Функциональные блоки мозга — влияние на развитие ребенка
В начале 20 века советский психолог и основатель нейропсихологии А.Р. Лурия разделил мозг человека на 3 блока. Их функционирование (правильное или нарушенное) и взаимодействие влияет на то, как устроена психика человека. Научное название этих блоков – функциональные блоки.
Первый функциональный блок (энергетический).
Отвечает за общий тонус организма, дает ему энергию, он также ответственен за то, как в будущем человек будет переживать эмоции (успех-неуспех). В первые годы жизни именно этот блок участвует в «запоминании» и закреплении эмоционально ярких моментов. В дальнейшем на их основе человек реагирует на конкретные ситуации той эмоцией, которую «запомнил» его мозг в детстве.
Первый блок:
- участвует в организации внимания, памяти, эмоций (особенно наиболее сильных таких, как страх, гнев, радость, удовольствие).
- перерабатывает информацию о состоянии наших внутренних органов и регулирует их состояние
- поддерживает общий тонус ЦНС (Центрально нервной системы)
Формируется первый функциональный блок с внутриутробного периода и до 2-3 лет.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психологические травмы, прием лекарств и т.д.) сказывается на том, как будет развиваться первый блок мозга ребенка.
Признаки, что в развитии первого функционального блока есть нарушения:
- быстрая утомляемость, вялость
- эмоциональная неуравновешенность
- различные аллергии
- частые болезни
- пониженный мышечный тонус/ избыточный мышечный тонус
- неспособность самостоятельно завязывать шнурки
- движение языком во время письма
- необычные позы
- дизартрия, дисграфия
- нарушения полей зрения
Второй функциональный блок.
Отвечает за прием, переработку и хранение информации, которая поступает из внешнего мира через основные системы анализа зрительная (вижу), слуховая (слышу) и кожно-кинетическая (осязаю).
Состоит блок из трех видов зон в слоях коры:
Первичные зоны принимают и анализируют сообщения извне. Если поражены эти зоны, ребенок не воспринимает всю информацию, которая поступает к нему через одну из систем анализа (через зрение, слух или осязание). К примеру, если информация приходит через глаза, но при этом зона, которая отвечает за прием и анализ зрительного сообщения повреждена или не сформирована, человек не видит определенными половинами глаз (правосторонняя/ левосторонняя гемианопсия).
Вторичные зоны отвечают за соединение различной информации, полученной от одной системы анализа. Если нарушены эти зоны, ребенок не способен собрать отдельные признаки объекта в целостный образ. К примеру, человек смотрит на перчатку, при этом видит 5 раздельных кармашков, но не может сложить это в образ перчатки или, рассматривая лицо другого человека, видит отдельно глаз, нос, рот, но не способен соединить их в одно лицо (агнозии). То же самое может быть и с процессом речи: ребенок переставляет слоги, буквы в слове или слышит отдельные слова, но не может сложить их в предложение, не понимает цельный смысл того, что ему говорят (афазии)
Третичные зоны отвечают за соединение информации, которая поступает через все основные системы анализа (слух, зрение, осязание). Если эти зоны нарушены, человек теряет способность ориентироваться в пространстве.
Признаки, что в развитии второго функционального блока есть нарушения:
- не сформированы пространственные представления (к примеру, школьник читает через абзац, пропускает слова, перепрыгивает через строчки и т.д.)
- не сформированы сенсо-моторные координации (например, движение глаз и рук не согласованы)
- неловкость, однотипность движений
Второй блок формируется от 3х до 7 лет.
Третий функциональный блок.
Отвечает за программирование, регуляцию и контроль протекания психической деятельности. Включает в себя моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Если поражена моторная кора, наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц. Поражение премоторной коры нарушает двигательные навыки. Если поражены префронтальные отделы лобных долей, человек не может сознательно формировать цели, строить долгосрочные планы, живет в состоянии «здесь и сейчас» без возможности целенаправленного поведения.
Признаки, что в развитии третьего функционального блока есть нарушения:
- отвлекаемость на любой стимул
- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание упражнений
- бедная речь
- невозможность решать смысловые задачи
Формируется третий функциональный блок с 7 до 15 лет.
Лобные доли полностью созревают к 20 годам, а в отдельных случаях – к 25 годам.
Если поражен или не сформирован хоть один из трех блоков или какой-то из их отделов, это отражается на всей психической деятельности ребенка. Важно вовремя обратиться за помощью специалистов и провести необходимую работу по коррекции дефектов. Детский мозг довольно пластичен, и усилия, приложенные до 5-7 лет, могут дать удивительные результаты. Приходите к нам на занятия по детской нейрокоррекции. С помощью специальных упражнений и игр, мы проработаем все три блока, проживая каждый этап их развития заново.
Концепция А.
Р. Лурии о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности мозга.
В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности.
Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3 блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.
Первый – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ.
Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.
Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.
Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.
Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.
Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.
Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.
Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеядрами таламуса.
Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).
Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности.
Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от клеток 1-го слоя к клеткам 3-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами.
Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.
Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.
Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.
В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно I блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности. I блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой III блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью II блока мозга. Поражение одного из 3 блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
Возвращение к Лурии: когнитивные исследования шизофрении, прошлые последствия и будущие проблемы
1. Karlsgodt KG, Sun D, Cannon TD. Структурно-функциональные нарушения при шизофрении. Curr Dir Psychol Sci. 2010;19(4):226–31. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
2. Keefe RS, Harvey PD. Когнитивные нарушения при шизофрении. Handb Exp Pharmacol. 2012; 213:11–37. [PubMed] [Google Scholar]
3. Бомбин И., Аранго С., Бьюкенен Р.В. Значение и значение неврологических симптомов при шизофрении: два десятилетия спустя. Шизофр Булл. 2005;31(4):962–77. [PubMed] [Google Scholar]
4. Чан РСК, Готтесман II. Неврологические мягкие знаки как эндофенотип-кандидат шизофрении: падающая звезда или северная звезда? Neurosci Behav Rev. 2008; 32:957–71. [PubMed] [Google Scholar]
5. Seidman LJ, Giuliano AJ, Meyer EC. Североамериканская группа продольного исследования продромального периода (NAPLS), Нейропсихология продромального периода психоза в консорциуме NAPLS: связь с семейным анамнезом и конверсия в психоз. Арх генерал психиатрия. 2010;67(6):578–88. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Ниендам Т.А., Берден К.Э., Джонсон Дж.К. Нейрокогнитивные функции и функциональная инвалидность в продромальном периоде психоза. Шизофр Рез. 2006; 84: 100–11. [PubMed] [Google Scholar]
7. Gold JM, Harvey PD. Когнитивные нарушения при шизофрении. Психиатр Clin North Am. 1993;16(2):295–312. [PubMed] [Google Scholar]
8. Бланшар Дж.Дж., Нил Дж.М. Нейропсихологическая подпись шизофрении: генерализованный или дифференциальный дефицит? Am J Психиатрия. 1994;151(1):40–8. [PubMed] [Академия Google]
9. Kenny JT, Friedman L, Findling RL, Swales TP, Strauss ME, Jesberger JA, et al. Когнитивные нарушения у подростков с шизофренией. Am J Psychiatr. 1997;154(11):1613–1615. [PubMed] [Google Scholar]
10. Хайнрихс Р., Заканис К. Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении: количественный обзор доказательств. Нейропсихология. 1998;12(3):426–45. [PubMed] [Google Scholar]
11. Riley EM, McGovern D, Mockler D, Doku VC, OCeallaigh S, Fannon DG, et al. Нейропсихологическое функционирование при первом эпизоде психоза – свидетельство специфического дефицита. Шизофр Рез. 2000;43(1):47–55. [PubMed] [Академия Google]
12. Грин М.Ф., Керн Р.С., Брафф Д.Л., Минц Дж. Нейрокогнитивный дефицит и функциональный исход при шизофрении: измеряем ли мы «правильный материал»? Шизофр Булл. 2000;26:119–36. [PubMed] [Google Scholar]
13. Грин М.Ф., Керн Р.С., Хитон Р.К. Лонгитюдные исследования когнитивных и функциональных результатов при шизофрении: последствия для MATRICS. Шизофр Рез. 2004; 72:41–51. [PubMed] [Google Scholar]
14. Hecker S, Barch DM, Bustillo J, Gaebel W, Gur R, Malaspina D, et al. Структура классификации психотических расстройств в DSM-5. Шизофр Рез. 2013;150(1):11–4. [PubMed] [Академия Google]
15. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. Арлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство; 2013. Fifth Edition (DSM-5) American Psychiatric Association (2013) [Google Scholar]
16. Onitsuka T, Shenton ME, Salisbury DF, Dickey CC, Kasai K, Toner SK, et al. Аномалии объема серого вещества средней и нижней височной извилины при хронической шизофрении: МРТ-исследование. Am J Psychiatr. 2004;161(9): 1603–11. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Haijma SV, Van Haren N, Cahn W, Koolschijn PC, Hulshoff Pol HE, Kahn RS. Объемы мозга при шизофрении: метаанализ более 18 000 субъектов. Шизофр Булл. 2013;39(5):1129–38. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Fusar-Poli P, Smieskova R, Kempton MJ, Ho BC, Andreasen NC, Borgwardt S. Прогрессирующие изменения мозга при шизофрении, связанные с антипсихотическим лечением? Метаанализ продольных исследований МРТ. Neurosci Biobehav Rev. 2013;37(8):1680–91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Wright IC, Rabe-Hesketh S, Woodruff PW, David AS, Murray RM, Bullmore ET. Метаанализ региональных объемов мозга при шизофрении. Am J Psychiatr. 2000;157(1):16–25. [PubMed] [Google Scholar]
20. Антонова Э., Кумари В., Моррис Р., Халари Р., Анилкумар А., Мехротра Р. и соавт. Связь структурных изменений с когнитивным дефицитом при шизофрении: исследование морфометрии на основе вокселей. Биол психиатрия. 2005;58(6):457–67. [PubMed] [Академия Google]
21. Андреасен Н.К., О’Лири Д.С., Чизадло Т., Арндт С., Резай К., Понто Л.Л. и соавт. Шизофрения и когнитивная дисметрия: исследование с помощью позитронно-эмиссионной томографии дисфункциональных префронтально-таламо-мозжечковых цепей. Proc Natl Acad Sci U S A. 1996;93(18):9985–90. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Stephan KE, Mattout J, David O, Friston KJ. Модели данных функциональной нейровизуализации. Curr Med Imaging Rev. 2006;2(1):15–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Форнито А., Юн Дж., Залески А., Буллмор Э.Т., Картер К.С. Общие и специфические нарушения функциональной связности при первом эпизоде шизофрении при выполнении когнитивного контроля. Биол психиатрия. 2011;70(1):64–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Whitfield-Gabrieli S, Thermenos HW, Milanovic S, et al. Гиперактивность и гиперсвязность сети по умолчанию при шизофрении и у ближайших родственников больных шизофренией. Proc Natl Acad Sci U S A. 2009;106:1279–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Repovš G, Barch DM. Связность сети мозга, связанная с рабочей памятью, у людей с шизофренией и их братьев и сестер. Передний шум нейронов. 2012;6:137. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
26. Pöppel E, Ruhnau E. Psychologie als eine auf Modelle angewiesene Angelegenheit ohne Taxonomie — eine Polemik. Нова Акта Леопольдина Н.Ф. 2011;110(377):213–33. [Google Scholar]
27. Лурия А.Р. Рабочий мозг. Нью-Йорк: Основные книги; 1973. [Google Scholar]
28. Пёппель Э. Восприятие времени. В: Хелд Р., Лейбовиц Х.В., Тойбер Х.Л., редакторы. Справочник по сенсорной физиологии. 8. Восприятие. Берлин: Springer Verlag; 1978. стр. 713–29. [Google Scholar]
29. Пёппель Э. Иерархическая модель восприятия времени. Тенденции Cogn Sci. 1997;1(2):56–61. [PubMed] [Google Scholar]
30. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. Москва: Медицина; 1975. [Google Scholar]
31. von Holst E, Mittelstaedt H. Das Reafferenzprinzip (Wechselwirkungen zwischen Zentralnervensystem und Peripherie) Naturwissenschaften. 1950;37:464–74. [Google Scholar]
32. Танида К., Пёппель Э. Иерархическая модель операционных окон ожидания при вождении автомобиля. Процесс познания. 2006; 7: 275–87. [PubMed] [Google Scholar]
33. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. WinstonT: Вашингтон, округ Колумбия; 1976. [Google Scholar]
34. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Нью-Йорк: Основные книги; 1973. [Google Scholar]
35. Teuber HL. Физиологическая психология. Ежегодный обзор Psychol. 1955;6:267–96. [PubMed] [Google Scholar]
36. Avram M, Gutyrchik E, Bao Y, Pöppel E, Reiser M, Blautzik J. Нейрофункциональные корреляты эстетических и моральных суждений: равные, но не одинаковые. Нейроски Летт. 2013; 534:128–32. [PubMed] [Google Scholar]
37. Bao Y, Pöppel E. Антропологические универсалии и культурные особенности: концептуальные и методологические проблемы в культурной нейронауке. Neurosci Biobehav Rev. 2012; 36:2143–6. [PubMed] [Google Scholar]
38. Zaytseva Y, Gutyrchik E, Bao Y, Pöppel E, Han S, Northoff G, et al. Самообработка в мозгу: парадигмальное тематическое исследование фМРТ с профессиональным певцом. Познание мозга 2014;87:104–8. [PubMed] [Академия Google]
39. Neuchterlein KH, Green MF, Kern RS, Baade LE, Barch DM, Cohen JD, et al. Когнитивная батарея консенсуса MATRICS, часть 1: выбор тестов, надежность и валидность. Am J Психиатрия. 2008;165(2):203–13. [PubMed] [Google Scholar]
40. Киф Р.С., Голдберг Т.Э., Харви П.Д., Голд Дж.М., По М.П., Когенур Л. Краткая оценка познания при шизофрении: надежность, чувствительность и сравнение со стандартной нейропсихологической батареей. Шизофр Рез. 2004;68(2–3):283–97. [PubMed] [Академия Google]
41. Роббинс Т.В., Джеймс М., Оуэн А.М., Саакян Б.Дж., Макиннес Л., Рэббитт П. Кембриджский нейропсихологический тест Автоматизированная батарея (CANTAB): факторное аналитическое исследование большой выборки здоровых пожилых добровольцев. Деменция. 1995;5(5):266–81. [PubMed] [Google Scholar]
42. Коул М., Левитин К., Лурия А.Р. Автобиография Александра Лурии: диалог с творением ума. Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс; 2006. [Google Scholar]
43. Christensen AL. Нейропсихологическое исследование Лурии, руководство и тестовый материал. Четвертое издание. Н.Ю. США: Munksgaard, Копенгаген, Spectrum Publications Inc.; 1975. [Google Scholar]
44. Кристенсен А.Л., Гольдберг Э., Бугаков Д. Наследие Лурии в XXI веке. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2009. [Google Scholar]
45. Гольдберг Э. Современная нейропсихология и наследие Лурии. Хиллсайд-Лондон: Лоуренс Эрлбаум; 1990. [Google Scholar]
46. Гольдберг Э. Лобные доли. В: Zillmer E, Spiers M, редакторы. Принципы нейропсихологии. 2000. [Google Scholar]
47. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: научная биография. Нью-Йорк: Академик Клувера; пленум; 2001. [Google Академия]
48. Хомская ЭД. N Европсихология : СПб, 4 -й изд. 2005. [Google Scholar]
49. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия; 2003.
50. Цветкова Л.С., Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ задач срыва восстановления интеллектуальной деятельности локально пораженного мозга. Москва: МПСИ; 2010. [Google Scholar]
51. Naglieri JA, Das JP. Пересмотренный интеллект. В: Диллон Р., редактор. Справочник по тестированию. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press; 1997. [Google Scholar]
52. Das JP, Naglieri JA. Система когнитивного оценивания Даса-Наглиери на практике. В: Эндрюс С., Янзен Х., редакторы. Справочник по психообразовательной оценке. Сан-Диего: академический; 2001. [Google Scholar]
53. Лурия А.Р. Создание ума: личный рассказ о советской психологии. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1979. [Google Scholar]
54. Golden CJ. Стандартизированная версия нейропсихологических тестов Лурии: количественный и качественный подход к нейропсихологической оценке. В: Фильсков С.Б., Болл Т.Дж., ред. Справочник по клинической нейропсихологии. Нью-Йорк: Уайли; 1981. [Google Scholar]
55. Лурия А. Р. Восстановление функций после черепно-мозговой травмы. Оксфорд, Англия: Pergamon Press; 1963. [Google Scholar]
56. Silverstein ML, McDonald C, Fogg L. Интеллект и неврологическое функционирование при психических расстройствах. Арч Клин Нейропсихология. 1980;5(3):317–23. [PubMed] [Google Scholar]
57. Милберг В.П., Хеббен Н.А., Каплан Э. Бостонский процессный подход к нейропсихологической оценке. В: Адамс Г., редактор. Нейропсихологическая оценка нервно-психических расстройств. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1986. [Google Scholar]
58. Вассерман Л.И., Дорофеева С.И., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб: Стройлеспечать; 1997. [на русском языке].
59. Глозман Ю.М. Количественная и качественная интеграция лурианских процедур. Neuropsychol Rev. 1999; 9 (1): 23–32. [PubMed] [Google Scholar]
60. Филатова Т.В. Кандидатская диссертация. МГУ: кафедра патопсихологии и нейропсихологии; 2000. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «юношескими астеническими нарушениями» (нейропсихологическое исследование) [Google Scholar]
61. Ахутина Т.В. Нейропсихологическое обследование детей 5–9 лет. Москва: Издательство Московского государственного психолого-педагогического университета; 2007. [Google Scholar]
62. Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-метод оценки когнитивных функций при нормальном старении. Психологическое обследование. 2009;3:5. [PubMed] [Google Scholar]
63. Полдрак Р.А. Вывод психических состояний из данных нейровизуализации: от обратного вывода к крупномасштабному декодированию. Нейрон. 2011;72(5):692–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
64. Дин Р.С. Перспективы будущего нейропсихологической оценки. В: Plake BS, Witt JC, редакторы. Серия Buros-Nebraska по измерениям и испытаниям. Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, Инк.; 1985. [Google Scholar]
65. Seidman LJ. Шизофрения и дисфункция мозга: интеграция последних результатов нейродиагностики. Психологический бык. 1983; 94: 195–238. [PubMed] [Google Scholar]
66. Golden CJ, Moses JA, Jr, Zelazowski R, Graber B, Zatz LM, Horvath TB, et al. Размер церебрального желудочка и нейропсихологические нарушения у молодых хронических шизофреников, измерение стандартизированной нейропсихологической батареей Лурия-Небраска. Арх генерал психиатрия. 1980;37(6):619–23. [PubMed] [Google Scholar]
67. Хитон Р.К., Бааде Л.Е., Джонсон К.Л. Результаты нейропсихологических тестов, связанные с психическими расстройствами у взрослых. Психологический бык. 1978;85(1):141–62. [PubMed] [Google Scholar]
68. Моисей Дж.А. Группы шизофреников с нормальным и аномальным когнитивным функционированием на нейропсихологической батарее Луриа-Небраска. Int J Neurosci. 1983; 21 (1–2): 129–35. [PubMed] [Google Scholar]
69. Puente AE, Heidelberg-Sanders C, Lund NL. Дискриминация шизофреников с поражением нервной системы и без него с использованием нейропсихологической батареи Луриа-Небраски. Int J Neurosci. 1982;16(1):59–62. [PubMed] [Google Scholar]
70. Мишра Б.П., Гупта В., Махаджан Р., Наранг Р.Л. Выполнение паттернов пациентов с шизофренией на нейропсихологической батарее Луриа-Небраска. Индийская психиатрия. 2002;44(1):47–52. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
71. Тейлор М.А., Абрамс Р. Когнитивные нарушения при шизофрении. Am J Психиатрия. 1984;141(2):196–201. [PubMed] [Google Scholar]
72. Долгополова О.А. Кандидатская диссертация. МГУ: кафедра патопсихологии и нейропсихологии; 1990. Латерализация вербальной памяти по модели узнавания в норме и патологии. [Google Scholar]
73. Ткаченко С.В., Бочаров А.В. Дефект шизофрении. Диагностика, патогенез, лечение. СПб.: СПб. Бехтерев В.М. Психо-неврологический институт, ул. 1991. Нейрокогнитивная оценка дефекта шизофрении и аффективного психоза; п. 95. [Google Scholar]
74. Корсакова Н.К., Магомедова М.В. Метод синдромного анализа нейрокогнитивной дисфункции при шизофрении. Весник МГУ. 2002; 4: 5–12. [Академия Google]
75. Зайцева Ю., Корсакова Н.К., Гурович И.Ю. Изменения нейрокогнитивного дефицита в зависимости от течения шизофрении и расстройств шизофренического спектра: 5-летнее катамнестическое наблюдение. Психиатр Дануб. 2010; 22 (Приложение 1): 149–51. [PubMed] [Google Scholar]
76. Зайцева Ю., Гурович И., Саркисян Г., Саркисян В. Нейрокогнитивные функции у нелекарственных больных с первым эпизодом психоза до и после лечения. Психиатр Дануб. 2011; 23 (Приложение 1): 155–7. [PubMed] [Академия Google]
77. Фуллер Р., Джаханшахи М. Одновременное выполнение двигательных задач и вычислительной способности у пациентов с шизофренией. J Neurol Нейрохирург Психиатрия. 1996;6(5):668–71. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
78. Крайдер А. Персеверация при шизофрении. Шизофр Булл. 1997;23(1):63–74. [PubMed] [Google Scholar]
79. Umetsu A, Okuda J, Fujii T, Tsukiura T, Nagasaka T, Yanagava I, et al. Активация мозга во время теста «кулак-ребро-ладонь»: функциональное МРТ-исследование. Нейроизображение. 2002; 17: 385–9.2. [PubMed] [Google Scholar]
80. Rao H, Di H, Chan RCK, Ding Y, Ye B, Gao D. Регуляторная роль префронтальной коры в задаче кулак-ребро-ладонь: данные функциональных анализ связности. Нейроизображение. 2006; 41:1345–51. [PubMed] [Google Scholar]
81. Heinrichs DW, Buchanan RW. Значение и значение неврологических симптомов при шизофрении. Am J Psychiatr. 1988; 145:11–8. [PubMed] [Google Scholar]
82. Chen EYH, Shapleske J, Luque R, McKenna PJ, Hodges JR, Callloway SP, et al. Кембриджская неврологическая инвентаризация: клинический инструмент для мягких неврологических симптомов и дальнейшего неврологического обследования психиатрических пациентов. Психиатрия рез. 1995;56:183–202. [PubMed] [Google Scholar]
83. Tsuang MT, Faraone SV. Концепция целевых признаков в исследованиях шизофрении. Acta Psychiatrica Scand. 1999; 395 (Приложение 1): 2–11. [PubMed] [Google Scholar]
84. Chan RCK, Xu T, Heinrichs RW, Yu Y, Gong Q. Неврологические мягкие симптомы у непсихотических родственников первой степени родства пациентов с шизофренией: систематический обзор и метаанализ. Neurosci Biobehav Rev. 2010; 34:889–96. [PubMed] [Google Scholar]
85. Chan RCK, Xu T, Heinrichs RW, Yu Y, Wang Y. Неврологические мягкие знаки при шизофрении: метаанализ. Шизофр Булл. 2010;36(6):1089–104. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
86. Зайцева Ю., Корсакова Н., Гурович И.Ю., Хайнц А., Рапп М.А. Возвращение к Лурии: сложные моторные феномены при первом эпизоде шизофрении и расстройствах шизофренического спектра. Психиатрия рез. 2014; 220:145–51. [PubMed] [Google Scholar]
87. Ниендам Т.А., Лэрд А.Р., Рэй К.Л., Дин Ю.М., Глан Д.К., Картер К.С. Метааналитические данные о высшей сети когнитивного контроля, обслуживающей различные когнитивные функции. Cogn Affect Behav Neurosci. 2012;12(2):241–68. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
88. Гольдман-Ракич П.С. Регионарное и клеточное фракционирование рабочей памяти. Труды Национальной академии наук 93, 13473–13480. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
89. Gillebert CR, Humphreys GW. Взаимное взаимодействие между перцептивной организацией и вниманием: нейропсихологическая перспектива. В: Wagemans J, редактор. Оксфордский справочник по организации восприятия. 2013. [Google Scholar]
90. Carpenter PA, Just MA, Reichle ED. Рабочая память и исполнительная функция: данные нейровизуализации. Кур Опин Нейробиол. 2000;10(2):195–9. [PubMed] [Google Scholar]
91. Fougnie D. Связь между вниманием и рабочей памятью. В: Йохансен Н.Б., редактор. Новое исследование кратковременной памяти. Нью-Йорк: Нова; 2009. [Google Scholar]
92. Rubia K, Schuri U, von Cramon DY, Pöppel E. Оценка времени как свойство нейронной сети: исследование повреждений. Нейроотчет. 1997; 8: 1273–6. [PubMed] [Google Scholar]
93. Пёппель Э. Таксономия субъективного: эволюционная перспектива. В: Браун Дж. В., редактор. нейропсихология зрительного восприятия. Нью-Джерси, США: Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale; 1989. [Google Scholar]
94. Беренс Т.Е., Спорнс О. Коннектомика человека. Cunnt Opin Neurobiol. 2012;22(1):144–53. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
95. Певец В. Новый взгляд на корковую динамику. Клетка. 2013; 1242:1–11. [Google Scholar]
96. Спорнс О. Человеческий коннектом, Происхождение и проблемы. Нейроизображение. 2013;80:53–61. [PubMed] [Google Scholar]
97. Гольдштейн Э.Б. Ощущение и восприятие. Пасифик Гроув (США): Уодсворт; 2002. [Google Академия]
98. Park HJ, Friston K. Структурные и функциональные сети мозга: от связей к познанию. Наука. 2013;342:1238411. [PubMed] [Google Scholar]
99. Бресслер С., Менон В. Крупномасштабные сети мозга в познании: новые методы и принципы. Тенденции Cogn Sci. 2010;14(6):277–90. [PubMed] [Google Scholar]
100. Salvador R, Suckling J, Coleman MR, Pickard JD, Menon D, Bullmore E. Нейрофизиологическая архитектура функциональных магнитно-резонансных изображений человеческого мозга. Кора головного мозга. 2005; 15:1332–42. [PubMed] [Академия Google]
101. Smith SM, Miller KL, Moeller S, Xu L, Auerbach EJ, Woolrich MW, et al. Временно-независимые функциональные режимы спонтанной активности мозга. Proc Natl Acad Sci U S A. 2012;109:3131–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
102. Деко Г., Понсе-Альварес А., Мантини Д., Романи Г.Л., Хагманн П., Корбетта М. Функциональная связность в состоянии покоя возникает из структурно и динамически сформированных медленных линейных колебаний. . Дж. Нейроски. 2013;33(27):11239–52. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
103. van Vreeswijk C, Sompolinsky H. Хаос в нейронных сетях со сбалансированной возбуждающей и тормозной активностью. Наука. 1996; 274 (5293): 1724–1726. [PubMed] [Google Scholar]
104. Lowe MJ, Mock BJ, Sorenson JA. Функциональная связь в одно- и многосрезовой эхопланарной визуализации с использованием флуктуаций в состоянии покоя. Нейроизображение. 1998;7(2):119–32. [PubMed] [Google Scholar]
105. Cordes D, Haughton VM, Arfanakis K, Carew JD, Turski PA, Moritz CH, et al. Вклад частот в функциональную связность коры головного мозга в данных «состояния покоя». AJNR Am J Нейрорадиол. 2001;22(7):1326–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
106. Damoiseaux JS, Rombouts SA, Barkhof F, Scheltens P, Stam CJ, Smith SM, et al. Согласованные сети состояния покоя у здоровых субъектов. Proc Natl Acad Sci U S A. 2006;103(37):13848–53. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
107. Vincent JL, Snyder AZ, Fox MD, Shannon BJ, Andrews JR, Raichle ME, et al. Когерентная спонтанная активность идентифицирует гиппокампально-теменную сеть памяти. J Нейрофизиол. 2006;96(6):3517–31. [PubMed] [Google Scholar]
108. Месулам М. Определение нейрокогнитивных сетей в смелом новом мире компьютерных подключений. Нейрон. 2009 г.;62(1):1–3. [PubMed] [Google Scholar]
109. Шридхаран Д., Левитин Д.Дж., Менон В. Центральная роль правой лобно-инсулярной коры в переключении между центрально-исполнительными сетями и сетями по умолчанию. Proc Natl Acad Sci U S A. 2008;105(34):12569–74. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
110. Menon V, Uddin LQ. Заметность, переключение, внимание и контроль: сетевая модель функции островка. Структура мозга Функц. 2010;214(5–6):655–67. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
111. Ван Бюрен М., Гладвин Т.Е., Зандбелт Б.Б., Кан Р.С., Винк М. Уменьшенная функциональная связанность в сети режима по умолчанию во время самореферентной обработки. Hum Brain Map. 2010;31(8):1117–27. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
112. Нековарова Т., Файнерова И., Хорачек Дж., Спаниель Ф. Преодоление разрозненных симптомов шизофрении: теория тройной сети. Фронт Behav Neurosci. 2014;30(8):171. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
113. Power JD, Cohen AL, Nelson SM, Wig GS, Barnes KA, Church JA, et al. Функциональная сетевая организация человеческого мозга. Нейрон. 2011;72:65–678. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
114. Дозенбах Н.Ю., Фэйр Д.А., Коэн А.Л., Шлаггар Б.Л., Петерсен С.Е. Двухсетевая архитектура с управлением сверху вниз. Тенденции Cogn Sci. 2008;12(3):99–105. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
115. Fox MD, Zhang D, Snyder AZ, Raichle ME. Глобальный сигнал и наблюдаемые антикоррелированные сети мозга в состоянии покоя. J Нейрофизиол. 2009;101(6):3270–83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
116. Fox MD, Snyder AZ, Vincent JL, Corbetta M, Van Essen DC, Raichle ME. Человеческий мозг внутренне организован в виде динамических, антикоррелированных функциональных сетей. Proc Natl Acad Sci U S A. 2005; 102:9673–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
117. Фингелькурц А.А., Фингелькурц А.А. Сроки в познании и динамика мозга ЭЭГ: дискретность против непрерывности. Процесс познания. 2006;7(3):135–62. [PubMed] [Google Scholar]
118. Гроссберг С. Дополняющий мозг: объединение динамики и модульности мозга. Тенденции Cogn Sci. 2000;4(6):233–46. [PubMed] [Google Scholar]
119. Фрайс П., Нойеншвандер С., Энгель А.К., Гебель Р., Сингер В. Быстрая функция селективной синхронизации нейронов за счет коррелированного смещения задержки. Нат Нейроски. 2001;4(2):194–200. [PubMed] [Google Scholar]
120. Леопольд Д.А., Логотетис Н.К. Пространственные паттерны спонтанной локальной полевой активности в зрительной коре обезьяны. Преподобный Нейроски. 2003;14(1–2):195–205. [PubMed] [Google Scholar]
121. Леманн Д., Скрандиес В. Безреференсная идентификация компонентов многоканальных потенциальных полей, вызванных шахматной доской. Электроэнцефалогр Клин Нейрофизиол. 1980;48(6):609–21. [PubMed] [Google Scholar]
122. Леманн Д. Прошлое, настоящее и будущее топографической картографии. Мозг Топогр. 1990;3(1):191–202. [PubMed] [Google Scholar]
123. Леманн Д., Стрик В.К., Хенггелер Б., Кениг Т., Куккоу М. Электрические микросостояния мозга и мгновенные состояния сознания как строительные блоки спонтанного мышления: I Зрительные образы и абстрактные мысли. Int J Психофизиол. 1998;29(1):1–11. [PubMed] [Google Scholar]
124. Pöppel E, Bao Y. Временные окна как мост от объективного времени к субъективному времени. В: Дэн Ллойд и Валттери Арстила, редактор. Субъективное время: философия, психология и неврология темпоральности. Кембридж: MIT Press; 2014. С. 241–61. [Академия Google]
125. Сеченов ИМ. Избранные произведения. Советский Союз: Академическое издательство; 1952. [Google Scholar]
126. Баарс Б.Дж. Пространственная когерентность мозга при установлении сознательного события. Сознательное Познание. 1997;6(1):1–2. [PubMed] [Google Scholar]
127. Dehaene S, Naccache L. На пути к когнитивной нейронауке сознания: основные доказательства и рабочая среда. Познание. 2001; 79(1–2):1–37. [PubMed] [Google Scholar]
128. Шульман Г.Л., Астафьев С.В., Франке Д., Поуп Д.Л., Снайдер А.З., МакЭвой М.П. и соавт. Взаимодействие стимулированной переориентации и ожидания в вентральной и дорсальной лобно-теменных и базальных ганглиозно-корковых сетях. Дж. Нейроски. 2009 г.;29(14):4392–407. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
129. Lynall ME, Basset DS, Kerwin R, McKenna PJ, Kitzbichler M, Muller U, et al. Функциональная связность и мозговые сети при шизофрении. Дж. Нейроски. 2010;30(28):9477–87. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
130. Barch DM, Ceaser A. Познание при шизофрении: основные психологические и нейронные механизмы. Тенденции в Cog Sci. 2012;16(1):27–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Мозговые подходы к изучению интеллекта
Выделите поисковый запрос
Сохранять
Цитировать
Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/education/display/10.1093/acrefore/97801
093.001.0001/acrefore-97801
093-e-101
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Войти
Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Содержание статьи
Показать сводную информацию
- https://doi.org/10.1093/acrefore/97801
093.013.101
- Опубликовано в сети: 24 мая 2018 г.
Резюме
Подход, основанный на использовании мозга, может обеспечить основу для интеллекта, для интеграции биологических и когнитивных процессов, которые имеют прямое значение для образования и пластичности мозга. Интеллект здесь переосмысливается как выборочный кластер различных когнитивных процессов, часто локализованных в широких отделах мозга. Дан обзор теорий и систем, на которых основывались исследования мозговых механизмов когнитивных процессов. Основное внимание уделяется образованию и культурным недостаткам, описывая изменения в мозге, связанные с обучением и его дисфункцией. Представлены избранные программы для повышения нейрокогнитивных способностей. Нейрональные изменения, по-видимому, происходят как следствие обучения на протяжении всей жизни. Подход, основанный на мозге, не только касается того, как работает интеллект, но также открывает дверь к пониманию разума и, следовательно, сознания. Можно сказать, что разум — это не эклектичный набор интеллектуальных функций мозга. Скорее, конечной целью интеллекта является формирование лучшего представления о себе, которое придает смысл существованию человека. 9
- Познание, эмоции и обучение
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Войти
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ к полному содержанию.