Популярное

Что такое структура личности: Психология личности: структура и функция

Содержание

Что такое структура личности в психологии, из каких элементов она состоит и какими характеристиками обладает


Человек формируется как личность только в процессе своей жизни. На становление оказывают влияние характер, личный опыт, социум и другие факторы.


Психологи давно изучают личность человека и ее основные компоненты. Из этой статьи вы узнаете, из каких элементов состоит структура личности человека. Также мы разберем уровни развития человека и типы личности.

Что такое личность


Личность в психологии — это сочетание психологических, социальных и персональных характеристик и свойств человека, которые образуют индивидуальность.


Определение личности включает в себя набор социальных ролей привычек, знаний, внутренних качеств и других социально важных элементов, которые отличают одного индивида от другого.


Обобщенная оценка личности состоит из умения индивида контролировать свои поступки, брать на себя ответственность, взаимодействовать с окружающими, способности обучаться, сопереживать, быть активным и идти на контакт.

Уровни структуры личности


В науке о сознании и поведении — психологии приводится такое общее понятие структуры личности — это сложная и многогранная связь различных компонентов, которые можно отнести к социальным, биологическим и психологическим сферам.


Существует разделение на уровни развития личности. Приведем их в небольшой таблице:







Структура развития


Характеристика


Низший уровень


Половые свойства психики — врожденная или возрастная способность испытывать влечение


Второй уровень


К развитию добавляются индивидуальные врожденные особенности — свойства памяти, мышления, ощущения


Третий уровень


На этом уровне субъект приобретает опыт, знания, формирует привычки, развивает навыки и совершенствует свои умения


Высший уровень


Человек развивается и самореализуется, проявляет свои желания, цели, стремления и убеждения, формирует свою самооценку


В процессе становления личности человек «набирает» свои структурные элементы и на каждом уровне все индивиды различаются по умениям, ценностям, особенностям характера и т. д.



Пример


Психология знает много примеров, когда дети, оторванные от социума, или воспитанные в нечеловеческих условиях, вырастая, оставались на низшем уровне развития, по сути, являясь просто представителем человеческого рода (как биологического вида), но не личностью.

Строение личности


Как мы уже сказали, в понимание личности входит много составляющих, основу которых составляют «конституциональные» свойства.


Чтобы иметь полное представление обо всех составляющих элементах структуры, опишем каждое свойство кратко в небольшой таблице:



















Свойства структуры личности


Какие характеристики входят


Психологические


Темперамент


Характер


Способности


Направленность


Эмоции


Мотивация


Биологические


Память


Инстинкты


Внимание


Задатки


Социальные


Нравственные установки


Потребности


Интересы


Привычки


Умения


Навыки

Психологическая структура


Далее мы подробнее опишем структуру личности с точки зрения психологии. Именно психические процессы, состояния и их взаимодействие составляют «каркасную» структуру индивида.


1. Темперамент — это набор свойств, которые характеризуют поведение индивида в разных условиях.


    В зависимости от динамики поведенческих процессов, то есть от того, как быстро человек реагирует на происходящие события, принято выделять следующие виды темперамента:


    • меланхолический (люди это типа обладают небольшим запасом энергии, который быстро тратят и нуждаются в частом отдыхе в одиночестве)

    • холерический (такие люди обладают вспыльчивым характером, энергичны, могут быстро отреагировать на какое-либо действие, они также быстро успокаиваются)

    • сангвинический (для этой структуры характерна чрезмерная энергичность, они легко сходятся с остальными людьми, отдых предпочитают в компании, а не в одиночестве)

    • флегматический (эта структурная единица характеризуется следующими особенностями: люди тяжело приспосабливаются к различным изменениям, склонен к медлительности, долго восстанавливается)


    2. Характер — важный компонент структуры личности. К характеру относится такие свойства как доброта, эмпатия, забота, искренность, смелость, бережливость, ответственность и прочие. Каждый из нас обладает индивидуальной совокупностью черт характера. В случае если какая-либо отрицательная черта характера проявляется чрезмерно сильно, то врачи могут диагностировать психическое заболевание.


      Рождаясь человек не становится личностью. Только под влиянием социума и общества, а также в процессе обучения и накопления опыта индивид может стать полноценной личностью.


      3. Способности — задатки к определенному виду деятельности, работе, увлечениям. Чтобы добиться успеха, способности надо развивать.


      4. Направленность — совокупность мотивов и склонностей индивида, определяющая его поведение.


      5. Эмоциональность — способность выражать свое отношение к происходящему, реагировать на что-либо, радоваться, переживать, сочувствовать и т. д.


      6. Мотивация отвечает за активность и поведение субъекта. На мотивацию влияют следующие факторы: нужда (потребность, необходимость), намерение, стимул.


        Этот структурный список неполный, в разное время социологи и психологи выдвигали свои теории и пытались разобрать человека «на составляющие» — вы можете встретить другие характеристики, которые будут дополнять приведенный перечень.


        Важно! Человек не может влиять только на собственный темперамент — он врожденный, а что касается остальных характеристик, то они могут меняться в течение жизни.

        Типы развития личности


        Содержание структуры личности мы рассказали, осталось добавить только два разных типа поведения, которые в большей или меньшей степени присущи каждому индивиду.

        1. Экстраверсия. Люди-экстраверты активны, жизнерадостны, эмоциональны, им нужны другие люди (они не любят одиночества), часто действуют импульсивно, быстро, не раздумывая. Быстро приспосабливаются к изменениям, легко знакомятся, общаются, не чувствуют страха при взаимодействии с другими людьми.
        2. Интроверсия. Люди-интроверты скорее одиночки, не любят толпы, комфортно себя чувствуют только в окружении близких людей. Принимают решение взвешенно, просчитывая все варианты, контролируют свои эмоции, к импульсивности не склонны, умело избегают конфронтаций, чувствуют потребность в безопасности, усидчивы, внимательны и сконцентрированы.

        Разобраться в собственной структуре личности, познать свой характер, темперамент, раскрыть способности бывает непросто. Если у вас возникли сложности с принятием собственных черт или вы хотите их изменить, поговорите с психологом — специалистом, который поможет вам разобраться в себе.


        Получить консультацию психолога

        Standard

        Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

        1105 ₽/мес

        13 256 ₽

        Подробнее

        Family

        Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

        1819 ₽/мес

        21 830 ₽

        Подробнее

        Premium

        Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

        2555 ₽/мес

        30 661 ₽

        Подробнее

        Частые вопросы


        Что такое социально-психологическая структура личности?


        +


        Это совокупность определенных элементов в структуре индивида, особенности их развития и взаимодействия. Сюда входит и темперамент, характер, навыки, способности и пр.


        Из скольких структур состоит личность по теории Платонова?


        +


        Советский психолог Константин Платонов утверждал, что личность образуют 4 подструктуры психологической структуры: направленность, опыт, личностные и биологические особенности.


        Какие бывают типы человека?


        +


        Всех людей принято делить на интровертов и экстравертов. Это два противоположных типа. Экстраверт нуждается в обществе, в признании, а интроверт предпочитает одиночество, ему не нужно общество и внимание других людей.

        Заключение эксперта


        Многие люди сейчас стали интересоваться психологией, этот интерес вызван желанием познать себя, наладить отношение с окружающими, научится управлять  своими эмоциями и уменьшить уровень стресса. Понимание структуры личности дает не только комфортное общение между людьми, но и душевный комфорт, гармоничное развитие и познание окружающего мира. 


        Специалисты продолжают исследовать структуру личности человека и его взаимодействие в социальных группах. Индивид в процессе эволюции менял не только свою внешность, но и свой характер, направленность, эмоциональность и способности, а значит, эти изменения нужно понимать.


        Публикуем только проверенную информацию

        Автор статьи

        Монахова Альбина Петровна

        клинический психолог

        Стаж 17 лет

        Консультаций 1439

        Статей 350

        Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

        • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог

        • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог

        • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог

        • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог

        • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог

        • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

        Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну

        Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

        Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

        Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

        Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

        Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

        Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

        Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

        Психологическая структура личности

        Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

        Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

        Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

        Второй компонент структуры —  это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

        Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

        Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

        Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

        Социальная структура личности

        При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

        Структура личности в социологии кратко. Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

        Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

        В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

        Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

        Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

        Структура личности по Фрейду

        Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

        Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

        Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

        Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

        Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

        Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

        Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

        Проекция – приписывание другим собственных пороков.

        Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

        С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

        Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

        Структура личности по Рубинштейну

        По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

        Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

        Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

        Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

        Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

        У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

        Структура личности по Юнгу

        Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

        В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

        Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

        Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

        Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

        Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

        Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

        Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

        Структура личности по Леонтьеву

        Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

        Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

        Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

        Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

        Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

        Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

        Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

        Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

        А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

        Структура личности по Платонову

        В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

        Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов — внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

        В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

        Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

        Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

        Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»


        Структура и процесс личности, различия между ними и внутри: интеграция с помощью структуры развития | Журналы геронтологии: серия B

        Журнальная статья

        Даниэль К. Мрочек,

        Даниэль К. Мрочек

        Ищите другие работы этого автора на:

        Оксфордский академический

        пабмед

        Google Scholar

        Аврон Спиро, III

        Аврон Спиро, III

        Ищите другие работы этого автора на:

        Оксфордский академический

        пабмед

        Google Scholar

        Журналы геронтологии: серия B , том 58, выпуск 6, ноябрь 2003 г. , страницы P305–P306, https://doi.org/10.1093/geronb/58.6.P305

        Опубликовано:

        01 ноября 2003 г.

        История статьи

        Получено:

        25 июня 2003 г.

        Принято:

        17 июля 2003 г.

        Опубликовано:

        01 ноября 2003 г.

        • PDF

        • Разделенный вид

          • Содержание статьи
          • Рисунки и таблицы
          • видео
          • Аудио
          • Дополнительные данные
        • Цитировать

          Процитируйте

          Даниэль К. Мрочек, Аврон Спиро, III, Структура и процесс личности, Различия между и внутри: интеграция посредством структуры развития, Журналы геронтологии: серия B , том 58, выпуск 6, ноябрь 2003 г., страницы P305–P306, https://doi.org/10.1093/geronb/58.6.P305

          Выберите формат
          Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

          Закрыть

        • Разрешения

          • Электронная почта
          • Твиттер
          • Фейсбук
          • Подробнее

        Фильтр поиска панели навигации

        The Journals of Gerontology: Series BThis issueGSA JournalsGerontology and AgeingPsychologyBooksJournalsOxford Academic
        Мобильный телефон Введите поисковый запрос

        Закрыть

        Фильтр поиска панели навигации

        The Journals of Gerontology: Series BThis issueGSA JournalsGerontology and AgeingPsychologyBooksJournalsOxford Academic
        Введите поисковый запрос

        Advanced Search

        Abstract

        Хукер и МакАдамс (2003) предлагают модель личности с шестью фокусами, организованную вокруг концепций структуры и процесса. Различие структуры и процесса, по сути, заключается в подчеркивании изменчивости внутри или между людьми, однако оба типа изменчивости ценны, особенно в развитии личности. Кеттелл (1966) понял различие и включил его в свою концепцию блока данных. Модель Хукера и МакАдамса разделяет аспекты схемы Кеттелла, но в большей степени ориентирована на развитие. Мы утверждаем, что концепция траектории развития четко вписывается как в модели Кеттелла, так и в модели Хукера-МакАдамса, и обеспечивает основу для анализа данных для понимания различий как внутри, так и между людьми, позволяя лучше интегрировать процессный и структурный подходы.

        МНОГИЕ ученые-бихевиористы в первую очередь интересуются тем, что происходит внутри человека, в то время как другие в основном интересуются тем, чем люди отличаются друг от друга. Хотя некоторые из нас интересуются и тем, и другим, большинство склоняется в ту или иную сторону. Это предпочтение сводится к акценту на различиях внутри и между людьми. Процессуальные подходы к личности отдают предпочтение первому; структурные подходы благоприятствуют последнему. Хукер и МакАдамс (2003) объединяют концепции структуры и процесса, чтобы создать модель с шестью фокусами для понимания личности и ее развития. Слова «структура» и «процесс» наполнены смыслом, и каждое из них отождествляет целые научные литературы и способы осмысления личности. «Структура», с одной стороны, вызывает в воображении образы Большой пятерки, черты и способности, факторный анализ и другие концептуальные символы того, что раньше называлось «дифференциальной психологией». С другой стороны, «процесс» вызывает образы дневниковых исследований, стилей совладания, мишеллианских поведенческих профилей и других концепций, обозначающих динамическое действие.

        С исторической точки зрения структурный подход берет свое начало в классическом изучении индивидуальных различий, разработанном Гальтоном, Спирменом, Терстоуном и другими, которые сосредоточились главным образом на вариациях между людьми. Процессный подход ведет свое происхождение от классического бихевиоризма, с его упором на понимание того, как поведение разворачивается в течение коротких периодов времени (например, изучение кривых обучения и графиков подкрепления), и часто опирается на модели с одним субъектом или одной крысой. В некотором смысле структурный и процессуальный подходы к личности отражают различие, увековеченное в Кронбахе (19).57) статья «две дисциплины научной психологии». В конечном счете, структурный подход рассматривает изменчивость между людьми как первичную, тогда как процессный подход рассматривает изменчивость внутри человека как первостепенную. Многие исследователи понимают различия между структурой и процессом, но мало кто понимает, как они связаны. Хукер и МакАдамс это делают, и они предлагают элегантную организационную модель, в которой используются некоторые из этих связей. Раймонд Кеттелл также понимал разницу, и стоит пересмотреть некоторые из его идей, поскольку мы приближаемся к столетию со дня его рождения в 19 г.05.

        В трехмерном блоке данных Кеттелла (1966) люди составляют одно измерение, события (или ситуации) – второе, а переменные – третье. Различные пары измерений могут быть объединены для представления отдельного типа данных и уникального способа концептуализации личности. Например, метод R фокусируется на изменчивости людей в наборе переменных, сохраняя постоянный случай. Техника R является сущностью структурного подхода к личности. Он концентрируется на изменчивости между людьми или различиях между людьми. Вместо этого мы можем сосредоточиться на изменчивости внутри человека в разных случаях (или ситуациях) на одной переменной; Кеттел назвал это S-техникой. S-методика является сущностью процессного подхода к личности. Основное внимание уделяется изменчивости внутри людей (Mroczek & Almeida, в печати; Nesselroade, 19).88).

        Три структурных конструкта Хукера и МакАдамса (признаки, характерные адаптации и жизненные истории) соответствуют «переменной» размерности блока данных Кеттелла. В них люди отличаются друг от друга — это межличностные конструкты. Черты являются воплощением межличностной переменной, поскольку они образуют непрерывные измерения. Однако характерные адаптации и жизненные истории также являются межличностными переменными. История жизни каждого человека содержит то, чем он отличается от других людей, и это представляет собой различия между людьми.

        Напротив, три процессных конструкции Хукера и МакАдамса (состояния, саморегуляция и саморассказ) соответствуют измерению «случаи» блока данных Кеттелла. Процессные конструкции фиксируют, как люди меняются в зависимости от обстоятельств (например, Fleeson, 2001). Внутри человека и в зависимости от обстоятельств или ситуаций состояния меняются, происходит повышение и понижение регуляции, а также происходят корректировки и пересмотры жизненного нарратива. Эти явления являются аспектами внутриличностных изменений. Кеттелл понимал, что внутриличностная изменчивость является важным аспектом личности и ее развития и отличается от информации, которую дает межличностная изменчивость. Следовательно, он позаботился о том, чтобы блок данных учитывал оба типа изменчивости, как это сделали Хукер и МакАдамс. Любая модель личности, претендующая на полноту, должна оставлять место как для вариаций, так и для вариаций, и модель Хукера и МакАдамса, как и модель Кеттелла, делает это.

        Однако Хукер и МакАдамс пошли еще дальше, чем Кеттелл; они обращаются к тому, как изменчивость внутри человека и изменчивость между людьми (или процесса и структуры) соотносятся с развитием личности. Мы считаем, что модель развития — это лучший способ интеграции структурного и процессного подходов к личности (см. также Roberts & Pomerantz, 2003). Поведенческое развитие в основном связано с законной стабильностью и изменением, и один из лучших способов концептуализации таких явлений — с помощью функций развития (Wohlwill, 19).73) или траектории. Такие траектории позволяют сочетать внутриличностные и межличностные различия (Mroczek & Spiro, 2003; Mroczek, Spiro, & Almeida, в печати). Индивидуум имеет внутрииндивидуальную траекторию по некоторой переменной (внутри человека), а популяция демонстрирует изменчивость по траекториям (между людьми). И процесс, и структура могут быть представлены в понятии траектории развития. Легко представить траектории переменных трех структурных уровней личности, но сложнее применить эту концепцию к трем процессным уровням. Это потому, что процессы существуют во времени; они не статичны, а динамичны. Так как же нам концептуализировать траектории конструктов, которые по определению уже происходят во времени?

        Nesselroade and Boker (1994) предложили решение. Когда «всплески измерений» (например, дневниковые исследования) включаются в долгосрочные лонгитюдные исследования, такие процессы, как саморегуляция, можно отслеживать в течение нескольких дней, недель или месяцев, тогда как долгосрочные изменения как в процессе, так и в структуре могут быть обнаружены. отслеживается в течение нескольких лет. Например, 10-летнее лонгитюдное исследование может ежегодно оценивать жизненные истории, но через равные промежутки времени проводятся месячные исследования процессов саморассказа. Более короткий термин «всплески» отслеживает процесс саморассказа. Однако само повествование о себе можно моделировать в продольном направлении, чтобы дать представление о большем количестве макроизменений, происходящих на уровне структуры жизненных историй. Можно представить себе аналогичные лонгитюдные исследования уровней признаков и характерных адаптаций. Такие проекты позволяют моделировать как структуру, так и процесс в одной и той же структуре. Концепция лонгитюдной траектории в сочетании с моделью Хукера-МакАдамса помогает нам интегрировать структурный и процессный подходы, а также обеспечивает новый способ мышления о развитии личности.

        Адресная переписка с Дэниелом К. Мрочеком, факультет психологии, Университет Фордхэм, Бронкс, Нью-Йорк 10458-5198. Электронная почта: [email protected]

        Ссылки

        Кеттелл, Р. Б.

        1966

        . Поле данных: его порядок общих ресурсов с точки зрения возможных реляционных систем. В RB Cattell (Ed.), Справочник по многомерной экспериментальной психологии (стр. 67–128). Чикаго: Рэнд-МакНалли.

        Кронбах, Л. Дж.

        1957

        . Две дисциплины научной психологии.

        Американский психолог

        ,

        12

        ,

        671

        -684.

        Флисон, В.

        2001

        . На пути к интегрированному в структуру и процесс взгляду на личность: черты как плотность распределения состояний.

        Журнал личности и социальной психологии

        ,

        80

        ,

        1011

        -1027.

        Хукер К., МакАдамс Д. П.

        2003

        . Переосмысление личности: новая программа исследований старения.

        Журнал геронтологии: психологические науки

        ,

        58B

        ,

        P296

        -P304.

        Мрочек Д.К., Алмейда Д.М., в печати Влияние ежедневного стресса, возраста и личности на ежедневное негативное влияние. Журнал Личности. .

        Мрочек Д. К., Спиро А. III..

        2003

        . Моделирование внутрииндивидуальных изменений личностных черт: результаты исследования нормативного старения.

        Журнал геронтологии: психологические науки

        ,

        58B

        ,

        P153

        -P165.

        Мрочек, Д. К., Спиро, А., III Алмейда, Д. М., в печати Межличностные и внутриличностные вариации аффекта и личности в течение нескольких дней и лет: как базовые и прикладные подходы могут информировать друг друга. Международная организация по старению. .

        Несселроуд, Дж. Р.

        1988

        . Выборка и возможность обобщения: вопросы развития и старения взрослых особей рассматриваются в рамках общей методологической основы отбора. В KW Schaie, RT Campbell, WM Meredith и SC Rawlings (Eds.), Методологические вопросы исследования старения (стр. 13–42). Нью-Йорк: Спрингер.

        Несселроуд, Дж. Р., Бокер, С. М.

        1994

        . Оценка постоянства и изменения. В TF Heatherton & JL Weinberger (Eds.), Может ли измениться личность? (стр. 121–148). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

        Робертс Б.В., Померанц Э.М.

        2003

        . Пересмотр дебатов о человеке и ситуации через призму развития личности . Неопубликованная рукопись, Университет Иллинойса, Шампейн.

        Уолвилл, Дж. Ф.

        1973

        . Изучение поведенческого развития . Нью-Йорк: Академическая пресса.

        Геронтологическое общество Америки

        Раздел выпуска:

        Комментарий

        Скачать все слайды

        Реклама

        Цитаты

        Альтметрика

        Дополнительная информация о метриках

        Оповещения по электронной почте

        Оповещение об активности статьи

        Предварительные уведомления о статьях

        Оповещение о новой проблеме

        Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

        Ссылки на статьи по телефону

        • Последний

        • Самые читаемые

        • Самые цитируемые

        Взаимная связь самооценки здоровья и инструментальной помощи взрослых детей: данные из Германии

        Увлеченность музыкой и эпизодическая память среди людей среднего и старшего возраста: национальный лонгитюдный анализ

        Связанное со старением и благополучием снижение финансовой и медицинской грамотности в пожилом возрасте

        Интернализация или диссоциация? Негативные возрастные стереотипы заставляют вас чувствовать себя моложе сейчас, но заставляют вас чувствовать себя старше

        АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХИРУРГИЧЕСКИЙ ПАТОЛОГ

        , Вермонт

        МЕДИЦИНСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ВРАЧ

        , Вермонт

        КЛИНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ЛАБОРАТОРИЯ МЕДИЦИНА ВРАЧ

        , Вермонт

        Факультет гематопатологии

        , Вермонт

        Просмотреть все вакансии

        Реклама

        Личность | Определение, типы, природа и факты

        Маргарет Мид

        Смотреть все СМИ

        Ключевые люди:
        Зигмунд Фрейд
        Карен Хорни
        Вильгельм Райх
        Гарольд Лассуэлл
        Уильям Шелдон
        Связанные темы:
        психологическое развитие
        эго
        пятифакторная модель личности
        расстройство личности
        высокомерие

        Просмотреть весь связанный контент →

        личность , характерный образ мыслей, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.

        Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.

        Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.

        Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикацией в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: «Психологическая интерпретация » (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовали «Исследования личности » Генри А. Мюррея «» (1938), содержащие ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

        Теории физиологических типов

        Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.

        Гуморальные теории

        Возможно, самая древняя из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в связанных с ними рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

        Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

        Подписаться

        Морфологические (тип телосложения) теории

        К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилый, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.

        Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.

        Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *