Разное

Теория критического мышления: 3. Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации.

Технология развития критического мышления. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртисом Мередитом. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества и развивающего обучения. В России она появилась в 1997 году.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения и является общепедагогической, надпредметной. Это универсальная, проникающая система приемов, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга.

  • Вызов. Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме. Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию. На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т. к. требуется внимание и наблюдение за поведением учеников. На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

В рамках первой фазы осваиваются несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнет разбирать во всех подробностях. Через первичную деятельность обучаемый определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без привязки к тем знаниям, которые у него уже были.

Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда обучаемый начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т. е. демонстрация знаний (себе и партнеру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания – теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это дает учащимся возможность эффективнее увязать новую информацию с известной, так как контекст для понимания становится самоочевидным.

Поскольку долгий процесс понимания – это процесс увязывания новой информации с предыдущими представлениями, очень важна третья цель стадии вызова. На этой стадии определяется цель предлагаемой темы. Существуют два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно.

Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель. Обычно личный интерес определяет личную цель. Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

  • Осмысление. Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала. Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему. Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

На второй стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Данный контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время второй фазы обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Активные учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как, воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчета в возникающей путанице, недоразумениях или даже в пропусках информации.

  • Рефлексия. Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения. Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с появившимся в процессе трех шагов новым знанием.

На этом этапе следует задать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведенной как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия – это состояние, когда информация пропускается через собственное видение.

При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, т. к. только при этом процессе из хаоса мыслей рождается гармония, т. е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. На этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе важное умение – способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Для учащихся новые знания обретают качество своих. Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т. е. сознательно увязывают новое с уже известным им.

Итак, три стадии занятия:

  • фаза ВЫЗОВА, в ходе которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего чтения или исследования;

  • затем реализуется СМЫСЛОВОЙ ЭТАП, во время которого учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями, для того, чтобы прийти к их новому пониманию;

  • кульминацией является этап РЕФЛЕКСИИ, когда учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

По материалам открытых источников

Критическое мышление • 101 метод развития креативности

09.03.2018

vetas

Sticky Post
By vetas
On 09.03.2018

Решил разобраться с критическим мышлением и понял, что это:

а) сложно,
б) интересно,
в) полезно,
г) надолго,
д) дед Мороз существует.

Материалов слишком много. Есть такие, начав изучать которые невозможно оторваться. Но если одной фразой — чтобы освоить базовые концепты и идеи, нужно потратить много времени для изучения, а потом ещё больше на их внедрение в жизнь. Изучение критического мышления — постоянный труд и работа над собой.

Этот пост — попытка собрать список ресурсов, а затем тщательно проработать его и начать использовать. Если хотите, давайте вместе со мной. Если не хотите, посмотрите короткий клип под говорящим названием «Критика».

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. В узком смысле означает «корректную оценку утверждений». Критическое мышление — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать».

Винсент Руджеро, почётный профессор Нью-Йоркского государственного университета, автор двадцати книг в области социологии, психологии, когнитивной теории мышления и риторики, однажды сказал: «Пусковым механизмом критического мышления является склонность быть пытливым, испытывать удивление, искать ответы на вопросы».

Как научиться мыслить критически?

Научиться мыслить критически просто (Стойте! Неужели вы поверили? Начинайте сомневаться в каждой фразе, которая вызывает у вас странное ощущение в животе) — нужно следовать правилам логики и:

  • Задаваться вопросами и интересоваться деталями
  • Исследовать факты, доказательства и надежность источников
  • Отличать факты от мнений
  • Анализировать идеи, предложения и предубеждения
  • Распознавать когнитивные искажения, такие близкие каждому из нас
  • Научиться корректно определять проблему, уметь переформулировать её
  • Избегать эмоций в объяснениях
  • Упрощать, сохраняя сущность
  • Учитывать другие объяснения
  • Быть терпимым к неопределенности
  • Мыслить нестандартно, вне шаблонов

Какие навыки пригодятся?

  • Наблюдать — видеть и замечать кого-/что-либо
  • Описывать — говорить как кто-/что-либо выглядит
  • Сравнивать — сопоставлять сходства и различия между предметами и явлениями; оценивать и соизмерять
  • Определять — узнавать кого/что-либо как конкретный предмет/личность/явление
  • Ассоциировать — создавать мысленно связи между разными предметами и явлениями
  • Заключать — делать выводы на основе имеющейся информации
  • Прогнозировать — предполагать, что произойдёт в будущем
  • Применять — использовать в соответствии или извлекать практическую пользу из чего-либо

Как пользоваться?

  1. Описать ситуацию другим
  2. Проверить, есть ли необходимая информация и нет ли предвзятости суждений
  3. Соотнести ситуацию с собственными убеждениями
  4. Выразить эмоции для указания важности, но не предвзятости поведения
  5. Задаться вопросом о возможных результатах
  6. Проанализировать различные способы действий, выявить противоречия, недостатки и ограничения, предположить как они могут быть устранены
  7. Коллективно обсудить способы действий
  8. Решить, какие способы наилучшие и что нужно сделать для получения результата

Два типа людей

Человек с развитым критическим мышлением:

  • видит проблему — исследует свою реакцию, прежде чем принять решение
  • тщательно подбирает факты, необходимые для решения проблемы
  • сомневается в своем суждении, пока факты не подтверждены
  • когда появляется проблема, с которой он уже встречался, противостоит искушению действовать по шаблону

Человек с недоразвитым критическим мышлением:

  • видит проблему — незамедлительно принимает решение, предпочитает решать быстро, не задумываясь
  • отказывается от поиска доказательств, небрежно просматривает или игнорирует факты
  • позволяет чувствам управлять процессом принятия решений
  • не тратит свои силы на размышление

Как развить?

  1. исследовать тематику и составить список материалов для изучения
  2. посмотреть TED Джоша Кауфмана «Как за 20 часов научиться чему угодно», прочитать его книгу «Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно» и составить свой план изучения критического мышления
  3. готово

Это был простой алгоритм, а вот расширенный:

  1. исследовать тематику и составить список материалов для изучения
    • книги — купить, скачать, прочитать
    • онлайн-курсы — найти, почитать отзывы, пройти
    • сайты и сообщества — вступить и почитать, что пишут
    • игры — поиграть с друзьями, список игр в конце поста
    • список персон — познакомиться и позадавать вопросы
    • фильмы — посмотреть
  2. посмотреть TED Джоша Кауфмана «Как за 20 часов научиться чему угодно», прочитать его книгу «Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно» и составить свой план изучения критического мышления
  3. готово

Список онлайн-курсов

  1. Курс Игоря Клейнера «Критическое мышление на каждый день» на площадке versal.com
  2. Тот же курс ссылками на YouTube
  3. Курс на Курсере «Mindware: Critical Thinking for the Information Age» от Мичиганского университета
  4. Курс в Академии Хана «Critical Thinking» от Wireless Philosophy

Книги по критическому мышлению

  1. Винсент Руджеро, По ту сторону эмоций и чувств. Руководство по критическому мышлению
  2. Neil Browne‎, Stuart M. Keeley, Asking the Right Questions (11th Edition)
  3. Дайана Халперн, Психология критического мышления

Игры для развития КМ

  1. Fallacymania
  2. Мафия
  3. Научное открытие: https://goo.gl/jVxBSU
  4. Башня Хаоса: https://goo.gl/y42G7R
  5. Загадочный коврик: https://goo.gl/G1N9mL
  6. Правда или ложь: https://goo.gl/zxCL1j
  7. Зум: https://goo.gl/eBXS1L
  8. Соль и перец: https://goo.gl/V3G2nF

Тематические ссылки

  • Самый большой список ресурсов по критическому мышлению на сайте Евгения Волкова, кандидата философских наук, доцента, эксперта по социальному воздействию и критическому мышлению
  • Список стратегий критического мышления, на сайте Евгения Волкова
  • Модель критического мышления
  • LessWrong — сообщество людей, которые стремятся меньше ошибаться
  • Пост на medium про когнитивные искажения
  • Пост на GT «Иллюзии мозга. Когнитивные искажения из-за переизбытка информации»
  • obraz.io изучает мышление и поведение людей

Вот, пока такой список.

Tagged: критика, мышление

Теория критического мышления

Примером навыка критического мышления является задание вопросов
около альтернативных возможностей для того, чтобы надежно
достичь цели . Задавать вопросы и отвечать на них
это навык диалога. Представлены альтернативные возможности
по ментальным моделям. Процесс постановки под сомнение ментальных моделей
(или должно быть) принято из-за его надежности для достижения
цели участников в отведенное время.
Таким образом, теория критического мышления опирается и синтезирует
исследования по трем отдельным темам:

1. Теории рассуждений, согласно которым люди представляют
информацию о проблеме или ситуации посредством ментального
модели альтернативных возможностей, оценить модели в
в свете соответствующих фоновых знаний, обновить модели
добавляя новую информацию по мере ее поступления, пересматривая
модели для разрешения внутренних несоответствий и сделать выводы
путем проверки возможностей выживания (адаптировано из Johnson-Laird,
1983; Джонсон-Лэрд и Бирн, 1991).

2. Теории критического обсуждения, сторонник которых должен
защищать иск от разного рода возражений оппонента
или критик (адаптировано из Rescher, 1977; Walton & Krabbe,
1995 год; ван Эмерен и Гротендорст, 1992 г .; Уолтон, 1998).

3. Теории вовлеченных когнитивных механизмов и процессов
в формировании убеждений и принятии решений, которые различаются по своим
надежность или их связь с профессиональной работой
в домене (адаптировано из Саймона, 1997; Гигеренцер и Зельтен,
2001 г. ; Эрикссон и Смит, 1991 г.; Кляйн и др., 1993; Пейн,
Беттман и Джонсон, 1993).

Критическое мышление имеет многоуровневую структуру. Три
аспекты теории образуют спектр от внутренней рациональности
или согласованность (теория ментальной модели) с межсубъектным диалогом
к соответствию с внешней реальностью (достоверность).
концепция критического мышления как внутреннего или внешнего диалога
образует решающий мост.

Модель критического мышления с тремя встроенными слоями:
ментальные модели, критический диалог и контроль, основанный на надежности.

Все три аспекта включают как эмпирические, так и нормативные
элементы. В частности, каждый из трех слоев связан
с отличительными критериями эффективности, которые развиваются от
внутреннее к внешнему в их фокусе:

1. По своей сути критическое мышление включает представление
альтернативных возможных положений дел, или ментальных моделей.
Ключевым показателем эффективности на этом уровне является объяснительная
согласованность ментальных моделей и согласованность между ментальными
модели и фоновые убеждения. Ошибки возникают, когда когниторы
упускать из виду альтернативные возможности или не в состоянии должным образом оценить
относительное правдоподобие различных ментальных моделей, в том числе
их полнота и простота в качестве объяснений.

2. На среднем уровне ментальные модели встроены в
слой критических вопросов, который мотивирует поколение
и оценка возможностей. Критические вопросы могут
происходят в едином сознании у разных людей,
но оценивается по нормам проведения
соответствующие виды критического диалога. Типы диалогов
различаются по целям, которым они служат, по видам
вызовы, разрешенные сопернику, и объем
разрешенных ответов инициатора. На этом уровне
анализа ошибки возникают, когда познавательные не могут задать вопрос или ответить
вопросы, связанные с соответствующей схемой аргументации,
использовать схемы аргументации, препятствующие достижению цели
диалог или неуместный переход от одного типа диалога
другому (Уолтон, 1998).

3. На самом внешнем уровне критическое мышление представляет собой суждение
о надежности когнитивного процесса или способности, следовательно,
степень доверия, которое должно быть помещено в его результаты.
Критический диалог является лишь одним из различных познавательных или социальных
процессы, которые могут быть использованы отдельно или в комбинации для
генерировать убеждения и решения. Несовещательные процессы,
таких как распознавание образов, может быть более надежным в некоторых
условиях и почти всегда может использоваться для проверки результатов
рассуждений — точно так же, как рассуждения используются для проверки результатов
интуиции. На этом уровне ошибки возникают, когда когниторы используют
неподходящие или неэффективные стратегии, и когда они прекращаются
процесс слишком рано или продолжать его слишком долго.

Таким образом, навык критического мышления проявляется в том, что мы спрашиваем и
ответы на критические вопросы об альтернативных возможных состояниях
дел, с целью достижения цели
постоянная деятельность.

Введение в критическое мышление – Критическое мышление

Критическое мышление — это способность ясно и рационально думать о том, что делать или во что верить.  Включает способность к рефлексивному и независимому мышлению. Кто-то с навыками критического мышления может сделать следующее:

  • Понимать логические связи между идеями.
  • Идентифицировать, создавать и оценивать аргументы.
  • Обнаружение несоответствий и типичных ошибок в рассуждениях.
  • Решайте проблемы систематически.
  • Определите актуальность и важность идей.
  • Поразмышляйте над обоснованием собственных убеждений и ценностей.

Критическое мышление — это не просто накопление информации. Человек с хорошей памятью и знающий много фактов не обязательно хорош в критическом мышлении. Критически мыслящие люди способны делать выводы из того, что они знают, использовать информацию для решения проблем и искать соответствующие источники информации для получения информации.

Критическое мышление не следует путать с аргументацией или критикой других людей. Хотя навыки критического мышления могут быть использованы для разоблачения ошибок и неправильных рассуждений, критическое мышление также может играть важную роль в совместных рассуждениях и конструктивных задачах. Критическое мышление может помочь нам приобрести знания, улучшить наши теории и укрепить аргументы. Мы также можем использовать критическое мышление для улучшения рабочих процессов и социальных институтов.

Некоторые люди считают, что критическое мышление мешает творчеству, потому что критическое мышление требует соблюдения правил логики и рациональности, тогда как творчество может потребовать нарушения этих правил. Это заблуждение. Критическое мышление вполне совместимо с нестандартным мышлением, оспариванием общепринятых взглядов и использованием менее популярных подходов. Во всяком случае, критическое мышление является неотъемлемой частью творчества, потому что нам нужно критическое мышление, чтобы оценивать и улучшать наши творческие идеи.

Критическое мышление является общим навыком мышления. Способность мыслить ясно и рационально важна, чем бы мы ни занимались. Если вы работаете в сфере образования, исследований, финансов, менеджмента или юриста, критическое мышление, безусловно, важно. Но навыки критического мышления не ограничиваются конкретной предметной областью. Способность хорошо мыслить и систематически решать проблемы является преимуществом для любой карьеры.

Критическое мышление очень важно в новой экономике знаний. Движущей силой мировой экономики знаний являются информация и технологии. Нужно уметь быстро и эффективно справляться с изменениями. Новая экономика предъявляет все более высокие требования к гибким интеллектуальным навыкам, способности анализировать информацию и интегрировать различные источники знаний в решение проблем. Хорошее критическое мышление способствует таким навыкам мышления и очень важно на быстро меняющемся рабочем месте.

Критическое мышление улучшает языковые навыки и навыки презентации. Ясное и систематическое мышление может улучшить способ выражения наших идей. При обучении анализу логической структуры текстов критическое мышление также улучшает способности к пониманию.

Критическое мышление способствует творчеству. Чтобы найти творческое решение проблемы, нужно не только иметь новые идеи. Также должно быть так, чтобы генерируемые новые идеи были полезны и соответствовали поставленной задаче. Критическое мышление играет решающую роль в оценке новых идей, выборе лучших и их модификации при необходимости.

Критическое мышление имеет решающее значение для саморефлексии. Чтобы жить осмысленной жизнью и соответствующим образом структурировать свою жизнь, нам необходимо обосновывать и размышлять о наших ценностях и решениях. Критическое мышление предоставляет инструменты для этого процесса самооценки.

Хорошее критическое мышление — основа науки и демократии. Наука требует критического использования разума в экспериментах и ​​подтверждении теории. Надлежащее функционирование либеральной демократии требует, чтобы граждане, способные критически относиться к социальным вопросам, формировали свои суждения о надлежащем управлении и преодолевали предубеждения и предубеждения.

Критическое мышление является   метакогнитивным навыком . Это означает, что это когнитивный навык более высокого уровня, который включает мышление о мышлении. Мы должны помнить о хороших принципах рассуждения и размышлять о наших собственных рассуждениях. Кроме того, нам часто нужно прилагать сознательные усилия, чтобы стать лучше, избегать предубеждений и сохранять объективность. Это общеизвестно трудно сделать. Мы все способны думать, но для того, чтобы хорошо мыслить, часто требуется длительный период обучения. Овладение критическим мышлением похоже на овладение многими другими навыками. Есть три важных компонента: теория, практика и отношение.

Теория

Если мы хотим правильно мыслить, нам нужно следовать правильным правилам рассуждений. Знание теории включает в себя знание этих правил. Это основные принципы критического мышления, такие как законы логики, методы научного рассуждения и т. д.

Кроме того, было бы полезно узнать кое-что о том, чего не следует делать, если мы хотим рассуждать правильно. Это означает, что мы должны иметь базовые знания об ошибках, которые совершают люди. Во-первых, это требует некоторого знания типичных заблуждений. Во-вторых, психологи обнаружили постоянные предубеждения и ограничения в человеческом мышлении. Осведомленность об этих эмпирических данных предупредит нас о потенциальных проблемах.

Практика

Однако недостаточно просто знать принципы, отличающие хорошие и плохие рассуждения. Мы могли бы изучать в классе, как плавать, и узнать об основной теории, например, о том, что под водой нельзя дышать. Но если мы не сможем применять такие теоретические знания посредством постоянной практики, мы, возможно, не сможем плавать.

Точно так же, чтобы иметь хорошие навыки критического мышления, необходимо усвоить теоретические принципы, чтобы мы могли применять их в повседневной жизни. Есть как минимум два способа сделать это. Один из них заключается в выполнении большого количества качественных упражнений. Эти упражнения включают не только практику в классе или получение руководств; они также включают в себя участие в дискуссиях и дебатах с другими людьми в нашей повседневной жизни, где могут применяться принципы критического мышления. Второй метод заключается в более глубоком размышлении о принципах, которые мы приобрели. В человеческом уме память и понимание приобретаются путем установления связей между идеями.

Отношения

Хорошие навыки критического мышления требуют большего, чем просто знания и практика. Постоянная практика может привести к улучшениям только при наличии правильной мотивации и правильного отношения. Следующие установки не являются редкостью, но они мешают критическому мышлению:

  • Я предпочитаю получать правильные ответы, а не догадываться о них самостоятельно.
  • Я не люблю много думать о своих решениях, так как полагаюсь только на интуицию.
  • Обычно я не анализирую свои ошибки.
  • Я не люблю, когда меня критикуют.

Чтобы улучшить наше мышление, мы должны признать важность размышлений о причинах убеждений и действий. Мы также должны быть готовы участвовать в дебатах, отказываться от старых привычек и иметь дело с языковыми сложностями и абстрактными понятиями.

Калифорнийский опросник о критическом мышлении  – это психологический тест, который используется для определения склонности людей к критическому мышлению. Он измеряет семь различных привычек мышления, перечисленных ниже, и полезно спросить себя, в какой степени они описывают то, как мы думаем:

  1. Поиски истины — пытаетесь ли вы понять, как обстоят дела на самом деле? Вам интересно узнать правду?
  2. Непредвзятость. Насколько вы восприимчивы к новым идеям, даже если интуитивно с ними не согласны? Вы слушаете новые концепции беспристрастно?
  3. Аналитичность — пытаетесь ли вы понять причины вещей? Вы действуете импульсивно или оцениваете плюсы и минусы своих решений?
  4. Систематичность. Вы систематичны в своем мышлении? Вы разбиваете сложную проблему на части?
  5. Уверенность в своих рассуждениях. Всегда ли вы полагаетесь на других людей? Насколько вы уверены в своих суждениях? У вас есть основания для вашей уверенности? У вас есть способ оценить собственное мышление?
  6. Любознательность. Вас интересуют незнакомые темы и решение сложных проблем? Будете ли вы искать ответ, пока не найдете его?
  7. Зрелость суждений — вы делаете поспешные выводы? Стараетесь ли вы смотреть на вещи с разных точек зрения? Учитываете ли вы чужой опыт?

Наконец, как упоминалось ранее, психологи с годами обнаружили, что на человеческое мышление могут легко влиять различные когнитивные искажения. Например, люди, как правило, чрезмерно уверены в своих способностях и слишком много внимания уделяют доказательствам, подтверждающим их ранее существовавшие мнения. Мы должны быть внимательны к этим предубеждениям в нашем отношении к собственному мышлению.

Существует множество различных определений критического мышления. Здесь мы перечислим некоторые из наиболее известных из них. Вы могли заметить, что все они подчеркивают важность ясности и рациональности. Здесь мы рассмотрим некоторые известные определения в хронологическом порядке.

1) Многие люди связывают важность критического мышления в образовании с американским философом начала двадцатого века Джоном Дьюи. Но Дьюи не очень широко использовал термин «критическое мышление». Вместо этого в своей книге How We Think (1910) он приводил доводы в пользу того, что он называл «рефлексивным мышлением»:

…[когда] преднамеренно ищут основание или основание для убеждения и исследуют его адекватность для поддержки убеждения. Этот процесс называется рефлексивным мышлением; только оно имеет поистине воспитательную ценность…

Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и дальнейших выводов, к которым оно ведет, составляет рефлексивное мышление.

Однако есть один отрывок из How We Think , где Дьюи явно использует термин «критическое мышление»:

Сущность критического мышления — взвешенное суждение; и суть этого ожидания состоит в том, чтобы выяснить природу проблемы, прежде чем переходить к попыткам ее решения. Это больше, чем что-либо другое, превращает простое умозаключение в проверенное умозаключение, предполагаемые выводы в доказательство.

2) Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal  (1980) — это хорошо известный психологический тест способности к критическому мышлению. Авторы этого теста определяют критическое мышление как:

.

…сочетание взглядов, знаний и навыков. Этот составной элемент включает: (1) исследовательские установки, которые включают в себя способность признавать существование проблем и принятие общей потребности в доказательствах в поддержку того, что утверждается как истинное; (2) знание природы достоверных выводов, абстракций и обобщений, в которых логически определяется вес или точность различных видов свидетельств; и (3) навыки использования и применения вышеуказанных взглядов и знаний.

3) Очень известное и влиятельное определение критического мышления принадлежит философу и профессору Роберту Эннису в его работе «Таксономия склонностей и способностей к критическому мышлению» (1987):

Критическое мышление — это разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать.

4) Следующее определение взято из заявления, написанного в 1987 году философами Майклом Скривеном и Ричардом Полом для Национального совета по совершенствованию критического мышления (ссылка), организации, продвигающей критическое мышление в США:

Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию. . В своей примерной форме он основан на универсальных интеллектуальных ценностях, выходящих за рамки предметных разделений: ясность, точность, четкость, последовательность, актуальность, веские доказательства, веские причины, глубина, широта и справедливость. Это влечет за собой исследование тех структур или элементов мысли, которые имплицитно присутствуют во всех рассуждениях: цель, проблема или спорный вопрос, предположения, концепции, эмпирическое обоснование; рассуждения, ведущие к выводам, значениям и следствиям, возражениям с альтернативных точек зрения и системе отсчета.

Следующий отрывок из книги Питера А. Фасионе «Критическое мышление: заявление экспертного консенсуса для целей образовательной оценки и обучения» (1990) цитируется из отчета, написанного для Американской философской ассоциации:

Мы понимаем критическое мышление как целенаправленное, саморегулирующееся суждение, которое приводит к интерпретации, анализу, оценке и выводу, а также к объяснению доказательных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых основано это суждение. КТ необходим как инструмент исследования. Таким образом, КТ является освобождающей силой в образовании и мощным ресурсом в личной и общественной жизни. Хотя это и не является синонимом хорошего мышления, КТ является всепроникающим и самовосстанавливающимся человеческим явлением. Идеальный критический мыслитель обычно любознателен, хорошо информирован, доверяет здравому смыслу, непредубежден, гибок, беспристрастен в оценках, честен в преодолении личных предубеждений, благоразумен в суждениях, готов к пересмотру, ясно понимает проблемы, аккуратен в сложных вопросах, усердный в поиске соответствующей информации, разумный в выборе критериев, целенаправленный в расследовании и настойчивый в поиске результатов, которые настолько точны, насколько позволяют предмет и обстоятельства расследования. Таким образом, воспитание хороших критических мыслителей означает стремление к этому идеалу. Он сочетает в себе развитие навыков КТ с воспитанием склонностей, которые постоянно приводят к полезным выводам и составляют основу рационального и демократического общества.

А. Как? не Что ?

Критическое мышление касается не того, во что вы верите, а как или почему вы в это верите. Большинство предметов, таких как биология или химия, учат вас тому, во что верить в отношении предмета. Напротив, критическое мышление не особо интересуется тем, каков мир на самом деле. Скорее, критическое мышление научит вас формировать убеждения и думать. Его интересует тип рассуждений, которые вы используете, когда формируете свои убеждения, и заботится о том, есть ли у вас веские причины верить в то, во что вы верите. Следовательно, этот курс не является курсом по психологии рассуждений, что подводит нас ко второй важной особенности критического мышления.

 

 

 

B. Ought N ot Is ( or Normative N ot Descriptive )

Существует разница между нормативной и описательной теориями. Описательные теории, такие как те, которые предлагает физика, дают картину того, как на самом деле ведет себя и действует мир.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *