Популярное

Антихрист ларсон фон триер: Антихрист (2009, фильм) | отзывы

Краткий гид по фильмам Ларса фон Триера — от худшего к лучшему

С 17 декабря на «Кинопоиске» можно посмотреть долгожданный третий сезон «Королевства» Ларса фон Триера. Вспоминаем материал сразу обо всех работах режиссера, отсортированных по версии авторов ИК. Текст: Алексей Филиппов, Даниил Смолев, Егор Беликов.

18. «Картины освобождения» (1982)

Кадр из фильма «Картины освобождения»

1945 год, первые дни после освобождения Дании от немецкой оккупации. Пока другие солдаты вермахта кончают с собой, Лео (Эдвард Флеминг) ищет встречи с возлюбленной датчанкой Эстер (Керстен Олесен), которая уже нашла радость в объятиях бойца американский армии. Она винит Лео в пытках земляков, а он замечает, что зверствами занимались в СС. Однако это не спасает его от расплаты.

Немного не дотянувший до часа выпускной фильм Ларса фон Триера, снятый для Национальной киношколы Дании и показанный в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля. Уже здесь Триер обозначил все ключевые координаты трилогии «Е»Первая трилогия Ларса фон Триера, куда входят «Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа», где исследовал историческую травму послевоенной Европы через тропы нуара и интонацию экзистенциализма, а также под большим влиянием Тарковского.

17. «Мандерлей» (2005)

Кадр из фильма «Мандерлей» © Zentropa

Грейс (в исполнении Брайс Даллас Ховард) вместе с отцом (Уиллем Дефо) продолжает свою гастроль по условной Америке. Новый пункт назначения — плантация, на которой афроамериканцы то ли правда не знают, то ли не хотят знать, что рабство отменили более полувека назад.

Вновь, как и в «Догвилле», Триер обличает страну и общество, которого никогда сам не видел (режиссер — аэрофоб, все его фильмы снимаются в Скандинавии), поэтому он снимает самое кинематографичное государство мира в пустом павильоне с начерченными на полу границами комнат. Но его волнуют не сами Штаты, а расовый конфликт, лежащий в самой основе государственной платформы Нового Света. Развитие героини Грейс лучше всего описывает «черномырдинка» «хотели как лучше, а получилось как всегда». Крушение ее идеалистических убеждений под гнетом несправедливой реальности Триер рассматривает с увлеченностью и обстоятельностью юного натуралиста. Под его лупой предстанет и blackfaceРазновидность театрального грима, который использовался комиками для своих шоу и водевилей и представлял собой карикатурное изображение лица чернокожего человека. Мода на такой макияж распространилась в первой половине XIX века и способствовала укреплению стереотипов относительно представителей негроидной расы, и самообличительная расистская практика, и противоречивая сексуальная тяга плантатора к рабу. В итоге защитник мученика в любом его фильме неизбежно сам станет мучителем. Трилогия носит ироническое название «США — страна возможностей», хотя, судя по двум фильмам, которые Триеру удалось снять в рамках этой трилогии, это, скорее, страна невозможностей.

16. «Медея» (1988)

Кадр из фильма «Медея»

Царь Коринфа хочет укрепить власть, а потому предлагает доблестному герою Ясону (Удо Кир) жениться на его дочери Главке (Людмила Глинска). Тот решительно соглашается, несмотря на брак с Медеей (Керстен Олесен), которая за десять лет супружеской жизни родила ему двух сыновей, а ранее помогла с добычей золотого руна. Разгневавшись от такого вероломства, женщина решается на многоступенчатую месть, которая лишит всех радостей жизни и Ясона, и ее саму.

Триер взял сценарий по мотивам трагедии Еврипида, который остался в «столе» выдающегося датского режиссера Карла Теодора Дрейера, — и постарался снять максимально дрейеровское кино. Аскетичное, нордическое, строгое. События «Медеи» Триера разворачиваются в скандинавских пейзажах, сосредоточенно демонстрируя конвульсии духа героев, а также трагедию феминности, которая раз за разом становится жертвой героической маскулинной вседозволенности.

15. «Эпидемия» (1987)

Кадр из фильма «Эпидемия» © Zentropa

Сценаристы Нильс и Ларс (Нильс Форсель и Ларс фон Триер) дописывают сценарий фильма «Инспектор и проститутка», который вскоре должны представить на суд эксперта из киноинститута. Из-за технического сбоя текст пропадает, а Ларс и Нильс садятся за пять дней перепридумывать все заново. Концепция меняется: теперь речь о молодом враче, который работает в стране, охваченной чумой.

«Эпидемия», как и вся три трилогия «Е», еще одна метадрама про психологическую травму Европы. Издевательский пересказ «Чумы» Камю становится отправной точкой не столько для кино о кино, сколько для любимого размышления молодого режиссера о том, насколько тонка граница между историей, вымыслом и реальным опытом.

14. «Самый главный босс» (2006)

Кадр из фильма «Самый главный босс» © Zentropa

Владелец айтишной фирмы (Петер Ганцлер) нанимает актера-неудачника (Йенс Альбинус), чтобы обмануть простодушных работников компании. Дело в том, что начальник уже много лет врет подчиненным, что он на самом деле не начальник, а настоящий самый главный босс где-то далеко и общается только по почте. Но настоящий руководитель все же понадобился, чтобы подписать бумаги о продаже предприятия исландским инвесторам.

После обличительной брехтовщины «Догвилля» и «Мандерлея» Триер предпочитает вроде бы примитивнейшую офисную комедию. От сложного сюжета отказывается и выдает простодушный водевиль с парой авторских ремарок в начале и в конце («Ну, вот вам новый фильм» и «Я приношу извинения тем, кто желал большего или меньшего» соответственно). А чтобы окончательно потерять контроль над ситуацией, доверяет управление камерой вместо профессионального оператора программе, которая сама выбирает ракурсы и наводит фокус (почти всегда неудачно). Но даже здесь из-под дешевого офисного стола выглядывает глубокомысленно-сатирический портрет современных датчан, которые совсем не похожи на героев «Старшей Эдды» (она здесь постиронически цитируется).

13. «Пять препятствий» (2003)

Кадр из фильма «Пять препятствий» © Zentropa

Датский режиссер Йорген Лет, снявший в 1967 году легендарную короткометражку «Совершенный человек», соглашается сыграть в игру Ларса фон Триера — и снять пять ремейков собственной картины, каждый раз выполняя какое-то причудливое условие.

«Пять препятствий» — документальное эссе с пятью игровыми иллюстрациями, которое демонстрирует, как сильно могут различаться вариации одного и того же фильма. В каком-то смысле Триер снял апологию ремейка (каждый взгляд содержит новые идеи), с другой — оду художественным возможностям кино, которые позволяют подходить к одному сюжету с разными палитрами. Именно синематограф в данном случае и оказывается совершенным человеком.

12. «Элемент преступления» (1984)

Кадр из фильма «Элемент преступления» © Zentropa

В напоминающую ночной кошмар послевоенную Европу аж из самого Каира приезжает детектив Фишер (Майкл Элфик). Он должен разыскать убийцу, специализирующегося на девочках, продающих лотерейные билеты, а для этого прибегает к сомнительному методу некоего доктора Осборна (Эзмонд Найт), своего ментора. Тот, грубо говоря, исповедует принцип «мыслить как преступник», что заводит Фишера дальше, чем тот хотел бы.

Первый фильм Ларса фон Триера, показанный в Каннах, «Элемент» удостоился только технической награды, но положил начало прекрасной дружбе-вражде режиссера с фестивалем. Также в этом беспросветном нуаре, напоминающем «Сталкера» по сценарию Раймонда Чандлера, разлит свинец вины и ужаса, который охватывает европейца перед Второй мировой. Не случайно всю историю с расследованием Фишеру приходится вспоминать под гипнозом — мистическим аналогом сеанса психотерапии.

11. «Дом, который построил Джек» (2018)

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек» © пресс-служба RWV

Американские 70-е. Джек (Мэтт Диллон) — личность интересная, он мнит себя художником, чей холст — тела жертв, которых он убивает. Последовательно показаны его перформансы: от несложного с ударами домкратом по голове (Ума Турман) до сложнейшей конструкции с кучей заложников и одной пулей. За кадром Джек ведет глубокомысленный диалог о тяжкой доле творца с неким Верджем (Бруно Ганц), который в финале обнаружит себя и отведет Джека в пункт назначения.

Смакуя физиологию и анатомию убийства, объясняя его как акт самовыражения, Триер вроде бы досконально деконструирует образ творческой натуры, применяя проверенный в «Нимфоманке» метод дигрессионизмаПо определению самого Триера, «искусство отступлений»: герои долго беседуют, упоминая при этом кого только не, включая Рембрандта, Гете и Гитлера (тоже художник-убивец). Но не только. Построенный режиссером «Дом» — это то ли финализирующий альманах (впервые он так концентрированно себя цитирует), то ли автоэпитафия, то ли просто пранк для каннского оргкомитета, который забанил Триера после неудачной шутки про Гитлера на пресс-конференции, а когда разбанил, так режиссер опять приехал с шуткой о Гитлере, но в этот раз удачной.

10. «Нимфоманка: Часть 2» (2013)

Кадр из фильма «Нимфоманка» © Zentropa

Продолжается пересказ грехопадения гиперсексуальной Джо (Шарлотта Генсбур), которая в прошлой части, в самом конце, вдруг потеряла способность получать оргазмы. Она рассказывает своему случайному знакомому Селигману (Стеллан Скарсгард), как завела ребенка, но не смогла его воспитать, потому что ей были нужнее секс и жестокость; о том, как связалась с криминалом; о том, как вырастила себе на замену преемницу и любовницу (Мия Гот).

Вообще, «Нимфоманка» задумывалась как цельное пятичасовое произведение, но было поделено продюсерами с согласия Триера на два полных метра, каждый из которых таким образом приобрел самостоятельное значение. Конкретно это кино скорее не о греховной (согласно любым церковным догматам) человеческой природе, а о крушении любых, даже самых завалящих, надежд. Джо в триеровском сюжете ждет все меньше тех откровенных сцен, которые можно было бы назвать эротичными, и все больше экстрима. В душераздирающем финале — традиционный удар под дых: даже распоследний святоша окажется мерзким насильником.

9. «Танцующая в темноте» (2000)

Кадр из фильма «Танцующая в темноте» © Zentropa

1964 год, штат Вашингтон. Подслеповатая уроженка Чехословакии Сельма (Бьорк) работает на заводе по производству глубоких подносов и растит в одиночку сына, а в свободное время пытается играть в театральном кружке при предприятии. Сельма обожает американские фильмы с песнями и чечеткой — и эта любовь помогает ей игнорировать бедность и приближающуюся наследственную слепоту, от которой она надеется избавить ребенка. Каждый цент женщина откладывает на заветную операцию, но злой рок и изнанка капитализма заставят ее познакомиться с меркантильностью самых славных, казалось бы, людей.

Производственный антимюзикл Ларса фон Триера громко прозвучал на Каннском кинофестивале, удостоившись главного приза и награды за лучшую женскую роль. Заключительный фрагмент трилогии «Золотое сердце»«Рассекая волны» — «Идиоты» — «Танцующая в темноте» размышляет о границах личного и общественного, субъективного и объективного, сталкивая два самых антонимичных жанра: вечно ищущий хеппи-энда мюзикл и социальную драму.

8. «Королевство» (1994, 1997)

Кадр из сериала «Королевство» © Zentropa

Прогнило что-то в датском «Королевстве». И под «королевством» у Триера нужно понимать крупнейший госпиталь Копенгагена, а под «прогнило» — распоясавшихся духов, которые бродят по больнице и погружают в безумие ее обитателей. Пациентка фру Друссе ищет здесь тело мертвой девочки, патологоанатом Бондо пересаживает себе печень с саркомой, а нейрохирург Джудит узнает, что беременна… от призрака. Единственный, кто еще пытается сохранить самообладание, — приглашенный врач из Швеции и ярый националист Стиг Хелмер (Эрнст-Хуго Ярегорд). Иногда он поднимается на крышу госпиталя и выкрикивает проклятия в адрес «тупых датчан».

Увы, единственный сериал фон Триера так и не был снят до конца по причине смерти ведущих актеров. В 1994 году «Королевство» воспринималось как прямой ответ на отгремевший «Твин Пикс» Дэвида Линча; в нем режиссер опробовал фирменную ручную камеру еще до рождения «Догмы» и вдоволь поерничал как над родной Данией, так и над самим собой. Кстати, каждая серия «Королевства» завершается философским отступлением самого Триера, который предстает перед камерой в элегантном смокинге и рассуждает о развернувшихся событиях. Под столом, ниже смокинга, как сознавался режиссер, у него были лишь трусы.

7. «Нимфоманка: Часть 1» (2013)

Кадр из фильма «Нимфоманка» © Zentropa

Нимфоманка Джо (Шарлотта Генсбур, во флешбеках — Стейси Мартин) рассказывает, как она дошла до жизни такой, пожилому асексуалу-зануде Селигману (Стеллан Скарсгард), который подобрал ее избитую у себя во дворе. Она припоминает эпизоды ее жизни: детство, потеря девственности, юность, папа умер. Селигман, в свою очередь, подбирает к ее воспоминаниям метафоры разной изысканности: первый оргазм — как Преображение Господне, одновременные отношения с тремя мужчинами — как баховская полифония.

О болезнях обычно говорят, что от них страдают, но очередная триеровская героиня, устроившая свою жизнь вокруг саморазрушительной тяги к физиологическому удовольствию, своей нимфоманией до поры, то есть до конца первой части, наслаждается, но наслаждение это — всегда сквозь боль и терзания. Ларса после выхода этого фильма традиционно обвинят в женоненавистничестве, в мизантропии, в вуайеризме (хотя большая часть критиков фильм восторженно хвалила). Но он лишь отодвигает от своих героев все лишнее: запирает их в душной комнатке; для постельных сцен, невиданно откровенных, нанимает специально обученных порноактеров — чтобы понаблюдать в естественной среде обитания. Лишь под конец первой части он вносит маленькую поправку, меняет лабораторные условия, лишает героиню возможности чувствовать оргазм, отнимает у нее карманное счастье. И оставляет ее и нас наедине до второй части.

6. «Антихрист» (2009)

Кадр из фильма «Антихрист» © Zentropa

Пара средних лет потеряла маленького сына: пока они занималась сексом, он выпал из окна. В итоге она (Шарлотта Генсбур) погружается в депрессию, он (Уиллем Дефо), как практикующий психотерапевт, пытается ее из пучины боли, отчаяния и вины вытащить. Вместе они едут на природу, в дом посреди леса, чтобы в слегка сумрачном Эдеме обрести былую гармонию. Однако все рушится — обнаруживают они, напротив, хаос.

Получивший в Каннах приз за лучшую женскую роль, «Антихрист» стал, пожалуй, самой скандальной работой Триера. Перешептывание с Ницше, признаки мизогинии, мертвый ребенок, а еще шокирующие сцены, в том числе и (буквально) членовредительства. Этим радикальным и визионерским жестом датчанин расчистил себе дорогу для начинающейся с этой картины «трилогии депрессии», а также ссыпал в одну корзину порцию проклятых вопросов о мужском и женском, рациональном и чувственном, божественном и демоническом.

5. «Меланхолия» (2011)

Кадр из фильма «Меланхолия» © Zentropa

Жюстина (Кирстен Данст) на праздновании собственной свадьбы отрешенно изменяет мужу (Александр Скарсгард). Ее депрессия обернется пророчеством погибели планеты: к Земле летит планета Меланхолия, они скоро столкнутся. Жюстина вместе с несмирившейся сестрой (Шарлотта Генсбур) доживают последние дни. Потом все умрут.

Брейгелевские пейзажи, вагнеровский рагнарек, бергмановские шепчущие и кричащие женщины, де садовская ЖюстинаСм. «Жюстина, или Несчастья добродетели» — заимствуя везде, Триер создает нечто, непохожее ни на что. Его героиня в «послебраковой» депрессии фаталистично заключает полюбовный брак с самим Апокалипсисом, чтобы убедительно доказать невозможность и нелогичность самого существования человека и его обиталища, камня, поросшего плесенью, посреди бескрайнего космоса. Меланхолия — это не поэтичное настроение в дождливую погоду, иногда это серьезное психическое заболевание.

4. «Европа» (1991)

Кадр из фильма «Европа» © Zentropa

Под занавес Второй мировой войны американец немецкого происхождения Леопольд Кесслер (Жан-Марк Барр) приезжает из США в оккупированную союзниками Германию, чтобы работать проводником в поезде и помогать стране восстанавливаться после войны. Ему кажется, что жизнь налаживается, а война уже позади (только орудует где-то организация со звучным именем «Вервольф»), но это ложное впечатление человека, который слышал про Вторую мировую из сводок газет.

К заключительной главе трилогии «Е» Триер набрал обороты как в области кинематографии, так и в плане сюжета, как пресловутый поезд истории, который в кадре присутствует буквально. Снова чарующий голос за кадром, который провоцирует Кесслера проживать мрачные дни Европы после войны, снова густые тени нуара, усиленные двойной экспозицией и мороком немецкого экспрессионизма. Наконец, снова откровение, что очнуться от израненного Второй мировой сна — уже невозможно.

3. «Идиоты» (1998)

Кадр из фильма «Идиоты» © Zentropa

Слегка потерянная Карен (Бодиль Ергенсон) попадает в коммуну, где люди прикидываются психически нездоровыми, а на самом деле — выпускают на волю «внутренних идиотов». Так мужчины и женщины (среди прочих — Николай Ли Каас, Анне Луизе Хассинг и Йенс Альбинус) получают удовольствие от жизни, не стесняясь себя и избегая социальных условностей. Правда, у всякой свободы есть пределы, да и необходимость взглянуть в глаза правде рано или поздно настигнет и самого легкомысленного человека на свете.

Второй (после «Торжества») фильм, соответствующий революционной концепции «Догмы 95»Придуманный Триером и режиссером Томасом Винтербергом манифест по спасению кино, состоящий из десяти обетов, среди которых — снимать только на натуре, под звучащую в кадре музыку и без любых спецэффектов, показали в Каннах, но оставили без призов. Под занавес XX века Ларс фон Триер принялся исследовать болевые узлы в отношениях человека с самим собой и окружающими. В качестве панацеи он предлагает многочисленные стратегии поведения, которые принято клеймить как маргинальные (среди них, к слову, есть и нимфомания), однако и здесь человеку не суждено сыскать гармонию.

2. «Рассекая волны» (1996)

Кадр из фильма «Рассекая волны» © Zentropa

Бесс (Эмили Уотсон) — божье дитя, праведна, проста как агнец. Она выходит замуж за опытного Яна (Стеллан Скарсгард), с ним познает все плотские радости и страшно скучает, когда он уезжает работать на нефтяную платформу. Однажды, попросив Бога, который всегда внимательно ее слушает, вернуть возлюбленного домой, она его действительно получает, но после аварии, парализованного.

Трилогия «Золотое сердце» названа в честь любимой с детства сказки Триера, где девочка шла по лесу и легко раздавала страждущим все свое, а, оказавшись голой, заявила, что ей и не надо было ничего. Здесь же Бесс, девушка из ультраортодоксальной семьи, раздает фигурально, а не буквально, всю себя ради того, кто подарил ей не только духовное просветление, но и телесное. Это кино о религии и вере (и вере в религию), о том, что даже первородный грех может предстать величайшим самопожертвованием, не представляется сентиментальным, а, наоборот, искренним, а финал — катарсическим. Изображение периодически размывается и исчезает, словно камера плачет и не в силах протереть слезы.

1. «Догвилль» (2003)

Кадр из фильма «Догвилль» © Zentropa

Вместо декораций — полупустой павильон, за кадром — ироничный рассказчик (Джон Хёрт). Грейс (Николь Кидман), красивая высокодуховная девушка с загадочным прошлым, находясь в бегах от гангстеров, попадает в микрогородок Догвилль. Немногочисленные жители (Пол Беттани, Хлоя Севиньи, Патришиа Кларксон, Филип Бейкер Холл, Бен Газзара, Харриет Андерсон и другие) принимают ее и уберегают от преследования, но взамен Грейс должна помогать им с делами по хозяйству. Дел становится все больше, а человеческого в человеках — все меньше.

Строго регламентированное действие (оно разбито на главы, каждая подписана), помещенное в вызывающе нереалистичные условия, в руках Триера вдруг приобретает не глубину действительности, а даже больше — становится, по сути, притчей. Грейс (grace в переводе — милосердие) оказывается для в общем-то обычных, ничем не примечательных, совсем не агрессивных героев катализатором их природной и потому неизбежной ненависти, а окружившее ее миниатюрное, но уже тоталитарное по сути общество — моделью всего мира в масштабе. В этом программном фильме Ларс фон Триер четко артикулирует свою сокрушительную догматику. Он говорит о морали и этике как первопричинах подлинной бесчеловечности, о всепрощении — традиционном христианском мотиве, и категорической невозможности этого самого всепрощения.

Кадр из фильма «Исповеди Догвилля» © Zentropa

ларс фон триер

Поделиться

FacebookВконтактеTwitter

FacebookВконтактеTwitter

смысл фильма Ларса фон Триера, сюжет, суть

Страна: Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша

Жанр: ужасы, триллер, драма

Год производства: 2009

Режиссер: Ларс фон Триер

Актеры: Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур

Слоган: “When nature turns evil, true terror awaits”

Награды и номинации: В 2009 году фильм получил Серебряную премию (Каннский кинофестиваль) в номинации “Лучшая женская роль”

Ларс фон Триер считает “Антихриста” своей лучшей работой. Этот странный, жутковатый фильм, посвященный Тарковскому, в какой-то степени отражает его “Зеркало”.

Cмысл фильма “Антихрист” (Antichrist) заключается в том, что человек непознаваем. Несмотря на специфичность, картина заставляет задуматься о собственной природе, которая всегда является катализатором всех наших поступков.

Содержание

  1. О чем фильм
  2. Смысл фильма
  3. Похожие фильмы

О чем фильм

Как это часто бывает у Ларса фон Триера, эта картина поделена на несколько глав и пролог. Каждая из этих частей несет в себе особый смысл.

Краткое описание содержания картины “Антихрист”. В центре сюжета – пара, потерявшая ребенка. Острота трагедии заключается в том, что она произошла в момент испытания женщиной мощного оргазма.

Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо в главных ролях. Кадр из фильма.

Оба переживают сильнейший стресс, а несчастная мать впадает в беспамятство, и супруг, психотерапевт, отправляет ее в клинику, где она проводит целый месяц.

Недовольный тем, как проходит лечение, мужчина решает помочь жене самостоятельно. Для этого он использует спорный и достаточно радикальный в психологическом плане способ – узнает о самом сильном ее страхе и пытается применить его в терапевтических целях. А боится его супруга загородного дома с райским названием “Эдем”. Именно в этом доме прошлым летом женщина, увлеченная написанием диссертации, проводила время с сынишкой.

Так начинается мрачное путешествие по глубинам бессознательного – путешествие, очень сильно напоминающее блуждание Данте в Аду. Ближе к концу картины мужчина убивает супругу и сжигает ее тело.

Как ни странно, финал кажется не столько жутким, сколько закономерным. По ходу фильма видно, что главная героиня фильма “Антихрист” постоянно совершает странные, пугающие поступки. Она не только вредит собственному ребенку, но и не делает ничего, чтобы ему помочь. В связи с этим возникает вопрос: неужели мать способна на такое? Может быть, она и не человек вовсе?

Смысл фильма

Фон Триер, которого в свое время обвиняли и в садизме, и в богохульстве, и в симпатиях к нацизму – режиссер-трикстер. Он любит обманывать и троллить публику. В своей картине “Антихрист” он ловко заменяет обещанную “философскую эротику” анатомическим театром. Это не фильм ужасов и не богохульное Евангелие. Эта картина лежит вне представления о вкусе и морали. Как такового сюжета у “Антихриста” фон Триера нет. В ней просто рассказывается история пары, потерявшей ребенка.

Боль и чувство вины мать лечит только сек*ом. Это помогает ей на время забыть о трагедии, уйти в возбуждающий апофеоз, и временно оставить боль. Но, с другой стороны, она помнит, что ребенок погиб как раз в момент полового акта.

В этой мизансцене фон Триер осознанно создал такой контраст, позволяющий ему как бы “приземлить” своих героев, указать на их “животную” природу и на отсутствие другой составной – божественной. Эта мысль мастера словно подчеркивается гениальной музыкой великого Генделя, которая присутствует на протяжении всего действа.

Страшные галлюцинации героев символизируют о глубокой душевной боли, которая по идее ведет к раскаянию… Но одновременно все детали картины фон Триера словно кричат о безысходности и невозможности убежать от себя самого. Герои понимают, что изменить все то, что уже произошло, нельзя – и сделать тоже ничего теперь нельзя.

Несчастная женщина мечтает о небытии, и одновременно (очередной ироничный контраст) хочет забыться. Для нее это возможно только одним способом – через сек*уальное наслаждение. Однако, она помнит свою вину, осознает причину трагедии и боли, и жаждет еще и наказания.

Кадр из фильма.

В этом фильме достижение орга*ма противопоставляется смерти. Очередная сцена соития, снятая крайне натуралистично, пропитана символизмом: оба героя окутаны мраком, а сам половой акт, осуществляющийся в плавном миноре, под звуки божественной музыки, происходит в лесу, который во всех культурах мира является образом иного мира.

Наверное, суть фильма заключается в фразе, услышанной героем картины: “Хаос правит миром”. По своей сути хаос – это отсутствие порядка. Учитывая то, что все действие фильма происходит в “Эдеме”, а мужчина и женщина не названы по именам, можно предположить, что фон Триер в очередной раз обращается к излюбленной им библейской теме и пытается дать свое толкование первородного греха.

Идея картины заключается в том, что мужчин и женщина – это Адам и Ева, а ребенок – тот самый плод, ставший причиной их изгнания из рая (Эдема). В библейском сюжете присутствует катализатор трагических событий – змей, то есть, дьявол. У Триера эта роль достается… сек*у. Смысл в том, что через контакт героиня забывается и мысленно возвращается к тому моменту, когда их ребенок был еще жив. Его падение из окна символизирует еще и грехопадение, то есть, “Ева”, находясь в пугающем ее глухом лесу, мечтает о потерянном рае, хотя и понимает, что пути назад уже не будет.

Как-то героиня обронила фразу, что природа – это церковь сатаны. Можно предположить, что она имела в виду не только природу вообще, которая здесь не зачаровывает, но пугает, а женское естество, ставшее причиной трагедии – как на заре создания мира, так и в жизни героев.

“Антихрист” – сложный, многосоставной и страшный фильм со скрытым смыслом. У финала несколько трактовок, но многие зрители в своих разборах картины, предлагают следующее объяснение концовки.

Кадр из фильма.

По их мнению, смысл финальной сцены заключается в том, что антихрист – это не женщина (не только эта – любая), как можно было бы подумать.

У антихриста Ларса фон Триера нет лица. Это эфемерная сущность, которая в этом фильме, если можно так сказать, приняла образ непонимания, царящего между мужчиной и женщиной. На первый взгляд, мужчина пытался помочь своей жене, хотя на самом деле он не понимал ее и боялся. Как поется, в одной популярной песне, “Там, где страх, места нет любви”.

Вокруг “Эдема”, желанного и страшного для главной героини, происходят всякие ужасы. Изгнанные из рая, мужчина и женщина очутились в аду, который сами же и создали.  Ад – это место, где нет любви (осознанно, или нет, но богоборец фон Триер все-таки подводит зрителя к мысли, что любовь – это Бог, который в картине отсутствует), и человек, утративший свою духовную составляющую, способен превратиться в животное. Или в антихриста.

Очень сильный фильм, один из лучших у Триера.

49.66%

Герои и режиссер больные на всю голову.

18.71%

Как это развидеть?

25.17%

Другое (напишу в комментариях).

6.46%

Проголосовало: 294

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих на “Антихрист”:

  • “Нимфоманка: Часть 1” (Дания, Германия, Франция, Бельгия, 2013 год). Одним холодным утром немолодой холостяк находит на улице женщину. Он доставляет ее к себе домой и заботится о ней. В знак благодарности та рассказывает ему о своей бурной молодости.
  • “Одержимая” (Франция, Германия, 1981). История одной измены, поданная под соусом безумия.
  • “Пианистка” (Франция, Австрия, Германия, 2001 год). Эрика, профессор Венской консерватории, заводит страстный роман со своим юным учеником.

Серафима Вишняк

Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Антихрист: произведение гения или самый больной фильм в истории кино? | Канны 2009

Начальное название звучит как провокация, заявление о миссии. «Ларс фон Триер», — говорится в нем. «Антихрист». На Каннском кинофестивале, где фильм был представлен в мае, публика ответила снисходительным смехом. За прошедшие годы международная пресса привыкла к выходкам озорного датчанина. Это, в конце концов, человек, который когда-то выбросил свой фестивальный приз в мусорное ведро, который протащил Николь Кидман через мясорубку в Догвилле и спровоцировал улюлюканье, когда получил Золотую пальмовую ветвь за свой мюзикл камеры смертников «Танцующая в темноте». . И все же ничто — но ничто — не могло подготовить нас к следующему фильму.

Антихрист открывается одновременно вспышкой несимулированного секса и смертью (надеюсь, смоделированной) ребенка, который падает из окна наверху и из пушек в снег внизу. Одержимые чувством вины, его неназванные родители — Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Генсбур) — уходят в хижину в лесу под названием Иден. Там дела идут все хуже и хуже. Деспотический Дефо оказывается хромым и бессильным, в то время как Генсбур срывается с катушек и начинает резать ножницами собственные гениталии. Сидя в темноте Каннского дворца, публика визжала, выла и закрывала глаза. Легенда гласит, что по крайней мере четверо зрителей упали в обморок на своих местах.

Если фон Триер пришел, чтобы произвести фурор, то ему это удалось с включенными колокольчиками. Антихрист устроил один настоящий скандал фестиваля в этом году. В то время как Генсбур в конечном итоге получила награду за лучшую женскую роль, режиссер был заперт на официальной пресс-конференции, и отзывы, в общем и целом, были восторженными. Антихриста обвиняли в безудержном женоненавистничестве; быть «мерзостью»; «однозначно один из крупнейших провалов в истории Каннского кино». Variety назвал это «большим толстым пердежом из художественного фильма». Для критиков журнала Time фильм «представил зрелище сходящего с ума режиссера».

Как оказалось, в этом последнем обвинении есть доля правды. По словам фон Триера, он написал «Антихриста» на больничной койке, борясь с эпическим приступом депрессии, и задумал эту историю как форму катарсиса. Поэтому неудивительно, что конечный продукт такой горячий и неочищенный, часто нелепый и находящийся на грани полного краха. Можно даже утверждать, что именно эти качества делают его таким электризующим.

Антихрист женоненавистнический фильм? Это неизбежно в глазах смотрящего. Фон Триер строит драму как дом смеха ужасов; лабиринт темных закоулков и закоулков, подпружиненных люками и вздыбившимися фантомами. Вот фильм, который явно противостоит переплетенным страхам режиссера перед первобытной природой и женской сексуальностью. Но автоматически ли страх перед женственностью приравнивается к ненависти? Я не уверен, что это так. Да, персонаж «Она» мучителен и иррационален; опасность для себя и окружающих. И все же при всем этом она оказывается более жизненной, более могущественной и, как ни странно, более харизматичной, чем «Он», высокомерный, обреченный поборник порядка и разума. В одной дерзкой сцене фон Триер заставляет Дефо пробираться через папоротник, где он встречает говорящую лису, которая сообщает ему, что «воцарился хаос». Разум, намекает режиссер, — ничтожная защита от стихийных сил. Хаос царит.

Фон Триер вернулся в Данию, где сражается со своими демонами наедине. Когда я разговаривал с ним на прошлой неделе, он заявил, что в ближайшее время не планирует снимать еще один фильм. Вместо этого он стремится вести жизнь выздоравливающего, осторожно возясь в своем саду. «Это похоже на английский загородный сад, — объяснил он. «Вокруг салата, лука и капусты небольшие живые изгороди. Там есть теплица». Бесспорно, есть что-то милое в образе киностареющего enfant-terrible, подстригающего свои живые изгороди и ухаживающего за овощами. Просто у меня после «Антихриста» совсем другой образ сада фон Триера. Это место скользящих змей и деревьев Артура Рэкхэма. За оранжереей лежит темная сырая лощина, а на лужайке сидит болтливая лиса.

Джоанна Бурк Профессор истории Колледжа Биркбек

Новый фильм Ларса фон Триера открывается душераздирающей лирикой потери и тоски из оперы Генделя «Ринальдо». Изящная, но восторженная красота смерти – буквальная и символическая («la petite mort») – задает тон. Черно-белые сцены, в которых камера движется со сказочной медлительностью, сменяются ослепительно окрашенными сценами клаустрофобной бойни. Эффект захватывающий и навязчивый, как наркотик; Я бы посмотрел фильм во второй раз, если бы это было возможно.

Тема фильма древняя: что станет с человечеством, когда оно обнаружит, что изгнано из Эдема и что сатана в нас? Несмотря на эротическое начало, фон Триер мало интересуется желанием; его внимание сосредоточено на садейской крайней боли и наслаждении, жалком опустошении себя и других (включая зрителей, которые стали соучастниками сексуального насилия, пронизывающего фильм).

Антихрист безжалостно кружит вокруг актов проступка. Насилие вызывающе чрезмерно и красиво. Это гендерно, но скорее человеконенавистнически, чем женоненавистнически. Мужское насилие — это бессердечие рациональности. Снисходительно он насмехается над исследовательским проектом женщины по геноциду. Он когнитивный терапевт-рационалист, который запугивает ее, заставляя разоблачать ее внутренних демонов.

Напротив, женщина охватывает таинственные, сверхъестественные энергии бессознательных и непостижимых стихийных сил. Ее насилие над мужчиной и собственным телом безгранично. Сцены, в которых она раздавливает его пенис, а затем отрезает себе клитор и половые губы, наглядны. Но это не дизайнерское насилие, призванное пугать и возбуждать одновременно. Это также не вызывает сочувствия. Фон Триер просто представляет жестокость как «там», не выполняющую никакой освобождающей функции для аудитории. Боль – ее причинение и ее страдание – неотъемлемая часть жизни.

Фон Триер признал, что из всех его фильмов «Антихрист» «ближе всего к крику». Он подвергает нас дикой эротике и агрессивной эстетике без искупления. Оно выводит нас из пассивного вуайеризма и в отчаянии заставляет нас (по словам Генделя) плакать о жестокой судьбе.

Gillian Wearing Artist

Это единственный фильм, который я видел, который явно снят кем-то с проблемами психического здоровья. И я не говорю это в негативном ключе: я думаю, что это гениально. Я знаю людей, которые возненавидели бы меня, если бы я порекомендовал им это посмотреть — насилие ужасное, а временами фильм становится почти смешным, как, например, в сцене с говорящей лисой. Но это душевный фильм. Я редко выхожу из фильмов с чувством, что я что-то испытал в жизни, но «Антихрист» показывает вам, как ощущаются депрессия, расстройство и отчаяние. Это почти как суицидальный фильм — горе, которое можно выразить только через насилие (женское) или холодное бесплодие (мужское). Я иногда задаюсь вопросом, не привели ли фильмы фон Триера к его нервному срыву — тот факт, что он снова и снова позволяет себе переходить на самую темную сторону человеческих эмоций, чтобы попытаться показать нам измученный разум, и в этом случае заполучить актеров. вызывать своих собственных демонов.

Я читал несколько рецензий, в которых люди отказывались от срыва фон Триера, подразумевая, что, возможно, это была уловка. Но я не думаю, что этот фильм мог бы быть снят без этого опыта. Это кино как искусство. Это не попытка быть разумным, и я нахожу это довольно близким к живописи в том, как она играет с абстрактным, реальным и нереальным.

Джули Биндель

Журналистка и активистка

Смотреть этот фильм было все равно, что заниматься сексом с кем-то, кого ты ненавидишь — отвратительная смесь чистой скуки и отвращения. Я ненавидел это, и я ненавижу режиссера за то, что он сделал это. Итак, фон Триер некоторое время назад был в депрессии, ему снились кошмары, и он решил написать сценарий этого злодеяния в качестве формы терапии. Разве он не мог держать это в себе?

Несомненно, в ближайшие годы это чудовищное творение станет предметом изучения студентов-киноведов. Их наставники будут спрашивать их, что это «означает», побуждая некоторых смотреть на обозначения и символику женской сексуальности как на наказание, а на жанр пыточного порно как на место сопротивления мужчин женской эмансипации.

Это так же плохо (если не хуже) как и старые «видеомерзкие» фильмы 80-х, такие как «Я плюю на твою могилу» или «Одета для убийства», против которых я выступала как молодая феминистка. Я люблю гангстерские фильмы, романы о серийных убийцах и тому подобное. Но для меня они должны способствовать нашему пониманию того, почему такая жестокость и жестокость одни люди применяют к другим, а не в целях ужасного развлечения. Если я увижу, как отрубают женский клитор, я хочу, чтобы это способствовало моему пониманию калечащих операций на женских половых органах, а не просто позволило мне увидеть женское влагалище изнутри.

Если бы на свете была справедливость, этот фильм канул бы в лету. Помимо смехотворного сценария и убогого сюжета, у нас есть хреновая актерская игра. Раньше я любила Уиллема Дефо и Шарлотту Генсбур, теперь я буду переходить улицу, чтобы не смотреть что-либо с ними. Видимо, оба читали сценарий и не могли дождаться, чтобы оказаться в нем. Это делает их почти такими же плохими, как фон Триер.

Если вы посмотрите этот фильм, вы вложите свои деньги во что-то, что заслуживает того, чтобы быть бомбой, и придать крупицу правдоподобия самому больному общему релизу в истории кино.

Линда Рут Уильямс

Профессор кино Саутгемптонского университета

Я обратился к Антихристу с некоторым трепетом. Ларс фон Триер впервые поддержал мою сексуально-политическую поддержку с помощью «Рассекая волны», пагубного гимна женскому самоотречению, в котором изнасилованная и убитая Эмили Уотсон получает небесные посмертные аплодисменты, а небесные колокола звенят в облаках над головой. Я подумал, что это фильм ужасов в прямом смысле этого слова. Теперь я не так уверен. Язык фон Триера часто так крепко упирается ему в щеку, что кто знает, откуда он взялся или собирается?

Антихрист одержим телами. Ясно, что при всех его качествах, бросающихся в глаза, никто не должен приближаться к нему, ожидая порнографической шумной игры. Денежный выстрел есть, но скорее кровавый, чем восторженный. В значительной степени отсылая к фильмам ужасов, он позиционируется как артхаусный ответ на проект «Ведьма из Блэр» 10 лет спустя. Подростковая аудитория, маринованная в условностях фильмов о «спаме в хижине» — монстры в лесу, там, где никто не может здесь кричать, — почувствует себя здесь как дома с жуткими звуками, закопанными телами и инновационным использованием ящика с инструментами лесоруба. Тем не менее, Антихрист вряд ли предлагает острые ощущения от попкорнового ужаса.

Для меня самое шокирующее и самое интересное — это его исступленная медитация на сексуальную истерию. Киноакадемики обратились к кино ужасов за последние 15 лет, потому что оно раскрывает культурные язвы, симптомы наших самых виноватых удовольствий и неполных подавлений. В лучшем случае хоррор показывает, что в нашей насыщенной сексом культуре тело, сюрреализм и бессознательное все еще могут обладать силой воображения. Тем не менее, самый известный поджанр сейчас — это производственная линия так называемых «мясных порнофильмов с пытками». В потоке многочисленных фильмов «Пила» и «Хостел» трудно увидеть в богатом идеями Антихристе серьезную опасность для нашего морального благополучия.

На прошлой неделе в Великобритании состоялась премьера бразильского фильма «Воплощение зла», в котором есть сцены, в которых кто-то ест свои ягодицы, а крыса бегает по вагине другого персонажа. Насколько мне известно, никто не осудил этот фильм как самый непристойный из когда-либо созданных (в отличие от возмущения Sun над Антихристом). На фоне таких фильмов я не нахожу интеллектуализированные выходки Антихриста слишком тревожными. Если бы только таблоиды выступали против настоящих клиторэктомий, сделанных на реальных девочках, а не сфабрикованных в художественных фильмах.

Конечно, фон Триер, вероятно, ничего из этого не «имеет в виду». Несмотря на все нелепые эксцессы этой истории, все это можно рассматривать как продолжительный кошмар горя. Если у Антихриста есть сексуальная политическая повестка дня, то она, вероятно, просто для того, чтобы расшевелить обстановку. Фон Триер подбрасывает нам идеи, а мы из-за них деремся, как собаки.

Саманта Мортон

Актер

Просмотр фильма для меня всегда очень личный опыт; Я понимаю опасности умственно, эмоционально и физически. Эйфория, когда команда достигает нужной «сцены», когда свет идеален, слова появляются в нужное время, звук хрустален, и все счастливы двигаться дальше. . . Трудно описать, что происходит, когда ты один, сцена только что разыграна, а твоя кожа и нервы покалывают, как будто ты слабеешь от наркотика. По этой причине я от всего сердца поздравляю Шарлотту Генсбур с выступлением. Изображенное горе было глубоко искренним. Когда это было необходимо, у нее была душераздирающая уязвимость, и на протяжении всего своего безумия она сохраняла целостность. Уиллем Дефо поразил меня своей трагической неподвижностью и внутренней болью. Постоянная, напряженная борьба разумов, смешанная с самыми ужасными обстоятельствами, оказалась захватывающей.

Режиссер (если он того стоит) будет чувствовать и чувствует боль каждого момента каждого персонажа, будь то за закрытыми дверями или на съемочной площадке. Режиссер тщательно продумывает каждый кадр, каждый дюйм пленки, каждый звук. Попытка передать рождение, страх, утрату, смерть, религию, боль, любовь, желание, ненависть — список можно продолжить — всеохватывающая, вплоть до безумия. Решение снять фильм (или фильм, который помогает вам в его создании) — это акт храбрости и уязвимости, а иногда и одиночества. Сценарист/режиссер говорит через каждого персонажа, так что этот фильм, должно быть, было невероятно больно делать.

Кинематограф здесь захватывает дух, раздвигая границы между эмоциями и технологиями, как древние виноградные лозы на фотографиях. Фильм так важен для меня, и по этой причине я рад, что посмотрел «Антихриста». Однако, как и в случае со своей жизнью — и особенно со своим разумом — я забочусь. Немного похоже на посещение любимого человека, который переживает ужасную, темную боль, перед лицом которой мы кажемся бессильными, наблюдать за этим может быть эмоционально калечащим. Поэтому я говорю: будьте осторожны при просмотре этого. Но если вы можете отправиться в путешествие, отправляйтесь в него.

Джейн и Луиза Уилсон

Художники

Это было не совсем кино; это было скорее событие. Наблюдая за этим, я чувствовал себя как в трансе. В какой-то момент фон Триер показывает вену на шее Шарлотты Генсбур и очень крупный план ее затылка. Рассказчик рассказывает о сухости во рту, сердцебиении, потливости и спазмах. После этого вы чувствуете некоторые из этих вещей, в том числе (для нас) потерю аппетита.

Но части Антихриста слишком абсурдны, чтобы в них можно было поверить. Вы не уверены, пародийно это или серьезно, особенно когда говорит лиса. Фильм был наиболее мощным в середине, когда сцена переключилась на бревенчатую хижину. Желуди отскакивают от потолка. Лишайник растет на руке Дефо. Природа посягает на них двоих. Как будто они пребывают в состоянии отчаяния — и ты, зритель, тоже.

Этот фильм прекрасно подойдет в качестве инсталляции с точки зрения операторской работы. В душе есть сцена, где вы можете видеть лицо Генсбур, но вы также видите капли воды, очень медленно падающие перед ней: это похоже на застывшее мгновение. Очень странное ощущение глубины. Это напоминало видеоинсталляции Билла Виолы. Эффект достигается за счет съемки на высокой скорости, съемки сотен кадров, а не нескольких. Когда отснятый материал воспроизводится с нормальной скоростью, вы видите все эти отдельные кадры одного момента. Есть несколько потрясающих кадров: например, олени, пытающиеся родить, и сцена, где из-за деревьев высовываются руки. Но вот другой кадр показывает тела в подлеске, едва спрятанные, и это своей очевидностью отвлекает от сюжета.

К сожалению, этот фильм оставляет вас совершенно неудовлетворенным. Это довольно убийственно по отношению ко всей человеческой природе. И, конечно же, женщина в конце концов получает это. Из всех дел, которые вы могли бы иметь, есть демонизированная мать, ведьма, которая, кажется, ставит свое сексуальное удовлетворение выше безопасности своего ребенка. Все это заставило нас задуматься, почему фон Триер посвящает фильм именно Тарковскому. Демоны Тарковского были совсем другими. Российские власти пытались подвергать его фильмы цензуре. Последние годы своей жизни он провел в изгнании из дома и семьи, которую любил. В том, что он делает, есть плотность, которая выходит за рамки жанра.

Антихрист (2009) | Коллекция критериев

Ларс фон Триер потряс мир кино своей премьерой фильма «Антихрист» на Каннском кинофестивале 2009 года. В этой графической психодраме убитые горем мужчина и женщина — жгучий Уиллем Дефо и победительница конкурса «Лучшая актриса Канн» Шарлотта Генсбур — уходят в свою хижину глубоко в лесу после случайной смерти их маленького сына, только чтобы найти ужас и насилие в глубине души. руки природы и, в конечном счете, друг друга. Но эта самая конфронтационная работа одного из самых противоречивых художников современного кино — не просто провокация. Это визуально возвышенное, эмоционально разрушительное путешествие в самые темные уголки одержимого человеческого разума; тревожная битва полов, противопоставляющая рациональную психологию вековым суевериям; и очень эффектный фильм ужасов.

  • Поделиться через фейсбук

  • Поделиться в Твиттере

  • Иконка Почта

  • Копировать ссылку

  • Дания
  • 2009
  • 108 минут
  • Цвет
  • 2,35:1
  • Английский
  • Позвоночник № 542

Особые возможности

Блю рей
1 диск

$31,96
Рекомендуемая розничная цена:
39,95 долларов США

DVD
2 диска
23,96 доллара США
Рекомендуемая розничная цена:
29,95 долларов США

  • Поделиться через фейсбук

  • Поделиться в Твиттере

  • Иконка Почта

  • Копировать ссылку

Смотреть сейчас

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ BLU-RAY, УТВЕРЖДЕННОГО РЕЖИССЕРОМ

Актеры и кредиты

Уиллем Дефо
org/Person»>
Он
Шарлотта Генсбур
Она
Директор
Ларс фон Триер
Сценарий
Ларс фон Триер
Производитель
Раскладушка Meta Louise
Исполнительный продюсер
Питер Албек Дженсен
Исполнительный продюсер
Питер Гарде
Оператор-постановщик/оператор
Энтони Дод Мантл
Директора по кастингу
Лео Дэвис
Директора по кастингу
Виктория Битти
Директора по кастингу
Антуанетта Була
Редактирование
Андерс Рефн
Звук
Кристиан Эйднес Андерсен
Производственный дизайн
Карл «Калли» Юлиуссон
Супервайзер визуальных эффектов
Питер Хьорт
Арт-директор
Тим Паннен
Художник по костюмам
Фрауке Фирл

Введение в издание Антихрист

Все те вещи, которым суждено умереть:

Антихрист

Сказать, что Ларс фон Триер занимается провокациями и полемикой, все равно, что сказать, что Джон Форд снял вестерн: очевидно, это правда, но это далеко не показатель важности режиссера. С тех пор, как «Элемент преступления» поляризовал критиков в Каннах в 19…

Ян Кристи

Эссе

9 ноября 2010 г.

Топ Рубена Эстлунда
10

Рубен Эстлунд является режиссером известных фильмов « Форс-мажор, » и « Площадь», последний из которых получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 2017 года.


21 декабря 2017 г.

Ты видел это?

Ужасное дорожное путешествие,

Бальтазар и пятьдесят влиятельных Карнавал душ

Как раз к Хэллоуину блог о путешествиях Atlas Obscura составил карту жутких мест съемок фильмов по всей Америке, в том числе кинотеатр в Пенсильвании, показанный в «Кляксе», и кафе в Вашингтоне, которое служит закусочной Double R Diner в «Твин Пике»…

Короткие дубли

28 октября 2016 г.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *