27. Темперамент как динамическая характеристика поведения человека. Свойства темперамента
27. Темперамент как
динамическая характеристика поведения
человека. Свойства темперамента.
Темпераментом
обозначается та часть свойств человека,
которая характеризует динамику его
поведения: скорость, активность, темп,
эмоциональную насыщенность.
Б. М. Теплов
дает следующее определение темперамента:
«Темпераментом называется характерная
для данного человека совокупность
психических особенностей, связанных с
эмоциональной возбудимостью, т. е.
быстротой возникновения чувств, с одной
стороны, и силой их—с другой». Таким
образом, темперамент имеет два компонента
— активность и
эмоциональность.
В.Д.Небылицыным
выделяется три основных компонента
темперамента: 1) общая
психическая активность,
состоящая в стремлении личности к
самовыражению и преобразованию окружающей
среды, 2) моторный
компонент,
проявляющийся в силе, резкости, быстроте
и темпе мышечной и речевой деятельности,
3)эмоциональный
компонент,
характеризующий легкость возникновения
и силу эмоциональных процессов. Все они
взаимосвязаны между собой и характеризуют
определенный тип темперамента.
История изучения
темперамента восходит к Гиппократу,
который первым выделил четыре типа в
зависимости от преобладания одной из
жидкостей в организме человека: сангвиник
(кровь), холерик (желчь), меланхолик
(черная желчь) и флегматик (слизь).
Конечно, объяснения, лежащие в основе
этой классификации темперамента, к
настоящему времени устарели, однако
описанные типы поведения можно наблюдать
и у наших современников, чем и объясняется
живучесть данной типологии.
Современные
исследователи пришли к выводу о том,
что физиологической основой темперамента
служат свойства нервной системы. Свойства
темперамента являются врожденными, то
есть они предопределены отчасти
генетически, отчасти теми воздействиями,
которые испытывает плод в процессе
внутриутробного развития. После рождения
темперамент продолжает формироваться
до юношеского возраста.
У зрелого человека
темперамент мало поддается изменению
на протяжении всей жизни и проявляется
в любых его формах деятельности и
поведения.
Существуют
факторы, которые маскируют проявления
темперамента. Одним из них является
характер.
Вторым маскирующим фактором являются
мотивы
поведения
человека. Маскировать проявления
темперамента в конкретных ситуациях
могут профессиональные
навыки и способности.
В.С.Мерлин выделил
ряд признаков, отличающих свойства
темперамента от других психических
свойств личности:
а) они регулируют
динамику психической деятельности в
целом;
б) характеризуют
особенности динамики психических
процессов;
в) имеют устойчивый
и постоянный характер;
г) характеризуют
тип темперамента;
д) однозначно
обусловлены общим типом нервной системы.
У разных авторов
существуют свои представления о составе
и числе свойств темперамента.
В.С.Мерлин
выделяет девять основных свойств
темперамента.
1.Эмоциональная
возбудимость
– отвечает за легкость и быстроту
возникновения эмоций.
2.Возбудимость
внимания
– связана со скоростью возникновения
ориентировочной реакции на новый
раздражитель. Это свойство коррелирует
с первым, поскольку оба основаны на
высокой чувствительности человека к
изменениям в окружающей среде.
3.Сила
эмоций
– характеризует интенсивность
эмоциональных реакций человека. Это
свойство находится в обратной зависимости
с первым. Люди с высокой эмоциональной
возбудимостью, как правило, переживают
эмоциональные состояния менее интенсивно,
иначе это привело бы их к эмоциональному
истощению.
4.Тревожность
– эмоциональная возбудимость в угрожающей
ситуации, которая сопровождается
тревожным ожиданием. Принято различать
тревожность как состояние, обусловленное
ситуацией (экзамен, непривычная угрожающая
обстановка), и тревожность как устойчивая
предрасположенность к переживанию
тревоги по поводу разных событий.
5.
Реактивность
(импульсивность) – характеризуется к
быстрым недостаточно обдуманным реакциям
на внешние раздражители.
6. Активность
волевой целенаправленной деятельности
– проявляется в упорности и настойчивости
в достижении поставленных целей
деятельности.
7.
Пластичность
(в противоположность ригидности) –
способность к быстрому приспособлению
к изменяющимся требованиям деятельности.
Ригидностью называют следование старым
стереотипам поведения даже в тех случаях,
когда они оказываются неэффективными.
8.
Резистентность
(работоспособность)–
способность к сопротивлению всем внешним
и внутренним помехам в процессе выполнения
деятельности. Противоположностью
является утомляемость.
9.
Интроверсия (субъективация)
– преимущественная опосредованность
деятельности особенностями внутреннего
мира личности, направленность процессов
на себя. Противоположностью является
экстраверсия (объективация), при которой
главным для личности выступают объекты
внешнего мира (объекты и другие люди).
Из этого
следует: во-первых, свойства темперамента
проявляются в
динамике психических процессов и степени
активности индивида. Во-вторых, темперамент
самым тесным образом связан с деятельностью.
Эти положения были развиты в последующих
исследованиях отечественных ученых.
В.М.Русалов
создал свою концепцию темперамента,
основанную на теории П.К.Анохина. Он
связывает свойства темперамента с
блоками функциональной системы Анохина.
Кроме того, он рассматривает каждое
свойство темперамента в двух вариантах:
в предметной деятельности и в социальном
взаимодействии — каждое из выделенных
свойств темперамента должно рассматриваться
отдельно, поскольку предполагается,
что в этих видах деятельности они
проявляются по-разному.. В результате
у него получается список, содержащий
восемь свойств.
1.Эргичность
предметная —
высокая энергетическая насыщенность
предметной деятельности (работоспособность,
гиперактивность), связана с блоком
афферентного синтеза.
2. Эргичность
социальная
– высокая общительность, жажда социальных
контактов,
связана с блоком
афферентного синтеза.
3.
Пластичность
предметная
– гибкость мышления, связана с блоком
программирования.
4.
Пластичность
социальная
– легкость вступления в социальные
контакты, гибкость смены стилей общения,
связана с блоком программирования.
5. Темп
предметный
– высокая скорость предметной
деятельности, связана с блоком исполнения.
6. Темп
предметный
– высокая скорость коммуникативной
деятельности (темп речи, реакций на
поведение других людей), связана с блоком
исполнения.
7.
Эмоциональная
чувствительность предметная
– высокая чувствительность к неудачам
в предметной деятельности, связана с
блоком обратной связи.
8.
Эмоциональная
чувствительность предметная
– высокая чувствительность к неудачам
в общении, связана с блоком обратной
связи.
Классификации
В.С.Мерлина и В.М.Русалова взаимно
дополняют друг друга.
Большинство авторов
в значительной степени связывают
свойства темперамента и их проявления
с физиологическими особенностями
организма.
И. П.
Павлов,
изучая особенности выработки условных
рефлексов у собак, обратил внимание на
индивидуальные различия в их поведении
и в протекании условно-рефлекторной
деятельности. Эти различия проявлялись
прежде всего в таких аспектах поведения,
как скорость
и точность образования условных
рефлексов, а также в особенностях их
затихания. Павлов
различал силу возбуждения и силу
торможения, считая их двумя независимыми
свойствами нервной системы. Сила
возбуждения
отражает работоспособность нервной
клетки. Она проявляется в функциональной
выносливости, т. е. в способности нервной
системы выдерживать длительное (или
кратковременное, но сильное) возбуждение,
не переходя при этом в противоположное
состояние торможения. Сила торможения
понимается как работоспособность
нервной системы при реализации торможения
и проявляется в способности к образованию
различных тормозных условных реакций,
таких, как угасание и дифференци-ровка.
Говоря
об уравновешенности
нервных процессов, Павлов имел в виду
равновесие процессов возбуждения и
торможения. Человек является
неуравновешенным, когда сила одного из
этих процессов превосходит силу другого.
Четвертое свойство нервной системы —
подвижность
нервных процессов — проявляется в
быстроте перехода одного нервного
процесса в другой. Это свойство проявляется
в способности к изменению поведения в
соответствии с изменяющимися условиями
жизни.(быстрота перехода от одного
действия к другому, от пассивного
состояния к активному, и наоборот).
противоположностью подвижности является
инертность
нервных процессов. Принято считать, что
нервная система тем более инертна, чем
больше времени или усилий требуется,
чтобы перейти от одного процесса к
другому.
По мнению
Павлова, существует четыре основных
типа нервной системы, которые близки к
типам темперамента, выделенным
Гиппократом. Из-за различий в проявлении
силы нервных процессов различаются
сильные и слабые типы, которые, в свою
очередь, могут подразделяться на
уравновешенные и неуравновешенные. При
этом неуравновешенный тип характеризуется
преобладанием возбуждения над торможением.
И наконец, сильные уравновешенные типы
делятся на подвижные и инертные.
Выделенные Павловым типы нервной
системы не
только по количеству,
но и по основным характеристикам
соответствуют четырем классическим
типам темперамента: сильный, уравновешенный,
подвижный тип — сангвиник; сильный,
уравновешенный, инертный тип — флегматик;
сильный, неуравновешенный тип с
преобладанием возбуждения — холерик;
слабый тип — меланхолик.
Таким
образом, под типом
нервной системы
Павлов понимал врожденные и относительно
слабо подверженные изменениям под
воздействием окружения и воспитания
свойства нервной системы. Эти свойства
нервной системы образуют физиологическую
основу темперамента, который является
психическим проявлением общего типа
нервной системы.
Учитывая
основные свойства темперамента, Я.
Стреляу
дает следующие психологические
характеристики основных классических
типов темперамента.
Сангвиник. Человек
с повышенной реактивностью, но при этом
активность и реактивность у пего
уравновешены. Он живо, возбужденно
откликается на все, что привлекает его
внимание, обладает живой мимикой и
выразительными движениями. У него
высокий порог чувствительности. Способен
быстро сосредоточиться, дисциплинирован,
при желании может сдерживать проявление
своих чувств и непроизвольные реакции.
Ему присущи быстрые движения, гибкость
ума, находчивость, быстрый темп речи,
быстрое включение в новую работу. без
усилий не только переключается с одной
работы на другую, но и переучивается,
овладевая новыми навыками. Как правило,
он в большей степени откликается на
внешние впечатления, чем на субъективные
образы и представления о прошлом и
будущем, т. е. является экстравертом.
Холерик. Как
и сангвиник, отличается малой
чувствительностью, высокой реактивностью
и активностью. Но у холерика реактивность
явно преобладает над активностью,
поэтому он необуздан, несдержан,
нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен
и более инертен, чем сангвиник. Отсюда
— большая устойчивость стремлений и
интересов, большая настойчивость,
возможны затруднения в переключении
внимания; он скорее экстраверт.
Флегматик обладает
высокой активностью, значительно
преобладающей над малой реактивностью,
малой чувствительностью и эмоциональностью.
при больших неприятностях остается
спокойным. Обычно у него бедная мимика,
движения невыразительны и замедленны,
так же как речь. Он ненаходчив, с трудом
переключает внимание и приспосабливается
к новой обстановке, медленно перестраивает
навыки и привычки. При этом он энергичен
и работоспособен. Отличается терпеливостью,
выдержкой, самообладанием. Как правило,
он трудно сходится с новыми людьми,
слабо откликается на внешние впечатления.
По своей психологической сути он
интроверт.
Меланхолик. Человек
с высокой чувствительностью и малой
реактивностью. Повышенная чувствительность
при большой инертности приводит к тому,
что незначительный повод может вызвать
у него слезы, он чрезмерно обидчив,
болезненно чувствителен. Мимика и
движения его невыразительны, голос
тихий, движения бедны. Обычно он неуверен
в себе, робок, малейшая трудность
заставляет его опускать руки. Меланхолик
неэнергичен, нснастойчив, легко утомляется
и малоработоспособен. Ему присуще легко
отвлекаемое и неустойчивое внимание,
замедленный темп всех психических
процессов. Большинство меланхоликов —
интроверты.
Пролема соотношения формально-динамических и предметно-содержательных характеристик индивидуальности
- Главная
- Вопросы к экзамену
->
org/Breadcrumb»>Дифференциальная психология->
формально-динамические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий головного мозга). предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения).
Существуют два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других — формально-динамические особенности индивидуального поведения. Раньше не было данных об их происхождении, но теперь можно констатировать, что для содержательно-предметных характеристик структура обобщения задается из вне, от среды, обеспечивая таким образом изменчивость психики. А формально-динамические свойства имеют другой источник, представляя собой результат обобщенных биологических программ. Таким образом,
Отмечая общее, особенное и единичное, обычно используют термины индивид, личность, индивидуальность.
Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека. Индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по происхождению. Личность же – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности.
По логике этого определения, не каждый индивид развивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками. Несовпадение индивида и личности иллюстрируется на примере литературных персонажей, не имеющих телесной оболочки, но при этом обладающих вполне определенными чертами личности (таковы, например, поручик Киже из повести Ю.Тынянова, несуществующий рыцарь Агилульф из романа И.Кальвино). Понимание взаимодействия индивида и личности отражает в целом проблему тела и духа, которая решалась в истории по-разному. Так, например, утверждая, что тело – это судьба, 3.Фрейд биологическому фундаменту личности отводил решающую роль в жизни человека, а в отечественной психологии, напротив, несколько десятилетий назад широко обсуждались условия становления индивида личностью: кто может быть ею назван, а кто остается всего лишь индивидом. Это противопоставление, впрочем, имело не столько научный, сколько идеологический смысл, что вполне осознавалось сторонниками психофизиологического крыла психологии индивидуальных различий.
В отечественной психологии существует несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г.Ананьев, B.C.Мерлин, Э.А.Голубева.
Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С.Егоровой.
Сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г.Ананьева, B.C.Мерлина и Э.А.Голубевой
Уровни в структуре индивидуальности Свойства, входящие в каждый уровень Системообразующие свойства
Б.Г.Ананьев (1969)
1. Индивид 1) Пол, возраст, конституция, нейродинамика 2) Психофизиологические функции, органические потребности 3) Задатки, темперамент Свойства личности
2. Субъект деятельности 1) Когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособность 2) Способности
3. Личность 1) Статус, социальные роли, структура ценностей 2) Мотивация поведения 3) Характер, склонности
В.С.Мерлин (1986)
1. Свойства организма 1) Биохимические свойства 2) Общесоматические свойства Индивидуальный стиль деятельности
2. Психические свойства 1) Темперамент 2) Свойства личности
3. Социально-психологические свойства 1) Социальные роли в социальной группе 2) Социальные роли в исторических общностях
Э.А.Голубева (1989)
1. Организм 1) Первичные потребности 2) Свойства нервной системы, общие для человека и животных 3) Специально человеческие свойства нервной системы 4) Прижизненно сформированные системы временных связей Эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение
2. Личность 1) Склонности 2) Наиболее обобщенные свойства темперамента 3) Реализация способностей 4) Свойства характера
Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C.Мерлин ввел понятие интегральной индивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны. B.C.Мерлин, в отличие от А.Н.Леонтьева, не противопоставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуальность. Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи – физические, биохимические, физиологические, социально-групповые и общественно-исторические. Это форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.
Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связаны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявления оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции – то есть, несколько огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профессии, а цели и ценности могут оказаться связанными с психотипом (характерологическими особенностями). И, несмотря на то что тканевый состав человека обновляется (внутренние изменения), а жизнь ставит новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» – условие целостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепляясь, прийти к саморазрушению.
Итак, несколько упрощенно можно сказать, что индивидуальность – это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характеристик индивидуальности, можно представить ее как трехэтажное здание. Тогда на нижнем уровне (биологическом фундаменте личности) мы можем собрать все индивидные, формально-динамические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий головного мозга). На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характеристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).
Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» – от потребностей, средний этаж обеспечивает средства деятельности человека (способности, характер, особенности когнитивных функций, стилевые характеристики), а третий этаж – это цели (направленность личности, особенности самосознания – «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится). Уровни индивидуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.
Соподчинение не означает главенства какого-то из этажей. Но нижний более устойчив во времени, практически не поддается социальному воздействию (попробуйте-ка изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изменять, способности – формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наибольшей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убеждения, ценности человек меняет в течение жизни несколько раз).
Естественно, существуют и другие попытки выделить структуру индивидуальности. Так, например, К.Леонгард выделяет 3 сферы: направленность интересов и склонностей (по содержанию напоминает выделенные нами духовно-мировоззренческие свойства), чувства и воля (близкие понятию «темперамент») и ассоциативно-интеллектуальная (соответствующая способностям и стилевым особенностям). Сравнительный анализ представлений о структуре индивидуальности, сложившихся в рамках отечественной психологии, предпринят в современном учебнике М. С.Егоровой. Таким образом, выделение трех этажей устойчиво прослеживается в разных подходах.
Структура индивидуальности
Исторически сложилось так, что разным «этажам» индивидуальности соответствовали и разные подходы в изучении. Так, «содержательно-смысловой» подход направлен на познание и измерение индивидуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, смыслов, переживаний и других устойчивых психологических особенностей человека. «Поведенческий» же подход связан с анализом объективно регистрируемых форм поведения – биохимических, вегетативных, моторных составляющих человеческой активности. Б.М.Теплов в свое время справедливо отмечал, что в первом подходе, несмотря на всю его содержательную привлекательность, отсутствует теоретическая основа, которая могла бы подтвердить валидность выдвигаемых психологических понятий. Ведь нередко к чертам личности, например, относят чисто ситуативные флуктуации поведения, а их устойчивость весьма сомнительна. Для того чтобы убедиться, что индивидуальные различия, измеряемые при помощи тестов, не случайны, необходимо связать их со свойствами нервной системы (и другими биологическими факторами). То есть дифференциальная психология может быть признана объективной наукой только после того, как она докажет содержательную валидность своих конструктов.
Задача подведения под дифференциальную психологию объективной базы может быть возложена на дифференциальную психофизиологию.
Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий
Одним из первых на связь поведения и свойств нервной системы обратил внимание выдающийся русский физиолог И.П.Павлов, в своих опытах на собаках выделивший такие свойства нервных процессов, как сила, подвижность, равновесие. Эти качества обеспечивают приспособляемость особи к изменениям среды. Всего же, комбинируя эти свойства, можно теоретически составить 24 типа нервной системы (при этом тип понимается как обобщенная картина поведения). 4 из них могут быть поставлены в соответствие типам темперамента, давно известным в медицине (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), однако И.П.Павлов особо подчеркивал, что закономерности, обнаруженные благодаря экспериментам на животных, не могут быть прямо перенесены на поведение человека.
Свойства нервной системы по И.П.Павлову
Слабый тип (меланхолик)
Сильный, неуравновешенный тип (холерик)
Сильный, уравновешенный, подвижный тип (сангвиник)
Сильный, уравновешенный, инертный тип (флегматик)
Свойства нервной системы как основы индивидуально-психологических различий изучались также и в школе Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына, однако их подход несколько отличался от подхода И.П.Павлова. Принципы, на которых они строили свои исследования, да сих пор представляют собой основу дифференциально-физиологических исследований.
1. Необходимо изучать свойства, а не типы. Если И.П.Павлов придерживался синтетического (типологического подхода), то Б.М.Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства, а уже затем изучать их возможные сочетания.
2. Необходимо осуществлять количественный анализ, а не описание отдельных случаев. Этот принцип ориентирует на четкое следование естественнонаучной, объективной парадигме исследования.
3. Необходимо использовать лабораторный эксперимент, а не описание повседневных проявлений свойств нервной системы.
4. Необходимо изучать только непроизвольные реакции организма. То есть элементы прижизненной регуляции должны быть сведены к минимуму.
5. Нельзя использовать оценочный подход к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках (т.е. не бывает свойств хороших и плохих, каждое из них может оказаться полезным для какой-либо деятельности).
Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын всего выделили по четыре свойства, относящихся к процессам возбуждения и торможения, итого – восемь. 1. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение.
Экспериментальный прием, который использовался для изучения силы, – многократное повторение через короткие интервалы условного рефлекса с подкреплением. С силой коррелирует сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей, особенности концентрации, величина абсолютных порогов зрения и слуха (чувствительность). Сила нервной системы к торможению – это способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания дифференцировок – способности различения, которую И.П.Павлов называл «славой больших полушарий». Итак, сила свидетельствует о работоспособности и выносливости нервной системы. 2. Динамичность – скорость образования условных реакций. 3. Подвижность нервных процессов – переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости. 4. Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Для валидизации этих свойств было необходимо выделить свойства активированности мозга, которые носили бы обобщенный, а не парциальный характер, и таким образом могли бы рассматриваться в качестве коррелятов СНС (свойств центральной нервной системы). При помощи ЭЭГ выделены четыре интегративных свойства, которые, по-видимому, могут быть поставлены в соответствие СНС: общая мощность активированности (сила), пространственно-временная синхронизация и когерентность ЭЭГ-процессов, скорость достижения минимального предела активированности и скорость достижения максимального предела активированности, свидетельствующие о лабильности мозга как целого. По-видимому, эти свойства могут объяснить индивидуальные различия во всех значимых областях психики – особенности темперамента, характера, когнитивные стили, скорость интеллектуальных и других процессов могут быть связаны с этими характеристиками.
Изучая силу и динамичность нервной системы, В.Д.Небылицын отметил отчетливые связи между СНС и психологическими проявлениями – так, например, люди со слабой нервной системой легче справляются с монотонной работой, а в экстремальных ситуациях лучше проявляют себя люди, обладающие силой и динамичностью.
Поскольку общие свойства нервной системы образуют устойчивую основу человеческого поведения, естественно, исследовался вопрос об их наследуемости. Исследования на близнецах показали, что внутрипарное сходство показателей ЭЭГ у них чрезвычайно высоко, причем это относится и к детям, и к пожилым близнецам. Однако было также обнаружено существование устойчивых в онтогенезе СНС (динамичности и силы), относительно наследственной природы которых надежных данных пока не получено. Таким образом, можно сделать вывод об устойчивости СНС, но нельзя объяснить природу их происхождения. Итак, биологическое, определяя поведение человека и его индивидуальные вариации, не всегда оказывается наследуемым.
Статические и динамические характеристики мозгового кровотока в состоянии покоя при шизофрении
. 2015 Январь; 41 (1): 163-70.
дои: 10.1093/schbul/sbt180.
Epub 2013 10 декабря.
Йохен Киндлер
1
, Кей Дженн
2
, Филипп Хоман
3
, Мартинус Хауф
4
, Себастьян Вальтер
3
, Вернер Стрик
3
, Томас Диркс
3
, Даниэла Хабл
3
Принадлежности
- 1 Отделение психиатрической нейрофизиологии, Университетская клиника психиатрии, Бернский университет, Берн, Швейцария; jochen. [email protected].
- 2 Отделение психиатрической нейрофизиологии, Университетская клиника психиатрии, Бернский университет, Берн, Швейцария; Лаборатория функциональной МРТ-технологии, Центр картирования мозга Ахмансона-Лавлейса, кафедра неврологии, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, Калифорния;
- 3 Отделение психиатрической нейрофизиологии, Университетская клиника психиатрии, Бернский университет, Берн, Швейцария;
- 4 Центр поддержки современной нейровизуализации (SCAN), Институт диагностической и интервенционной нейрорадиологии, Инзельшпиталь, Бернский университет, Берн, Швейцария;
PMID:
24327756
PMCID:
PMC4266282
DOI:
10. 1093/щбуль/сбт180
Бесплатная статья ЧВК
Йохен Киндлер и др.
Шизофр Булл.
2015 Январь
Бесплатная статья ЧВК
. 2015 Январь; 41 (1): 163-70.
дои: 10.1093/schbul/sbt180.
Epub 2013 10 декабря.
Авторы
Йохен Киндлер
1
, Кей Дженн
2
, Филипп Хоман
3
, Мартинус Хауф
4
, Себастьян Вальтер
3
, Вернер Стрик
3
, Томас Диркс
3
, Даниэла Хабл
3
Принадлежности
- 1 Отделение психиатрической нейрофизиологии, Университетская клиника психиатрии, Бернский университет, Берн, Швейцария; jochen. [email protected].
- 2 Отделение психиатрической нейрофизиологии, Университетская клиника психиатрии, Бернский университет, Берн, Швейцария; Лаборатория функциональной МРТ-технологии, Центр картирования мозга Ахмансона-Лавлейса, кафедра неврологии, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, Калифорния;
- 3 Отделение психиатрической нейрофизиологии, Университетская клиника психиатрии, Бернский университет, Берн, Швейцария;
- 4 Центр поддержки современной нейровизуализации (SCAN), Институт диагностической и интервенционной нейрорадиологии, Инзельшпиталь, Бернский университет, Берн, Швейцария;
PMID:
24327756
PMCID:
PMC4266282
DOI:
10. 1093/щбул/сбт180
Абстрактный
Фон:
Мозговая сеть, которая активна во время отдыха и деактивирована во время целенаправленной деятельности, называется сетью по умолчанию (DMN). По-видимому, он участвует в самореферентной психической деятельности. Атипичная функциональная связность в DMN наблюдалась при шизофрении. Одна из гипотез предполагает, что патологически повышенная связанность DMN при шизофрении связана с основным симптомом психоза, а именно с неправильным определением мыслей.
Методы:
Было проведено исследование псевдонепрерывной маркировки артериального спина (ASL) в состоянии покоя для измерения абсолютного мозгового кровотока (CBF) у 34 пациентов с шизофренией и 27 здоровых людей из контрольной группы. Используя анализ независимых компонентов (ICA), DMN была извлечена из данных ASL. Среднюю связность CBF и DMN сравнивали между группами с использованием t-критерия с двумя выборками.
Полученные результаты:
Пациенты с шизофренией показали снижение среднего CBF в лобной и височной областях (P <0,001). ICA продемонстрировал значительно увеличенную связность DMN в предклинье (x/y/z = -16/-64/38) у пациентов, чем в контроле (P <0,001). CBF не был повышен в соответствующих регионах. Связность DMN в предклинье значительно коррелировала с оценками по положительной и отрицательной шкале синдрома (P <0,01).
Выводы:
У пациентов с шизофренией задний узел, который считается самой прочной частью DMN, показал повышенную связность DMN. Мы предполагаем, что это увеличение препятствует дезактивации DMN и, таким образом, переводу когнитивных процессов из внутреннего фокуса во внешний. Это может объяснить симптомы, связанные с нарушением самоконтроля, такие как слуховые вербальные галлюцинации или нарушения эго.
Ключевые слова:
маркировка артериального спина; сеть режима по умолчанию; функциональная связность; предклинье; психоз.
© The Author, 2013. Опубликовано издательством Oxford University Press от имени Центра психиатрических исследований Мэриленда. Все права защищены. Чтобы получить разрешения, отправьте электронное письмо по адресу: [email protected].
Цифры
Рис. 1.
Компонент группы ( n =…
Рис. 1.
Групповой компонент ( n = 61) сети режима по умолчанию (DMN), сагиттальный…
Рисунок 1.
Групповой компонент ( n = 61) сети режима по умолчанию (DMN), сагиттальные срезы, полный аксиальный вид. Распределение DMN из анализа независимых компонентов всего набора данных. Самый сильный сигнал локализуется в задней втулке, состоящей из задней части поясной извилины и предклинья. Цифры под верхними цифрами означают z Координата аксиального среза в пространстве Монреальского института неврологии.
Рис. 2.
Области мозга со значительным увеличением…
Рис. 2.
Области мозга со значительным увеличением сетевого подключения в режиме по умолчанию (DMN) у пациентов…
Рис. 2.
Области мозга со значительным увеличением подключения к сети режима по умолчанию (DMN) у пациентов (P; n = 34) по сравнению со здоровым контролем (HC; n = 27). Двухвыборочный тест t , P < 0,001, размер кластера > 30. Контраст P > HC. Желтые области показывают значительно увеличенную связанность DMN в P по сравнению с HC в предклинье, в дорсальной части DMN (BA 7, x / y / z = -16/-64/38; размер кластера = 51; P < 0,001; т значение = 3,76; z значение = 3,55). x , y , z координаты в пространстве Монреальского неврологического института.
Рис. 3.
Связь между общими психопатологическими признаками…
Рис. 3.
Корреляция между общими психопатологическими особенностями и сетью дефолтного режима (DMN) z значения в…
Рис. 3.
Корреляция между общими психопатологическими особенностями и сетью по умолчанию (DMN) z значений в предклинье у пациентов ( n = 34). Среднее значение DMN z в предклинье и общий балл по шкале положительных и отрицательных симптомов (PANSS) продемонстрировали значительную положительную корреляцию (ρ Спирмена = 0,442, P = 0,009, двусторонняя) RSN, сеть в состоянии покоя.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Аномальная гомогенность сети в режиме по умолчанию в первом эпизоде шизофрении без лекарств в состоянии покоя.
Го В., Яо Д., Цзян Дж., Су К., Чжан З., Чжан Дж., Ю Л., Сяо К.
Го В. и др.
Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. 2014 3 марта; 49:16-20. doi: 10.1016/j.pnpbp.2013.10.021. Epub 2013 9 ноября.
Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. 2014.PMID: 24216538
Снижение мозгового кровотока в сети режима по умолчанию и в общем сером веществе при большой депрессии.
Орош А., Янн К., Федершпиль А., Хорн Х., Хёфле О., Диркс Т., Вист Р., Стрик В., Мюллер Т., Вальтер С.
Орош А. и соавт.
Мозговой контакт. 2012;2(6):303-10. doi: 10.1089/мозг.2012.0101. Epub 2012 26 сентября.
Мозговой контакт. 2012.PMID: 22928766
Сетевая перфузия в режиме по умолчанию при аневризматическом субарахноидальном кровоизлиянии.
Нельсон С., Эдлоу Б.Л., Ву О., Розенталь Э.С., Вестовер М.Б., Рордорф Г.
Нельсон С. и др.
Нейрокрит Уход. 2016 окт; 25 (2): 237-42. doi: 10.1007/s12028-016-0244-z.
Нейрокрит Уход. 2016.PMID: 26800697
Бесплатная статья ЧВК.Характеристика функции мозга в состоянии покоя с использованием маркировки артериального спина.
Чен Дж.Дж., Янн К., Ван Ди.
Чен Дж.Дж. и соавт.
Мозговой контакт. 2015 ноябрь;5(9):527-42. doi: 10.1089/brain.2015.0344. Epub 2015 6 октября.
Мозговой контакт. 2015.PMID: 26106930
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
Гиперактивность сети режима по умолчанию при шизофрении и свободной энергии: диалог между фрейдистской теорией психоза и неврологией.
Tran The J, Ansermet JP, Magistretti PJ, Ansermet F.
Tran The J и др.
Передний шум нейронов. 2022 14 декабря; 16:956831. doi: 10.3389/fnhum.2022.956831. Электронная коллекция 2022.
Передний шум нейронов. 2022.PMID: 365
Бесплатная статья ЧВК.
Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
10 характеристик динамичных людей (и как стать ими!)
Знаете ли вы кого-нибудь, кто может выдержать все, что преподносит ему жизнь, и у которого никогда не заканчивается энергия? Возможно, это тот друг, у которого всегда полный социальный календарь, или тот коллега, который преуспевает в многозадачности.
Если вы ищете самый простой способ описать их, слово «динамический» может быть именно тем, что вам нужно. Динамичный человек — это тот, кто живой, активный и всегда стремится к росту и совершенствованию. Они ищут вызовы и следуют своей страсти к жизни.
Если вы хотите окружить себя такими людьми или сами стать ими, эта статья поможет вам понять, что нужно, чтобы стать динамичным человеком!
Содержание
- Что делает людей динамичными
- Проблемы динамичности
- Характеристики динамичных людей
- 1. Они энергичны
- 2. Они открыты
- 3. Они адаптируются
- 4. Они сделать первый ход
- 5. Они изобретательны
- 6. Они отличные лидеры
- 7. Они многозадачны
- 8. Они настойчивы
- 9. Они фокусируются на положительных моментах
- 10. Они никогда не перестают учиться
- Подведение итогов
Что делает людей динамичными
Динамичные люди отличаются общительностью, энтузиазмом и способностью адаптироваться к изменяющимся условиям. Если мы попытаемся объяснить этот тип личности, одна очевидная черта, которая может прийти на ум, — экстраверсия.
Некоторые качества динамичного человека, которые могут быть похожи на экстравертов:
- Открытый и уверенный в себе
- Преуспевает в социальных сетях
- Ищет волнения
- Имеет множество интересов
- Ориентирован на действия
Уровень экстраверсии человека может влиять на его динамичность. Например, исследование показало, что медсестры-экстраверты лучше адаптируются к внезапным изменениям по сравнению с интровертами. Экстраверты также более склонны не отставать от быстро меняющихся настроек и многозадачности.
Но важно отметить, что быть динамичным могут не только экстраверты. В то время как экстраверты могут естественным образом демонстрировать общительное поведение, интроверты также могут проявлять динамичный характер, поскольку их интроспективный подход может способствовать личностному росту, где бы ни находились их увлечения.
💡 Кстати : Вам трудно быть счастливым и контролировать свою жизнь? Это может быть не ваша вина. Если вы хотите начать чувствовать себя лучше, мы собрали информацию из сотен наших статей в 10-шаговую шпаргалку по психическому здоровью, чтобы помочь вам лучше контролировать ситуацию. 👇
Быть счастливым чертовски сложно!
Но это не обязательно! Эти 10 советов защитят вас от всего, что пытается украсть ваше счастье!
Проблемы динамичности
Я бы назвал себя интровертом. Но один аспект динамичности, который я вижу в себе, — это моя способность следовать разным увлечениям в жизни.
Большую часть своей профессиональной жизни я провел в творческой сфере, а также в последние несколько лет обучался психологии, работе с молодежью и развитию сообщества. Я нашел цель в том, чтобы изменить жизни людей, и это позволило мне развернуться в разных направлениях в моей карьере.
Настоящая проблема, с которой я столкнулась, будучи динамичной, заключается в том, что у меня есть склонность брать на себя разные роли одновременно, что заставляет меня чувствовать себя подавленным. Это то, на что, возможно, стоит обратить внимание динамичным людям.
В то время как мы наслаждаемся новыми и захватывающими событиями, также полезно время от времени находить баланс и замедляться!
Характеристики динамичных людей
Если вы готовы принять вызов, вот некоторые динамичные черты, о которых вам следует знать:
1. Они энергичны
Динамичный человек известен своей энергией и энтузиазмом по отношению к жизни. Обычно они увлечены своим делом и подходят ко всему с позитивным настроем.
Если вы хотите стать более динамичным человеком, важно поддерживать высокий уровень энергии. Но не забывайте при этом заботиться о своем физическом и психическом здоровье!
2. Они непредубеждены
Многие динамичные люди часто любопытны, предприимчивы и открыты новому опыту. Они могут быть более склонны к риску и принятию нетрадиционных идей.
Динамичность позволяет вам смотреть на мир с более широкой точки зрения. Благодаря вашей непредубежденности вы, скорее всего, откроете для себя захватывающие и прогрессивные способы стать лучшей версией себя!
Если вы хотите узнать больше, вот 3 стратегии, которые помогут вам быть более открытыми!
3.
Они легко адаптируются
Адаптация к изменениям — одна из самых замечательных черт динамичных людей. Они обладают гибким мышлением и могут корректировать свои планы в зависимости от ситуации.
В этом быстро развивающемся мире умение адаптироваться необходимо для выживания. Чтобы практиковать адаптивность, начните с расширения набора навыков и повышения устойчивости в стрессовых ситуациях. Они обязательно пригодятся, когда случится что-то неожиданное.
4. Они делают первый шаг
Динамичные люди активны и берут на себя инициативу, чтобы добиться успеха. Обычно они не ждут, пока другие сделают ход. Вместо этого они берут на себя ответственность за достижение целей.
Предвидеть проблемы, идти на риск и иметь смелость сделать шаг вперед — вот некоторые способы, которыми вы можете практиковать проактивность. Не позволяйте страху помешать вам превратить ваше видение в реальность!
5. Они креативны
Творческий и инновационный подход к решению проблем естественен для динамичных людей. Они мыслят нестандартно и находят уникальные решения проблем, с которыми сталкиваются.
Активный человек в вашем уголке может помочь вам добиться успеха. Благодаря их находчивости и смелым идеям вы, скорее всего, добьетесь результатов, которые будут отличаться от остальных.
6. Отличные лидеры.
Динамичные люди обладают отличными лидерскими качествами. Они вдохновляют других следовать их примеру и способны вести команду к общей цели.
Если вы хотите преуспеть на выбранном вами пути, наличие динамичных лидеров в качестве образцов для подражания может стать мощным источником мотивации и руководства. Обратите особое внимание на их черты и привычки и обратите внимание на те из них, которые вы можете применить к своему собственному стилю руководства.
7. Они многозадачны
Способность к многозадачности не для всех. Но динамичные люди, как правило, преуспевают в различных занятиях и ролях. Они, как правило, написаны через дефис, занимаются разными видами бизнеса и не позволяют одному названию определить их.
Будучи динамичным, мы можем получить целый ряд возможностей и опыта, но также может быть сложно найти баланс между работой и личной жизнью. Чтобы достичь своих целей, убедитесь, что вы эффективно управляете своим временем и находите нужных людей, которые вас поддержат.
8. Они настойчивы
Динамичные люди обладают решимостью и настойчивостью, чтобы преодолевать препятствия и проблемы. Они не сдаются легко. Скорее, у них есть стремление продолжать добиваться желаемых результатов.
Будучи динамичным человеком, вы можете обнаружить, что в каждом аспекте вашей жизни есть с чем столкнуться. Чтобы упорствовать, вы должны всегда возвращаться к причинам, по которым вы выбрали определенные пути. Это поможет вам не сдаваться, даже когда дела идут плохо.
Если вы хотите узнать больше, вот 3 причины, почему настойчивость так важна.
9. Они сосредотачиваются на положительных моментах
Позитивность — основа динамичного человека. Им необходимо развивать здоровое мышление, чтобы идти на риск, адаптироваться к изменениям и справляться с различными проблемами.
Без позитивного настроя вам может быть трудно справиться с давлением и требованиями динамичной жизни. Один из способов оставаться позитивным — сосредоточиться на своих сильных сторонах и достижениях. Верьте в свою способность добиться успеха, и вы уже на полпути!
Сосредоточенность на хорошем свойственна не только динамичному, но и счастливому человеку.
10. Они никогда не перестают учиться
Динамичные люди всегда стремятся учиться и развиваться. Они открыты для обратной связи и ищут возможности для самосовершенствования.
Различные интересы и увлечения в жизни потребуют от вас постоянного роста. Будь то формальное обучение, поиск наставников или просто чтение книги, принятие мер, направленных на обогащение вашего обучения, может помочь вам стать более динамичным человеком.
💡 Кстати, : Если вы хотите начать чувствовать себя лучше и продуктивнее, мы собрали информацию из сотен наших статей в 10-ступенчатую шпаргалку по психическому здоровью.