Теория личности по Фрейду — Психология 108
- Что такое психоанализ.
- Основные концепции.
- Структура личности.
Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.
Что такое психоанализ
Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики, был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом (основная статья — Зигмунд Фрейд и рождение психоанализа).
*В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых — последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами — Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.
Различные методы и системы, основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.
На сегодняшний день психоанализ, или его элементы, использует большинство психологических школ. Несмотря на то, что их идеи о структуре личности могут существенно отличаться, все они, так или иначе, используют в качестве базовых, концепции, разработанные Фрейдом.
Основные концепции психоанализа
Вот несколько фундаментальных идей психоанализа, в той или иной мере, присущих большинству психоаналитических методов.
— Поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются ЛИБИДО или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).
— Основная причина психологических проблем личности (невротическое поведение, депрессии, тревожность, комплексы) — неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.
— Существенного ослабления этого конфликта, можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний, вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве психоаналитика (проживание, анализ, принятие травмирующего материала).
— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного (основная статья — Психологические защиты личности).
Структура личности (психики) по Фрейду
Согласно теории Зигмунда Фрейда, существует три различных уровня сознания человека.
1. СОЗНАНИЕ. Это часть нашего сознания, которая осознается нами, в каждый момент времени. Здесь находятся наши мысли, идеи, концепции, ощущаются и осознаются эмоции, сопровождающие мыслительный процесс, здесь, через мысли и ощущения интегрируется рациональный опыт познания мира (восприятие информации при помощи органов чувств). Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду весьма незначительная), которая подлежит реальному осознанию и оценке.
2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознательное). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени (и это было бы нерационально), однако, при необходимости, мы всегда имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся наши воспоминания, наши знания, в общем и целом, это наша память.
3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для обнаружения и рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт (чаще всего травматический), иррациональные устремления.
В общем, СОЗНАНИЕ, ПРЕДСОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет из себя некую виртуальную информационную среду, которая, хоть и является неотъемлемой частью нашей личности, доступна для нее в разной степени.
Сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики), структурно состоит из следующих частей — ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).
— ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой рождается каждое человеческое существо, это врожденная, а не приобретенная в результате развития, часть личности. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение наших базовых потребностей, посредством эмоциональных импульсов заставляя нас ХОТЕТЬ реализовать эти потребности.
По Фрейду, ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.
Метафорически, для ИД единственное реальное благо — это удовлетворение потребностей, причем немедленно и любой ценой. Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.
В психоанализе Фрейда считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.
— ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца. Причина развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром, развивается ЭГО, руководствуясь рациональным принципом реальности. Что это означает? Это значит, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено с известными трудностями, и их исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира. Эти реалии — наличие других людей, у каждого из которых, также, есть свои желания и потребности. На основе опыта, происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы и отсрочку получения желаемого. Так происходит постепенное формирование стратегий поведения, с учетом внешних обстоятельств. С точки зрения теории Фрейда, эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.
— СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду, эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы (этика), которые формируются в сознании, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее естественных внешних обстоятельств жизни ребенка. Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо, а в дальнейшем, за формирование базовых идей о том, каким является окружающий нас мир и какое в нем место занимает сама личность. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — СОВЕСТЬ и Я — ИДЕАЛ.
СУПЕР ЭГО, как и ЭГО находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.
По мнению Фрейда, показателем психологически здоровой личности, является эффективный контроль ЭГО над Супер Эго и Ид. Принимая такую позицию, можно сделать вывод о том, что Эго, должно быть «сильнее» других частей личности. По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее, следует понимать, что роль Я, в любом случае, сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом, максимально безопасным для личности способом.
Найти идеальный компромисс между ИД и СУПЕР ЭГО, в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно. Учитывая данный тезис, можно сделать вывод, что полностью устранить психологические напряжения в психике человека нельзя.
В случае, если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге, пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.
Если же доминантным является Ид, то данная личность, будет постоянно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки. Идеальным выражением такой ситуации, будет психопатическая личность с диссоциальным расстройством личности.
Продолжение, следующая часть темы — ПСИХОАНАЛИЗ, КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ.
3.2. Структура личности
Ответы
на вопрос «Что представляет собой
личность человека?» не одно десятилетние
искали многие ведущие психологи мира.
Как мы
помним из темы 1, в психологии нет
единой теории, которая трактовала бы
психические явления однообразно. В
течение долгого времени все предположения
и гипотезы о механизмах и природе
развития личности сформировались в
несколько основных теорий: аналитическая
теория К.Г. Юнга, гуманистическая
теория, авторами которой являются
К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная
теория личности Дж. Келли, деятельностная
теория С.Л. Рубенштейна и др.
исследователей, поведенческая и
диспозитивная теории, и наконец,
психодинамическая теория, известная
как классический психоанализ, автором
которого является австрийский психолог
Зигмунд Фрейд. Названные теории по-своему
определяют, что составляет личность,
какова ее структура. Одним из самых
популярных и известных является
представление о структуре личности З.
Фрейда.
С точки зрения
основателя психоанализа З. Фрейда
структура
личности и ее психики имеет три
составляющих: Ид, Эго и СуперЭго.
Эти
части находятся в постоянном взаимодействии
(рис. 3.3).
1. «Ид»
(«Оно»). Примитивная
материя, которая отвечает за врожденные
процессы. Это бессознательное, в которое
входят желания, удовольствия и либидо
человека. Это все то плохое, что случилось
с человеком в прошлом, и то, что он не
осознает.
2. «Эго»
(«Я»). Сознание,
которое следует реальности. Вырабатывает
механизмы, которые позволяют адаптироваться
к окружающей среде.
Это
то, как человек воспринимает себя и свое
поведение.
3.
«СуперЭго»
(«Сверх Я»). Бессознательное,
приобретенное до появления функции
речи. В него входят нормы поведения,
правила, запреты и различные табу,
являющиеся продуктом влияния других
людей.
Это,
то, как личность воспитали люди вокруг:
семья, воспитатели, друзья, все те, с кем
мы общаемся и кто значим для нас. Это
так называемые нормы общества,
источник
моральных и религиозных чувств,
контролирующий и наказующий агент,
продукт влияния, исходящего от других
людей. Возникает в раннем детстве.
Рис. 3.3.Структура
личности по З. Фрейду
«Оно»
находится в конфликте со «Сверх Я».
Согласно психоанализу Фрейда структура
гармоничной личности подразумевает
равное сочетание «Оно» и «СуперЭго».
Любой перевес в одну из этих субстанций
может привести к отклонениям в психических
процессах и даже возникновению патологий.
В
то же время, Фрейдом не отвергалась
мысль, что, работая не только над своим
сознанием, но и над неизведанными
уголками подсознания, мы в силах развить
в себе гармоничную личность. Эта мысль
дает возможность психоанализу до сих
пор оставаться одним из ведущих
направлений в психологии.
Основатель
«аналитической психологии» Карл Густав
Юнг вносит существенные изменения в
структуру личности. Ученик атеиста
Фрейда, Юнг был глубоко верующим человеком
и в своих теориях реабилитирует понятие
«душа».
Юнг
также проводит доскональный анализ
культур и мифов, в которых находит
соответствующую им специфику поведения,
и в то же время схожие, несмотря на
расовые и половые различия, мотивы.
Важнейшим
вкладом Юнга считается введение термина
«коллективное бессознательное»,
содержанием которого являются архетипы.
Архетипы – это накопленный человеческий
опыт, который оседает в психике в виде
образов поведения, мышления, мировосприятия,
и функционирует схожим с инстинктами
образом. Одним из основополагающих
архетипов Юнг считает архетип самости,
Бога в себе. По его мнению, душа – это
то, что Бог передал человеку, поэтому
задача каждого человека найти в себе
эту частицу, не впав при этом в ересь
нарциссизма. Собственно реализацию
этой самости Юнг называет индивидуацией.
Он отмечает, что у личности очень много
составляющих, и каждый реализованный
архетип становится частью самости.
Чрезвычайно важно при этом сохранить
между ними гармонию без перекосов в
одну сторону в ущерб другим. То, как
проявляются архетипы, можно увидеть в
работе сновидений.
Вместе
с тем Юнг говорит и о личном бессознательном,
содержанием которого являются комплексы,
вытесняемые переживания и личностные
смыслы. Структура личности по Юнгу
сложнее, чем у Фрейда (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Структура
личности по К.Г. Юнгу
Согласно Юнгу, в
структуре личности обозначены следующие
части:
Я (самость)
– это центр самосознания личности,
проявление её внутренней гармонии и
целостности;Персона
–
представляет из себя социальную маску,
то есть то, как ведет себя человек в
обществе и как хочет, чтобы его
представляли. Стоит отметить, что
персона далеко не всегда является тем,
кем является человек на самом деле.Тень
–
объединяет в себе низменные проявления
человека, то, что Фрейд называл «Оно».
Зачастую наличие и особенно содержание
этого компонента человек пытается
скрыть как от других, так и от себя.Анима
и анимус –
мужские и женские проявления души. В
этой связи Юнг выделяет женские и
мужские свойства. Женские – нежность,
эстетизм, заботливость, мужские – сила,
логичность, агрессивность.
Юнг
привнес в психоанализ социологические
черты, сделал его социотропным. Многие
исследователи традиций, мифов и сказок
ориентируются на результаты его трудов.
В психологии
существуют два главных направления
исследования личности: в основе первого
лежит выделение в личности тех или иных
черт, в основе второго – определение
типов личности.
С точки зрения
отечественных психологов элементами
психологической структуры личности
являются ее психологические свойства
и особенности, обычно называемые «чертами
личности», которые они пытаются условно
уложить в некоторое количество
подструктур. Низшим уровнем личности
является биологически обусловленная
подструктура, в которую входят возрастные,
половые свойства психики, врожденные
свойства типа нервной системы и
темперамента. Следующая подструктура
включает в себя индивидуальные особенности
психических процессов человека, т. е.
индивидуальные проявления памяти,
восприятия, ощущений, мышления,
способностей, зависящих как от врожденных
факторов, так и от тренировки, развития,
совершенствования этих качеств. Далее,
уровнем личности является также ее
индивидуальный социальный опыт, в
который входят приобретенные человеком
знания, навыки, умения и привычки. Эта
подструктура формируется преимущественно
в процессе обучения, имеет социальный
характер. Высшим уровнем личности
является ее направленность, включающая
влечения, желания, интересы, склонности,
идеалы, взгляды, убеждения человека,
его мировоззрение, особенности характера,
самооценки. Подструктура направленности
личности наиболее социально обусловлена,
формируется под влиянием воспитания в
обществе, наиболее полно отражает
идеологию общности, в которую человек
включен. Именно так рассматривал
структуру личности С.Л. Рубинштейн
(рис. 3.5).
Различие людей
между собой многопланово: на каждой из
подструктур имеются различия убеждений
и интересов, опыта и знаний, способностей
и умений, темперамента и характера.
Именно поэтому непросто понять другого
человека, непросто избегать несовпадений,
противоречий, даже конфликтов с другими
людьми. Чтобы более глубоко понять себя
и других, нужны определенные психологические
знания в сочетании с наблюдательностью.
Рис. 3.5. Структура
личности по С.Л. Рубинштейну
Иерархическая
структура личности
(по К.К. Платонову) представлена на
следующем рисунке. 3.6.
Рис. 3.6. Структура
личности по К.К. Платонову
Как
уже говорилось: в основе второго подхода
к рассмотрению структуры личности –
определение типов личности. Примером
такого подхода является типология
личности по Э. Шострому. Э. Шостром
в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор»
делит всех людей на манипуляторов и
актуализаторов. Актуализатор – это тот
человек, который использует свой
внутренний потенциал, живет полноценной
жизнью. Стиль жизни манипулятора
базируется на 4-х китах: ложь, неосознанность,
контроль и цинизм. Стиль жизни актуализатора
– это честность, осознанность, свобода
и доверие (табл. 3.1).
Переходный
период от манипуляции к актуализации
представляет собой движение от апатии
и нарочитости к жизненаполненности и
спонтанности.
Таблица
3.1
Основные
контрастные характеристики крайних
типов
Актуализаторы | Манипуляторы |
Честность | Ложь |
Осознанность | Неосознанность |
Свобода | Контроль |
Доверие | Цинизм |
Актуализатор
находится в большей безопасности, чем
манипулятор, поскольку понимает,
во-первых, то, что он уникален; во-вторых,
то, что его уникальность – это ценность.
Актуализатор ищет в себе самобытность
и уникальность. Манипулятор, наоборот,
загоняет свою самобытность вглубь и
повторяет, копирует, тиражирует чьи-то
поведенческие модели. Он старается,
пыхтит, карабкается вверх, но по уже
освоенным горам.
Отношение
манипулятора к другим – объектное,
дистантное. Отношение актуализатора –
субъектное; он общается тесно, на короткой
дистанции.
Манипулятор
– это человек, который постигает секреты
человеческой природы с одной единственной
целью – чтобы лучше контролировать
окружающих. Сокрытие своих истинных
глубоких чувств – это клеймо манипулятора.
Современный
манипулятор развился из ориентации
общества на рынок, когда человек – это
вещь, о которой нужно много знать и
которой нужно уметь управлять.
Автор
считает, что все мы манипуляторы и в
каждом из нас сидит несколько манипуляторов.
В разные моменты жизни то один, то другой
из них руководит нами, но все же
преобладающим является один тип
манипулятора. Прежде чем отвергать,
ампутировать наше манипулятивное
поведение, следует постараться переделать
или модернизировать его в актуализированное
поведение, т.е. нам надо более творчески
манипулировать. Шостром выделяет восемь
основных типов манипуляторов и восемь
типов актуализаторов (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Основные
типы манипуляторов и актуализаторов
№ | Типы | Типы |
1 | Диктатор | Лидер |
2 | Тряпка | Сочувствующий |
3 | Калькулятор | Внимательный |
4 | Прилипала | Признательный |
5 | Хулиган | Напористый |
6 | Славный | Заботливый |
7 | Судья | Выразитель |
8 | Защитник | Водитель |
1.
Диктатор. Он преувеличивает свою силу,
он доминирует, приказывает, цитирует
авторитеты, т.е. делает все, чтобы
управлять своими жертвами. Разновидности
диктатора: настоятельница, начальник,
босс, младшие боги.
2.
Тряпка. Обычно жертва диктатора и его
прямая противоположность. Тряпка
развивает большое мастерство во
взаимодействии с диктатором. Она
преувеличивает свою чувствительность.
При этом характерные приемы: забывать,
не слышать, пассивно молчать. Разновидности
тряпки – мнительный, глупый, хамелеон,
конформист, смущающийся, отступающий.
3.
Калькулятор. Преувеличивает необходимость
все и всех контролировать. Он обманывает,
увиливает, лжет, старается, с одной
стороны, перехитрить, с другой стороны
– перепроверить других. Разновидности:
делец, аферист, игрок в покер, делатель
рекламы, шантажист.
4.
Прилипала. Полярная противоположность
калькулятору. Изо всех сил преувеличивает
свою зависимость. Это личность, которая
жаждет быть предметом забот. Позволяет
и исподволь заставляет других делать
за него его работу. Разновидности:
паразит, нытик, вечный ребенок, ипохондрик,
иждивенец, беспомощный, человек с девизом
«Ах, жизнь не удалась, и поэтому …»
5.
Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность,
жестокость, недоброжелательность.
Управляет с помощью угроз различного
рода. Разновидности: оскорбитель,
ненавистник, гангстер, угрожающий.
Женская вариация хулигана – сварливая
баба.
6.
Славный парень. Преувеличивает свою
заботливость, любовь, внимательность.
Он убивает добротой. В некотором смысле
столкновение с ним куда труднее, чем с
хулиганом. В любом конфликте хулигана
со славным парнем хулиган проигрывает.
Разновидности: угодливый, добродетельный,
моралист, человек организации.
7.
Судья. Преувеличивает свою критичность.
Он никому не верит, полон обвинений,
негодования, с трудом прощает.
Разновидности: всезнающий, обвинитель,
обличитель, собиратель улик, позорящий,
оценщик, мститель, заставляющий признать
вину.
8.
Защитник. Противоположность судье. Он
чрезмерно подчеркивает свою поддержку
и снисходительность к ошибке. Он портит
других, сочувствуя сверх всякой меры,
и отказывается позволить тем, кого
защищает, встать на собственные ноги и
вырасти самостоятельным. Вместо того
чтобы заняться собственными делами, он
заботится о нуждах других. Разновидности:
наседка с цыплятами, утешитель,
покровитель, мученик, помощник,
самоотверженный.
Таким
образом, манипулятор – это личность,
которая относится к людям ритуально,
изо всех сил стараясь избежать интимности
в отношениях и затруднительного
положения.
Типы
актуализаторов Шостром выводит из
манипуляторов. Из Диктатора может
развиться прекрасный Лидер, который не
диктует условия, а ведет. Из Тряпки может
получиться Сочувствующий. Он не только
говорит о своей слабости, но и реально
ее осознает. Он может требовать хорошей
работы, но лояльно относиться к тому,
что любой человек склонен ошибаться.
Из
Калькулятора может развиться Внимательный.
Из Прилипалы может получиться
Признательный. Он не просто зависит от
других, но и высоко оценивает труд
других. Из Хулигана развивается
Напористый. Он отличается откровенностью
и прямотой. Из Славного Парня развивается
Заботливый. Он действительно расположен
к людям, дружелюбен, способен на глубокую
любовь. И в нем нет раболепия Славного
Парня. Из Судьи развивается Выразитель.
Он обладает редким умением выражать
свои убеждения, не критикуя и не унижая
других. Из Защитника может получиться
Водитель. Он не учит и не защищает всех
подряд, но помогает каждому найти свой
собственный путь, не навязывая своих
взглядов.
Итак,
манипулятор – это многогранная личность
с антагонистическими противоположностями
в душе; актуализатор – многогранная
личность с взаимодополняющими
противоположностями.
Автор данной теории
придерживается того взгляда, что в
каждом из нас есть и манипулятор и
актуализатор и каждый из нас свободен
выбирать, кем из перечисленных типов
ему быть. «Люди подобны рекам, и во всех
этих реках течет одна и та же вода. Просто
по форме эти реки различны. Так же и
люди. Любой из нас несет в себе семена
каждого человеческого качества, и
проявление тех или иных качеств зависит
от ситуации».
Выше был представлен
один из типологических подходов структуры
личности. А теперь рассмотрим подробнее
основные свойства личности.
Ид, Эго и Суперэго: что нужно знать о теории Фрейда
(Последнее обновление: 3 апреля 2023 г.)
Идентификатор | Эго | Суперэго | Как они взаимодействуют | Воздействие | FAQ
В своей теории психоанализа Зигмунд Фрейд предположил, что человеческая личность состоит из трех ключевых элементов. Он назвал их ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, именно взаимодействие этих трех частей личности влияет на то, как люди думают и ведут себя.
Ид управляет нашими потребностями и желаниями, а Суперэго стремится к нравственности и совершенству. Эго является посредником между ними, который пытается удовлетворить потребности Ид и Супер-Эго, принимая во внимание требования реальности.
Чтобы понять теорию Фрейда, важно понять, как он описал каждый из этих компонентов личности. В этой статье описывается теория Фрейда об ид, эго и суперэго и исследуется, как взаимодействуют эти три аспекта личности.
Подробнее: Что такое психология личности
Содержание
Что такое идентификатор?
Фрейд считал, что Ид является самой основной и основной частью личности. Это единственная часть личности, присутствующая при рождении.
Идентификатор контролирует все инстинктивное поведение человека. Поскольку Ид примитивен и инстинктивен, он действует на бессознательном уровне.
Кроме того, он руководствуется тем, что Фрейд называл принципом удовольствия . Принцип удовольствия направлен на немедленное удовлетворение любой потребности или желания человека. Например, чувство голода вызывает немедленное желание есть. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди могут испытывать чувство беспокойства, напряжения или беспокойства.
Не всякая потребность или желание человека могут быть удовлетворены немедленно. Если бы вы попытались удовлетворить потребность в неподходящее время и в неподходящей обстановке, вы могли бы обнаружить, что ведете себя неуместным или социально неприемлемым образом.
Что такое эго?
Фрейд описывал эго как часть личности, которая позволяет реалистично и приемлемо выражать желания Ид. Эго развивается из Ид, но видоизменяется под влиянием реального мира.
Он действует на основе того, что Фрейд назвал принципом реальности . Там, где требования Ид бессознательны, нереалистичны или неприемлемы, цель эго состоит в том, чтобы исполнить эти желания таким образом, который объясняет реальность. Это означает оценку ситуации и взвешивание всех «за» и «против» действий.
Фрейд сравнил отношения эго и ид с отношениями всадника и лошади. Лошадь — это мощная сила, которая толкает двоих вперед, но всадник контролирует направление и курс, которым они следуют.
Иногда это может просто означать ожидание удовлетворения потребности до тех пор, пока вы не окажетесь в нужное время и в нужном месте, процесс, известный как отсроченное удовлетворение. Например, если вы устали, эго не позволит вам вздремнуть, пока вы не окажетесь дома в постели, вместо того, чтобы задремать посреди рабочего дня.
Что такое Суперэго?
Суперэго — часть личности, стремящаяся к нравственному поведению. Он состоит из всех усвоенных убеждений, ценностей и морали, которым люди учатся у своих родителей и в своем обществе. Это последний компонент личности, который формируется и обычно начинает проявляться в возрасте от трех до пяти лет.
Суперэго играет важную роль в принятии решений и суждений.
Фрейд предположил, что суперэго состоит из двух компонентов:
- совесть: Это часть суперэго, связанная с вещами, которые считаются плохими, неуместными или аморальными. Поступки, противоречащие совести, могут вызвать негативные последствия, такие как наказание или чувство вины.
- Идеал эго: Это идеализированное «я», к которому стремится человек. Другими словами, это то, что, по нашему мнению, мы должны делать, как, по нашему мнению, мы должны себя вести и как, по нашему мнению, мы должны относиться к другим.
Цель суперэго — подавить примитивные побуждения Ид. Если бы у Суперэго было свое, вы жили бы в соответствии с высокими идеалистическими стандартами, никогда не поддаваясь побуждениям и требованиям первичного Ид.
Как взаимодействуют Ид, Эго и Суперэго
Теории детского развития
Пожалуйста, включите JavaScript
Теории детского развития
Ид, Эго и Суперэго не функционируют отдельно и независимо. Вместо этого они пересекаются и взаимодействуют различными способами, чтобы влиять на то, как люди думают, чувствуют и ведут себя.
Эти силы также динамичны и постоянно меняются. Иногда требования идентификатора могут иметь приоритет. В других случаях это может быть суперэго, которое берет на себя инициативу. В любой ситуации эго служит посредником, пытающимся найти баланс между требованиями Ид, Суперэго и реальностью.
Сила эго — это то, что Фрейд называл способностью эго эффективно управлять этими конкурирующими силами. Слабое эго означает, что вы можете чаще поддаваться своим импульсам, а слишком сильное может означать неспособность адаптироваться и идти на компромисс.
Подробнее: Что такое тип личности?
Примеры Ид, Эго и Суперэго
Вот несколько типичных примеров Ид, Эго и Суперэго в действии:
Съесть кусок пирога:
- Ид: Я хочу съесть торт потому что это выглядит вкусно, и я чувствую себя голодным.
- Суперэго: Я не должен есть торт, потому что он вреден для здоровья и противоречит моей диете.
- Эго: Я могу съесть маленький кусочек торта в качестве удовольствия, но я буду балансировать, питаясь здоровой пищей до конца дня.
Влюблен в кого-то:
- Идентификатор: Я хочу выразить свое влечение к этому человеку и быть с ним близким.
- Суперэго: Я не должен действовать в соответствии со своим влечением, потому что это может навредить человеку или противоречить моим моральным ценностям.
- Эго: Я могу выражать свой интерес к человеку уважительно и уместно, уважая при этом его границы.
Застрял в пробке:
- Идентификатор: Я хочу добраться домой как можно быстрее и чувствую разочарование из-за пробок.
- Суперэго: я должен быть терпеливым и спокойным, не злиться и не проявлять агрессию по отношению к другим водителям.
- Эго: Я могу признать свое разочарование и найти способы справиться с ним, например, слушать музыку или делать глубокие вдохи, а также безопасно и вежливо вести машину.
Это всего лишь несколько примеров, но ид, эго и суперэго постоянно взаимодействуют и влияют на наши мысли, чувства и поведение бесчисленными способами на протяжении всей нашей жизни.
Влияние Ид, Эго и Суперэго
Важно признать, что концепция Фрейда об ид, эго и суперэго является теорией, а не реальными физическими областями человеческого мозга.
Теории Фрейда обычно считаются интересными, но ошибочными по сегодняшним меркам. Однако исследователи также отметили, что ид, эго и суперэго, описанные Фрейдом, тесно связаны с концепциями бессознательной, сознательной и метапознавательной структуры разума, которые в настоящее время изучаются в области нейробиологии.
Влияние Ид, Эго и Супер-Эго на терапию
Концепция Ид, Эго и Супер-Эго по-прежнему актуальна в современной психологии и терапии, хотя со временем она была расширена и видоизменена. Сегодня многие терапевты используют психодинамические подходы, основанные на концепциях Фрейда, включая ид, эго и суперэго, чтобы помочь людям лучше понять свои мысли, чувства и поведение.
Одним из способов применения концепций ид, эго и суперэго в современной терапии является исследование бессознательных конфликтов и неразрешенных эмоций, которые могут способствовать психологическому дистрессу. Например, терапевт может помочь клиенту раскрыть и обработать прошлые травмы, которые влияют на его текущее поведение и эмоции, и работать с ними, чтобы разработать более эффективные стратегии преодоления.
Еще один способ применения этой концепции — помощь людям в развитии более сильного чувства самосознания и саморефлексии. Изучая свои собственные мысли и поведение, люди могут научиться лучше понимать мотивы и желания, которые ими движут, и развивать более сбалансированное и целостное ощущение себя.
Вывод : Хотя конкретное применение концепций ид, эго и суперэго может варьироваться в зависимости от терапевта и используемого подхода, исследование и балансировка бессознательных сил остается центральным направлением во многих формах современной психологии и терапии.
Часто задаваемые вопросы
Как Ид, Эго и Суперэго связаны друг с другом?
Фрейд считал, что каждый из этих трех компонентов личности представляет собой отдельный компонент, но они взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека и управляя его поведением. Ид обеспечивает побуждения к поведению, Суперэго стремится к нравственному совершенству, а Эго работает, чтобы найти баланс между этими двумя потребностями и требованиями реальности.
Здоровая, хорошо функционирующая личность состоит в том, чтобы удовлетворить потребность между ид, эго и суперэго.
В чем разница между ид и эго?
Ид представляет все самые основные первобытные потребности человека. Если его не остановить, ид направит человека на выполнение всех его желаний, не принимая во внимание реальность или последствия своих действий.
Эго — это часть личности, которая должна учитывать реальность. Это помогает сдерживать желания Ид и удовлетворять эти побуждения реалистичными и социально приемлемыми способами.
В чем разница между эго и суперэго?
Эго реалистично, тогда как Суперэго идеалистично.
Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, Ид, Эго и Супер-Эго работают вместе, чтобы создать баланс в человеческой психике.
У здоровых людей Эго может уравновешивать требования Ид и Супер-Эго, позволяя выражать естественные импульсы социально приемлемыми способами. Однако дисбаланс между ид, эго и суперэго может привести к психологическим расстройствам и неадекватному поведению.
В терапии цель часто состоит в том, чтобы помочь людям развить более сильное и сбалансированное эго, которое может лучше справляться с требованиями Ид и Суперэго, что приводит к улучшению психологического здоровья и благополучия.
Могут ли ид, эго и суперэго развиваться или изменяться с течением времени?
Ид, эго и суперэго могут развиваться или изменяться с течением времени посредством различных переживаний и жизненных событий.
Например, по мере того, как люди стареют и приобретают больше жизненного опыта, их суперэго может стать более развитым, поскольку они усваивают социальные нормы и ценности. Это может привести к большему самоконтролю и большей способности откладывать удовлетворение, поскольку Суперэго становится более эффективным в регулировании импульсов Ид.
Точно так же травматические переживания или серьезные жизненные события могут нарушить баланс между Ид, Эго и Супер-Эго, что приведет к изменениям их относительных сил или способности управлять импульсами и эмоциями.
Терапия также может играть роль в развитии или изменении ид, эго и суперэго. Работая с обученным терапевтом, люди могут получить представление о своих бессознательных мыслях и поведении и разработать более эффективные стратегии управления своими импульсами и эмоциями. Со временем это может привести к более сбалансированной и целостной психике, когда ид, эго и суперэго будут работать вместе более гармонично и эффективно.
Что происходит, когда Ид, Эго и Супер-Эго конфликтуют?
Когда Ид, Эго и Супер-Эго конфликтуют, это может привести к психологическому дистрессу и неадекватному поведению.
Например, если Ид доминирует, а Эго и Суперэго слабы, человек может вести себя импульсивно и саморазрушительно, не обращая внимания на последствия или влияние на других. Это может привести к таким проблемам, как зависимость, безрассудное поведение и преступная деятельность.
С другой стороны, если Супер-Эго доминирует, а Ид слабо, человек может быть чрезмерно ригидным и самоконтролируемым, подавляя естественные желания и импульсы в пользу строгого следования моральным и этическим ценностям. Это может привести к таким проблемам, как тревога, депрессия и недостаток спонтанности и удовольствия от жизни.
Когда эго не может эффективно сбалансировать требования Ид и Суперэго, это может привести к чувству вины, беспокойства и замешательства. Это может проявляться в таких симптомах, как компульсивное поведение, навязчивые идеи и фобии.
Резюме
Ид, эго и суперэго Фрейда описывают различные аспекты личности, которые взаимодействуют, помогая формировать человеческое поведение. Эта теория предполагает, что Ид состоит из основных инстинктов, а Суперэго состоит из интернализированных моральных идеалов. Эго — это часть личности, которая имеет дело с реальностью и управляет требованиями как Ид, так и Суперэго.
Источники:
Барг Дж.А., Морселла Э. Бессознательное. Перспектива Psychol Sci. 2008;3(1):73-9. doi:10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x
Churchill R, Moore TH, Davies P, et al. Психодинамическая терапия по сравнению с другими психологическими методами лечения депрессии. Cochrane Database Syst Rev. 2010;(9):CD008706. doi:10.1002/14651858.CD008706
Фрейд С. За пределами принципа удовольствия . ЮВ. 1920; 18:1-64.
Фрейд С. Эго и Эд . ЮВ. 1923; 19:1-66.
Шалквейк Ф. Новая концепция совести. Передний психол. 2018;9:1863. doi:10.3389/fpsyg.2018.01863
Структура личности: Ид, Эго и Суперэго
29.04.2020
|
0
Эпизод №5 курса Теории Зигмунда Фрейда от Psychology Insights Online
«Большинство людей на самом деле не хотят свободы, потому что свобода предполагает ответственность, а большинство людей боятся ответственности». ―Зигмунд Фрейд
Одним из ключевых постулатов психологии по Фрейду является Принцип Удовольствия . В нем говорится, что люди мотивированы одновременно искать удовольствия и одновременно пытаться избежать боли. Однако реальность социального мира гарантирует, что это не всегда так. Например, наши самые грязные и гедонистические желания часто остаются нереализованными из-за страха перед наказанием или социальной изоляцией. Следовательно, удовольствие может вместо этого выражаться в бессознательном (например, через сны). Борьба между удовольствием и страхом наказания также лежит в основе теории личности Фрейда.
Согласно Фрейду, человеческая личность состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Суперэго. Хотя они концептуализируются как три отдельные структуры, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Самый простой способ представить структуры — использовать метафору айсберга. В нем Ид полностью находится под поверхностью воды (бессознательное), Эго в основном находится над поверхностью воды (сознательное и предсознательное), а Суперэго в основном находится под поверхностью, но также достигает ее. бессознательное, предсознательное и сознательное). Давайте рассмотрим каждый более подробно.
Идент. Ид появляется первым, считается, что он находится полностью в бессознательном и управляется биологически. Мы рождаемся с Ид, и это резервуар, содержащий то, что Фрейд называл инстинктом жизни, называемым Эросом , и инстинктом смерти, или Танатос . В основе Эроса лежит Либидо , энергия, вызывающая неослабевающее сексуальное желание. Оно полностью находится под влиянием принципа удовольствия; другими словами, он ищет удовлетворения любой ценой. К счастью, Ид обычно не взаимодействует с миром; в противном случае человек вскоре обнаружит, что ведет себя очень социально неприемлемым образом. Когда мы младенцы, наша личность полностью находится под влиянием Ид. Однако с возрастом это начинает меняться с развитием Эго и Суперэго.
Эго. Эго руководствуется Принципом Реальности , механизмом, с помощью которого Ид держится под контролем. Основная задача Эго — обеспечить баланс между требованиями мира и побуждениями Ид. Он делает это, давая Ид возможности выражать свои желания, но только в тех обстоятельствах, когда это безопасно. Фрейд утверждал, что Эго делало это с помощью вторичных процессов , стратегий, предназначенных для обеспечения выхода Ид. Например, Оно может решить, что хочет утолить жажду, украв банку газировки; однако вместо этого Эго может справиться с этим желанием, выпив воды из фонтанчика и отложив покупку газировки. Эго должно бороться не только с желаниями Ид, но и с ожиданиями Суперэго.
Суперэго. Третьим и последним компонентом модели личности Фрейда является Суперэго. Эта структура впервые появляется в раннем детстве и представляет собой общественную мораль. Суперэго является антитезой Ид, но столь же неразумно. То есть Суперэго желает полностью подавить импульсы Ид. Он делает это, предъявляя строгие требования к Эго не допускать никакого выражения побуждений Ид. Однако Фрейд считал, что мы должны выражать свои биологические желания (например, половые), а последствиями уступки ожиданиям Супер-Эго совершенного морального поведения являются напряжение и чувство вины.