Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности
Содержание
Введение
2
- Понятие
стереотипа, виды, функции
3 - Значение
стереотипов в профессиональной
деятельности
4 - Профессиональная
деформация
5 - Причины
возникновения профессиональной
деформации личности и
их профилактика
8
Заключение
10
Список
используемой литературы
11
Введение
Мы все живем в мире
стереотипов. Чаще всего именно стереотипы
определяют моральные нормы, формируют
политические, религиозные и мировоззренческие
концепции. А также определяют наше поведение,
наши суждения и отношение к окружающему
миру. Благодаря сформировавшимся
стереотипам мы четко знаем, как себя вести
в том, или ином случае; что плохо и что
хорошо; кто прав, а кто не прав. Но зачастую
это не значит, что так и есть в действительности.
Стереотипы, на которых основаны наши
суждения, могут быть сформированы на
ошибочных предпосылках или условностях
принятых в обществе. Соответственно могут
быть как истинными, так и ложными.
Получение образования, выбор профессии
также основывается на формировании стереотипов
мышления – ряда привычных истин и методов,
создающих основу знаний. Многие хорошие
специалисты в своей профессиональной
деятельности оказываются не в состоянии
преодолеть сложившиеся стереотипы и
отвергают все, что не укладывается в их
мировоззренческую концепцию, сформированную
в период получения образования или опыта
работы. В результате это приводит к консерватизму
в деятельности и в мышлении. Разрушение
стереотипов очень болезненный процесс
и влечет за собой сопротивление, раздражение
и некую растерянность. Не принятие нового
определяется подсознательным инстинктом
самосохранения, который пытается защитить
нас от возможных потрясений, связанных
с разрушением устоявшихся стереотипов.
Стереотипы имеют объективную природу
и являются неотъемлемым свойством психики
человека делать обобщения. Если бы человек
не обладал способностью стереотипизировать,
обобщать, упрощать, схематизировать окружающую
действительность, он не смог бы быстро
ориентироваться в непрерывно растущем
потоке информации, которая к тому же постоянно
усложняется и все более дифференцируется.
Эту возможность обеспечивает способность
головного мозга человека вырабатывать
обобщенные представления о явлениях
и фактах, формирующиеся на основе предыдущих
знаний человека, а также поступающей
к нему новой информации. Стереотипы передают
лишь суть события или явления понятным
всем или большинству.
Существование стереотипов носит двойственный,
противоречивый характер. С одной стороны
стереотипы значительно упрощают жизненные
процессы, позволяя широко использовать
имеющиеся знания и навыки, представляющие
собой сложный комплекс стереотипов, а
с другой ограничивают нашу возможность
познания нового, выходящего за рамки
привычных понятий или противоречащего
им.
- Понятие
стереотипа, виды, функции
Стереотип (от др.-греч.
пространственный и τύπος — «отпечаток»).
Изначально «стереотип» — метафора относительно
мышления, пришедшая из
дела, где стереотип —
монолитная печатная форма, копия с типографского
набора или клише, используемая для печати многотиражных
изданий. В социуме,
стереотип это привычное отношение человека
к какому-либо явлению, сложившееся под
влиянием социальных условий и предшествующего
опыта.
Большая часть стереотипов — это стереотипы
пола, возраста, расы, национальности,
профессии, социальной принадлежности.
Примеры широко известны и достаточно
очевидны. Для межличностного взаимодействия
существенны стереотипы внешности (поджатые
губы — злой человек, очкарик — умный
и пр.). Примером стереотипа внешности,
действующего в основном на бессознательном
уровне, служит стереотип «красивый
— значит, хороший». Выражается он в
том, что внешне более привлекательным
людям приписываются положительные личностные
качества, а менее привлекательным — пороки
и недостатки. Действие этого стереотипа
замечено у детей уже с четырехлетнего
возраста.
Также следует отметить в числе стереотипов
феномен внутригрупповой пристрастности.
Выражается он в более высокой оценке
членов группы, к которой принадлежим
мы сами, и более низкой — членов других
групп. Понятие «группа» в данном
случае может использоваться в очень
широком смысле — от жильцов одного дома
до жителей одной страны. Причем данный
стереотип выражен даже тогда, когда группа
возникает случайно (школьный класс, болельщики
одной команды).
В основе формирования того или иного
стереотипа лежат реально существующие
различия между женщинами и мужчинами,
лицами разных профессий, возрастов, национальностей.
Информацию о них мы получаем из собственного
опыта, от своих знакомых и близких, из
средств массовой информации. Однако как
мы сами, так и другие источники информации,
которыми мы пользуемся, подвержены действию
различного рода искажающих феноменов,
снижающих точность социальной перцепции
(социального восприятия).
Формирование стереотипов — это прежде
всего функция экономии собственных усилий.
Попытка увидеть в привычном новое,
а не обобщать на основе житейского опыта,
утомительна, а для занятого человека
практически невозможна. Помимо этого,
стереотипы выполняют и ещё одну функцию:
системы стереотипов могут служить основой
нашей личной традиции, способом защиты
нашего положения в обществе. Они представляют
собой упорядоченную, более или менее
непротиворечивую картину мира. В ней
удобно разместились наши привычки, вкусы,
способности, удовольствия и надежды.
Стереотипная картина мира может быть
неполной, но это картина возможного мира,
к которому мы приспособились. В этом мире
люди и предметы занимают предназначенные
им места и действуют ожидаемым образом.
Мы чувствуем себя в этом мире как дома.
Стереотипы могут действовать как на сознательном,
так и на неосознаваемом уровне. Например,
негативные суждения по отношению к национальным
и расовым меньшинствам, как правило, являются
социально неодобряемыми, и на сознательном
уровне стереотипы превосходства рас
и наций не выражены. Однако это не значит,
что они исчезли вовсе.
Несмотря на то, что стереотипы подразумевают
«сопротивляемость изменениям», они
достаточно чувствительны к социальным
условиям той среды, в которой возникают.
Поэтому если меняется среда, то и стереотипы
меняются. Для примера достаточно вспомнить
стереотипы «коммуниста» и «демократа».
С помощью стереотипов
легко манипулировать сознанием человека,
поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью
общества в целом и конкретных групп людей.
Большинство исследователей указывают
на связь стереотипов с влиянием средств
массовой информации, формирующих отношение
к миру, на поведение, воспроизводящее
поступки «героев», созданных прессой,
радио или телевидением. Так, например,
в настоящее время неким стереотипом становится
человек, ориентированный на достижение,
целеустремленный, рассчитывающий на
свои собственные силы. Средства массовой
информации приучают человека мыслить
стереотипами и снижают интеллектуальный
уровень сообщений так, что превратились
в инструмент оглупления. Этому послужил
главный метод закрепления нужных стереотипов
в сознании — повторение. Через средства
массовой информации человек сегодня
не только получает необходимую ему информацию
(такую как новости), но и черпает из них
поведенческие стереотипы, ценности, идеалы
и многое другое. Средства массовой информации
сегодня вышли за пределы своего изначального
предназначения — распространения информации
и превратились в один из факторов формирования
мировоззрения.
- Значение
стереотипов в
профессиональной деятельности
Огромное значение в жизни человека имеют
профессиональные стереотипы. Выбор профессии,
или профессиональное самоопределение
— основа самоутверждения человека в обществе,
одно из главных решений в жизни. Выбор
профессии определяет очень многое, а
именно: кем быть, к какой социальной группе
принадлежать, где и с кем работать, какой
стиль жизни выбрать. Это связано, с одной
стороны, с задачами профессионального
развития, с другой, с уже имеющимся опытом
решения жизненных задач. Основные задачи
профессионального развития соответствуют
институтам общего и профессионального
образования и могут быть завершением
общего образования, профессиональным
самоопределением в ходе профессионального
обучения, достижением высокой производительности
при адаптации к профессиональной деятельности,
профессиональной самореализацией и овладением
мастерством. Профессиональные стереотипы
характеризуются не только готовностью
личности решать предъявляемые ей задачи,
но и активно выбирать эти задачи и регулировать
в соответствии с ними собственное поведение.
Таким образом, в профессиональных стереотипах
индивида оказывается сконцентрирован
весь опыт решения им жизненных задач
на уже ранее пройденных этапах психического
развития.
Процесс профессионального самоопределения
начинается с достижением человеком возраста,
когда у него начинают формироваться первоначальные
мировоззренческие ориентиры (5-7 лет).
Начинает формироваться первоначальное
представление о будущем роде деятельности.
Потом происходит принципиальное самоопределение
на счет будущей жизни – человек выбирает
между законопослушной жизнью и асоциальной,
противозаконной, выбирает работать ради
денег или ради работы, долга, выбирать
между личной выгодой или долгом перед
обществом.
Ориентация людей на те, или иные виды
профессий во многом обусловлена системой
социокультурных стереотипов, которые
связываются с теми или иными профессиями.
К примеру, подростки, не включенные в
реальную систему производственных отношений,
могут строить свои базовые представления
о той или иной профессии на доступном
им слое социальных стереотипов, которые
они воспринимают в кино, литературе, средствах
массовой информации, где определенным
образом закрепляются связи между профессиями
и социальным стереотипами.
Под влиянием определенных стереотипов
возникает реальная опасность сделать
ошибочный выбор. Формируя свое представление
о профессии, важно помнить, что оно может
неполно или искаженно отражать действительность.
Поэтому надо по возможности учитывать
и анализировать информацию из самых различных
источников, в том числе полученную непосредственно
от профессионалов.
Порой профессиональный
стереотип представляет собой часть более
обширного поло-ролевого стереотипа. Это
явление можно отследить, когда речь заходит
о «мужских и женских профессиях». Мужчинам
и женщинам приписывают некие наборы свойств,
которые определяют, какие профессии можно
им выбирать. Зачастую можно услышать
изречения типа: «Либо женщина, либо программист»;
«Если женщина водитель, это не женщина».
«Если психолог мужчина, это не мужчина».
Такие заключения говорят о сложившейся
системе представлений, которую можно
и нужно изменять. Конечно, есть профессиональные
сферы, где женщинам труднее, чем мужчинам.
Аналогично и мужчинам некоторые области
деятельности подходят меньше, чем женщинам.
Но на практике существует много исключений.
Есть и такой стереотип: психотерапевт
так переживает за своих клиентов, что
сам постепенно начинает страдать нервным
расстройством и даже сходит с ума. В действительности
умение провести границу между собой и
пришедшим за помощью человеком является
одним из основных, профессиональных качеств
успешного психотерапевта. Взаимодействуя
с клиентом, терапевт не «переживает»,
а концентрируется на сути проблемы. Такой
профессионализм можно выработать без
ущерба для собственной личности.
Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации
специалиста; образование автоматизированных
профессиональных умений и навыков, профессионального
поведения невозможны без накопления
бессознательного опыта и установок. Наступает
момент, когда профессиональное бессознательное
превращается в стереотипы мышления, поведения
и деятельности. Но профессиональная деятельность
изобилует нестандартными ситуациями,
и тогда возможны ошибочные действия и
неадекватные реакции.
- Профессиональная
деформация
Несомненно, труд положительно влияет
на психику человека. Но, относительно
разных видов профессиональной деятельности
существует перечень профессий, выполнение
которых приводит к профессиональным
заболеваниям разной степени тяжести.
Также существуют виды труда, которые
не отнесены к вредным, но условия и характер
профессиональной деятельности оказывают
травмирующее воздействие на психику
(например, монотонный труд, большая ответственность,
актуальная возможность аварии, психическая
напряженность труда и др.).
Многолетнее выполнение одной
и той же профессиональной
деятельности приводит к
профессиональной усталости,
профессиональных умений и
снижению работоспособности.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В СТЕРЕОТИПАХ ПОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ | Казачкова
1. Авиационные приметы и суеверия: tigra_lucha [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tigra-lucha.livejournal.com/6624.html (Дата доступа: 18.02.2018)
2. Анекдоты про лес [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anekdoty.ru/pro-lesnikov/ (Дата доступа: 19.02.2018)
3. Анекдоты про лесников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://privetpeople.ru/index/anekdoty_pro_lesnikov/0-61 (Дата доступа: 19.02. 2018)
4. Бартминьский Е. Базовые стереотипы и их профилирование // Стереотипы в языке, коммуникации, культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. С. 11-21.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744 (Дата доступа: 19 марта 1997)
6. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человека / И.Г. Гердер; пер. и прим. А.В. Михайлова. М.: Наука, 1977. 703 с.
7. Девизы конника! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ok.ru/planetalos/topic/66998103916589 (Дата доступа: 19.02.2018)
8. Девизы конника! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ok.ru/planetalos/topic/66998103916589 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dream-air.ru/forum/6-92-1 (Дата доступа: 20.05.2017)
9. Дилара АЗАРОВА Под звуки пил [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vsp.ru/2005/09/14/pod-zvukipil/ (Дата доступа: 14.09.2005)
10. Исина Г. И. Стереотипы и национальная языковая картина мира: автореф. дисс. … д. филол. н. Алматы, 2008. 55 с.
11. Казачкова М.Б. Профессиональный язык как отражение профессиональной культуры. Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2010. 108с.
12. Казачкова М.Б. Словарь профессионального языка авиации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.com/books/about/Словарь_профессионал.html?id…
13. Казачкова М.Б., Солнышкина М.И., Калинкина Т.Е. Эклектика институционального дискурса: норма или нарушение? //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-1 (54). С. 164-168.
14. Как не сглазить лошадь?! Приметы? Ваш опыт? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://horse.ru/horsecommunity/275398-page-0.html (Дата доступа: 19.02.2018)
15. Капризная красота [Электронный ресурс] – Режим доступа: /https://ok.ru/slavkon/topic/67095763837009 (Дата доступа: 19.02.2018)
16. Коровушкин В. Словарь русского военного жаргона [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/965931/
17. Лесоруб: недопил так же опасен, как перепил [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://radiovesti.ru/brand/60992/episode/1370987/(Дата доступа 06:02, 21 сентября 2015)
18. Не Официальные Традиции Авиации! [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://forum.worldofwarplanes.ru/index.php?/topic/39900-%D0%BD%D0%B5-%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/(Дата доступа: 20. 06.2013)
19. Поговорки летчиков [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.neptun8.ru/Literatura/Pogovorki_letchiki.htm (Дата доступа: 18.02.2018)
20. Пословицы и поговорки о лошадях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ok.ru/slavkon/topic/67285189746769, (Дата доступа: 17. 02.2018)
21. Пословицы и поговорки про лес [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://poslovicy.ru/pro-les/, http://www.poslovitza.ru/pro_les.html (Дата доступа: 19.02. 2018)
22. Пословицы про летчика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://poslovic.ru/blog/poslovicy-pro-letchika (Дата доступа: 18.02.2018)
23. Презентация: “Приметы, загадки, пословицы, поговорки…” [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciyaprimety_zagadki_poslovicy_pogovorki_o_lese-410728.htm (Дата доступа: 19.02.2018)
24. Профессиональный сленг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dream-air.ru/forum/6-92-1 (Дата доступа: 08.06.2010)
25. Семашко Татьяна Федоровна Стереотип как фрагмент языковой картины мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://scjournal. ru/articles/issn_1997-2911_2014_2-2_47.pdf (Дата доступа: 2014)
26. Скоростной вертолет X2 совершил крайний полет [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.4razvorot.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=129:-x2-&catid=41:helikopter&Itemid=74 (Дата доступа: 20.06.2011)
27. Солнышкина М.И. Концепт “Якорь” в русском языке // Международный межвузовский сборник научных трудов «Реальность, язык и сознание» Ответственный редактор Т.А.Фесенко. Редколлегия Б. Стефанинк, М. Презас. Тамбов, 2002. С. 431-435.
28. Солнышкина М.И Межъязыковая и межкультурная асимметрия структуры профессиональной языковой личности // Сборник III Международных Бодуэновских чтений: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания труды и материалы: в 2 томах. Под общей редакцией К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. 2006. С. 254-257.
29. Старинные обычаи, приметы, праздники для конников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk. com/topic35789509_26503606 (Дата доступа: 19.02.2018)
30. Страшилки конного мира: суеверия и предрассудки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goldmustang.ru/humor/867.html (Дата доступа: 17.02.2018)
31. Страшилки конного мира: суеверия и предрассудки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goldmustang.ru/humor/867.html (Дата: доступа 19.02.2018)
32. Суеверия, приметы и поверья в авиации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://avia.pro/blog/sueveriya-iprimety-v-aviacii (Дата доступа: 11.09.2014)
33. Тосты про лес [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tosty.ru/pro-les/ (Дата доступа: 19.02. 2018)
34. Частушки про лес [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.collection-chastushek.ru/chastushki-cat45.html (Дата доступа: 19.02. 2018)
35. Шепелева О. В. Формирование профессионального статуса будущего учителя в период его обучения в вузе: дис. … канд. пед. наук / О.В. Шепелева; Магнитогорск. гос. ун-т. Магнитогорск, 2002. 174 с.
36. Щепанская 2003 Щепанская Т. Б. Антропология профессий / Т. Б. Щепанская // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. 6, №1 (21). С. 139-161.
37. Ogden C. K., Richards I. A. The Meaning of Meaning. New York, Harcourt, Brace & World, Inc., 1923.
38. Solnyshkina M., Gafiyatova E. Modern Forestry English: Macro- and Microstructure of Low Register Dictionary//Journal of Language and Literature. 2014. Т. 5. № 4. С. 220-224.
Как стереотипы влияют на рабочую среду? | Малый бизнес
Автор: Кимберли Леонард Обновлено 5 ноября 2018 г.
Стереотипы на рабочем месте — это предположения о людях, основанные на их поле или культуре, а также на религиозных или физических признаках. Хотя некоторые стереотипы могут создаваться невинно или в шутку, существует риск задеть чувства людей и создать рабочую среду, в которой люди чувствуют себя дискриминированными. Дискриминация открывает компаниям серьезные проблемы с производительностью, юридические проблемы и борьбу с общественностью компании.
Стереотипы на рабочем месте
Когда менеджеры по персоналу слышат термин «стереотипы», они начинают думать о проблемах дискриминации и домогательств. Есть много культурных различий и различий между поколениями, которые переносят стереотипы на грань дискриминации.
Например, молодой симпатичной помощнице руководителя, которая одевается в короткие юбки, могут делать комплименты, и мужчины могут даже заигрывать с ней в офисе. Они могут предположить, что из-за того, что у нее жизнерадостный характер, она не очень умна. Это стереотипы, основанные на гендерной дискриминации.
То же самое относится и к культурной дискриминации. Новый корейский бухгалтер Джон Ким, который ест культурно аутентичную пищу, может стать легкой мишенью для тех, кто хочет посмеяться над его наследием и его этническими предпочтениями в еде. В прозвище может не быть умышленного вреда, но если кто-то не спросит Джона, никто не узнает, считает он его оскорбительным или нет. Скорее всего, Джон действительно находит эти этнические шутки оскорбительными, как и многие люди.
, который многие могут счесть культурно оскорбительным, поскольку псевдоним использует стереотип и преувеличивает этот стереотип, тем самым игнорируя, кем является Джон как реальный человек. Это игнорирует то, кем он является на самом деле, и вместо этого применяет ложное представление о нем. Большинство людей сочли бы такие стереотипы очень оскорбительными.
Стереотипы могут существовать на каждом уровне деятельности компании. Можно предположить, что мужчины могут делать тяжелую работу, а женщины должны печатать. Если бы это были только белые мужчины, это могло бы показаться унизительным для рабочих из числа меньшинств или женщин, пытающихся получить повышение. Даже шутка с евреем о том, что не праздновать Рождество — это сумасшествие, привносит отличие и негатив в личность человека. Все эти примеры стереотипов отрицательно сказываются на рабочей силе.
Влияние стереотипов на людей
Когда люди с удовольствием приходят на работу, чувствуют, что их уважают и чувствуют себя в безопасности, они с большей вероятностью будут работать лучше. Существует более высокая удовлетворенность работой, улучшенное взаимодействие на работе, ведущее к творческим решениям, и меньше беспокойства, которое приводит к большему количеству больничных. Вот почему так много компаний делают все возможное для создания позитивной рабочей среды и корпоративной культуры.
Когда стереотипы приводят к домогательствам и дискриминации, рабочая среда становится негативной. Кто-то, чувствуя себя атакованным из-за стереотипа, может чувствовать себя небезопасно или как будто он не принадлежит ему. Это разделяет команды и тормозит творческие усилия. Люди более склонны к повышенной тревожности, чаще болеют и не сосредотачиваются на работе. Все это приводит к снижению производительности. Если оставить без внимания стереотипы, влияющие на культуру компании, это может привести к судебным искам о дискриминации со стороны существующих или бывших сотрудников, которые считают, что руководство не заботится об их благополучии, и, возможно, даже поощряют негативное и нежелательное поведение.
Создание разнообразной рабочей силы
Обучение разнообразию — это то, как компании предотвращают превращение стереотипов в проблему. В ходе тренингов по вопросам разнообразия, семинаров и ролевых игр рассматриваются распространенные сценарии, которые могут привести к возникновению негативных стереотипных ситуаций. По мере прохождения обучения сотрудники часто понимают, что их собственные действия, даже невинные, неуместны. Это важная часть помощи в создании рабочей силы, которая принимает и понимает друг друга и ценит различия в людях.
Следующим шагом после семинаров и ролевых игр являются мероприятия по созданию команды, направленные на инклюзивность и изучение людей, отличающихся от вас. Это может быть пятничный обед, когда каждый приносит еду из своей культуры. Это может быть охота за мусором или другое занятие, где люди должны работать вместе и укреплять связи посредством командной работы.
Когда компании удается создать разноплановую рабочую силу, функционирующую как сплоченная команда, которая ценит индивидуальность, компания пожинает плоды. Производительность увеличивается. Повышается лояльность сотрудников, и работники более преданы своей работе. В конце концов, устранение действий и последствий культурных стереотипов в бизнесе помогает компаниям добиться успеха.
Список литературы
- Гарвардский бизнес -обзор: два типа обучения по разнообразию, которые действительно работают
- Business News Daily: Как создать программу обучения разнообразию
BIO
с более чем 15 -летним владением малым бизнесом, включая владение Агентство государственной фермы в Южной Калифорнии, Кимберли, не понаслышке понимает потребности владельцев бизнеса. Когда Кимберли не пишет, она любит гоняться за водопадами со своим сыном на Гавайях.
Игра в тупицу и холодное отношение: как стереотипы распространяются на рабочем месте
Люди на рабочем месте могут изменить свое поведение, чтобы разрушить стереотипы о себе или соответствовать стереотипам других — даже если это означает играть в тупицу или холодно относиться , — исследование Принстонского университета.
Исследование, опубликованное в Журнале экспериментальной социальной психологии, показывает, что менеджеры преуменьшают свою компетентность, чтобы казаться более теплыми в глазах подчиненных, в то время как подчиненные скрывают свою теплоту, пытаясь казаться более компетентными.
Исследование включало четыре эксперимента, в каждом из которых участвовало от 150 до 200 человек. Исследователи решили сосредоточиться на встречах на рабочем месте, потому что они дают американцам наиболее распространенный опыт общения с социальными иерархиями.
В каждом эксперименте причины изменений в поведении участников возвращались к стереотипам: прошлые исследования показали, что менеджеры обычно воспринимаются как компетентные и холодные, в то время как сотрудники с более низким статусом могут восприниматься как теплые, но не совсем компетентные. Исследователи обнаружили, что как начальники, так и подчиненные предпочитали представлять себя разными способами, либо пытаясь разрушить эти стереотипы — то, что исследователи называют методами поведения, «опровергающими стереотипы», — либо отражая или «соответствуя» ожидаемому поведению другого. человек.
«При этом люди могут на самом деле говорить мимо друг друга, что усугубляет неловкое недопонимание», — сказала Джиллиан Свенсионис, ведущий автор и докторант в области психологии и социальной политики в Принстонской школе общественных и международных отношений имени Вудро Вильсона. Дела. «Наши результаты показывают, насколько агрессивными на самом деле являются воспринимаемое неравенство и социальная иерархия, влияющие как на межличностные отношения, так и на рабочие встречи.
например, в оценках или интервью. Стереотипы, которые люди придерживаются о других, не обязательно могут быть правдой, поэтому, когда они пытаются «соответствовать» другому человеку, они соответствуют тому, на что, по их мнению, похож другой человек. Такие разные стратегии управления впечатлениями могут быть одной из причин недопонимания или других неловких ситуаций, которые возникают у людей в этих взаимодействиях», — сказал Свенсионис.
Сьюзен Фиске, соавтор этого исследования и профессор психологии и связей с общественностью Юджина Хиггинса в Принстонской школе Вудро Вильсона и факультете психологии, долгое время изучала стереотипы, социальную власть и межгрупповые отношения. Свенсионис сосредоточила свои докторские исследования на связи между неравенством, социальными науками и политикой. Для этого конкретного исследования они хотели определить, как люди чувствуют неравенство в межличностных взаимодействиях и как они справляются с дискомфортом.
«Людям неудобно говорить о социальном классе, но есть явные ситуации, когда взаимодействуют высшие и низшие социальные классы», — сказал Свенсионис. «Мы хотели узнать, что там происходит. Что беспокоит людей и что они с этим делают?»
Изменю ли я свое поведение из-за статуса?
В первом эксперименте исследователи проверяли, приводит ли иерархия статусов к тому, что люди представляют себя по-разному друг другу. Участники были набраны через Amazon Mechanical Turk, краудсорсинговую интернет-площадку, и был выбран 151 человек.
Участников попросили представить обычный сценарий рабочего места: сотрудничество между отделами. Каждому участнику случайным образом поручили представить себя в паре с сотрудником, который занимал либо более высокую должность, либо более низкую должность, либо должность того же ранга. Ни один из них не отчитывался перед другим и не имел предыдущих связей на рабочем месте.
Затем участников попросили описать, как, по их мнению, будет проходить взаимодействие, и оценить, в какой степени они хотят, чтобы их партнер знал о себе определенные черты. Исследователи включили 20 признаков. Половина передала компетентность — например, «амбициозный» или «способный», а другая половина передала теплоту, например, «внимательный» или «щедрый». После этого участников спросили, насколько важно, чтобы их любили, а не уважали.
Результаты были такими, как и предсказывали исследователи: высокопоставленные сотрудники преуменьшали свою компетентность, чтобы казаться более теплыми в глазах низших сотрудников, в то время как подчиненные преуменьшали свою теплоту, чтобы казаться более компетентными.
Мы идем «против течения» или «плывем по течению»?
Во втором эксперименте исследователи пытались определить, почему люди по-разному ведут себя в иерархических ситуациях. Они снова использовали Mechanical Turk от Amazon, набрав 202 участника.
Им было случайным образом предложено представить себя в паре либо с начальником, либо с подчиненным, и их попросили — используя тот же список черт из первого эксперимента — выбрать, какие черты в себе они разделят. Участникам также была предоставлена подробная информация об уровне дружелюбия их партнеров на рабочем месте, информация, не предоставленная в первом эксперименте.
«Мы хотели посмотреть, что участники будут делать с этой дополнительной информацией. Когда люди «играют в дурака» или притворяются недружелюбными, они делают это, чтобы разрушить стереотипы о себе, или они просто пытаются быть похожими на другого человека? » — сказал Свенсионис.
Результаты показали сочетание факторов. Участники как опровергали воспринимаемые стереотипы о себе, так и пытались соответствовать другому человеку.
«Они пытаются преодолеть этот разрыв между тем, что стереотипно представляют люди с низким и высоким статусом», — сказал Фиске. «Часть преодоления этого разрыва заключается в том, чтобы не быть таким, а часть в том, чтобы стать ближе к тому, кем является другой человек».
Третий эксперимент был идентичен второму, за исключением того, что 200 участников, набранных из Механического Турка, узнали о репутации своего партнера в отношении компетентности.
Возникла та же картина: участники стремились опровергнуть стереотипы и хотели быть больше похожими на человека, с которым они общались.
Как ты меня воспринимаешь?
В последнем эксперименте исследователи хотели определить, влияют ли цели человека на взаимодействие. Они набрали 152 участника. На этот раз их попросили оценить, как они воспринимали своего партнера и как, по их мнению, партнер воспринимал их.
Результаты показали, что руководители с высоким статусом обеспокоены тем, что их воспринимают как холодных и компетентных, и поэтому преуменьшают свою компетентность. Между тем, сотрудники с более низким статусом были обеспокоены тем, чтобы больше походить на своих начальников, но они не обязательно были обеспокоены, потому что опровергали стереотипы.
«Все наши исследования показывают четкую закономерность, согласно которой людям не нравится статусное разделение из-за того, как они воспринимаются или воспринимаются стереотипно. В результате они представляют себя по-разному», — сказал Фиске.
«Глобальная картина заключается в том, что начальники обмениваются теплотой и компетентностью, и подчиненные знают об этом. Кто-то, кого считают очень компетентным, будет казаться холоднее, а кто-то, кого считают действительно теплым, будет казаться глупее, независимо от того факта, что эти измерения на самом деле не действуют в оппозиции», — сказал Фиске. «Менеджеры по персоналу, соискатели, составители рекомендательных писем, организационные менеджеры и обработчики изображений кандидатов — все должны это знать».
В настоящее время команда работает над аналогичным исследованием среди студентов высших и младших университетов. Они также изучают, как люди с более высоким статусом взаимодействуют со своими подчиненными при личных встречах.