Курагина Мария Федоровна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- преподаватель:НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде / Факультет менеджмента / Кафедра организационной психологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2020 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Образование
2022
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Менеджмент», квалификация «Магистр»
2018
Бакалавриат: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, специальность «Лингвистика», квалификация «Бакалавр»
2012
Специалитет: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация «Экономист-менеджер»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2023 — Организация проектной работы со студентами-бакалаврами факультетов экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Нижний Новгород (Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», удостоверение 229295, 20 часов)
2023 — Self-Editing: How to become happy with what you write (National Research University Higher School of Economics, Academic Writing Center, certificate 22-0118, 16 hours)
2023 — Современные подходы в преподавании и обучении (Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», Teach For HSE, 2023, удостоверение 188082, 39 часов)
2022 — International University Global Coaching. (CCE) «Basic coaching skills». 2022. Certificate 5905
2020 — Talent Management (Top Career, удостоверение 2020122010, 36 часов)
2020 — Методы и формы организации дистанционного обучения (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2020, удостоверение 522412722376, 72 часа)
2009 — 2012 Нижегородский государственный университет им. Н.И.
Лобачевского (Национальный исследовательский университет), факультет дополнительного образования, переводчик в сфере профессиональной коммуникации (экономика)
2014 — Cambridge English Language Assessment, Teaching Knowledge Test, Module 1 (Band 4)
2014 — Cambridge English Language Assessment, Teaching Knowledge Test, Young Learners (Band 4)
Профессиональные интересы
эмоциональный интеллектобучение и развитие персоналапсихологическое благополучиеРазработка и ведение тренинга
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Коммуникация (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Информационное обеспечение исследований в менеджменте» (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар «Краудфандинговый проект» (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет информатики, математики и компьютерных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Психология (Дисциплина общего цикла; 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч.
год)
- Навыки академической коммуникации (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Информационное обеспечение исследований в менеджменте» (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар «Краудфандинговый проект» (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Проектный семинар «Социальный проект» (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Управление человеческими ресурсами (Майнор; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 3, 4 модуль)Рус
- Управленческие компетенции (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Публикации
12
Статья Васильева Е. Н., Щербаков А. В., Курагина М. Ф. Коммуникативные компетенции в структуре «sоft skills» в рамках профессиональной подготовки студентов вуза // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 1. С. 21-36.
Книга Войлокова Е. Е., Курагина М. Ф., Припорова Е. А., Сидорова Л. П. Управление карьерой: учебник для вузов / 3-е изд., перераб. и доп.. Дятловы горы, 2023.
Статья Курагина М. Ф., Жирнова Н. Г. Коммуникативная компетентность врача как основа пациентоориентированности // Виртуальные технологии в медицине. 2022. Т. 31. № 1. С. 20-25. doi
Книга Войлокова Е. Е., Курагина М. Ф., Припорова Е. А. Основы психологии / 2-е изд., испр. и доп.. ООО «Стимул-СТ», 2022.
Глава книги Васильева Е. Н., Курагина М. Ф., Щербаков А. В. Ресурсы управления трудовой мотивацией потенциальных участников рынка труда в период нестабильности // В кн.: Современные трансформации рынка труда / Под общ. ред.: М. В. Плотников, Я. В. Ушакова; науч. ред. : М. В. Плотников. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2022. Гл. 2. С. 18-41.
Книга Акимова А. Ю., Артюшина Е. В., Васильева Е. Н., Виноградова О. В., Гапонова Н. С., Гапонова О. С., Городнов А. В., Городнова А. А., Данилова Л. С., Заводцева В. В., Зинчак Е. В., Исаева О. М., Коренькова М. М., Курагина М. Ф., Михайлова В. В., Осипова О. С., Павловская С. В., Поляшова Н. А., Савинова С. Ю., Сафронова К. О., Сироткина Н. Г., Хусяинов Т. М., Чилипенок Ю. Ю., Шмелева А. Е., Щербаков А. В. Современные трансформации рынка труда / Под общ. ред.: М. В. Плотников, Я. В. Ушакова; науч. ред.: М. В. Плотников. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2022.
Глава книги Курагина М. Ф., Тарасов А. А. Деловая игра как современная технология развития коммуникативной компетентности // В кн.: Социально-экономические преобразования и проблемы. Сборник научных трудов (выпуск 11) / Под общ. ред.: М. В. Плотников, М. А. Шушкин, Я. Ушакова, Ю. Ю. Чилипенок. Вып. 11. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2021. С. 39-50.
Статья Курагина М. Ф. Компакт-кейсы как современная технология обучения управленческих кадров в системе здравоохранения // Виртуальные технологии в медицине. 2021. Т. 30. № 4. С. 224-229. doi
Книга Чилипенок Ю. Ю., Гапонова Н. С., Гапонова О. С., Данилова Л. С., Осипова О. С., Артюшина Е. В., Коренькова М. М., Городнова А. А., Курагина М. Ф., Пимонова С. А., Плотников М. В., Сафронова К. О., Привалов И. В., Сидоров Д. В., Сироткина Н. Г., Павловская С. В., Сучков Д. В., Трундова О. С., Самылина Д. А., Кобыляцкий М. К. Социально-экономические преобразования и проблемы. Сборник научных трудов (выпуск 11) / Под общ. ред.: М. В. Плотников, М. А. Шушкин, Я. Ушакова, Ю. Ю. Чилипенок. Вып. 11. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2021.
Глава книги Исаева О. М., Курагина М. Ф. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // В кн.: Ментальное здоровье – интеграция подходов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Н. Новгород : Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2021. С. 177-185.
Глава книги Isaeva O., Kuragina M. EMOTIONAL INTELLIGENCE AS THE BASIS FOR EMPLOYEE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING, in: BUSINESS TRENDS: RESEARCH AGENDA IN INNOVATIONS AND ENTREPRENEURSHIP. Collection of scientific papers. / Ed. by M. Plotnikov, Y. Chilipenok, D. Kornilov. -, 2020. P. 52-59.
Глава книги Васильева Е. Н., Курагина М. Ф., Кутилина М. В. Современный подход в обучении наставников в компании ОАО «РЖД» // В кн.: Социально-экономические преобразования и проблемы. Сборник научных трудов (Выпуск 10) / Науч. ред.: М. В. Плотников, М. А. Шушкин, Ю. Ю. Чилипенок, Я. Ушакова. Вып. 10. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2020. С. 16-27.
Конференции
2022
Современные трансформации рынка труда (Нижний Новгород). Доклад: Ресурсы управления трудовой мотивацией потенциальных участников рынка труда в период нестабильности
2021
РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации». Доклад: Компакт-кейсы как современная технология обучения управленческих кадров в системе здравоохранения
“Analytics for Management and Economics Conference” (AMEC 2021) (Санкт-Петербург). Доклад: Career Motivation of Russian Female Boxers
2020
Business trends: research agenda in innovations and entrepreneurship (Нижний Новгород). Доклад: Emotional intelligence as the basis for personnel psychological well-being
МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – ИНТЕГРАЦИЯ ПОДХОДОВ (Нижний Новгород). Доклад: Эмоциональный интеллект как основа психологического благополучия старшеклассников
Опыт работы
2020-н.в. — преподаватель кафедры организационной психологии
Информация
*
- Общий стаж: 5 лет
- Научно-педагогический стаж: 4 года
- Преподавательский стаж: 4 года
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Расписание занятий на сегодня
«>
«>
«>
ауд.
Марья Болконская и Анатоль Курагин: сватовство, история отношений
Княжна Марья Болконская (актриса Антонина Шуранова) |
Анатоль Курагин и Марья Болконская — это два ярких второстепенных персонажа знаменитого романа «Война и мир» Толстого. Сватовство Анатоля к княжне Марье является одним из наиболее запоминающихся эпизодов в биографии обоих персонажей.
В этой статье представлено цитатное описание знакомства и сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской, история отношений героев в цитатах.
Подробное описание этого эпизода можно найти в томе 1 части 3 главах III-V романа «Война и мир».
Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»
Хитрый князь Василий Курагин надеется женить своего беспутного сына Анатоля на богатой, но некрасивой княжне Марье Болконской. Княжна Марья живет в деревне со своим строгим отцом, стариком Болконским. По мнению окружающих, она очень несчастлива из-за отца:
«Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. <…> Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse, comme les pierres {Бедняжка несчастлива, как камни}.» (Анна Шерер о Марье, том 1 часть 1 глава II)
«Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что́ может отец, и оба вышли des imbéciles {дурни}.» (князь Василий об Анатоле и Ипполите, том 1, часть 1 глава II)
В конце 1805 — начале 1806 гг. князь Василий и его сын Анатоль прибывают в имение Болконских, чтобы встретиться с княжной Марьей. Старик Болконский не очень любит старика Курагина (они давно знакомы) и не хочет выдавать дочь замуж, но все же принимает незваных гостей:
«— Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, — неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал. «
«Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья… Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него.» (том 1 часть 3 глава III)
Легкомысленный Анатоль не против жениться на «уродливой» княжне Марье ради денег. Этот визит к Болконским кажется ему веселым и забавным:
«На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает», думал Анатоль.»
«— Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? — по-французски спросил он. ..» (том 1 часть 3 главы III)
Княжна Марья очень волнуется перед знакомством с Анатолем:
«Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! — говорила она себе, взглядывая в зеркало. — Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.» (том 1 часть 3 главы III)
Лиза Болконская (жена князя Андрея) и мадмуазель Бурьен (француженка-приживалка) решают нарядить княжну Марью для этого особенного случая. Княжне неловко из-за того, что она так волнуется перед этой встречей:
«Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленною в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтоб это могло быть иначе. <…>
Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.» (том 1 часть 3 главы III)
Несмотря на все старания Лизы и мадемуазель Бурьен, княжна Марья и в нарядном платье выглядит плохо, а ее лицо остается жалким и некрасивым:
«Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m-lle Bourienne и маленькая княгиня; им всё казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масакà нарядном платье. ..» (том 1 часть 3 главы III)
Перед встречей с Анатолем княжна Марья представляет себе возможную семейную жизнь и детей. Тут же все это кажется ей невозможным, из-за того что она слишком некрасива:
«Княжна Марья осталась одна. Она не исполнила желания Лизы и не только не переменила прически, но и не взглянула на себя в зеркало. Она, бессильно опустив глаза и руки, молча сидела и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, — представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она.» (том 1 часть 3 главы III)
В глубине души княжна Марья мечтает о семейном счастье и о настоящей земной любви, хотя и скрывает эту мечту от самой себя:
«В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. <…>
С этою успокоительною мыслью (но всё-таки с надеждой на исполнение своей запрещенной, земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз…» (том 1 часть 3 главы III)
Наконец Марья Болконская входит в комнату, где ее ждет Анатоль с отцом. Девушка так волнуется, что не может ясно видеть Анатоля перед собой. Она лишь видит, как что-то большое, яркое и прекрасное двигается к ней:
«Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с маленькою княгиней и m-lle Bourienne. Когда она вошла своею тяжелою походкой, ступая на пятки, мужчины и m-lle Bourienne приподнялись, и маленькая княгиня, указывая на нее мужчинам, сказала: Voilà Marie {Вот Мари}! Княжна Марья видела всех и подробно видела. Она видела лицо князя Василья, на мгновенье серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся…»
«…но она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату.» (том 1 часть 3 главы IV)
Наконец Анатоль подходит к княжне Марье, его красота поражает ее. Сам Анатоль весело смотрит на Марью и, судя по всему, совсем не думает о ней. Он молчит и ведет себя спокойно и уверенно:
«Потом к ней подошел Анатоль. Она всё еще не видала его. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее руку, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатоль, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутою вперед грудью, а назад — спиною, покачивая одною отставленною ногой и слегка склонив голову, молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемой уверенности.
Замолчи при первом знакомстве несамоуверенный человек и выкажи сознание неприличности этого молчания и желание найти что-нибудь, и будет нехорошо; но Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго.» (том 1 часть 3 главы IV)
Познакомившись с княжной Марьей, Анатоль тут же обращает внимание на ее хорошенькую француженку Бурьен (приживалку княжны Марьи). Теперь визит к Болконским кажется ему не таким скучным. Ветреный Курагин уже думает о том, как женится на княжне Марье и будет обманывать ее с мадемуазель Бурьен:
«С своей стороны m-lle Bourienne не упустила случая при слове Париж вступить тоже в общий разговор воспоминаний.
Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. Анатоль весьма охотно отвечал француженке и, улыбаясь, глядя на нее, разговаривал с ней про ее отечество. Увидав хорошенькую Bourienne, Анатоль решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! — думал он, оглядывая ее, — очень недурна эта demoiselle de compagnie {компаньонка}. Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, подумал он, — la petite est gentille» {Очень, очень недурна}.» (том 1 часть 3 главы IV)
Старик Болконский видит, как нарядилась и причесалась княжна Марья. Ему становится стыдно. Старик понимает, что Анатолю безразлична Марья:
«И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! — подумал он, злобно взглянув на дочь. — Стыда нет: а он ее и знать не хочет!»» (том 1 часть 3 главы IV)
Отец при гостях упрекает Марью в том, что та нарядилась без его разрешения, и называет ее дурной (некрасивой). Этими словами он доводит дочь до слез:
«— Это ты для гостей так убралась, а? — сказал он. — Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по-новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
— Это я, mon père {батюшка}, виновата, — краснея, заступилась маленькая княгиня.
— Вам полная воля-с, — сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, — а ей уродовать себя нечего — и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.» (том 1 часть 3 главы IV)
В продолжение встречи старик Болконский беседует с Анатолем о его службе и понимает, что молодой человек даже не знает, при каком полку он числится в армии. Эта легкомысленность жениха не нравится старику:
«— Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? — обратился Анатоль со смехом к отцу.
— Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха-ха-ха! — засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.— Ну, ступай, — сказал он Анатолю.» (том 1 часть 3 главы IV)
Знакомство с Анатолем производит приятное впечатление на княжну Марью. Красавец Анатоль кажется ей добрым, храбрым, решительным, мужественным человеком. Девушка уже мечтает об будущей семейной жизни с ним. В глубине души она чувствует себя близкой к нему. Добрая княжна Марья переживает, не слишком ли она холодна с ним:
«Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.«Но не слишком ли я холодна с ним? — думала княжна Марья. — Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что̀ я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезною с новым гостем.» (том 1 часть 3 главы IV)
Тем временем ветреный Анатоль, судя по всему, почти не думает о княжне Марье. Его мысли о Марье сводятся к ее некрасивой внешности:
««La pauvre fille! Elle est diablement laide» {Бедняга! Чертовски дурна!}, думал про нее Анатоль.» (том 1 часть 3 главы IV)
Красивая молодая приживалка княжны Марьи, мадемуазель Бурьен, очень оживляется в этот день. Она видит в Анатоле шанс удачно выйти замуж и перестать быть приживалкой Болконских. Бедная француженка давно ждет такого богатого «принца», который бы влюбился в нее и увез к себе. Мадемуазель старается как можно больше понравиться Анатолю:
«M-lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M-lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал.» (том 1 часть 3 главы IV)
«Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mère {моя бедная мать}, и он женится на ней. Так складывалась в голове m-lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m-lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться. » (том 1 часть 3 главы IV)
Красавцу Анатолю льстит внимание трех молодых женщин в доме — княжны Марьи, Лизы Болконской и мадемуазель Бурьен. При этом он начинает испытывать страстные чувства к француженке Бурьен, а не к Марье:
«Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Воurienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайною быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.» (том 1 часть 3 главы IV)
Когда княжна Марья с волнением играет на клавикордах, бесстыжий Анатоль смотрит на нее, но при этом тайком трогает ногой мадемуазель Бурьен:
«Общество после чая перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m-lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно-поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m-lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногой под фортепиано. M-lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.» (том 1 часть 3 главы IV)
К концу дня княжна Марья в своих мыслях уже называет Анатоля мужем. Она не замечает того, что тот интересуется совсем не ей, а ее компаньонкой Бурьен. Когда на прощание Анатоль целует руку Бурьен (что неприлично), наивная княжна Марья считает это проявлением его деликатности. Княжна Марья представляет, как может быть счастлива с такой подругой и с таким мужем:
««Как она меня любит! — думала княжна Марья. — Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m-lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m-lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.«Quelle délicatesse» {какая деликатность}, — подумала княжна. — Неужели Amélie (так звали m-lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне? — Она подошла к m-lle Bourienne и крепко ее поцеловала.» (том 1 часть 3 главы IV)
В этот день Курагины остаются ночевать у Болконских. Анатоль засыпает сразу, а княжна Марья, напротив, долго не может заснуть и думает о нем. Анатоль кажется ей красивым и добрым мужчиной. Она не может поверить, что он может стать ее мужем:
«Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное — добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто-то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто-то был он — дьявол, и он — этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.» (том 1 часть 3 главы V)
Старик Болконский остается недоволен тем, как прошла встреча. Он чувствует себя оскорбленным за свою дочь. Ему кажется, что княжна Марья из-за Анатоля «забыла отца» и «виляет хвостом». Старик предупреждает ее о том, что Анатоль на самом деле увлечен мадемуазель Бурьен, а не ей. Но Марья не верит в эти слова:
«Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. <…>
«Первый встречный показался — и отец и всё забыто, и бежит к верху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван о ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это…»
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом.» (том 1 часть 3 главы V)
На следующее утро мадемуазель Бурьен и Анатоль оба ищут случая увидеться наедине. Они встречаются в саду:
«Несмотря на то, что между Анатолем и m-lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mère {бедной матери}, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.» (том 1 часть 3 главы V)
Тем временем в это утро княжна Марья чувствует уверенность, что ее судьба счастливо решена. Поговорив с отцом, она проходит черед зимний сад и вдруг слышит шепот мадемуазель Бурьен. Марья видит, как Анатоль обнимает француженку и что-то ей шепчет. Застигнутый врасплох Анатоль смотрит на Марью со страшным выражением лица. Княжна Марья не понимает, что происходит. Мадемуазель Бурьен вскрикивает и убегает. Анатоль весело улыбается Марье, кланяется и уходит:
«Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что́ отец сказал о m-lle Bourienne, — этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё-таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m-lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талии m-lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m-lle Bourienne вскрикнула и убежала. Анатоль с веселою улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.» (том 1 часть 3 главы V)
После случившегося мадемуазель Бурьен плачет в объятиях княжны Марьи и якобы раскаивается в случившемся. Бурьен признается, что это было увлечение страсти. Добрая княжна Марья утешает француженку и говорит, что «любит ее больше, чем когда-либо»:
«Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m-lle Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежною любовью и сожалением на хорошенькое личико m-lle Bourienne.
— Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur {Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение}, — говорила m-lle Bourienne.
— Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais {Почему же? Я вас люблю больше, чем когда-либо}, — говорила княжна Марья, et je tâcherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur {и постараюсь сделать для вашего счастья всё, чтò в моей власти}.» (том 1 часть 3 главы V)
Затем княжна Марья приходит к отцу и князю Василию, чтобы дать ответ на предложение о замужестве. Она объявляет, что не хочет выходить замуж за Анатоля. При этом добрая Марья не рассказывает о непристойном поступке Анатоля в саду. Старик Болконский рад, что дочь отказала жениху:
«— Мое желание, mon père, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашею. Я не хочу выходить замуж, — сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
— Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! — нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула. <…>
— Князь, то, что̀ я сказала, есть всё, что́ есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.» (том 1 часть 3 главы V)
После случившегося княжна Марья не только не злится на мадемуазель Бурьен, но даже хочет помочь ей выйти замуж за Анатоля. Добрая Марья искренне верит, что Бурьен полюбила Анатоля, поэтому так некрасиво поступила. Анатоль уезжает и, судя по всему, тут же забывает и о Марье, и о Бурьен:
««Мое призвание другое, — думала про себя княжна Марья, мое призвание — быть счастливою другим счастием, счастьем любви и самопожертвования. И чего бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Amélie. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я всё сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она его любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.» (том 1 часть 3 главы V)
После этого неудачного сватовства мадемуазель Бурьен продолжает жить в доме Болконских и быть подругой княжны Марьи:
«Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас. » (том 2 часть 3 глава XXVI)
Это было цитатное описание знакомства и сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской в романе «Война и мир» Толстого, история отношений героев в цитатах.
Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»
Война и мир: Список персонажей
Анна Павловна Шерер
Состоятельная петербургская светская хозяйка и сваха.
для семьи Курагиных, вечеринка которых в 1805 году открывает
Роман.
Пьер Безухов
Крупный, неуклюжий и социально неуклюжий
внебрачный сын древнерусского вельможи. Пьер, получивший образование за границей,
возвращается в Россию неудачником. Его неожиданное наследство большого
состояние делает его социально желанным. Пьер попал в ловушку охоты за сокровищами.
Элен Курагина, чей возможный обман повергает его в депрессию и
сбит с толку, вызывая духовную одиссею, охватывающую весь роман. Пьер в конце концов
женится на Наташе Ростовой.
Прочитать
глубокий анализ Пьера Безухова
.
Андрей Болконский
Умный, дисциплинированный и амбициозный сын
отставной военачальник князь Болконский. Андрей холодно
аналитический и устойчивый к полетам эмоций. Одинокий после
смерти жены Лизы, он влюбляется в Наташу, но не может
простить ее сиюминутную страсть к Анатолю.
Прочитать
углубленный анализ Андрея Болконского
.
Лиза Болконская
Ангельская жена Андрея, умирающая при родах.
Князь Болконский
Отец Эндрю, неуклюжий и старомодный затворник
кто живет в деревне после выхода в отставку из армии и
последующим отходом от общественной жизни. Старый князь, цинично относившийся к
современная жизнь сурова, а иногда и жестока по отношению к своей дочери Марии.
В войне с Наполеоном он возвращается на действительную военную службу, но
умирает, когда французы приближаются к его поместью.
Мария Болконская
Одинокая, невзрачная и многострадальная дочь
Князь Болконский. Княжна Марья заботится об отце, терпя его
жестокое обращение с христианским прощением. В итоге Николай
Ростов женится на Марии и спасает ее от несчастного одиночества.
Мадемуазель Бурьен
Французский компаньон принцессы Марии, которая живет
с ней в имении Болконских. Мадемуазель Бурьен становится
объект привязанностей старого князя незадолго до его смерти.
Юлия Карагина
Друг Мэри и приятель по переписке. Жюли, наследница, живет в
Москве и в конце концов выходит замуж за Бориса.
Граф Илья Ростов
Любящий, дружелюбный и финансово беззаботный дворянин.
который живет со своей большой семьей в Отрадном, их имение на юге
Москвы. Старый граф копит долги роскошной жизнью,
в конце концов лишив своих детей их наследства — неудачная попытка
за что он ищет прощения у своих детей перед смертью.
Графиня Наталья Ростова
Жена графа Ростова. Графиня так же небрежна
денег имеет значение, как ее муж, поддерживая стандарты роскоши
которые доставляют бремя ее сыну Николаю, когда он поддерживает ее после
смерть графа. Смерть младшего сына Пети глубоко потрясла
графиня, погружая ее во мрак, из которого она уже никогда больше не
появляется.
Наташа Ростова
Живая и неугомонная дочь Ростова
семья, которая очаровывает всех, кого встречает. Наташа влюбляется в
ряд мужчин, а затем становится серьезно преданным Андрею,
хотя она разрушает отношения, вступая в короткое свидание с Анатолем.
Курагин. В конце концов Наташа выходит замуж за Пьера и становится толстой,
неряшливая матрона.
Прочитать
глубокий анализ Наташи Ростовой
.
Николай Ростов
Стремительный, старший ростовский сын, вступивший в русскую
сил в 1805 году и проводит большую часть романа
на передней. Николас накапливает игровые долги, которые становятся обременительными
для его семьи. Тем не менее, мы видим его приверженность своей семье на
смерть его отца, когда он поддерживает свою мать и двоюродную сестру Соню
на свою скудную зарплату, продолжая выплачивать долги семьи.
В конце концов Николай женится на наследнице Марии, спасая свою семью.
от финансового краха.
Соня Ростова
скромный двоюродный брат Наташи и Николая, живущий с Ростовыми
как палата. Соня и Николай были возлюбленными детства, но как
взрослые, Соня великодушно отказывается от Николая, чтобы он мог жениться
богатой женщине и спасти ростовские финансы.
Петя Ростов
младший сын Ростова, который умоляет вступить в русскую армию. Петя, который
близок к Наташе и любим матерью, убит партизаном
боевые действия после того, как французы начали отход из Москвы.
Вера Ростова
старшая дочь Ростова. Вера несколько холодная, неприятная молодая
женщина, и единственное предложение руки и сердца ей исходит от офицера
Берг, который откровенно говорит о том, что ему нужно ее приданое.
Василий Курагин
Ненастоящий и ненадежный русский дворянин,
и особый друг Анны Павловны. Василий постоянно пытается
заманить своих детей в прибыльные браки.
Анатоля Курагина
Мошеннический и расточительный сын Василия, который
в поисках богатой жены. Анатоль влюбляется в
Наташа Ростова в опере, вызвавшая ее разрыв с Андреем Болконским.
Елена Курагина
Холодная, властная и красивая дочь Василия,
который соблазняет Пьера на брак только для того, чтобы заняться
сразу с другим мужчиной. Элен, однако
известна в светских кругах как остроумная женщина, на самом деле глупа и
мелкий.
Ипполита Курагина
Уродливый и ничем не примечательный брат Элен и
Анатоль.
Княгиня Анна Михайловна Друбецкая
Женщина из знатного старинного рода, тем не менее
обедневший. Над Анной Михайловной довлеют мысли о том, чтобы обеспечить
хорошее будущее для ее сына Бориса. Она получает обещание от Василия
Курагина, что он поможет Борису получить офицерскую должность в
армия.
Борис Друбецкой
Сын Анны Михайловны, бедный, но честолюбивый друг
Николая Ростова. Борис борется за то, чтобы сделать себе карьеру,
используя связи и собственный интеллект и таланты. Хотя он
флиртует с юной Наташей, во взрослом возрасте ищет большего состояния, в конце концов
женится на наследнице.
Долохов
А
красивый офицер русской армии и друг Николая. Долохов несет
с Элен, что побудило Пьера вызвать его на дуэль, в которой
Пьер чуть не убивает его.
Денисов
А
невысокий, волосатый, красивый друг Николая, который его сопровождает
в Москву в отпуск на родину, а позже влюбляется в Соню. Денисов позже
предстал перед военным трибуналом за изъятие армейского продовольствия, чтобы накормить своих людей.
Сперанского
А
блестящий либеральный советник царя. Сперанский пытается реформировать
и модернизировать Российское государство до его грехопадения.
Багратион
А
русский военачальник.
Генерал Кутузов
Старый одноглазый генерал, возглавляющий русских
к военному успеху при Бородино, но кто попадает в немилость к
конец его жизни. Кутузову свойственна одухотворенность
и смирение, которые резко контрастируют с тщеславием и логикой Наполеона.
Прочитать
глубокий анализ генерала Кутузова
.
Наполеон
маленький, пухлый и чрезвычайно высокомерный французский император и военный
лидер, вторгшийся в Россию. Наполеон воплощает корыстную рационализацию
и тщеславие в романе, и он потрясен поражением французов
в Бородино.
Война и мир — Wiki
Война и мир — это литературное произведение русского писателя Льва Толстого, смешанное с главами по истории и философии. Сначала он был опубликован серийно, а затем полностью опубликован в 1869 году.. Он считается одним из лучших литературных достижений Толстого и остается всемирно признанной классикой мировой литературы.
Роман рассказывает о французском вторжении в Россию и влиянии наполеоновской эпохи на царское общество через истории пяти русских аристократических семей. Части более ранней версии под названием «1805 год» [4] публиковались в «Русском вестнике» с 1865 по 1867 год, прежде чем роман был полностью опубликован в 1869 году. [5]
Толстой сказал, что «Война и мир» — это «не роман, тем более не поэма и тем более не историческая хроника». Большие разделы, особенно последние главы, представляют собой скорее философские рассуждения, чем повествование.[6] Писатель несколько раз переписывал роман[7]. Толстой также говорил, что лучшая русская литература не соответствует стандартам, и поэтому не решался назвать «Войну и мир» романом. Вместо этого он считал Анну Каренину своим первым настоящим романом.
Главные герои
Роман повествует о пяти семьях — Безуховых, Болконских, Ростовых, Курагиных и Друбецких.
Основные действующие лица:
Безуховы
Граф Кирилл Владимирович Безухов : отец Пьера
Граф Петр Кириллович («Пьер») Безухов : Центральный персонаж и часто голос за собственные убеждения Толстого или борьба. Пьер — социально неуклюжий внебрачный сын графа Кирилла Владимировича Безухова, у которого десятки внебрачных сыновей. Получив образование за границей, Пьер возвращается в Россию неудачником. Его неожиданное наследство большого состояния делает его социально желанным.
Болконские
Князь Николай Андреич Болконский: Отец Андрея и Марии, эксцентричный князь имеет грубую внешность и проявляет большую нечувствительность к эмоциональным потребностям своих детей. Тем не менее за его резкостью часто скрывается скрытая глубина чувств.
Князь Андрей Николаевич Болконский : Сильный, но скептический, вдумчивый и философский адъютант в наполеоновских войнах.
Княгини Марии Николаевны Болконской : Сестра князя Андрея, княгиня Мария — набожная женщина, отец которой пытался дать ей хорошее образование. Часто упоминается заботливый, заботливый характер ее больших глаз на обычном обычном лице. Толстой часто отмечает, что княгиня Мария не может претендовать на ослепительную красоту (как и многие другие женские персонажи романа), но она человек очень высоких нравственных ценностей и высокого ума.
Ростовы
Граф Илья Андреевич Ростов : Отцы семейства Ростовых; безнадежен в финансах, чрезмерно щедр. В результате у Ростовых никогда не бывает достаточно наличных денег, несмотря на то, что у них много поместий.
Графиня Наталья Ростова : Жена графа Ильи Ростова, она разочарована неправильным обращением мужа с их финансами, но полна решимости, чтобы ее дети все равно преуспели
Графиня Наталья Ильинична «Наташа» Ростова : Центральный персонаж , представлен как «некрасивый, но полный жизни», романтичный, импульсивный и нервный. Она опытная певица и танцовщица.
Граф Николай Ильич «Николенка» Ростов : Гусар, любимый старший сын семьи Ростовых.
София Александровна «Соня» Ростова : осиротевшая двоюродная сестра Веры, Николая, Наташи и Пети Ростовых, влюблена в Николая.
Графиня Вера Ильинична Ростова : Старшая из детей Ростова, выходит замуж за немецкого кадрового солдата Берга.
Петр Ильич «Петя» Ростов : Младший из ростовских детей.
Курагины
Князь Василий Сергеевич Курагин : Безжалостный человек, который полон решимости любой ценой женить своих детей на богатстве.
Княгиня Елена Васильевна «Элен» Курагина : Красивая и сексуально соблазнительная женщина, у которой много романов, в том числе (по слухам) со своим братом Анатолем.
Князь Анатоль Васильевич Курагин : Брат Элен, красивый и аморальный искатель удовольствий, который тайно женат, но пытается сбежать с Наташей Ростовой.
Князь Ипполит Васильевич (Ипполит) Курагин : Младший брат Анатоля и, пожалуй, самый недалекий из трех детей Курагиных.
Друбецкие
Князь Борис Друбецкой : Бедный, но аристократичный молодой человек, движимый честолюбием, даже за счет своих друзей и благотворителей, который женится на Жюли Карагиной из-за денег и, по слухам, имел роман с Элен Безуховой.
Княгиня Анна Михайловна Друбецкая: Нищая мать Бориса, которого она желает продвинуть по карьерной лестнице.
Другие выдающиеся личности
Долохов Федор Иванович : Холодный, почти психопат офицер, он разоряет Николая Ростова, заманивая его в возмутительно карточные долги после безуспешного предложения Соне Ростовой. Также, по слухам, у него был роман с Элен Безуховой, и он обеспечивает свою бедную мать и горбатую сестру.
Адольф Карлович Берг : Молодой немецкий офицер, который желает быть таким же как все и женится на молодой Вере Ростовой.
Анна Павловна Шерер: Также известная как Аннет, она хозяйка салона, в котором происходит большая часть действия романа в Петербурге и замыслы с князем Василием Курагиным.
Мария Дмитриевна Ахросимова : Пожилая московская светская дама, добродушная, но до безобразия честная.
Амалия Евгеньевна Бурьен: Француженка, проживающая у Болконских, в основном как компаньонка княгини Марии, а затем за ее счет.
Василий Дмитрич Денисов: друг и брат Николая Ростова офицер, который безуспешно делает Наташе предложение.
Платон Каратаев: Типичный добрый русский крестьянин, которого Пьер встречает в лагере для военнопленных.
Осип Баздеев: масон, который убеждает Пьера присоединиться к его таинственной группе.
Билибин : Дипломат с репутацией умника, знакомый князя Андрея Болконского.
Кроме того, важную роль в книге играют несколько реальных исторических персонажей (например, Наполеон и князь Михаил Кутузов). Многие персонажи Толстого были созданы на основе реальных людей. Его бабушка и дедушка и их друзья были моделями для многих главных героев; его прадедушка был из поколения князя Василия или графа Ильи Ростова.