Популярное

Арт диагностика что это: Диагностика по рисуночным техникам арт-терапии

Диагностика и интерпретация рисунков в арт-терапии

+74951286800

статья

    Диагностика и интерпретация рисунков в арт-терапии

    «Эээ… и что все это значит?», — вопрошающими глазами смотрит клиент на арт-терапевта, ожидая интерпретации только что созданного рисунка. Знакомо? 😉

    Наверняка да. Часто ожидания клиентов в арт-терапии связаны именно с диагностикой и интерпретацией. И здесь важно понимать (!): арт-терапия прежде всего направлена не на диагностику, а на самовыражение, самопонимание и личностный рост.

    Арт-терапия дает клиенту возможность понять, что с ним происходит и как его отражают созданные им образы. Иначе говоря, помогает увидеть, как сотворенный рисунок связан с актуальной жизненной ситуацией. Исследование этой взаимосвязи далеко не всегда поддается формализации, поскольку затрагивает глубинные уникальные переживания личности.

    То есть: независимо от того, какие существуют диагностические интерпретации рисунков в разных подходах, обязательно обращайте внимание на то, что сам клиент в них вкладывает и какие смыслы в них видит. Именно эта индивидуальная интерпретация и будет самой истинной.

    Однако клиент не всегда может самостоятельно разглядеть смыслы, скрытые в его творчестве. Тогда настоящим подспорьем для арт-терапевта могут стать «универсальные» значения рисунков. Именно они порой помогают натолкнуть на собственные ответы и интерпретации.

    Например:
    «Понимаю, бывает трудно интерпретировать свой рисунок. Вижу, вы нарисовали дерево без корней. Часто, по формальным критериям, это означает отсутствие внутренней опоры. Откликается ли вам это?», — обращается к клиенту арт-терапевт.
    «Хмм… Да, пожалуй, в последнее время я чувствую себя немного растерянным. Но это скорее связано с тем, что сейчас я нахожусь в очень неоднозначной для меня ситуации. В себе-то я уверен», — улыбается клиент.

    Итак: сам клиент лучше знает, что он имел ввиду. Мы же, в свою очередь, можем помочь ему прийти к этому понимаю, побудить к активности, поделившись «универсальными» значениями рисунка (подробнее о них мы рассказываем на курсах нашей школы).

    На что еще важно обращать внимание?

    Диагностика в арт-терапии связана не только с тем, ЧТО изображено на рисунке, но и с тем, КАК создается рисунок. Другими словами, нам важен не только продукт творчества, но и творческий процесс. Именно наблюдение за ним может дать большое количество диагностической информации.

    В частности:

    • как клиент отреагировал на задание: с интересом, с недовольством, с безразличием;
    • какие материалы выбрал для работы;
    • какой цвет использовал первым;
    • что нарисовал сначала, а что появилось на рисунке потом;
    • в какой момент работы темп замедлился, а в какой – наоборот ускорился;
    • какой язык тела сопровождал процесс рисования: какие эмоции выражало лицо, какая была поза и менялась ли она, каким было дыхание в процессе создания рисунка и т. д.

    Не менее значимым будет и эмоциональный отклик самого арт-терапевта на работу клиента: как он оценивает чувства, вызванные в нем клиентским рисунком? Это важно, потому что те же чувства, вероятно, испытывал и тот, кто нарисовал этот рисунок.

    Такая информация дает более широкое представление о творческой работе клиента и позволяет делать целостные выводы о его состоянии, отношениях и личностных особенностях. Так мы можем с разных сторон заглянуть во внутренний мир автора рисунка и глубже понять его.

    И, как пишет американский психолог Грегг М. Ферс в книге «Тайный мир рисунка» (которую мы, кстати, искренне рекомендуем в качестве великолепного пособия по интерпретации): «Чтобы стать настоящим терапевтом, надо думать сердцем, а не умом».

    Поэтому настоящее мастерство арт-терапевта проявляется как в (1) его профессиональном опыте, так и (2) психологической интуиции. Применять знания общих закономерностей интерпретации рисунка в соответствии с интуитивным чувствованием клиента очень-очень ценно.

    Вам понравилась статья?

    Профессионально обучаем арт-терапии

    10823 человека уже прошли обучение в нашей школе!

    • Более 40 учебных программ;
    • Студенты из 35 стран мира;
    • ТОП-20 преподавателей из России, Великобритании, США, Германии, Израиля, Финляндии;
    • Есть рассрочка;
    • Выдаем сертификаты и удостоверения.

    Подробнее о курсах>>

    Владимир Никитин. Проективная диагностика в арт-терапии

    базовые принципы анализа и интерпретации

    05.10.2019

    05.10.2019

    Проективная диагностика, как зеркало, отражающее реальные психические состоя­ния и процессы, является тем необходимым инструментарием, который обеспечивает осуществление продуктивной коррекции и терапии психических и психологических проб­лем личности средствами арт-терапии. Разнообразие тестового проективного материала, представленного в научной литературе, говорит об увлеченности психо­логов и арт-терапевтов самой про­цедурой проективного исследо­ва­ния. Однако дока­за­­тельная база использова­ния того или иного проективного мате­риала в диагнос­тике той или иной психологической проблемы не всегда учитывается при подборе батареи тестовых заданий. Методологическое обоснование предъявляемых диагности­ческих подходов анализа и интерпре­та­ции содержания признаков художест­вен­ного образа зачастую отсутствует или носит поверхностный, описатель­ный характер.

    Как правило, в стандартных рисуночных методиках при анализе содержания проек­тивных образов единичный художест­вен­ный признак наделяется конкрет­ным значе­нием. Исследователь оперирует крите­ри­ями интерпретации смыслов художествен­ных характеристик, описанных в той или иной научной монографии или учебнике. Однако, согласно работам А. Анастази, наделение художественного признака одним значением не может быть убедитель­ным и скорее приводит к существенным ошибкам в психологическом анализе. Так, многочисленные исследования валидности критериев интерпретации теста Маховера «Нарисуй человека» показали недостовер­ность представленных систем оценок [1, с. 198].

    Исходя из сказанного, требуется иной ракурс в исследовании содержания худо­жест­венного образа, в интерпретации его смысла и психологического значения. С целью определения методологических принципов и алгоритма исследования структуры и содержания художественного образа нами в течение 15 лет на базе кафедры философской антропологии и арт-терапии Московского социально-педагоги­ческого института был осуществлен системный анализ более 15000 рисунков студентов, участвовавших в арт-терапев­тической работе. Благодаря возможности непосредственного наблюдения и сопостав­ления впечатлений о личности студентов, подкрепленного формализованными мето­дами психо­логической диагностики и соз­дан­ными ими художественными образами, были разработаны принципы и онтосинер­гетическая модель интерпретации психо­логического значения художественной композиции.

    В качестве объектов исследования выступали образы, созданные на основе стан­дартизированных тестовых заданий, – проективные рисунки «Дерево», «Нарисуй человека», «Человек под дождем», «Кара­кули». Для расширения поля анализа исполь­зовались инновационные проек­тивные методы, разработанные автором статьи, – рисунки «Ризома», «Образ Я», «Гармония цвета», «Гармония форм», «Образ будущего» и т.д. Для выявления интеркорреляционных связей между фор­мализованными характеристиками лич­ности и проективными худо­жест­вен­ными признаками были использованы такие тестовые задания как 16-факторный лич­ностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест ситуа­тивной тревож­ности Ч.Д. Спилбергера, прогрессивные матрицы интеллекта Дж. Равена, цветовой тест М. Люшера, ситуативный тест Розенцвейга, тест креативности Э.П. Торренса.

    На основе полученных данных были разработаны методические принципы и модель анализа художественного образа.
    1. Базовым принципом интерпретации значения художественной композиции выступает «принцип релятивности», указывающий на относительность во вре­мени значения для индивидуума того или иного художественного признака.
    2. «Принцип целостности» позволяет распознать стремление индивидуума соз­давать такие образы, в которых запечат­ле­вается его целостное восприятие и отноше­ние к объекту изображения.
    3. «Принцип интенциональности» указывает на сознательное и бессозна­тель­ное стремление индивидуума раскрыть наи­более значимые объекты и качества целост­ного художественного образа. Исходя из зна­чения критериев визуального воспри­ятия, нами были разработаны кри­те­рии анализа художественной композиции [2].

    Как правило, в стандартных рисуночных методиках при анализе содержания проек­тивных образов единичный художест­вен­ный признак наделяется конкрет­ным значе­нием. Исследователь оперирует крите­ри­ями интерпретации смыслов художествен­ных характеристик, описанных в той или иной научной монографии или учебнике. Однако, согласно работам А. Анастази, наделение художественного признака одним значением не может быть убедитель­ным и скорее приводит к существенным ошибкам в психологическом анализе. Так, многочисленные исследования валидности критериев интерпретации теста Маховера «Нарисуй человека» показали недостовер­ность представленных систем оценок [1, с. 198].

    Исходя из сказанного, требуется иной ракурс в исследовании содержания худо­жест­венного образа, в интерпретации его смысла и психологического значения. С целью определения методологических принципов и алгоритма исследования структуры и содержания художественного образа нами в течение 15 лет на базе кафедры философской антропологии и арт-терапии Московского социально-педагоги­ческого института был осуществлен системный анализ более 15000 рисунков студентов, участвовавших в арт-терапев­тической работе. Благодаря возможности непосредственного наблюдения и сопостав­ления впечатлений о личности студентов, подкрепленного формализованными мето­дами психо­логической диагностики и соз­дан­ными ими художественными образами, были разработаны принципы и онто­си­нер­­гетическая модель интерпретации психо­логического значения художествен­ной композиции.

    В качестве объектов исследования выступали образы, созданные на основе стан­дартизированных тестовых заданий, – проективные рисунки «Дерево», «Нарисуй человека», «Человек под дождем», «Кара­кули». Для расширения поля анализа исполь­зовались инновационные проек­тивные методы, разработанные автором статьи, – рисунки «Ризома», «Образ Я», «Гармония цвета», «Гармония форм», «Образ будущего» и т.д. Для выявления интеркорреляционных связей между фор­мализованными характеристиками лич­ности и проективными худо­жест­вен­ными признаками были использованы такие тестовые задания как 16-факторный лич­ностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест ситуа­тивной тревож­ности Ч.Д. Спилбергера, прогрессивные матрицы интеллекта Дж. Равена, цветовой тест М. Люшера, ситуативный тест Розенцвейга, тест креативности Э.П. Торренса.

    На основе полученных данных были разработаны методические принципы и модель анализа художественного образа.
    1. Базовым принципом интерпретации значения художественной композиции выступает «принцип релятивности», указывающий на относительность во вре­мени значения для индивидуума того или иного художественного признака.
    2. «Принцип целостности» позволяет распознать стремление индивидуума соз­давать такие образы, в которых запечат­ле­вается его целостное восприятие и отноше­ние к объекту изображения.
    3. «Принцип интенциональности» указывает на сознательное и бессозна­тель­ное стремление индивидуума раскрыть наи­более значимые объекты и качества целост­ного художественного образа. Исходя из зна­чения критериев визуального воспри­ятия, нами были разработаны кри­те­рии анализа художественной композиции [2].

    Характеристики восприятия и критерии анализа художественной композиции (В. Н. Никитин, А. И. Лобанов)

    Характеристики восприятия
    по В. С. Кузину

    Критерии
    анализа композиции

    Апперцепция

    Константность

    Избирательность

    Осмысленность

    Целостность

    Фигура на фоне

    Предметность

    Обусловленность

    Соотнесенность

    Выразительность

    1. «Апперцепция» – «фигура на фоне»

    Апперцепция – сознательное восприятие чувственного впечатления, характе­ри­зующее личностный уровень восприятия, его связь с прошлым опытом и уста­новками индивидуума, психическими и социокуль­тур­ными индивидуаль­ными особенностями.

    По всей видимости, можно говорить о том, что характер восприятия и изобра­жения объекта субъектом определяется соци­ально-историческими условиями, простран­ственно-временными факторами, форми­рующими культурные установки и личност­ные намерения изображающего. Решаю­щее значение при этом, безус­ловно, при­над­лежит смыслам, вкладываемым рисую­щим в стилевую и струк­тур­ную ткань худо­жественной композиции, отражающим его уровень культурно-эстетического развития. При создании художественного образа внимание субъекта фокусируется на тех значениях реального объекта, которые значимы в культурной среде, к которой принадлежит и сам творящий. Говоря иначе, аппер­цепция как кладовая опыта, знания, умений, взглядов, интересов, определяет особенности восприятия субъектом действительности и выделения им в процессе творчества значимых для себя объектов реальности.

    Таким образом, апперцепция предопреде­ляет выбор главного элемента компо­зиции, вокруг которого выстраивается структура, оставляя второстепенные ее состав­ляющие не до конца проявленными (прорисован­ными). Осознанно или бессознательно объектом изображения становятся те пред­меты и события дейст­вительности, которые наиболее значимы для субъекта творчества. В то же время, характер выбора «фигуры на фоне» отражает способность субъекта к целост­ному представлению и изобра­же­нию образа.

    Рис. 1. Фигура на фоне. «Дерево одиночества»

    Интерпретация содержания и структуры построения композиции по первому критерию может проходить по следующим шагам:
    1). Анализ изображения главной фигуры:

    • определение значения главного образа для респондента, говорящее об отно­шении к центральному объекту, в котором отражаются мировоззрение, цен­ност­ные установки, намерения, потребности, уровень зрелости личности, социальные отношения, культурные пред­почтения;
    • анализ места расположения и размера центральной фигуры, свидетельствующие об актуальности образа изображаемого объекта для респондента;
    • выявление степени прорисовки элементов фигуры, указывающее как на зна­че­ние, так и на знание характерологических черт главного объекта;
    • анализ характера цветового решения (по шкале «холодное-теплое»), которое, прежде всего, выражает чувственное отношение субъекта рисования к централь­ному объекту.

    2). Анализ изображения фона:

    • описание характера отношений фона и фигуры, которое отражает степень доми­нирования в сознании референта главного объекта по отношению к другим изобра­жа­емым предметам;
    • исследование значения объектов фона, допол­няющих и раскрывающих содер­жание главной фигуры, что отражает представления референта об изображаемом сюжете, его отношение к объектам композиции;
    • анализ цветового решения фона, который позволяет увидеть не только чувства рефе­рента относительно темы изображения, но и выделить значимые и незна­чимые объекты художественной композиции.

    Рис. 2. Предметность. «Символы осени»

    2. «Константность» – «предметность»

    Константность – относительное посто­янство феноменальных свойств наблю­даемого объекта. Второй характеристикой зрительного восприятия выступает «кон­стантность». Исследования процесса восприятия свидетельствуют о том, что каждый предмет обладает свойствами и качествами, обеспечивающими его узнавание. Ошибки в узнавании предмета восприятия, в частности, связаны с проб­лемами внимания и понимания его назна­чения. Характер восприятия предмета определяет формы его прорисовки, его место в композиции.

    Способность выделять и прорисовывать константные черты объекта, позволяю­щими наделять его морфологическими признаками и функциональными свой­ст­вами, может быть определена как способ­ность к предметному изображению. На этапе предметного построения компо­зиции референт осуществляет исследо­вание возможностей использования тех или иных черт и свойств объекта изобра­жения для выражения своего к нему отно­шения и основной идеи художест­венной работ. Понимание типологических харак­теристик предмета изображения (свойств, качеств и функций) предопределяет харак­тер построения целостной композиции. В свою очередь, константность восприятия обес­печивает его избирательность, а про­ри­совка предметности в композиции – обусловленность выбора ее эле­ментов.

    Интерпретация содержания и структуры построения композиции с опорой на вто­рой критерий может проходить по следую­щим шагам:

    • Анализ значения объектов композиции для выражения главной идеи произве­дения.
    • Определение форм и качеств объектов, необходимых для их прорисовки.
    • Выбор степени прорисовки фрагментов художественного образа, обуславливающих возможность узнавания значения объекта изображения.
    • Определение стиля в прорисовке объекта изображения.
    • Выбор цветовых предпочтений в прори­совке тех или иных качеств объекта.

    Рис. 3. Обуслов­лен­ность. «Укоре­ненная укорененность»

    Рис. 3. Обуслов­лен­ность. «Укоре­ненная укорененность»

    3. «Избирательность» – «обусловленность»

    В качестве третьего показателя, характери­зующего визуальное восприятие, В.С. Кузин выделяет «избирательность». Избиратель­ность – свойство восприятия, обеспечива­ющее выделение из сенсорного поля приз­наков и элементов объектов наблюдения. Избирательность восприятия обеспечивает выбор в объекте перцепции тех характе­ристик, которые раскрывают его значение для субъекта. Следует отметить активный избирательный характер восприятия. Как показали исследования в области нейрофизиологии и нейропсихологии Н. А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии, К. Прибрама и др., избирательность восприятия обуслов­лена работой двух ведущих механизмов отбора информации:

    • механизма антиципации – предвосхи­щения результата перцепции;
    • аппарата контроля, сличения ожидаемого результата с реально наблюдаемым феноменом.

    Решающее значение в выборе актуальных объектов восприятия принадлежит вни­манию, мышлению и памяти, предопреде­ля­ющим логику перцептивного действия. Полимодальность процесса перцепции обеспечивает условия для соз­дания целост­ного образа, в процессе которого осуществ­ляется отбор признаков изображаемого предмета.

    Впечатление о характере восприятия объекта, отражающееся в виде субъек­тивных ощущений и незавершенных оценок, в художественной форме может «переноситься» на пространство картины. С точки зрения психологии восприятия, феномен переноса обусловлен чувством эмпатии субъекта к предмету изобра­жения. Художник означивает для себя собственные чувства по отношению к вос­при­нимаемому предмету. В изображении он не только обращается к своей интуиции, но делает осознанный выбор элементов образа, качества их прора­ботки. Инту­итивное дей­ствие, связанное с эмпатией, направ­ляется смыслом работы и уме­нием субъекта нахо­дить выразительные решения. Критерий «обусловленность» позволяет определить степень осознанности субъекта в выборе характеристик образа, использование которых в процессе изображения создает условия для формирования целостной композиции.

    Интерпретация содержания и структуры построения композиции по третьему кри­терию может быть осуществлена на ос­нове анализа:

    • Степени прорисовки в образе актуальных для референта элементов композиции и определения их значения для выражения художественного замысла.
    • Характера прорисовки элементов композиции.
    • Выбора цветовых решений.
    • Размеров изображения объектов композиции.
    • Расположения объектов по отношению к границе листа и центральной фигуре.
    • Перспективного построения композиции: выбор прямой, обратной, воздушной, перцептивной перспективы, аспективы.
    • Использования графических приемов построения композиции, степени их прорисовки: точки, линии, штриховки, формы, объема.

    Рис. 4. Соотне­сен­ность. «Свет»

    4. «Осмысленность» – «соотнесенность»

    Осмысленность – свойство восприятия наделять объект перцепции определен­ным смыслом, значением. Осознанное пред­став­ление о характере изображения завершен­ного произведения определяет стратегию последовательности построе­ния компо­зи­ции. Процесс формирования композиции обусловлен способностью субъекта к иссле­дованию характера отношений между свойствами, формой и зна­чением предмета изображения, выбора пространственного решения композиции в зависимости от наме­ченной цели. Критерий «осмыс­ленность восприятия» рас­кры­вает характер видения субъектом связей между значе­нием изображаемых предметов и смыслом создаваемого им произведения, смыслом, который запечатлен в названии работы.

    Критерий «соотнесенность» элементов композиции в смысловом пространстве картины свидетельствует о способности субъекта целостно схватывать образ. Согласно теории гештальтпсихологии, актуальное значение для восприятия имеет феномен пространственной соотнесен­ности свойств «фигуры» и значения «фона». Структура композиции позволяет увидеть, как организовано цветовое и графи­ческое пространство, в каких отношениях высту­пает «фигура» и «фон», каким образом соотносятся формальные и содержатель­ные элементы картины для выражения главной идеи.

    Интерпретация содержания и структуры построения композиции по четвертому критерию может проходить путем анализа:

    • Цветовых отношений (пятнам).
    • Соотношения веса формы и цвета.
    • Размеров элементов композиции по отно­шению друг к другу.
    • Прорисовки пространственных и логи­ческих отношений (отношение формы и содержания).
    • Весовых характеристик сегментов композиции.
    • Соотношения форм и цветов, выражаю­щих движение и статику в композиции (степень уравновешенности композиции).
    • Соотношения в композиции изображения объемов и плоскостей.
    • Соотношения степени и качества про­рисовки элементов переднего, среднего и заднего планов композиции.
    • Соотношения друг к другу веса вертикаль­ных и горизонтальных форм изображения.

    Рис. 5. Выразитель­ность. «Страсть»

    5. «Целостность» – «выразительность»

    Целостность – свойство восприятия, позво­ляющее воспринимать объект как устой­чи­вое системное образование, обладающее качеством завершенности. Понятие «цело­ст­ность», как и понятие «выразитель­ность», отражает процесс интеграции общего впечатления, получаемого от вос­приятия художественной работы. Впечат­ление строится на основе восприятия стилевых форм изобра­жае­мых элементов, включая их свойства, пространственное располо­жение и соот­несенность с темой произ­ведения. В качестве оценки критерия целостности композиции мы предлагаем использовать понятие «выразительность». Выразительность произведения говорит о таком структурно-упорядоченном изобра­жении элементов композиции, которое создает у воспринимающего субъекта впечатление целостности, завершенности, эксцентричности, эстети­ческой зрелости. Оценка выразительности композиции производится путем анализа смысловых и орнаментальных характеристик целост­ного образа.

    Следует отметить, что всякое искусство несет в себе символическую функцию. Само искусство представляет собою проекцию внутреннего мира творящего, удовлетво­рение его «внут­ренней необходимости». В художественном произ­ведении офор­мля­ется образ мира, воплощаются идеи, име­ющие символическое значение, прежде всего, для самого художника. Исследование содержания художест­венного произве­де­ния позволяет заглянуть в глубины скры­того для прямого восприятия бессознатель­ного. Выразительность произведения свиде­тель­ствует о процессе гармонизации сознательных и бессознательных, рацио­наль­ных и интуитивных аспектов твор­чества, указывает на целостность структуры личности самого творящего субъекта.

    Интерпретация содержания и структуры построения композиции по пятому кри­терию характеризует стилистические пред­почтения в изображении, отра­жающие художественную эстетику формы передачи идеи. Безусловно, способ­ность к передаче художественного стиля дана не многим. Тем не менее, в боль­шин­стве рисунков можно наблюдать тенденцию к стилевому изобра­жению: от прорисовки «упорядоченного», «холодного» до создания «размытого», «яркого», от реалистического до абстракт­ного образа. Несмотря на то, что осознание стиля изображения дано далеко не каждому человеку, тем не менее, многие референты интуитивно пытаются найти те формы художест­венного воплощения образа, которые им наиболее близки как по фор­мальным и эксцентрическим качествам, так и по художественному замыслу.

    Рис. 6. Тестовое задание «Образ себя»

    В качестве примера представим краткий анализ содержания рисунка «Образ себя», выполненный молодой девушкой в состо­янии аффекта.
    1. «Фигура на фоне». Как ни странно для неподготовленного специалиста в области проективной диагностики в качестве «фигуры» данной композиции выступает не просто образ человека, а округлая форма его изображения, подкрепленная овальной формой объекта, на котором находится свернутая фигура. Безусловно, такая форма отражает желание изображающего закрыться от окружающего мира. Все остальное предстает ему как «фон».
    2. «Предметность». Автор прорисовывает лишь те детали композиции, которые под­черкивают защищенность его образа. Это положение тела, закрытые глаза и улыбка. Несмотря на то, что расположение вывер­нутой головы явно нарушает структуру композиции, рисующему необходимо было продемонстрировать свое комфортное душевное состояние в границах закрытой позы.
    3. «Обусловленность». Художник обуслав­ливает свое сознательное намерение открыто подчеркнуть свои границы с окру­жающим миром двумя контрастными, агрессивными цветами: красным и черным. Все остальное пространство не имеет для него существенного значения.
    4. «Соотнесенность». Интуитивным обра­зом автор гармонично вписывает тело персонажа в закрытую ограниченную форму, наполняя ее состояниями покоя и движения одновременно.
    5. «Выразительность». Автору удалось минимальными художественными сред­ствами точно и эмоционально передать свое психическое состояние и свое отношение к окружающему миру.

    Представленная онтосинергетическая модель анализа критериев и форм описа­ния результатов проективной диагностики позволяет избежать тради­ционных ошибок в интерпретации значения содержания и формальных харак­теристик художест­вен­ного образа. На основании данного подхода в центре внимания аналитика находятся не характеристики отдельного художест­венные признака, а характер связей между содержанием и формой композиции, обуслов­ленный психическим состоянием, уровнем когнитивного и культурного раз­вития изображающего субъекта. Описан­ный в рамках структурно-антропологи­ческой арт-терапии метод диагностики, разработанный нами на основе теории синер­гетики, нейропсихологии и теории художественной композиции, позволяет пре­одолеть стереотипы в интерпретации значения проективных тестов. В нашем случае образ рассматривается как про­странство соединения сознательных и бес­сознательных намерений изображающего субъекта, его эстетических и этических установок. Художественная композиция в своей целостности объективно отражает характер соотношения в психике респон­дента порядка и хаоса, рационального и ин­туитивного, нормативного и креативного.

    Литература

    1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2 / А. Анастази. –
      М.: Педагогика, 1982
    2. Никитин В. Н., Цанев П. Образ и сознание в арт-терапии / В.Н. Никитин,
      П. Цанев. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Когито-Центр, 2018

    В качестве примера представим краткий анализ содержания рисунка «Образ себя», выполненный молодой девушкой в состо­янии аффекта.
    1. «Фигура на фоне». Как ни странно для неподготовленного специалиста в области проективной диагностики в качестве «фигуры» данной композиции выступает не просто образ человека, а округлая форма его изображения, подкрепленная овальной формой объекта, на котором находится свернутая фигура. Безусловно, такая форма отражает желание изображающего закрыться от окружающего мира. Все остальное предстает ему как «фон».
    2. «Предметность». Автор прорисовывает лишь те детали композиции, которые под­черкивают защищенность его образа. Это положение тела, закрытые глаза и улыбка. Несмотря на то, что расположение вывер­нутой головы явно нарушает структуру композиции, рисующему необходимо было продемонстрировать свое комфортное душевное состояние в границах закрытой позы.
    3. «Обусловленность». Художник обуслав­ливает свое сознательное намерение открыто подчеркнуть свои границы с окру­жающим миром двумя контрастными, агрессивными цветами: красным и черным. Все остальное пространство не имеет для него существенного значения.
    4. «Соотнесенность». Интуитивным обра­зом автор гармонично вписывает тело персонажа в закрытую ограниченную форму, наполняя ее состояниями покоя и движения одновременно.
    5. «Выразительность». Автору удалось минимальными художественными сред­ствами точно и эмоционально передать свое психическое состояние и свое отношение к окружающему миру.

    Представленная онтосинергетическая модель анализа критериев и форм описа­ния результатов проективной диагностики позволяет избежать тради­ционных ошибок в интерпретации значения содержания и формальных харак­теристик художест­вен­ного образа. На основании данного подхода в центре внимания аналитика находятся не характеристики отдельного художест­венные признака, а характер связей между содержанием и формой композиции, обуслов­ленный психическим состоянием, уровнем когнитивного и культурного раз­вития изображающего субъекта. Описан­ный в рамках структурно-антропологи­ческой арт-терапии метод диагностики, разработанный нами на основе теории синер­гетики, нейропсихологии и теории художественной композиции, позволяет пре­одолеть стереотипы в интерпретации значения проективных тестов. В нашем случае образ рассматривается как про­странство соединения сознательных и бес­сознательных намерений изображающего субъекта, его эстетических и этических установок. Художественная композиция в своей целостности объективно отражает характер соотношения в психике респон­дента порядка и хаоса, рационального и ин­туитивного, нормативного и креативного.

    Литература

    1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2 / А. Анастази.
      М.: Педагогика, 1982
    2. Никитин В. Н., Цанев П. Образ и сознание в арт-терапии / В.Н. Никитин, П. Цанев. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Когито-Центр, 2018

    Версия для печати:

    СКАЧАТЬ PDF

    Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com

    Републикация части материала, не превы­шающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com

    Обучение искусству и науке диагностики | Качество здравоохранения | ЯМА

    Эта проблема

    Просмотр показателей

    • Скачать PDF
    • Полный текст
    • Поделиться

      Твиттер
      Фейсбук
      Электронная почта
      LinkedIn

    • Процитировать это
    • Разрешения

    Точка зрения

    Диагностическое совершенство

    18 апреля 2022 г.

    Аллан С. Детски, доктор медицинских наук 1,2

    Информация об авторах Информация о статье

    • 1 Институт политики, управления и оценки здравоохранения и медицинский факультет Университета Торонто, Торонто, Онтарио, Канада

    • 2 Медицинский факультет, больница Маунт-Синай и университетская сеть здравоохранения, Торонто, Онтарио, Канада

    ДЖАМА. 2022;327(18):1759-1760. дои: 10.1001/jama.2022.4650

    Полный текст

    Диагностическая проницательность является основополагающим клиническим признаком превосходного врача. Со временем клиницисты получили больше инструментов, помогающих им определять причину проблем со здоровьем людей, увеличивая как объем доступной информации, так и сложность деятельности. Обучение диагностическому совершенству должно учитывать эти возможности и проблемы, сохраняя при этом искусство медицины.

    Процесс диагностики начинается со сбора данных. Ключевые элементы включают в себя выяснение текущих проблем человека; изучение истории болезни; выполнение физического осмотра; оценка результатов лабораторных, визуализационных и патологических исследований; и изучение выводов и планов предыдущих клиницистов. В современную эпоху большая часть этого сбора данных происходит посредством просмотра электронной медицинской карты. Несмотря на то, что это ценный и эффективный инструмент, врачи должны продолжать узнавать ценность выслушивания человеком описаний и рассказов о его симптомах и проблемах из первых рук. В ряде случаев диагноз выявляется в первые минуты сбора анамнеза. Например, внезапная смена симптомов, которую можно выявить только при разговоре с человеком, может быть ключевой диагностической подсказкой.

    Полный текст

    Добавить или изменить учреждение

    • Академическая медицина
    • Кислотно-основное, электролиты, жидкости
    • Аллергия и клиническая иммунология
    • Анестезиология
    • Антикоагулянты
    • Искусство и изображения в психиатрии
    • Вспомогательная репродукция
    • Кровотечение и переливание
    • Кардиология
    • Уход за тяжелобольным пациентом
    • Проблемы клинической электрокардиографии
    • Климат и здоровье
    • Клиническая задача
    • Поддержка принятия клинических решений
    • Клинические последствия базовой нейронауки
    • Клиническая фармация и фармакология
    • Дополнительная и альтернативная медицина
    • Заявления о консенсусе
    • Коронавирус (COVID-19)
    • Медицина интенсивной терапии
    • Культурная компетенция
    • Стоматология
    • Дерматология
    • Диабет и эндокринология
    • Интерпретация диагностических тестов
    • Разработка лекарств
    • Электронные медицинские карты
    • Неотложная медицинская помощь
    • Конец жизни
    • Гигиена окружающей среды
    • Справедливость, разнообразие и инклюзивность
    • Этика
    • Пластическая хирургия лица
    • Гастроэнтерология и гепатология
    • Генетика и геномика
    • Геномика и точное здоровье
    • Гериатрия
    • Глобальное здравоохранение
    • Руководство по статистике и методам
    • Рекомендации
    • Заболевания волос
    • Модели медицинского обслуживания
    • Экономика здравоохранения, страхование, оплата
    • Качество медицинской помощи
    • Реформа здравоохранения
    • Медицинская безопасность
    • Медицинские работники
    • Различия в состоянии здоровья
    • Несправедливость в отношении здоровья
    • Информатика здравоохранения
    • Политика здравоохранения
    • Гематология
    • История медицины
    • Гуманитарные науки
    • Гипертония
    • Изображения в неврологии
    • Наука внедрения
    • Инфекционные болезни
    • Инновации в оказании медицинской помощи
    • Инфографика JAMA
    • Право и медицина
    • Ведущее изменение
    • Меньше значит больше
    • ЛГБТК-медицина
    • Образ жизни
    • Медицинский код
    • Медицинские приборы и оборудование
    • Медицинское образование
    • Медицинское образование и обучение
    • Медицинские журналы и публикации
    • Меланома
    • Мобильное здравоохранение и телемедицина
    • Нарративная медицина
    • Нефрология
    • Неврология
    • Неврология и психиатрия
    • Примечательные примечания
    • Сестринское дело
    • Питание
    • Питание, Ожирение, Упражнения
    • Ожирение
    • Акушерство и гинекология
    • Гигиена труда
    • Онкология
    • Офтальмология
    • Ортопедия
    • Отоларингология
    • Лекарство от боли
    • Патология и лабораторная медицина
    • Уход за пациентами
    • Информация для пациентов
    • Педиатрия
    • Повышение производительности
    • Показатели эффективности
    • Периоперационный уход и консультации
    • Фармакоэкономика
    • Фармакоэпидемиология
    • Фармакогенетика
    • Фармация и клиническая фармакология
    • Физическая медицина и реабилитация
    • Физиотерапия
    • Руководство врача
    • Поэзия
    • Здоровье населения
    • Профессиональное благополучие
    • Профессионализм
    • Психиатрия и поведенческое здоровье
    • Общественное здравоохранение
    • Легочная медицина
    • Радиология
    • Регулирующие органы
    • Исследования, методы, статистика
    • Реанимация
    • Ревматология
    • Управление рисками
    • Научное открытие и будущее медицины
    • Совместное принятие решений и общение
    • Препарат для сна
    • Спортивная медицина
    • Трансплантация стволовых клеток
    • Наркомания и наркология
    • Хирургия
    • Хирургические инновации
    • Хирургические жемчужины
    • Обучаемый момент
    • Технологии и финансы
    • Искусство JAMA
    • Искусство и медицина
    • Рациональное клиническое обследование
    • Табак и электронные сигареты
    • Токсикология
    • Трансляционная медицина
    • Травмы и травмы
    • Приверженность лечению
    • УЗИ
    • Урология
    • Руководство пользователя по медицинской литературе
    • Вакцинация
    • Венозная тромбоэмболия
    • Здоровье ветеранов
    • Насилие
    • Женское здоровье
    • Рабочий процесс и процесс
    • Уход за ранами, инфекция, заживление

    Сохранить настройки

    Политика конфиденциальности | Условия использования

    Медицинский урок наблюдения и диагностики с помощью искусства — NICHD Connection

    Перейти к концу метаданных

    • Создано Jonas, Nichole (NIH/NICHD) [F], последнее изменение: 10 июня 2022 г.

    Перейти к началу метаданных

    Одри Ли

    На пересечение науки и искусства часто не обращают внимания, а не ценят. Хотя медицинские инструменты и художественные принадлежности не совсем сопоставимы, до МРТ, рентгена и анализов крови были кисти, краски и холсты. В то время ограниченные технологии и базовое понимание медицины могли препятствовать постановке точных диагнозов, но сами болезни и болезни все еще существовали. Физические симптомы таких расстройств были задокументированы на протяжении всей истории, возможно, неосознанно, с помощью тщательного наблюдения и подробных мазков. Художники были способны точно изобразить сыпь, бледность и лица болезней, неизвестных в то время.

    В последнее время современные врачи исследуют пересечение искусства и науки. «Диагностируя холст», они применяют свою медицинскую подготовку к известным произведениям искусства и теоретизируют возможные диагнозы, используя доказательства картины прямо перед ними. 1 В ряде медицинских специальностей наблюдается множество болезней и недомоганий. На картинах, датируемых еще 16 веком, врачи выдвигали возможные диагнозы фигурам, изображенным на произведениях искусства. На автопортрете Рембрандта, который выставлен в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия, он тщательно изображает себя с пожилой кожей. Нетерпеливому посетителю музея кажется, что Рембрандт просто страдает от неизбежных последствий старения. Однако для опытного врача кожа Рембрандта может указывать на множество дерматологических заболеваний. Другие предполагают, что текстурированная кожа, ожирение и ряд других физических симптомов на самом деле могут указывать на основное эндокринное расстройство. 2

    Абстрактная и иллюзорная природа искусства причудливо меняет наше мировоззрение. Иногда эти, казалось бы, ненормальные изображения танцоров, цветов или повседневных пейзажей также могут осветить взгляд художника на мир. В некоторых случаях зрительные или нервные патологии великих художников можно проследить по полотнам, висящим в известных музеях.

    Вернемся к тому же автопортрету Рембрандта, а теперь рассмотрим собственное восприятие самого себя художником. Оба глаза функционируют, чтобы обеспечить стереозрение или способность ежедневно воспринимать трехмерную глубину. В своих автопортретах Рембрандт часто изображает себя с раскосыми глазами. Один глаз смотрит прямо на зрителя, а другой часто смотрит в сторону. Правый или левый глаз смотрит прямо на вас или смотрит в сторону, зависит от того, на какой из многих десятков автопортретов Рембрандта вы смотрите. Два нейробиолога из Гарвардской медицинской школы сделали первое наблюдение. Измерив компоненты взгляда Рембрандта на нескольких десятках автопортретов, они пришли к выводу, что художнику, вероятно, не хватало нормального стереозрения. Другими словами, если этот диагноз верен, Рембрандт изо всех сил пытался представить глубину своей повседневной жизни. 3

    Задокументировано множество других примеров медицинских диагнозов, поставленных на основе произведений искусства. Работы талантливых художников многовековой давности дают потенциальное представление о патологиях как субъектов, так и художников. Эти работы также предлагают уникальную образовательную возможность. Врачи-специалисты не только выявляли медицинские состояния в известных произведениях искусства, но и программы некоторых медицинских школ включили «диагностику холста» в свои учебные программы. Чуть более полутора десятилетий назад Йельская школа медицины впервые запустила программу медицинского образования, посвященную обучению студентов первого курса важности детального наблюдения. Сегодня около 70 медицинских школ и школ медсестер в стране используют искусство для улучшения диагностических и описательных навыков. После нескольких минут наблюдения за картиной студенты снова собираются, чтобы подвести итоги своих наблюдений и поставить свои диагнозы в групповом обсуждении.

    Идентификация болезней и болезней в исторических произведениях искусства через призму современной медицины может оказаться сложной задачей. Заключительные диагнозы остаются спекулятивными, что может сравниться с неопределенностью, с которой студенты столкнутся во время своей медицинской карьеры. Точные патологии, изображенные на художественных работах, останутся загадкой, что позволит учащимся задействовать свое творчество и рассмотреть несколько нарративов. 4 Возможность рассматривать различные медицинские возможности, каждая из которых основана на наблюдении, улучшит диагностику и результаты лечения пациентов. Фундаментальный мост между наукой и искусством установлен, но теперь пришло время нам его пройти.


    1. Дейли, Дж. (2016, 26 мая). Врачи диагностируют болезни героев двух известных картин. Получено с http://www.smithsonianmag.com/smart-news/doctor-will-frame-you-now-mds-diagnose-diseases-two-famous-paintings-180959227/
    2. Солтер, В., Рамачандран, М. . (2013). Медицинские состояния в произведениях искусства. Британский журнал больничной медицины e, 69 (2), 91–94. doi:10.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *