Меланхолик

Нейроотличный: как учиться, когда мозг работает по-другому

Содержание

как учиться, когда мозг работает по-другому

Что такое нейроотличность

Впервые этот термин в 1997 году использовала Джуди Зингер[1] — социолог с расстройством аутического спектра. Она отвергла идею считать аутичных людей инвалидами и высказала мысль, что мозг таких людей просто работает не так, как у обычного человека. И это нормально.

В основе нейроотличности (или нейроразнообразие) лежит идея, что некоторые особенности человеческого мозга, которые принято считать расстройствами, — естественные варианты нормы. Нейроотличные люди видят мир и взаимодействуют с ним особым образом — не так, как это делают обычные, так называемые «нейротипичные», люди. Концепция нейроотличности помогает избавится от стигмы, которая окружает тех, кто общается, мыслит и учится по-другому. Эти особенности не только не нужно «исправлять» или «лечить», их нужно признавать и ценить, потому что они наделяют своего обладателя преимуществами, которые недоступны нейротипикам.

Нейроотличность — общий термин, который образует своеобразный спектр. В него входят РАСрасстройства аутического спектра, СДВГсиндром дифицита внимания и гиперактивность, дислексия, ОКРобсессивно-компульсивное расстройство, эпилепсия, синдром Туретта и другие расстройства. Нейроотличность бывает врожденной, например аутизм и дислексия, или приобретенной — из-за травм головы или сильного эмоционального потрясения. Более того, есть люди, у которых нет официального диагноза, но они испытывают симптомы и причисляют себя к нейроотличным.

Признаки нейроотличности

Признаков и симптомов нейроотличности много, потому что сама идея заключается в разнообразии, в том, что нет «правильных» и «неправильных» способов мыслить и взаимодействовать с миром.

Трудности нейроотличных

Нейроотличность может серьезно усложнять жизнь, потому что такие люди по определению не такие как все. Им сложно адаптироваться к нейротипичный среде и ее правилам, а еще сложнее объяснить окружающим, что их поведение — не капризы и избалованность, они просто не могут по-другому.

  • Сложности в коммуникации с людьми. Могут проявляться по-разному и бывают разной интенсивности. Некоторые нейроотличные люди кажутся просто замкнутыми и скромными, другие же испытывают более серьезные проблемы и могут даже совсем не овладеть речью.
  • Необычные отклики на сенсорные раздражители. Нейроотличные люди чувствительны к яркому свету, громким звукам, температуре. Сенсорные перегрузки вызывают у них необычные реакции, например ступор. Нейроотличный может замереть посреди вестибюля метро, потому что его мозг перегружен из-за количества людей и шума поездов.
  • Гиперфокусы. Нейроотличные могут увлечься и сконцентрироваться на какой-то деятельности на несколько часов и игнорировать даже базовые потребности.
  • Сложности в обучении. Дислексики не могут читать, страдающие дискалькулией — считать, некоторые нейроотличные испытывают трудности с восприятием устной речи. Из-за особенностей мозга им сложно овладеть этими навыками, они чаще ошибаются и сложнее фокусируются, но все еще читают и считают. Наиболее распространенная проблема, которая доставляет трудности большинству нейроотличных при обучении, — проблемы с вниманием. Им сложно его направлять и контролировать. Если задача очень важная, но неинтересная, сфокусироваться на ней будет сложно.
  • Искаженное восприятие времени. Нейроотличные не могут оценить, сколько времени займет задача. Из-за этого опаздывают, пропускают дедлайны и прокрастинируют, потому что думают, что задача займет больше времени, чем у них есть.
  • Неумение заниматься тем, что неинтересно. Задачи, которые не дают быстрого дофамина и требуют усилий, часто ощущаются для таких людей неподъемными.

Нейроотличность как преимущество

Нейроразнообразие не только доставляет трудности. Некоторые его особенности — это почти суперспособности.

  • Нестандартное мышление. Неудивительно, что люди, чей мозг работает по-другому, мыслят, что называется, outside of the box. Они предлагают нестандартные решения проблем, придумывают классные креативные идеи.
  • Внимательность. Мозг нейроотличных постоянно обращает внимание на стимулы вокруг. Такой человек очень наблюдателен и внимателен к деталям. Нейроотличные лучше замечают и распознают закономерности, зависимости и логические связи.
  • Специальные интересы. У людей с аутизмом часто встречаются специальные интересы — вещи и занятия, которые вызывают у них больше всего энтузиазма. Это может быть живопись, чтение, программирование, сортировка мусора, коллекционирование ключей от алюминиевых банок. Своими специальными интересами аутичные люди могут заниматься часами, поэтому среди них много успешных дизайнеров, художников, программистов и музыкантов. Им искренне интересно то, чем они занимаются, это мотивирует их развиваться и часто становится оплачиваемой работой.
  • Долгая концентрация. Нейроотличным людям сложно направлять и переключать внимание, их сфокусированность очень зависит от дофамина. Но если какое-то занятие их увлекло, мозг фокусируется намертво и может удерживать внимание дольше, чем нейротипичный.
  • Организованность. Многие нейроотличные очень организованные и аккуратные из-за аутических симптомов — потребности в упорядоченности, системности и рутине.

Нужна помощь в поступлении?

Получить консультациюОб услуге

Тест на нейроотличность

Следует помнить, что нейроразнообразие — это спектр и наличие (или отсуствие) у вас одного или нескольких из перечисленных признаков не означает наличие расстройства.

В связи с популярностью темы и недоступностью официальной диагностики в интернете можно найти много тестов на нейроотличность, СДВГ и расстройства аутического спектра. Самые популярные — Aspie Quiz и AQ Test.

Как организовать процесс обучения, если мозг работает иначе

Концепция нейроотличность популярна, о ней все больше говорят, пишут и узнают. Это приводит к изменениям в сферах, в которых нейроотличные чаще всего испытывают сложности — обучение и работа.

Педагоги больше ориентируются на индивидуальные потребности учеников. Студенты могут не иметь диагноза, но быть нейроотличными и испытывать сложности с обучением. Работодатели проявляют интерес к исследованию нейроразнообразия и тех преимуществ, которыми обладают нейроотличные работники по сравнению с нейротипиками — авторы Harvard Business Review рассматривают нейроотличность работников как конкурентное преимущество и ценность для компаний[2].

Нейроотличность не лечится. Это не заболевание, а особенность, от которой невозможно избавиться полностью. Считалось, что СДВГ и аутизм можно «перерасти», потому что этот диагноз был исключительно детским. Но современные исследования показывают, что более 90% людей, у которых в детстве диагностировали СДВГ, сохраняют симптомы во взрослом возрасте[3]. Взрослые просто учатся скрывать это и адаптируются.

Более того, сама концепция нейроотличности призывает ценить эту особенность и превращать ее в преимущество. Некоторые проявления нейроразнообразия, например повышенное внимания к деталям и способность выстраивать точнейшие логические цепочки, делают из нейроотличных людей выдающихся студентов. А к сложностям восприятия и функционирования можно адаптироваться с помощью нескольких простых техник.

Кстати, эти советы помогут не только нейроотличным, но и нейротипикам.

  • Не читайте тексты полностью. Прежде чем начать читать, подумайте, для чего вы это делаете. Выпишите несколько вопросов, ответы на которые нужно найти в статье или главе учебника. Необязательно читать весь текст, достаточно пройтись по подзаголовкам, чтобы определить в каком разделе искать нужную информацию.
  • Используйте Mindmaps. Например, для написания эссе. Делите общую идею на составляющие и визуализируйте их в виде карты, списка или блок-схемы. Добавьте к каждому пункту вопросы, которые нужно изучить — так будет проще направить внимание и структурировать работу
  • Выделяйте цветом разные виды информации. Например, синий для таблиц, желтый для определений, зеленый для правил и концепций. Придерживайтесь такого разделения во всех материалах — визуальные триггеры позволяют не тратить время и силы на узнавание типа материала.
  • Напоминания, будильники и календари помогут не пропускать дедлайны и справиться с гиперфокусами. Поставьте таймер на то время, которые вы готовы посвятить задаче. Это позволит не думать о том, сколько времени займет задание и не откладывать его, потому что кажется, что потратить придется несколько часов. Не обязательно за отведенное время выполнить задание полностью.
  • Пользуйтесь программами учета времени, чтобы понимать, сколько времени на самом деле уходит на задачу. Отслеживайте эти показатели для типовых задач, например написание эссе или чтение статьи объемом в 10 страниц, чтобы в будущем планировать их.
  • Используйте наушники с подавлением шума, если вам сложно сконцентрироваться из-за посторонних звуков. Также можно включить ненавязчивую музыку, которая будет дополнительно стимулировать ваше внимание.
  • Просите помощи. Если вам проще работать параллельно с кем-то, просите друзей по школе или университету делать домашнее задание и готовиться к экзаменам вместе. Многие нейроотличные отмечают, что им помогает даже просто нахождение других людей в комнате.
  • Используйте расширения. Например, Readme и SpeakIt читают вслух содержание веб-страниц, pdf-файлов и электронных книг естественным голосом. Office 365 добавил к своим продуктам инструменты для инклюзивного обучения, которые могут помочь в том числе нейроотличным. Инструменты могут прочитать вашу работу вслух, настроить экран так, чтобы было удобно читать (например, добавить цветное наложение, чтобы снизить нагрузку на глаза и улучшить концентрацию), собрать учебные материалы и наработки в коллекции, синхронизировать их для удобной навигации. Также можно надиктовать эссе вместо того, чтобы его печатать.

Обновлено

Поступление за границу с UniPage

Хотите поступить в зарубежный вуз, но не знаете, с чего начать? Мы поможем!

Наши специалисты подберут университет, оформят документы, заполнят заявки и будут на связи до получения приглашения.

Бесплатная консультацияОб услуге

Связанные статьи

Ник Уолкер: «Нейроразнообразие: некоторые основные термины и определения»

Новые парадигмы часто требуют новых слов. И это определённо так в случае парадигмы нейроразнообразия: даже слово «нейроразнообразие» само по себе всё ещё сравнительно новое, т.к. появилось лишь в конце 90-х годов XX века.

Я вижу много людей: учёных, журналистов, блогеров, интернет-комментаторов и даже людей, считающих себя активистами за нейроразнообразие, которые путаются в терминах, касающихся нейроразнообразия. Это непонимание и неверное использование терминов часто приводит к некачественной и неуклюжей коммуникации, а также к распространению дальнейшей путаницы (включая других запутавшихся людей, подражающих их ошибкам). Некорректное использование терминов приводит к тому, что пишущий или говорящий выглядит по меньшей мере невежественным или ненадёжным источником информации в глазах тех, кто действительно понимает значение этих терминов.

Для тех из нас, кто стремится распространять парадигму нейроразнообразия и опираться на неё — особенно для тех, кто пишет тексты о нейроразнообразии — является жизненной необходимостью поддерживать некоторый минимальный уровень ясности и согласованности языка с целью эффективной коммуникации как между нами, так и с нашей более широкой аудиторией. Ясность языка даёт ясность понимания.

Поскольку я всё чаще рецензирую тексты других людей о нейроразнообразии, а именно дипломные работы студентов, отосланные в журналы статьи, при консультациях по разным проектам или даже когда просто решаю, какие тексты я хочу рекомендовать людям, я устал от столкновения с одинаковыми грубыми ошибками снова и снова.

Поэтому в качестве общественно полезного дела я публикую этот список нескольких основополагающих терминов, связанных с нейроразнообразием, с их значениями и правильным использованием, а также наиболее часто встречающиеся мне случаи их неправильного употребления.

Нейроразнообразие (Neurodiversity)

Что это значит:

Нейроразнообразие — это разнообразие человеческих мозгов и разумов, бесконечная вариативность в нейрокогнитивном функционировании в пределах нашего вида.

Что это не значит:

Нейроразнообразие — это биологический факт. Оно не является точкой зрения, подходом, убеждением, политической позицией или парадигмой. Это — парадигма нейроразнообразия (см. ниже), а не нейроразнообразие само по себе.

Нейроразнообразие не политическое или социальное движение. Это — движение за нейроразнообразие (см. ниже), а не нейроразнообразие само по себе.

Нейроразнообразие — это не черта, присущая отдельной личности. Разнообразие — это черта, присущая группе, а не индивидууму. Когда индивидуум отличается от доминирующих общественных стандартов «нормального» нейрокогнитивного функционирования, он не «нейроразнообразный», он нейроотличный (см. ниже).

Пример правильного использования:

«Наша школа предоставляет множество методов обучения для учёта нужд нейроразнообразного коллектива учащихся».

Примеры неправильного использования:

«Нейроразнообразие заявляет, что. ..»
Этот автор на самом деле пытается говорить либо о парадигме нейроразнообразия, либо о движении за нейроразнообразие. Нейроразнообразие как биологическое свойство вида не может что-либо «заявлять», во всяком случае не в большей степени, чем разнообразие цветов человеческой кожи может что-либо заявлять.

«Нейроразнообразие — это полная ерунда».
Правда? И что, человеческие мозги и разумы не отличаются друг от друга? Существует невероятное количество научных доказательств, которые довольно однозначно показывают, что имеются значительные отличия между человеческими мозгами. И если мы бы все думали одинаково, мир был бы в действительности совсем другим. Человек, написавший это предложение, возможно, пытался возражать парадигме нейроразнообразия и/или позиции движения за нейроразнообразие, и в итоге он выглядит весьма глупо из-за того, что не смог отличить эти вещи от феномена нейроразнообразия самого по себе.

«Из-за моего нейроразнообразия мне сложно справляться со школой».
Правильное слово здесь — нейроотличность, а не нейроразнообразие. Индивидуумы отличаются, а группы — разнообразны.

Парадигма нейроразнообразия (Neurodiversity paradigm)

Что это означает:

Парадигма нейроразнообразия — это специфический взгляд на нейроразнообразие. И этот взгляд или подход сводится к следующим фундаментальным принципам:

  1. Нейроразнообразие — это естественная и ценная форма человеческого разнообразия.
  2. Идея того, что существует один «нормальный» или «здоровый» тип мозга или мышления или же один «правильный» способ нейрокогнитивного функционирования, является культурно обусловленным вымыслом и верна не в большей степени (и никоим образом не ведёт к здоровому обществу или к хорошему качеству жизни всего человечества), чем идея, что есть одна «нормальная» или «правильная» этническая принадлежность, гендер или культура.
  3. Социальная динамика, проявляющаяся в связи с нейроразнообразием, аналогична социальной динамике, проявляющейся в связи с другими формами человеческого разнообразия (например, этнического, гендерного или культурного). Эта динамика включает в себя динамику, связанную с неравномерным распределением власти в обществе, а также динамику, в которой разнообразие при его принятии служит источником творческого потенциала.

Что это не означает:

Парадигма нейроразнообразия даёт философское основание активизму движения за нейроразнообразие, но это — две разные вещи. Например, есть люди, работающие над развитием инклюзивных образовательных методик, основанных на парадигме нейроразнообразия, но которые не считают себя активистами, выступающими за социальную справедливость, или частью движения за нейроразнообразие.

Пример правильного использования:

«Те, кто принял парадигму нейроразнообразия и действительно понял её, не используют патологизирующие термины вроде “расстройство» для описания неврологических отличий меньшинств вроде аутизма или биполярности». (Примечание переводчика: под биполярностью подразумевается биполярное аффективное расстройство.)

Движение за нейроразнообразие (Neurodiversity Movement)

Что это значит:

Движение за нейроразнообразие — это движение за социальную справедливость, выступающее за гражданские права, равенство, уважение и полную социальную инклюзию для нейроотличных.

Что это не означает:

Движение за нейроразнообразие — это не какая-то одна группа или организация, и оно не управляется какой-либо одной группой или организацией, у него нет лидера. Как и большинство движений за гражданские права, движение за нейроразнообразие состоит из огромного числа людей, и некоторые из них организованы в группы того или иного рода. Эти люди и группы довольно разнообразны в своих точках зрения, целях, интересах, политических позициях, порядке приёма в них, методах активизма и толкованиях парадигмы нейроразнообразия.

Парадигма нейроразнообразия появилась в рамках движения за права аутистов, и в наше время эти два движения все ещё в значительной мере перекрываются. Но движение за нейроразнообразие и движение за права аутистов не являются тождественными. Наиболее существенное различие между ними состоит в том, что движение за нейроразообразие стремится включить в себя все нейроменьшинства, а не только аутистов. Также существуют люди, защищающие права аутистов, которых нельзя считать частью движения за нейроразнообразие, потому что они всё ещё рассматривают аутизм как медицинскую патологию или «расстройство», т. е. придерживаются взглядов, противоречащих парадигме нейроразнообразия.

Нейроотличный или НО и нейроотличность (Neurodivergent or ND and Neurodivergence)

Что это значит:

Быть нейроотличным (иногда встречается сокращение НО) означает иметь мозг, который функционирует способом, существенно отличающимся от доминирующих общественных стандартов «нормальности».

«Нейроотличность» — это весьма общий термин. Нейроотличность (что означает быть нейроотличным) может быть в основном или полностью генетической и врождённой, или же всецело обусловленной жизненным опытом, меняющим мозг, или сочетанием этих двух факторов (аутизм и дислексия являются примерами врождённых форм нейроотличности, в то время как изменения в работе мозга, вызванные травмами, долговременными медитативными практиками или интенсивным использованием психоделиков являются примерами нейроотличности, полученной посредством жизненного опыта).

Человек, чьё нейрокогнитивное функционирование отличается от доминирующих общественных норм множеством способов, например, человек, явлющийся одновременно аутистом, дислексиком и эпилептиком, может быть описан как нейроотличный множеством способов (примечание переводчика: более понятный вариант «имеющий множество нейроотличий» не согласуется с языком «сначала идентичность» в оригинале).

Некоторые из форм врождённых или преимущественно врождённых нейроотличий вроде аутизма являются существенными и оказывающими всестороннее влияние на психику и личность человека, его основополагающие способы взаимодействия с окружающим миром. Парадигма нейроразнообразия отвергает патологизацию подобных форм нейроотличности, а движение за нейроразнообразие противостоит попыткам избавиться от них.

Другие формы нейроотличности, такие как эпилепсия или последствия травматических повреждений мозга, могут быть ликвидированы у человека без уничтожения фундаментальных аспектов его личности, и во многих случаях индивидуум был бы счастлив избавиться от подобных форм нейроотличности. Парадигма нейроразнообразия не отвергает патологизацию таких форм нейроотличности, а движение за нейроразнообразие не возражает добровольным попыткам вылечить их (но определённо возражает дискриминации людей, имеющих их).

Таким образом, нейроотличность сама по себе не является чем-то хорошим или плохим, желательным или нежелательным: это всецело зависит от того, о каком виде нейроотличности идёт речь.

Термины «нейроотличный» и «нейроотличность» были придуманы Кассиан Асасумасу — активисткой за нейроразнообразие, нейроотличной множеством способов.

Примеры правильного использования

«Одной из целей нашей школы является инклюзия учеников — аутистов, дислексиков и других нейроотличных, хотя существуют некоторые виды нейроотличий, для которых мы всё ещё ищем способы создания благоприятных условий».

«Эта группа в Facebook — для людей, которые считают себя одновременно квирами и нейроотличными (НО)».

Нейротипичный или НТ (Neurotypical or NT)

Что это значит:

Быть «нейротипичным» (часто сокращается как НТ) означает иметь стиль нейрокогнитивного функционирования, который соответствует доминирующим общественным стандартам «нормальности».

Слово «нейротипичный» можно использовать и как прилагательное («Он нейротипичный»), и как существительное («Он нейротипик»).

Слово «нейротипичный» — антоним слова «нейроотличный». Нейротипичность — это состояние, от которого отличаются нейроотличные люди. Нейротипичные примерно так же соотносятся с нейроотличными, как натуралы — с секс-меньшинствами (квирами).

Что это не означает:

Нейротипичность не синоним неаутичности.

«Нейротипичный» — это антоним слова «нейроотличный», а не «аутичный». Аутизм — лишь одна из многих форм нейроотличимости, и вокруг нас есть очень много людей, которые не являются ни нейротипиками, ни аутистами. Говорить «нейротипичный», имея в виду «неаутичный» — это словно говорить «белый», подразумевая «не чёрный».

Также слово «нейротипичный» не является пренебрежительным и само по себе не несёт негативной коннотации. Конечно же, иногда люди используют это слово в контексте критики поведения нейротипиков, но это не делает его плохим словом. Множество людей также критикуют поведение мужчин, но это не делает само слово «мужчина» пренебрежительным.

Примеры правильного использования:

«Если родной язык общества, в котором вы родились, хорошо приспособлен для целей описания вашего сенсорного опыта, потребностей и вашего мыслительного процесса, вы можете быть наделены нейротипичными привилегиями» (примечание переводчика: речь о концепции привилегий из интерсекционализма).

«Моя сестра — НТ, но поскольку она выросла с аутичными отцом и братом, ей довольно просто иметь дело с нейроотличностью других людей».

Пример неправильного использования:

«Ваша дочь — аутичная или нейротипичная?»

Это не вполне корректно сформулированный вопрос, потому что есть и другие варианты. Дочь, про которую спрашивают, может быть неаутичной, но при этом не быть и нейротипичной: она может быть, например, дислексиком или биполярником.

Нейроменьшинство или неврологическое меньшинство (Neurominority)

Что это означает:

Нейроменьшинство (неврологическое меньшинство) — это популяция нейроотличных людей, для которых справедливо следующее:

  1. У них у всех — сходная разновидность нейроотличия.
  2. Эта имеющаяся у них разновидность нейроотличности — одна из тех, которые являются в основном врождёнными и неотделимыми от того, кто они есть, составляя фактор, оказывающий существенное и всестороннее влияние на их психику, личность и фундаментальные аспекты взаимодействия с окружающим миром.
  3. Имеющаяся у них разновидность нейроотличности — одна из тех, на которые нейротипичное большинство склонно реагировать с некоторой степенью предубеждённости, непонимания, дискриминации и/или подавления (часто этому способствует отнесение данной формы нейроотличности к медицинской патологии).

Примерами групп нейроменьшинств являются аутисты, биполярники, дислексики и шизофреники.

(Примечание переводчика: из текста исключено предложение, не имеющее смысла в русском языке и дословно переводящееся так: слово «нейроменьшинство» может использоваться и как существительное («аутисты — нейроменьшинство»), и как прилагательное («аутисты — нейроменьшинственная группа»)).

Нейроразнообразный (Neurodiverse)

Что это означает:

Группа людей нейроразнообразна, если один или более членов этой группы существенно отличаются от других её членов в плане их нейрокогнитивного функционирования.

Или другими словами, нейроразнообразная группа — это группа, в которой представлены разные нейрокогнитивные стили.

Таким образом, семья, множество учителей или учеников в школе, население городка или набор персонажей телешоу будут нейроразнообразными, если некоторые их члены обладают стилями нейрокогнитивного функционирования, отличными от стилей других членов. Например, когда некоторые члены — нейротипики, а некоторые — аутисты.

Что это не означает:

Множество людей ошибочно использует слово «нейроразнообразие», когда правильно было бы говорить «нейроотличие».

Из всех терминологических ошибок, совершаемых людьми при написании текстов и разговорах о нейроразнообразии, некорректное использование слова «нейроразнообразие» в смысле «нейроотличность» является самой распространённой.

Нет такого явления, как «нейроразнообразный человек». Правильный термин — «нейроотличный человек».

Индивидуум может отличаться, но индивидуум не может быть разнообразным. Разнообразие — это свойство группы, а не индивидуума. Это присуще значению и правильному использованию термина «разнообразие». Группы разнообразны, индивидуумы отличаются.

Вдобавок к этому «нейроразнообразный» не значит «не являющиеся нейротипиком». Антоним слова «нейротипичный» — «нейроотличный», а не «нейроразнообразный».

Антонимом слова «нейроразнообразный» будет «нейрогомогенный» (что значит «состоящий из людей, которые являются нейрокогнитивно сходными друг с другом»).

Слово «нейроразнообразный» не может использоваться в значении «не являющийся нейротипичным», потому что нейротипичные люди, как и всякие другие, являются частью спектра человеческого нейроразнообразия.

В Северной Америке, Европе и Австралии белые люди являются расовой группой, которая удерживает большинство привилегий и общественно-политической власти. Но мы не используем термин «расово разнообразные», имея в виду «не белые». «Расово разнообразное» означает «включающее членов, принадлежащих множеству разных рас».

И использовать термин «расово разнообразный», подразумевая «не белый», или говорить, например, о негре или азиате как о «расово разнообразном человеке», будет не просто неверным использованием слова «разнообразный» — это будет также проявлением расизма.

Это будет проявлением расизма, поскольку подразумевает, что белые люди каким-то образом занимают особое, уникальное место вне общего разнообразия человечества: «есть мы, белые люди, а есть все прочие разнообразные люди». Такое употребление слова «разнообразный» меняет его смысл на «не является частью привилегированной группы». Опять же, это не является значением данного слова, и неверное его употребление именно в таком ключе способствует усилению расистского мышления, в котором белые люди воспринимаются естественным образом отделёнными от остального человечества, а не как ещё одна часть спектра человеческого разнообразия.

Аналогично обстоит дело с неверным использованием термина «нейроразнообразный» в смысле «не являющийся нейротипиком». Говорить об аутичном, биполярном или иным образом нейроотличном человеке как о «нейроразнообразном индивидууме» — это не просто неверное употребление слова «разнообразие», это ещё и эйблизм (примечание переводчика: эйблизм — дискриминация инвалидов).

Это является эйблизмом, поскольку подразумевает, что нейротипичные люди каким-то образом занимают особое, уникальное положение вне общего нейроразнообразия человечества. Неверное использование слова «нейроразнообразие» именно в таком ключе способствует усилению эйблистского мышления, в котором нейротипичные люди воспринимаются естественным образом отделёнными от остального человечества, а не как ещё одна часть спектра человеческого нейроразнообразия.

Человечество нейроразнообразно, равно как человечество расово, этнически и культурно разнообразно. По определению никто из людей не выпадает за пределы спектра человеческого нейроразнообразия, равно как никто не выпадает за пределы спектра человеческого расового, этнического и культурного разнообразия.

Подводя итоги: использование термина «нейроразнообразный» в смысле «нейроотличный» (т.е. «не являющийся нейротипиком») является не просто коверканьем языка, а также неявно способствует эйблизму и подрывает основные принципы парадигмы нейроразнообразия.

Я надеюсь, что это объяснение поможет людям (особенно тем, кто считает себя сторонником парадигмы нейроразнообразия или поддерживающим движение за нейроразнообразие) избегать такого вызывающего проблемы неверного использования термина «нейроразнообразие» в будущем и при возможности исправлять подобные ошибки при столкновении с ними.

Примеры правильного использования:
«Мы, люди, — нейроразнообразный вид».

«Мы применяем большой диапазон творческих методов обучения, чтобы учесть множество различных стилей обучения, представленных среди нашего высоко нейроразнообразного студенчества».

«В моей нейроразнообразной семье — трое нейротипичных, двое аутичных и по одному человеку с биполярностью и дислексией».

«Я думаю, что все члены их совета директоров — нейротипичны. Организация, которая предположительно служит нуждам детей, принадлежащих к нейроменьшинствам, должна иметь более нейроразнообразный совет».

Примеры неправильного использования:

«Эта группа приветствует аутичных и других нейроразнообразных людей».
Прекрасно, когда тебя приветствуют, но не существует такой вещи, как «нейроразнообразный человек». Правильно было бы сказать в этом случае: «аутичных и другие нейроотличных людей».

«Эта группа открыта как для нейротипичных, так и для нейроразнообразных».
Нет, нет и ещё раз нет. «Нейроразнообразные»? Серьёзно? Что это вообще значит? Спектр нейроразнообразия охватывает всё человечество, и мы не можем ссылаться на какое-либо подмножество нашего вида как на «нейроразнообразное». Нейротипики также являются частью спектра человеческого нейроразнообразия, поэтому бессмысленно говорить «нейротипики и нейроразнообразные», как будто это две разные вещи.

Правильно было бы сказать: «Эта группа открыта как для нейротипичных, так и для нейроотличных». Или можно сказать что-то вроде: «Эта группа открыта всем формам нейроразнообразия» («все формы нейроразнообразия» включают в себя нейрокогнитивные стили всех людей, включая нейротипичных).

Возможный пример правильного использования:

«Студенты в этой аудитории нейроразнообразны».

Это — правильное использование, если говорящий подразумевает, что не всем студентам в этой аудитории присущ один и тот же общий стиль нейрокогнитивного функционирования. Однако это является неверным, если говорящий пытается сказать, что эта аудитория предназначена для студентов, которые не являются нейротипичными. В этом случае опять же верным термином будет являться «нейроотличные», а не «нейроразнообразные».

Заключение

Я надеюсь, что данный список определений будет способствовать достижению большей ясности и понимания, а также большей точности текстов, использующих терминологию, которая касается нейроразнообразия.

Я одобряю распространение читателями этого текста там, где он может быть полезным. Если вы составляете руководство по написанию текстов, связанных с нейроразнообразием, для журнала, сборника, конференции или другого проекта, вы можете совершенно свободно включить в него ссылку на этот текст. Если вы столкнулись с журналистом, работающим над темой, связанной с нейроразнообразием, поделитесь этим текстом с ним. Поделитесь им со студентами вуза, работающими над текстом о нейроразнообразии. И, пожалуйста, поделитесь им в онлайн-дискуссии, в которой один или более из этих терминов используются или толкуются неверно, а также в онлайн-дискуссии, в которой кто-то говорит: «Помогите, я только начал работу над этой темой и не понимаю значения всех этих терминов!»

Представленный выше материал — перевод текста «Neurodiversity: Some Basic Terms & Definitions».

Что такое нейроразнообразие и почему оно имеет значение?

Когда мы говорим о разнообразии, часто упускается один тип: нейроразнообразие. В культуре, среди ценностей которой «великие умы мыслят одинаково», люди, чей мозг работает немного иначе, часто игнорируются или исключаются.

Однако изменения происходят по мере того, как все больше людей признают, что нейроразнообразие является важной частью человеческого разнообразия.

Что такое нейроразнообразие?

Нейроразнообразие описывает широкий спектр неврологического функционирования, существующего у людей, и многие отличия человеческого мозга друг от друга.

Некоторые из этих различий имеют историю патологизации, в то время как люди с различиями рассматривались и относились к ним как к низшим. Однако все типы функционирования мозга действительны, и ни один из них по своей сути не лучше или хуже другого.

И нейродивергентные, и нейротипичные люди являются частью нейроразнообразия. У нейродивергентных людей функция мозга отличается от того, что считается обычным или нейротипичным в западной медицине. Это проблематично, поскольку нейротипичных людей считают «нормальными», а нейродивергентных людей — «ненормальными», но в настоящее время именно так понимается нейродивергенция.

«Очень важно осознавать, что нейродивергенция связана со структурой и функциями чьего-то мозга, это часть изменчивости людей и жизни, и это делает жизнь на Земле захватывающей, интересной и красивой», — говорит Аннет Эстес, директор Центра аутизма Вашингтонского университета (UW).

Какие существуют типы нейродивергенции?

Описание нейродивергенции может быть затруднено, потому что стандартные медицинские диагнозы строятся вокруг выявления проблем.

«Два распространенных примера нейродивергенции, аутизм и синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), определяются в диагностическом руководстве исключительно как совокупность нарушений», — говорит Лукас Харрингтон, психолог Центра аутизма Университета Вашингтона. «Напротив, люди с этими нейротипами часто подчеркивают обычно связанные сильные стороны и причуды как не менее важную часть своей идентичности с аутизмом или СДВГ».

При этом аутизм, СДВГ, дислексия и другие типы обучаемости и умственной отсталости — все это современные способы описания нейродивергенции.

Некоторые люди включают черепно-мозговую травму (ЧМТ) и психические заболевания, такие как тревога, депрессия и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), в обсуждения нейроразнообразия из-за того, как эти состояния могут изменить работу мозга.

Иногда вы увидите, как люди используют такие ярлыки, как «низкофункциональный» или «высокофункциональный», чтобы описать кого-то, кто является нейродивергентом. Хотя верно то, что некоторые нейроотличные люди могут нуждаться в большей поддержке, чем другие, функциональные термины проблематичны, поскольку они накладывают оценочные суждения на людей и предполагают, что некоторые из них являются более ценными членами общества, чем другие.

Вместо этого лучше говорить о ком-то с точки зрения того, насколько он нуждается в уходе. Например, вы можете описать кого-то как живущего независимо или нуждающегося в определенных видах поддержки.

Нейродивергенция — это плохо?

Исторически нейродивергенция считалась плохой или нежелательной, но в конечном итоге это просто разница. Как и любое различие, оно может создавать как проблемы, так и возможности. Например, исследования показали, что аутичные люди в некоторых отношениях превосходят нейротипичных людей и имеют взгляды и идеи, которых нет у нейротипичных людей.

«Движение за нейроразнообразие привлекло для меня внимание тем, что даже если кто-то борется с проблемой, которую он сам хотел бы смягчить (например, неудобный уровень тревоги и трудности с концентрацией внимания), этого человека следует ценить и лечить. уважать как автономную личность, а не рассматривать только через призму индивидуальной патологии», — объясняет Эстес. «И социальной модели инвалидности следует уделять должное внимание, чтобы можно было учитывать приспособление к окружающей среде, а также просить человека измениться».

В частности, вокруг аутизма возникает много негатива и паранойи (например, давний миф о том, что прививки вызывают аутизм, а это не так). Хотя родительское беспокойство можно понять, диагноз аутизма или другого типа нейродивергенции не означает, что ваш ребенок обречен. На самом деле, нейроотличные люди могут жить счастливой и полноценной жизнью, особенно когда они получают поддержку и признание.

Для Харрингтона аутизм является частью его личности, подобно тому, как еврейство и трансгендерность являются частью его личности.

«Принятие нейроразнообразия не означает, что никто не хочет принимать лекарства или лечение, это означает, что мы хотим, чтобы люди сами решали, хотят ли они этого и имеют ли к нему доступ», — объясняет он.

Также важно отметить, что каждый аспект чьей-либо личности, от расы до социально-экономического статуса, взаимодействует с их нейродивергенцией и делает их опыт нейродивергенции другим.

Является ли нейродивергенция инвалидностью? Психическое заболевание?

Нейродивергенция может быть связана с инвалидностью и психическим заболеванием, но не во всех случаях.

Некоторые нейродивергентные люди могут также иметь инвалидность, или их нейродивергентность может привести к инвалидности при определенных обстоятельствах, говорит Эстес.

Размышляя о том, как инвалидность взаимодействует с нейродивергенцией, важно учитывать, как общество подавляет людей с ограниченными возможностями, говорит Харрингтон.

«Традиционный взгляд на инвалидность — это медицинская модель, которая говорит, что она присуща человеку, что он отклоняется от «идеального» функционирования человека», — говорит он. «Социальная модель инвалидности заключается в том, что инвалидность — это взаимодействие между человеком и его окружением: это происходит, когда существует несоответствие между тем, что они могут делать, и тем, что они должны делать».

Многие типы нейродивергенции, такие как аутизм и СДВГ, перечислены в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5).

Нейродивергенция часто отличается от состояний психического здоровья, таких как тревога или депрессия, потому что она не появляется внезапно во взрослом возрасте или после ключевого опыта. (Есть исключения, такие как шизофрения, которая часто начинается в возрасте 20–30 лет, наряду с резистентной к лечению депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством.)  

У нейродивергентных людей также могут быть диагностированы другие психические расстройства. На самом деле, у двух из каждых трех человек с СДВГ есть другое состояние, такое как тревога, депрессия или ОКР, а аутичные люди подвергаются более высокому риску состояний психического здоровья.

Я нейроотличный? Есть ли тест, который я могу пройти?

В Интернете есть множество викторин по нейродивергенции, большинство из которых не совсем точны. Но изучение типов нейродивергенции из авторитетных онлайн-ресурсов может быть полезным, особенно если вы считаете себя нейродивергентом, а некоторые люди в нейродивергентном сообществе поощряют самодиагностику. Не все нейроотличные люди обратятся за официальным диагнозом, но некоторым он может оказаться полезным.

Диагноз, поставленный профессионалом, является более точным, но может быть сложным, поскольку диагностические критерии для таких вещей, как аутизм и СДВГ, были разработаны в первую очередь для мальчиков. Например, при аутизме у девочек часто проявляются другие симптомы, и диагноз им не ставится так рано или вообще не ставится.

«Когда я ставлю диагноз, я говорю о том, что диагноз означает, что обычное руководство по эксплуатации выбрасывается. Все аутичные люди такие разные; нет руководства для каждого, вы пишете руководство на ходу», — говорит Харрингтон.

Если вы хотите поставить диагноз себе или своему ребенку, поговорите со своим врачом или врачом вашего ребенка. Вы также можете проконсультироваться с поставщиками услуг, которые специализируются на лечении нейродивергенции, например, с экспертами Центра аутизма Университета Вашингтона.

Как я могу поддержать нейроразнообразие?

Независимо от того, являются ли люди, о которых вы заботитесь, нейроотличными или вы хотите поддержать нейроотличных людей на работе или в школе, вот несколько советов о том, как способствовать нейроразнообразию:

  • Примите тот факт, что нейроотличие является частью человеческого разнообразия.
  • Признайте, что нейродивергенция не определяет человека, но может быть важной частью его личности.
  • Признайте, что нет двух одинаковых нейроотличных людей; у них будут разные цели и потребности.
  • Выступайте за методы, которые принимают и учитывают нейродивергенцию. Вы можете делать это в любом месте, где вы часто бываете, например, в офисе, школе или другой группе.
  • Сообщите, если вы слышите или видите, что кто-то предвзято относится к нейродивергентному человеку.
  • Будьте союзником нейроотличных людей, сказав им, что они могут прийти к вам, если им понадобится поговорить или помочь, и проявите смирение, выслушивая их потребности, а не навязывая свои идеи о том, что, по вашему мнению, им нужно.
  • Отмечайте нейроотличных людей, которые вам небезразличны.

Нейроразнообразие: что это такое?

Растет стремление сосредоточиться на различиях нашего мозга, а не на недостатках. Этот более широкий взгляд на «нормальность» — большая часть того, что называется нейроразнообразием. Защитники надеются, что эта идея расширит наши представления о нарушениях развития, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Если эта концепция станет общепринятой, это может привести к большим изменениям в нормах образования и рабочего места, говорит Алисия Сантуцци, доктор философии, адъюнкт-профессор Университета Северного Иллинойса, специализирующаяся на социально-производственной и организационной психологии.

«Это заставляет людей сделать несколько шагов назад, чтобы более творчески подойти к разным способам выполнения рабочих или школьных заданий», — говорит Сантуцци.

Что значит быть нейродивергентом?

Джуди Сингер, социолог, страдающая аутизмом, начала использовать термин «нейроразнообразие» в конце 1990-х годов. Это относится к концепции, согласно которой определенные нарушения развития являются нормальными вариациями мозга. А люди, обладающие этими чертами, обладают и определенными сильными сторонами.

Например, у людей с СДВГ могут возникнуть проблемы с управлением временем. Но они часто демонстрируют высокий уровень страсти, драйва и творческого мышления.

«Даже их импульсивность может быть преимуществом», — говорит Сара Касслер, помощник директора по студенческому письму и академическим стратегиям в Йельском центре преподавания и обучения Пурву. «Потому что они скажут то, что другие люди боятся сказать».

Нейроразнообразие — это не то же самое, что инвалидность. Тем не менее, людям с нейродивергентными особенностями может потребоваться приспособление на работе или в школе.

«Студенты нейроразнообразия — замечательные студенты», — говорит Касслер. «Они могут быть действительно творческими, масштабными, нестандартными мыслителями. Но с некоторыми классическими видами оценок у них больше проблем».

Помимо СДВГ, нейродиверность обычно относится к людям с:

  • Связь с аутистическим спектром
  • Дислексия
  • Диспраксия
  • Другие инвалидности по обучению

Студент. Студент 9007

, будь то, будь то, будь то, будь то, как и это. об учебном профиле учащегося. Это идея о том, что люди обрабатывают информацию по-разному.

Но некоторые дети могут провалиться, когда дело доходит до академической поддержки.

Касслер говорит, что подход, основанный на нейроразнообразии, забрасывает широкую сеть, которая «ловит их всех».

«Сейчас в кампусе наблюдается сдвиг в сторону термина «нейроразнообразие», а не термина «инвалидность», — говорит Касслер. «В этом есть некоторая ценность, потому что мы хотим не просто сосредоточиться на юридических определениях инвалидности, но и включить более крупные группы.

Люди с нейродивергентными особенностями могут тратить много времени, пытаясь приспособиться к своей рабочей среде. Им может понадобиться управлять своими социальными впечатлениями или найти способы блокировать отвлекающие факторы.

По словам Сантуцци, со временем эти дополнительные усилия могут сказаться на производительности труда, а также на физическом и психическом здоровье.

«Это действительно создает несправедливую ситуацию для работника», — говорит она.

Если на современном рабочем месте будет принята концепция нейроразнообразия, Сантуцци считает, что это могло бы уменьшить стигматизацию и стресс, от которых страдают эти работники. Сюда входят люди, которые уклоняются от помощи, потому что боятся осуждения со стороны своих коллег или начальника.

«Они не хотят, чтобы люди думали, что они пытаются обмануть систему, — говорит Сантуцци.

Если вы работодатель, вот несколько советов о том, как приспособиться:

  • Создавайте рабочие места для разных категорий работников.
  • Разрешить различные графики работы и среды.
  • Сделайте гибкий рабочий дизайн (когда, где и как происходит работа), который приветствует людей.

Сосредоточьтесь на позитиве

Сторонники нейроразнообразия предполагают, что слишком много внимания уделяется нарушениям, связанным с такими состояниями, как СДВГ. Они считают, что лучший подход — сосредоточиться на том, в чем кто-то хорош, а не на том, чего ему не хватает.

Например, есть некоторые свидетельства того, что:

Люди с СДВГ обладают высоким уровнем спонтанности, смелости и эмпатии. Они могут чрезмерно фокусироваться на определенных задачах.

Люди с аутизмом обращают внимание на сложные детали, имеют хорошую память и демонстрируют определенные «специальные» навыки. Эксперты считают, что это может быть преимуществом в определенных профессиях, таких как компьютерное программирование или музыка. Как отмечает один исследователь, Вольфганг Моцарт обладал сильной музыкальной памятью и абсолютным слухом.

Люди с дислексией могут воспринимать определенные виды визуальной информации лучше, чем люди без дислексии. Этот навык может быть полезен в таких областях, как инженерное дело и компьютерная графика.

Нам нужны дополнительные исследования, но эксперты считают, что гены этих «расстройств развития» остаются, потому что они имеют эволюционные преимущества. Например, такое поведение, как гиперактивность и импульсивность, могло помочь нашим предкам найти пищу или уйти от опасности. А сильные несоциальные навыки, вроде тех, что есть у некоторых людей с аутизмом, были полезны для наших доисторических предков, живших на природе.

Проблемы, связанные с нейроразнообразием

Медицинские эксперты и люди с нейроразнообразием не всегда согласны с тем, что означает нейроразнообразие. Некоторые думают, что такие состояния, как аутизм, всегда

инвалидизируют.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *