Триада Роджерса

15.02.2012

Роджерс (Rogers С. R.), автор клиент-центрированной психотерапии, указывает на необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, которые в целом достаточны независимы от частных характеристик самого пациента. Среди них он называет 3 условия, относящиеся к личности психотерапевта.

1. Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом. Конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта означает необходимость правильной символизации психотерапевтом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании (все, что потенциально доступно сознанию) и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означает, что каждый стимул, внутренний или из внешней среды, не искажается защитным механизмом (как относительно эмоциональной окраски, так и относительно воспринимаемого значения). Форма, цвет или звук из окружающей среды, или следы памяти из прошлого, или висцеральные ощущения, страх, наслаждение, отвращение и т. д. — все это вполне доступно для индивидуального сознания. Осознание — это символическая репрезентация, не обязательно в виде вербальных символов, некоторой части опыта.

Когда Я-переживание (т. е. информация о воздействии сенсорных или висцеральных событий в данный момент) символизируется правильно и включается в Я-концепцию (представление о себе самом), тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У личности, открытой для опыта, Я-концепция символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психотерапевт переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает лишь принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и психотерапия не будет полноценной. Не следует ожидать от психотерапевта, чтобы он всегда был конгруэнтной личностью. Достаточно, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным индивидом он целиком и полностью был бы самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.

2. Психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту. