Три педагогических правила от Виктора Шаталова
Спонсор рубрики «Исторические хроники» — компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.
|
Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 году. В 1951 году поступил в среднюю школу преподавателем математики. В возрасте 26 лет он стал директором школы. И вскоре весь советский педагогической мир заговорил об уникальной «системе Шаталова».
Школьники, обучавшиеся по этой системе, заканчивали десятилетку за 7 — 8 лет. После чего все, поголовно, поступали в престижнейшие вузы страны. Где продолжали демонстрировать истинные чудеса.
В чем же суть этой легендарной системы?
Никаких упрощений — только усложняем
Многие великие педагоги утверждали, да и утверждают в наши дни, что ребенок чересчур загружен школьными уроками, что его, фактически, лишают детства, отбирают у него ту золотую, безмятежную пору, которая все равно кончится очень быстро. Но не таков был Шаталов. Его главный девиз — никаких упрощений. Можно только усложнять. И нужно усложнять.
При этом хороши любые методы, как интенсивные, так и экстенсивные. Да, следует вводить индивидуальные учебные пособия, заниматься с каждым учеником по особой программе, но в любом случае, практически все время школьника должно быть посвящено приобретению знаний. Другое дело, что сам процесс этого приобретения, если к нему грамотно подойти, перестает быть обузой. Наоборот, он должен увлекать так, что за уши от тетрадок не оттащишь. Но о детстве в каноническом смысле слова можно даже не мечтать. Наоборот — следует приобщить каждого ученика к ежедневному, если не ежечасному, умственному труду.
Взаимопроверки — залог успеха
Учитель вызывает к доске, проверяет тетради и ставит оценки, а ученики только подсказывают во время ответа и дают друг другу списывать «домашку»? Ничего подобного! Главная цель — получение качественного образования, и в достижении этой цели все заинтересованы одинаково. И сам ученик, и преподаватель, и его товарищи по классу. А потому — систематические взаимопроверки.
Они идут на пользу не только проверяемому, но и проверяющему — он, посвящая больше времени образовательному процессу, оказавшемуся вовлеченным в него еще в одном качестве, сам еще лучше усваивает материал.
И, разумеется, все это не должно принимать формы взаимного доносительства. Чтобы такого не случилось, Шаталов уделял огромное внимание позитивному, гуманному отношению учителя к ученику — он называл это педагогикой сотрудничества. Действительно — какой смысл доносить, если виновному за его промах ничего не будет, ему только дружески помогут разобраться с проблемой. Критика же — в любых формах — категорически запрещена.
И, разумеется, требуется максимальная осторожность в выставлении оценок. Шаталов писал: «Отметка — не цель. Оценка — очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности».
В результате новатор добился того, что школьники иногда сами просили снизить завышенную, как им казалось, оценку. Они прекрасно понимали, что она — всего лишь инструмент для измерения знаний и ни в коем случае не источник несчастий.
Образование и игра не отделимы друг от друга.
Да, без традиционных и, что греха таить, скучноватых форм обучения никуда не денешься. Та же зубрежка — без нее даже таблицу умножения не освоишь. Но там, где может найтись место игре, ее просто необходимо внедрять. А зубрежку, в свою очередь, необходимо сводить к минимуму.
Виктор Федорович любил аналогию с живописным полотном. Он говорил, что традиционное образование — это рассматривание картины по кусочкам. Вряд ли при этом сложится целостное восприятие задумки художника. Нужно же смотреть на полотно в целом — и только в этом случае зрителя ждет успех.
Метод Шаталова включал в себя повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, технологию конспектирования и даже спортивные занятия. Главное же — все это должно увлекательным. Именно увлеченность, по глубокому убеждению новатора, больше всего прочего сподвигает ученика к новым свершениям.
Гарантией же вовлеченности должна быть творческая атмосфера, созданная учителем в классе. Виктор Федорович называл это «принципом соленого огурца». И пояснял: «Если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солеными».
Подписаться на авторский канал Алексея Митрофанова
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
ПЕДАГОГ-НОВАТОР В.Ф. ШАТАЛОВ — Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld — Апробация, Сборник научных трудов и Монография — Россия, Украина, Казахстан, СНГ
Иохвидов В.В., Веселова В.Г.
ПЕДАГОГ-НОВАТОР В.Ф. ШАТАЛОВ
ГОУВПО СГПИ филиал в г. Ессентуки
This work is about activity of Russian scientist Shatalov V.F. The most important thing in his work was development of “Pedagogica sotrudnichestva” and it’s idea.
Keywords pedagogica; science; children; school; education; teacher; lesson; process.
Эта работа о деятельности русского ученого Шаталова В.Ф. Самое важное в его работе было развитие «Педагогики сотрудничества» и ее идей.
Ключевые слова: педагогика; наука; дети; школа; образование; учитель; урок; процесс.
Методическая система «педагогика сотрудничества» явилась выражением новых подходов к обучению в школе России 80-х годов и была направлена на ликвидацию негативных явлений в образовании и воспитании, порожденных командно-бюрократической системой. Она обосновывала новые средства и методы совершенствования целостного педагогического процесса на идеях гуманизации и демократизации школы и личности учащихся, на основе творческого использования педагогического новаторства. Главной чертой взглядов и деятельности педагогов-новаторов явился интерес к ученику, уважение его личности. Разработанные сторонниками концепции «педагогика сотрудничества» положения, методические рекомендации включали использование в процессе обучения личного опыта учащихся, идеи «трудной цели», опережения и погружения в учебный предмет, опорных конспектов. Важным было то, что: отношения учителя с учащимися должны строиться на фундаменте доверия, помощи, совместной жизнедеятельности. Авторы этой системы под лозунгом «демократизации личности» предложили «свободно избранные занятия», которые приводят к качественным изменениям гуманного характера в отношениях между учениками. В этом вопросе они разделяли точку зрения Бременских педагогов, хотя не делали ссылки на их труды.
Среди педагогов-новаторов, творчески развивавших идеи педагогики сотрудничества, был В.Ф. Шаталов. Как показал академик В.В. Давыдов, особенностью опыта Шаталова является четкая, строго определенная организация всего учебного процесса, организация учебной деятельности учащихся. Давыдов охарактеризовал управление учебной деятельностью школьников в опыте В.Ф. Шаталова как систему «достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников»[1].
В. Ф. Шаталов в теории и на практике обосновал необходимость создания благоприятно психологического климата в процессе учения в целом и на каждом уроке в частности, формирования высокого уровня внутренней мотивации самими школьниками своего учебного труда. Он показал, что определяющее влияние здесь оказывают особенности взаимоотношений учителя и учащихся. Домашние работы не задаются, а предлагаются учащимся. Решение задач проходит в «полуобязательной обстановке». Опрос осуществляется в спокойной доверительной форме. Ошибки учащихся не подчеркиваются. В этих условиях в значительной мере прекращаются подсказки, списывание. В его опыте учебный материал учащиеся изучают укрупненными единицами (крупными блоками). Содержание материала учителем оформляется в виде опорных схем, конспектов, представляющих собой наглядную конструкцию изучаемого с указанием основных понятий и связей между ними.
Повышению эффективности урока в опыте В.Ф. Шаталова способствовала предложенная им структура этой формы обучения, включавшая развернутое объяснение учителя, сжатое изложение учебного материала по опорным схемам, самостоятельную работу учащихся по опорным сигналам, работу с учебником и опорными сигналами в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, прослушивание устных ответов у доски, взаимопроверка знаний учащимися.
В опыте В. Ф. Шаталова практиковалось предварительное повторение учебного материала прошлых лет в начале учебного года, систематическое решение задач пройденных тем при изучении очередной темы.
Весьма ценным, по Шаталову, является вера учителя в силы и способности учащихся, уважительное, внимательное отношение к детям. Он предлагал на основе изучения учителем учащихся осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Такой подход предъявляет определенные требования к позиции творчески работающего учителя, а именно:
— умение видеть перед собой не объект воспитания, а конкретную личность со своими особенностями, достоинствами и способностями;
— обладание индивидуальным стилем работы;
— способность уважать мысли и чувства учащихся, их права на свободу выбора;
— понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений и слабостей;
— создание особой атмосферы общения, при которой снимаются барьеры, разделяющие учителя и ученика;
— создание благоприятных условий для личностного самоопределения учащихся, прежде всего, через организацию совместной творческой деятельности, сотрудничества;
— умение создавать каждому ученику ситуацию успеха, а также атмосферу коллективной творческой работы;
— умение осуществлять эмоциональность в педагогическом воздействии [2].
Характеризуя сущность педагогического творчества, В.Ф.Шаталов отмечал, что это творчество — это главное в работе учителя. Чтобы творить, учитель должен обладать творческими способностями и желанием создавать новое. Важным стимулом формирования индивидуального стиля педагогического творчества учителя он считал педагогическую реальность: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное — учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого — осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости и терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания»[2]. Таким образом, В.Ф. Шаталов подчеркивал мысль о том, что без осознания учителем значимости его труда невозможно творить и формировать свою творческую индивидуальность.
Творческую индивидуальность личности учителя, по В.Ф.Шаталову, характеризуют следующие черты: — педагогическая наблюдательность и воображение; импровизация и интуиция; педагогический такт; эрудированность, начитанность и широта интересов; умение пробудить потребность ребенка в познании себя, жизни и мира; способность вовремя прийти на помощь ребенку, привести его к успеху; вера в возможности каждого ученика, чувство заботы и отзывчивость; умение снять со школьника страх, неуверенность в своих силах; артистизм и эмоциональность; выразительность речи, мгновенность реакции и импровизация [2].
Подводя итог, можно сказать, что разработанные В.Ф. Шаталовым на фундаменте педагогики сотрудничества основные средства и способы повышения эффективности обучения представляют собой оригинальную систему интенсивного обучения, ориентирующую на переход от педагогики требований к педагогике отношений, на изменение самой их сути — на гуманизацию и демократизацию педагогических отношений через систему сотрудничества.
Литература:
1. Давыдов В. В. Предисловие.- В кн.: Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. — М.: Педагогика, 1979, с. 4.
2. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 1987, с. 91, 89, 92, 113.
Всемирно известный педагог, поборник педагогических инноваций скончался на 93-м году жизни в Донецке — Общество
Общество
Донецк, 20 ноября — ДАН. Сегодня в возрасте 9 лет ушел из жизни всемирно известный педагог-новатор, народный учитель СССР Виктор Шаталов.3, заявил Глава ДНР Денис Пушилин.
«Сегодня в возрасте 93 лет скончался всемирно известный педагог Виктор Федорович Шаталов. Его уникальный метод открыл новую главу в истории педагогики, стал основой для совместной деятельности студентов и преподавателей», — писал Пушилин в его Telegram-канал.
Суть метода Шаталова заключается в поэтапном управлении учебным процессом. Виктор Федорович создал определенный алгоритм, который может быть успешно применен абсолютно для любого изучаемого предмета и не зависит от возрастной группы и уровня подготовки учащихся.
Метод Шаталова основан на использовании опорных сигналов, развитии и активном использовании ассоциативного мышления и зрительной памяти. Для разработки группы сигналов необходимо изучить изучаемый материал, выделить его ключевые моменты и представить в максимально понятной и однозначной форме.
Изначально учитель расширил тему. На втором этапе учащимся предоставляется визуальная сводка ключевой информации. После этого учащиеся изучают тему индивидуально и воспроизводят опорные ориентиры и отвечают на вопросы учителя по опорным сигналам.
Шаталов родился в Донецке в 1927 году (тогда Сталино). К 2000 году он открыл в Москве школу-студию, где преподают его преемники. Его методы обучения используются во всем мире.
После начала войны Шаталов остался в Донецке и продолжал работать. В 2016 году в интервью ДАН поделился своим взглядом на преподавание в условиях войны.
В интервью он рассказал, что многие высокопоставленные чиновники предлагали ему помощь в выезде из Донецка, но он всем отказывал, опасаясь за свою книжную коллекцию, насчитывающую десятки тысяч книг.
