Популярное

А вшивый о бане: Кто про что, а вшивый про баню (о бане)

Кто про что, а вшивый про баню (о бане)

Происхождение, значение и употребление пословицы «Кто про что, а вшивый про баню (о бане)».

Каждый говорит о том, что его тревожит, волнует, что ему близко.

Каждый говорит о том, что его тревожит, волнует, что ему близко.


  • Голодной курице всё просо снится
  • У кого что болит, тот о том и говорит
  • Он семь лет все на одной дудке играет
  • Лиса и во сне кур считает. Одна дума — и та нейдет с ума

Это грубое выражение и ироничным оттенком употребляют по отношению к человеку, который придерживается в разговоре одной интересующей его темы. Иронический смысл пословицы понятен на фоне того отношения к бане, которое свойственно русским.

Одна из пословиц гласит: Баня — мать родная. И действительно, русские столь добротно моются и парятся в бане, что издревле это мытье напоминало своеобразные добровольные истязания.

Моющийся в бане поддаёт пару, плеская ковшом воду или квас на раскалённые камни в печи; залезает на полок, где особенно жарко, и хлещет себя распаренным берёзовым веником.

«И до того себя дохлестывают, — пишет древнерусский летописец о мытье новгородцев в бане-каменке, поразившем святого Андрея Первозванного, — что вылезают из бани едва живыми. Но, облившись холодной водой, они оживают вновь…» Такое мытьё запечатлено в поговорках задать баню, задать жару, устроить баню.

В сфере народной культуры баня занимает особое место и как строение, представляющее определённую опасность для человека. Баня считалась «нечистым» местом, используемым для колдовства, магии, гаданий, сделок с нечистой силой.

Кроме того, в этнокультурной сфере баня осмыслялась как место обитания злого и опасного для человека антропоморфного духа — банника (банного, баенника, байника).

Вполне вероятно, что образная основа известного ругательства «Иди ты в баню!«» сформировалась под влиянием представлений о бане как о «нечистом» месте, опасном для человека.

Можно также предположить, что русские пословицы и поговорки о бане каким-то образом соотносятся с её ролью в народной медицине. Приёмы «банного» лечения отличались особой радикальностью, граничащей с жестокостью.

Тем не менее для человека, которого одолевают вши, такое здоровое и сладкое «мучение» столь желанно, что он не устаёт беспрестанно о бане говорить.

Баня — мать наша: кости расправит и всё тело поправит.

Народная мудрость

ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ!

Случайная статья

Дойти до ручки

26 марта 2020

Идти [нога] в ногу

13 сентября 2022

Син (Нанна)

20 марта 2021

Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать

06 ноября 2018

Лель

09 марта 2021

Кто про что, а вшивый про баню (русская поговорка): ctakan_divanych — LiveJournal

Давно я на эту тему не писал, а стоило бы. И, дело не в том, что в завязке или писать не о чём. Просто события последних лет как-то увлекли украинской и прочей политической тематикой. А, ведь, тема стакана, застолья охватывает, если уж не каждого, то очень и очень многих.

Об этом сложено немало песен, анекдотов, баек, гневных обличительных статей, как о безусловном вреде. Вот о вреде и поговорим. Вернее, о вреде искусственно созданном. Не секрет, что многие употребляющие алкоголь достаточно регулярно, постепенно слабеют и сдают в битве с зелёным змием. Кто-то раньше, кто-то позже, но результат один. Печень становится не та, не успевает перерабатывать привычные объёмы без особых последствий. Память начинает слабеть, хотя пьющий списывает это на возраст. Нервная система также становится менее устойчивой к внешним обстоятельствам. Появляются депрессии, бессонница, тревожное состояние. Психиатры называют это хандрой, которая происходит от ритма жизни, неурядиц, авитаминоза и прочих неприятностей. При этом сами же признают, что лучшего антидепрессанта, как алкоголь, ещё не придумано.

Таким образом можно констатировать, что хроническая депрессия с наибольшей вероятностью переходит в хронический алкоголизм. Но, как же не допустить этого. Оно понятно, не всякий алкоголик признается в своих переходных ощущениях. Но, есть же такие, которые, как им кажется, своевременно пытаются с этим самостоятельно бороться. И всяк по-своему. Я, например, закрываюсь от всего мира и не выхожу в него до состояния устойчивого сознательного противления этому пороку. Кто-то погружается в работу. Другим нужна бригада «Скорой» с капельницами и соответствующей диспансеризацией. Третьим достаточно скандала с близкими, и под давлением обстоятельств включается воля. Одним словом, разные случаи, разные методы.

О существовании этой проблемы, как навязанной, мне рассказал один мой знакомый при задушевной беседе за кружкой пива.Когда-то лет несколько назад он не на шутку задвигал. Буквально запоями. Разваливающаяся семья не могла воздействовать, остановило лишь происшествие с его сыном, который по такой же пьяни угодил на «зону». Мужик понял, что что-то идёт не так, и если не прекратить этот угар, может произойти что-нибудь и вовсе непоправимое. Поговорил с врачом, тот посоветовал пройти курс лечения. «Прочистим кровь, прочистим печень. Пропьешь курс лекарств от депрессии, восстанавливающих сон, спокойное состояние»… Мужик согласился. Теперь говорит, что если бы знал, что это клеймо на всю жизнь, ни за что бы не пошёл. А через год ему менять права. И в какие деньги ему это встанет, одному Богу известно.

И теперь складывается интересная картина. Человек решил избавиться от пагубной привычки, излечиться от алкоголизма, стать нормальным членом общества, хорошим семьянином, возможно даже, членом профсоюза), пошёл не к каким-нибудь шарлатанам, а к специалистам и … оказался у них на крючке. То есть на учёте у нарколога. Кажется, я начинаю понимать, почему ни один алкоголик никогда не сознается в своём пагубном недуге. По-моему, легче сознаться в сифилисе или гонорее, чем в алкогольной зависимости. Поскольку, сразу же можешь забыть о праве управления любыми транспортными средствами. О лицензии охранника, охотника… (Сколько же по стране анонимных алкоголиков с оружием в руках управляющих транспортом!?) Кстати, о трудоустройстве на предприятие, где требуется медицинская комиссия, также можно смело забыть.

Вот только вопрос, кому это интересно? Государству? Которое в лице кадровиков вынуждено определять алкашей по лицу. Алкашам, которые с удовольствием бы сами лечились, если бы не боялись оказаться заклеймёнными на всю оставшуюся жизнь, как английские миледиуинтер? Или это всё таки лобби врачебной мафии, стремящейся оставить для себя побольше коррупционных возможностей? Не они ли составляют армию всяких шарлатанов, расклеивающих на всех столбах свои «вывод из запоя на дому» и торгующих сомнительными средствами «стопроцентно за один курс» излечивающими от алкоголизма?

На месте власти я бы не отмахивался от этого наследия прошлого. Поскольку пьющих в России никак не меньше пенсионеров. И эти люди уже в беде. Тем более, что пенсионерство, если и случилось, то уже не лечится, а вот алкоголик ещё имеет какие-то перспективы. Тут я не побоюсь ленинского агхиважно оказывать государственную поддержку хотя бы тем, кто действительно хочет излечиться. И, если устранить советскую практику клеймения лечившихся, а тем более излечившихся, то желающих окажется неизмеримо много. Возможно, даже, неожиданно много.

П.С. Ознакомиться с работами автора по теме можно здесь.

Уинстон С. Черчилль о ваннах и ваннах

«Вшивый»: Уинстон С. Черчилль о ваннах и ваннах

Комментарии

Вопрос: «Лежать в собственной грязи»?

Несколько часов я провел безрезультатно, пытаясь найти цитату Черчилля о купании. Я интерпретирую его замечание: «Зачем стоять, если можно сесть?» как предполагая, что он предпочитал бани душам, но вспомним, что, когда он был в России, он сказал , что ванна там была «все равно что лежать в собственной грязи». Он сказал это? Причина моего интереса в том, что я хочу отказаться от ванны на месяц и хотел бы заручиться помощью кого-то вроде сэра Уинстона. —ПП, Великобритания

A: Нет, и он, вероятно, не одобрит…

Надеюсь, ты не отказываешься от душа! Увы, я не могу найти упоминаний о «валянии в собственной грязи» или подобных фразах. Я провел поиск в цифровом справочнике проекта Черчилля колледжа Хиллсдейл, где содержится 100 миллионов слов, написанных Черчиллем и о нем. Это не диспозитив: он, конечно, мог острить о русских ваннах коллеге, чей аккаунт ускользнул из нашей сети. С другой стороны, зафиксировано случаев его купания в таких местах, как Ялта или Москва. Грязный он или нет, но русские кадки его явно не остановили. После возвращения с Ялтинской конференции ему действительно дезинфицировали одежду — но это была отдельная проблема!

Ведущий сторонник бань

Черчилль был известным купальщиком — дважды в день, когда у него было время. 8 декабря 1900 года, начиная свой лекционный тур по Северной Америке, он выступил в Нью-Йоркском пресс-клубе. «Англию и Америку разделяет великий океан соленой воды, — заявил он, — но их объединяет вечная ванна из мыла и воды».

Баня была привычкой на всю жизнь. Даже во время пребывания в диких уголках Африки или в траншеях Фландрии ванна могла быть найдена или упакована с собой. Санитарных заставляли наполнять ванны горячей водой, поскольку Черчилль предпочитал точную температуру: 98 градусов. В ванне WSC практиковал «полное погружение», как баптистские крестины. Он звучал как морская свинья, выпуская пузыри на выдохе. В Чартвелле это иногда приводило к тому, что ванна переполнялась, заливая коридор нижнего этажа. После нескольких подобных происшествий сантехник установил дренажный канал в основании своей ванны. Известный дворецкий Фрэнк Сойерс был потрясен его привычками купаться и часто кричал: «Дорогой, дорогой, мистер Черчилль». (Это было примерно так же резко, как Сойерс.)

«ПАРЛАМЕНТСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ»

Черчилль не колеблясь применял свои правила купания к другим. Одной из жертв стал Хью Гейтскелл, министр топлива и энергетики в лейбористском правительстве 1945–1951 годов. В 1947 году, когда энергии не хватало, Гейтскелл призвал к экономии воды. «Лично я сам никогда не принимал много ванн, — сказал он в Палате общин, — и я могу заверить тех, кто имеет привычку принимать много ванн, что это не имеет большого значения для их здоровья, если они меньше.»

Черчилль счел это возмутительным. Гейтскелл бросал вызов жизненным привычкам и торжественным убеждениям WSC. Он быстро поднялся со своего углового места под сходнями на скамьях оппозиции:

Г-н Спикер: Когда министры Короны говорят так от имени правительства Его Величества, премьер-министру и его друзьям не нужно удивляться, почему они становятся все более неприятными. Я даже спрашивал себя, размышляя над этими вопросами, допустите ли вы, господин спикер, слово LOUSY в качестве парламентского выражения по отношению к Администрации, при условии, конечно, что оно употребляется не в презрительном смысле, а чисто как одно фактическое повествование.

Дальнейшее чтение

«Дейли Черчилля (или: вы больше не можете получить хорошую помощь)», 2020

Поделитесь этой статьей:

Взаимноза
28 января 2006 г.

21:36 по восточноевропейскому времени

По

Дэвид Дорадо Ромо

Мексиканские контрактники проходят медицинский осмотр перед опрыскиванием пестицидами, ок. 1942. Дезинфекция на границе США и Мексики продолжалась до конца 1950-х годов.

Предоставлено Карлосом Марентесом, Архив Proyecto Bracero, Centro de Trabajadores Agricolas Fronterizos, Эль-Пасо


скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Карлосом Марентесом, Архив Proyecto Bracero, Centro de Trabajadores Agricolas Fronterizos, Эль-Пасо

Мексиканские контрактники проходят медицинский осмотр перед обработкой пестицидами, ок. 1942 г. Дезинфекция на границе США и Мексики продолжалась до конца 1950-х гг.

Предоставлено Карлосом Марентесом, Архив Proyecto Bracero, Centro de Trabajadores Agricolas Fronterizos, Эль-Пасо

Телеграмма мэра Эль-Пасо Тома Ли главному хирургу США с призывом ввести полный карантин для лиц, пересекающих мексиканскую границу.

USPHS, Национальный архив


скрыть заголовок

переключить заголовок

USPHS, Национальный архив

Телеграмма от мэра Эль-Пасо Тома Ли главному хирургу США с призывом ввести полный карантин для пересечения мексиканской границы.

USPHS, Национальный архив

Мексиканцы ждут, когда их купают и дезинфицируют на карантинном заводе на мосту Санта-Фе, 1917 год.

USPHS, Национальный архив


скрыть заголовок

переключить заголовок

USPHS, Национальный архив

Мексиканцы ждут купания и дезинсекции на карантинном заводе на мосту Санта-Фе, 1917.

USPHS, Национальный архив

Чертежи завода по дезинфекции в Эль-Пасо, 1916 год.

USPHS, Национальный архив


скрыть заголовок

переключить заголовок

USPHS, Национальный архив

Чертежи завода по дезинфекции в Эль-Пасо, 1916 год.

USPHS, Национальный архив

Паровая сушилка использовалась для стерилизации одежды на мосту Санта-Фе, 1917 год.

USPHS, Национальный архив


скрыть заголовок

переключить заголовок

USPHS, Национальный архив

Паровая сушилка использовалась для стерилизации одежды на мосту Санта-Фе, 1917 год.

USPHS, Национальный архив

Синко Пунтос Пресс

Бунты в ваннах

МОЙ ИНТЕРЕС К бунтам в ваннах Эль-Пасо-Хуарес не начался с чего-то, что я читал ни в одной книге по истории. Большинство историков забыли об этом малоизвестном происшествии, произошедшем на границе в 1917. Впервые я услышал о политике правительства США, спровоцировавшей эти беспорядки, когда еще учился в старшей школе. Однажды вечером во время семейного ужина моя двоюродная бабушка Адела Дорадо поделилась с нами своими воспоминаниями о своем опыте молодой женщины во время мексиканской революции. Она вспомнила, что американские власти регулярно заставляли ее и всех других мексиканцев из рабочего класса принимать ванну и опрыскиваться пестицидами на мосту Санта-Фе всякий раз, когда им нужно было пересечь границу Соединенных Штатов. Моя двоюродная бабушка, работавшая горничной в Эль-Пасо во время революции, рассказала нам, что чувствовала себя униженной из-за того, что с ней обращались как с «грязной мексиканкой». Она рассказала, как однажды американские таможенники пропустили ее одежду и обувь через большую секадору (сушилку), и ее обувь расплавилась.

Много лет спустя, в ходе исследований для этой книги в Национальном архиве в Вашингтоне, округ Колумбия, я наткнулся на несколько фотографий, сделанных в 1917 году в Эль-Пасо. На фотографиях, которые были частью записей общественного здравоохранения США, были показаны большие паровые сушилки, используемые для дезинфекции одежды пересекающих границу на мосту Санта-Фе. Вот это было.

Но я также неожиданно обнаружил в Национальном архиве другую информацию, которая вывела личные воспоминания моей двоюродной бабушки за рамки семейных знаний или микроистории. Эти записи указывают на связь между дезинфицирующими средствами таможни США в Эль-Пасо-Хуаресе в 20-х годах и Desinfektionskammern (камерами дезинфекции) в нацистской Германии. Документы показывают, что с 19 в.В 20-х годах американские официальные лица на мосту Санта-Фе дезинфицировали и опрыскивали одежду мексиканцев, направляющихся в США, Циклоном Б. Фумигация проводилась в той части здания, которую американские официальные лица достаточно зловеще назвали «газовыми камерами». Я обнаружил статью, написанную в немецком научном журнале, изданном в 1938 году, в которой особенно восхвалялся метод Эль-Пасо по окуриванию мексиканских иммигрантов с помощью Циклона Б. В начале Второй мировой войны нацисты использовали Циклон Б в качестве фумигационного агента на немецких пограничных переходах и в местах сосредоточения. лагеря. Позже, когда «Окончательное решение» вступило в силу, немцы нашли более зловещее применение этому чрезвычайно смертоносному пестициду. Они использовали гранулы Циклона Б в своих газовых камерах не только для уничтожения вшей, но и для уничтожения миллионов людей. Но это другая история.

Вместо этого наша история начинается с рассказа о беспорядках в ванне 1917 года на мосту Санта-Фе. Это история о травмирующей разлуке, событии, которое, возможно, лучше всего олицетворяет год, когда граница между Эль-Пасо и Хуаресом в воспоминаниях многих его граждан закрылась навсегда.

***

ВОССТАНИЕ МЕКСИКАНСКИХ АМАЗОНОК У МОСТА САНТА-ФЕ

«Солдаты были бессильны».
—The El Paso Herald

Газета EL PASO TIMES описала лидера бунтов в Бате как «рыжеволосую амазонку». Она вызвала восстание против политики, которая на десятилетия изменила ход истории Эль-Пасо и Хуареса. Некоторые даже считают ее фронтеризой Розы Паркс, но ее имя в основном забыто. «Амазонкой» была Кармелита Торрес, 17-летняя горничная из Хуареса, которая каждое утро пересекала международный мост Санта-Фе в Эль-Пасо, чтобы убирать американские дома. В 7 часов 30 минут 28 января 19 г.17 января, когда таможенники на мосту попросили Кармелиту выйти из троллейбуса, принять ванну и продезинфицировать бензином, она отказалась. Вместо этого Кармелита вышла из электрического трамвая и убедила 30 других женщин-пассажиров выйти вместе с ней и продемонстрировать свое несогласие с этим унизительным процессом. К 8:30 утра к ней присоединились более 200 мексиканских женщин и перекрыли все движение в Эль-Пасо. К полудню пресса оценила их число в «несколько тысяч».

Демонстранты двинулись группой к дезинфекционному лагерю, чтобы позвать тех, кто подверг себя унижению в процессе дезинсекции. Когда сотрудники иммиграционной службы и службы здравоохранения попытались разогнать толпу, протестующие забросали американцев бутылками, камнями и оскорблениями. Таможенник получил удар по голове. Командующий фортом Блисс генерал Белл приказал своим солдатам прибыть на место происшествия, но женщины насмехались над ними и продолжали уличный бой. Газеты сообщали, что «амазонки» ударили сержанта Дж. М. Пека камнем по лицу и рассекли ему щеку.

Протестующие легли на рельсы перед троллейбусами, чтобы не дать им двигаться. Когда трамваи были остановлены, женщины вырвали контроллеры двигателей из рук водителей. Один из водителей попытался вернуться на американскую сторону моста. Три или четыре женщины-бунтовщицы цеплялись за него, пока он пытался убежать. Они избили его изо всех сил и поставили ему синяк под глазом. Другой водитель предпочел спрятаться от мексиканок, забежав в китайский ресторан на Авенида Хуарес.

Карранцистский генерал Франсиско Мургиа прибыл со своими отрядами смерти, чтобы подавить женский бунт. Кавалерия Мургии, известная как «Эскадрон де ла Муэрте», была довольно устрашающей. Они носили знаки отличия с изображением черепа и скрещенных костей и были известны тем, что не брали пленных. Кавалеристы обнажили сабли и направили их на толпу. Но женщины не испугались. Они издевались, улюлюкали и нападали на солдат. «Солдаты были бессильны», — сообщила газета El Paso Herald.

ШЕЛКОВОЕ БЕЛЬЕ МЭРА

МЭР ЭЛЬ-ПАСО Том Ли-старший носил шелковое нижнее белье. Эта часть секретной информации была передана много лет спустя его сыном Томом Ли-младшим Адаиру Марго во время интервью, которое сейчас проводится в Институте устной истории при UTEP. Причиной своеобразного выбора мэром нижнего белья был не экстравагантный дендизм, а, скорее, его глубоко укоренившийся страх заразиться тифом от мексиканских иммигрантов. Хороший друг мэра, доктор Клутц, сообщил ему, что тифозные вши не прилипают к шелку.

Том Ли-старший — в шелковом нижнем белье и прочем — представлял новый тип англоязычных политиков в «эру прогресса». Тогда прогрессивный не обязательно означал либеральный. В случае с Леа «прогресс» означал, что он очистит город.

И Том Ли был определенно одержим чистотой. Он избавился бы от старого «кольца» «грязных и коррумпированных» политиков, таких как действующий мэр ирландского католика Чарльз Келли и его мексиканские сторонники, которые незаконно платили избирательные налоги за большое количество мексиканцев Эль-Пасо и хуаренсов. (Подушные налоги использовались для того, чтобы гарантировать, что большинство американцев из рабочего класса мексиканских американцев были исключены из избирательного процесса.) С помощью войск Першинга он разрушит сотни «зараженных микробами» глинобитных домов в Чиуауите и заменит их американскими домами. построены кирпичные постройки. При администрации Леа Эль-Пасо принял первое в США постановление против мексиканской конопли или марихуаны — наркотика, который в тогдашнем сознании ассоциировался с мексиканскими революционерами.

Том Ли месяцами отправлял письма и телеграммы официальным лицам Вашингтона с просьбой ввести полный карантин для мексиканцев на границе. Он хотел, чтобы «карантинный лагерь» содержал всех мексиканских иммигрантов в течение периода от 10 до 14 дней, чтобы убедиться, что они свободны от тифа, прежде чем им будет разрешено въехать в Соединенные Штаты. Местные чиновники службы здравоохранения расценили просьбу мэра как крайнюю.

«Мэр Ли (так в оригинале) хочет полного карантина против Мексики. Когда мэр Ли взволнован, он всегда телеграфирует кому-нибудь в Вашингтон. В последний раз, когда это произошло, он отправил сообщение президенту», — пожаловался доктор Б. Дж. Ллойд сотрудник службы здравоохранения, дислоцированный в Эль-Пасо.

«Сыпной тиф сейчас не представляет и, вероятно, никогда не будет серьезной угрозой для нашего гражданского населения в Соединенных Штатах», — объяснил Ллойд главному хирургу США. «Вероятно, во многих наших крупных городах сейчас сыпной тиф. Я против идеи (карантинных лагерей) по той причине, что игра не стоит свеч».

Вместо карантинных лагерей Ллойд предложил создать заводы по обезвреживанию вшей. Вторя расистским высказываниям мэра Эль-Пасо, Ллойд сказал своему начальству, что он «весело» готов «купать и дезинфицировать всех грязных, паршивых людей, которые приезжают в эту страну из Мексики».

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *