Диагностика и интерпретация рисунков в арт-терапии
| +74951286800 |
статья
Диагностика и интерпретация рисунков в арт-терапии
«Эээ… и что все это значит?», — вопрошающими глазами смотрит клиент на арт-терапевта, ожидая интерпретации только что созданного рисунка. Знакомо? 😉
Наверняка да. Часто ожидания клиентов в арт-терапии связаны именно с диагностикой и интерпретацией. И здесь важно понимать (!): арт-терапия прежде всего направлена не на диагностику, а на самовыражение, самопонимание и личностный рост.
Арт-терапия дает клиенту возможность понять, что с ним происходит и как его отражают созданные им образы. Иначе говоря, помогает увидеть, как сотворенный рисунок связан с актуальной жизненной ситуацией. Исследование этой взаимосвязи далеко не всегда поддается формализации, поскольку затрагивает глубинные уникальные переживания личности.
То есть: независимо от того, какие существуют диагностические интерпретации рисунков в разных подходах, обязательно обращайте внимание на то, что сам клиент в них вкладывает и какие смыслы в них видит. Именно эта индивидуальная интерпретация и будет самой истинной.
Однако клиент не всегда может самостоятельно разглядеть смыслы, скрытые в его творчестве. Тогда настоящим подспорьем для арт-терапевта могут стать «универсальные» значения рисунков. Именно они порой помогают натолкнуть на собственные ответы и интерпретации.
Например:
«Понимаю, бывает трудно интерпретировать свой рисунок. Вижу, вы нарисовали дерево без корней. Часто, по формальным критериям, это означает отсутствие внутренней опоры. Откликается ли вам это?», — обращается к клиенту арт-терапевт.
«Хмм… Да, пожалуй, в последнее время я чувствую себя немного растерянным. Но это скорее связано с тем, что сейчас я нахожусь в очень неоднозначной для меня ситуации.
В себе-то я уверен», — улыбается клиент.
Итак: сам клиент лучше знает, что он имел ввиду. Мы же, в свою очередь, можем помочь ему прийти к этому понимаю, побудить к активности, поделившись «универсальными» значениями рисунка (подробнее о них мы рассказываем на курсах нашей школы).
На что еще важно обращать внимание?
Диагностика в арт-терапии связана не только с тем, ЧТО изображено на рисунке, но и с тем, КАК создается рисунок. Другими словами, нам важен не только продукт творчества, но и творческий процесс. Именно наблюдение за ним может дать большое количество диагностической информации.
В частности:
- как клиент отреагировал на задание: с интересом, с недовольством, с безразличием;
- какие материалы выбрал для работы;
- какой цвет использовал первым;
- что нарисовал сначала, а что появилось на рисунке потом;
- в какой момент работы темп замедлился, а в какой – наоборот ускорился;
- какой язык тела сопровождал процесс рисования: какие эмоции выражало лицо, какая была поза и менялась ли она, каким было дыхание в процессе создания рисунка и т.
д.
Не менее значимым будет и эмоциональный отклик самого арт-терапевта на работу клиента: как он оценивает чувства, вызванные в нем клиентским рисунком? Это важно, потому что те же чувства, вероятно, испытывал и тот, кто нарисовал этот рисунок.
Такая информация дает более широкое представление о творческой работе клиента и позволяет делать целостные выводы о его состоянии, отношениях и личностных особенностях. Так мы можем с разных сторон заглянуть во внутренний мир автора рисунка и глубже понять его.
И, как пишет американский психолог Грегг М. Ферс в книге «Тайный мир рисунка» (которую мы, кстати, искренне рекомендуем в качестве великолепного пособия по интерпретации): «Чтобы стать настоящим терапевтом, надо думать сердцем, а не умом».
Поэтому настоящее мастерство арт-терапевта проявляется как в (1) его профессиональном опыте, так и (2) психологической интуиции. Применять знания общих закономерностей интерпретации рисунка в соответствии с интуитивным чувствованием клиента очень-очень ценно.
Вам понравилась статья?
Профессионально обучаем арт-терапии
10823 человека уже прошли обучение в нашей школе!
- Более 40 учебных программ;
- Студенты из 35 стран мира;
- ТОП-20 преподавателей из России, Великобритании, США, Германии, Израиля, Финляндии;
- Есть рассрочка;
- Выдаем сертификаты и удостоверения.
Подробнее о курсах>>
Владимир Никитин. Проективная диагностика в арт-терапии
базовые принципы анализа и интерпретации
05.10.2019
05.10.2019
Проективная диагностика, как зеркало, отражающее реальные психические состояния и процессы, является тем необходимым инструментарием, который обеспечивает осуществление продуктивной коррекции и терапии психических и психологических проблем личности средствами арт-терапии.