Категорически против украинской школьной реформы. «Украинский — мой второй родной язык. Но навязывать язык русскоязычным детям — это насилие. Также неправильно искажать историю, изображая предателей и нацистов героями». *ot
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Общество
Уполномоченный по вопросам здоровья военнослужащих ДНР, вернувшихся из украинского плена
Украина
Утечка документов Пентагона может быть подведен к сокращению в Украине помощи-Pushilin
Defense
Политика
Пушилин уполномочил мэрии Шахторска, Ясиноватой управлять близлежащими освобожденными населенными пунктами
Украина
Утечка документов Пентагона может быть подведен к сокращению в Украине помощи-Pushilin
Политика
ArtyOmovsk будет восстановлением.
Пеннингтон, Шаталов включен в третью группу лауреатов премии «Академический профессиональный путь за выдающиеся достижения в области преподавания»
В Колледже естественных наук работает более 350 преподавателей, которые ежедневно преуспевают в обучении наших специальностей, а также многих других студентов Техасского университета A&M в области естественных наук. доктора Пеннингтон и Шаталов — два выдающихся преподавателя, оба признаны коллегами и студентами за превосходство в преподавании, но также вносят свой вклад далеко за пределы своих аудиторий. Мы очень ценим их заслуги и гордимся их постоянными достижениями.
— Доктор Марк Дж. Зоран, Техасский биолог A&M и исполнительный заместитель декана
Вид на купол Академического корпуса из ротонды первого этажа.
Два преподавателя Научного колледжа входят в число 10 преподавателей Техасского университета A&M, выбранных в 2022 году в качестве получателей премии Provost Academic Professional Track (APT) за выдающиеся достижения в области преподавания, объявленной в понедельник (28 февраля) * Техасским центром A&M для передового опыта ( КТР).
Химик Джеймс Пеннингтон и математик Оксана Шаталова получили заветную награду, учрежденную CTE в 2019 году для поощрения, признания и вознаграждения преподавателей за исключительные методы преподавания, которые создают значимый опыт обучения для студентов. Награда призвана продемонстрировать как влияние эффективного подхода к обучению, так и ценность обучения, ориентированного на учащихся.
В дополнение к сохранению бессрочного титула премии на всю жизнь, Пеннингтон и Шаталов каждый получат денежную стипендию в размере 5000 долларов США, щедро подаренную Фондом Марии М. и Джеймса Х. Галлоуэй.
«В Колледже науки работает более 350 преподавателей, которые ежедневно преуспевают в обучении наших специальностей, а также многих других студентов из Техаса в области естественных наук», — сказал д-р Марк Дж. Зоран, техасский биолог A&M и исполнительный заместитель декана в Колледже. Наука. «Доктора. Пеннингтон и Шаталов — два выдающихся преподавателя, оба признаны коллегами и студентами за превосходство в преподавании, но также вносят свой вклад далеко за пределы своих аудиторий. Мы очень ценим их заслуги и гордимся их постоянными достижениями».
Пеннингтон является адъюнкт-профессором химического факультета Техаса A&M, куда он поступил в 1998 году, в том же году, когда он получил докторскую степень. по органической химии Мичиганского университета. Как одно из самых узнаваемых лиц в учебной программе кафедры, его основная обязанность и профессиональная страсть — преподавать органическую химию на втором курсе для нехимических специальностей и оказывать влияние на этих будущих врачей, стоматологов, ветеринаров и инженеров в критический момент их интеллектуального развития. Среди своих коллег и студентов Пеннингтон заработал репутацию энергичного, увлеченного, требовательного и строгого инструктора, который требует от своих учеников самых высоких стандартов, делая все, что в его силах, чтобы помочь им добиться успеха. Он был отмечен премией Техасской ассоциации A&M за выдающиеся достижения в области преподавания как в университете (2015 г.), так и на уровне колледжа (2007 г.), а также в качестве тезки Fish Camp (2006 г.). В течение последних полутора десятилетий Пеннингтон также работал координатором и ярким фронтменом Chemistry Road Show, одной из ведущих информационно-просветительских программ Texas A&M. В духе миссии Texas A&M по предоставлению земли для образования для всех это популярное мероприятие ежегодно охватывает более 20 000 человек по всему Техасу, помогая стимулировать интерес к STEM и связанным с ним профессиям, а также подогревать общественный интерес к науке. В качестве дополнительного бонуса Road Show у Пеннингтона была возможность тесно сотрудничать и наставлять десятки Эгги, которые участвовали в качестве помощников демонстрантов, направляя их на свои возможные пути к участию в научном образовании, профессиональной деятельности и работе с общественностью. В том же духе он также служит своим коллегам в качестве наставника в программе наставничества APT Peer Mentoring Program с 2019 года., 18-летний участник Южной конференции Ваконсе по преподаванию в колледжах (с 1999 по 2017 год) и постоянный сотрудник нескольких исследовательских групп в области химии, а также физики и астрономии.
Шаталов является профессором математического факультета Техаса, где с 2019 года она также занимала должность директора дистанционной магистерской программы (DMP). Она получила степень доктора философии. Она получила степень доктора прикладной математики в Технионе – Израильском технологическом институте в 2001 году и начала свою карьеру в качестве исследователя математики, но вскоре обнаружила, что ее истинное призвание – преподавать математику с целью сделать студентов мотивированными, знающими и находчивыми. В течение последних двух с половиной десятилетий Шаталов преподавал в различных классах, начиная со средней школы и заканчивая аспирантурой в Израиле, Италии и США. Находясь в Италии, она также преподавала в знаменитой программе Центра теоретической физики им. страны. С момента прихода на факультет A&M в Техасе в 2008 году она продолжала оттачивать свои методики преподавания, разрабатывая и перерабатывая несколько курсов, чтобы они соответствовали разнообразным потребностям студентов и аспирантов. Помимо реконструкции верхнего уровня Основы математики класс, который считается одним из самых сложных, так как первый, который требует от учащихся написания строгих доказательств с использованием абстрактных понятий и формальной логики, она разработала промежуточный курс DMP, чтобы помочь учащимся лучше перейти от математических предметов бакалавриата к аспирантуре. Поскольку она также видит ценность во встречах и контактах с потенциальными учащимися заранее, Шаталова сделала своим приоритетом участие в информационно-разъяснительной работе, с 2015 года работая директором математического конкурса для средней школы Техаса A&M , который ежегодно привлекает несколько сотен студентов со всего Техаса, а с 2016 года в качестве содиректора Летнего учебного учебного лагеря по математическим исследованиям (SMaRT). Она также делится своим опытом преподавания и наставничества со своими коллегами в своем собственном отделе, а также в кампусе. Предыдущие награды Шаталова включают награду Ассоциации бывших студентов Техасского колледжа A&M в 2013 году за выдающиеся достижения в области преподавания, награду ведомства за выдающиеся достижения в области преподавания в 2012 году и несколько наград за преподавание в Израиле.
Пеннингтон и Шаталов входят в число шести нынешних преподавателей Texas A&M Science, удостоенных награды APT за выдающиеся достижения в области преподавания, присоединившись к профессору химии Холли Гейде и доценту кафедры биологии Эндрю Тэгу, которые были выбраны в качестве членов первой когорты в 2020 г. , а также профессор физики и астрономии Татьяна Ерухимова и доцент кафедры химии Сун Ми Лим, которые были выбраны в 2021 г.
Узнайте больше о награде APT за выдающиеся достижения в области преподавания*, лауреатах 2022 года* или преподавателях Колледжа наук.
* Эта ссылка больше не активна и удалена.
О Техасском университете A&M: Техасский университет A&M – это сообщество ученых, занимающихся решением разнообразных реальных проблем посредством решимости и инноваций. Texas A&M открыл свои двери в 1876 году как первое государственное высшее учебное заведение штата и сегодня является исследовательским учреждением первого уровня, имеющим тройные элитные гранты на наземные, морские и космические гранты. Исследования, проведенные в Texas A&M, представляли собой ежегодные расходы в размере более 1 миллиарда долларов в 2020 финансовом году. 71 000 студентов Texas A&M и полмиллиона бывших студентов известны своей приверженностью служению, а также приверженностью основным ценностям университета и богатым традициям.