Популярное

Теория социального бихевиоризма дж мида: Социальный бихевиоризм Дж. Мида

Социальный бихевиоризм Дж. Мида

29.05.2012

Джордж Мид — американский философ, социолог, психолог, заложил основы символического ин-теракционизма в социальной психологии. Основной труд — «Сознание, личность и общество» (1934).

Основные положения социального бихевиоризма:
• психическое должно объясняться в терминах объективно наблюдаемого поведения;
• движения человека в группе превращаются в «значимый жест» или символ. Выразительное движение у человека, будучи обращено к другому индивиду с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у того, кто ее производит;
• люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R),T.e. S ->I -> R;
• человек обладает личностным «Я» (self), т.е. может служить объектом для своих собственных действий;
• все, что человек осознает, он обозначает для себя, т.е. человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер;
формирование значений имеет первостепенную важность по двум причинам:
а) сформировать значение чего-то — значит, выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или превратить это в объект. Объект, т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула. Это отличие заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как субъект сам конструирует свои объекты;
б) действия индивида не просто протекают, а конструируются или строятся. Какие бы действия не предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия. Он должен определить, что хочет сделать и как он должен это сделать; он должен отметить для себя различные условия — те, которые могут быть полезны для его действия, и те, которые могут помешать его действию; он должен принимать во внимание требования, ожидания, запрещения и угрозы, которые могут возникнуть в каждой конкретной ситуации;
• формирование значений — это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;
• процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;
• групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других, выясняя, что они делают или что они собираются делать, т.е. выясняя значение этих актов. Это происходит при помощи принятия человеком роли другого лица, либо роли группы («обобщенного другого»). Принимая подобные роли, индивид стремится определить намерение или направление действий других. Именно таким образом происходит групповое действие в человеческом обществе;
• человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я» (self) и которые сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации ситуации, в которой он действует; групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий, при помощи интерпретации и принятия во внимание действий друг друга;
• любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;
• «Я» человека — продукт социального взаимодействия с другими людьми. Решающее значение при этом играет овладение ребенком системой символов и различными социальными ролями, чему способствуют, например, детские игры, а в дальнейшем — ролью «обобщенного другого» (т. е. ролью, принятой в определенном социальном сообществе). Высшей стадией социализации человека является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Таким образом, социальный бихевиоризм Дж. Мида вводит новые объяснительные категории в схему S -> I -> R, подчеркивающие социальную детерминацию поведения человека: символы, значения, интерпретации, роли, «обобщенного другого».

Ключевые слова: Бихевиоризм

Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии

Материалы по теме

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С.Н., Психология личности

Бихевиоризм

Рогов Е. И., Общая психология. Курс лекций

Субъективный бихевиоризм

Абдурахманов Р.А., История психологии

Бихевиоризм и развитие личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Общая характеристика бихевиоризма

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

§2.

«Социальный бихевиоризм» Дж. Мида

Существенным
вкладом в прагматизм стала теория
«социального
бихевиоризма»

второго представителя «позднего»
прагматизма Джорджа
Герберта Мида.

Центральным понятием его философии
выступало понятие «акта
(действия)»,

а основополагающим тезисом то,
что
любое человеческое действие является
по
своей сути социальным,
то есть всегда включенным в многочисленные
общественные связи. Сформулированная
Мидом концепция
социальной природы личности

сыграла важную роль в развитии американской
социальной психологии.
В
ней широко используются такие введенные
им понятия, как социализация, социальная
роль и др.

Основополагающее
понятие «акт»
определялось
Мидом как
продолжающееся событие, движущееся от
восприятия индивидом физических
объектов, через его реакцию на это
восприятие —
к осуществлению своей реакции.
По
своему
содержанию данный процесс заключался
в приспособлении
организма
субъекта
к среде, причем в этой неразрывной паре
организм-среда активная
роль
принадлежала субъекту. Результатом
данного взаимодействия выступало
постоянное
изменение индивидом самого себя и
одновременно
— среды своего
обитания,
постоянно меняющей свое социальное
значение. Любое действие
субъекта
неизбежно должно было приводить к такому
результату, который
имеет
социальное или общее значение, иначе
говоря, вызывает одинаковые реакции со
стороны множества индивидов. Непрерывный
процесс преобразования среды своего
обитания субъектом складывается из
возникновения и разрешения проблематических
ситуаций.

Позиция Мида по
этому
поводу была
своеобразна:
проблематические ситуации (сомнения,
противоречия, новизна), с
которыми
собственно имеет дело наука, привносит
в опыт исключительно сам
человек.
Мир как таковой в себе проблем не
содержит.

Истиной
и ее критерием
в
концепции философа выступало
успешное решение проблемы,

то есть устранение
конфликта
с новым фактом и возможность возобновления
прерванного действия.
Огромная
роль в данном процессе принадлежала
мышлению,

которое выступало условием рационального
участия субъекта в тех социальных актах.

Размышляя
о природе мышления, философ провел
анализ человеческого «Я».
Он полагал, что, выступая единым
образованием,
«Я»
имеет довольно
сложную структуру, поскольку в ней
отражается все многообразие составляющих
социальный опыт человека отношений.
Он
выделял базовую структурную двойственность

разделение
единого
человеческого «Я» на две части: «I» и
«mе».
Часть, обозначаемая как
«me»,
с точки зрения философа по своей природе
социальна, не является продуктом
биологической эволюции как телесный
организм. Она ответственна за
оформление,
типичность, социальный контроль
человеческого поведения и
представляет
собой результат интернализации,
присвоения организованных установок
других людей и фиксирования их в
универсальных значащих символах.
«Ме»
возникает тогда, когда индивид начинает
относиться к самому себе как к
объекту.
Такое объективное отношение к себе
возникает, когда человек научается
воспринимать, усваивать и воспроизводить
отношение к себе
других
людей и способен поставить себя на место
другого, проигрывать
его
роль в самом себе. Сформировавшаяся
позиция «обобщенного другого» —
это
объективизированная часть «Я», она
впоследствии существует для индивида
априори в его опыте и сознании. В
зависимости от тех отношений, в которые
человек вступает, часть «mе»
в
свою
очередь делится на множество различных
«mе»
(«множественность
личности»).
Эти «субличности» предопределяют
многовариантность социальных
ролей
человека.

А
вот другая часть «Я» —
собственно «Я», или «I»,
ответственна
за
изменение мира, привнесение в социальный
опыт элементов новизны и творчества.
Именно она производит уникальные реакции
на установки других и
представляет
собой особый способ самовыражения
каждого индивида. Эта
часть

источник своеобразия, спонтанности,
свободы и инициативы. «I» —
абсолютно непредсказуемо, поэтому оно
непосредственно не присутствует в
опыте, а выявляется в нем всегда
апостериори. В результате, учитывая
выявленную
структуру,
Мид
представлял человеческое мышление как
непрестанный внутренний диалог между
собственно «Я» и «обобщенным другим»
в себе.

Функционирование
мышления связано с наличием в сознании
человека
универсальных
символов,

значащих для всех людей, и оперирование
ими в языковом
общении. Обсуждению данной
темы философ уделял значительное
внимание. Значение
есть
продукт социального процесса. Мид
связывал его с
«практическими последствиями», которые
вызывает некоторый
жест в качестве
начальной
стадии
(внешнего выражения эмоций) какого-либо
действия человека, как у того, к кому он
обращен, так и у того, кто его производит.
Он усматривал три этапа формирования
значения, соответствующие сформулированным
им стадиям протекания акта. На первом
этапе восприятия
произведенный кем-либо жест всегда
несет в себе совершенно определенный
смысл
предполагаемого действия. На втором
этапе реакции
на полученное восприятие,
в
соответствии с заложенным в жест смыслом
у того, на кого он направлен, вызывается
инстинктивная ответная реакция. На
третьем этапе осуществления
реакции на полученное восприятие

происходит фиксирование смысла в
социально закрепленном значении

в слове (звуковом жесте). Здесь индивид
начинает осознавать, какую именно
реакцию вызывает его жест и учитывает
предполагаемый результат акта, то есть
выявляет значение и пользуется им с
определенным намерением.

Изначально
значение жеста связано с определенной
реакцией конкретного индивида. Будучи
социальным по своей природе, жест
обнаруживает тенденцию к универсализации
(значимости для всех), или символизации.
Значимые символы одинаково воздействуют
на всех индивидов, состоящих в коммуникации,
в том числе и на того, кто произвел
первоначальный жест. Результатом такой
рефлексивной деятельности человека
становится его способность к объективации
самого себя. Именно через рефлексию
человек социализирует свой опыт,
воспринимает и осознает отношения к
себе других людей, сознательно
приспосабливается к обществу.

Социальный бихевиоризм в книге Джорджа Герберта Мида «Разум, Я и общество»

Перейти к основному содержанию

Марьям Ферси

Марьям Ферси

координатор проекта «Предупреждение и противодействие насильственному экстремизму» | Специалист по работе с заинтересованными сторонами | Сторонник гендерного равенства и социальной интеграции

Опубликовано 13 июля 2022 г.

+ Подписаться

Джордж Герберт Мид был американским социологом, выросшим в очень религиозной семье; он верил и его учили, что каждая частица нашего социального «я» и нашей личности проистекает из окружающих нас людей и наших социальных взаимодействий. Он считал, что люди рождаются с пустым разумом, готовым к вырезанию; мы замечаем это у детей, когда они начинают расти, подражая своим родителям, а затем повторяя все, что они слышат или видят. По мере взросления они начинают развиваться по отношению к другим людям через взаимодействие, это приводит к развитию самосознания того, что их окружает, и к осознанию того, что они не являются центром мира.

Мид объяснил, что человека нельзя изолировать от других людей, потому что у него не разовьется личность или самоощущение, потому что они приобретаются через социальные взаимодействия. По сути, все, что люди делают, и все их взаимодействия в конечном итоге создают общество. Мид расширил идею Кули о зазеркалье «я» (эта теория «описывает процесс, в котором люди основывают свое самоощущение на том, как, по их мнению, их видят другие). Используя социальное взаимодействие как своего рода «зеркало», люди используют суждения, которые они получают от других. измерять собственную значимость, ценности и поведение» (Университет Лесли, nd)) и то, как личность создается посредством социализации и взаимодействия с детства и развивается на разных этапах; Подготовительный этап, игровой этап и игровой этап.

На подготовительном этапе дети склонны подражать и копировать своих родителей, братьев и сестер и других, потому что им не хватает самоощущения и они не могут отличить себя от других. Следующий этап, через который проходят дети, — это этап игры, когда они начинают притворяться, что они — роли других людей, например, роль врача или матери, заботящейся о своих детях. Наконец, они достигают точки, когда осознают, что они не такие, как другие люди, и начинают осознавать всех вокруг себя. Они начинают понимать людей и то, что у этих людей есть мнение о них, в основном их родители, друзья и семья.

Мидс считает, что когда ребенок начинает понимать окружающий мир, у него развивается «Я» и «Я». «Я» представляет социальное «я» или точку зрения общества, а «я» — это индивидуальная реакция на то, что думает общество.

«Разум, личность и общество» Мида все еще актуальны и по сей день, и мы используем его теорию для анализа людей в социальных сетях, чтобы понять, как их образ всегда связан с тем, что думают другие, поэтому они делают все возможное, чтобы показать идеальную жизнь, чтобы получить хорошие отзывы. , следовательно, они чувствуют себя хорошо о себе. Это также отражается на нас, нормальных людях, как мы одеваемся, чтобы произвести впечатление, и как мнение других людей настолько важно, что некоторые люди принимают его на свой счет до такой степени, что оно начинает влиять на то, как они видят себя.

Ссылки:

Восприятие есть реальность: Я-зеркало . (н.д.). Университет Лесли | Университет Лесли. https://lesley.edu/article/perception-is-reality-the-lasting-glass-self

Социализация Первичная социализация Сводка и анализ

Социализация — это процесс, посредством которого мы учимся становиться компетентными членами
группы. Первичная социализация — это обучение, которое мы получаем от людей, которые
поднять нас. Чтобы дети росли и развивались, воспитатели должны удовлетворять их физические потребности.
потребности, в том числе в еде, одежде и крове. Воспитатели также должны учить детей тому, что им нужно.
знать, чтобы функционировать в качестве членов общества, включая нормы, ценности и язык. Если
дети не получают адекватной первичной социализации, они, как правило, не так хороши, как взрослые.

Стадии развития

У исследователей есть разные теории о том, как дети узнают о себе и
их роли в обществе. Некоторые из этих теорий противоречат друг другу, и каждая подвергается критике.
по разным причинам, но каждый из них по-прежнему играет важную роль в социологической мысли.

Теория развития личности Фрейда

Австрийский врач Зигмунд Фрейд , основоположник психоанализа,
считал, что основные биологические инстинкты в сочетании с социальными факторами формируют личность.
Фрейд утверждал, что разум состоит из трех частей, которые должны правильно взаимодействовать для человека.
хорошо функционировать в обществе. Если какая-либо из трех частей становится доминирующей, личной и
могут возникнуть социальные проблемы. Три части — это Ид, Суперэго и Эго.

  1. Id: Согласно Фрейду, сначала развивается id. Разум новорожденного
    состоит только из Ид, отвечающего за удовлетворение физических желаний.
    Ид представляет самые примитивные желания человека, и человек управляется только Ид
    делал бы все строго для собственного удовольствия, нарушая общественные нормы в
    процесс и риск наказания.
  2. Суперэго: Когда дети переходят из младенчества в детство, их разум
    развивать суперэго, или совесть, которая поощряет соответствие общественным нормам и ценностям.
    Кто-то с гиперактивным супер-эго был бы ограничен слишком жесткой системой правил,
    которые будут препятствовать его или ее способности жить нормально.
  3. Эго: Здоровый ум также состоит из эго или части ума
    который разрешает конфликты между ид и суперэго. Обычно эго уравновешивает
    желания ид и суперэго, но когда это терпит неудачу, у человека могут возникнуть трудности с выполнением
    решений, которые могут привести к поведенческим проблемам.
Теория социального бихевиоризма Мида

Социолог Джордж Герберт Мид считал, что у людей формируется представление о себе
через взаимодействие с другими людьми. Он утверждал, что self , который является
часть личности человека, состоящая из самосознания и образа самого себя, является продуктом
социальный опыт. Он изложил четыре идеи о том, как развивается личность:

  1. Самость развивается исключительно через социальный опыт. Мид отклонен
    Представление Фрейда о том, что личность частично определяется биологическими влечениями.
  2. Социальный опыт состоит из обмена символами. Мид подчеркнул
    особенно человеческое использование языка и других символов для передачи смысла.
  3. Чтобы узнать намерения других, нужно представить ситуацию с их точки зрения.
    перспективы.
    Мид считал, что социальный опыт зависит от того, как мы воспринимаем себя как
    это делают другие, или, как он выразился, «брать на себя роль другого».

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *