Социально психологические теории личности
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.
Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В. Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.
Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучение личности (акме — вершина в развитии взрослого человека). Наибольший вклад в разработку данного понимания личности внесли такие психологи, как А. А. Бодалев, А. А. Деркач, П. В. Кузьмина и др.
Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.
Конкретизировав это утверждение А. Маслоу, американский ученый Э. Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй — манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализаторы, с одной стороны, и манипуляторы — с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес к ним,самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и опять-таки тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.
Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других — как манипуляторы, Э.Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное — форму выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя из этого, Э.Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».
Для первого, по наблюдениям Э. Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго — кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего — холодная расчетливость, для четвертого — имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого — терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого — разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого — демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого — лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с целью получения желаемого от них.
Представляется, что описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома применимо и к нашей действительности. Выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм еще в 50-е годы XX в. утверждал, что при нацеленности общества на рынок знаний потребителя манипулирование им становится первостепенной задачей момента. По мнению ученого, из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми.
Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы — мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (Кон И.С. Социология личности. -М., 1967.-С. 23).
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира,следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не предполагает абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В.Н. Мясищев, психологическими.
Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.
Понятно, что результат влияния названных факторов, который оценивается такими показателями, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть одинаковым для всех людей. Если человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую он входит, для него положительно значимы и очень авторитетны, то, по исследованию Е. Б.Старовойтенко, они сильнейшим образом воздействуют на внутреннее становление личности, на ее самодвижение и появление в ней новых ценностных доминант. Влияние, исходящее от авторитетных и значимых для личности людей (общностей), побуждая личность к самоанализу и саморефлексии, позволяет видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.
Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, осуществлять поиск общностей и создавать такие, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.
Необходимо заметить, что в результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе.
Таким образом, отношению личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них.
Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широким социально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помогают ему ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Почему я такой?», «Чего я могу и должен достичь и каким образом?»
Более глубокое проникновение в «Я-концепцию» позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, «Я» реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой — идеальное «Я» (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (каким он стремится и старается стать), фантастическое «Я» (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое «Я». Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «Я» над другими — «Ты» и «Вы» — в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений.
Рассматривая характеристики «Я», нельзя также не заметить, что у одних людей их «Я» обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстраняться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их «Я» плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний. В результате у первых налицо способность к саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность выражена очень слабо или совсем отсутствует.
Психоаналитический подход З.Фрейда (1856-1939) к пониманию личности
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.
З. Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.
Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности — психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.
Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.
Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.
Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии.
Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.
Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.
Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.
Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.
Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.
20. С.-П. теории личности
20.
Социально-психологические теории
личности
План:
1. Специфика
социально-психологических теорий
личности.
2. Характеристики
социально-психологических теорий
личности.
1. В
настоящее время сложился целый ряд
подходов к пониманию личности:
биологический, социологический,
индивидуально-психологический,
социально-психологический и др.
В соответствии с
первым подходом развитие личности
представляет собой развертывание
генетической программы. По существу,
это фатальный подход к личности, признание
неизбежности судьбы человека.
С точки зрения
социологического подхода личности
представляет собой продукт
культурно-исторического развития.
Обоснованием данного подхода служит
бихевиористская модель развития личности
«St
— R»,
где St
– стимул, а R
– реакция. Основной недостаток данного
подхода заключается в том, что при этом
личность лишается активности, субъектности.
С точки зрения
индивидуально-психологического подхода
на развитие личности оказывают влияние
такие особенности как конституция, тип
нервной системы и т. д.
Здесь важно
различать близкие, но не тождественные
понятия: «индивид», «человек», «личность».
Индивид – понятие,
которое изучается в рамках психогенетики,
психофизики, дифференциальной психологии
и т.д. Человек
– понятие
биосоциальное. Оно шире и в психологическом,
и в юридическом смысле понятия «личность».
«Личность»
— это человек
как носитель сознания.
Специфика
социально-психологического подхода к
пониманию личности заключается в
следующем: он объясняет механизмы
социализации личности, раскрывает ее
социально-психологическую структуру,
позволяет диагностировать данную
структуру характеристик личности и
влиять на это.
Социально-психологическая
структура личности – это ценностно-смысловая
сфера, мотивационная сфера (направленность,
жизненные цели, планы, жизненный путь),
когнитивные характеристики (картины
мира), Я-характеристики (Я-концепция,
Я-образ, самоотношение, самооценка),
локус контроля, социально-психологическая
компетентность личности, статусно-ролевые
характеристики личности, эмоциональные
психические состояния и социальные
чувства личности.
2. Существуют
различные социально-психологические
теории личности. Выделяют американские,
европейские, восточные, отечественные
социально-психологические теории
личности.
Из числа многих
современных социально-психологических
теорий личности можно выделить следующие:
психодинамические теории личности,
бихевиористские теории личности,
когнитивные теории личности, ролевые
теории личности, теорию А. Маслоу о
самоактуализации Я, экзистенциальные
теории личности.
Среди отечественных
социально-психологических теорий
личности можно выделить: теорию отношений
В.Н. Мясищева, теорию установок Д.Н.
Узнадзе, диспозиционную теорию личности,
теорию интегральной индивидуальности.
Психодинамические
теории личности
Психоанализ
З.Фрейда
З.Ф. выделяет три
сферы психического: сознание, предсознание,
бессознательное. В бессознательном
находятся основные детерминанты
личности, психической энергии, побуждения
и инстинкты. Существуют два основных
инстинкта: либидо,
или стремление к сексуальному
удовлетворению, и танатос,
инстинкт агрессии и стремления к смерти.
В структуру личности входит 3 основных
компонента: ОНО (Ид), Я (Эго), Сверх-Я
(Супер-Эго). Оно – это основная,
первоначальная и центральная часть
личности почти целиком бессознательна,
не знает ценностей, добра и зла, не знает
морали. Я, с одной стороны, подчиняется
требованиям реальности, это часть
личности отвечает за произвольное
поведение, может контролировать и
подавлять инстинкты, стремится к их
ослаблению, вытеснению в область
подсознания. Для того, чтобы вытесненный
материал не проник снова в сознание Я
использует разнообразные способы защиты
(рационализация, сублимация, проекция,
избегание). Однако, несмотря на наличие
защиты. Вытесненные желания (в основном
они связаны с сексуальными переживаниями)
прорываются в сознание в форме сновидений,
фантазий, «случайных» оговорок,
неожиданных для самого себя действий
и т.п. В своем психосексуальном развитии
человек проходит различные стадии
развития (оральная, анальная, латентная,
фаллическая, генитальная). «Застревание»
на одной из этих фаз может сохраняться
в бессознательной форме и во взрослом
состоянии.
Бихевиористский
подход к пониманию личности
Бихевиоризм
использует для объяснения поведения
два основных понятия: стимул и реакция.
Бихевиоризм стремится иметь дело только
с наблюдаемыми фактами. По Б. Скиннеру,
личность – сумма паттернов поведения
(целостная совокупность поведенческих
реакций). Различные ситуации вызывают
различные паттерны реакций. Каждая
индивидуальная реакция основана
исключительно на предыдущем опыте и
генетической истории. Павлов открыл
механизм образования условных реакций
при сочетании безусловного рефлекса с
некоторым сигналом, Скиннер расширил
эту модель – принцип награждения за
желаемые и наказание за нежелательные
реакции.
Понимание
личности с позиции гуманистической
психологии
Решающую роль в
жизни и развитии человека играет его
представление о самом себе, его
Я-концепции. Роджерс полагал, что в
каждом человеке есть стремление
становиться компетентным и способным
настолько, насколько это возможно для
него биологически, становиться целостным,
полным, самоактуализирующимся человеком.
Пирамида
фундаментальных потребностей А. Маслоу:
физиологические, потребность в
безопасности, потребность в любви
принадлежности, потребность в уважении,
потребность в самоактуализации.
Понимание
личности с точки зрения трансакционного
анализа
Э. Берн постулирует
три возможных состояния Я человека –
Родитель, Взрослый, Ребенок. Берн
утверждает, что большинство людей в
своей жизни в основном занимаются
играми, очень мало посвящая подлинной
жизни, искренней человеческой близости,
дающей истинное удовлетворение. Как
правило, игра усваивается в детстве, и
в дальнейшем человек не осознает
подлинных причин своего поведения,
действуя по заранее заданной схеме.
Главной неосознаваемой целью игры
является пребывание в том или ином
состоянии Я, которое приносит внутреннее
удовлетворение, иногда «патологическое».
Понимание
личности в рамках экзистенциальной
психологии
Крупнейший
представитель В. Франкл. Основным сугубо
человеческим стремлением, по Франклу,
является стремление обрести смысл
своего существования, и человек ощущает
фрустрацию, или экзистенциальный вакуум,
если это стремление остается
нереализованным. Не человек ставит
вопрос о смысле жизни – сама жизнь
ставит этот вопрос перед ним, и ему
приходится постоянно отвечать на него
не словами, а действиями. Этот смысл
всегда уникален, ему нельзя научить, но
человек может его создать и несет
ответственность за осуществление своего
уникального смысла жизни. Причем человек
свободен найти и реализовать смысл
жизни всегда, смысл жизни может быть
найден при любых обстоятельствах. В
поисках смысла жизни человека направляет
его совесть, совесть – это орган смысла.
Нормальное чувство счастья, по Франклу,
представляет собой скорее просто
сопутствующее явление, сопровождающее
достижение цели, следование смыслу
жизни.
6 моделей, призванных объяснить поведение человека
Теории личности являются результатом гипотез, экспериментов, тематических исследований и клинических исследований, проводимых учеными в области психологии и человеческого поведения.
Личность — это ваш уникальный набор моделей поведения, переживаний, чувств и мыслей, которые делают вас вами.
Несмотря на то, что со временем она может немного меняться, ваша личность остается неизменной на протяжении всей жизни после достижения определенного возраста.
Теории личности пытаются ответить на вопрос, почему определенные черты и черты развиваются у одного человека по сравнению с другим — или развиваются вообще. Цель состоит в том, чтобы определить, что делает всех такими похожими и такими разными одновременно.
Какой личностью не является
Личность — это не набор ваших навыков. Это не ваши биологические или физические различия. Это не преходящие состояния, вроде голода или печали.
Например, вы можете быть чемпионом по футболу, но это не является частью вашей личности. Вместо этого ваша надежность, экстраверсия и амбиции могут быть чертами характера, которые могут склонить вас к успеху в командных видах спорта.
Было ли это полезно?
Область теорий личности продолжает расти и меняться по мере появления новых возможностей для исследований и завершения исследований.
По мере развития исследований развивались и сами теории. Некоторые теории могли утратить свою актуальность из-за неубедительных исследований или новых выводов экспертов.
1. Психодинамические теории
Зигмунд Фрейд заложил основу психодинамических теорий личности, предложив ид, эго и суперэго. Фрейд рассматривал эти три части разума как основу человеческой личности.
Согласно Фрейду, эти концепции могут объяснить индивидуальное поведение.
Оно было связано с вашими иррациональными и эмоциональными импульсами, в то время как эго взвешивало все рациональные плюсы и минусы. Затем суперэго стремилось применять социальные нормы, правила и другие личные ценности, которые в конечном итоге побуждали вас действовать на основе ваших основных убеждений.
Позже, в части психосексуального развития личности Фрейда, он объяснил, как человек пришел к этим убеждениям и идеалам.
Фрейд считал, что переживания раннего детства играют наиболее важную роль в развитии личности. Ранняя жизнь, по его словам, определялась пятью психосексуальными стадиями, основанными на ощущениях удовольствия в эрогенных зонах:0003
- оральный: ротовой и сосательный рефлексы
- анальный: контроль мочевого пузыря и кишечника
- фаллический: гениталии и идентификация пола интерес и ориентация
Фрейд предположил, что каждая стадия представляет собой конфликт развития. Если вы успешно преодолели его, вы перейдете к следующему этапу развития.
В соответствии с теорией личности Фрейда, неспособность выйти за пределы фазы приводит к определенным психологическим проблемам, таким как Эдипов комплекс, в более позднем возрасте.
Карл Юнг и Эрик Эриксон — другие имена, обычно связанные с важными работами в области психодинамической теории, хотя Эриксон, в частности, отметил значительный отход от теорий Фрейда.
2. Теории черт
Теория черт — одна из самых популярных теорий личности. Он предполагает, что личности людей различаются в зависимости от того, какие основные черты личности являются более доминирующими.
В этом смысле каждая черта рассматривается как континуум.
Возьмем, к примеру, доброту. Вместо того, чтобы рассматривать это как необязательную черту личности (одни люди добрые, а другие нет), вы можете думать об этом как о скользящей шкале. Все находятся где-то в континууме доброты. И ты либо более добрый, либо менее добрый по сравнению с кем-то другим.
Одной из самых известных теорий черт является пятифакторная теория, также известная как «Большая пятерка», предложенная Дональдом У. Фиске. Эта теория утверждает, что личность состоит из пяти различных черт:
- приятность
- добросовестность
- экстраверсия
- невротизм
- открытость опыту
Каждая черта имеет диапазон, который простирается от одной крайности к другой, и каждый человек попадает где-то в этом диапазоне.
Другие известные теории черт включают теории, разработанные Гордоном Олпортом, Рэймондом Кеттеллом и Гансом Айзенком. Теория Айзенка, например, сосредоточилась всего на трех континуумах черт для всех: экстраверсии, невротизме и психотизме.
3. Гуманистические теории
Гуманистический подход к теориям личности предполагает понимание не только моделей поведения и мышления, но и понимания того, что, по мнению человека, придает его жизни смысл.
Гуманистические теории предполагают, что личность человека в значительной степени зависит от того, что он думает о себе — кем он себя считает.
Гуманистическая иерархия потребностей Абрахама Маслоу, например, предполагает, что личность является результатом того, что кто-то может удовлетворить — или не удовлетворить — основные потребности, такие как безопасность, чувство собственного достоинства и принадлежность.
Карл Роджерс исследовал концепцию самоактуализации. Эта теория утверждает, что людьми движет потребность в личностном росте. Стремление к обучению и росту — это то, что формирует чью-то личность.
4. Социальные когнитивные теории
Социальные когнитивные теории личности включают несколько школ мысли, таких как бихевиоризм, теория социального научения и теория ценности ожидания.
Бихевиоризм
Теория бихевиоризма предполагает, что человеческое поведение является прямым результатом вознаграждений и наказаний.
Другими словами, вы приучены реагировать определенным образом из-за того, что в вашей жизни действует схема вознаграждения-наказания.
Пример
Если щедрость в школе вызывала у вас общественное восхищение, позже в жизни вы можете продолжать быть щедрым из-за раннего положительного подкрепления.
Было ли это полезно?
Джону Б. Уотсону часто приписывают пионерскую работу в области теории поведения, хотя Уильям Карпентер, Александр Бейн и Зигмунд Фрейд также имеют отношение к ее ранней концептуализации, согласно исследованию 2014 года.
Теория социального обучения
Тесно связана с бихевиоризмом теория социального обучения Альберта Бандуры, которая использует поведенческие модели и добавляет компонент мышления. Другими словами, теория предполагает, что ваш мыслительный процесс играет важную роль в принятии решения о том, следует ли вам имитировать определенное поведение (обучение).
Согласно теории социального научения, то, как вы воспринимаете поведенческое подкрепление, важнее самого подкрепления.
Пример
Ребенок, который любит конфеты, может воспринимать их как награду, тогда как ребенок, который не любит конфеты, воспринимает их как наказание.
Было ли это полезно?
Бандура также считал, что среда влияет на личность человека и наоборот.
Например, сотрудничество может дать вам возможность трудоустройства. Это также может повысить готовность к сотрудничеству окружающих, создав атмосферу сотрудничества.
Бандура изменил название модели с социального обучения на социальную когнитивную теорию в 1986.
3. Теория ожидаемой ценности
Другая модель человеческой личности, основанная на бихевиоризме, — это модель Джулиана Роттера.
Роттер предположил, что человеческое поведение мотивировано ожидаемыми наградами или наказаниями, которые оно может получить. Это ожидание исходит из прошлого опыта и того, думали ли вы, что последствия ваших действий находятся под вашим контролем.
Когда кто-то считает, что может контролировать результат, он более мотивирован к действию. Это особенно верно, когда они ожидают положительного результата, потому что аналогичные действия были вознаграждены в прошлом.
Пример
Вы узнали, что обучение не менее чем за 4 часа до теста приводит к его сдаче.
В следующий раз, когда будет назначен тест, у вас будет больше мотивации учиться в течение 4 часов, чтобы получить проход.
Было ли это полезно?
5. Биологические теории
Согласно исследованию 2016 года биологические теории личности утверждают, что структуры мозга и нейрофизиология определяют черты вашей личности.
Другими словами, такая простая вещь, как более высокий уровень нейротрансмиттеров, может дать вам, например, более позитивный настрой, чем кто-либо другой.
Ганс Дж. Айзенк и Джеффри А. Грей включили нейропсихологию в свои теории личности.
6. Эволюционные теории
Чарльз Дарвин впервые представил концепции эволюции и естественного отбора в середине 1800-х годов. Его работа зажгла целую область эволюционной биологии.
Позже другие ученые исследовали предпосылки Дарвина, чтобы объяснить поведение человека. Согласно этой структуре эволюционных теорий, человеческая личность в первую очередь является результатом генов и наиболее полезных черт.
В конечном счете, эволюционная теория утверждает, что личностные характеристики, которые повышали шансы ваших предков на выживание, являются чертами, которые могут лежать в основе вашей личности сегодня.
Пример
Ваш страх перед змеями может казаться инстинктивным, но теория эволюции утверждает, что это может быть результатом того, что ваши предки узнали, что змеи могут быть опасны.
Было ли это полезно?
Личность неизмерима. У всех по-разному. Это затрудняет изучение личности. Как вы контролируете окружающую среду и доказываете, что личность развивается определенным образом?
Вы не можете — по крайней мере пока.
По этой причине развитие личности существует только в теории и является предметом споров, хотя некоторые исследования поддерживают (или опровергают) существующие теоретические модели.
Один из самых больших споров в теории личности вращается вокруг теорий Зигмунда Фрейда о личности и развитии. Еще в 1987 году исследователи писали о доминировании мужчин, ссылаясь на женщин, которые могут быть истолкованы как унизительные.
Теории личности стремятся создать основу для объяснения различий и сходств в человеческом поведении и личности. Они часто пересекаются или дополняют друг друга, а иногда могут противоречить друг другу.
Каждая теория личности предлагает структуру для анализа человеческой личности, и большинство из них имеют обширные исследования, подтверждающие некоторые из их положений. Это одна из причин, по которой изучение личности в психологии все еще находится в стадии развития и не дает окончательных результатов.
Личность | ProspectiveDoctor
Сэм раскрывает личность в этом подкасте. Он рассказывает о различных теориях личности и о том, как личность влияет на наше поведение. Он также разбирает расстройства личности и вопросы, связанные с личностью, которые могут появиться в MCAT.
- [02:55] Различные теории личности
- [04:42] Шесть теорий личности
- [05:18] Психоаналитическая теория личности
- [07:50] Гуманистическая теория личности
- [09:37] Теория черт
- [11:30] Теория социального познания
- [13:37] Биологическая перспектива личности
- [15:25] Бихевиористская теория личности
- [17:14] Расстройства личности
- [17:14] Странные или эксцентричные расстройства личности
- [18:55] Параноидальное расстройство личности
- [21:55] Драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение
- [23:45] Тревожное и испуганное поведение
Различные теории личности
Личность описывается как чья-то повторяющаяся поведенческая манерность с течением времени или характерные модели мышления, чувств и поведения человека. Проще говоря, личность — это то, что делает нас нами. Теперь, чтобы попытаться объяснить различные теории личности, мы возьмем одного из самых талантливых, но противоречивых людей в индустрии развлечений — Канье Уэста. Проведя быстрый поиск в Интернете о Канье, Сэм пришел к выводу, что Канье лучше всего описывают эти четыре черты личности: креативность, нарциссизм, проницательность и чувствительность. Итак, мы будем использовать эти четыре черты личности и попытаемся объяснить, почему Канье Уэст такой, какой он есть.
Шесть различных теорий о личности
При описании личности мы рассмотрим шесть различных теорий личности: психоаналитическую теорию, гуманистическую теорию, теорию черт, социально-когнитивную теорию, биологическую теорию и теорию бихевиоризма.
Психоаналитическая теория личности
Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и утверждала, что человеческая личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Говорят, что эти три элемента работают вместе, чтобы создать наш характер.
Гуманистическая теория личности
Абрахам Марслоу и Карл Роджерс разработали гуманистическую теорию личности. Они объяснили, что личность проистекает из желания реализовать свой потенциал и сосредоточена на психологическом росте, свободе воли и личном сознании.
Теория черт
Теория черт личности была разработана Рэймондом Кеттеллом, который утверждал, что личность человека представляет собой ряд черт, стабильных во времени. Подход сужает личность человека до пяти основных черт: открытость, покладистость, экстраверсия, невротизм и добросовестность.
Теория социального познания
Теория социального познания была разработана Альбертом Бандурой и описывает, как развивается личность посредством социального обучения и познания. Согласно теории, личность формируется, наблюдая за другими и учась у них, а также выбирая, подражать ли их поведению.
Биологический взгляд на личность
Биологический взгляд на личность фокусируется на роли биологии, особенно генетики, в изучении того, что формирует личность человека. Согласно предыдущим исследованиям, личность каким-то образом передается по наследству, а это означает, что часть личности исходит из генетики.
Теория бихевиоризма
Теория бихевиоризма утверждает, что окружающая среда вокруг указанного человека развивает его личность. Теория в основном пытается объяснить, как личности узнаются, а затем подкрепляются окружающей средой человека.
Расстройства личности
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и внутренние переживания, которые значительно отличаются от ожидаемых. Расстройства личности делятся на три группы: странное или эксцентричное поведение; драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение; и тревожное или боязливое поведение.
Кластер расстройств личности А характеризуется странным, эксцентричным мышлением или поведением.