Разнообразие тестового проективного материала, представленного в научной литературе, говорит об увлеченности психологов и арт-терапевтов самой процедурой проективного исследования. Однако доказательная база использования того или иного проективного материала в диагностике той или иной психологической проблемы не всегда учитывается при подборе батареи тестовых заданий. Методологическое обоснование предъявляемых диагностических подходов анализа и интерпретации содержания признаков художественного образа зачастую отсутствует или носит поверхностный, описательный характер.
Как правило, в стандартных рисуночных методиках при анализе содержания проективных образов единичный художественный признак наделяется конкретным значением. Исследователь оперирует критериями интерпретации смыслов художественных характеристик, описанных в той или иной научной монографии или учебнике. Однако, согласно работам А. Анастази, наделение художественного признака одним значением не может быть убедительным и скорее приводит к существенным ошибкам в психологическом анализе.
Так, многочисленные исследования валидности критериев интерпретации теста Маховера «Нарисуй человека» показали недостоверность представленных систем оценок [1, с. 198].
Исходя из сказанного, требуется иной ракурс в исследовании содержания художественного образа, в интерпретации его смысла и психологического значения. С целью определения методологических принципов и алгоритма исследования структуры и содержания художественного образа нами в течение 15 лет на базе кафедры философской антропологии и арт-терапии Московского социально-педагогического института был осуществлен системный анализ более 15000 рисунков студентов, участвовавших в арт-терапевтической работе. Благодаря возможности непосредственного наблюдения и сопоставления впечатлений о личности студентов, подкрепленного формализованными методами психологической диагностики и созданными ими художественными образами, были разработаны принципы и онтосинергетическая модель интерпретации психологического значения художественной композиции.
В качестве объектов исследования выступали образы, созданные на основе стандартизированных тестовых заданий, – проективные рисунки «Дерево», «Нарисуй человека», «Человек под дождем», «Каракули». Для расширения поля анализа использовались инновационные проективные методы, разработанные автором статьи, – рисунки «Ризома», «Образ Я», «Гармония цвета», «Гармония форм», «Образ будущего» и т.д. Для выявления интеркорреляционных связей между формализованными характеристиками личности и проективными художественными признаками были использованы такие тестовые задания как 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, прогрессивные матрицы интеллекта Дж. Равена, цветовой тест М. Люшера, ситуативный тест Розенцвейга, тест креативности Э.П. Торренса.
На основе полученных данных были разработаны методические принципы и модель анализа художественного образа.
1. Базовым принципом интерпретации значения художественной композиции выступает «принцип релятивности», указывающий на относительность во времени значения для индивидуума того или иного художественного признака.
2. «Принцип целостности» позволяет распознать стремление индивидуума создавать такие образы, в которых запечатлевается его целостное восприятие и отношение к объекту изображения.
3. «Принцип интенциональности» указывает на сознательное и бессознательное стремление индивидуума раскрыть наиболее значимые объекты и качества целостного художественного образа. Исходя из значения критериев визуального восприятия, нами были разработаны критерии анализа художественной композиции [2].
Как правило, в стандартных рисуночных методиках при анализе содержания проективных образов единичный художественный признак наделяется конкретным значением. Исследователь оперирует критериями интерпретации смыслов художественных характеристик, описанных в той или иной научной монографии или учебнике. Однако, согласно работам А. Анастази, наделение художественного признака одним значением не может быть убедительным и скорее приводит к существенным ошибкам в психологическом анализе.
Так, многочисленные исследования валидности критериев интерпретации теста Маховера «Нарисуй человека» показали недостоверность представленных систем оценок [1, с. 198].
Исходя из сказанного, требуется иной ракурс в исследовании содержания художественного образа, в интерпретации его смысла и психологического значения. С целью определения методологических принципов и алгоритма исследования структуры и содержания художественного образа нами в течение 15 лет на базе кафедры философской антропологии и арт-терапии Московского социально-педагогического института был осуществлен системный анализ более 15000 рисунков студентов, участвовавших в арт-терапевтической работе. Благодаря возможности непосредственного наблюдения и сопоставления впечатлений о личности студентов, подкрепленного формализованными методами психологической диагностики и созданными ими художественными образами, были разработаны принципы и онтосинергетическая модель интерпретации психологического значения художественной композиции.
В качестве объектов исследования выступали образы, созданные на основе стандартизированных тестовых заданий, – проективные рисунки «Дерево», «Нарисуй человека», «Человек под дождем», «Каракули». Для расширения поля анализа использовались инновационные проективные методы, разработанные автором статьи, – рисунки «Ризома», «Образ Я», «Гармония цвета», «Гармония форм», «Образ будущего» и т.д. Для выявления интеркорреляционных связей между формализованными характеристиками личности и проективными художественными признаками были использованы такие тестовые задания как 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, прогрессивные матрицы интеллекта Дж. Равена, цветовой тест М. Люшера, ситуативный тест Розенцвейга, тест креативности Э.П. Торренса.
На основе полученных данных были разработаны методические принципы и модель анализа художественного образа.
1. Базовым принципом интерпретации значения художественной композиции выступает «принцип релятивности», указывающий на относительность во времени значения для индивидуума того или иного художественного признака.
2. «Принцип целостности» позволяет распознать стремление индивидуума создавать такие образы, в которых запечатлевается его целостное восприятие и отношение к объекту изображения.
3. «Принцип интенциональности» указывает на сознательное и бессознательное стремление индивидуума раскрыть наиболее значимые объекты и качества целостного художественного образа. Исходя из значения критериев визуального восприятия, нами были разработаны критерии анализа художественной композиции [2].
Характеристики восприятия и критерии анализа художественной композиции (В. Н. Никитин, А. И. Лобанов)
Характеристики восприятия
по В. С. Кузину
Критерии
анализа композиции
Апперцепция
Константность
Избирательность
Осмысленность
Целостность
Фигура на фоне
Предметность
Обусловленность
Соотнесенность
Выразительность
1. «Апперцепция» – «фигура на фоне»
Апперцепция – сознательное восприятие чувственного впечатления, характеризующее личностный уровень восприятия, его связь с прошлым опытом и установками индивидуума, психическими и социокультурными индивидуальными особенностями.
По всей видимости, можно говорить о том, что характер восприятия и изображения объекта субъектом определяется социально-историческими условиями, пространственно-временными факторами, формирующими культурные установки и личностные намерения изображающего. Решающее значение при этом, безусловно, принадлежит смыслам, вкладываемым рисующим в стилевую и структурную ткань художественной композиции, отражающим его уровень культурно-эстетического развития. При создании художественного образа внимание субъекта фокусируется на тех значениях реального объекта, которые значимы в культурной среде, к которой принадлежит и сам творящий. Говоря иначе, апперцепция как кладовая опыта, знания, умений, взглядов, интересов, определяет особенности восприятия субъектом действительности и выделения им в процессе творчества значимых для себя объектов реальности.
Таким образом, апперцепция предопределяет выбор главного элемента композиции, вокруг которого выстраивается структура, оставляя второстепенные ее составляющие не до конца проявленными (прорисованными).
Осознанно или бессознательно объектом изображения становятся те предметы и события действительности, которые наиболее значимы для субъекта творчества. В то же время, характер выбора «фигуры на фоне» отражает способность субъекта к целостному представлению и изображению образа.
Рис. 1. Фигура на фоне. «Дерево одиночества»
Интерпретация содержания и структуры построения композиции по первому критерию может проходить по следующим шагам:
1). Анализ изображения главной фигуры:
- определение значения главного образа для респондента, говорящее об отношении к центральному объекту, в котором отражаются мировоззрение, ценностные установки, намерения, потребности, уровень зрелости личности, социальные отношения, культурные предпочтения;
- анализ места расположения и размера центральной фигуры, свидетельствующие об актуальности образа изображаемого объекта для респондента;
- выявление степени прорисовки элементов фигуры, указывающее как на значение, так и на знание характерологических черт главного объекта;
- анализ характера цветового решения (по шкале «холодное-теплое»), которое, прежде всего, выражает чувственное отношение субъекта рисования к центральному объекту.

2). Анализ изображения фона:
- описание характера отношений фона и фигуры, которое отражает степень доминирования в сознании референта главного объекта по отношению к другим изображаемым предметам;
- исследование значения объектов фона, дополняющих и раскрывающих содержание главной фигуры, что отражает представления референта об изображаемом сюжете, его отношение к объектам композиции;
- анализ цветового решения фона, который позволяет увидеть не только чувства референта относительно темы изображения, но и выделить значимые и незначимые объекты художественной композиции.
Рис. 2. Предметность. «Символы осени»
2. «Константность» – «предметность»
Константность – относительное постоянство феноменальных свойств наблюдаемого объекта. Второй характеристикой зрительного восприятия выступает «константность». Исследования процесса восприятия свидетельствуют о том, что каждый предмет обладает свойствами и качествами, обеспечивающими его узнавание.
Ошибки в узнавании предмета восприятия, в частности, связаны с проблемами внимания и понимания его назначения. Характер восприятия предмета определяет формы его прорисовки, его место в композиции.
Способность выделять и прорисовывать константные черты объекта, позволяющими наделять его морфологическими признаками и функциональными свойствами, может быть определена как способность к предметному изображению. На этапе предметного построения композиции референт осуществляет исследование возможностей использования тех или иных черт и свойств объекта изображения для выражения своего к нему отношения и основной идеи художественной работ. Понимание типологических характеристик предмета изображения (свойств, качеств и функций) предопределяет характер построения целостной композиции. В свою очередь, константность восприятия обеспечивает его избирательность, а прорисовка предметности в композиции – обусловленность выбора ее элементов.
Интерпретация содержания и структуры построения композиции с опорой на второй критерий может проходить по следующим шагам:
- Анализ значения объектов композиции для выражения главной идеи произведения.

- Определение форм и качеств объектов, необходимых для их прорисовки.
- Выбор степени прорисовки фрагментов художественного образа, обуславливающих возможность узнавания значения объекта изображения.
- Определение стиля в прорисовке объекта изображения.
- Выбор цветовых предпочтений в прорисовке тех или иных качеств объекта.
Рис. 3. Обусловленность. «Укорененная укорененность»
Рис. 3. Обусловленность. «Укорененная укорененность»
3. «Избирательность» – «обусловленность»
В качестве третьего показателя, характеризующего визуальное восприятие, В.С. Кузин выделяет «избирательность». Избирательность – свойство восприятия, обеспечивающее выделение из сенсорного поля признаков и элементов объектов наблюдения. Избирательность восприятия обеспечивает выбор в объекте перцепции тех характеристик, которые раскрывают его значение для субъекта. Следует отметить активный избирательный характер восприятия. Как показали исследования в области нейрофизиологии и нейропсихологии Н.
А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии, К. Прибрама и др., избирательность восприятия обусловлена работой двух ведущих механизмов отбора информации:
- механизма антиципации – предвосхищения результата перцепции;
- аппарата контроля, сличения ожидаемого результата с реально наблюдаемым феноменом.
Решающее значение в выборе актуальных объектов восприятия принадлежит вниманию, мышлению и памяти, предопределяющим логику перцептивного действия. Полимодальность процесса перцепции обеспечивает условия для создания целостного образа, в процессе которого осуществляется отбор признаков изображаемого предмета.
Впечатление о характере восприятия объекта, отражающееся в виде субъективных ощущений и незавершенных оценок, в художественной форме может «переноситься» на пространство картины. С точки зрения психологии восприятия, феномен переноса обусловлен чувством эмпатии субъекта к предмету изображения. Художник означивает для себя собственные чувства по отношению к воспринимаемому предмету.
В изображении он не только обращается к своей интуиции, но делает осознанный выбор элементов образа, качества их проработки. Интуитивное действие, связанное с эмпатией, направляется смыслом работы и умением субъекта находить выразительные решения. Критерий «обусловленность» позволяет определить степень осознанности субъекта в выборе характеристик образа, использование которых в процессе изображения создает условия для формирования целостной композиции.
Интерпретация содержания и структуры построения композиции по третьему критерию может быть осуществлена на основе анализа:
- Степени прорисовки в образе актуальных для референта элементов композиции и определения их значения для выражения художественного замысла.
- Характера прорисовки элементов композиции.
- Выбора цветовых решений.
- Размеров изображения объектов композиции.
- Расположения объектов по отношению к границе листа и центральной фигуре.
- Перспективного построения композиции: выбор прямой, обратной, воздушной, перцептивной перспективы, аспективы.

- Использования графических приемов построения композиции, степени их прорисовки: точки, линии, штриховки, формы, объема.
Рис. 4. Соотнесенность. «Свет»
4. «Осмысленность» – «соотнесенность»
Осмысленность – свойство восприятия наделять объект перцепции определенным смыслом, значением. Осознанное представление о характере изображения завершенного произведения определяет стратегию последовательности построения композиции. Процесс формирования композиции обусловлен способностью субъекта к исследованию характера отношений между свойствами, формой и значением предмета изображения, выбора пространственного решения композиции в зависимости от намеченной цели. Критерий «осмысленность восприятия» раскрывает характер видения субъектом связей между значением изображаемых предметов и смыслом создаваемого им произведения, смыслом, который запечатлен в названии работы.
Критерий «соотнесенность» элементов композиции в смысловом пространстве картины свидетельствует о способности субъекта целостно схватывать образ.
Согласно теории гештальтпсихологии, актуальное значение для восприятия имеет феномен пространственной соотнесенности свойств «фигуры» и значения «фона». Структура композиции позволяет увидеть, как организовано цветовое и графическое пространство, в каких отношениях выступает «фигура» и «фон», каким образом соотносятся формальные и содержательные элементы картины для выражения главной идеи.
Интерпретация содержания и структуры построения композиции по четвертому критерию может проходить путем анализа:
- Цветовых отношений (пятнам).
- Соотношения веса формы и цвета.
- Размеров элементов композиции по отношению друг к другу.
- Прорисовки пространственных и логических отношений (отношение формы и содержания).
- Весовых характеристик сегментов композиции.
- Соотношения форм и цветов, выражающих движение и статику в композиции (степень уравновешенности композиции).
- Соотношения в композиции изображения объемов и плоскостей.
- Соотношения степени и качества прорисовки элементов переднего, среднего и заднего планов композиции.

- Соотношения друг к другу веса вертикальных и горизонтальных форм изображения.
Рис. 5. Выразительность. «Страсть»
5. «Целостность» – «выразительность»
Целостность – свойство восприятия, позволяющее воспринимать объект как устойчивое системное образование, обладающее качеством завершенности. Понятие «целостность», как и понятие «выразительность», отражает процесс интеграции общего впечатления, получаемого от восприятия художественной работы. Впечатление строится на основе восприятия стилевых форм изображаемых элементов, включая их свойства, пространственное расположение и соотнесенность с темой произведения. В качестве оценки критерия целостности композиции мы предлагаем использовать понятие «выразительность». Выразительность произведения говорит о таком структурно-упорядоченном изображении элементов композиции, которое создает у воспринимающего субъекта впечатление целостности, завершенности, эксцентричности, эстетической зрелости.
Оценка выразительности композиции производится путем анализа смысловых и орнаментальных характеристик целостного образа.
Следует отметить, что всякое искусство несет в себе символическую функцию. Само искусство представляет собою проекцию внутреннего мира творящего, удовлетворение его «внутренней необходимости». В художественном произведении оформляется образ мира, воплощаются идеи, имеющие символическое значение, прежде всего, для самого художника. Исследование содержания художественного произведения позволяет заглянуть в глубины скрытого для прямого восприятия бессознательного. Выразительность произведения свидетельствует о процессе гармонизации сознательных и бессознательных, рациональных и интуитивных аспектов творчества, указывает на целостность структуры личности самого творящего субъекта.
Интерпретация содержания и структуры построения композиции по пятому критерию характеризует стилистические предпочтения в изображении, отражающие художественную эстетику формы передачи идеи.
Безусловно, способность к передаче художественного стиля дана не многим. Тем не менее, в большинстве рисунков можно наблюдать тенденцию к стилевому изображению: от прорисовки «упорядоченного», «холодного» до создания «размытого», «яркого», от реалистического до абстрактного образа. Несмотря на то, что осознание стиля изображения дано далеко не каждому человеку, тем не менее, многие референты интуитивно пытаются найти те формы художественного воплощения образа, которые им наиболее близки как по формальным и эксцентрическим качествам, так и по художественному замыслу.
Рис. 6. Тестовое задание «Образ себя»
В качестве примера представим краткий анализ содержания рисунка «Образ себя», выполненный молодой девушкой в состоянии аффекта.
1. «Фигура на фоне». Как ни странно для неподготовленного специалиста в области проективной диагностики в качестве «фигуры» данной композиции выступает не просто образ человека, а округлая форма его изображения, подкрепленная овальной формой объекта, на котором находится свернутая фигура.
Безусловно, такая форма отражает желание изображающего закрыться от окружающего мира. Все остальное предстает ему как «фон».
2. «Предметность». Автор прорисовывает лишь те детали композиции, которые подчеркивают защищенность его образа. Это положение тела, закрытые глаза и улыбка. Несмотря на то, что расположение вывернутой головы явно нарушает структуру композиции, рисующему необходимо было продемонстрировать свое комфортное душевное состояние в границах закрытой позы.
3. «Обусловленность». Художник обуславливает свое сознательное намерение открыто подчеркнуть свои границы с окружающим миром двумя контрастными, агрессивными цветами: красным и черным. Все остальное пространство не имеет для него существенного значения.
4. «Соотнесенность». Интуитивным образом автор гармонично вписывает тело персонажа в закрытую ограниченную форму, наполняя ее состояниями покоя и движения одновременно.
5. «Выразительность». Автору удалось минимальными художественными средствами точно и эмоционально передать свое психическое состояние и свое отношение к окружающему миру.
Представленная онтосинергетическая модель анализа критериев и форм описания результатов проективной диагностики позволяет избежать традиционных ошибок в интерпретации значения содержания и формальных характеристик художественного образа. На основании данного подхода в центре внимания аналитика находятся не характеристики отдельного художественные признака, а характер связей между содержанием и формой композиции, обусловленный психическим состоянием, уровнем когнитивного и культурного развития изображающего субъекта. Описанный в рамках структурно-антропологической арт-терапии метод диагностики, разработанный нами на основе теории синергетики, нейропсихологии и теории художественной композиции, позволяет преодолеть стереотипы в интерпретации значения проективных тестов. В нашем случае образ рассматривается как пространство соединения сознательных и бессознательных намерений изображающего субъекта, его эстетических и этических установок. Художественная композиция в своей целостности объективно отражает характер соотношения в психике респондента порядка и хаоса, рационального и интуитивного, нормативного и креативного.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2 / А. Анастази. –
М.: Педагогика, 1982 - Никитин В. Н., Цанев П. Образ и сознание в арт-терапии / В.Н. Никитин,
П. Цанев. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Когито-Центр, 2018
В качестве примера представим краткий анализ содержания рисунка «Образ себя», выполненный молодой девушкой в состоянии аффекта.
1. «Фигура на фоне». Как ни странно для неподготовленного специалиста в области проективной диагностики в качестве «фигуры» данной композиции выступает не просто образ человека, а округлая форма его изображения, подкрепленная овальной формой объекта, на котором находится свернутая фигура. Безусловно, такая форма отражает желание изображающего закрыться от окружающего мира. Все остальное предстает ему как «фон».
2. «Предметность». Автор прорисовывает лишь те детали композиции, которые подчеркивают защищенность его образа. Это положение тела, закрытые глаза и улыбка.
Несмотря на то, что расположение вывернутой головы явно нарушает структуру композиции, рисующему необходимо было продемонстрировать свое комфортное душевное состояние в границах закрытой позы.
3. «Обусловленность». Художник обуславливает свое сознательное намерение открыто подчеркнуть свои границы с окружающим миром двумя контрастными, агрессивными цветами: красным и черным. Все остальное пространство не имеет для него существенного значения.
4. «Соотнесенность». Интуитивным образом автор гармонично вписывает тело персонажа в закрытую ограниченную форму, наполняя ее состояниями покоя и движения одновременно.
5. «Выразительность». Автору удалось минимальными художественными средствами точно и эмоционально передать свое психическое состояние и свое отношение к окружающему миру.
Представленная онтосинергетическая модель анализа критериев и форм описания результатов проективной диагностики позволяет избежать традиционных ошибок в интерпретации значения содержания и формальных характеристик художественного образа.
На основании данного подхода в центре внимания аналитика находятся не характеристики отдельного художественные признака, а характер связей между содержанием и формой композиции, обусловленный психическим состоянием, уровнем когнитивного и культурного развития изображающего субъекта. Описанный в рамках структурно-антропологической арт-терапии метод диагностики, разработанный нами на основе теории синергетики, нейропсихологии и теории художественной композиции, позволяет преодолеть стереотипы в интерпретации значения проективных тестов. В нашем случае образ рассматривается как пространство соединения сознательных и бессознательных намерений изображающего субъекта, его эстетических и этических установок. Художественная композиция в своей целостности объективно отражает характер соотношения в психике респондента порядка и хаоса, рационального и интуитивного, нормативного и креативного.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2 / А. Анастази.
–
М.: Педагогика, 1982 - Никитин В. Н., Цанев П. Образ и сознание в арт-терапии / В.Н. Никитин, П. Цанев. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Когито-Центр, 2018
Версия для печати:
СКАЧАТЬ PDF
Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Обучение искусству и науке диагностики | Качество здравоохранения | ЯМА
Эта проблема
Просмотр показателей
- Скачать PDF
- Полный текст
- Поделиться
Твиттер
Фейсбук
Электронная почта
LinkedIn - Процитировать это
- Разрешения
Точка зрения
Диагностическое совершенство
18 апреля 2022 г.
Аллан С. Детски, доктор медицинских наук 1,2
Информация об авторах Информация о статье
1 Институт политики, управления и оценки здравоохранения и медицинский факультет Университета Торонто, Торонто, Онтарио, Канада
2 Медицинский факультет, больница Маунт-Синай и университетская сеть здравоохранения, Торонто, Онтарио, Канада
ДЖАМА. 2022;327(18):1759-1760. дои: 10.1001/jama.2022.4650
Полный текст
Диагностическая проницательность является основополагающим клиническим признаком превосходного врача. Со временем клиницисты получили больше инструментов, помогающих им определять причину проблем со здоровьем людей, увеличивая как объем доступной информации, так и сложность деятельности.
Обучение диагностическому совершенству должно учитывать эти возможности и проблемы, сохраняя при этом искусство медицины.
Процесс диагностики начинается со сбора данных. Ключевые элементы включают в себя выяснение текущих проблем человека; изучение истории болезни; выполнение физического осмотра; оценка результатов лабораторных, визуализационных и патологических исследований; и изучение выводов и планов предыдущих клиницистов. В современную эпоху большая часть этого сбора данных происходит посредством просмотра электронной медицинской карты. Несмотря на то, что это ценный и эффективный инструмент, врачи должны продолжать узнавать ценность выслушивания человеком описаний и рассказов о его симптомах и проблемах из первых рук. В ряде случаев диагноз выявляется в первые минуты сбора анамнеза. Например, внезапная смена симптомов, которую можно выявить только при разговоре с человеком, может быть ключевой диагностической подсказкой.
Полный текст
Добавить или изменить учреждение
- Академическая медицина
- Кислотно-основное, электролиты, жидкости
- Аллергия и клиническая иммунология
- Анестезиология
- Антикоагулянты
- Искусство и изображения в психиатрии
- Вспомогательная репродукция
- Кровотечение и переливание
- Кардиология
- Уход за тяжелобольным пациентом
- Проблемы клинической электрокардиографии
- Климат и здоровье
- Клиническая задача
- Поддержка принятия клинических решений
- Клинические последствия базовой нейронауки
- Клиническая фармация и фармакология
- Дополнительная и альтернативная медицина
- Заявления о консенсусе
- Коронавирус (COVID-19)
- Медицина интенсивной терапии
- Культурная компетенция
- Стоматология
- Дерматология
- Диабет и эндокринология
- Интерпретация диагностических тестов
- Разработка лекарств
- Электронные медицинские карты
- Неотложная медицинская помощь
- Конец жизни
- Гигиена окружающей среды
- Справедливость, разнообразие и инклюзивность
- Этика
- Пластическая хирургия лица
- Гастроэнтерология и гепатология
- Генетика и геномика
- Геномика и точное здоровье
- Гериатрия
- Глобальное здравоохранение
- Руководство по статистике и методам
- Рекомендации
- Заболевания волос
- Модели медицинского обслуживания
- Экономика здравоохранения, страхование, оплата
- Качество медицинской помощи
- Реформа здравоохранения
- Медицинская безопасность
- Медицинские работники
- Различия в состоянии здоровья
- Несправедливость в отношении здоровья
- Информатика здравоохранения
- Политика здравоохранения
- Гематология
- История медицины
- Гуманитарные науки
- Гипертония
- Изображения в неврологии
- Наука внедрения
- Инфекционные болезни
- Инновации в оказании медицинской помощи
- Инфографика JAMA
- Право и медицина
- Ведущее изменение
- Меньше значит больше
- ЛГБТК-медицина
- Образ жизни
- Медицинский код
- Медицинские приборы и оборудование
- Медицинское образование
- Медицинское образование и обучение
- Медицинские журналы и публикации
- Меланома
- Мобильное здравоохранение и телемедицина
- Нарративная медицина
- Нефрология
- Неврология
- Неврология и психиатрия
- Примечательные примечания
- Сестринское дело
- Питание
- Питание, Ожирение, Упражнения
- Ожирение
- Акушерство и гинекология
- Гигиена труда
- Онкология
- Офтальмология
- Ортопедия
- Отоларингология
- Лекарство от боли
- Патология и лабораторная медицина
- Уход за пациентами
- Информация для пациентов
- Педиатрия
- Повышение производительности
- Показатели эффективности
- Периоперационный уход и консультации
- Фармакоэкономика
- Фармакоэпидемиология
- Фармакогенетика
- Фармация и клиническая фармакология
- Физическая медицина и реабилитация
- Физиотерапия
- Руководство врача
- Поэзия
- Здоровье населения
- Профессиональное благополучие
- Профессионализм
- Психиатрия и поведенческое здоровье
- Общественное здравоохранение
- Легочная медицина
- Радиология
- Регулирующие органы
- Исследования, методы, статистика
- Реанимация
- Ревматология
- Управление рисками
- Научное открытие и будущее медицины
- Совместное принятие решений и общение
- Препарат для сна
- Спортивная медицина
- Трансплантация стволовых клеток
- Наркомания и наркология
- Хирургия
- Хирургические инновации
- Хирургические жемчужины
- Обучаемый момент
- Технологии и финансы
- Искусство JAMA
- Искусство и медицина
- Рациональное клиническое обследование
- Табак и электронные сигареты
- Токсикология
- Трансляционная медицина
- Травмы и травмы
- Приверженность лечению
- УЗИ
- Урология
- Руководство пользователя по медицинской литературе
- Вакцинация
- Венозная тромбоэмболия
- Здоровье ветеранов
- Насилие
- Женское здоровье
- Рабочий процесс и процесс
- Уход за ранами, инфекция, заживление
Сохранить настройки
Политика конфиденциальности | Условия использования
Медицинский урок наблюдения и диагностики с помощью искусства — NICHD Connection
Перейти к концу метаданных
Создано Jonas, Nichole (NIH/NICHD) [F], последнее изменение: 10 июня 2022 г.

Перейти к началу метаданных
Одри Ли
На пересечение науки и искусства часто не обращают внимания, а не ценят. Хотя медицинские инструменты и художественные принадлежности не совсем сопоставимы, до МРТ, рентгена и анализов крови были кисти, краски и холсты. В то время ограниченные технологии и базовое понимание медицины могли препятствовать постановке точных диагнозов, но сами болезни и болезни все еще существовали. Физические симптомы таких расстройств были задокументированы на протяжении всей истории, возможно, неосознанно, с помощью тщательного наблюдения и подробных мазков. Художники были способны точно изобразить сыпь, бледность и лица болезней, неизвестных в то время.
В последнее время современные врачи исследуют пересечение искусства и науки. «Диагностируя холст», они применяют свою медицинскую подготовку к известным произведениям искусства и теоретизируют возможные диагнозы, используя доказательства картины прямо перед ними.
1 В ряде медицинских специальностей наблюдается множество болезней и недомоганий. На картинах, датируемых еще 16 веком, врачи выдвигали возможные диагнозы фигурам, изображенным на произведениях искусства. На автопортрете Рембрандта, который выставлен в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия, он тщательно изображает себя с пожилой кожей. Нетерпеливому посетителю музея кажется, что Рембрандт просто страдает от неизбежных последствий старения. Однако для опытного врача кожа Рембрандта может указывать на множество дерматологических заболеваний. Другие предполагают, что текстурированная кожа, ожирение и ряд других физических симптомов на самом деле могут указывать на основное эндокринное расстройство. 2
Абстрактная и иллюзорная природа искусства причудливо меняет наше мировоззрение. Иногда эти, казалось бы, ненормальные изображения танцоров, цветов или повседневных пейзажей также могут осветить взгляд художника на мир. В некоторых случаях зрительные или нервные патологии великих художников можно проследить по полотнам, висящим в известных музеях.
Вернемся к тому же автопортрету Рембрандта, а теперь рассмотрим собственное восприятие самого себя художником. Оба глаза функционируют, чтобы обеспечить стереозрение или способность ежедневно воспринимать трехмерную глубину. В своих автопортретах Рембрандт часто изображает себя с раскосыми глазами. Один глаз смотрит прямо на зрителя, а другой часто смотрит в сторону. Правый или левый глаз смотрит прямо на вас или смотрит в сторону, зависит от того, на какой из многих десятков автопортретов Рембрандта вы смотрите. Два нейробиолога из Гарвардской медицинской школы сделали первое наблюдение. Измерив компоненты взгляда Рембрандта на нескольких десятках автопортретов, они пришли к выводу, что художнику, вероятно, не хватало нормального стереозрения. Другими словами, если этот диагноз верен, Рембрандт изо всех сил пытался представить глубину своей повседневной жизни. 3
Задокументировано множество других примеров медицинских диагнозов, поставленных на основе произведений искусства.
Работы талантливых художников многовековой давности дают потенциальное представление о патологиях как субъектов, так и художников. Эти работы также предлагают уникальную образовательную возможность. Врачи-специалисты не только выявляли медицинские состояния в известных произведениях искусства, но и программы некоторых медицинских школ включили «диагностику холста» в свои учебные программы. Чуть более полутора десятилетий назад Йельская школа медицины впервые запустила программу медицинского образования, посвященную обучению студентов первого курса важности детального наблюдения. Сегодня около 70 медицинских школ и школ медсестер в стране используют искусство для улучшения диагностических и описательных навыков. После нескольких минут наблюдения за картиной студенты снова собираются, чтобы подвести итоги своих наблюдений и поставить свои диагнозы в групповом обсуждении.
Идентификация болезней и болезней в исторических произведениях искусства через призму современной медицины может оказаться сложной задачей.
Заключительные диагнозы остаются спекулятивными, что может сравниться с неопределенностью, с которой студенты столкнутся во время своей медицинской карьеры. Точные патологии, изображенные на художественных работах, останутся загадкой, что позволит учащимся задействовать свое творчество и рассмотреть несколько нарративов. 4 Возможность рассматривать различные медицинские возможности, каждая из которых основана на наблюдении, улучшит диагностику и результаты лечения пациентов. Фундаментальный мост между наукой и искусством установлен, но теперь пришло время нам его пройти.
- Дейли, Дж. (2016, 26 мая). Врачи диагностируют болезни героев двух известных картин. Получено с http://www.smithsonianmag.com/smart-news/doctor-will-frame-you-now-mds-diagnose-diseases-two-famous-paintings-180959227/
- Солтер, В., Рамачандран, М. . (2013). Медицинские состояния в произведениях искусства. Британский журнал больничной медицины e, 69 (2), 91–94. doi:10.


д.



– 
