Популярное

Словесно логическая память: Существующие виды памяти и их практическое применение

Содержание

Словесно-логическая память. Развитие словесно-логической памяти

По характеру психической активности память в психологии делится на словесно-логическую (вербальную), образную, двигательную и эмоциональную. В этой статье мы более подробно остановимся на словесно-логической памяти.

В отличие от образной, словесно-логическая память сохраняет информацию в виде словесных понятий (включая словесно-логические) и в виде чисел.

Суть этой памяти – запоминание смысла, логики, соотношения словесных элементов информации. Обдумывая, размышляя, запоминая содержание разговора или прочитанной книги, или воспроизводя их, мы используем словесно-логическую память. Мысли неразрывно связаны со словами (языком, речью), что одновременно определяет название и называет особенность этого вида памяти: словесно-логическая.

Проявляться словесно-логическая память может в двух вариантах:

  1. Запоминание и передача при воспроизведении только смысла, без сохранения точных выражений.
  2. Запоминание и воспроизведение как смысла, так и точного словесного выражения.

Если при этом материал не осмысливается, то речь идёт о механическом запоминании.

Словесно-логической памятью обладает только человек, в то время как двигательная, эмоциональная и образная память в той или иной степени встречаются и у животных.

Для развития словесно-логической памяти важно овладение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение и классификация, а также такими видами умозаключений как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).

Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать этот вид памяти. Например, с помощью игр.

Игры для развития словесно-логической памяти помогают стимулировать активность ребёнка, увеличивают объём памяти и формируют не только память, но и мышление, восприятие, речь. Процесс обучения становится эмоциональным и увлекательным, а ведь интерес, мотивация, эмоциональность – прекрасные помощники в запоминании.

Игры для развития словесно-логической памяти

Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.

Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).

Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.

Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.

Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами  ещё.

Игра№3 «Кто тут лишний?»

Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»

Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:

  • Ручка, карандаш, собака.
  • Стул, цветок, кровать.
  • Берёза, ромашка, роза.
  • Бабочка, гриб, муха.
  • Жираф, бегемот, лебедь.

Таким образом можно играть и с картинками.

Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»

Попросите ребёнка закончить предложения:

  • Саша не съел кашу, потому что …
  • Мама заплела Наташе косички, и …
  • У Серёжи закончились краски, …
  • В лесу нам встретились …

Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!

Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти

Для малышей:

  • Разучивание стихов и песен.
  • Составление рассказа по картинке.
  • То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
  • Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
  • Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью.

Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:

  • Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
  • Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
  • Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
  • Обсуждение прочитанного или просмотренного.
  • Максимально  точный пересказ новостных сообщений.

Кроме того в нашей статье Упражнения для улучшения памяти  можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию. Также на нашем сайте есть комплекс упражнений для развития памяти.

Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.

Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать тренировку ума на игровых  тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Развитие словесно-логической памяти


Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет


 


Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.


 


 


Кратковременная память – это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря, именно кратковременной памяти, мы строим мыслительные процессы.

Долговременная память – хранилище важной информации (все, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные.

Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая.

Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях:

Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради;

Вербально – моторная – работа по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку;

Словесно – логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их . Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.

Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить:

— лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал;

— хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре;

— цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление.

К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией.

Полезно знать:

— разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»;

— для лучшего запоминания – лучше учить на ночь;

— для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?» 

Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно – логической памяти, а так же сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку позволяет обеспечивать запоминание.

Предлагаем Вам несколько игр для развития словесно – логической памяти
«Парочки»

Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар), связанных между собой по смыслу (вилка – ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут) 

«Со словами я играю, их запоминаю»

1. Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори!

2. На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но, мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов) Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель.

3. Повтори все слова еще раз.

«Перепутались»

Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место»

«Запомни – повтори»

Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т. д . Важно, что бы ребенок соблюдал предложенную последовательность.

«Сравнилки»

Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и, рассказать чем похожи, и чем отличаются. Ребенок 6 – 7 лет должен выделять главные признаки предметов.

«Я начну, вы продолжайте»

Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т.п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.

«4 лишний»

В предложенной серии картинок,где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух – птица.

Словесная память: ключ к эффективности обучения

Вербальная память: ключ к эффективности обучения

30 марта 2019 г.

школа. Примечание. Это одна из 10 серий блогов, посвященных характеристикам обучения. Прочитайте обо всех 10 чертах обучения здесь.

Что такое словесная память?

Вербальная память — это способность запоминать прочитанное или услышанное. Это включает в себя вашу способность слышать или читать слово, предложение или абзац, а затем вспоминать их, когда это необходимо.

Почему словесная память так важна?

Большая часть обучения в школе включает в себя чтение, прослушивание или изучение, а затем при необходимости вспоминание. Запоминание словарных определений, ключевых деталей рассказа или названия вида — все это примеры вербальной памяти. Хотя технологии действительно являются хорошим инструментом, так что учащимся не нужно запоминать почти столько же, сколько они делали в прошлом, учащимся по-прежнему необходимо запоминать эффективно. Подумайте, сколько времени потребовалось бы для чтения, если бы вам пришлось искать больше словарных слов. Или как сложно написать эссе, если вы изо всех сил пытаетесь запомнить примеры. Как и в случае с вербальными рассуждениями, вербальная память может быть столь же важна на уроках математики и естественных наук, как и в английском языке и истории.

У моего ученика проблемы с вербальной памятью?

Признаки проблем учащегося – слабый словарный запас или учащийся, который забывает детали рассказа, даже если понимает основную идею. Учащиеся, которые часто говорят «Я забыл» или которым требуется больше времени, чем вы ожидаете, чтобы выполнить домашнее задание, могут иметь проблемы с вербальной памятью.

Как узнать, нужна ли моему учащемуся помощь с Вербальной памятью?

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с вербальной памятью, вам следует обсудить свои проблемы со школьным консультантом или педиатром. Поскольку трудности с вербальным мышлением, зрительной или рабочей памятью могут выглядеть как трудности с вербальной памятью, убедитесь, что они используют объективный тест, а не просто наблюдение. Если вам неудобно разговаривать с кем-то, но у вас есть опасения, попробуйте пройти тест на вербальную память дома, а затем примите решение, нужно ли вам поговорить со специалистом.

Как я могу поддержать вербальную память

Если у вашего ученика хорошая вербальная память, но вы хотите помочь ему более эффективно выполнять домашнее задание, существует множество стратегий. Двойное кодирование, использование картинок или повторение прочитанного для закрепления помогут. Интервальное изучение (а не зубрежка) важно для учащихся с более слабой памятью. Также полагайтесь на их более сильные навыки. Если ваш когнитивный скрининг указывает, что их навыки визуального мышления сильнее, научите их, как использовать картинки, и визуальные образы помогут. Все ученики разные, и стратегии будут зависеть от их уникального сочетания сильных сторон и потребностей.

Проверьте наш тест на вербальную память!

Теги: эффективность домашнего задания, тест на вербальную память

Поделиться
Твитнуть
Пинтерест
Электронная почта

PhenX Toolkit: протоколы

Описание

Логическая память — это тест, проводимый интервьюером и являющийся частью шкалы памяти Векслера®, четвертое издание (WMS®-IV). Интервьюер читает респонденту рассказ и просит респондента повторить детали рассказа по памяти. Тест может быть выполнен как с немедленным, так и с отсроченным отзывом. Протокол включает в себя инструкции по подсчету очков, в которых учитываются конкретные, а не перефразированные детали.

Специальные инструкции

Логическая память — это собственный подтест шкалы памяти Векслера®, четвертое издание (WMS®-IV). Каждый подтест WMS-III или WMS-IV является частью полной оценки WMS-III/IV и не продается отдельно. Для администрирования подтеста требуется лицензионное соглашение с Pearson. Исследователи должны заполнить заявку и отправить ее по адресу [email protected]. Текущая плата за использование каждого подтеста составляет 1,25 доллара США при условии уплаты минимальной лицензионной платы.

Протокол

Немедленный вызов

Экзаменатор читает респонденту короткий (4-5 строк) рассказ, а затем просит его вспомнить подробности этого рассказа. Если респондент не может вспомнить какие-либо детали или после того, как они закончили предоставлять детали, экзаменатор предлагает им определить, могут ли они вспомнить какую-либо дополнительную информацию.

Отсроченный отзыв

По прошествии заранее определенного времени экзаменатор просит респондента вспомнить любые детали, которые он может вспомнить об истории. Если респондент не может вспомнить какие-либо детали или после того, как они закончили предоставлять детали, экзаменатор предлагает им определить, могут ли они вспомнить какую-либо дополнительную информацию. После получения всех деталей респонденту задают вопросы с несколькими вариантами ответов о содержании рассказа.

Шкала памяти Векслера, четвертое издание (WMS-IV). Авторское право © 2009 NCS Pearson, Inc. Все права защищены.

Wechsler Memory Scale® и WMS® являются зарегистрированными товарными знаками NCS Pearson, Inc .

Доступность

Ограниченная доступность

Загрузить PDF

Требуемый персонал и обучение

Персонал должен пройти обучение у лицензированного нейропсихолога или другого квалифицированного медицинского работника, имеющего опыт работы с тестом на логическую память.

· Кроме того, следователям рекомендуется применять процедуры контроля качества (такие как сеансы видеозаписи и т. д.) для обеспечения согласованности между экспертами.

Необходимое оборудование

Интервьюеру потребуется копия теста, включающего рассказ, а также копия инструкций по подсчету баллов и теста с несколькими вариантами ответов.

Требования
Категория требований Обязательное
Основное оборудование Нет

Специализированная подготовка Нет

Специальные требования к сбору биологических образцов Нет

Среднее время более 15 минут у здорового человека Нет

Способ введения

Задание, основанное на результатах

Стадия жизни

Подросток, взрослый, старший

Участники

Взрослые, в возрасте 18-89 лет и 11 месяцев

8

Дети, 0006 Обоснование выбора

Логическая память была выбрана потому, что это широко используемый проверенный протокол, который требует меньше времени для администрирования, чем аналогичные инструменты.

Язык

Китайский, английский

Стандарты
Стандарт Имя ID Источник
Общие элементы данных caDSR (CDE) Оценка вербальной памяти в неврологии 3076182 Браузер CDE
Имена и коды логических идентификаторов наблюдений (LOINC) Вербальная память прототип 62772-9 ЧАЙКА
Онтология фенотипа человека Нарушение памяти л.с.:0002354 ГПО
Производные переменные

Нет

Процесс и анализ

Группа экспертов по оценке 4 (ERP 4) рассмотрела показатели в неврологической, психиатрической и психосоциальной областях.

Руководство из ERP 4 включало следующее:

· Без изменений

Название протокола из источника

Шкала памяти Векслера?, Подтест логической памяти, Четвертое издание (WMS?-IV)

Источник

Векслер, Д. (2009). Шкала памяти Векслера®, четвертое издание (WMS®-IV). Оценки Пирсона.

Весы Wechsler Memory Scale®, четвертое издание (WMS®-IV) являются запатентованным прибором и могут быть получены через:

Pearson
Кому: Отдел обслуживания клиентов
P.O. Box 599700
San Antonio, TX 78259
Телефон: 800.627.7271
Электронная почта: [email protected]

Общие ссылки

Нет

Идентификатор протокола

130801

Переменные

Экспорт переменных

8 Имя переменной
Идентификатор переменной Описание переменной Отображение dbGaP
ПС130801000000 Протокол 130801 — проприетарный. Проверьте DCW для получения дополнительной информации

контакт. показать меньше

н/д

Неврология

Наименование показателя

Вербальная память

Дата выпуска

12 мая 2010 г.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *