Популярное

Буллинг работа психолога: Школьная травля. Как психологу и родителям говорить с жертвой буллинга

Содержание

Школьная травля. Как психологу и родителям говорить с жертвой буллинга

Главная

/

Блог

/
Школьная травля. Как психологу и родителям говорить с жертвой буллинга

Время на чтение: 5 минут

|

20 декабря 2022

Получайте наши статьи в мессенджерах

Мы подготовили три материала о школьной травле вместе с Екатериной Зеличенко, экспертом программы ТравлиNet — проекта, который помогает создавать психологически безопасную атмосферу в школах и других в образовательных организациях. Все материалы читайте в нашем блоге по тегу «буллинг»‎.

Екатерина Зелинченко

психолог, кризисный психолог, эксперт проекта ТравлиNet

Школьная травля, или буллинг — серьезная проблема, которая может привести к тяжелым деструктивным последствиям:

  • суицидальному поведению; 
  • эмоциональным проблемам; 
  • развитию депрессивного и тревожного состояния; 
  • формированию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), последствия которого могут сохраняться всю жизнь
  • усилению насилия в школе и группе;
  • снижению успеваемости.  

Суицидальные мысли и попытки у жертв травли отмечаются в 5 раз чаще, чем у остальных школьников. 

Поговорим о том, как не допустить развития депрессии и появления суицидальных мыслей у детей и подростков, подвергшихся буллингу.

Читайте в статье:

  • Как специалисты и родители могут влиять на процесс
  • Как установить контакт с жертвой травли
  • Что делать после установления контакта

Как специалисты и родители могут влиять на процесс

Прежде всго, нужна грамотная работа профессионалов с жертвами травли — именно они становятся самыми уязвимыми мишенями. Чем раньше мы как профессионалы и родители узнаем о происходящем с подростком, включимся в профессиональную работу и окажем психологическую поддержку ребенку, тем выше вероятность не допустить развития депрессии и появления суицидальных мыслей и намерений.

Сам факт того, что проблема замечена и названа, а жертва травли не остается одна на поле боя, имеет значение. Это не позволяет болезненному и травматическому опыту столкновения с насилием в форме буллинга проявиться в психике объекта травли в тяжелых депрессивных формах, принять форму суицидальных мыслей и намерений. 

Правильная консультативная работа начинается с установления контакта между психологом и ребенком. Это важно и для школьного психолога, и для специалиста за рамками школы.

Сложности этого этапа связаны со следующими факторами:

  • Ребенок не готов говорить о своих проблемах. В силу того, что он считает, что окажется «стукачом»‎, рассказав о происшедшем. Он запуган агрессором или полагает, что вмешательство взрослых не поможет, а только усугубит ситуацию. 
  • Ребенок находится в шоковом состоянии, вызванном травматизацией — интенсивные столкновения произошли недавно или травма имеет хронический характер.
  • Ребенок считает себя виноватом в том, что происходит, и ожидать наказания в случае, если расскажет о проблеме.

Часто жертве трудного говорить о своих переживаниях, о том, что с ней происходит или происходило.  Готовность к самораскрытию проходит несколько этапов: 

  1. Отрицание — никакой травли не было.
  2. Частичное раскрытие — подросток говорит, что травля была, но жертва травли не он.
  3. Ребенок признает, что он жертва, но называет это неважным.
  4. Раскрытие и принятие ситуации — жертва готова говорить.
  5. Готовность к решению проблемы.

Психолог должен быть готовым к этому и учитывать в своей работе. 

Как установить контакт с жертвой травли

При установления контакта можно двигаться по следующим этапам.

1 этап. Отслеживать собственное эмоциональное состояние — отделять свои переживания и чувства (в том числе страхи) от чувств подростка. Это рекомендация первичная и существенная, она универсальна как для психологов, так и для родителей, выслушивающих ребенка и настроенных на эффективную психологическую поддержку

2 этап. Называть свои чувства — тревога, страх, гнев, злость, бессилие, отчаяние — и стараться прийти в спокойное внутреннее состояние, так как только оно является единственно конструктивным для дальнейшей работы. Эта рекомендация также универсальна: и родители, и профессионалы должны отнестись к ней внимательно.

Рекомендации для родителей о том, как справиться с этими эмоциями, вы можете прочитать на портале школы «Гнездо»‎ →

3 этап. Дать ребенку понять: в том, что он рассказывает, нет элемента

«стукачества» и «предательства» по отношению к другим участникам событий.

4 этап. Продемонстрировать подростку: вы с пониманием относитесь к тому, что ему трудно рассказывать о произошедшем — ситуации травли бывают крайне унизительными.

5 этап. Четко проговорить: вы понимаете, что он может считать произошедшее своим «провалом»‎, «поражением»‎ — ситуацией, в которой никто не может ему помочь.

Такая подготовка поможет подростку быть в диалоге главным, а вам — преимущественно слушателем. Рассказ-проговаривание подростком событий, своих чувств, переживаний значительно снизит степень его внутреннего напряжения и поможет направить вашу работу на продуктивные изменения.

6 этап. Когда вы просите рассказать о травмирующих событиях, важно следить за тем, чтобы рассказ велся от третьего лица. Важно объяснить подростку, что не нужно воспроизводить в памяти события, проживая их снова — так можно войти в повторную травматизацию. Ему нужно занять позицию отстраненного наблюдателя: смотреть на себя, свои действия, действия других со стороны — так, как это увидел бы посторонний человек — и говорить о себе в третьем лице. То есть использовать технику диссоциации. 

7 этап. Применяя техники активного слушания, дать понять, что вы готовы слушать сколько угодно и вас не шокирует его рассказ.

По возможности стоит использовать только открытые вопросы. А также задавать их в третьем лице: «Расскажи о травле в школе»‎, «Расскажи мне, что может происходить в школе с человеком, которого травят»‎.

8 этап. Быть готовым к тому, что эмоции ребенка включают страх, стыд, беспомощность, гнев и жажду мести.  Попросить постараться назвать свои эмоции:

  • это поможет подростку прожить и принять их в моменте;
  • снизит интенсивность их проживания
  • даст возможность в будущем узнавать эти состояния и, следовательно, легче справляться с ними.

Важно не давать советов, а помочь ребенку самому выработать такой взгляд на проблему и подход к ее решению, который он сможет эффективно использовать. Постараться в разговоре выделить моменты, в которых его можно похвалить за смелость, самообладание, способность не терять голову. Отдельно подчеркнуть, что вы понимаете, разговор на болезненную тему требует огромной смелости. Оговорить, какая помощь ожидается именно сейчас, согласовать ваши дальнейшие шаги, не навредить ребенку. 

Важно правльно организовать пространства диалога:

  • не садитесь выше, чем ребенок; 
  • сядьте немного по диагонали от него — расположение лицом к лицу может восприниматься как угрожающее; 
  • сохраняйте открытую позу, не скрещивайте руки и не поддавайтесь сильно вперед; 
  • старайтесь говорить спокойным, неторопливым тоном, не перебивая.

Что делать после установления контакта

Когда контакт установлен и детали прояснены, нужно ориентировать разговор на решение проблемы. Обсуждение того, как можно улучшить ситуацию прямо сейчас, поможет подростку сразу почувствовать себя увереннее. Метод, ориентированный на решение, хорошо подходит для консультирования в школе. Он является краткосрочным, и уже первая встреча приносит существенную пользу.

После установления контакта — когда, по вашему мнению, жертва готова говорить непосредственно о травле — можно обсудить следующие вопросы:

  • В чем заключается проблема?
  • Как ты себя чувствуешь в связи с ней? 
    (важно дать обратную связь, отражая чувства и уточняя обстоятельства, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной)
  • Что из того, что ты пробовал было успешным, хотя бы частично?
  • Что ты можешь еще попробовать сделать?
  • Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
  • Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
  • Какой вариант кажется тебе наилучшим?
  • Как ты собираешься это делать?

В процессе разговора обсуждается, какие способы взаимодействия с обидчиками эффективны и почему:

  • Пожать плечами: «Может, и так».  
  • Улыбнуться: «Я так рад, что вам весело!» 
  • Перевести внимание на обидчиков: «Да, я знаю, что тебе нравится так говорить».
  • Задать встречный вопрос: «Тебе хочется так думать?» 
  • Согласиться: «Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил». 
  • Дать разрешение: «Ты можешь так думать, если хочешь».

В конце разговора, нужно признать, что он был трудным, и поблагодарить за смелость.

Чтобы помочь подростку понять суть явления с которым он столкнулся, и, следовательно, понять, что от него ждут буллеры, можно познакомить его с памяткой для детей, составленной Людмилой Петрановской →

  • советы психологов
  • буллинг

Что такое буллинг и как жертве выстоять в травле

«Буллинг» в переводе с английского языка означает преследование, агрессивное отношение к человеку. Обычно мы называем такое поведение – травля.


Травля встречается и среди детей, и среди взрослых. Особенно безжалостной она бывает в подростковых группах. Что интересно, травля есть и среди животных, когда группа слабых особей объединяется и нападает на более сильное животное.


Что же делать, если вы стали жертвой буллинга?


Буллинг и конфликт — не одно и то же


Для начала нужно научиться различать буллинг и конфликт в коллективе, потому что эти ситуации имеют совершенно разные решения. Конфликт – это хоть и не очень приятная, но естественная и нормальная часть социальной жизни. Сталкиваются интересы, точки зрения разных людей. В конфликтной ситуации можно (и нужно) вести диалог, искать компромисс, отстаивать свою точку зрения или идти на уступки. Обе стороны конфликта, как правило, заинтересованы в его разрешении.


А вот буллинг – это совершенно иная ситуация, это уже вид психологического насилия. Дело в том, что те, кто устраивают травлю, обычно заинтересованы в самом процессе. Им нравится сам факт оскорбления, унижения своей жертвы. Обидчики даже не пытаются вести диалог и искать решение ситуации.


Буллинг обычно длится долго. Жертва постепенно устает сопротивляться, и это может еще больше обострять ситуацию, доставляя удовольствие обидчику.


Буллинг бывает вертикальным и горизонтальным. “Вертикальный” обычно направлен сверху вниз, когда начальник может унижать и буквально издеваться над подчиненным. “Горизонтальный” буллинг – это травля между коллегами или членами коллектива, примерно равными по статусу.


Как вести себя, если вы стали жертвой буллинга?


Давайте разберем с вами основные пути выхода из ситуации травли. Уйти из коллектива или остаться? Бороться до конца, договариваться или искать помощь? И как выйти из травли с наименьшими психологическими потерями?


Шаг первый – постарайтесь разобраться, что происходит


Постарайтесь понять, у кого в группе обидчиков какая роль. Кто зачинщик, а кто – просто примкнул “за компанию”. У кого есть свое мнение, а кто следует мнению большинства. Кто является только зрителем, кто на чьей стороне, кто может вам сочувствовать. И если вы один – попробуйте найти себе союзника.


Шаг второй – попробуйте выйти на диалог


Диалог является иногда очень сильным ходом, потому что другая сторона совершенно его не ожидает. Но для жертвы травли будет важно правильно настроиться на этот разговор. Не заискивать, не унижаться – с одной стороны. Но и не настраивать себя враждебно и не смотреть свысока – с другой.


Диалог лучше вести с зачинщиком или с тем, кто принимает решение в группе.


Постарайтесь открыто спросить и понять – какова причина сложившейся ситуации? Какие правила вы нарушили? Чего именно добиваются обидчики? Можете ли вы перевести травлю в конфликт, при котором найдется решение, устраивающее обе стороны?


На этом этапе можно привлечь руководство и дать ему информацию о происходящем. Руководитель может в такой ситуации или принять административные меры, или стать модератором в вашем диалоге с обидчиком.


Шаг третий – решаем, продолжать ли борьбу или уйти из коллектива


Если у вас не получилось ни найти союзников, ни получить помощь руководства, и диалог тоже вести не получается, то дальше нужно спросить себя – вы готовы ждать и терпеть, либо вы можете уйти из данной группы? Можно установить для себя сроки, сколько времени вы можете терпеть эту ситуацию.


Если вы решили продолжить борьбу, то для вас будет главным правилом максимально игнорировать выпады против вас. Если вы сможете с достоинством, без унижения и перехода в агрессию выдержать нападки другой стороны, то буллинг может сойти “на нет”. Ваша эмоциональная реакция – как топливо, разжигающее интерес обидчика.


Как же научиться игнорировать обидчиков? Один из способов – переключить себя на другие задачи. Например, на более интенсивное выполнение работы, повышение квалификации или учебу.


Чтобы поддержать себя, вы можете вести дневник или привлечь кого-то из близких людей. Не забывайте про свое здоровье, хобби, семью.


Но бывает и так, что сил бороться и терпеть моральные унижения у вас уже просто не остается. И тогда уйти из этого коллектива будет тоже решением. Может быть и временное решение – например, взять паузу, уехать в отпуск. Можно переговорить с руководством о переводе в другое подразделение.


И обязательно обеспечьте себе поддержку на это время. Подумайте, кто может поддержать вас – близкие люди или даже кто-то из дальних друзей. Это может быть и психолог, который поможет вам справиться с эмоциями и стрессом.


И пусть эта ситуация сделает вас сильнее, ведь даже из ситуации жертвы травли можно выйти победителем! Вы можете стать устойчивее, научиться не поддаваться на провокации и отстаивать свою позицию. Словом, даже такое сложное жизненное препятствие может стать и хорошим трамплином, и стимулом для личностного развития.

фактов о травле | StopBullying.gov

В этом разделе собрана основная информация о травле, в том числе:

  • Определение
  • Исследование травли
  • Статистика издевательств
  • Запугивание и самоубийство
  • Законы о борьбе с травлей

Определение травли

В 2014 году Центр по контролю за заболеваниями и Министерство образования выпустили первое федеральное определение травли. Определение включает три основных элемента:

  • нежелательное агрессивное поведение
  • наблюдаемый или предполагаемый дисбаланс мощности
  • повторение или высокая вероятность повторения агрессивного поведения

Это определение помогает определить, является ли инцидент запугиванием или другим типом агрессивного поведения, или тем и другим.

Исследования травли

Предотвращение травли — это растущая область исследований, в которой исследуются сложности и последствия травли. Важные области для дополнительных исследований включают в себя:

  • Распространенность травли в школах
  • Распространенность киберзапугивания в онлайн-пространствах
  • Как травля влияет на людей
  • Факторы риска для людей, которые подвергаются издевательствам, для людей, которые запугивают других, или для тех и других
  • Как предотвратить травлю
  • Как средства массовой информации и их освещение влияют на издевательства

Что мы узнали о запугивании

  • Запугивание затрагивает всех молодых людей, включая тех, кто подвергается издевательствам, тех, кто издевается над другими, и тех, кто становится свидетелем издевательств. Последствия издевательств могут продолжаться и во взрослой жизни.
  • Нет ни одного профиля молодого человека, причастного к издевательствам. Молодые люди, которые запугивают, могут иметь хорошие социальные связи или быть маргинализованными, а также могут подвергаться травле со стороны других. Точно так же те, над кем издеваются, иногда запугивают других.
  • Решение проблемы издевательств не простое. Наиболее многообещающие подходы к предотвращению издевательств решают проблему со многих сторон. Они вовлекают все школьное сообщество — учащихся, семьи, администраторов, учителей и персонал, такой как водители автобусов, медсестры, столовая и персонал приемной — в создание культуры уважения. Нулевая терпимость и изгнание не являются эффективными подходами.
  • Прохожие или те, кто видит издевательства, могут иметь огромное значение, когда вмешиваются от имени того, кто подвергается издевательствам.
  • Исследования также показали, что взрослые могут помочь предотвратить травлю, рассказывая детям о травле, поощряя их заниматься любимым делом, демонстрируя доброту и уважение и обращаясь за помощью.

Статистика запугивания

Вот федеральная статистика запугивания в Соединенных Штатах. Источники данных включают Показатели школьной преступности и безопасности: 2019 г. (Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) и Система надзора за рискованным поведением молодежи 2017 г. (Центры по контролю и профилактике заболеваний).

Насколько распространены издевательства

  • Около 20% учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам по всей стране.
  • Учащиеся в возрасте 12–18 лет, сообщившие о том, что над ними издевались, сказали, что, по их мнению, те, кто издевался над ними:
    • Имела возможность влиять на восприятие себя другими учащимися (56%).
    • Обладал большим социальным влиянием (50%).
    • Были физически сильнее или крупнее (40%).
    • Было больше денег (31%).

Издевательства в школах

  • По всей стране 19% учащихся 9–12 классов сообщают, что подвергались издевательствам на школьной территории за 12 месяцев до проведения опроса.
  • Следующие проценты учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам в разных местах школы:
    • Коридор или лестничная клетка (43,4%)
    • Аудитория (42,1%)
    • Кафетерий (26,8%)
    • На территории школы (21,9%)
    • Онлайн или текст (15,3%)
    • Ванная или раздевалка (12,1%)
    • В другом месте в здании школы (2,1%)
  • Приблизительно 46% учащихся в возрасте 12-18 лет, подвергшихся издевательствам в течение учебного года, уведомили взрослых в школе об издевательствах.

Киберзапугивание

  • Среди учащихся в возрасте 12-18 лет, которые сообщили, что подвергались издевательствам в школе в течение учебного года, 15 % подвергались издевательствам в Интернете или посредством текстовых сообщений.
  • По оценкам, 14,9% старшеклассников подвергались издевательствам с помощью электронных средств в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу.

Виды издевательств

  • Учащиеся в возрасте 12–18 лет подвергались различным видам издевательств, в том числе:
    • Быть предметом слухов или лжи (13,4%)
    • Высмеивают, обзывают или оскорбляют (13,0%)
    • Толкнули, толкнули, споткнули или плюнули (5,3%)
    • Исключение/исключение (5,2%)
    • Угрожают причинением вреда (3,9%)
    • Другие пытались заставить их делать то, чего они не хотели (1,9%)
    • Имущество было уничтожено намеренно (1,4%)

Государственная и местная статистика

Перейдите по этим ссылкам для получения государственных и местных данных по следующим темам:

  • Издевательства на территории школы, 9–12 классы
  • Киберзапугивание, 9-12 классы

Международная статистика

По данным Статистического института ЮНЕСКО:

  • Одна треть молодежи земного шара подвергается издевательствам; этот показатель колеблется от 7% в Таджикистане до 74% в Самоа.
  • Низкий социально-экономический статус является основным фактором травли молодежи в богатых странах.
  • Молодежь, рожденная иммигрантами в богатых странах, чаще подвергается издевательствам, чем молодежь местного происхождения.

Запугивание и самоубийство

Связь между запугиванием и самоубийством сложна. СМИ должны избегать чрезмерного упрощения этих вопросов и намеков или прямого заявления о том, что издевательства могут привести к самоубийству. Факты говорят о другом. Неверно и потенциально опасно представлять травлю как «причину» или «причину» самоубийства или предполагать, что самоубийство является естественной реакцией на травлю.

  • Исследования показывают, что постоянное издевательство может привести к возникновению или усугублению чувства изоляции, отверженности, изоляции и отчаяния, а также депрессии и беспокойства, которые могут способствовать суицидальному поведению.
  • Подавляющее большинство молодых людей, над которыми издеваются, не склонны к суициду.
  • Большинство молодых людей, которые умирают в результате самоубийства, имеют несколько факторов риска.
  • Для получения дополнительной информации о взаимосвязи между травлей и самоубийством прочитайте «Взаимосвязь между травлей и самоубийством: что мы знаем и что это значит для школ» CDC.

Законы о борьбе с травлей

Во всех штатах есть законы о борьбе с травлей. Когда травля также является домогательством и происходит в школьном контексте, школы обязаны реагировать на нее в соответствии с федеральными законами.

Психология хулигана на рабочем месте | Guardian Careers

Запугивание может превратить идиллическую работу в то, чего вы боитесь. Будь то ваш коллега или начальник, сталкиваясь с запугиванием на работе, вы можете постоянно чувствовать себя на нервах, в страхе и беспомощности.

Хулиганы обычно определяются как люди, которые запугивают или контролируют других для достижения своих целей. Они могут сотрудничать, когда их цели достигаются, но им не хватает справедливости или честности. Хулиганы на рабочем месте обычно манипулируют или терроризируют тех, чей статус ниже или эквивалентен им. Они также могут запугивать начальство, например, угрожая уйти в отставку в критический момент.

Люди ошибочно полагают, что у хулиганов низкая самооценка, но на самом деле издевательства — это реакция на стыд

Люди ошибочно полагают, что у хулиганов низкая самооценка, но их поведение на самом деле является реакцией на внутренний стыд. Хотя некоторые люди, которые живут со стыдом, имеют низкую самооценку, те, кто ведет себя как хулиган, как правило, имеют высокую самооценку и высокомерную гордость. Они нападают на других, чтобы забрать их стыд, что позволяет им оставаться в неведении о своих чувствах.

В раннем возрасте люди по-разному реагируют на стыд. Во взрослом возрасте эти совладающие реакции становятся личностными чертами. Типичные реакции совладания делятся на четыре типа: нападение на других, нападение на себя, избегание и отстранение. Когда людям, которые запугивают, угрожает стыд — например, когда они рискуют выглядеть некомпетентными на работе, — они нападают на других.

На крайнем краю шкалы люди становятся нарциссами и борются с глубоко укоренившимся чувством стыда, постоянно нападая на других.

С другой стороны, люди, которые преследуют хулиганов, как правило, чувствительные люди, которые могут напасть на себя в ответ на стыд. Самообвинение может поддерживать отношения с агрессором, но это происходит за счет сохранения себя жертвой.

Еще одна реакция на стыд, уход в себя, скрытие своих чувств от других и может привести к депрессии. Эта реакция характерна для людей, подвергающихся длительным атакам издевательств на рабочем месте, и может быть столь же вредной, как и самоагрессия.

Психологически хулиганы вызывают стыд у других, признавая их неуверенность и атакуя их. Атака хулигана — это его или ее собственный позор, переупаковка, нацеленная на собственные уязвимые места жертвы.

Нападение на других не только избавляет их от чувства стыда, но и стимулирует ощущение силы. Хотя хулиганы принижают других в попытке возвысить себя, они не осознают, насколько плохо они относятся к себе. Из-за их поведения их собственные чувства неадекватности остаются скрытыми. Принижение других удерживает стыд от их осознания. Если хулиган тайно унижает коллегу, и тот отвечает тем же, агрессор сосредоточится на проступке коллеги и не поймет, что поведение коллеги является ответом на его или ее собственное.

Взрослые на работе так же уязвимы, как и дети на игровой площадке, если они сочувствуют обидчикам и считают, что страдают от низкой самооценки. Любой подход к хулиганам не сработает, если он основан на вере в то, что агрессор осознает свой позор или способен раскаяться.

Чтобы справиться с хулиганами, нужно объединиться со своими коллегами. Группировка против агрессора обеспечит жертвам поддержку их чувств, поскольку жертвы агрессоров рискуют оказаться в изоляции.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *