Представления о темпераменте Г. Айзенка
5.05.2020
Очевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить» английский психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который предложил рассматривать типологии этих двух ученых как систему из четырех координат (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Сочетание типологий К. Юнга и Э. Кречмера (по Г. Айзенку).
Рис. 3.2. Образование типов темперамента (по Г. Айзенку).
Первую координату образует объектно‑субъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до максимальной интроверсии). Второй выступает шкала нормы – патологии. Средние величины патологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные – психозы. Третья координата – шкала маниакально‑депрессивный психоз – шизофрения. Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типа темперамента таковые выступают синтонией (минимально выраженной циклотимией) и собственно циклотимией, для другого – дистонией и шизотимией. Средние величины психических отклонений образуют соответственно истерию и психастению, а максимальные – маниакально‑депрессивный психоз и шизофрению. Четвертая координата образована тремя типами телосложения: пикническим, атлетическим и лептосомным. Заслуга Г. Айзенка состоит, во‑первых, в подведении физиологической базы под чисто психологические типы К. Юнга, и, во‑вторых, в том, что все психологические проявления – нормальные и патологические – рассматриваются как континуумы значений, а не как крайние типы. Но и в этом случае одна из координат, относящаяся к типам телосложения, остается дискретной.
Описывая поведение экстравертов и интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом – с другой, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал:
- экстраверсия – интроверсия
- эмоциональная стабильность – лабильность.
Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии – с холериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии – с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии – с меланхоликом (рис. 3.2).
В представленной модели отсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость и реактивность.
..
Ганс Юрген Айзенк родился в 1916 г. в Германии. Научной деятельностью занимается в Англии. Профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии в Лондоне. Один из основателей клинико‑психологического направления исследований в Великобритании. Известен работами в области исследования расстройств личности. Им внесен значительный вклад в разработку психодиагностических методов (личностные опросники Айзенка), в том числе интеллекта. Автор оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти.
Ключевые слова: Айзенк, Темперамент
Источник: Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий
Материалы по теме |
---|
Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер» … |
Основные теории темперамента Мельник С.Н., Психология личности |
Характеристика типов темперамента Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
Концепция И.П. Павлова и его учеников о типах темперамента … |
Типы темперамента человека Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Проявление темперамента в деятельности Ефимова Н. С., Основы общей психологии |
Конституциональный подход к темпераменту … |
Темперамент ребенка Раттер М., Помощь трудным детям |
Ганс Айзенк и теория типов личности
В то время как в американской и западноевропейской психологии господствовал фрейдизм, в Советском Союзе проводились исследования в другом направлении; их результаты в дальнейшем легли в основу теории личности, которая в корне отличается от психоаналитических моделей. Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, активно работал в начале XX века. Он исследовал процессы пищеварения и проводя эксперименты на собаках, Павлов заметил, что когда в лабораторию входил ассистент, обычно приносивший животным корм, у собак начиналось слюноотделение. Обычно у собак не выделяется слюна при виде людей — они реагируют слюноотделением только на пищу. Поэтому Павлов предположил, что у собак сформировалась ассоциативная связь между появлением ассистента и кормлением. Для проверки своей гипотезы Павлов провел серию экспериментов: непосредственно перед кормлением собакам предъявляли стимулы, которые обычно не вызывают у них слюноотделения (наиболее известна версия эксперимента, когда таким стимулом был звон колокольчика, но использовались и другие стимулы, например мигающий свет). Сначала собаки не реагировали на звонок, но через несколько дней у них начинала выделяться слюна, как только зазвонит колокольчик, даже если их после этого не кормили. Иначе говоря, между стимулом и пищей возникала ассоциативная связь. Сформировавшаяся в результате научения связь между «нейтральным» стимулом и другим стимулом, который вызывает «естественную» реакцию, называется условным рефлексом, а процесс ее формирования — классическим обусловливанием. Открытие этого феномена положило начало целой области весьма плодотворных исследований, однако сейчас нас интересуют индивидуальные различия между собаками в скорости формирования этой связи. Оказалось, что не все собаки Павлова обучались одинаково быстро: у более дружелюбных и «ручных» собак связь формировалась медленнее, чем у более спокойных и менее общительных. На первый взгляд может показаться, что условные рефлексы формировались быстрее у более умных собак, однако один из учеников Павлова, Теплов (например, Teplov, 1964), предложил более правдоподобное объяснение. По существу, он утверждал, что способность к научению зависит от «силы» нервной системы собаки. «Сильная» нервная система малочувствительна даже к мощной стимуляции, в то время как «слабая» чутко реагирует на самое незначительное стимулирование.
Объяснение Теплова связано с феноменом так называемой перевернутой U-образной функции. Дело в том, что повышение уровня стимуляции сначала вызывает усиление реакции, которое продолжается до достижения максимального уровня, после чего дальнейшая стимуляция приводит к ослаблению реакции. Предположим, например, что собаку обучают реагировать на звонок. Если слегка увеличить громкость звонка, то реакция усилится (выделится больше слюны). Однако если звонок будет слишком громким, то вместо усиления слюноотделения произойдет ослабление реакции. У разных людей ослабление реакции начинается при различных уровнях дополнительной стимуляции. Другими словами, у одних людей ослабление реакции начинается только после значительного усиления стимуляции, в то время как другим для этого достаточно небольшого дополнительного стимулирования. Принято считать, что у людей первого из упомянутых типов сильная нервная система, а у людей второго типа — слабая.
Интроверсия — экстраверсия
В дальнейшем концепция сильной и слабой нервной системы была подвергнута тщательному анализу и экспериментальной проверке, и на ее основе Ганс Айзенк (1916-1997) построил модель интроверсии—экстраверсии. Опыт повседневной жизни показывает, что некоторые люди более общительны и коммуникабельны, чем другие. Степень выраженности этих качеств варьирует в диапазоне от замкнутости и застенчивости (интроверты) до общительности и коммуникабельности (экстраверты). Как эти различия связаны с типами нервной системы? Из сказанного выше следует, что люди со слабой нервной системой более возбудимы, чем люди с сильной нервной системой. Даже после незначительной стимуляции реакция человека со слабой нервной системой достигает максимального уровня и начинает ослабевать. Поэтому такие люди склонны избегать ситуаций, когда стимуляция бывает слишком сильной. И наоборот, людям с сильной нервной системой для достижения максимального уровня реакции необходима мощная стимуляция, поэтому они склонны к поиску возбуждающих стимулов. Айзенк утверждал, что у интровертов слабая нервная система, в то время как у экстравертов — сильная. Для достижения максимального уровня реакции интровертам требуется относительно слабая стимуляция, а при чрезмерной стимуляции они рискуют «перевозбудиться», поэтому для них, как правило, характерна замкнутость. Экстравертам же, наоборот, нужны сильные возбуждающие стимулы, чтобы реакция достигла максимального уровня, поэтому им свойственна общительность. Опять-таки, поскольку по сравнению с экстравертами интроверты более возбудимы, любые предъявленные стимулы вызывают у них более сильную реакцию. Это означает, что в обычных ситуациях научения поступающие сигналы оказывают па интровертов более интенсивное воздействие, и условные реакции у них будут формироваться быстрее. В большинстве случаев интроверты, как правило, значительно лучше «обусловливаемы», чем экстраверты (Monte, 1987). Айзенк считал, что процессы возбуждения регулирует восходящая ретикулярная система активации, то есть сложная система нервных волокон, соединяющих стволовую часть головного мозга (область, прилегающая к спинному мозгу) с его полушариями. Ученые не пришли к единому мнению по поводу того, какие именно функции выполняет эта система, однако у приматов стимуляция этой области мозга приводит к ускорению формирования условных реакций.
На примере разработанной Айзенком модели интроверсии — экстраверсии мы видим, что чрезвычайно сложные личностные характеристики, такие как степень общительности, могут зависеть от особенностей функционирования относительно простых физиологических механизмов. Айзенк продолжал развивать свою теорию и включил в модель личности еще один параметр, отражающий степень нейротизма, присущего данному человеку. В сущности, уровень этого параметра показывает, насколько спокойно или тревожно человек реагирует на различные жизненные ситуации. Человек с высоким уровнем нейротизма склонен тревожиться и беспокоиться из-за любой мелкой неприятности (реальной или даже воображаемой). Людям с низкими уровнями нейротизма, как правило, наоборот, «наплевать» на любые неурядицы, и они не волнуются даже по серьезным поводам. Айзенк утверждал, что в зависимости от степени нейротизма и интроверсии — экстраверсии людей можно разделить на широкие типы. На самом деле он считал, что различные сочетания этих параметров соответствуют четырем типам темперамента. Сочетание интроверсии с эмоциональной стабильностью соответствует флегматическому темпераменту; нестабильные интроверты — это меланхолики; сочетание экстраверсии с нестабильностью тождественно холерическому темпераменту, а у эмоционально стабильных экстравертов сангвинический темперамент. Таким образом, можно описывать личностные типы, пользуясь оценками личностных черт. В дальнейшем Айзенк добавил еще одну личностную черту — психотизм, которая отражает степень эмоциональной «холодности» и «бесчувственности» человека.
Личностный опросник Айзенка (EPQ)
Айзенк создал измерительный инструмент для оценки экстраверсии—интроверсии, нейротизма и психотизма — Личностный опросник Айзенка (EPQ), который широко используется. Интересной особенностью этого опросника является шкала лжи. Многие люди, проходящие личностное тестирование, хотят произвести благоприятное впечатление. Используя шкалу лжи, можно проверить правдивость ответов на вопросы. Тестируемого просят указать, какие из предложенных высказываний годятся для описания его личности. Высказывания составлены таким образом, будто они принадлежат невероятно добропорядочному человеку (например, «Я никогда в жизни не выходил из себя»). Если человек выбирает все или большинство таких высказываний, то он, по-видимому, пытается произвести благоприятное впечатление, не вполне соответствующее действительности. В таких случаях используются специальные процедуры для внесения соответствующих поправок в результаты тестирования.
Скачать
характерологический опросник Айзенка.
опросник Айзенка (подростковый)
Вообще говоря, результаты личностных тестов часто воспринимаются в качестве оценочных суждений, однако это неправильно. По-видимому, крайняя степень выраженности любой черты всегда нежелательна — болезненно застенчивый или тревожащийся по пустякам человек явно находится в невыгодном положении, но если человек настолько общителен, что его поведение шокирует окружающих (например, участники некоторых телевизионных конкурсов и шоу, завсегдатаи караоке-баров, посещающие их в трезвом виде, и другие.), или пренебрегает любыми предупреждениями об опасности, то он также ведет себя не слишком разумно. Однако большинство людей не впадают в такие крайности, и не следует считать, что один тип личности «лучше», чем другой.
Читайте также:
Психоаналитическая теория Фрейда.
Типы темперамента и их характеристика.
Аналитическая психология — теория Юнга.
Теория личности Айзенка — Изучение своего сознания
5 минут
Последнее обновление: 31 июля 2018 г.
Теория личности Айзенка считается истинной парадигмой и самой надежной теорией, которую предложила психология. Теория лучше всего объясняет, почему каждый человек имеет свою индивидуальность.
Теория утверждает, что внутри каждого из нас есть три большие черты. Эти три черты — психотизм, экстраверсия и невротизм. Согласно Айзенку, у каждого человека разный уровень каждой черты. Уровни этих трех черт составляют нашу личность.
Теория личности Айзенка утверждает, что есть три черты, по которым психологи могут делать прогнозы на биопсихосоциальном уровне.
Подход Ганса Айзенка
С началом Второй мировой войны этому немецкому психологу пришлось эмигрировать в Англию. В Лондоне он работал психологом скорой помощи в больнице скорой помощи Милл-Хилл, где отвечал за психиатрическое лечение военных. Профессиональная карьера Айзенка и его более 700 опубликованных статей о личности обеспечили ему место в качестве одного из самых влиятельных психологов.
Айзенк очень скептически относился к использованию психотерапии и психоанализа в клинических случаях. Однако он защищал поведенческую терапию как лучшее лечение психических расстройств.
Черты: сканер личности
Подход Айзенка основан на теории личности. Чтобы понять это, мы должны принять во внимание, что человеческое поведение определяется рядом атрибутов. Эти атрибуты, или генетические черты, являются основой личности. Они предрасполагают нас действовать определенным образом.
Кроме того, теория Айзенка предполагает, что эти черты различаются у разных людей. Теория также предполагает, что черты когерентны в разных ситуациях и остаются более или менее неизменными с течением времени у человека. Он также считает, что, выделяя эти генетические черты, мы можем увидеть более глубокую структуру личности.
Айзенк и индивидуальные различия
По мнению этого психолога, на наши черты влияет генетика, источник индивидуальных различий. Конечно, Айзенк не исключал других типов влияния или ситуаций окружающей среды. Это означает, что наши черты могут усиливаться, когда они вступают в контакт с внешней средой.
В качестве примера возьмем семейные отношения в детстве. Любовь — это общение, которое существует между родителями и детьми, и оно может иметь большее или меньшее влияние на развитие ребенка. Подход Айзенка является биофизическим, представляющим собой смесь биологических, психологических и социальных факторов. Он объединяет все эти факторы как детерминанты поведения.
Структура личности по Айзенку
Айзенк разделяет личность на четыре различных уровня. В базе вы найдете конкретные ответы на вопросы, которые на самом деле не характеризуют человека. На втором уровне вы найдете ответы, которые чаще встречаются в различных обстоятельствах.
На третьем уровне находятся привычки, которые человек делает часто. Наконец, на вершине пирамиды и на четвертом ярусе находятся суперфакторы, о которых мы поговорим ниже.
«Понятие личности тесно связано с понятием стабильности, последовательности и повторяемости действий. Это относится к ковариации ряда поведенческих актов».
-Айзенк, 1987-
Двухфакторная теория Айзенка
Ганс Айзенк основал свою двухфакторную теорию на этих идеях. Для этого он проанализировал, как люди отвечали на личностные опросники. Айзенк провел факторный анализ, который представляет собой метод статистической обработки данных и агглютинации. В данном случае он использовал эту технику, чтобы свести поведение к ряду факторов с общими атрибутами: суперфакторам. Каждый набор факторов сгруппирован по одному измерению.
Айзенк выделил три независимых измерения личности: психотизм (P), экстраверсию (E) и невротизм (N), поэтому эта модель называется PEN-моделью. По его мнению, эти три суперфактора адекватно описывают личность.
Три измерения теории личности Айзенка
Нейротизм (стабильность-эмоциональная неустойчивость)
Во-первых, Айзенк понимает невротизм как высшую степень эмоциональной нестабильности. Айзенк использует это измерение, чтобы объяснить, почему некоторые люди более других склонны к тревоге, истерии, депрессии или навязчивым идеям. Он определяет невротиков как тех, кто чаще реагирует преувеличенно и которым трудно вернуться к нормальному уровню эмоциональной активности.
На другом полюсе измерения находятся эмоционально устойчивые, спокойные, рассудительные люди, обладающие высокой степенью самоконтроля.
Экстраверсия (экстраверсия-интроверсия)
Во-вторых, люди с более высокими показателями экстраверсии обладают более высокими чертами общительности, импульсивности, отсутствия комплексов, жизнестойкости, оптимизма и изобретательности. С другой стороны, более интровертированные люди обычно более спокойны, пассивны, менее общительны и более пессимистичны.
Однако эта теория личности считает, что основное различие между этими двумя факторами носит физиологический характер. Он основан на уровне коркового возбуждения.
Психозизм
В-третьих, уровень психотизма человека отражает его уязвимость к импульсивности, агрессивности и отсутствию эмпатии. Эти люди часто бесчувственны, антисоциальны, склонны к насилию, агрессивны и экстравагантны. Если у вас высокий балл по психотизму, вы можете быть предрасположены к различным психическим расстройствам, таким как психоз.
В отличие от двух других измерений психотизм не имеет противоположной или обратной крайности. Вместо этого психотизм присутствует на разных уровнях у всех.
Итак, личность — одна из самых интересных, изучаемых и важных тем в психологии. Личность изучается глубоко с целью объяснить, почему человек такой, какой он есть. Одной из важнейших теорий в психологии личности является теория Айзенка, ставшая краеугольным камнем теории. Когда Айзенк впервые создал свою теорию, она заложила основу для научного изучения личности и человеческого поведения.
Это может вас заинтересовать…
Глава 18, часть 2: Измерения личности Айзенка – PSY321 Текст курса: Теории личности
Структура личности
Согласно Айзенку, шестнадцать основных личностных факторов, выявленных Кеттеллом в тесте 16-PF, были ненадежными и не могли быть воспроизведены. Вместо этого Айзенк решил сосредоточиться на факторном анализе более высокого порядка, и благодаря своей работе он выделил три « суперфакторов :» экстраверсий , невротизм и психотизм (Айзенк, 1982). Согласно Айзенку, факторы более высокого порядка подобны типам и представляют собой комбинации первичных черт личности. Таким образом, он считал шестнадцать факторов, которые Кеттелл включил в 16-PF, первичными факторами, тогда как экстраверсия, невротизм и психотизм были факторами (или типами) второго порядка. На самом деле даже первичные факторы состоят из реакций низшего уровня, образующих иерархическую модель личности: специфические реакции, привычные реакции, черты (или факторы) и, наконец, типы (или суперфакторы). Точно так же g, или общий интеллект, является фактором более высокого порядка, чем составляющие его интеллекты (например, вербальный, числовой, память, зрительно-пространственный и логический). Таким образом, теория Айзенка не противоречит теории Кеттелла, а скорее рассматривает более высокий уровень структуры личности (Айзенк, 19).52, 1967, 1970).
Теория Айзенка сосредоточилась на темпераменте — врожденных, генетически обусловленных различиях личности. Он считал, что личность в значительной степени определяется биологией, и рассматривал людей как обладающих двумя конкретными личностными измерениями: экстраверсия против интроверсии и невротизм против стабильности. После сотрудничества со своей женой и коллегой-теоретиком личности Сибил Айзенк он добавил к этой модели третье измерение: психотизм против социализации. (Безграничный, без даты)
Экстраверт обычно описывают как общительного, экспрессивного человека, но техническое определение, данное Айзенком, более сложное. Экстраверсия – это сочетание общительности, импульсивности, легкомыслия, общей активности и откровенной сексуальности. Сложный характер каждого фактора более высокого порядка может привести к некоторым различиям в теории личности. Согласно Айзенку, импульсивность, связанная с экстраверсией, скорее всего, является наследственной (черта темперамента), тогда как аспект общительности экстраверсии, скорее всего, зависит от окружения. Таким образом, возможно, неудивительно, что Айзенк находит поддержку наследственных влияний на личность, тогда как другие, как Кеттел, находят поддержку влияний окружающей среды. В зависимости от того, как человек разрабатывает свои вопросы и эксперименты, составляющие черты фактора более высокого порядка могут поддерживать разные точки зрения (Айзенк, 19).82). Согласно его теории, люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высоким уровнем интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свое взаимодействие с другими. (Безграничный, без даты)
Нейротизм относится к эмоциональной стабильности или ее отсутствию. Он включает в себя перепады настроения, плохую эмоциональную адаптацию, чувство неполноценности, отсутствие социальной ответственности, отсутствие настойчивости, проблемы доверия и подозрительности, социальную застенчивость, ипохондрию и отсутствие расслабленного самообладания. Нейротизм повышает интенсивность эмоциональных реакций. Поскольку это функция реактивности вегетативной нервной системы, это наследственная характеристика. Люди с высоким уровнем невротизма чаще страдают неврозами, но высокий уровень невротизма не обязательно менее желателен, чем низкий уровень невротизма. Например, высокая эмоциональность человека может принести пользу эстетическому восприятию и творчеству. С явно отрицательной стороны у преступников обычно обнаруживается высокий уровень невротизма, возможно, потому, что всякий раз, когда у человека проявляются антисоциальные наклонности, высокий уровень невротизма усиливает его реакцию страха/тревоги и действует как мощное, хотя и дисфункциональное, влечение (Eysenck, 1977, 1982; Кендрик, 1981). В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система с низким уровнем стресса, их тела и эмоциональное состояние склонны к реакции «беги или дерись». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и поэтому считаются более эмоционально стабильными. (Boundless, n.d.) Кеттелл также изучал невротизм, и его выводы были очень похожи на выводы Айзенка (Cattell & Scheier, 1961).
Источник изображения: Ивановгуд. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/paint-makeup-girl-cosmetics-color-2985569/. Лицензия CCO.
Психотик был добавлен в теорию Айзенка значительно позже выявления экстраверсии и невротизма, и это наименее четко определенный или наследуемый из трех суперфакторов. Он включает в себя черты доминирования-лидерства, доминирования-подчинения, поиска ощущений и отсутствия супер-эго. Дети с высокими показателями психотизма, как правило, имеют проблемы с поведением и трудности в обучении, они становятся одиночками, прогуливают школу, совершают преступления и, как правило, не нравятся учителям и сверстникам. Будь то дети или взрослые, они, как правило, не получают пользы от традиционной психотерапии или консультирования, поскольку обычно существует параноидальный, подозрительный барьер. Однако есть некоторые свидетельства успешного лечения с помощью интенсивных поведенческих техник. Интересно, что станут ли эти дети преступниками во взрослом возрасте, по-видимому, зависит от того, как они оценивают два других суперфактора. Высокий невротизм, по-видимому, является фактором, превращающим подростковую преступность в привычку, которая сохраняется в преступной жизни (S. Eysenck, 19).97). В измерении психотизм/социализация люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны. Люди с высоким уровнем социализации (часто называемым контролем суперэго), как правило, обладают высоким уровнем контроля над импульсами — они более альтруистичны, чутки, склонны к сотрудничеству и конвенциональны. (Безграничный, без даты)
Основная сила модели Айзенка в том, что он был одним из первых, кто сделал свой подход более поддающимся количественной оценке; поэтому она воспринималась как более «законная», поскольку распространенная критика психологических теорий заключается в том, что они не поддаются эмпирической проверке. Айзенк предположил, что экстраверсия была вызвана изменчивостью коркового возбуждения, при этом интроверты обычно имеют более высокий уровень активности в этой области, чем экстраверты. Он также предположил, что невротизм определяется индивидуальными различиями в лимбической системе, части человеческого мозга, отвечающей за эмоции, мотивацию и эмоциональную связь с памятью. Однако, в отличие от моделей Олпорта и Кеттелла, теория Айзенка подвергалась критике за то, что она слишком узкая. (Безграничный, без даты)
В отличие от шестнадцати первичных факторов Кеттелла Айзенк предложил всего три суперфактора. Можно ли разумно оценить личность только по трем измерениям? Если нет, то считаете ли вы, что это все еще три наиболее важных измерения?
Роль наследственности в личности
Айзенк твердо верил в наследование личности и интеллекта. Если правда, что генетика играет главную роль в личности, то эволюция должна предоставить нам интересный тест: проявляют ли другие виды приматов те же самые суперфакторы, которые мы наблюдаем у людей? Айзенк исследовал этот вопрос вместе с Гарри Харлоу. Проведя факторный анализ социального поведения макак-резусов, они обнаружили три четких поведенческих фактора: ласковое, боязливое и враждебное социальное поведение. Эти факторы хорошо сочетаются с человеческими факторами экстраверсии, невротизма и психотизма соответственно. Конечно, между животными были заметные различия, но эти различия были характерны и достоверны для каждой обезьяны. Таким образом, представляется, что биологическая основа суперфакторов личности может быть подтверждена сравнительными психологическими исследованиями (Chamove, Eysenck, & Harlow, 19).72).
Источник изображения: РоббиРосс. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/images/search/rhesus%20monkey/. Лицензия CCO.
Обзоры общего вклада Айзенка в область генетики поведения, однако, были предметом споров. В то время как некоторые хвалят Айзенка за определение важной роли, которую генетические детерминанты играют в факторах личности (см. Martin & Jardine, 1986), другие утверждают, что собственные данные Айзенка свидетельствуют о том, что он преувеличивал значение генетики (см. Loehlin, 19).86). Действительно, Лелин предполагает, что данные собственных публикаций Айзенка можно интерпретировать так, чтобы предположить, что генетика объясняет примерно половину изменчивости личностных факторов, а другая половина зависит от окружающей среды. Тем не менее, Лелин признает основную роль Айзенка в привлечении этих вопросов к сфере науки и хвалит Айзенка за открытое предоставление своих данных, чтобы другие, такие как Лелин, могли оценить и обсудить эти результаты (Лелин, 1986). Айзенк, со своей стороны, признал точку зрения Лелина и выразил надежду, что продолжение исследований в будущем поможет лучше прояснить роль генетики в определении поведения, интеллекта и личности (Айзенк, 19).86).
Проблемы личности и реальной жизни
Хотя подход Айзенка к личности был сосредоточен на групповых различиях и генетике, он не остался без внимания к личности и ее или его повседневной жизни. Он также бросил вызов тому, как психологи занимаются своей дисциплиной, и тому влиянию, которое это оказывает на общественное мнение о психологии. В 1972 году он опубликовал книгу «Психология — это о людях », в которую вошли шутки о психологии и психиатрии, а также на такие разные темы, как секс, социализм, образование, порнография и бихевиоризм (Айзенк, 19 лет).72). В Uses and Abuses of Psychology он бросил вызов стереотипам, связанным с представлениями о национальном характере, и призвал к изучению фактов о других культурах (также рассматриваются многие другие темы; Eysenck, 1953). В Разум и вздор в психологии он исследовал такие вещи, как гипноз, детекторы лжи, телепатию, толкование снов и политику.
Айзенк много писал о сексе и личности, а также о роли, которую насилие и средства массовой информации могут играть в искажении сексуальности (например, Айзенк, 1976; Айзенк и Ниас, 1978). Он также писал о взаимосвязи между личностью и преступным поведением (например, Eysenck, 1964; Eysenck & Gudjonsson, 1989) и о той роли, которую личность и стресс играют в жизни людей, курящих сигареты (Eysenck, 1991). Подобно Кеттеллу, Дженсену и другим, Айзенк был очень увлечен полемикой по поводу расовых различий в тестировании интеллекта (см., например, Айзенк, 1973а, б, 1995; Айзенк и Камин, 1981; Пирсон, 1991). Однако Айзенк предложил кое-что для среднего человека: две книги о том, как измерить собственный IQ. (Айзенк, 1962, 1966). В конце своей карьеры Айзенк интересно размышлял о своем решении сосредоточить большую часть своей карьеры на различиях между людьми, а не на уникальности каждого человека:
Гордон Олпорт и я не всегда сходились во взглядах на теоретические вопросы. Я очень хорошо помню, как он сказал мне, что, по его мнению, каждый психолог должен написать свою автобиографию в конце своей жизни, чтобы увидеть единство, которое проявилось в его поведении на протяжении длительного периода времени. Эта идиографическая точка зрения сильно контрастировала с моей собственной номотетической, и в то время я мало обращал на нее внимания. Теперь, полжизни спустя, я вижу, к чему он вел, а также вижу возможное значение такой последовательности поведения в собственной жизни. (стр. 375; Айзенк, 19 лет)86)
Айзенк написал две книги, бросившие вызов области психологии: Использование и злоупотребление психологией и Разум и вздор в психологии . Какие преимущества, по вашему мнению, имеет для области, когда кто-то уровня Айзенка подвергает сомнению научную обоснованность определенных областей исследования или определенных процедур?
Дополнительные материалы
Теория черт Ганса Айзенка
В этом видео [5:35] рассматривается айзенковское измерение личности с примерами каждого из них.
Источник: https://youtu.be/k0rJ7R0SHgQ?t=114
Теория признаков Трехфакторная модель Айзенка
Это видео [9:43] начинается с описания взглядов Айзенка на темперамент и его роль в личности. Затем обсуждаются его результаты исследования факторного анализа, исследуя три измерения, на которых он основывал свою теорию.
Источник: https://youtu. be/jt1IUHneuW0
Ганс Дж. Айзенк, доктор философии. Lifetalk с Робертой Рассел о психоанализе
В этом видео [9:00] показан отрывок из Lifetalk 1995 года, в котором Роберта Рассел берет интервью у Ганса Айзенка о его мыслях о психоанализе.
Источник: https://youtu.be/ZN4Hod8Clv8
Ссылки
Текст: Безграничный. (nd) Теории черт личности Олпорта, Кеттелла и Айзенка. Получено с http://oer2go.org/mods/en-boundless/www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/personality-16/trait-perspectives-on-personality-79./allport-s-cattell-s-and-eysenck-s-trait-theories-of-personality-310-12845/index.html. Лицензия CC-BY-SA-4.0.
Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.
Клэр Кодрингтон. (2018, 22 июня). Теория черт — Ганс Айзенк. [Видеофайл]. Получено с https://youtu.