Содержание

Гуссерль Эдмунд



Гуссерль Эдмунд

1859—1938

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль (Husserl), Эдмунд (1859-1938) — немецкий философ-идеалист,
родоначальник феноменологической школы современной философии.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 85.

+ + +

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) — немецкий философ, основатель феноменологии.
Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического
опыта. В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному
социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал существенное
влияние на экзистенциализм и философскую антропологию.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский
словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-идеалист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991
). 

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Основатель
феноменологической философии (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий
философский словарь. М. 2010
).

Мотрошилова Н. Б. Создатель феноменологии как
особого типа философии (Новая философская энциклопедия. В четырех томах.
/ Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю.
Семигин. М., Мысль, 2010
).

Семенова В.Н. Одна из наиболее значительных фигур в
философии 20 века (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А.
Минск, 1998
).

Ставит вопрос о кризисе европейских наук (Современная
западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С.
Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009
).

Чубаров И. М. Гуссерль в России (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко,
А.П. Поляков. – М., 2014
).

Гайденко П.П. В поисках твёрдых оснований Гуссерль
вынужден был непрерывно видоизменять свою философию (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983
).

Блинников Л.В. Он определяет истину как нечто
абсолютное, как нечто истинное «само по себе» (Блинников Л.В. Краткий
словарь философских персоналий. М., 2002
).

Далее читайте:

Гуссерль Э. Кризис европейских
наук и трансцендентальная феноменология (Статья H. В. Мотрошиловой о
сочинении Э. Гуссерля).

Гуссерль Э. Логические исследования
(Статья H.В. Мотрошиловой о сочинении Э.Гуссерля).

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Сочинения:

Логические исследования, т. 1. СПб., 1909;

Философия как строгая наука. — «Логос», 1911, кн. 1;

Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994;

Собр. соч., т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994;

Начало геометрии. М., 1996;

Картезианские размышления. СПб., 1998;

Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Ч. I. М., 1999;
Логические исследования. Т. II, ч. i. М., 2001; Кризис европейских наук и
трансцендентальная феноменология. СПб., 2004; Избранные работы. М., 2005; Идея
феноменологии: Пять лекций. СПб., 2006; Husserliana. Gesammelte Werke. Bde.
I-XXVIII. Haag, 1950; Briefwechsel // Husserliana Dokumente. Bd. ILL, Т. 1.1-10,
1994.

Литература:

Гайденко П. П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская
категория трансцендентальности. — В кн.: Современный экзистенциализм. М., 1966;
Какабадзе 3. М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная
феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси, 1966; Мотрошилова Н. В. Принципы и
противоречия феноменологической философии. М., 1967; Она же. Гуссерль и Кант:
проблема «трансцендентальной философии»,— В кн.: Философия Канта и
современность. М., 1974; Молчанов В. И. Время и сознание. Критика
феноменологической философии. М., 1988; Зотов А. Ф. Ранний Гуссерль и
формирование феноменологического движения в европейской философии. — «Логос»,
1991, № 2; Антология феноменологической философии в России. М., 1998; Breda И.
L. van, Taminiaux J. Edmund Husserl. 1859-1959. Den Haag, 1959, Lapointe F.
Edmund Husserl and His Critics. An International Bibliography (1894—1979).
Bowling Green, 1980; Bernet R., Kern J., Marbach E. Edmund Husserl. Darstellung
seines Denkens. Hamb., 1989; Husserliana. Dokumente. Bd 1 (Husserl — Chronik).
Den Haag, 1977; Edmund Husserl zum Gedachtnis. Zwei Reden von Ludwig Landgrebe
und Jan Patocka. Prag, 1938; Motroshilova N. Delineation and Analysis of
Objectivities in Edmund Husseri’s Phenomenology (based on «Logical
Investigations». Vol. II). — Analecta Husserliana, Bd XXVII. См. также лит. к
ст. Феноменология.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

ГУССЕРЛЬ, ЭДМУНД | Энциклопедия Кругосвет

ГУССЕРЛЬ, ЭДМУНД (Husserl, Edmund) (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма.

Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание «чего-то»). Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития.

Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии.

Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу.

Логические исследования (Logische Untersuchungen, 1900–1901; в русском издании – Логические исследования, т. 1. СПб, 1909) – наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. В последней главе, «Идея чистой логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том составляют шесть исследований значения и структуры опыта. Прежний интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению «категориальной интуиции».

Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея феноменологии (Die Idee der Phänomenologie, лекции 1907, опубл. посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, 1913; русское издание – М., 1994), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Эпохэ (epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения.

В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie als strenge Wissenschaft, 1911; русское издание – Логос, кн. 1, 1911). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо предпосылок. Программа «конститутивной» феноменологии, развернутая в последующих томах его Идей (опубл. посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии.

Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени. Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil, 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени (Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет. В Картезианских медитациях (Méditations cartésiennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей.

Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.Хайдеггер, один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля. Затем он предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях «бытия» и «существования». Уверенный в безграничном потенциале своей «конститутивной» феноменологии, дополненной понятием «пред-данного жизненного мира», Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера. Покинутый своими «арийскими» учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie, 1936, опубл. в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt).

Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»).

См. также ФИЛОСОФИЯ.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Пройти тест

Эдмунд Гуссерль | Немецкий философ

Эдмунд Гуссерль

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
8 апреля 1859 г.
Простеёв
Чехословакия
Умер:
27 апреля 1938 г. (79 лет)
Фрайбург-им-Брайсгау
Германия
(Годовщина завтра)
Предметы изучения:
сознание
эйдетическая редукция
феноменологическая редукция

Просмотреть все связанные материалы →

Эдмунд Гуссерль , (род. 8 апреля 1859 г., Просниц, Моравия, Австрийская империя [ныне Простеев, Чехия] — умер 27 апреля 1938 г. , Фрайбург-им-Брайсгау, Германия), немецкий философ, основоположник феноменологии — метода описания и анализа сознания, с помощью которого философия пытается обрести характер строгой науки. Этот метод отражает попытку разрешить противоречие между эмпиризмом, который делает упор на наблюдение, и рационализмом, который делает упор на разум и теорию, указывая на происхождение всех философских и научных систем и теорий в интересах и структурах эмпирической жизни. ( См. феноменология.)

Образование и молодость.

Гуссерль родился в еврейской семье и сдал квалификационные экзамены в 1876 году в Немецкой народной гимназии в соседнем городе Ольмюц (Оломоуц). Затем он изучал физику, математику, астрономию и философию в университетах Лейпцига, Берлина и Вены. В Вене он получил степень доктора философии в 1882 году, защитив диссертацию под названием Beiträge zur Theorie der Variations 9.0030 rechnung («Вклад в теорию вариационного исчисления»). Осенью 1883 года Гуссерль переехал в Вену, чтобы учиться у философа и психолога Франца Брентано. Критика Брентано любой психологии, ориентированной исключительно на научные и психофизические направления, и его заявление о том, что он обосновал философию своей новой дескриптивной психологией, оказали широкое влияние.

Гуссерль получил решающий толчок от Брентано и от круга его учеников. Дух Просвещения с его религиозной терпимостью и поисками рациональной философии был очень жив в этом кругу. Стремление Гуссерля к более строго рациональному обоснованию нашло здесь свое подтверждение. С самого начала такое основание означало для него не только теоретический акт, но и моральный смысл ответственности в смысле этической автономии. В Вене Гуссерль обратился в евангелическо-лютеранскую веру, а год спустя, в 1887 году, женился на Мальвине Штайншнайдер, дочери профессора средней школы из Просница. Как его энергичная и опытная жена, она была его незаменимой опорой до самой его смерти во всех вещах их повседневной жизни.

Лектор Галле.

В 1886 году Гуссерль отправился — по рекомендации Брентано — к Карлу Штумпфу, самому старшему из учеников Брентано, который развил свою психологию и был профессором философии и психологии в университете Галле. В 1887 году Гуссерль получил квалификацию преподавателя в университете ( Habilitation ). Он стал близким другом Штумпфа и был ему обязан многими предложениями по формированию своих собственных описательных понятий. Тема Гуссерля Habilitation thesis, Über den Begriff der Zahl: Psychologische Analysen («О понятии числа: психологический анализ») уже показал Гуссерлю переход от его математических исследований к размышлению о психологическом источнике основных понятий математика. Эти исследования были ранним черновиком его « Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen», , первый том которого вышел в 1891 году.

Викторина «Британника»

Философия 101

Его первая лекция в Галле называлась «Über die Ziele und Aufgaben der Metaphysik» («О целях и проблемах метафизики»). В традиционном смысле метафизика есть изучение Бытия. Хотя текст утерян, ясно, что Гуссерль уже понял, что его метод анализа сознания является путем к новой универсальной философии и метафизике, которые, как он надеялся, положат конец всем прежним схемам метафизики.

Годы его преподавания в Галле (1887–1901) позже были расценены Гуссерлем как самые трудные для него. Он часто сомневался в своих способностях философа и считал, что ему придется бросить свое занятие. Проблема соединения психологического анализа сознания с философским обоснованием формальной математики и логики казалась неразрешимой. Но из этого кризиса возникло понимание того, что философское обоснование логики и математики должно начинаться с анализа опыта, предшествующего всякому формальному мышлению. Это потребовало интенсивного изучения британских эмпириков (таких как Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм и Джон Стюарт Милль) и согласования логики и семантики, проистекающих из этой традиции, особенно логики Милля, а также с попытки «психологического» обоснования логики предпринимались тогда в Германии.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Плоды этого взаимодействия были представлены в Logische Untersuchungen (1900–01; «Логические исследования»), в котором применялся метод анализа, который Гуссерль теперь назвал «феноменологическим». Революционное значение этой работы было признано лишь постепенно, поскольку ее метод нельзя было отнести ни к одному из известных в то время философских направлений. Бертран Рассел, в ретроспективном взгляде на Logi sche Untersuchungen, говорил о них как об одном из монументальных произведений современной философской эпохи.

Влияние как учителя.

После публикации Logische Untersuchungen, Гуссерль был призван по наущению Давида Гильберта, математика-формалиста, на должность ausserordentlicher Professor (доцент университета) Геттингенского университета. Время Гуссерля преподавания в Геттингене, с 19с 01 по 1916 год, имел важное значение как источник феноменологического движения и ознаменовал формирование школы, охватившей многие страны и разветвленной во многих направлениях.

Феноменологический анализ переживаемой действительности — , т. е. действительности, как она непосредственно предстает перед сознанием, — привлек не только немецких студентов, недовольных господствовавшим тогда в Германии неокантианством, но и многих молодых зарубежных философов, выходцев из традиции эмпиризма и прагматизма. Примерно с 1905 г. ученики Гуссерля сформировались в группу с общим стилем жизни и работы. Находясь в тесном личном общении со своим учителем, они всегда говорили о нем как о «хозяине» и часто, философствуя, сопровождали его на прогулках. Феноменологию они понимали как путь к реформе духовной жизни.

Эта группа не была школой, однако, ни в каком смысле не клянущейся каждым словом мастера; Гуссерль дал каждому из своих учеников свободу независимо следовать предложениям. Он хотел, чтобы его учение было не передачей готовых результатов, а подготовкой к ответственной постановке задачи. Таким образом, он понимал феноменологию как область, над которой должны работать грядущие поколения философов, и претендовал на себя лишь на роль «начинающего». Ввиду этой свободы его учения становится понятным тот факт, что феноменология вскоре разветвилась во многих направлениях, и этим объясняется ее быстрое международное распространение.

Сам Гуссерль выработал индивидуальную манеру работы: все его мысли мыслились письменно, так сказать, минуты движения его мысли. За свою жизнь он написал более 40 000 страниц, написанных стенографическим шрифтом Габельбергера.

Гуссерль все еще находился в Геттингене, когда Макс Шелер, который был в то время приват-доцентом (неоплачиваемым университетским лектором) в Йене, а позже стал крупным феноменологом, вступил в контакт с Гуссерлем (1910–11). Дружба Гуссерля с Вильгельмом Дильтеем, новаторским теоретиком гуманитарных наук, также относится к геттингенскому периоду. Дильтей увидел в публикации Logische Untersuchungen новый стимул к дальнейшему развитию своей собственной философской теории гуманитарных наук; и сам Гуссерль позже признавал, что его встреча с Дильтеем обратила его внимание на историческую жизнь, из которой произошли все науки, и что, таким образом, она открыла для него измерение истории как основы всякой теории познания. .

Феноменология | Определение, характеристики, философия, примеры и факты

Edmund Husserl

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Жан-Поль Сартр
Макс Шелер
Морис Мерло-Понти
Альфред Шутц
Эдит Штейн
Похожие темы:
феноменология религии
феноменологическая психология
жизненный мир
Уппсальская школа
снижение

Просмотреть весь связанный контент →

феноменология , философское движение, зародившееся в 20 веке, основной целью которого является прямое исследование и описание явлений как сознательно переживаемых, без теорий об их причинном объяснении и как можно более свободных от неисследованных предубеждения и предпосылки. Однако само это слово намного старше, восходит как минимум к 18 веку, когда швейцарско-немецкий математик и философ Иоганн Генрих Ламберт применил его к той части своей теории познания, которая отличает истину от иллюзий и ошибок. В 19В X веке это слово стало ассоциироваться в основном с « Phänomenologie des Geistes » (1807; «Феноменология разума» ) Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который проследил развитие человеческого духа от простого чувственного опыта к «абсолютному знанию». Однако так называемое феноменологическое движение зародилось только в начале 20 века. Но и эта новая феноменология включала в себя столько разновидностей, что всесторонняя характеристика предмета требует их рассмотрения.

Характеристики феноменологии

Принимая во внимание спектр феноменологий, прямо или косвенно возникших из оригинальной работы немецкого философа Эдмунда Гуссерля, нелегко найти общий знаменатель для такого движения за пределами его общего источника. Но подобные ситуации происходят и в других философских, а также нефилософских движениях.

Существенные черты и вариации

Хотя, как видно из последней точки зрения Гуссерля, все отступления от его собственных взглядов могут показаться только ересями, более снисходительная оценка покажет, что все те, кто считает себя феноменологами, подписываются, например, под его лозунгом , zu den Sachen selbst («к самим вещам»), под которым они подразумевали новый подход к конкретно переживаемым явлениям — подход, как можно более свободный от концептуальных предпосылок, — и попытку описать их как можно точнее. . Более того, большинство приверженцев феноменологии считают, что можно проникнуть в суть существенных структур и существенных взаимосвязей этих явлений на основе тщательного изучения конкретных примеров, полученных из опыта или воображения, и путем систематического варьирования этих примеров в ходе эксперимента. воображение. Некоторые феноменологи также подчеркивают необходимость изучения способов проявления феноменов в объектно-ориентированном или «интенциональном» сознании.

Помимо этого просто статического аспекта явления, некоторые также хотят исследовать его генетический аспект, исследуя, например, как предполагаемое явление — например, книга — формирует («конституирует») себя в типичном развертывании опыта. Сам Гуссерль считал, что подобные исследования требуют предварительной приостановки веры (« эпохе ») в реальность этих явлений, тогда как другие считают это не обязательным, а полезным. Наконец, в экзистенциальной феноменологии значения тех или иных феноменов (например, тревоги) исследуются специальной интерпретативной («герменевтической») феноменологией, методология которой нуждается в дальнейшем уточнении.

Контрасты с родственными движениями

Может быть также полезно выявить отличительную сущность феноменологии, сравнив ее с некоторыми ее философскими соседями. В противоположность позитивизму и традиционному эмпиризму, с которого начинал учитель Гуссерля в Вене Франц Брентано и с которым феноменологию разделяет безусловное уважение к положительным данным опыта («Мы — настоящие позитивисты», — утверждал Гуссерль в своей «Идее »). zu einer reinen Феноменология и феноменологическая философия [1913; «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии»]), феноменология не ограничивает эти данные областью чувственного опыта, но на равных допускает такие нечувственные («категориальные») данные, как отношения и ценности, лишь бы они предстали интуитивно. . Следовательно, феноменология не отвергает универсалий и, помимо аналитических априорных утверждений, предикаты которых логически содержатся в субъектах и ​​истинность которых не зависит от опыта (например, «Все материальные тела имеют протяженность»), и синтетических апостериорные высказывания, субъекты которых логически не влекут за собой предикат и истинность которых зависит от опыта (например, «Моя рубашка красная»), оно признает знание синтетического априори, суждение, субъект которого логически не влечет за собой предикат. предикат, но тот, в котором истина не зависит от опыта (например, «Каждый цвет расширяется»), основанный на понимании существенных отношений внутри эмпирически данного.

В отличие от феноменализма, положения в теории познания (эпистемологии), с которым его часто путают, феноменология — которая не является в первую очередь эпистемологической теорией — не принимает ни жесткого разделения между явлением и реальностью, ни более узкого взгляда на феномены как на все, что есть (ощущения или постоянные возможности ощущений). Это вопросы, в отношении которых феноменология как таковая сохраняет непредвзятость, указывая, однако, на то, что феноменализм упускает из виду сложности интенциональной структуры сознания феноменов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

В отличие от рационализма, который делает упор на концептуальные рассуждения в ущерб опыту, феноменология настаивает на интуитивном обосновании и проверке понятий и особенно всех априорных утверждений; в этом смысле это философия «снизу», а не «сверху».

В отличие от некоторых течений аналитической философии, подменяющих непосредственно данное во всей его сложности упрощенными конструкциями и применяющих «бритву Оккама», феноменология сопротивляется всем трансформирующим переинтерпретациям данного, анализируя его как то, что оно есть в себе и в своем собственные термины.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *