Популярное

Стратегии переработки информации: Психология. Журнал Высшей школы экономики

Стратегии переработки информации при распознавании эмоций // Психология — 2007. Том 4. № 4

Психология
2007. Том 4. № 4. С. 140–148

‘;
for (var i = 0; i

Люсин Д.В.


Для цитаты:
Люсин Д.В. Стратегии переработки информации при распознавании эмоций // Психология. 2007. Том 4. № 4. С. 140–148.


Литература

  1. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
  2. Носкович С.Н. Связь точности идентификации эмоций с когнитивными стилями: Дипломная работа. М., 2006.
  3. Овсянникова В. В. Переработка эмоциональной информации: когнитивные стили и стратегии // Вестник Новосиб. гос. ун
  4. Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний: Дис. … канд. псих. наук. М., 2007.
  5. Печенкова Е.В., Фаликман М.В. Стратегия как метасредство решения перцептивной задачи в условиях быстрой смены информации и повышенной «умственной загрузки» // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М.: Изд
  6. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  7. Сысоева Т.А. Стратегии идентификации эмоций: Дипломная работа. М., 2005.
  8. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа // Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. С. 19-143.
  9. Algom D., Lev S., Chajut E. A rational look at the emotional Stroop phenomenon: A generic slowdown, not a Stroop effect. Journal of Experimental Psychology: General. 2004. 133 (3). 323-328.
  10. Uhman A. Fear and anxiety: Evolutionary, cognitive and clinical perspectives // M. Lewis, J.M. Haviland
  11. Parra C., Esteves F., Flykt A., Цhman A. Pavlovian conditioning to social stimuli: Backward masking and the dissociation of implicit and explicit cognitive processes. European psychologist. 1997. 2. 106-117.
  12. Williams J.M.G., Mathews A., MacLeod C. The emotional Stroop task and psychopathology // Psychological Bulletin. 1996. 120. 3-24.

Люсин Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4429-8086, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 1268
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Когнитивные стратегии обработки информации в контексте личностного развития студентов

Журавкова Марина Андреевна1, Левкова Татьяна Валериевна2
1ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», студентка 4 курса
2ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье приведено исследование когнитивных стратегий обработки информации в контексте личностного развития студентов. Задачей исследования являет представленность искажений когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза. Актуальность темы заключается в том, что, исследуя искажении когнитивных стратегии, мы определяем проблематику саморазвитие личности, а следовательно в дальнейшем способствовать успешному саморазвитию личности.

Ключевые слова: искажение стратегии, когнитивные стратегии, когнитивный стиль, личность, обработка информации, саморазвитие, юношеский возраст

Zhuravkova Marina Andreevna1, Levkova Tatyana Valerievna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, fourth-year university student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article shows the study of cognitive information processing strategies in the context of personal development of students. The main purpose is studying the representation of cognitive information processing strategies distortion at high school students. Relevance of the topic is that by studying the cognitive distortion of the strategy we define self-development of the individual, and therefore further contribute to the success of the inividdual self-development.

Keywords: cognitive strategies, cognitive style, data processing, juvenility, personality, self-development, strategies distortion, student

Библиографическая ссылка на статью:
Журавкова М.А., Левкова Т.В. Когнитивные стратегии обработки информации в контексте личностного развития студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67653 (дата обращения: 08.04.2023).

Проблема когнитивных искажений у студентов вуза, относится к актуальным проблемам современной психологии. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со сложностью и адекватностью восприятия окружающего мира в юношеском возрасте, это, безусловно, отражается на личностном развитии. Частой причиной возникновения остановки в развитии личности и неадекватности анализа информации, которая поступает из внешнего мира, является  деформации когнитивного стиля личности.

Понятие когнитивный стиль в практическую психологию привнес А.Адлер, по его мнению, когнитивный стиль создается личностью для преодоления комплекса неполноценности[1].

Когнитивный стиль – это более высокий уровень функциональной организации, чем отдельные стратегии обработки информации, поэтому он является первичным по отношению к когнитивным стратегиям. От сюда следует, что когнитивный стиль определят стратегии обработки информации [2].

Стратегия обработки информации это – автоматическая мысли подкрепленная одинаковыми действиями возникающая в различных ситуациях.

Принимая во внимание, что возрастная задача юношества – это поиск себя, осмысление своего места в мире, саморазвитие и самореализация. В юношеском возрасте наличие деформация когнитивных стратегий тормозят личностное развитие, влияют на психологическое здоровье, в связи с этим происходит нарушение процесса осмысления жизни [3].

Теоретико-методологическую базу исследования составили теоретические положения о когнитивном стиле (А.Адлер, Г.Олпорт, Р.Гарднер, Ч.Носал, М.А.Холодная),  о когнитивных стратегиях (С.В Харитонов, А.Фриман), о психологических особенностях юношеского возраста (И.А.Зимняя, В.В.Давыдов, Г.С Абрамова, Л.И. Гурье, Н.П. Гончарук).

Объект нашего исследования: когнитивные стратегии обработки информации личности

Предмет нашего исследования: искажения когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза.

Цель нашего исследования: изучить представленность искажений когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза.

Классификация когнитивных стратегий, которая описана Харитоновым С.В, включает четырнадцать стратегий обработки информации: «чтение мыслей», «гадание», «катастрофизация», «использование ярлыков», «обесценивание», «негативный фильтр», «сверхобобщение», «дитохомическое мышление», «долженствование», «эксцентрические персонализации»; А.Фримена, который определил основными стратегиями  обработки информации : «катастрофизация», «чтение мыслей», «отнесение на свой счет», «доверие к критику», «максимализм», «болезненное сравнение себя с кем либо», «что, если…», «долженствование», «да, но…»[4].

Для определения представленности когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза, нами было проведено исследование на базе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (г.  Биробиджан).

Выборку исследования составили студенты Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема основных направлений подготовки. Количество респондентов составило 70 человек, в возрасте 18-21 года.

Для исследования основных когнитивных стратегий личности мы использовали опросник А. Фримена «Когнитивные стратегии личности» [5]. Количественные показатели, полученные при исследовании, представлены в рис. 1.

Рис.1. Представленность когнитивных искажений в выборке.

Проанализировав результаты опросника, мы видим, что большинство испытуемых пользуются стратегией «чтение мыслей» 64%,происходит нерациональное, не аргументированное додумывание, это свидетельствует о наличии неадекватности самооценки и мнительности. У 48% испытуемых наблюдается стратегия как «долженствование», люди данной категории живут по принципу «надо», «должен», отсюда неудовлетворенность жизнью и сниженная активность. «Отнесение на свой счет» – 47%, данная стратеги предполагает неуверенность в себе и затруднение в социальном взаимодействии. «Что, если…» у 40% испытуемых представления о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса. «Да, но…» – 31%, такие люди опасаются влияния различных факторов на их деятельность. «Доверие к  критику»- 27%, у таких людей преобладают отрицательные эмоции. Более редкими в использовании стали следующие стратегии: «Болезненное сравнение себя с кем либо» – 20%, это неадекватное реагирование на любые действия в сторону человека. «Катастрофизация» -21% полагается, что произойдет что-то ужасное и  невыносимое, чаще всего у таких людей низкий уровень стрессоустойчивости.

Максимализм является особенность юношеского возраста, он чаще всего, согласно возрастной психологии, представлен в юношеском возрасте. В нашем же исследовании мы наблюдаем обратный результат, всего 30% опрошенных обладают каким когнитивным искажение, как «максимализм».

Среди опрошенных всего у 9% не наблюдается искажений в когнитивных стратегиях, это говорит о том, что данные стратегии представлены, но не имеют яркой выраженности, не доминируют в процессе осмысления жизни.

А также у 3% процентов испытуемых преобладают все когнитивные искажении, это говорит о том, что все стратегии имеют яркую выраженность и занимают доминирующие положения в осмыслении жизни.

Изучая когнитивные стратегии, мы выявляем не только когнитивные искажения, но и можем предположить трудности в области саморазвития личности, такие как неадекватная самооценка, неуверенность в себе, низкая активность, а так- же затруднения взаимоотношений и взаимодействие с окружающим миром [6].

Данные по изучению когнитивных стратегий личности помогут психологу образовательных учреждений определить значимые направления психопрофилактической и психокоррекционной  работы целью, которой будет служить гармонизация психологического самоощущения студентов.

Библиографический список

  1. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума 2-ое изд, перераб. и доп.  СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов 4-е изд., стереотип.  – М.: Издательский центр «Академия», 1999.  – 672 с.
  3. Плотникова Е.С. От самодетерминации к самореализации. Психология и психотехника. 2015. № 2. С. 175-182.
  4. Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.
  5. Левкова Т.В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза/ Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 157-163.
  6. Бек А., Фримен А.. Когнитивная психотерапия расстройств личности СПб.: Питер, 2002. – 544 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»

Эффективные стратегии для проблем с обработкой информации и памятью – Понимание расстройств алкогольного спектра плода (FASD)

Если кто-то объяснит это ясно… как бы очень кратко и как бы шаг за шагом… не пропуская
шага, убедившись, что я понял каждый шаг, то я могу собрать все это вместе в моем уме.
(Copeland and Rutman, 1996)

Обучение в школе в основном основано на памяти. Студенты с ФАСН сообщают , что они боятся «пробелов» своей памяти и разочарованы тем, что не могут полагаться на свою память. Пошаговое обучение, повторение и использование вспомогательных средств/стратегий запоминания успешно облегчили обучение этих учащихся.

Общие стратегии помощи при обработке информации и дефиците памяти
Несоответствующее поведение может быть истолковано как вызывающее и преднамеренное неправомерное поведение, хотя на самом деле это может быть реакцией на трудности с пониманием и обработкой информации. Следует помнить о трех основных моментах:

Эти учащиеся учатся медленнее.

  • Выделить дополнительное время в классе для обработки информации
  • Дать дополнительное время для тестов
  • Научите учащихся «говорить с собой»
  • Помогает решить проблему
  • Помогает им запомнить распорядок дня

Настойчивость (повторение слов/действий) означает перегрузку учащихся

  • Уменьшение информации
  • Уменьшить стимуляцию

Трудности с обобщением

  • Определите, когда и как обобщать выученный навык в новой ситуации

Один ученик регулярно испытывал трудности в столовой. Его неоднократно отстраняли от занятий
за нарушение правил столовой. Когда его просили рассказать кому-то правила, он мог назвать
их. Когда его попросили продемонстрировать, что он их понял, у него на глазах выступили слезы.
Он не знал, где сесть и что делать со своим подносом.

Консультант помог ему разыграть различные сценарии столовой и показал ему, где сидеть
и где взять поднос. Затем она сфотографировала, как он делает все правильно в 9 часов.0004
кафетерий, чтобы он мог взять их в качестве ориентира.
(Kleinfeld, Morse, and Wescott, 2000)

Использовать пошаговый подход и повторение навыков

Использовать анализ задач и разбивать навыки на мелкие компоненты

  • Пошаговый подход 9 0021
  • Обучение шагам в той же последовательности
  • Практические навыки
  • Повторное обучение навыкам
  • Переучить навыки
  • Укрепить концепции
  • Пересматривать навыки в течение года
  • Практика, практика, практика!

Представления о времени сложны для большинства учащихся с ФАСН; это отражено в путанице, которая окружает последовательность событий. Учащимся с ФАСН полезно сделать абстрактный процесс секвенирования как можно более конкретным и наглядным.

Практика последовательностей стратегий

  • Создание линейных графиков
  • Создание линейных календарей
  • Создать фотоисторию; используйте фотографии, показывающие каждый шаг
  • Использовать песни с действиями
  • Тренируйтесь по очереди; использовать «говорящую палочку», которую передают по кругу, когда наступает очередь говорящего говорить

Имейте в виду, что последовательности информации, такие как алфавит, почтовые индексы, номера телефонов и кодовые замки
, могут быть проблемой. Их следует записать.

Обучение стратегиям запоминания

Большинство учащихся с ФАСН обладают сильной долговременной памятью. Кратковременная память слабее.

  • Составьте список
  • Использовать календарь
  • Создайте ежедневное расписание, включая предметы и время занятий
  • Используйте маркеры
  • Использовать мнемонические устройства

Используйте вспомогательные средства для запоминания

  • Разрешить учащимся использовать открытые книги или заметки на тестах
  • Предоставить примеры готовых проектов

Используйте мультисенсорный подход

Используйте мультисенсорный подход к обучению навыкам. Создание нескольких путей к обучению является наиболее эффективным способом обучения для учащихся с ФАСН. Обучение происходит легче, когда слова связаны с действием в сочетании с музыкой или ритмом. Это может помочь учащимся зафиксировать ввод информации и запустить поиск информации.

  • Сочетайте устную информацию с визуальными подсказками
  • Обучайте понятиям с помощью искусства, музыки и драмы
  • Задействуйте как можно больше органов чувств
  • Используйте учебную программу, основанную на деятельности — обучение на практике обеспечивает более прочную основу для запоминания
  • Соотнесите обучение с жизненным опытом учащегося. Подробную информацию об использовании визуальной информации, мультисенсорного подхода и обучения на основе деятельности см. в Главе 4 – Разнообразие.

Использование технологических инструментов

  • Магнитофонные записи позволяют учащемуся многократно прослушивать информацию (например, книги на кассетах)
  • Видео обеспечивает зрительный и слуховой ввод
  • Компьютеры обеспечивают визуальное и слуховое взаимодействие

Keep Language Simple

Традиционные устные презентации в классе вызывают трудности у учащихся с ФАСН. Сохранение языка простым и кратким полезно. Подробнее об использовании краткого и простого языка см. в главе 4.

  • Предоставление инструкций по одному
  • Попросите учащегося продемонстрировать, что он/она понимает указания (повторение информации не обязательно свидетельствует о понимании)
  • Конкретизируйте концепции и приведите примеры
  • Используйте словарный запас, знакомый учащимся

Стратегии преподавания и обучения (принципы теории обработки информации)

Опубликовано автором daizeabdao в рубрике Reflections, Insights, and Realizations

Принцип Стратегии обучения Стратегии обучения
Внимание

(сосредоточение внимания для эффективной обработки информации: может быть избирательным, разделенным, устойчивым или исполнительным)

 

Минимизируйте отвлекающие факторы.

Придумайте творческие способы привлечь внимание учащихся.

Придумывайте отличные идеи, чтобы сделать обучение интересным и содержательным (никогда не скучным).

Используйте сигналы/жесты, чтобы подчеркнуть важную информацию.

Используйте соответствующие голосовые модуляции.

Двигайтесь, общайтесь со студентами, называйте их имена во время лекций/дискуссий.

Сведите к минимуму или устраните отвлекающие факторы.

Найдите учебную область, подходящую для обучения.

Сосредоточьтесь на учебных материалах.

Обратите особое внимание на сложную информацию.

Выспитесь, чтобы обострить свои чувства.

Кодировка

(ввод информации в долговременную память LTM)

Преподносите информацию интересным образом, используя мультисенсорные обучающие упражнения. Помогите учащимся вспомнить.

Используйте учебные материалы в социальных сетях; предоставить раздаточный материал; использовать красочные привлекательные визуальные эффекты; и т. д.

Задействуйте все свои чувства при учебе. Свяжите свои уроки с тем, что вы видите, слышите, обоняете, пробуете или чувствуете.

Материалы для изучения структуры; организовать свои заметки.

Избегайте зубрежки.

Репетиция

(повторение)

Повторить прошлые уроки.

Обсудить недавно обсуждавшиеся концепции.

Разработайте упражнения для практических занятий (например, ролевые игры, симуляции, ежедневные тренировки).

Дайте практические упражнения; повторите практические шаги.

Повторите важную информацию.

Обеспечить своевременные обзоры класса.

Обзор.

Делайте практические упражнения.

Оцените себя, ответив на контрольные вопросы.

Учебники от коллег. Учить друг друга.

Разработка

(расширенные пояснения)

Приведите примеры.

(например, посредством дискуссий, рассказов, визуальных презентаций, выставок и т. д.)

Поощряйте учащихся задавать вопросы; мозговой штурм; дебаты.

Преподносите уроки логично, от простого к сложному.

Воспользуйтесь социальными сетями для большего количества учебных мероприятий, которые ценят современные студенты.

 Подробнее. Исследовать.

Задавайте вопросы.

Мозговой штурм; учиться со сверстниками.

Использование социальных сетей для дополнения обучения (образовательные видеоклипы, информационные веб-сайты, онлайн-уроки и т. д.).

Используйте мультисенсорные средства обучения.

Грунтовка

(создание осмысленных связей идей; связывание новых концепций с существующими)

Свяжите свои уроки с вещами, которые имеют отношение к ученикам. Создайте несколько подключений.

Сконструируйте визуальные образы и свяжите их с уроком.

Использование графиков, рисунков, блок-схем, диаграмм и т. д.

Нажмите на усилители памяти (например, мнемоники, акронимы, коды, песни и т. д.)

Свяжите уроки с вашим личным опытом.

Свяжите новую информацию с понятиями, которые вы уже знаете.

Создавайте изображения, связанные с уроком.

Использование графиков, рисунков, блок-схем, диаграмм и т. д.

Используйте средства, улучшающие память (например, мнемоники, акронимы, коды, песни и т. д.)

Кластеризация

(информация по категориям)

 Объединить связанную информацию в группы; классифицировать.

Сделать модули.

Предоставить учебный план.

Организация связанной информации в группы; группировать сходные понятия.

Использовать контуры; столы; пули; упорядочить по категориям или иерархии.

Организация заметок и учебных материалов.

Дробление

(организация большой информации в более мелкие связанные группы для лучшего сохранения памяти)

Разбейте большую информацию на более мелкие управляемые значимые группы.

Разделите и организуйте свои уроки на темы и подтемы.

Предоставление контуров, направляющих.

Категоризация/группировка связанной информации; организуйте свои файлы в более мелкие управляемые фрагменты.

Используйте цветные маркеры для чтения материалов.

Сделать таблицы, маркированные списки в организации информации.

Эффект первенства-недавности

(влияние прайм-тайма и простоя на учебный потенциал студента).

Предоставьте важную информацию в прайм-тайм.

Обеспечьте веселые учебные занятия и ледоколы во время простоя.

Держите инструкции краткими.

Учитесь, пока ваш разум свеж.

Выполняйте задания, особенно сложные материалы, когда находитесь в учебной зоне.

Расслабьтесь, вознаградите себя перерывами в учебе.

Комплексное познание

(воображение, принятие решений, метапознание, саморегуляция, мотивационные стратегии) ​​

Развивать критическое мышление посредством обсуждений в классе, мозгового штурма, дебатов, написания работ; совместные проекты; эксперименты; и т.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *