как отличить «психо-шоу» от профессиональной работы?
ПСИХОЛОГИЯ / 21 августа
Говорим о популярных в наши дни проективных методиках, их особенностях и о том, как определить профессиональную терапевтическую работу от творческой практики. Беседуем с преподавателем Среды обучения Динарой Гильфантиновой.
Динара Гильфантинова
Психолог, председатель Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, руководитель психологического центра «Единство», эксперт Факультета психологии Высшей школы «Среда обучения», эксперт благотворительного фонда «Детский паллиатив».
— Арт-терапия и метафорические карты — данные термины очень популярны сейчас. Скажите, пожалуйста, в чем суть этих методов и стоит ли им доверять?
— Я очень тепло отношусь к проективным методикам. Арт-терапия, метафорические карты и иные методы помогают очень экологично работать с бессознательным клиента. Проективные методики сейчас очень популярны! С чем это связано? Это достаточно простые инструменты.
Метафорические карты технически легко применять в работе с клиентом: вы можете дать человеку колоду, с которой предложите выполнить ту или иную манипуляцию, но сам материал, который вы получите в процессе, — далеко не так прост.
Тем не менее любой человек сейчас может пройти краткосрочный курс по обучению работе с метафорическими картами, познакомиться с видами колод и техниками и приступить к работе.
Арт-терапия более сложна с технической стороны, для нее необходим широкий инструментарий: бумага, краски, кисточки и прочее.
Этот метод можно использовать как диагностический инструмент, когда вы исследуете созданный клиентом продукт. Цель может быть и более терапевтической, не направленной на результат. В этом случае клиент в процессе работы выражает свои эмоции, знакомится с переживаниями и получает так называемый терапевтический эффект.
На сегодняшний момент овладеть основами данного метода можно достаточно быстро. Вопрос лишь в том, на какую базу знаний и опыта специалист накладывает конкретную технику. Если у специалиста нет психологического образования, практики и личной терапии, то, скорее всего, он, взяв арт-терапевтический инструмент, будет работать неквалифицированно. Когда человек с психологической подготовкой, расширяя свою профессиональную компетентность, приобретает знания в области арт-терапевтических методов, то в этом случае данные знания будут полезны для его практики.
Стоит отметить, что оба этих инструмента (метафорические карты и арт-терапия) — это глубокие методы работы. Повторюсь, не имеет значения, какую методику выбирает специалист, важно, на какую образовательную базу она ложится.
— Динара, давайте поговорим о метафорических картах. Как отличить профессиональную работу с данной методикой?
— Суть метафорических карт очень проста — это проективная методика, в которой изображения на картах активизируют образно-волевую сферу мышления человека. Вследствие этого поднимается бессознательный пласт и человек начинает говорить о том, что есть в его опыте. Вся важность и ценность работы с метафорическими картами заключается в том, что они помогают взять в работу материал, который на текущий момент находится за пределами сознания клиента.
Сейчас есть большое количество колод метафорических карт. Их используют в работе не только психологи, но и коучи, тренера.
Вы спрашивали, как отличить специалиста. Перед встречей, на которой будет использована данная методика, обратите внимание на то, как называется мероприятие. Это может быть консультация психолога, тренинг, семинар, учебная лекция или групповое занятие… В связи с этим, регулируйте уровень своих ожиданий от процесса.
Будьте осторожны, часто на мероприятиях, где используются проективные методики, ведущему не хватает знаний и опыта для того, чтобы закрыть тот процесс, который может запуститься у участников. Грамотный специалист никогда не будет устраивать «психо-шоу», разворачивать больную для клиента тему глубоко, он будет работать экологично, соблюдая границы и обеспечивая безопасность.
— Как быть с арт-терапией? Сейчас такое количество творческих тренингов, которые носят в своем названии слово «терапия»…
— Арт-терапия в дословном переводе звучит как «лечение искусством». В широкой трактовке к арт-терапии мы относим разнообразные техники: фототерапия, рисуночные техники, коллажи, лепка, искусство — это понятие широкое.
Более узкое понимание арт-терапии, которое сильно развито в России, — это рисуночные техники и все, что с этим связано. В данном варианте преобладает диагностический аспект: если клиент что-то нарисовал, то в работе преобладает анализ конкретных аспектов рисунка. В европейской школе большее внимание уделяется исследованию переживаний клиента в процессе, а не изучение готового результата.
Существуют активные и пассивные методы арт-терапии. В первом случае клиент сам создает некий арт-терапевтический продукт, будь то рисунок или мандала из природных материалов. Под пассивными методом может подразумеваться просмотр клиентом фильма, прослушивание музыки или поход в музей. Соприкосновение с искусством вызывает у человека определенные переживания, которые коррелируют с его личным опытом и могут быть использованы в процессе терапии.
Когда вы собираетесь на мероприятие или консультацию, где звучит слово «терапия», определитесь, к кому и зачем вы идете. «Правополушарное рисование», «Нарисуем картину за три часа»… — данные программы не подразумевают никакого терапевтического вмешательства в контексте лечения исследования и анализа себя участником.
В работе со специалистом, психологом, который использует методы арт-терапии, либо с арт-терапевтом фокус работы будет ориентирован на задачи, которые важны клиенту. Это значит, что будут обозначены конкретные цели, также немного обозначен сам процесс. Арт-терапия подразумевает совместное исследование специалистом и клиентом той работы, которая была проведена: анализ переживаний и чувств, связь материала с предыдущим опытом.
В сравнении бытового применения рисуночных техник и терапии стоит отметить, что на тренинге по рисованию вас могут спросить о ваших впечатлениях от процесса или результата, но в терапии участников ждет фокусировка на травмирующем событии, анализ и разговор о чувствах, исследование конкретного личного опыта и определение зон роста, личностного развития.
— Расскажите, пожалуйста, с какими сложностями могут столкнуться начинающие специалисты, которые хотят включить проективные методики в свою работу?
— Многие студенты и начинающие психологи волнуются, что не смогут интерпретировать тот материал, который они получат от клиента на сессии. На это я всегда отвечаю, что самый лучший эксперт в нарисованном рисунке или выбранной картинке — это сам клиент. Психолог никогда не скажет больше, чем клиент.
Стоит уйти от опасений и, например, необходимости знать значения всех метафорических карт в колоде. Да, есть архетипические изображения и базовые аспекты, актуальные для многих клиентов, значения которых нужно знать для работы. Но это не значит, что вы должны знать всю интерпретацию все деталей карты.
Сложность для психолога здесь заключается в том, чтобы не давать свою интерпретацию и не подавлять клиента в том видении, которое он излагает.
Для психолога важно быть искренне заинтересованным в том арт-продукте или интерпретации, которую предлагает клиент. Ваши интерес, увлеченность и желание исследовать погрузят клиента глубже в процесс.
— Динара, чем близки проективные методики лично вам?
— Мой опыт говорит о том, что человеку очень сложно прикоснуться к опыту, который лежит за гранью его осознанности. В данном случае, например, метод арт-терапии помогает достать уникальный материал иным способом, когда вербально коснуться его очень сложно.
Я уже говорила, что это очень экологичные методы, которые могут без помощи группы показать клиенту ситуацию из его жизни с помощью рисуночной техники или изображений на картах.
Истоки проективных методов — это психоанализ. В процессе бессознательного воспроизведения, например, на бумаге, проявляются скрытые мотивы, ценности или потребности, подавленные аспекты личности или травматичный личный опыт клиента. В короткие сроки нам становится доступен целый пласт уникального материала, и это очень ценно.
Я бы хотела еще раз подчеркнуть для тех, кто хочет осваивать методы арт-терапии или метафорических карт для работы или посещать специалиста, что базовые профессиональные знания в области психологии необходимы.
Для работы с клиентом специалист должен знать, как строится психотерапевтическая или консультативная сессия, как выстраивать границы и задавать вопросы, как работать с чувствами клиента и своими ощущениями…
Специалисту необходимо психологическое образование в первую очередь, а уже на эту базу можно успешно накладывать различные методы и методики.
Призываю вас со стороны клиента или практика поддерживать профессиональную «чистоплотность»!
Успехов вам, благодарю за беседу!
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Метафорические ассоциативные карты. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру
Часто говорят, что все ответы находятся внутри нас. Главное — правильно задать вопрос.
На самом деле, важно не только правильно задать вопрос, но и понять, как получить ответ от своего Мудрого Я…
Бывают ситуации, в которых надо быстро принимать решение, а ответ не очевиден…
Или нужно сделать выбор (куда поступать, принимать предложение или отказываться, переезжать или остаться на старом месте и др.) — но колебания между вариантами превращаются в настоящую пытку…
А ещё бывает так, что отношения не складываются, конфликт разгорается на ровном месте, и непонятно, как всё наладить…
В таких случаях каждому из нас мог бы помочь какой-то универсальный инструмент, который бы помогал получать ответы от Мудрого Я. Те самые, наилучшие ответы и решения, о которых знает Душа, но не всегда они лежат на поверхности и нами осознаются.
Один из самых простых и эффективных инструментов для поиска ответов на подобные вопросы являются метафорические ассоциативные карты.
Это универсальный инструмент, с которым работают как профессиональные психологи, так и люди, не имеющие специального образования.
Практические психологи применяют карты для терапии и коррекции сложных эмоциональных состояний, кризисов личностного развития, разрешения трудных жизненных ситуаций.
Часть инструментов из «саквояжа» психолога » можно использовать и самостоятельно для решения повседневных вопросов.
Вот краткий перечень областей для самостоятельного применения метафорических ассоциативных карт:
- Принятие решений и выбор в ситуациях неопределённости.
- Отношения в семье и с близкими людьми.
- Карьерное планирование.
- Профессиональная ориентация.
- Работа по личностному развитию и интеграции Я (роли, субличности, персона и тень).
- Проблемы со здоровьем.
Метафорические ассоциативные карты позволяют соприкоснуться со своей внутренней мудростью, с глубинным пониманием своих истинных желаний и целей и найти решение, как воплотить свои мечты в реальность.
Карты обращаются к символам и образам, к ассоциациям и метафорам, которые помогают увидеть неожиданные решения в сложных ситуациях, посмотреть на себя, свои отношения с близкими и на свою жизнь с другой стороны, увидеть новые возможности.
Благодаря метафорическим ассоциативным картам Вы сможете:
- увидеть новые аспекты своей жизни;
- найти решение для беспокоящих вопросов и проблем;
- разрешить острые конфликты, которые трудно проговорить словами;
- дать волю своей интуиции и подсознательной мудрости;
- активировать внутренние ресурсы;
- раскрыть свой творческий потенциал;
- взглянуть на себя и мир вокруг под новым углом зрения;
- улучшить отношения с близкими людьми.
Несколько слов о самих метафорических картах.
Автор первой колоды карт — канадский художник Эли Раман. Чуть позднее издатель Моритц Эгетмейер стал его партнёром, и первая колода карт — OH — стремительно завоевала мир.
С тех пор прошло не так много лет, но этот инструмент уже широко известен и используется как в психотерапии, так и в бизнесе, и в повседневной жизни.
В настоящее время метафорические карты используются в качестве:
- настольных семейных игр;
- развивающих сценарных игр с участием профессионального ведущего;
- профессионального терапевтического инструмента;
- увлекательного средства самопознания;
Принцип работы метафорических карт основан на глубинной психологии К.Г. Юнга, который выделял 3 уровня личности — Я (сознательный уровень), личное бессознательное и коллективное бессознательное.
На уровне Я (на уровне сознания) находится наш сознающий ум — мысли, чувства, воспоминания, которые мы можем «назвать словами», они очевидны, на поверхности и легко доступны. При этом Юнг, как и современные учёные, считал, что сознанию доступна не вся информация, которую мы получаем от органов восприятия. Часть информации нами не осознаётся, но влияет на поведение, принятие решений, на выборы, на то, как складываются отношения с окружающими людьми.
На уровне сознания мы получаем доступ примерно к 1% от всей информации, которую получают наши органы чувств из внешнего мира и от всех систем организма.
Юнг считал основной мотивирующей силой развития архетипы — глубинные образы и символы, которые сформировались в процессе эволюции (на уровне коллективного бессознательного) и в процессе жизненного опыта (личное бессознательное).
Область бессознательного хранит в себе остальные 99% информации и является основой для интуитивных решений, озарения, прямого постижения. «Языком» бессознательного как раз и являются символы, образы, ассоциации.
Символы понятны нам на интуитивном уровне и не зависят от образования, возраста, особенностей личностного развития. Они универсальны. Это так называемый уровень коллективного бессознательного. Например, практически каждому безусловно понятно, что такое «герой» или «мудрец». Одного образа достаточно для того, чтобы пробудить волну ассоциаций, связанных с ним.
И, конечно, есть уровень нашего личного бессознательного, где накапливаются символы, образы и ассоциации, связанные с нашим личным опытом. Например, для кого-то «новый год» автоматически вызывает в памяти салат оливье, мандарины и Деда Мороза, а для кого-то, возможно, ассоциации будут совсем другими.
Глубинная психология позволяет обратиться не только к 1% сознания, но ко всем 100% ресурсам человеческой психики — к логике и интуиции одновременно. Именно поэтому она так эффективна.
При помощи языка символов и ассоциаций мы можем обратиться к своему Мудрому Я и найти решение на любой сложный вопрос, выйти из кризиса, позволить себе «включить» талант и вдохновение, активировать источник внутренних ресурсов, расширить своё представление о себе.
Метафорические ассоциативные карты являются универсальным инструментом, который предоставляет доступ ко всем 100% ресурсам психики — к сознанию и бессознательному одновременно.
Метафоры — в том числе и визуальные — позволяют соприкоснуться со своим внутренним миром, научиться легко ориентироваться в нём, позволяют создать своеобразный мост между ресурсами психики и реальностью, благодаря чему мы можем активно влиять на качество жизни и отношений и даже формировать сценарии судьбы.
Что такое метафорические ассоциативные карты?
Метафорические ассоциативные карты представляют собой ситуативные, портретные или абстрактные картинки, которые при помощи образов пробуждают внутренние ассоциации. И информация, ответы и решения, которые до этого момента мы не осознавали, становится доступной сознанию.
И это очень важный шаг. Ведь пока мы не осознаём наличие проблемы или её причину, мы вряд ли можем с нею справиться. Но как только приходит ясность и понимание, решения всегда находятся.
Зачем нужен дополнительный инструмент для того, чтобы осознать проблему или её причину?
Бывает так, что какие-то жизненные ситуации вызывают столь сильные чувства или настолько обжигающую боль, что мы неосознанно блокируем доступ к ним.
Вытесняя воспоминание или осознавание чего-либо, мы таким образом зачищаем себя от непереносимой боли, от не признаваемых, отвергаемых чувств.
Но, чтобы освободиться от груза тяжёлых воспоминаний и чувств, важно сделать их доступными и безопасными для восприятия.
Одним из способов является отделение проблемы от человека, возможность посмотреть на ситуацию из роли Наблюдателя, как будто со стороны.
И в этом как раз и помогают метафоры и образы карт.
Есть ли какие-то ограничения при работе с картами?
Несмотря на активную рекламу метафорических карт «для всех», на самом деле некоторые ограничения существуют. Несколько примеров ограничений:
- Тяжёлые соматические заболевания.
- Некоторые психиатрические заболевания.
- Сниженный уровень интеллекта.
- Ограничения (физиологического или психологического) характера на представление образов и работу с воображением. Отличается ли работа профессионального психолога с картами от самостоятельной работы с ними? Такие отличие, безусловно, есть. Самостоятельная работа с картами будет эффективна в том случае, когда человек находится в эмоционально-стабильном состоянии, хорошо себя чувствует физически, и его запрос не связан с глубокой травматикой. Работа с картами в период заболевания, стресса, работа по травматичным запросам будет не только не эффективна, но может ухудшить текущее состояние. В остальных случаях — при желании, развитом воображении и стабильно самочувствии — работа с картами позволяет расширить своё представление о себе, активировать внутренние ресурсы, увидеть ограничения на пути к мечтам и целям и успешно их преодолеть. Кроме того, работа с картами развивает творческую составляющую личности, что позволяет находить интересные решения для сложных ситуаций, преодолевать кризисы и создавать свои собственные сценарии жизни.
Виды метафорических ассоциативных карт?
В настоящий момент выделяют несколько типов колод в метафорических картах по географическому признаку:
- немецкие колоды (исторически самые первые) — ОН, COPE, Persona, Personita, Saga, Myth и др.
- израильские колоды — «Зверь и ребёнок», Steps и др.
- русские колоды — «Дерево», «Пути-дороги», «Она», «Окна и двери» и др.
- украинские колоды — «Жизнь как чудо», «Маленькие радости» и др.
Также выделяют разные колоды по типам изображений:
- портретные — для работы с ролями и публичностями, для работы с отношениями, персонификациями — немецкая колода Persona, Alter EGO К. Довлатова и др.
- объектные — для работы с ассоциативными рядами по определённым архетипам — «Пути-дороги», «Окна и двери», «Мосты» и др.
- абстрактные — для работы с травмами и ресурсными состояниями — Pоrtals, ECCO и др.
- сценарные — для работы со сценариями отношений, судьбы, активацией ресурсных состояний, работой по достижению целей и мечты — «Мастер сказок», «Шкатулка доброго волшебника», MORENA, SAGA и др.
Как можно научиться работать с метафорическими ассоциативными картами?
Самый лучший способ — пройти очное обучение в формате тренинга, семинара или мастер-класса. Именно в формате очного обучения можно попробовать работать с картами непосредственно, задать возникающие вопросы тренеру, обменяться опытом с другими участниками.
При дистанционном обучении желательно наличие психологического образования, чтобы понимать суть предполагаемых упражнений и, возможно, специальную терминологию.
Одним из вариантов обучения может стать очный базовый курс и затем продолжение обучения в дистанционном формате.
Статьи автора
Меня часто спрашивают, как оживить метафорические карты, как сделать так, чтобы они с вами заговорили? И это очень важный вопрос. Я много раз видела, как этот мощный инструмент превращается в простые картинки — красивые и совершенно бесполезные. Я профессионально работаю с МАК в консультировании более… Читать дальше |
В последнее время всё более популярной темой на консультациях психолога… Читать дальше |
У каждого человека 1000 мечт. И только одна мечта. И если не сбывается 1000 мечт, мы испытываем разочарование и сожалеем, а потом переключаемся на следующую. Но если в нашей жизни нет места самой главной мечте, то остаётся чувство, что жизнь прошла зря, или что прожита чужая жизнь. Если эта мечта… Читать дальше |
Наверное, нет ни одного человека в мире, которому бы понятие стресс было не знакомо. 70% заболеваний и более 1 миллиона смертей в год по статистике… Читать дальше |
Другие статьи автора
Читайте также
В психологию меня привёл интерес к самопознанию и людям. Я хотела быть психологом, начиная с 7 класса. Моя мама в то время ходила на сеансы гипноза к психотерапевту Игорю Кулеву (в Томске есть улица, названная именем его отца). И я была очарована личностью этого человека. Я уже тогда интересовалась… Читать дальше | Они были очень даже симпатичные эти ботинки! Из натуральной кожи, с тёплой вибрирующей стелькой, с мелкими дырочками по бокам и с надписью внутри, что они самые настоящие и принадлежат известной итальянской фирме. Это были осенние полуделовые ботинки, то есть в зависимости от того, в чём был хозяин… Читать дальше |
Метафорические ассоциативные карты (иногда их ещё называют ОН-карты, проективные карты) имеют уже более чем 20-летнюю историю. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт… Читать дальше | Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, как правило, объединённых какой-либо темой в одну колоду. На них может быть изображено что угодно, например, абстракции, портреты, пейзажи, сказочные персонажи и т.д. В отличие от таро и оракулов МАК не имеют конкретно закреплённых за картой… Читать дальше |
- ВКонтакте
Art Therapy Cards — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
1000+ релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Карточки арт-терапии для детей
$35. 00
(пока отзывов нет)
Написать обзор
Карточки для арт-терапии для детей
Рейтинг
Требуется
Выберите рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)
Имя
Электронная почта
Обязательно
Тема отзыва
Обязательно
Комментарии
Требуется
- Артикул:
- АТСБ
Текущий запас:
Количество:
Часто покупают вместе:
- Описание
Описание
Карточки для арт-терапии для детей: творческие подсказки для исследования чувств, самооценки, отношений и многого другого
Эти 22 красочные карточки содержат творческие идеи для арт-терапии с детьми в возрасте от 4 до 11 лет. подсказки — от «нарисуй себя супергероем» до «свободно рисуй пальцами» — и ярко иллюстрированы, чтобы стимулировать воображение ребенка.
Применимые для широкого спектра групповых и индивидуальных терапевтических мероприятий, занятия сгруппированы по четырем темам: чувства, отношения, тело и воображение. Они могут помочь детям выразить себя, обрести уверенность, понять и преобразовать свое поведение и эмоции, а также установить связь со своим телом. В сопроводительном буклете объясняется каждая подсказка, ее цели, необходимые материалы и потенциальные преимущества. Он также отмечает действия, которые можно использовать для решения конкретных проблем, таких как тревога, травма и низкая самооценка.
Информация о продукте
Автор: Элица Великова
ISBN-10: 1785924729
ISBN-13: 20 909007 8592-11 0010 Просмотреть всеЗакрыть
- сопутствующие товары
Сопутствующие товары
Быстрый просмотр
Дети и горе
добавить в корзину
Разговор с детьми о горе и утрате
«Пусть дети знают, что с чувствами все в порядке. Чувства не бывают хорошими или плохими, чувства — это просто чувства. Важно то, что мы делаем с ними, и это помогает нам двигаться…
Быстрый просмотр
Дети: пережить травматическую смерть
16,95 долларов США
добавить в корзину
Дети: пережить травматическую смерть
В этой книге особое внимание уделяется травмирующему характеру смерти в жизни детей. Тем не менее, он также разнообразен по своему охвату, охватывая множество тем,…
Быстрый просмотр
Как помочь детям справиться со смертью
11,95 долларов США
добавить в корзину
Как помочь детям справиться со смертью
Это руководство предлагает исчерпывающий, легко читаемый обзор того, как дети горюют, и стратегии их поддержки.