Популярное

Активное воображение может быть: Вопрос: Активное воображение может быть: : Смотреть ответ

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ | это… Что такое АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ?

– один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

   Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961). В обобщенном виде понимание этого метода было изложено им в лекциях, прочитанных в 1935 г. в Институте медицинской психологии при Тэвистонской клинике в Лондоне.

   Активное воображение напоминает собой фантазирование. Однако К.Г. Юнг использовал термин «воображение», а не «фантазия», тем самым подчеркивая значение не мимолетного впечатления, а целенаправленного творчества. Если фантазия является собственной выдумкой и «скользит по поверхности индивидуальных смыслов», то активное воображение вызывает к жизни типичные образы и символические события, функционирующие и развертывающиеся в соответствии с собственной логикой.

   Согласно К.Г. Юнгу, метод активного воображения сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; при этом необходимо устранить всякую критику и наблюдать происходящее с «абсолютной объективностью», только лишь фиксируя его; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; вызванный к жизни материал продуцируется в сознательные формы и вызывает потребность в чувственном или зрительном воплощении; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в понятную для человека форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надиндивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступными ценности, которыми богат его архитепический материал; проделанная человеком работа оказывает на него такое воздействие, благодаря которому вызываются изменения его позиции по отношению к себе, другим людям и миру в целом.

   Специфику метода активного воображения можно проиллюстрировать на примере, взятом К.Г. Юнгом из собственного опыта. Так, в детстве по выходным дням он посещал тетушку, жившую в доме, в котором было много цветных гравюр. На одной из них был изображен дед Юнга, сидящий на террасе своего дома. Маленький мальчик усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы. Хотя тетушка говорила ему, что дедушка никуда не идет, он по-прежнему сидит на своем месте, тем не менее маленький Юнг был убежден, что видел, как его дед спускался вниз.

   Приводя этот пример, К.Г. Юнг замечал: «Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, то она начинает двигаться: образ обогащается деталями, то есть картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы верите в это, вам приходит в голову, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно. Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного… Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного… И вот когда мы сосредотачиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю».

   К.Г. Юнг исходил из того, что метод активного воображения может быть продуктивным на завершающих этапах аналитической терапии, когда объективация образов оказывается способной занимать место сновидений. Вызванные активным воображением образы как бы предвосхищают сны, и материал сновидений иссякает. Сознание устанавливает связь с бессознательным, и получаемый в процессе анализа материал находит свое выражение в творческой форме, оказывается более содержательным, чем в сновидениях. Нередко сами пациенты испытывают потребность в эмоциональном или зрительном воплощении данного материала. На вербальном уровне это может вылиться в воображаемый разговор с другим человеком или персонажем, всплывшим из недр бессознательного. На невербальном уровне – в живописи, скульптуре, танце. Могут быть и иные способы выражения в форме письма, изложения на бумаге рассказа, стихотворения.

   В своей терапевтической деятельности К.Г. Юнг нередко просил пациентов выразить их материал активного воображения в форме рисунков. Он считал, что подобные рисунки выражают реальное психологическое состояние индивида и их можно использовать в целях установления диагноза заболевания. При работе с пациентами основатель аналитической психологии придерживался установки, в соответствии с которой рисунки чрезвычайно важны для них, их необходимо возвращать им, а копии оставлять у себя, чтобы иметь возможность размышлять над ними. При этом он исходил из того, что «суггестивное воздействие рисунка влияет на психологическую систему пациента и вызывает эффект, аналогичный тому, что сам пациент вкладывает в свой рисунок».

   Прибегая к активному воображению, напоминающему собой своего рода медитацию, К.Г. Юнг предупреждал в то же время, что этот метод подходит далеко не для всех пациентов и имеются такие больные, по отношению к которым «его применение будет ошибкой». Дело в том, что само по себе активное воображение может породить такой обильный бессознательный материал, с которым пациент не в силах справиться, в результате чего он не только не сможет разобраться в вызванных к жизни образах, но и растворится в них, окажется под их властью, будет испытывать беспокойство, что чревато обострением психического состояния. Негативный момент состоит и в том, что вместо подлинного понимания бессознательных образов возможно соскальзывание пациента в пропасть его собственных глубинных комплексов. Кроме того, содержимое бессознательного может вызвать у пациента лишь эстетический интерес, в результате которого больной окажется в тисках всепоглощающей фантасмагории. И наконец, активное воображение может способствовать освобождению присущего содержанию бессознательного сильного заряда, который в определенных обстоятельства способен подавить разум и овладеть личностью. К.Г. Юнг предупреждал, что метод активного воображения – это «не детская игрушка», он особенно опасен для больных с латентной формой шизофрении и, следовательно, при его использовании требуется строгий контроль со стороны опытного аналитика.

Поэтому использование метода активного воображения предполагает такую искусную работу аналитика, в процессе которой постоянно оказывается помощь пациенту по освоению им бессознательных обра-34 зов. Пациенту следует подсказывать параллели, имеющие место между его бессознательным материалом и элементами символизма, восходящими к средневековью, древним культурам, поскольку, как замечал К.Г. Юнг, больной может уяснить истинное значение архетипичных образов в качестве повторяющихся в истории человечества объективных фактов и процессов психики, а «не сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром». Смысл и значение этих образов проявляется лишь в процессе их интеграции в личность, духовную целостность, когда человек задумывается над их нравственными требованиями.

   

Активное воображение — Психологос

01 октября 2022 г., 21:23

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.

Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.

Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.

В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.

Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:

  • Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов
  • Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами
  • Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).
  • Аналитическая психология
  • Автор К.Г. Юнг
  • Психотерапевтические приемы

Комментарии (2):

Звездочка, 05 декабря 2015 г., 16:12

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а когда поэт творит лирический стих, находясь в особом эмоциональном состоянии, когда образы, фразы и рифмы возникают без особого усилия воли, непринужденно и легко, это пассивное воображение?

1

ответ

Гость, 26 ноября 2017 г., 22:02

Вдохновение. Высшая точка в процессе творчества. Скорее активное воображение, потому что человек бодрствует. Во сне — пассивное воображение, потому что образы возникают спонтанно и человек не может никак на них влиять, не может их остановить, управлять ими. В осознанных сновидениях бывает задействовано активное воображение.
Может, вдохновение стоит считать особым состоянием, не сном и не бодрствованием?

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное воображение подробнее

В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Архетип

​Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Персона

Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Примеры активного воображения

Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение).

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Трансцендентная функция

По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.

0Подробнее

Руководство по активному воображению — Льюис Коннолли

Священный символ яйца. Изображение из «Красной книги» Карла Юнга.

Активное воображение — это техника, разработанная Карлом Юнгом для доступа к бессознательному в бодрствующей жизни. Когда мы думаем о привлечении бессознательного, большинство из нас думают исключительно об анализе снов — процессе анализа наших снов и раскрытия того, чему они пытаются нас научить, в идеале с помощью обученного аналитика. Юнг считал, что наши сны состоят из материала нашего бессознательного.

Вы можете думать об этом так. Ваше бессознательное подобно отдельному автономному человеку, который живет внутри вас, который всегда слушает и наблюдает за всем, что вы делаете и говорите. Понятно, что иногда этот безмолвный свидетель может признать проблемы или возможности, которые вы (то есть ваше эго) упустили. Таким образом, этот безмолвный свидетель каждую ночь стремится общаться с вами через ваши сны, причем язык снов состоит из ассоциаций, символов, эмоционального заряда и т. д.

Хотя интерпретация сновидений является основным способом взаимодействия с бессознательным, Юнг также считал, что с бессознательным можно работать напрямую посредством того, что он называл активным воображением.

Эта техника начинается с расслабления ума. Юнг не дает конкретных указаний, как это сделать. Лично я считаю время перед сном наиболее благоприятным: мы чувствуем себя комфортно, расслаблены и можем позволить отвлечься от любых отвлекающих факторов в течение дня. Тогда мы начинаем с чего-то похожего на медитацию, мы пытаемся успокоить ум. Может быть полезно сосредоточиться на своем дыхании, сосредоточиться на ощущениях, которые мы ощущаем, когда тело вдыхает и выдыхает. В этом медитативном состоянии мы не пытаемся подавить свои мысли, мы просто позволяем им возникать; но мы их не задействуем, скорее, замечая их, мы мягко возвращаем внимание к дыханию.

Достигнув этого расслабленного состояния, мы можем приступить к активному воображению.

Прежде чем я углублюсь в эту кроличью нору и изучу, что это означает на практике, я должен сделать небольшое заявление об отказе от ответственности. Юнг часто говорил о том, что у них есть две половины жизни, первая половина — это то, где мы утверждаемся в мире, строим свою карьеру, наши семьи и сосредотачиваемся на окружающем мире. Во второй половине жизни мы можем обратить внимание на эти внутренние измерения себя, то есть проделать эту глубокую работу по привлечению бессознательного. Юнг считал, что выполнение этой более глубокой работы слишком рано, до достижения второй половины жизни, закрепления в мире и осознания того, кто мы есть в этом мире, может быть опасным. Я оставляю это на ваше усмотрение, но имейте в виду, что это упражнение подходит не всем.

Активное воображение начинается с образа. Может быть, образ, возникший у нас интуитивно, или образ из сна, что-то, что выделяется для нас как значимое. Все, что мы собираемся делать, это сидеть с этим изображением и наблюдать за тем, что происходит. Мы ждем спонтанных изменений. Как я уже говорил ранее, может быть полезно думать о бессознательном как об отдельной автономной личности, поэтому мы ждем, что это изменение произойдет не от нас, не от того, что мы можем захотеть наложить на образ, наших собственных мыслей. или будет, но скорее мы позволяем нашему молчаливому свидетелю произвести изменение. Это начало активного воображения.

Вместо простого изображения его можно расширить, чтобы охватить всю сцену из сна. Это то, что называется «мечтать о мечте вперед». Мы снова ждем, когда образы, диалоги, повествование сна развернутся сами по себе. Делая это, мы принимаем к сведению эмоциональный эффект этого контента. Точно так же, как может быть полезно вести записи своих снов в журнале сновидений (или записывать свои речи), точно так же ведите запись этого содержания по мере его создания. Делая это, мы развиваем более сильное ощущение различных аспектов самих себя, нашего эго (той части нас, сидящих за рулем), и нашего бессознательного, понимаемого как отдельное. Весь этот процесс, очерчивание различных аспектов нас самих, открытость тому, что сообщает бессознательное, — все это способствует тому, что Юнг называл «индивидуацией». Процесс осознания всего нашего Я. Процесс, позволяющий бессознательному войти в сознательное сознание.

Красная книга Юнга.

Сам Карл Юнг начал использовать эту технику примерно в 1913 году, когда ему было около тридцати восьми лет. Он назвал этот период своей «конфронтацией с бессознательным», периодом, когда он глубоко погрузился в свою богатую фантазию жизнь. Это включало в себя детские игры, рисование абстрактных работ и написание фантастических рассказов. Этот период внутренней работы в конечном счете завершился его тем, что Юнг назвал Liber Novus 9.0024, или, как его чаще называют, Красная книга. Красная книга была опубликована только в 2009 году, ее публикация ясно показала, что именно техника активного воображения находится в самом центре психологии Юнга.

Активное воображение проявляется по-разному у разных людей в зависимости от их личности (то есть их типологии). Это может найти выражение в таких средствах, как идеи или истории, для некоторых основное внимание уделяется изображениям, это могут быть картины, рисунки, это могут быть движения, танцы, театр, йога, это может быть первобытная игра в грязи или песке, это это может быть музыка, это может быть молитва, это может быть лепка или резьба по дереву. Это может принимать разные формы, но, как бы вы ни проявлялись, это опять же о том, чтобы позволить бессознательному управлять процессом, а не вашему собственному эго. Таким образом, существует порождающая часть активного воображения, где возникает содержание, и творческая часть, в которой мы придаем этому содержанию окончательное художественное выражение, сигнализируя бессознательному, что мы относимся к этой работе серьезно, что будет действовать как приглашение. в бессознательное, побуждая этот процесс продолжаться.

Когда у вас есть конкретное выражение этого творческого излияния, так же, как и в случае с содержанием сна, вам остается задача интерпретации произведения. Это делается путем усиления работы, попытки найти параллели в мифах, религии, сказках и т. д. Эти параллели позволяют нам раскрыть смысл того, что бессознательное пытается передать, в конечном счете, чему бессознательное пытается нас научить.

Юнгианские исследованияЛьюис Коннолли Карл Юнг, Активное воображениеКомментарий

0 лайков

Карл Юнг Активное воображение

Что такое активное воображение

Активное воображение
воображение — это метод усвоения бессознательного содержания (снов, фантазий и т. д.) посредством той или иной формы самовыражения.

Цель активного воображения — дать голос сторонам личности
(особенно

анима, анимус
и тень), которые обычно
не слышно, тем самым устанавливая линию связи между сознанием и бессознательным. Даже когда конечные продукты — рисование, живопись, письмо, скульптура, танец, музыка и т. д. — не интерпретируются, между творцом и творением происходит что-то, что способствует трансформации сознания.

Первая стадия активного воображения похожа на сон с открытыми глазами. Оно может происходить спонтанно или быть вызвано искусственно.

    В последнем случае вы выбираете сон или какой-либо другой фантазийный образ и концентрируетесь на нем, просто цепляясь за него и глядя на него. Вы также можете использовать плохое настроение в качестве отправной точки, а затем попытаться найти
    какого рода фантазийный образ он создаст или какой образ выражает это настроение. Затем вы фиксируете этот образ в уме, концентрируя свое внимание. Обычно оно меняется, так как сам факт его созерцания
    оживляет его. Изменения необходимо все время тщательно отмечать, поскольку они отражают психические процессы в бессознательном фоне, которые проявляются в виде образов, состоящих из сознательной памяти.
    материал. Таким образом, сознательное и бессознательное соединяются, подобно водопаду, соединяющему верх и низ. [Карл Юнг: Конъюнкция , CW 14, пар. 706.]

Второй этап, помимо простого наблюдения за образами, включает в себя сознательное участие в них, честную оценку того, что они означают о себе, и морально и интеллектуально обязывающее обязательство действовать в соответствии с ними.
идеи. Это переход от просто воспринимающей или эстетической установки к позиции суждения.