Популярное

Что такое эгоцентрическая речь по выготскому: 7.Эгоцентрическая речь. Дискуссия л.С. Выготского и ж. Пиаже.

7.Эгоцентрическая речь. Дискуссия л.С. Выготского и ж. Пиаже.

Эгоцентрическая
речь — одно из внешних проявлений
эгоцентрических позиций ребенка. Речь,
обращенная к самому себе, регулирующая
и контролирующая практическую деятельность
ребенка. Наблюдается в возрасте трех —
пяти лет, а к концу дошкольного возраста
практически исчезает. Проявляется в
том, что дети говорят вслух, как будто
ни к кому не обращаясь, в частности,
задают вопросы, не получают на них ответа
и нисколько этим не беспокоятся.

В
течение месяца несколько человек
тщательно записывали (с контекстом)
все, что говорил тот или иной ребенок.
После обработки полученного материала
Ж. Пиаже разделил разговоры детей на
две большие группы: — эгоцентрическую,
— социализированную. Произнося фразы,
относящиеся к эгоцентрическому типу
речи, ребенок не интересуется тем, кому
он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет:
«Эта речь эгоцентрична прежде всего
потому, что ребенок говорит лишь о себе,
именно потому, что он не пытается стать
на точку зрения собеседника. Собеседник
для него — «первый встречный». Ребенку
важен лишь видимый интерес, хотя у него,
очевидно, есть иллюзия, что его слышат
и понимают». Далее Ж. Пиаже разделяет
эгоцентрическую речь на 3 категории: —
повторение, — монолог, — «монолог вдвоем».
Повторение (эхолалия). Речь идет лишь о
повторении слов и слогов. Ребенок
повторяет их ради удовольствия говорить,
не думая ни о том, чтобы обратиться к
кому-нибудь, ни даже о том, чтобы
произносить осмысленные слова. Монолог.
Ребенок говорит сам с собой, как если
бы он громко думал. Он ни к кому не
обращается. Слово для ребенка ближе к
действию, оно с ним сопряжено. Монолог
вдвоем или коллективный монолог. каждый
говорящий приобщает другого к своей
мысли или действию (вовлекает в ситуацию)
в данный момент, но не заботится о том,
чтобы и в самом деле быть услышанным
или понятым. Автор считает коллективный
монолог наиболее социальной формой из
всех имеющихся эгоцентрических
разновидностей языка. При использовании
монолога данного типа ребенок говорит
не только для себя, но и для окружающих.

Ж.
Пиаже приходит к выводу о том, что мысль
ребенка эгоцентрична, т. е. ребенок
думает для самого себя, не заботясь ни
о том, чтобы быть понятым, ни о том, чтобы
понять точку зрения другого. Внеречевое
аутистическое мышление >>>
Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое
мышление >>> Социализированная речь
и логическое мышление

советский
психолог Л.С. Выготский подверг критике
утверждение Ж. Пиаже о функциональной
бесполезности эгоцентрической речи
ребенка. Лев Выготский проводит ряд
собственных клинических исследований,
он изучал речь детей в условиях, схожих
с теми, в которых производил свои
эксперименты Ж. Пиаже. В экспериментальных
процедурах использовал целый ряд
затрудняющих деятельность ребенка
моментов. Так, например, у ребенка
забирали необходимые для рисунка цвета
карандашей и смотрели на то, как ребенок
использует речь, пытаясь выйти из
затруднительной ситуации. Благодаря
ряду подобных экспериментов Л.С. Выготский
создал ряд тезисов об особенностях
эгоцентрической речи и мышления детей,
в противовес первоначальным утверждениям
Ж. Пиаже: 1. Коэффициент эгоцентрической
детской речи возрастает почти вдвое
при ситуации, затрудняющей деятельность
ребенка. 2. «Эгоцентрическая речь очень
легко становится средством мышления в
собственном смысле, т.е. начинает
выполнять функцию образования плана
разрешения задачи, возникающей в
поведении. 3. Основная функция
эгоцентрической речи — переход в процессе
развития речи от внешней к внутренней.
4. В школьном возрасте эгоцентрическая
речь не исчезает, как это утверждает Ж.
Пиаже, а переходит во внутреннюю речь.
5. Интеллектуальная функция эгоцентрической
речи не является прямым отражением
эгоцентризма детской мысли, но показывает,
что эгоцентрическая речь очень рано
при соответствующих условиях становится
средством реалистического мышления
ребенка.

Лев
Выготский доказал, что помимо функций,
указанных Жаном Пиаже, эгоцентрическая
речь очень легко становится средством
мышления в собственном смысле, т.е.
начинает выполнять функцию образования
плана разрешения задачи.

Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие

29.04.2011

Эгоцентрическая речь ребенка очень подробно и часто рассматривалась в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже — швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж. Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи.

Прежде чем приступить к рассмотрению эгоцентрической речи, необходимо понять различия понятий «речь» и «эгоцентрическая речь».

Речь — это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это форма существования сознания. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает их содержание.

Эгоцентрическая речь — одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех — пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.

Эгоцентризм (от лат. «ego» ) — термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей.

В своей книге «Речь и мышление ребенка» Ж. Пиаже пытался разрешить вопрос: «Какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» под руководством Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже, удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течение месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Ж. Пиаже разделил разговоры детей на две большие группы:

  • эгоцентрическую,
  • социализированную.

Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него — «первый встречный». Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Ребенок не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь — это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает». Далее Ж. Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории:

  • повторение,
  • монолог,
  • «монолог вдвоем».

Повторение (эхолалия). Речь идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Ж. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет «полосу деятельности ребенка — полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Ж. Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия и развлечения.

Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. Слово для ребенка ближе к действию, оно с ним сопряжено.

Автор выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка:

  • Ребенок, действуя, должен говорить (даже когда он один) и сопровождать свои движения и игры криками и словами.
  • Если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение к действию и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чего действие не могло бы само осуществиться.

Как правило, цель монолога — сопровождение какого-либо действия или замена желаемого действия его проговариванием.

Монолог вдвоем или коллективный монолог. Ж. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо прослеживается в детских разговорах (о чем только не говорят дети), во время которых каждый говорящий приобщает другого к своей мысли или действию (вовлекает в ситуацию) в данный момент, но не заботится о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник является как бы возбудителем монолога». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».

Выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка двух-семи лет является не столько средством общения, как доя взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто «замкнутое и обращенное на себя». Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка.

И вот, основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Ж. Пиаже приходит к выводу о том, что мысль ребенка эгоцентрична, т. е. ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том, чтобы понять точку зрения другого.

Внеречевое аутистическое мышление >>> Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление >>> Социализированная речь и логическое мышление

Позже многие исследователи проводили подобные эксперименты и опровергали это утверждение Ж. Пиаже. Так, советский психолог Л.С. Выготский подверг критике утверждение Ж. Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка.

Лев Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он изучал речь детей в условиях, схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Ж. Пиаже. В экспериментальных процедурах использовал целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь, пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов Л.С. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Ж. Пиаже:

  1. Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение или нарушение гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающих эгоцентрическую речь.
  2. «Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
  3. Основная функция эгоцентрической речи — переход в про-g, цессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста и.т.д.
  4. В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Ж. Пиаже, а переходит во внутреннюю речь.
  5. Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая,речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи.

Лев Выготский доказал, что помимо функций, указанных Жаном Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.

Ключевые слова: Речь

Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Мотивация речи

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:…

Заикание у детей

Подготовка учебной речи

Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,. ..

Речь и личность

Ладанов И.Д., Практический менеджмент

Слово в диалоге

Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии

Нарушения речи

Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

Предложение и высказывание

Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004

Речевая интенция

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:…

Эгоцентрический язык — что это значит?

4 минуты

Последнее обновление: 09 августа 2018 г.

Мы все хоть раз видели, как кто-то разговаривает сам с собой. На самом деле, я уверен, что вы тоже делали это несколько раз. Дети в этом настоящие специалисты. Многие дети в возрасте до шести лет, кажется, имеют спонтанный, эгоцентричный язык, который влияет на их развитие.

Эгоцентрический язык — интересный предмет психологии развития. Несмотря на то, что язык имеет очень сильный социальный характер, он, кажется, скрывает что-то еще. Его спонтанное использование, независимо от того, есть получатель или нет, может быть показателем того, что он выполняет больше функций, чем социальная коммуникация.

В этой статье мы рассмотрим две разные теории, пытающиеся объяснить появление и функционирование эгоцентрического языка. Эти две теории берут свое начало у двух наиболее значимых психологов, занимающихся изучением психологии развития: Жана Пиаже и Льва Выготского. Оба они представляют два различных объяснения этого явления.

«Именно с детьми у нас больше всего шансов изучить развитие логических знаний, математических знаний, физических знаний и так далее».

-Жан Пиаже-

Теория эгоцентрического языка Пиаже

Чтобы понять точку зрения Пиаже на этот вопрос, важно рассмотреть его теорию развития, которая основана на развитии логического интеллекта. Таким образом, этот тип развития обуславливает способность ребенка взаимодействовать с другими. По Пиаже, ребенок будет демонстрировать дефицит своих социальных способностей, пока у него не разовьется так называемая «теория разума».

Для Пиаже феномен эгоцентрического языка сосредоточен на говорящем, не заботясь о точке зрения другого человека. Это происходит потому, что у ребенка отсутствует способность к социальному взаимодействию. Мы также можем наблюдать это эгоцентрическое поведение посредством мысли и восприятия.

«Когда вы чему-то учите ребенка, вы навсегда лишаете его возможности открыть это для себя».

-Жан Пиаже-

Итак, почему существует этот язык, если он бесполезен в общении? Пиаже утверждает, что эгоцентрический язык выступает как выражение только что приобретенной ребенком символической функции. В возрасте около трех лет ребенок может представлять свой мир с помощью языка, но еще не понимает его социальной функции. Язык основан на них самих. Он выполняет символическую функцию, а не коммуникативную.

Постепенно, примерно в возрасте шести или семи лет, ребенок усваивает теорию разума. Это приведет их к пониманию социального взаимодействия и важности использования языка для общения. В большинстве случаев этих раздражителей достаточно, чтобы ребенок отказался от своего эгоцентричного языка. Их мыслительный процесс перейдет от эгоцентрического к логическому, и они будут изучать коммуникативные аспекты языка.

Теория эгоцентрического языка Выготского

Объяснение Выготского совершенно иное. Он утверждает, что социокультурных факторов влияют на нас с раннего возраста. Он отвергает предположение Пиаже о том, что дети младше шести лет не заинтересованы в социальном взаимодействии. Коммуникативные попытки ребенка ясно показывают его интерес к общению.

«Ребенок начинает воспринимать мир не только глазами, но и речью».

-Лев Выготский-

Для Выготского язык всегда имеет социальную и коммуникативную функцию. Дети говорят, чтобы общаться с другими, и в то же время они развивают символическую функцию в социальном контексте. Дети начинают открывать для себя способы использования языка, используя его, и одним из них является способность языка регулировать поведение. Язык помогает нам структурировать наши мысли и действия.

Согласно Выготскому, эгоцентрический язык использует язык для улучшения саморегуляции. По этой причине у него не обязательно должен быть получатель. Итак, почему эгоцентрический язык исчезает в возрасте шести лет? Именно здесь в теории Выготского появляется ключевой процесс под названием «интернализация».

В возрасте шести лет ребенок способен усвоить этот эгоцентрический язык и сделать его частью своего мыслительного процесса.  Это означает, что процесс саморегуляции станет частью их внутренней речи и  что язык является важной основой нашего мышления.

Это две очень серьезные попытки объяснить причины и контекст, в котором развивается эгоцентрический язык. Обе гипотезы различны и имеют сильные и слабые стороны. Информация и данные будут различаться в зависимости от точки зрения, с которой изучается язык. Это показывает, насколько сложным и многомерным является языковой процесс.  Требуется тщательное расследование, чтобы ответить на вопросы, которые он поднимает.

«Язык — это инструмент инструментов».

-Лев Выготский-

Это может вас заинтересовать…

Я, я и я: все, что вам нужно знать об эгоцентрической речи

Эгоцентрическая речь — это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и предполагает, что они используют речь, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах мы узнаем больше об этой речи и поймем ее многие компоненты.

Эгоцентрическая речь — очень уникальная и интересная концепция, встречающаяся у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрический» предполагает, что оно как-то связано с «я», что, конечно же, верно. Эгоцентрическая речь – это такая речь, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно. Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, обычно в возрастной группе 3-5 лет, и говорят, что он используется как средство воспитания.0091 обучения речи, так как дети не умеют думать внутренне, а затем говорить.

Например, понаблюдайте за играющим маленьким ребенком. Вы обнаружите, что ребенок имеет тенденцию говорить сам с собой и буквально комментировать то, что он/она делает. Например, кормя куклу или играя с машинкой, они говорят что-то вроде «Сейчас я покормлю куклу» или «Сейчас машина врежется в дерево».

По мере взросления ребенка, экземпляров этой речи становится все меньше и меньше, а через год-два она совсем исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Теории эгоцентрической речи

Эхолалия: Этот тип речи включает повторение слов, фраз или звуков. Обычно его слышно, когда дети лепечут.

Монолог: Эта форма речи представляет собой бегущий дискурс и произносится самим собой. Обычно это наблюдается, когда дети играют, и слышны только обрывки предложений.

Коллективный (дуальный или социальный) монолог: Это происходит, когда два человека используют речь, но эта речь не имеет связи друг с другом. Например, когда двое детей сидят вместе и играют в разные игры, они могут комментировать свои собственные игры, но эта речь никак не связана друг с другом. Они просто говорят одновременно или по очереди.

Существует несколько теорий, связанных с этой концепцией, и мы подробно рассмотрим их в следующих разделах.

Теории эгоцентрической речи

Хотя теперь мы знаем, что эгоцентрическая речь составляет неотъемлемую часть развития ребенка (точнее, языкового развития у детей), нам также необходимо знать, что существует несколько теорий, связанных с этим понятием. . Ниже приведены две наиболее известные теории, которые более подробно освещают эту концепцию.

Теория Жана Пиаже

Жан Пиаже был известным психологом, который наблюдал за детьми и сформулировал концепцию эгоцентрической речи. Эта форма речи является частью стадий развития Пиаже. Он сказал, что когда ребенок рождается и начинает учиться говорить, у него проявляется такая форма речи, что он разговаривает сам с собой, не обращаясь ни к кому конкретно. Он также заметил, что всякий раз, когда ребенок говорит сам с собой, он почти всегда использует громкую речь.

Пиаже объяснил, что эта громкая речь «про себя» произошла потому, что ребенок еще не научился общаться . Быть общительным означало, что ему нужно было принимать во внимание точки зрения других или понимать, что говорят другие. Таким образом, он не умел эффективно общаться с другими и прибегал к эгоцентрической речи, потому что все это было для него «внутренним» — то, что «он» думал. Пиаже также сказал, что по мере того, как ребенок растет, он учится быть частью социальной арены и, таким образом, вырабатывает надлежащие средства общения. Это означало бы, что эгоцентрическая речь угаснет и заменится речью социальной.

Теория Выготского

Выготский был еще одним психологом, который наблюдал модели поведения детей, а затем вывел определенные теории концепции эгоцентрической речи. Его точка зрения отличалась от точки зрения Пиаже.

Выготский сказал, что дети использовали эту форму речи, потому что они еще не выработали концепцию интериоризации своих мыслей . Он сказал, что ребенок еще не усвоил концепцию способности обдумывать свои мысли, дедуцировать их и , затем говорят. Он находился в процессе обучения, и поэтому постоянные инструкции, которые ему передавались, озвучивались вслух, не перерабатывая их.

Выготский тоже считал, что ребенок изначально существо социальное и со временем не стал социальным. Он сказал, что все действия, в которых участвует ребенок — будь то лепет или использование слов, которые ребенок начинает произносить, когда впервые учится говорить и общаться, — достаточное тому доказательство.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *