можно также и подвергнуть их сомнению. Ведь христианство по большей части разрушило языческие верования, и первым христианам было важно привлечь людей к новой религии, даже используя такие устрашающие описания и населяя ад якобы языческими богами.

Мнение священника

Архимандрит Клеопа предостерегает верующих христиан от заблуждений и поясняет, что Удача является именем языческого демона. Он же уточняет, что вообще-то у римлян и жителей Карфагена, Удача был одним из богов и приносил счастье.

Из этого пояснения можно сделать вывод о том, что вероятно, бог, приносящий везение, был идолом, имеющим в жизни важное значение, поэтому данное пожелание означало покровительство и счастливую жизнь.

С утратой языческого мировоззрения история, связанная со словом ушла на задний план, а слово вошло в обиход. Для тех, кто следует в своей жизни христианским духовным принципам, важно понимать смысл используемых выражений.

О правильном понимании слова «удача». Протоиерей Владимир Головин

Можно ли желать удачи — или это имя беса?

сайт Горловской и Славянской епархии

В сети порой встречаются предостережения, что пожелание удачи — большой грех, так как Удача — это второе имя Молоха, демона, которому приносили в жертву младенцев. Так ли это? Грешно ли не знать происхождения слов? Можно ли есть конфеты «Домовёнок» и смотреть мультики про домового Кузьку? Нам ответил священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья — чьё имя тоже вызывает вопросы, к слову.

Некоторые слои православного общества активно выступают за чистоту языка. Причём часто это проявляется очень странно. Например, мне говорили, что нельзя говорить слово «последний», правильно — «крайний». Это абсолютно абсурдно! В отношении, например, богослужения: «Я отслужил крайнюю литургию два дня назад» — каково? Также, оказывается, нельзя говорить слова «кошмар», «ужас» и ещё множество других, так как в них содержится призывание бесов или дурных событий; детей надо называть только именами святых. Однако не всё так просто. Например, имена. Моё имя — Димитрий. Значение его — «служитель богини Деметры». Да, был и святой Димитрий, и не один, но изначально какого-то святого ведь назвали в честь языческого божества! И таких имён множество. Получается, их нельзя произносить?

Что касается удачи — давайте разбираться. Когда ко мне приходят с какими-то сведениями, я прежде всего спрашиваю: где это написано? В интернете? Или у святых отцов? Многие люди отошли от церковного учения (или не дошли до него). Чем им заполнять пустоты в знаниях? — околоцерковными суевериями. Вот и получаем распространение слухов, глупостей и сомнительных фактов. Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет.

Эта ситуация напоминает мне то, что происходит с биометрическими паспортами и ИНН, принятие которых приравнивают к отречению от Христа. Мне кажется, люди вообще не понимают, что такое отречение. Вспомним таинство Крещения: священник трижды спрашивает у человека, отрекается ли он от сатаны, и тот трижды подтверждает это вслух: «Отрекаюсь!» Никакого заочного отречения быть не может, не может быть и отречения через пользование каким-то документом.

Ещё один момент: в сети байка о демоне Удаче бродит как изречение архимандрита Клеопы (Илие). Честно, не знаю, писал ли он об этом (хотя искренне сомневаюсь), но скажу вот что: если в интернете поискать трактат о драконах, то окажется, что его автор — преподобный Иоанн Дамаскин. А Дионисию Ареопагиту приписывают труд об ангельских чинах, но святой жил в I веке, а учение об ангельских чинах появилось в конце III — начале IV. Люди придумывают себе басни и верят в них. Жалуются, что им читать некогда, заняты очень — а вот на непроверенную информацию и глупости в соцсетях время есть. Чтение — это труд, да, но часто причиной того, что люди не читают, становится обычная лень. Признаться в ней сложно, вот и говорим, что нет времени. А ведь для того, чтобы прочитать роман, его нужно немного. Просто выделять себе несколько минут перед сном. Это в любом случае лучше, чем читать про то, что «кошмар», «удача» и «ужас» — это имена демонов. Когда мне приходят такие сообщения, я не нахожу ничего лучше, чем ответить: «Да вы что? Кошмар и ужас, я просто в шоке!»

Конечно, нужно всегда помнить слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29), — но также надо осознавать, что все мы — живые люди, немощные, со слабостями. Да, нужно стараться избавляться от ненужных слов. Наше мышление влияет на речь, как мы мыслим, так и говорим, как правило. Однако нельзя увлекаться и искать злой корень во всём, что нас окружает. Часто доводится слышать о том, что «православным нельзя читать „Гарри Поттера“, есть конфеты „Домовёнок“ и давать детям смотреть мультик про домового Кузьку». Давайте избегать крайностей! В вопросах информации нужно полагаться на свою интуицию и стараться проверять, что вы потребляете. К слову, не имею ничего против Джоан Роулинг и «Гарри Поттера» — считаю, надо быть осторожным совсем с другими писателями — например, Филипом Пулманом, одним из самых популярных авторов книг для подростков, который в своём интервью заявлял: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры».

Мне кажется, что такими вопросами, как тема нашей сегодняшней беседы, заморачиваются те, кто в православии ищет какое-то тайное знание. Истинные таинства их не интересуют, а вот борьба с кодами или отдельными словами — то, что нужно. Получается, что они выбирают себе не только ложных врагов, но и ложных богов, служат не Христу, а идолу чистого языка, идолу борьбы с кодам и так далее. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А у нас любви нет, зато есть гордость, потому что «я не взял код, а вы взяли», «я не желаю удачи, а вы желаете, вам гореть в аду». Так что будем относиться к информации из интернета с рассудительностью, проверять факты и понимать, что написать можно всё что угодно. Не надо сеять разделение в Церкви. Это большая беда сейчас. Можем ли мы повлиять на это? — конечно, надо просто не поддерживать то, что нас разделяет, бороться с гордыней и стяжать такую добродетель, как рассуждение. Так победим.

Беседовала Екатерина Щербакова

Удача розыгрыша

· Фр. Стивен Фриман

Я слышал о. Томас Хопко цитирует своего тестя, о. Александр Шмеман не раз говорил: «Духовность состоит в том, как ты относишься к тому, что с тобой сделали». На изображении, конечно же, игральные карты. о. Смысл Александра в том, что обстоятельства нашей жизни находятся вне нашего контроля — наша духовная жизнь состоит в том, как мы реагируем на то, что находится вне нашего контроля. Это доморощенная мудрость.

Есть еще один образ, который приходит мне на ум, когда я думаю об игре в карты: складывание колоды (также известное как мошенничество). Мы вернемся к этому чуть позже.

Я давно думал, что одним из самых глубоких «религиозных» побуждений человека является вера в удачу. Христиане, евреи, люди всех вероисповеданий и неверующих хотят «победить». И, конечно же, удача не требует бога. Многое из того, что считается преданностью, на самом деле является попыткой повлиять на исход игры. Большая часть этого мышления относится к категории «магических». «Если я буду хорошим человеком, мне повезет больше».

Измените язык удачи, и она станет более набожной. Если я помолюсь; если буду поститься; если я менее зол; если я дам больше денег и т. д. Если… то. Для некоторых Бог вознаграждает тех, кто делает добро, поэтому усилия большей преданности приносят более желаемые результаты.

Самый тонкий аспект нашей веры в удачу заключается в том, как быстро она заменяет веру в Бога и как глубоко подрывает духовную жизнь. Есть ощущение счастья, которое сопровождает победу. Некоторые даже назвали бы это «благодарностью». Однако «спасибо своим счастливым звездам» более уместно, чем «слава Богу».

Удача предполагает вселенную, которая сильно отличается от христианской версии. Если повезет, вселенная действует по слепому случаю. В мире удачи Бог не нужен. Конечно, существует невротическое убеждение, что если мы достаточно умны и достаточно быстры, мы можем внести некоторое влияние в сферу удачи и увеличить свои шансы. Это извращение «дела праведности». Вселенная удачи — это мир, в котором мудрые учатся составлять колоду, а мошенничество приносит большие награды.

Христианское представление о Вселенной ничего не оставляет на волю случая. Это не означает, что христиане исповедуют мир без свободы или мир, в котором события предопределены. «Механика» мира остается загадкой. Любая богословская попытка говорить о такой механике слишком конкретно приводит к ереси. Мир свободен, мы свободны, и Бог свободен. Но в парадоксе веры мы исповедуем, что «любящим Бога и призванным согласно Его намерениям все содействует ко благу» (Римлянам 8:28).

Многие люди видят всадник «любящие Бога и призванные…» и ошибочно принимают это за то, что «добро» только для них. Тайна благости есть тайна нашего спасения – нашего соответствия образу Христа – нашего приобщения к Божественным Энергиям – нашего обожения . Доброта — это не наш выигрыш в лотерею или получение новой работы, которую мы хотим, или принятие в правильные школы и т. д. Это может даже не включать в себя исцеление моего ребенка от рака. Христианское повествование — это вера в благость Бога, явленную нам в смерти и воскресении Христа. Мир, прочитанный через призму самопожертвования Христа, позволяет нам сказать: «Все содействует ко благу». Это исповедание веры иногда будет полностью противоречить окружающему нас свидетельству. Я не могу утверждать, что это так, я могу лишь свидетельствовать о том, что знаю в воскресшем Христе.

Я знаю, что мне не повезло. Традиционная утренняя молитва Православия гласит:

Господи, даруй мне встретить все, что приносит мне грядущий день, с душевным спокойствием. Даруй мне возможность полностью отдаться Твоей святой Воле. В каждый час сего дня направляй и поддержи меня во всем. Какое бы известие ни достигло меня в течение дня, научи меня принимать его со спокойной душой и твердым убеждением, что все подчинено святой Воле Твоей.

Это не фатализм («что будет, то будет и ничего не поделаешь»). Это принятие благости Бога. Вера в удачу — это фатализм, к которому добавлена ​​чепуха, что я достаточно знаю и достаточно мудр, чтобы сделать так, чтобы дела шли хоть немного лучше. Каждый игрок думает, что может обыграть казино.

В горниле опыта наш современный мир имеет беспристрастное свидетельство зависимых, выздоравливающих. Они говорят о «принятии», а не об удаче. Удача — это то, из чего делаются зависимости. В зависимой жизни (и жизни греха) мы продолжаем делать то же самое, ожидая другого результата. В следующий раз…

Только вера в доброго Бога, который любит человечество, может спасти нас от безумия нашего стремления управлять вселенной. Выздоравливающие, как и отцы Церкви, также говорят о «благодарности» и «благодарности». Нет никого, кроме нас самих (или наших счастливых звезд, или других придуманных понятий), чтобы благодарить за нашу удачу. Фортуна — жестокая богиня.

Только если есть добрый Бог, желающий добра для Своего творения, мы можем быть благодарны. Такая благодарность доводит нас до предела нашей слабости. «Какие бы новости ни достигли меня в течение дня, научи меня принимать их со спокойной душой и твердым убеждением, что все подчинено Твоей святой Воле». Пусть мне не повезет и я научусь быть благодарным.

О о. Стивен Фриман

Фр. Стефан – священник Православной Церкви в Америке, почетный пастор Православной церкви Святой Анны в Ок-Ридже, штат Теннесси. Он также является автором серии подкастов Everywhere Present и Glory to God.

АскетизмПравославиеБлагодарность

Счастливая традиция в православной церкви

Сербская цесница и греческая василопита являются важными элементами православной традиции во время праздников, и вся семья получает удовольствие от поиска монеты.

Насколько я помню, вскоре после того, как часы бьют полночь 1 января, моя семья следовала греческой православной традиции и резала сладкий хлеб под названием Василопита на удачу. Этот «св. Хлеб Василия» в честь святого отца церкви Василия Великого. Вот история, которую мне рассказали в моей греческой православной церкви:

Во время голода император обложил народ Кесарии непосильным налогом. Налог был таким бременем, что каждой семье пришлось отказаться от немногих оставшихся монет и драгоценностей. Узнав об этой несправедливости, святитель Василий Великий (который был архиепископом Кесарии) встал на защиту народов и просил императора изменить налоговое правило, что он и сделал! Он отменил налог и велел сборщикам налогов передать все монеты и украшения святому Василию. Затем святой Василий испек все сокровища в один большой лаваш (хлеб) и отрезал по кусочку для каждого жителя города.

И, как гласит история, мы разрезаем наш хлеб, внутри которого также спрятана монета. Куски хлеба сначала режут для Господа, святого Василия и дома, а затем по куску для каждого члена семьи, упорядоченного по возрасту от самого старшего к самому младшему. Тот, кто получит монету, также получит удачу в новом году. Кажется, в течение многих лет моя бабушка получала монету в своем куске хлеба. Кажется, мне никогда не везло!

Хотя это может быть очень «западно» с нашей стороны резать хлеб на Новый год, в других православных церквях традиция немного отличается. Сербские православные христиане празднуют Рождество 7 января и едят Чесницу (известную как «денежный хлеб») на Рождество. Хлеб ломают, а не режут, и тому, кто запечет внутри монету, повезет до конца года.

Хлеб в разных культурах готовят немного по-разному. Но независимо от названия, вкуса или консистенции хлеба, все они имеют одну общую черту – в каждой из них есть одна монета, приносящая кому-то особенную удачу в новом году.

Может быть, этот год будет моим счастливым годом!

Василопита по-гречески Рецепт:

  • 1 стакан (2 палочки) несоленого сливочного масла
  • 1 стакан сахара
  •  3 очень больших яйца
  •  Натертая цедра 2 больших апельсинов
  •  Натертая цедра 2 больших лимонов
  •  1/2 чайной ложки измельченных косточек вишни (араб. mahleb, греч. makhlepi)
  • 2 чайные ложки измельченной/порошковой мастики (араб. миски, греческая мастиха)
  • 4 стакана муки
  • 2 чайные ложки разрыхлителя
  • 1/2 чайной ложки соли
  • 1/2 стакана молока
  •  1 яичный желток, смешанный с 1 столовой ложкой молока
  •  семена кунжута
  •  бланшированный миндаль
  •  чистая монета, завернутая в серебряную или золотую фольгу

1. Разогрейте духовку до 350 градусов по Фаренгейту и густо смажьте маслом 10-дюймовую круглую форму.

2. С помощью электрического миксера в большой миске взбейте масло, пока оно не станет легким и воздушным. Взбейте сахар, пока смесь не станет светлой. Вбейте яйца, по одному за раз, хорошо взбивая после каждого добавления. Вмешайте цедру апельсина и лимона, а также измельченные/порошковые косточки вишни и мастику из жевательной резинки.

3. В отдельной миске просеять три стакана муки, разрыхлитель и соль.

4. Миксером на низкой скорости постепенно вмешайте сухую смесь попеременно с молоком. Тесто будет очень густым. Используя деревянную ложку, постепенно вмешайте оставшуюся муку и хорошо взбейте, пока она не станет полностью однородной.

5. Выложите тесто на сковороду, вдавите монету в тесто, пока оно не будет полностью покрыто, а затем разровняйте верх (вы также можете тайно положить монету после того, как она приготовится, сделав небольшой надрез и вставив ее в дно хлеба). Равномерно смажьте верх яично-молочной смесью и посыпьте семенами кунжута. Аккуратно вдавите бланшированные миндальные орехи в верхнюю часть, чтобы сделать крест и написать дату нового года.

6. Выпекать 45 минут, пока не станет золотисто-коричневым. Остудить в форме в течение 15 минут, прежде чем вынимать из пружинной формы, и тщательно остудить перед нарезкой.

Чесница сербская Рецепт:

  • 1/2 л молока,
  •  1 пакет дрожжей,
  •  2 яйца,
  • щепотка соли,
  • мука по необходимости (около 1 кг),
  • серебряная или золотая монета.
  1. Растворите дрожжи в небольшом количестве теплого молока. Взбить одно яйцо и добавить к дрожжам. Добавьте соль и перемешайте, постепенно добавляя муку и вливая оставшееся теплое молоко, пока не получится однородное тесто.
  2. Когда тесто станет достаточно крутым, начните его вымешивать. Накройте хорошо вымешанное тесто чистой хлопчатобумажной тканью и дайте ему подняться.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *