Популярное

Теория дифференциальных эмоций: 3.11. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда

Учебное пособие Чебоксары 2008 ббкю935. 21 В31 Вербина Г. Г


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Г.Г.ВЕРБИНА

ПСИХОЛОГИЯ

эмоций

Учебное пособие

Чебоксары 2008

ББКЮ935.21 В31

Вербина Г.Г.

В31 Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина; Чуваш, ун-т. — Чебоксары, 2008. — 308 с.

Приведены теоретические и методологические аспекты изучения эмоциональной сферы человека. Рассмотрены теории возникновения эмоций, различия между эмоциями и чувствами, функции эмоций, ди­агностика эмоциональных состояний и управление эмоциями.

Для студентов-психологов П-Ш курсов факультета управления и психологии, психофизиологов, педагогов, профессионалов в области психологии и смежных наук.

Утверждено Редакционно-издательским советом университета Отв. редактор д-р филос. наук, профессор Э.З. Феизов

ББКЮ935.21 © Вербина Г.Г., 2008

Содержание.

Введение

Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие о чувствах и эмоциях. Различие этих понятий

1.2. Классификация и свойства эмоций

1.3. Чувства

1.4. Эмоция как реакция на ситуацию и событие

1.5. Эмоциональный тон ощущений

1.6. Эмоциональный тон впечатлений

1.7. Физиологические основы чувств и эмоций

1.8. Аффект и связанные с ним физиологические и поведенческие изменения

1.9. Эмоции как организующий фактор сознания

1.10. Ощущение, эмоция, сознание

Вопросы для самопроверки

Глава 2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

2.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

2.2. В. Вундт. Измерение эмоций

2.3. Психофизическая концепция сущности и происхождения эмоций У. Джемса и К. Ланге

2.4. Таламическая теория эмоций Кеннона – Барда

2. 5. Активационная теория Линдсея – Хебба

2.6. Информационная теория эмоций П.В. Симонова

2.7. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

2.8. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера

2.9. Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда

2.10. Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

2.11. Эмоции и эмоциональная система (К. Изард)

2.12. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация

2.13. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина

2.14. Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса

Вопросы для самопроверки

Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

3.1. Компоненты эмоционального реагирования

3.2. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

3.3. Изучение экспрессивного компонента эмоции

3.4. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние

3.5. Эмоциональные ситуации

3.6. Экспрессия чувств, ее значение. Сигнальная и регулятивная функция чувств

3.7. Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты

3.9. Понятие о настроении

3.10. Расстройства настроения (качества настроения)

3.11. Некоторые комплексы аффектов

3.12. Понятие о вегетативной буре, ее внешние и внутренние проявления

3.13. Выражение эмоций и ощущения прикосновения

3.14. Эмоциональные типы людей

Вопросы для самопроверки

Глава 4. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ

4.1. Выражение эмоций (проявление эмоций)

4.2. Лицо как источник испытываемых в эмоиях чувств

4.3. Эмоциональные свойства человека

4.4. Выражение эмоций и физиологическое возбуждение

4.5. Физиогномика

4.6. Социальное и психологическое значение мимики

4.7. Лицевая мимика

4.8. Роль коры головного мозга (КГМ), подкорковых структур и высшей нервной системы (ВНС) в возникновении и проявлении чувств

4. 9. Межполушарная асимметрия и эмоции

4.10. Модальности аффективного тона ощущений. Исследование на нейрофизиологическом уровне

4.11. Эмоции как основная мотивационная система

4.12. Шесть систем организации личности (по К. Изарду)

Вопросы для самопроверки

Глава 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

5.1. Эмоциональное резонирование

5.2. Критерии способностей к эмоциональному резонированию

5.3. Патология и эмоции

5.4. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Вопросы для самопроверки

Глава 6. СТРЕСС

6.1. Понятие об эмоциональном стрессе

6.2. Физиологические механизмы стресса

6.3. Динамика появления стрессовых состояний: конструктивный и деструктивный стресс

6.4. Динамика стресса во времени

6.5. Фрустрация. Фрустационные теории

6.6. Концепции психической саморегуляции

6.7. Профилактика и управление стрессом

Вопросы для самопроверки

Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

7.1. Способы восстановления эмоционального равновесия

7.2. Социально-психологический тренинг (СПТ)

7.3. Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции

7.4. Метод символдрамы

7.5. Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

7.6. Идеал – метод Ч. Тойча

7.7. Арт-терапия

7.8. Устранение отрицательных эмоций

7.9. Значение желательных эмоций и способы их намеренного вызова

7.10. Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний

Вопросы для самопроверки

Глава 8. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Вопросы для самопроверки

Глава 9. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

9.1. Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)

9.2. Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями

9.3. Методики изучения эмоциональных состояний

Заключение

Список рекомендуемой литературы

Приложение

1. Избавление от нежелательных эмоций. Вызывание желаемых эмоций

2. Избавление от нежелательных эмоций. Диссоциация

Введение

Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. Странно, что эта столь актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы еще до появления каких-либо научных данных понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений. Однако до восьмидесятых годов XX века психология фактически игнорировала эмоции.

В настоящее время проблема эмоций очень актуальна, так как эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены. Изучением проблемы эмоций занимались такие ученые, как К.Е. Изард, Э. Клапаред, У. Джемс, К. Ланге, П.В. Симонов, П.К. Анохин, У. Кеннон, Д.О. Хебб и др.

Существенный вклад в изучение эмоций внес К.Е. Изард. Он рассмотрел эту проблему с позиции психологии дифференциальных эмоций. В рамках этого подхода он охарактеризовал свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Он полагал не менее важным рассмотреть взаимоотношения, которые связывают эмоции и когнитивные процессы и поведение.

Американский психолог У. Джемс и датский ученый К. Ланге почти в одно и то же время предложили теорию, объясняющую функционирование и происхождение эмоций их телесной связью с органическими процессами.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

Немаловажная роль в изучении эмоций принадлежит также отечественному физиологу П.В. Симонову. Он разработал потребностно-информационную теорию эмоций. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор.

Слово «эмоции» происходит от латинского emovere, что значит «волновать, возбуждать». Со временем  значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Адекватное понимание эмоции возможно только при учете, как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции.

Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Каталог: book -> emotion
book -> —
book -> Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. Л. М. Шипицына, 2007 Издательство
book -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
book -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
book -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
book -> Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011 ббк 448-951. 663. 1
book -> Церебральный
book -> Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит изд центр владос, 1997. — 304 с
emotion -> Руслан Жуковец Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога

Скачать 1,69 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Новая теория эмоций — Психология: вызовы современности

В этой статье автор и спикер конференции «Психология: вызовы современности» Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбек-практик – рассмотрит классические теории эмоций и представит новую. С которой она познакомилась в книге «Как рождаются эмоции» Лизы Фельдман Барретт. На конференции Ольга продолжит исследование этой темы в психодраматическом мастер-классе: «Новая теория эмоций: как управлять собой», который пройдет 28 февраля.

«Наверняка многие из вас знают о различных теориях эмоций. Если нет, то я напомню:

  • Периферическая теория Джеймса-Ланге, где не только эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, но и телесные проявления вызывают эмоции: «мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим…».
  • Теория когнитивного диссонанса Фестингера: когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают  отрицательные эмоции, в то время  как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к  появлению положительных эмоций.
  • Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера: какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. На возникновение эмоций оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
  • Теория дифференциальных эмоций К. Изарда: основную мотивационную систему человеческого  существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес.
  • и т.д.

Кроме Изарда выделением базовых эмоций занимались Пол Экман, это были радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, а также Плутчик и Келлерман. Последние объединил эмоции в пары с противоположным знаком: страх – гнев, радость – печаль, интерес – удивление, доверие – отвращение.

Каждая из них имеет свою доказательную базу и теоретическую основу, но обычно в практической психологии и психотерапии чаще всего используется последняя концепция, предполагающая, что каждый человек обладает базовым, как бы встроенным набором эмоциональных реакций, обладающих уникальными мотивационными функциями и подразумевающих специфическую форму переживания. То есть гнев – он и в Африке гнев, а страх и прочие состояния из базовой десятки переживаются всеми одинаково. Они присущи всем здоровым людям и одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Классический взгляд на эмоции говорит, что наши эмоции являются продуктом эволюции, которые были необходимы для выживания, а сейчас стали частью нашей природы. Они универсальны: люди любого возраста, пола и культуры испытывают радость, печаль, гнев и страх примерно также, как и вы или я, или как наши далекие предки. Это такие животные рефлексы, которые часто противоречат доводам разума. Примитивная часть нашего мозга хочет сказать начальнику, что он идиот, а другая думающая сторона сдерживает нас и подсказывает, что тогда нас уволят.

Такой подход к эмоциям предполагает, что у нас в мозге есть набор эмоциональных цепей и каждая вызывает собственный набор изменений. Бывшая жена включает у вас «нейроны гнева», вы злитесь, кричите, давление поднимается, а лицо краснеет. Новости по телевизору активизируют у вас «нейроны страха», сердце бьется чаще, вас знобит, вы ощущаете страх. Эти состояния кажутся четко познаваемыми и поэтому вполне разумно решить, что любая эмоция отличается базовым шаблоном в мозге и теле.

Но! Сейчас существует значительное количество исследований, как доказывающих классический взгляд на эмоции, так и отвергающий их. Вы можете испытывать страх с вовлечением миндалины (область мозга, отвечающая за страх) или без нее. Вы можете гневаться и ваше кровяное давление будет повышаться или не будет. То есть в каких-то ситуациях классические концепции верны, а в каких-то нет.

Сейчас существует новый взгляд на природу эмоций – теория конструирования эмоций, которая по-другому смотрит на наши состояния. Как вам такие идеи:

  • эмоции не являются вашими реакциями на мир, это ваши конструкции;
  • вы можете контролировать свои эмоции, так же как свои мысли, воспоминания, убеждения, это не просто, но возможно;
  • эмоции не универсальны, а различаются от культуры к культуре;
  • эмоции создаются нами, мозг интерпретирует входящие сигналы, включает память о прошлом опыте, конструирует значение и предписывает действие.

Ни для одной эмоции в мозге нет участка с ее «отпечатком». Эмоции возникают от возбуждения нейронов, однако нет нейронов, которые были бы посвящены исключительно эмоциям. Нейронная система устроена по принципу «одно для многого»: один участок или одна мозговая сеть вносит свой вклад во много различных психических состояний. Ваши понятия являются главным инструментом, который использует мозг, чтобы догадаться о значении входных сенсорных сигналов. Например, понятия придают смысл изменениям звукового давления, и вы воспринимаете их как слова или музыку, а не как случайный шум.

Понятия также придают эмоциональный окрас событию. Одно и тоже ощущение может быть как приятным, так и отвратительным одному и тому же человеку в зависимости от его ожидания. Если вам предложат розовое мороженое, вы, видимо, будете ожидать вкус малины, но, если у него оказывается вкус рыбы, вы можете счесть его неприятным или отвратительным. Если же вам предварительно скажут, что это «охлажденный мусс из лосося», таким образом мозг будет предупрежден, возможно, вы сочтете тот же самый вкус приятным.

В любой момент, пока вы живы, ваш мозг использует понятия, чтобы симулировать внешний мир. Без понятий вы эмпирически слепы. С помощью понятий ваш мозг производит симуляцию настолько незаметно и автоматически, что зрение, слух, эмоциональные переживания выглядят скорее рефлексами, чем процессом конструированием.

В новой теории эмоции, как на ваши состояния, находящихся в системе координат, где есть две характеристики: возбуждение и валентность. Возбуждение показывает, насколько спокойно или взбудоражено вы себя чувствуете, а валентность – насколько вам приятно или неприятно. Например, неприятная валентность и слабое возбуждение: апатия, подавленность; приятная валентность, слабое возбуждение: спокойствие, безмятежность; неприятная валентность и среднее возбуждение: печаль, недовольство; приятная валентность и среднее возбуждение: удовлетворенность, радость и т.д. Для ваших состояний может и не быть названий, но в любом обществе принято давать им обозначение: ты плачешь, значит это печаль, ты топаешь ногами – похоже злишься и т. д. Таким образом мы научаемся распознавать наши проявления в понятных нам и окружающим терминах.

Когда мы ощущаем внутри себя какое-то состояние, не понимая его причину, мы склонны трактовать его как объективное знание о мире, а не о своем восприятии мира. Ученые из Израиля обнаружили, что судьи чаще отказывают заключенным в досрочном освобождении перед обедом, а вот после него подобные решения случаются чаще. Эти люди не распознают свой голод как возможный повод для собственного недовольства, которое выливается в якобы «объективное» рассмотрение дел. Или вот еще исследование: люди чаще сообщают о своем счастье в солнечный день.

Наши эмоциональные переживания кажутся нам реальными данными о мире: если я зол, значит меня обидели или оскорбили, если я испытываю отвращение, значит ситуация для меня неприемлема и т.д. Нам сложно представить, что наши реакции прежде всего основываются на прошлом опыте и на физиологическом состоянии организма. Есть люди, которые чаще всего в  момент стресса или неоднозначности реагируют агрессией, а есть те кто плачет. Кто-то в момент опасности убегает, а кто-то замирает. Эти реакции основываются на индивидуальном видении ситуации и являются верными только для конкретного человека. Знание о новой теории эмоций может помочь нам по-другому посмотреть на свои состояния, осознать их и поменять, если они кажутся неадекватными.

А как новый взгляд на эмоции помогает в психотерапии?

Во-первых, теперь не обязательно говорить клиенту, что «Ваши эмоции врожденные, есть базовый набор, который начинает включаться в зависимости от ситуации, они  –  объективный показатель того, что с вами сейчас происходит.» Это я так обычно говорила: есть базовый набор (страх, злость, печаль, радость, отвращение, удивление) плюс социально обусловленный (вина, стыд). Сейчас я говорю, что наши реакции обусловлены текущим физическим состоянием и прошлым опытом. Наша задача – увидеть весь спектр переживаний клиент, который может вписываться в привычные обозначения или нет.

Во-вторых, важно понимать самому и доносить клиенту, что не бывает «правильных» или «неправильных» эмоций, которые в какие-то моменты лучше или хуже чувствовать. Можно сказать, что есть две оси: валентность и возбуждение и по ней можно определять наше состояние. Все названия и понятия эмоций – договоренность между людьми, любой человек может вписываться в эти определения или нет, в зависимости от его индивидуальных особенностей или конкретной ситуации. Клиент и правда может ничего не чувствовать, и это автоматически не означает, что у него алекситимия.

В-третьих, стоит донести клиенту, что мы можем управлять своими состояниями. В процессе терапии становится виден индивидуальный рисунок поведенческого паттерна клиента, в котором демонстрируются его типичные реакции на стресс. Мы работаем над расширением спектра текущих защит и уменьшением влияния разрушающего или неадекватного поведения. Например, клиент привык на любые сложности включать реакцию «убегание»: не спорит с коллегами, а уходит от разговора. Мы можем обсудить другие возможные способы взаимодействия в сложных ситуациях.

В-четвертых, наши эмоциональные состояния часто обусловлены прошлым опытом. Наши реакции когда-то помогли нам выжить и текущее их использование происходит на автомате. Мозг предсказывает будущее развитие ситуации и конструирует наше переживание и последующее действие, которое может быть здесь не уместно, не полезно и не эффективно. И тогда в процессе терапии мы учим клиента брать «внутреннюю паузу» для проверки адекватности своего состояния: «Я сейчас хочу обидеться, а что мне это даст? Может быть стоит обсудить с партнером, что мне не нравится его решение».

В-пятых, наши телесные ощущения могут быть не связаны с эмоциональным состоянием. Они могут просто присутствовать у нас сейчас, их можно не оценивать и не приписывать им чувства и эмоции. Покраснение лица, вспотевшие ладони, напряжение в животе, желание зевнуть и прочее могут быть исключительно реакцией на изменение среды. В помещении стало жарко или душно, вы проголодались, вы начинаете заболевать, понизилось давление и т.д. Не обязательно за этим стоит ваша злость, отвращение или апатия. Иногда ощущения связаны с эмоциональными состояниями, а иногда – нет. Важно их различать и не искать за каждым телесным проявлением важный психологический феномен.

В-шестых, развитие осознанности становится необходимой основой для психического здоровья клиента. Умение разграничивать и выделять составляющие своих переживаний – важный навык любого человека, желающего лучше понять себя и окружающих. «Я сейчас чувствую легкое волнение и небольшое жжение в желудке, а еще усталость и предвкушение о завтрашнем дне. И тогда мое волнение связано с чем-то, на что стоит обратить внимание, как я считаю? А желудок, о чем мне говорит: что не надо было есть сухомятку? А что я предвкушаю? Приятно ли мне думать о предстоящей встрече? И не пора ли спать?» Здесь помогают практики осознанности, ведение дневников эмоций, медитации и т.д.

В-седьмых, нам психологам очень привычно при обозначении клиентом своей эмоции начать рассказывать о том, что на самом деле они означают и почему возникают, нас ведь самих когда-то так учили. Например, клиент говорит, что ему стыдно перед самим собой, и психолог пересказывает чью-то идею об обязательной публичности этого переживания: стыд чувствуется только перед кем-то, иначе это не стыд, а что-то другое. А ведь человек и правда может именно так ощущать себя. Стоит не заниматься здесь пси-просветом, а узнать подробности его состояния: почему стыд возник, как переживается, что хочется сделать в этот момент, как о нем говорится сейчас и т.д.

Это были советы для профессионалов, а что же можно делать в рамках самопомощи?

  • попробуйте осознать и принять концепцию конструирования эмоций сначала просто как знание, по-новому трактующую наше восприятие;
  • расширяйте спектр своих переживаний: я чувствую возбуждение приятное и пугающее одновременно или сейчас во мне спокойствие с привкусом грусти и тихой радости;
  • приобретайте новые понятия о мире: учеба, путешествия, люди, знания, незнакомая пища и т.д.
  • ведите здоровый образ жизни: сон, питание, спорт. Банально? Но это правда помогает лучше себя чувствовать, в том числе и эмоционально.
  • создавайте свои понятий эмоций: мимишность, возбуждение от новой ситуации, предвкушение от неоднозначности, ненависть к себе по утрам и т. д.
  • больше осознавайте себя: я сейчас испуган, потому что реально есть опасность или ситуация отдаленно мне напоминает прошлый опыт, где меня травили одноклассники.

Такое разделение поможет вам не действовать в привычных реакциях прошлого опыта.

Всем удачи и до встречи на конференции на моем мастер-классе»!

Регистрация на конференцию ТУТ.

О спикере

Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбэк-практик, тренер Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП), председатель орг. комитета Московской психодраматической конференции.

 

 

Регистрация на конференцию ТУТ.

Изображение: Yandex.com.tr

Поделиться в соцсетях:

Теория дифференциальных эмоций и эмоциональное развитие

  • Абэ, Дж. А., Такахаши, М., Патнэм, П. Х., и Изард, К. Э. (1995). Изменения в развитии экспрессивного поведения младенцев в возрасте от 13 до 18 месяцев и их значение для социально-эмоциональной компетентности в детском и раннем дошкольном возрасте. Неопубликованная рукопись, Университет Делавэра, Ньюарк, Делавэр.

    Google Scholar

  • Эгглтон Дж. П., Мишкин М. (1986). Миндалевидное тело в эмоциях. В Р. Плутчик и Х. Келлерман (редакторы), Эмоции: теория, исследования и опыт (Том 3, стр. 281–299). Сан-Диего: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Альперн, Л., и Лайонс-Рут, К. (1993). Дети дошкольного возраста в группе социального риска. Развитие и психопатология , 4, 29–48.

    Google Scholar

  • Балабан М. Т. (1995). Аффективное влияние на вздрагивание пятимесячных младенцев: реакции на выражение эмоций на лице. Развитие ребенка , 66, 28–36.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Барретт, К.С., и Кампос, Дж.Дж. (1987). Перспективы эмоционального развития II: функционалистский подход к эмоциям. В JD Osofsky (Ed.), Справочник по развитию младенцев (стр. 555–578). Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Блумберг, С. Х., и Изард, К. Э. (1985). Аффективно-когнитивные характеристики депрессии у детей 10 и 11 лет. Журнал личности и социальной психологии , 49, 194–202.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Блумберг, С. Х., и Изард, К. Э. (1986). Дискриминационные паттерны эмоций у 10- и 11-летних детей при тревоге и депрессии. Журнал личности и социальной психологии , 51, 852–857.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Блумберг, С. Х., и Изард, К. Э. (1991). Паттерны эмоциональных переживаний как предикторы выражения эмоций на лице. Merrill-Palmer Quarterly , 37, 183–197.

    Google Scholar

  • Браун, Дж. Р., и Данн, Дж. (1992). Поговорить с матерью или сестрой? Изменения в развитии ранних семейных разговоров о чувствах. Развитие ребенка , 63, 336–349.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Кэмпбелл, С.Б., Кон, Дж.Ф., Фланаган, К., Поппер, С., Мейерс, Т. (1992). Течение и корреляты послеродовой депрессии при переходе к материнству. Развитие и психопатология , 4, 29–48.

    перекрестная ссылка

    Google Scholar

  • Кэмпбелл С.Б., Пирс Э.В., Марч С.Л. и Юинг Л.Дж. (1991). Несоответствующее поведение, гиперактивность и стрессы в семье как предикторы негативного материнского контроля у детей дошкольного возраста. Развитие и психопатология , 3, 175–190.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Кэмпбелл, С. Б., Пирс, Э. У., Марч, К. Л., Юинг, Л. Дж., и Шумовски, Э. К. (1994). Мальчики-дошкольники, которым трудно управлять: симптоматическое поведение в разных контекстах и ​​во времени. Развитие ребенка , 65, 836–851.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Кампос, Дж. Дж. (1994, весна). Новый функционализм в эмоциях. Информационный бюллетень SRCD, стр. 9–11.

    Google Scholar

  • Кампос, Дж. Дж., Мумме, Д. Л., Кермоян, Р., и Кампос, Р. Г. (1994). Функционалистский взгляд на природу эмоций. Монографии Общества исследований детского развития , 59, 284–303. (1, серийный № 240).

    Google Scholar

  • Камрас, Лос-Анджелес (1992). Экспрессивное развитие и основные эмоции. Познание и эмоции , 6, 269–283.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Чермеле, Дж. А., Акерман, Б. П., Моррис, А., и Изард, К. Э. (1995). Понимание детьми взаимосвязи между эмоциональными проявлениями и эмоциональными переживаниями. Неопубликованная рукопись , Делавэрский университет, Ньюарк, Делавэр.

    Google Scholar

  • Чиккетти, Д. (1990). Организация и согласованность социально-эмоционального, когнитивного и репрезентативного развития: иллюстрации с точки зрения психопатологии развития синдрома Дауна и жестокого обращения с детьми. В Р. Томпсон (ред.), Небраска Симпозиум по мотивации : Vol. 36. Социально-эмоциональное развитие (стр. 259–366). Линкольн: Университет Небраски Press.

    Google Scholar

  • Чиккетти, Д. (1991). Трещины в кристалле: психопатология развития и появление личности. Обзор развития , 11, 271–287.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Дэвис М. (1992). Роль миндалевидного тела в страхе и тревоге. Ежегодный обзор неврологии , 15, 353–375.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Denham, S.A., McKinley, M., Couchoud, E.A., & Holt, R. (1990). Эмоциональные и поведенческие предикторы дошкольных рейтингов сверстников. Развитие ребенка , 61, 1145–1152.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Дерриберри Д. и Ротбарт М. (1983). Эмоции, внимание и темперамент. В CE Izard, J. Kagan и R. Zajonc (Eds.), , эмоции, познание и поведение, (стр. 132–166). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Дюкло, С.Э., Лэрд, Дж.Д., Шнайдер, Э., Секстер, М., Стерн, Л., и Ван Лайтен, 0. (1989). Специфические для эмоций эффекты выражений лица и поз на эмоциональный опыт. Журнал личности и социальной психологии , 57, 100–108.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Данн, Дж., Браун, Дж., и Бердсолл, Л. (1991). Семейные разговоры о чувствах и более позднем понимании детьми эмоций других людей. Психология развития , 27, 448–455.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Двек, Калифорния (1991). Я-теории и цели: их роль в мотивации, личности и развитии. В R. Dienstbier (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation, Vol. 38: Перспективы мотивации (стр. 199–234). Линкольн: Университет Небраски Press.

    Google Scholar

  • Айзенберг Н., Фабес Р. А., Бернцвейг Дж., Карбон М., Пулин Р. и Ханиш Л. (1993). Связь эмоциональности и регуляции с социальными навыками и социометрическим статусом дошкольников. Развитие ребенка , 64, 1418–1438.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Экман, П. (1972). Универсальность и культурные различия в мимике. В JR Cole (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation (том 19, стр. 207–283). Линкольн: Университет Небраски Press.

    Google Scholar

  • Фабес, Р. А., Айзенберг, Н., Карбон, М., Бернцвейг, Дж., Шпеер, А. Л., и Карло, Г. (1994). Социализация заместительной эмоциональной реакции детей и просоциального поведения: отношения с восприятием матерями эмоциональной реактивности детей. Психология развития , 30, 44–55.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Фабес, Р. А., Айзенберг, Н., Карбон, М., Тройер, Д., и Свитцер, Г. (1994). Отношения регуляции детских эмоций к их заместительным эмоциональным реакциям и успокаивающему поведению. Развитие ребенка , 65, 1678–1693.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Фернальд, А. (1992). Материнские вокализации человека младенцам как биологически значимые сигналы: эволюционная перспектива. В JH Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.), Адаптированный разум: эволюционная психология и формирование культуры (стр. 391–428). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Фодор, Дж. (1983). Модульность ума: эссе по факультетской психологии. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Гандур, М.Дж. (1989). Уровень активности как характеристика темперамента детей ясельного возраста. Развитие ребенка , 60, 1092–1098.

    Google Scholar

  • Гарнер, П.В., Джонс, Д.К., и Майнер, Дж.Л. (1994). Социальная компетентность дошкольников с низким доходом: Практика социализации эмоций и социальные когнитивные корреляты. Развитие ребенка , 65, 622–637.

    КАС

    Google Scholar

  • Гуннар, М. Р., Портер, Ф. Л., Вольф, К. М., Ригатусо, Дж., и Ларсон, М. К. (1995). Неонатальная стрессовая реактивность: предсказания более позднего эмоционального темперамента. Развитие ребенка , 66, 1–13.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Харрис, П.Л. (1994). Понимание ребенком эмоций: изменения в развитии и семейная среда. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин , 35, 3–28.

    Перекрёстная ссылка
    КАС

    Google Scholar

  • Харрис П.Л., Джонсон С.Н., Хаттон Д., Эндрюс Г. и Кук Т. (1989). Детская теория разума и эмоций. В CE Izard (Ed.), Развитие отношений эмоций и познания , 3, 379–400.

    Google Scholar

  • Хэвиленд, Дж. Дж., и Лелвика, М. (1987). Индуцированный аффективный ответ: реакции 10-недельных младенцев на три выражения эмоций. Психология развития , 23, 97–104.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Изард, CE (1971). Лицо эмоций. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google Scholar

  • Изард, CE (1972). Шаблоны эмоций. Сан-Диего: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Изард, CE (1977). Человеческие эмоции. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

    Google Scholar

  • Изард, CE (1979). Эмоции как мотивация: эволюционно-развивающая перспектива. В RA Dienstbier (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation (том 26, стр. 163–200). Линкольн: Университет Небраски Press.

    Google Scholar

  • Изард, CE (1992). Основные эмоции, отношения между эмоциями и отношения между эмоциями и познанием. Психологическое обозрение, 99, 561–565.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Изард, CE (1993). Четыре системы активации эмоций: когнитивные и некогнитивные процессы. Психологический обзор , 100, 68–90.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Изард, К.Э., и Акерман, Б. (1995, Зима). Что нового в новом функционализме? Чего не хватает? Информационный бюллетень SRCD , стр. 1–2, 8, 10.

    Google Scholar

  • Изард, К.Э., Догерти, Л.М., и Хембри, Э.А. (1983). Система выявления выражений аффекта по целостным суждениям (Affex). Ньюарк: Делавэрский университет, службы компьютерных сетей и университетские медиа-службы.

    Google Scholar

  • Изард, К. Э., Фантауццо, К. А., Касл, Дж. М., Хейнс, О. М., Райяс, М. Ф., и Патнэм, П. Х. (1995). Онтогенез и значение мимики младенцев в первые девять месяцев жизни., 31, 997–1013.

    Google Scholar

  • Изард, К. Э., Хембри, Э.А., Догерти, Л.М., и Спиццирри, К.С. (1983). Изменения выражения лица младенцев в возрасте от 2 до 19 месяцев после острой боли. Психология развития , 19, 418–426.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Изард, К.Э., и Харрис, П. (1995). Эмоциональное развитие и психопатология развития. В Д. Чиккетти и Д. Дж. Коэне (ред.), Руководство по психопатологии развития: Том 1. Теория и методы (стр. 467–503). Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Изард, К.Э., Хембри, Э.А., и Хюбнер, Р.Р. (1987). Выражение эмоций младенцев в ответ на острую боль: изменение развития и устойчивость индивидуальных различий. Психология развития , 23, 105–113.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Изард, К.Е., и Малатеста, К.З. (1987). Перспективы эмоционального развития I: Теория дифференциальных эмоций раннего эмоционального развития. В JD Osofsky (Ed.), Справочник по развитию младенцев (2-е изд., стр. 494–554). Нью-Йорк: Wiley Interscience.

    Google Scholar

  • Изард, К.Э., и Янгстром, Э.А. (1996). Активация и регуляция страха и тревоги. В DA Hope (Ed.), Симпозиум по мотивации в Небраске: Vol. 43. Взгляд на тревогу, панику и страх . Линкольн: Университет Небраски Press.

    Google Scholar

  • Джейкобс, В. Дж., и Надель, Л. (1985). Стресс-индуцированное восстановление страхов и фобий. Психологический обзор , 92, 512–531.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Каган, Дж., Резник, Дж. С., Кларк, К., Снидман, Н., и Гарсия-Колл, К. (1984). Поведенческая заторможенность в отношении незнакомого. Развитие ребенка , 55, 2212–2225.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Каган, Дж. , Резник, Дж. С., и Снидман, Н. (1987). Физиология и психология торможения поведения у детей. Развитие ребенка , 58, 1459–1473.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Кобак Р. и Коул Х. (1994). Привязанность и метамониторинг: последствия подростковой автономии и психопатологии. В D. Cicchetti & SL Toth (Eds.), Rochester Symposium on Development Psychopathology , Vol. 5. Расстройства и дисфункции личности (стр. 267–298). Рочестер, Нью-Йорк: Университет Рочестера Press.

    Google Scholar

  • Langsdorf, P., Izard, C.E., Rayias, M., & Hembree, E.A. (1983). Выражение интереса, визуальная фиксация и изменения частоты сердечных сокращений у младенцев в возрасте от 2 до 8 месяцев. Психология развития , 19, 375–386.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Лазарь, Р. С. (1991). Познание и мотивация в эмоциях. Американский психолог , 46, 352–367.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Леду, Дж. Э. (1987). Эмоция. В F. Plum (Ed.), Справочник по физиологии, раздел 1. Нервная система: высшие функции мозга (стр. 419–459). Bethesda, MD: Американское физиологическое общество.

    Google Scholar

  • Леду, Дж. Э. (1992). Системы мозга и эмоциональная память. В KT Strongman (Ed.), Международный обзор исследований эмоций (Том 2, стр. 23–29). Чичестер, Великобритания: Wiley.

    Google Scholar

  • Льюис М. и Михалсон Л. (1983). Эмоции и настроения детей: Теория развития и измерение . Нью-Йорк: Пленум Пресс.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Мангельсдорф С., Гуннар М. , Кестенбаум Р., Ланг С. и Андреас Д. (1990). Младенческая склонность к дистресс-темпераменту, материнская личность и привязанность матери к младенцу. Развитие ребенка , 61, 820–831.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Матиас Р. и Кон Дж. Ф. (1993). Соответствуют ли описанные Максом детские выражения лица во время общения лицом к лицу с теорией дифференциальных эмоций? Психология развития , 29, 524–531.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Нельсон, К. (1986). Знание событий: структура и функции в развитии. Хиллсдейл , Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Остер Х., Хегли Д. и Нагель Л. (1992). Суждения взрослых и детальный анализ выражений лица младенцев: проверка достоверности априорных формул кодирования. Психология развития , 28, 1115–1131.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Пэн, К., Джонсон, К.Н., Поллок, Л.Дж., Гласспул, Э., и Харрис, П.Л. (1992). Обучение маленьких детей распознавать смешанные эмоции. Познание и эмоции , 6, 387–401.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Резник Дж. С., Каган Дж., Снидман Н., Герстен Н., Баак К. и Розенберг А. (1986). Заторможенное и расторможенное поведение: последующее исследование. Развитие ребенка , 51, 660–680.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Рискинд, Дж. Х. (1984). Они склонны побеждать: Направляющие и саморегулирующие функции физической осанки после успеха и неудачи. Журнал личности и социальной психологии , 47, 479–493.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Сакс, О. (1995). Антрополог на Марсе: Семь парадоксальных историй . Нью-Йорк: Кнопф.

    Google Scholar

  • Шор, А. Н. (1994). Аффектная регуляция и происхождение самости Нейробиология эмоционального развития. Хиллсдейл , Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Сейфер Р., Самерофф А.Дж., Барретт Л.С. и Крафчук Э. (1994). Младенческий темперамент измеряется несколькими наблюдениями и отчетом матери. Развитие ребенка , 65, 1428–1490.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Смайли, П.А., и Двек, К.С. (1994). Индивидуальные различия в достижении целей у детей младшего возраста. Развитие ребенка , 65, 1723–1743.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Смит, К.А., и Скотт, Х.С. (1996). Компонентный подход к значению мимики. В JA Russell & JM Fernandez Dols (Eds.), Психология выражения лица (стр. 229–254). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Стифтер, К., и Фокс, Н. А. (1990). Младенческая реактивность: физиологические корреляты новорожденного и 5-месячного темперамента. Психология развития , 26, 582–588.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Страсберг З., Додж К. А., Петтит Г. С. и Бейтс Дж. С. (1994). Шлепки в семье и последующая агрессия детей по отношению к детсадовским сверстникам. Развитие и психопатология , 6, 445–462.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Термин, Н.Т., и Изард, К.Е. (1988). Реакции младенцев на выражения радости и печали их матерей. Психология развития , 24, 223–229.

    Перекрёстная ссылка

    Google Scholar

  • Троник, Э., Рикс, М., и Кон, Дж. (1982). Аффективный обмен между матерью и младенцем: модели адаптации. В Т. Филд и А. Фогель (ред.), Эмоции и раннее взаимодействие (стр. 83–100). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Ван дер Колк, Б.А. (1994). Тело ведет счет: память и развивающаяся психобиология посттравматического стресса. Гарвардский обзор психиатрии , 1, 253–265.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед

    Google Scholar

  • Ван дер Колк, Б.А., и Ван дер Харт, 0. (1994). Навязчивое прошлое: гибкость памяти и запечатление травмы. Американский имаго , 48, 425–454.

    Google Scholar

  • Вайнберг, М.К., и Троник, Э.З. (1994). За пределами лица: эмпирическое исследование детских аффективных конфигураций лицевого, голосового, жестикуляционного и регулирующего поведения. Развитие ребенка , 65, 1503–1515.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Вайс, Б., Додж, К.А., Бейтс, Дж.Э., и Петтит, Г.С. (1992). Некоторые последствия ранней жесткой дисциплины. Развитие ребенка , 63, 1321–1335.

    Перекрёстная ссылка
    пабмед
    КАС

    Google Scholar

  • Wellman, HM (1990). Теория психики ребенка. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Вернер, Х. (1948). Сравнительная психология психического развития. Нью-Йорк: Издательство международных университетов.

    Google Scholar

Скачать ссылки

Другие теории эмоций

Циркумплексная теория. Дж. А. Рассел и Х. Шлосберг в так называемой циркумплексной теории эмоций предположили, что существуют два основных измерения (оси) эмоций: удовольствие против страдания и возбуждение против сонливости (рис. 1). Они предположили, что названия различных эмоций можно расположить по кругу вокруг этих осей, при этом размещение укажет на отношение эмоций друг к другу. Возбуждение, например, будет лежать в квадранте, ограниченном возбуждением и удовольствием, тогда как дистресс будет находиться в квадранте, ограниченном страданием и возбуждением.

Рисунок 1

Оси эмоций

Теория Томкинса. Сильван Томкинс предположил, что количество человеческих эмоций ограничено, они генетически запрограммированы в мозг и вызываются изменениями в стимуляции. Изменения в стимуляции вызывают изменения в паттернах возбуждения нейронов, которые, в свою очередь, вызывают изменения в эмоциональных переживаниях. Согласно Томкинсу, эмоции усиливают мотивацию и необходимы для побуждения к поведению. Он также предположил, что с каждой эмоцией связан заранее запрограммированный набор реакций и вокализаций лицевых мышц, что позволяет передавать эмоциональные состояния.

Теория Изарда. Кэрролл Изард определил десять основных эмоций: страх, гнев, стыд, презрение, отвращение, вина, страдание, интерес, удивление и радость — эмоции, которые нельзя свести к более простым эмоциям, но которые можно комбинировать, чтобы вызвать другие эмоции. Далее он предположил, что каждая эмоция имеет свою собственную нейронную основу и паттерн выражения (обычно обозначаемый выражением лица) и что каждая эмоция переживается уникальным образом.

Теория Плутчика. Роберт Плутчик утверждал восемь основных эмоций, каждая из которых напрямую связана с адаптивным паттерном поведения, необходимым для выживания. Восемь эмоций — это гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, принятие и радость. Плутчик предположил, что другие эмоции являются вариациями этих восьми и что эмоции могут сложно комбинироваться и различаться по интенсивности и продолжительности.

Теория противоположного процесса. Теория процесса-противника , предложенная Ричардом Соломоном и Джоном Корбитом, предполагает, что переживание эмоций нарушает состояние гомеостаза тела и что эмоции возникают в основном в противоположных парах — удовольствие-боль, депрессия-приподнятость, страх- облегчение и так далее — и противостоять друг другу, чтобы снова можно было достичь гомеостаза.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *