ДИАЛОГИ С ПСИХОЛОГОМ: СТРЕСС И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ
Любой человек порой переживает стрессовые ситуации. Сессии и отчеты на работе, конфликты с друзьями и родственниками, болезни близких и нерешенные проблемы. Каждая ситуация уникальна, как и человек, который с ней столкнулся.
Педагог-психолог отдела психологической поддержки многонациональной молодежи «Единство» городского центр психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник» Валентина Минина помогла разобраться в обширной и сложной теме. Рассказала о природе стресса, случаях, когда он нормален и даже полезен, и, конечно, о способах борьбы с ним.
— Что такое стресс с точки зрения психологии?
Если мы заглянем в любой психологический словарь, то прочитаем там, что, стресс – это неспецифический ответ организма на изменение условий окружающей среды, требующих адаптации. Простыми словами, реакция на изменения во внешнем мире.
Отследить стресс можно по физиологическим реакциям: учащенное сердцебиение, прилив энергии, напряжение. Или по эмоциональному состоянию: тревога, страх, предвкушение.
— Существуют ли какие-то разновидности стресса?
Когда человек слышит слово «стресс», то оно автоматически ассоциируется у него с чем-то негативным. На самом же деле его влияние на организм человека может быть и положительным. Для того что бы разграничить отрицательные и положительные разновидности, были введены такие понятия «эустресс» и «дистресс».
Эустресс — это положительный и всегда краткосрочный вид стресса, который мотивирует и повышает работоспособность. Он легко переносится как психологически, так и физически. Пример: рождение ребёнка, свадьба, продвижение по службе, поступление в университет.
Дистресс деструктивен, он может нанести вред работе организма, привести к развитию соматических и психических заболеваний. Проявляется в хронической или острой форме течения. Мы можем наблюдать подавленное состояние, снижение работоспособности, утрату способности к адаптации к окружающему миру, физиологическое недомогание. Причины дистресса: тяжёлая болезнь или смерть близкого человека, безработица, длительные конфликтные ситуации.
— К чему могут привести частые стрессы?
Влияние стресса на организм может рассматриваться как процесс, состоящий из трёх стадий, последовательно сменяющих друг друга.
Согласно теории, первая стадия — «мобилизация». Она легко переносится психологически и физически, может мотивировать человека, а также повысить уровень работоспособности. Физиологически мобилизация проявляется в резком всплеске энергии, учащённом сердцебиении. В этот период усилено выделяются адреналин и кортизол. Эмоционально человек ощущает тревогу, страх или предвкушение. Поведение становится нелогичным, ведь организм готовит к команде «бей или беги».
Если человек и дальше продолжает находиться в стрессе, наступает вторая стадия «сопротивление». Тут мы можем наблюдать физиологическое недомогание, головные боли, снижение работоспособности, подавленное состояние. Часто человек может справиться на этом этапе самостоятельно и без помощи специалистов.
Если же стресс сохраняется на протяжении длительного периода, позитивных изменений не наблюдается, то наступает стадия «истощения». Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Всё это может привести к психическим и аутоиммунным заболеваниям. Поведение человека, находящегося в стрессе длительное время, может проявляться в агрессии, направленной на окружающих.
— Причины, по которым может возникать стресс.
Причин стресса великое множество. У каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни. Один и тот же фактор на одного может не повлиять вовсе, а другая личность буквально заболевает.
В качестве примера приведу причины, по которым может возникать стресс. Они могут быть как негативные, так и позитивные. К позитивным причинам относятся: рождение ребёнка, свадьба, повышение по службе, радостные события, долгожданная встреча. К негативным: смерть родных и близких, болезнь, потеря работы, финансовые трудности, развод.
— Существуют ли какие-то показатели, которые помогут определить, что человек переживает слишком часто или активно?
Да, действительно существуют такие показатели. Например, если человек находится в подавленном состоянии более двух недель. Нет ничего, что могло бы поднять ему настроение. Становится тяжело работать и держать концентрацию. Быстро наступает переутомление. Повышается самокритика. Обостряется чувство вины. Мучает бессонница. Не хочется жить. Регулярно болит голова, сердце, живот.
— Как можно самостоятельно справиться со стрессом.
Многие люди, которые испытывают длительный стресс, даже не пытаются изменить привычки и устранить факторы, которые усугубляют ситуацию. Это большая ошибка, ведь нормализация образа жизни — важнейший шаг в борьбе со стрессом. Вот несколько простых и действенных советов, как выйти из такого состояния самостоятельно.
-
Высыпайтесь: минимум 8 часов. -
Хорошо питайтесь: включите в рацион фрукты и овощи. -
Общайтесь с друзьями: в период стресса не стоит оставаться один на один со своими проблемами, лучше провести время в компании близких друзей. -
Введите в свою жизнь физическую активность. Это может быть зарядка, бег, посещение фитнеса. -
Попробуйте йогу и медитацию. -
Расставьте приоритеты. Составьте список дел, определите, что действительно необходимо, а от чего можно оказаться. -
Найдите время на отдых. Достаточно одного часа в день после работы ил учёбы. Просто полежите и ничего не делайте. -
Хобби. Увлечения поможет переключить внимание и найти новых друзей.
Если самостоятельно не получается справиться со стрессом, обратитесь за помощью к психологу.
— Привычки заедать стресс или справляться с ним с помощью курения действительно помогают?
Привычки заедать стресс или справляться с ним с помощью курения являются неконструктивными. Они дают кратковременное облегчение, но в перспективе ещё больше обостряют ситуацию, более того, наносят вред организму.
В качестве замены можно рассмотреть конструктивные привычки: спорт, творчество или, например вязание. Конструктивных способов много, и все они очень индивидуальны и зависят от вкусов и предпочтений каждого отдельного человека.
В работе над заменой одной привычки на другую необходимо помнить, что привычка — это устойчивый поведенческий паттерн (схема, шаблон). А это значит, что на ее изменение и формирование требуется время и большое количество повторений. Не нужно расстраиваться из-за того, что сразу же не получается заменить одно на другое. Для начала, важно отслеживать момент, когда возникает желание прибегнуть к неконструктивной привычке и сознательно заменять ее другой, развивать осознанность и навыки эмоциональной саморегуляции.
— Как помочь близкому человеку пережить стрессовую ситуацию.
Помочь близкому человеку иногда может быть сложнее, ведь каждый по-своему переживает стресс.
-
Узнайте, чем вы можете помочь. -
Дайте возможность человеку поплакать. Важно дать понять, что близкий человек не один. -
Возьмите человека за руку, чтобы он почувствовал себя в безопасности. -
Не давайте советов. -
Просто будьте рядом. -
Попытайтесь отвлечь друга новым занятием. -
Помогите найти профессиональную помощь. Скажите другу, что не нужно игнорировать своё состояние, ведь обращаться за помощью к специалисту в такой ситуации нормально.
Если вы почувствовали, что квалифицированная помощь нужна вам, то можете обратиться в центр психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник»: https://rodnik-nsk.ru/. В центр могут обратиться за бесплатной психологической поддержкой молодые люди в возрасте 14-35 лет.
Если вам интересен какой-то вопрос из области психологии, то вы предложить тему для следующей статьи! Мы постараемся осветить её вместе с центром «Родник».
Предложите тему!
Диалог на английском языке «Первый визит к психологу»
Сложность: Уровень C1
The First Visit to a Psychologist
Juzzou comes to a psychologist, Mr. Shinohara, because he has some problems with sleeping. We get to know more about his life and childhood.
Juuzou: Hello, May I come in?
Dr. Shinohara: Sure. Please come in. I’ve been waiting for you.
Juuzou: Are you a psychologist?
Dr. Shinohara: Yes, I am. Please, do take a seat.
Juuzou: Thank you. I’m a bit nervous. I have been going to come to you for a long time, but I was too shy.
Dr. Shinohara: It’s good that you’ve finally come. So, what worries you?
Juuzou: Well, you know. I’m feeling anxious all the time. I can’t sleep well. I don’t eat. I don’t feel pain.
Dr. Shinohara: Oh, I’m so sorry to hear that. When did you start feeling all that?
Juuzou: I guess, I’ve been having all that for all my life, since my childhood.
Dr. Shinohara: Please tell me about your childhood.
Juuzou: I don’t remember much actually. I was adopted since the early age. Actually, I’m not sure if I really had my true parents.
Dr. Shinohara: Oh, it’s awful. Who adopted you?
Juuzou: An old woman. She called herself Madame. She was very cruel to me. She kept me in a cold basement and gave very little to eat.
Dr. Shinohara: Poor boy. Did you go to school?
Juuzou: No, she was my mother and teacher at the same time. I had no friends. I have no idea what it’s like to be friends with anyone.
Dr. Shinohara: I see. And what happened next?
Juuzou: I ran away.
Dr. Shinohara: What?
Juuzou: I left Madame. Once she went somewhere and I was alone at home. I climbed out of the window and ran away.
Dr. Shinohara: Where did you live?
Juuzou: Everywhere. At railway stations, at supermarkets, in schools and colleges, when no one was there. I was wondering through the whole town, and moved from town to town.
Dr. Shinohara: And what do you do now?
Juuzou: You’ll never believe me. I’m a teacher of Science.
Dr. Shinohara: What?
Juuzou: Yes, I work at school. At day time I’m all smiles and happiness, kids adore me. But at night I’m a monster. Sometimes I go outside, sometimes I stay at home and watch TV.
Dr. Shinohara: Well, we need to talk about your childhood in details, then I’ll prescribe you some medicines to help you sleep. I do hope that you’ll get better.
Juuzou: I hope so too. Thankyou, doc.
Первый визит к психологу
Джузо приходит к психологу, г-ну Шинохаре, потому что у него проблемы со сном. Мы узнаём больше о его жизни и детстве.
Джузо: Добрый день, можно войти?
Д-р Шинохара: Конечно. Пожалуйста, входите. Я ждал вас.
Джузо: Вы психолог?
Д-р Шинохара: Да, это верно. Пожалуйста, присаживайтесь.
Джузо: Спасибо. Я немного нервничаю. Я давно к вам собирался, но всё стеснялся.
Д-р Шинохара: Хорошо, что вы, наконец, пришли. Итак, что вас беспокоит?
Джузо: Ну, знаете… Я чувствую тревогу всё время. Не могу спать. Не ем. Я не чувствую боль.
Д-р Шинохара: Оу, мне так жаль это слышать. Когда у вас всё это началось?
Джузо: Думаю, у меня всё это всю жизнь, с детства.
Д-р Шинохара: Расскажите мне о своём детстве.
Джузо: Я мало что помню. Я был усыновлён в раннем возрасте. Вообще-то я даже не уверен, были ли у меня настоящие родители.
Д-р Шинохара: О, это ужасно. Кто вас усыновил?
Джузо: Старая женщина. Она называла себя Мадам. Она жестоко со мной обращалась. Она держала меня в холодном подвале и давала мало еды.
Д-р Шинохара: Бедный парень. Вы ходили в школу?
Джузо: Нет, она была моей матерью и учительницей одновременно. У меня не было друзей. Я даже не знаю, каково это — иметь друзей.
Д-р Шинохара: Понимаю. А что произошло дальше?
Джузо: Я сбежал.
Д-р Шинохара: Что?
Джузо: Я ушёл от Мадам. Как-то раз она куда-то пошла и я был один дома. Я выбрался из окна и убежал.
Д-р Шинохара: Где вы жили?
Джузо: Везде. На вокзалах, в супермаркетах, в школах и колледжах, когда там никого не было. Я бродил по всему городу и переезжал с города в город.
Д-р Шинохара: И что вы делаете сейчас?
Джузо: Вы не поверите. Я учитель окружающего мира.
Д-р Шинохара: Что?
Джузо: Да, я работаю в школе. Днём я — сплошные улыбки и счастье, дети обожают меня. Но ночью я чудовище. Иногда я выхожу из дома, иногда остаюсь и смотрю телик.
Д-р Шинохара: Ну, нам нужно подробнее поговорить о вашем детстве, потом я пропишу вам лекарства, которые помогут вам спать. Надеюсь, что вам станет лучше.
Джузо: Я тоже надеюсь. Спасибо, док.
Пример сценария клиента-терапевта
| Адаптировано к голоду
Примечание. Это переписка по электронной почте между терапевтом и клиентом, которая иллюстрирует, как использовать теорию адаптации к голоду.
Клиент: Забавно, ведь у всех бывают дни, когда они чувствуют себя «толстыми», верно? Но мне интересно, сколько мыслей они на самом деле вложили в это чувство. Я, ну, на самом деле сейчас пытаюсь глубоко задуматься об этом, не уверен, правильно это делать или нет, но я попытаюсь.
Терапевт: Спасибо, что прислали мне это. Я думаю, что это правильный поступок, попытаться понять, что ты чувствуешь и чего хочешь.
Клиент: Видите ли, иногда я думаю: «Вау, я выгляжу намного здоровее» и ля-ля-ля. Иногда я иду на тренировку и чувствую себя прекрасно, а затем, через секунду после ужина, я чувствую, что все испортил.
Терапевт: Разве это не сбивает с толку? У вас два ума. Один празднует ваше здоровье, а другой все еще зацеплен анорексичным умом.
Клиент: Я думаю, что я пытаюсь сказать, что я не думаю, что все это на самом деле связано с ощущением «толстости». Я думаю, что я просто скучаю по ощущению того, что я…
Терапевт : Да, анорексичный ум заставляет чувствовать себя опустошенным правильно и хорошо. Пустота обычно не кажется хорошей, так же как страдание обычно не кажется правильным. Но иногда страдание кажется правильным. Приятно и правильно пожертвовать своим ребенком или товарищами по команде в игре.
Клиент: Я действительно скучаю. Это безумие, учитывая, что все, что я сделал до сих пор, поставило меня в такое хорошее положение. Я играю в теннис, тренируюсь, у меня много свободы. В общем, я был так счастлив. В то же время, хотя эти последние…. Три или четыре дня я думаю только о том, как скучаю по тому, чтобы не есть.
Терапевт : Представьте, что чувствует звезда спорта, когда ее кладут на скамейку запасных из-за травмы. Объективно можно было бы подумать, что вам повезло, вам не нужно тратить свое драгоценное время на тренировки и доводить себя до изнеможения, вы можете отдохнуть. Но ей так не кажется. Звезда скучает по тому, что не может заставить себя.
Клиент: Я скучаю по своей нише. Моя единственная вещь, которая была моей. Да, легко сказать: «Сделай теннис своим любимым делом или фортепиано», но, честно говоря, это не одно и то же. Раньше я просыпался утром и думал: «Вау, это единственное, что у меня есть сейчас, посмотри, что я делаю». И я не делаю этого ни для кого, кроме себя, честно говоря, мне было все равно, знает кто-то еще или нет.
Терапевт : Какое хорошее описание анорексии. Анорексия заставляет вас чувствовать, что у вас есть особая ниша. Анорексия должна заставить людей чувствовать себя особенными — даже избранными, чтобы ее жертвы терпели лишения.
Клиент: Я думаю, последнее утверждение неверно. Меня волнует, узнают ли люди, потому что именно так я получаю помощь… но вы меня понимаете.
Терапевт : Да, слава богу, у вас сейчас и всегда было двойственное отношение к тому, чтобы посвятить свою жизнь анорексии.
Клиент: Я чувствую, что у меня больше ничего нет… Да, я счастлив, что школа сейчас для меня пустяком, я счастлив, что снова тренируюсь каждый день, я счастлив, что могу ходить здоровой, я счастлива, что мне не приходится каждый день видеть, как моя мама плачет. Я действительно счастлив. Но я очень скучаю по своей нише.
Терапевт : Я понимаю. Это большая потеря смысла жизни .
Клиент: Последние несколько дней я как бы думал: «Хорошо, завтра у меня будет день, когда я не буду есть, так мне станет лучше». Я, конечно, не прошел через это. Но я знаю, что я обычно так делаю. Я подумаю. Снова, снова и снова. Раз за разом я не буду с этим сталкиваться, я встану и скажу «не тупи завтракать», а затем продолжу свой день, потом иногда я скажу «хорошо, давай пропустим обед», конечно, обед приходит и Я заканчиваю тем, что говорю «не глупо есть обед», и цикл продолжается. К сожалению, я не знаю, как долго еще, и я борюсь с собой. Я не хочу снова болеть, конечно, я не хочу ничего из этого. Я хочу, чтобы весь этот кошмар закончился и остался в прошлом. Для большинства людей это так. Хотя мне кажется, что он никогда не исчезнет. Как можно пропустить то, что полностью разрушило мою жизнь?
Терапевт : Разве это не странно? Но так себя чувствуют люди, выздоравливающие от анорексии.
Клиент: Но мне так пусто. В последнее время не проходит ни дня, чтобы я не жалел о том, что съел то, что съел, ни дня. Это ужасно. я ничего не менял. Я даже ел мороженое по ночам с родителями, и я думаю, что делаю это, чтобы убедиться, что все остается в порядке, хотя на самом деле это ничего не доказывает.
Терапевт: Я думаю, здесь происходит две вещи. Вы чувствуете себя опустошенным из-за потери жизненно важной миссии. Помните, что анорексия кажется жизненно важной, потому что игнорирование голода и путешествия спасли жизнь вашим предкам в плейстоцене. И вы сожалеете о том, что съели мороженое, потому что оно было одним из продуктов, которые были под запретом, когда вы голодали. Пищевые фобии сохраняются, потому что они проникают в примитивную часть мозга и, таким образом, плохо реагируют на разум. Они реагируют на воздействие. Если вы продолжите заставлять себя есть запрещенные продукты, вы обнаружите, что ваше беспокойство исчезает. Вы правильно делаете, что заставляете себя есть их, как только можете.
Клиент: Я чувствую, что набрал лишний вес после всего восстановления, и после того, как я встал на путь, я мог сбросить жир и снова выровняться. Я подумал, что, может быть, после того, как я снова начну тренироваться, я смогу немного похудеть, нарастить мышечную массу. Но по весу я остался прежним. Это означает, что я много ем или недостаточно тренируюсь, чтобы что-то сжечь. Я не уверен, является ли эта мысль правдой или просто мыслью.
Терапевт : Вы очень долго не восстанавливали вес. Потребуется больше времени, чтобы нормализовать распределение жира и нарастить мышечную массу.
Клиент: Я чувствую свой желудок, все мое иногда так, как будто это единственное, что поглощает мои мысли. В остальное время чувствую себя нормально. Однако я ненавижу это, потому что я почти уверен, что это не имеет ничего общего с тем, как я выгляжу или вешу, а просто с ужасным противостоянием, с которым я сталкиваюсь внутри в последнее время. Я понятия не имею, откуда все это взялось.
Терапевт : Вас беспокоит то, что одержимость своим желудком означает, что вы тщеславны? Ну, ваш желудок на самом деле равен мягче и дряблее, чем до того, как вы похудели в первый раз. Помните кабинет Ключа? Мужчины потеряли мышцы, в том числе ту, что держала живот — вот почему голодающие дети имеют большие животы, потому что у них недостаточно мышц, чтобы удерживать кишечник — мужчины Ключа сначала набирали вес в основном за счет жира и откладывали его много вокруг себя. их середина. Им это не нравилось, и они немало жаловались на это .
Клиент: Это потому, что все идет так гладко? Я действительно не помню, на что были похожи вещи, когда они работали так хорошо.
Терапевт : Вы имеете в виду, что боитесь, что придумываете вещи, из-за которых будете огорчаться? Чувство дискомфорта в животе — это нормально. Но вы должны быть осторожны, чтобы анорексия не использовала ваш дистресс, чтобы заставить вас снова ограничивать себя. Напомните себе, что единственный способ вернуть себе прежний крепкий желудок — это заменить мышцы, которые были удалены, когда вы голодали, а это произойдет только в том случае, если вы больше никогда не будете голодать.
Клиент: Ситуации не помогает то, что в последнее время я очень голоден, больше, чем обычно. Это означает, что я знаю, что мне нужно есть, в то же время я не хочу есть слишком много, но в то же время, что, если я все еще голоден??
Терапевт : Сейчас вашему телу может понадобиться больше пищи, потому что производство всех этих истощенных тканей очень дорого. Также может случиться так, что некоторым из ваших сигналов о сытости нужно больше времени, чтобы подействовать. Поэтому я думаю, что имеет смысл есть больше, но не торопиться. Но мы действительно должны спросить Карлу. Вы хотите, чтобы я передал этот вопрос ей? Думаю, ты не видишься с ней несколько недель, но мы можем связаться с ней по электронной почте.
Клиент: Что случилось с едой и просто едой. Как будто… все это пропало. Расслабления, легкости я уже не помню.
Терапевт : Да, мы воспринимаем интуитивное питание как нечто само собой разумеющееся, пока оно не исчезнет, и тогда оно становится таким драгоценным — и мы чувствуем себя потерянными. Но оно вернется. Не сразу, не сразу. Но если вы можете кормить свое тело, как вы кормите заветного ребенка, если вы можете убедить эту напуганную, изголодавшуюся животную часть своего мозга, что она больше не живет в голоде, кушая часто и в достаточном количестве, тогда интуитивное питание, которое вы знали в детстве вернусь. Никогда не оставляйте без еды более трех часов и никогда не ложитесь спать с недостаточной для этого дня пищей. Потом со временем, может, пройдет год, может, больше, но в конце концов вы заметите, как вы так хорошо описали, что вам 9 лет.0004 просто ем с легкостью и расслаблением.
Клиент: В разумных пределах я должен смотреть на картину шире и видеть, что все это со мной сделало, видеть, что если я пропущу один прием пищи, то могу отправиться в обратном направлении по пути, который никогда не хотел предпринимать.
Терапевт : Ага.
Клиент: Кажется, я даже не могу смотреть на вещи рационально, потому что я хочу того, чего хочу, и я скучаю по тому, чего мне не хватает, и я просто хочу снова почувствовать себя лучше. Я хочу вернуться к тому, что знаю. Я хочу вернуть свою вещь.
Терапевт : Конечно. И это нормально — горевать об утраченном ощущении важной миссии и временами ощущении эйфории. Анорексия кажется такой правильной, потому что физические жертвы и настойчивость спасли ваших предков и их группу.
Клиент: Но я не знаю, правда не хочу.
Терапевт : Я знаю. Я знаю, как мужественны вы были в этой борьбе.
Клиент: Я чувствую, что потерпел неудачу. Что не имеет смысла, потому что я не выздоровел (выздоравливаю?), но чувствую, что потерпел неудачу. Чувство настолько сильное, что я буквально могу просто плакать над ним, все это не имеет никакого смысла.
Терапевт : Я думаю, это то, что элитные спортсмены чувствуют, когда проигрывают игру. Если сделать несколько шагов назад, то глупо так заботиться об игре, но они так заботятся, потому что когда-то спортивная доблесть и целеустремленность спасли их предков от голодной смерти или нападения. Вы именно там, где и должны быть. Ты не потерпел неудачу, ты прошел долиной смертной тени и выздоравливаешь! Я восхищаюсь вашим мужеством, честностью и решимостью. Давайте продолжим говорить обо всем, что всплывает, каким бы иррациональным оно ни казалось.
21 Сценарий и примеры для вашего сеанса
Ролевая игра имеет множество применений, связанных с психическим здоровьем и терапией.
Это техника, которая не требует никаких костюмов или макияжа, и это ценная техника для студентов, изучающих психическое здоровье и психотерапию, поскольку она является мощным инструментом в самом лечении (Rønning & Bjørkly, 2019).
Сценарии ролевых игр могут быть особенно полезны при работе с замкнутыми клиентами, заменяя более традиционные методы терапевтической беседы, когда люди чувствуют себя настороженными или подозрительными.
Это также полезный и относительно безопасный подход, который позволяет оценивать, вмешиваться и вовлекать клиентов в терапию, особенно детей (Hackett, 2011).
В этой статье исследуется ценность ролевой игры как терапевтического метода и вводятся сценарии, упражнения, действия и вопросы, которые помогут.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Как ролевая игра работает в терапии
- 4 примера психологии из реальной жизни
- Это работает? 9 доказанных преимуществ
- 3 сценария и рабочие листы для ваших сессий
- Ролевые игры, сценарии, игры и упражнения
- 9 Методы и вопросы, которые следует задать клиентам
- Взгляд на ролевую игру в групповой терапии
- Лучшие ресурсы от PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Как ролевая игра работает в терапии
«Ролевая игра в контролируемых группах, по-видимому, способствует осмыслению и пониманию не только студентов в роли пациента и терапевта, но и сверстников, наблюдающих за групповыми сеансами» (Rønning & Bjørkly, 2019, стр. 415). Действительно, изучение и применение техник в такой безопасной и контролируемой среде может способствовать развитию компетентных практиков.
Клиентам, проходящим терапию, сценарии ролевых игр предлагают замену некоторых аспектов более типичных терапевтических бесед (Hackett, 2011). «Ролевая игра имеет эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты», которые могут вызывать нарушения, помогающие клиентам заменить «нездоровые чувства на здоровые» (Corey, 2013, стр. 300).
Воспроизводя сцены из своей жизни, люди обычно становятся более психологически вовлеченными, чем если бы они просто рассказывали анекдоты о себе (Corey, 2013).
Клиенты могут использовать такие упражнения для работы со своими чувствами и иррациональными убеждениями в воображаемой прошлой, настоящей или будущей ситуации. Дети, в частности, могут найти это полезным как возможность отыграть проблемное поведение, предоставляя опыт обучения, основанный на результатах (Corey, 2013; Dobson, 2011).
Типичная ролевая игра включает двух или более человек, воспроизводящих конкретный проблемный сценарий — реальный или воображаемый — достаточно аутентичный, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Например, терапевт может играть роль родителя или учителя, используя слова, манеры и ответы, полученные (путем систематических вопросов) от ребенка, чтобы исследовать ситуацию (Hackett, 2011).
В качестве терапевтического метода ролевая игра предлагает полезную информацию о том, как люди воспринимают свое окружение и действуют в межличностных отношениях. По этой причине он может быть особенно эффективен при лечении травм, позволяя терапевту и клиенту вернуться к более ранним переживаниям посредством воспроизведения (Hackett, 2011).
Может быть полезно передвигать мебель в офисе, чтобы воссоздать обстановку, например семейную гостиную или рабочую обстановку, чтобы лучше понять, как клиенты в настоящее время реагируют на ситуацию (Nelson-Jones, 2014).
4 Примеры психологии из реальной жизни
Ролевая игра часто используется в когнитивно-поведенческой терапии для тренировки навыков.
Клиенты могут практиковать и совершенствовать свои ассертивные и социальные техники, одновременно учась справляться со своей тревожностью, агрессией и другими межличностными трудностями (Hackett, 2011).
Реальные примеры ролевых игр, измененные из литературы, включают:
- Студент, беспокоящийся о своем поступлении в аспирантуру, чувствует себя глупым и недостойным .
Ролевая игра воображаемого интервью с деканом колледжа раскрывает конкретные убеждения и тревоги клиента, бросая вызов его мыслям о том, что может означать неприятие (Corey, 2013). - Клиент и родитель, Рич, как правило, чрезмерно злится, когда его дочь опаздывает .
Терапевт просит его разыграть предыдущую ситуацию, используя новые навыки совладания, которые он изучил, предоставляя безопасную возможность совершать ошибки и улучшать поведение в будущем (Nelson-Jones, 2014). - Клиент постоянно плохо справлялся с собеседованиями на руководящие должности.
Клиент разыгрывает будущее интервью, а терапевт выступает в роли интервьюера, используя набор вопросов, которые могут вызвать затруднения у клиента. Встреча записывается на видео для последующего просмотра и оценки навыков. Затем управляемые мысленные образы используются для репетиции целевых навыков перед будущими интервью (Нельсон-Джонс, 2014). - У студента проблемы с общением и доверием со своим профессором .
Терапевт обучает их навыкам уверенности в себе, а затем разыгрывает встречи с профессором, чтобы опробовать их недавно приобретенные техники (перед реальной встречей). Практика помогает клиенту справиться со своими страхами и улучшить отношения с преподавателем (Corey, 2013).
Ролевая игра помогает помещать клиентов в безопасную среду для отработки сложных или стрессовых ситуаций и опробования новых навыков преодоления трудностей и эмоциональных реакций (Dobson, 2011).
Это работает? 9 Доказанные преимущества
Сценарии ролевых игр обладают многими проверенными преимуществами (некоторые из них были обнаружены на основании отдельных случаев, а не основаны на исследованиях), помогающих терапевтическому процессу и повышающих вероятность положительных результатов лечения.
Потенциальные преимущества ролевой игры включают (Nelson-Jones, 2014; Hackett, 2011; Corey, 2013):
- Предоставление ценных возможностей оценки, позволяющих выяснить, как клиенты думают и действуют в различных ситуациях.
- Предлагает возможность попрактиковаться в навыках, полученных во время лечения.
- Работая вместе, терапевт и клиент могут создавать и опробовать стили и подходы к вербальному и невербальному общению.
- Практика, как справляться с рядом ответов от других.
- Попытка перенести полученные навыки в реальную жизнь, чтобы осознать их ценность при преодолении препятствий.
- Обучение навыкам приносит пользу, предоставляя возможность практиковать социальные навыки, уверенность в себе и другие навыки межличностного общения и общения.
- Использование прерываний со стороны терапевтов для создания помех в том, что клиенты говорят сами себе, помогая превратить нездоровые убеждения в здоровые.
- Предоставление возможности разыграть проблемные ситуации, с которыми клиенты сталкиваются в своей повседневной жизни.
- Помощь в изучении стратегий преодоления, позволяющих избежать импульсивного и агрессивного поведения, социальной тревожности, тестовых страхов, проблем с питанием и тревожности перед публичными выступлениями.
3 Сценарии и рабочие листы для ваших сессий
Сценарии ролевых игр предлагают клиентам возможность практиковать желаемое поведение, наблюдаемое терапевтом для последующего просмотра (Corey, 2013).
Внедрение ролевой игры в терапию — это навык, который требует практики и сосредоточенности, чтобы клиент мог опробовать свои новые навыки и механизмы выживания. Терапевт должен четко представлять свои ожидания и помогать клиенту (Нельсон-Джонс, 2014):
- Объясняя причины ролевой игры
- Настройка сцены
- Оценка их текущих коммуникативных навыков и поведения
- Формулирование новых или измененных коммуникативных навыков и моделей поведения
- Репетиция новых навыков и поведения
- Поощрение клиента к повторению своих навыков во время консультационных сессий и вне их.
Сценарии (даже частичные) могут помочь, сосредоточив внимание и предоставив клиенту ясность в отношении того, что ожидается.
Пустой стул
Пустой стул 9Эксперимент 0004 (иногда называемый работой двух стульев) является одним из наиболее широко используемых методов в гештальт-психологии и представляет собой небольшой поворот идеи ролевой игры. Это «предлагает голос опыту клиента и является способом признания и повторного владения отчужденными качествами» (Joyce & Sills, 2014, стр. 100).
Клиента просят представить кого-то из своего прошлого или настоящего, сидящего на стуле напротив. Затем они открыто говорят о своих чувствах, как если бы этот человек был рядом.
Типичный сценарий может быть вариацией следующего:
Если бы ваш муж был в комнате, как близко он сидел бы или стоял?
А теперь с закрытыми глазами представьте, во что он одет. Как он сидит или стоит? Какое выражение у него на лице?
Теперь, медленно открывая глаза, представьте, что смотрите на него, сидящего (или стоящего) перед вами.
Какие эмоции вы испытываете?
Что бы вы хотели ему сказать?
В этот момент терапевт, скорее всего, начнет осознавать трудности, с которыми сталкивается его клиент с человеком, ситуацией или эмоциями. Например, они могут сказать: «Он выглядит суровым и критикует меня».
Терапевт может задать такие вопросы, как « Насколько рискованно было бы сказать ему прекратить ?»
Ролевая игра с пустым стулом побуждает клиента подумать о том, что он думает о ситуации и человеке, и попробовать альтернативные способы преодоления трудностей и поведения.
Незавершенное дело
Иногда клиент может чувствовать себя застрявшим в своих отношениях с кем-то живым или мертвым. Клиенту может потребоваться остаться с таким чувством дискомфорта или «застревания».
Ролевая игра, в которой терапевт играет другого человека, может помочь продвинуть разговор дальше и продолжить, не избегая того, как они хотят изменить ситуацию (Joyce & Sills, 2014).
Терапевт может временно приостановить ролевую игру, чтобы задать следующие вопросы, углубляясь в мысли и убеждения клиента по каждому из них (с изменениями из Joyce & Sills, 2014):
Чего вы боитесь, если вы заявите о себе и предъявите требования X?
[Клиент отвечает. ]
И что тогда будет?
[Клиент отвечает.]
И что тогда?
[Клиент отвечает.]
И как это будет выглядеть?
В то время как терапевт должен осторожно задавать вопросы, мягкое подталкивание мыслительного процесса клиента, подталкивание его к реальности может быть мощным. Получив ответ, терапевт может возобновить ролевую игру.
Ролевая игра с ассертивным сообщением
В этом листе представлен полезный сценарий и упражнения для ролевой игры, которые помогут справиться с проблемами, связанными с ассертивностью на работе.
Возможные сценарии:
Коллега грубит другому коллеге.
Кто-то в офисе приходит к вам и хочет посплетничать о вашем друге.
Ваш коллега не отвечает на ваши звонки.
Коллега отвечает на личные телефонные звонки в вашем районе и говорит о очень личных проблемах, о которых вы предпочитаете не слышать.
Ролевая игра КПТ – симптомы депрессии и отсутствие мотивации
youtube.com/embed/8aDFvvjC6XM?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>
Ролевые занятия, сценарии, игры и упражнения
Занятия и игры могут повысить эффективность ролевой игры и предоставить новые возможности для изучения клиента мышление, чувства, поведение и приобретенные навыки (Mann, 2010).
Лидер-аутсайдер
Когда терапевт замечает, что клиенты придерживаются двух противоположных (а иногда и крайних) мнений или установок, полезно попросить их сыграть каждое из них в ролевой игре.
Клиент играет в вожака , требуя, чтобы все было сделано по-своему, а затем в аутсайдера , где он играет непослушную, мятежную самость, которая не делает то, что ему говорят.
Например (изменено из Mann, 2010):
Лучший пес: Мне нужно сходить в спортзал и привести себя в форму .
Аутсайдер: Какая разница! Я хочу взять гамбургер и провести ленивый день !
Опыт Aha
В этом варианте упражнения с двумя стульями цель состоит в том, чтобы помочь клиенту пережить момент озарения (Mann, 2010).
«Опыт «Ага» можно облегчить с помощью экспериментов» (Манн, 2010, стр. 222). Например, предположим, что клиент застрял, решая, соглашаться ли ему на новую работу. В этом случае они переходят на другое место, представляя свое новое положение (буквально и эмоционально), чтобы комментировать с этого места. Они могут разыграть влияние бездействия и действия с обеих позиций и посмотреть, как они себя чувствуют, как они думают, и как это влияет на их потенциальное поведение.
Интеллектуально-эмоциональная роль
Когда другие методы не могут помочь клиенту избавиться от застревания, может помочь следующая ролевая игра в рамках когнитивно-поведенческой терапии (Beck, 2011).
В существующей или воображаемой ситуации клиента сначала просят сыграть роль своего эмоционального «я». Они действуют и ведут себя в соответствии со своими дисфункциональными или бесполезными убеждениями. Затем они приближаются к той же ситуации, используя свое интеллектуальное «я» , где они признают, что их идеи были неправильными или бесполезными. Например:
Эмоциональное Я: Я бесполезен, потому что не получил все пятерки
Интеллектуальное Я: Это было тяжелое испытание; никто не получил все A .
9 Техники и вопросы, которые следует задавать клиентам
Выполнение ролевых игр может быть полезным для клиентов и дает возможность для саморефлексии.
После завершения ролевой игры полезно задать клиенту несколько вопросов, чтобы стимулировать метапознание (Beck, 2011; Mann, 2010):
- Что вы узнали о себе?
- Что вы чувствовали в каждой роли, которую играли?
- Что ты открыл?
- Вы стали лучше понимать, что чувствовали вы или другой человек?
- Если да, то что это было за понимание?
- Как вы думаете, что вы сделаете по-другому, когда в следующий раз столкнетесь с такой ситуацией?
Монолог
Во время ролевой игры человеку, играющему роль, полезно думать вслух, объясняя свои мысли, убеждения, эмоции и причины своего поведения (Baim et al. , 2007).
Смена ролей
Игра каждой стороны ролевой игры означает, что клиент входит в роль каждого персонажа, ходит на его месте и думает, как одна и та же ситуация может быть воспринята по-разному (Baim et al., 2007).
Прошлое и будущее
Любой персонаж (живой или мертвый) из реального прошлого или воображаемого будущего может быть оживлен и проработан столько раз, сколько необходимо. Ограничений нет, и чем больше к ней возвращаешься, тем лучше понимаешь ситуацию.
Взгляд на ролевую игру в групповой терапии
Групповая терапия никогда не должна рассматриваться как второсортная по сравнению с индивидуальной терапией, поскольку она предлагает широкий спектр опыта для саморазвития, особенно с использованием ролевой игры (Mann, 2010).
Ролевая игра может быть полезной для детей, у которых может еще не быть слов, чтобы описать свои чувства или внедрить механизмы преодоления крайних эмоций, таких как гнев (Snowden & Rebar, 2018).
2 Игры для групповых занятий
Групповые занятия могут использовать игры для исследования и понимания сложных ситуаций и переживания сильных эмоций.
Лучшее и худшее – управление гневом
Гнев может быть трудной эмоцией для прогнозирования и управления.
В группе попросите детей (или взрослых) составить список ситуаций, которые обычно злят людей.
Попросите добровольцев выйти вперед и изобразить одного человека, который хорошо справляется с ситуацией и справляется со своим гневом, а другой плохо справляется с ней и показывает свою худшую сторону.
Подумайте о том, что мог чувствовать человек, когда рассердился, и как это могло повлиять на окружающих.
Просить то, что мне нужно
Не всегда легко просить то, что мы хотим.
Попросите группу подумать о ситуации, когда они не могут высказаться (возможно, в классе или на работе), и как они реагируют. Обсудите, как они себя чувствуют.
В парах потренируйтесь спрашивать, чего они хотят в таких ситуациях, используя один из следующих подходов (с изменениями из Snowden & Rebar, 2018):
Я чувствую (например, расстроен) …
и мне нужно (например, объяснить вам, что я чувствую).
Или
Сейчас трудно говорить, но мне (например, нужно несколько минут).
Мы можем поговорить позже?
Или
Я чувствую (например, очень зол)…
И я не уверен, что мне нужно/хочу. Можете ли вы помочь мне понять это?
Выполнив упражнение в парах, попросите добровольцев обсудить, что получилось хорошо перед группой.
Лучшие ресурсы PositivePsychology.com
Сценарии ролевых игр — один из многих способов научиться управлять эмоциями. У нас есть и другие методы, помогающие терапевтам работать со своими клиентами, чтобы понять их чувства.
Некоторые важные бесплатные ресурсы включают в себя:
- Рабочий лист по экспозиции на основе изображений
Этот полезный рабочий лист предназначен для того, чтобы помогать клиентам подвергать себя сильным эмоциям. - Рабочий лист по декатастрофизации
Эти пять прогрессивных вопросов проводят человека через процесс декатастрофизации катастрофы. - Рабочий лист радикального принятия
Это упражнение помогает клиенту справляться с сильными отрицательными эмоциями и переживаниями, признавая, что можно реагировать осознанно, а не эмоционально. - Навыки управления эмоциями
Мы часто фокусируемся на негативе больше, чем на позитиве. Это ценное упражнение помогает нам восстановить равновесие.
Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий PositivePsychology.com ©, но они кратко описаны ниже:
- Пассажиры в автобусе Групповое занятие
Терапия принятия и приверженности использует метафору пассажиров в автобусе, чтобы помочь попрактиковаться в наблюдении и принятии эмоциональных переживаний.
Водитель автобуса (волонтер из группы) разговаривает со своими пассажирами (другими добровольцами, олицетворяющими тревожные эмоции), пытаясь успокоить их и позволить автобусу продолжить движение в своем ценном направлении. Цель состоит в том, чтобы научиться признавать каждого из них, не реагируя на них, рассматривая их как часть пути.
- Когда нажаты горячие кнопки
Сильные эмоции могут быть связаны с тенденциями действовать определенным образом. Этот инструмент предназначен для информирования членов группы о вещах, которые могут легко вызвать негативные эмоции и привести к импульсивным реакциям.- Шаг первый. Определите, что вызывает сильные эмоциональные реакции.
- Шаг второй. Разберитесь с реакциями.
- Шаг третий. Определите стратегии выживания.
- Шаг четвертый. Обсудите в группе их эффективность.
17 упражнений по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Сообщение на память
Ролевая игра в терапии может помочь клиентам, которым ранее не помогали другие методы лечения. Создавая эту безопасную среду, он предлагает контролируемое место для посещения прошлых, настоящих и будущих ситуаций, которые вызывают у клиентов эмоциональное расстройство.
Люди воспроизводят сцены, прорабатывают проблемное поведение, а затем размышляют об эмоциональных, когнитивных и поведенческих аспектах того, что они испытали.
Ролевая игра особенно полезна для отработки новых навыков — социальных или коммуникативных — в потенциально трудных ситуациях. Клиент может определить механизмы преодоления, которые работают для него, и обнаружить бесполезное или проблемное поведение, которое требует решения.
При необходимости сценарии ролевых игр могут привлечь внимание и сфокусировать внимание на определенных аспектах ситуации. Терапевт может остановить действие, чтобы спросить, что клиент думал или чувствовал, или предложить альтернативные подходы к тому, что происходит.
Ролевая игра предлагает ценный подход, который можно интегрировать в большинство терапевтических процедур, чтобы стимулировать изменения в мышлении и поведении и научиться управлять эмоциональными реакциями.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Байм, К., Бурмейстер, Дж., и Масиел, М. (2007). Психодрама: достижения теории и практики . Рутледж.
- Бек, Дж. С. (2011). Когнитивно-поведенческая терапия: основы и не только . Гилфорд Пресс.
- Кори, Г. (2013). Теория и практика консультирования и психотерапии . Cengage.
- Добсон, К. С. (2011). Справочник по когнитивно-поведенческой терапии . Гилфорд Пресс.
- Хакетт, Д. (2011). Ролевая игра. В S. Goldstein & JA Naglieri (Eds.), Энциклопедия детского поведения и развития (стр. 127). Спрингер.
- Джойс, П., и Силлс, К. (2014). Навыки гештальт-консультирования и психотерапии .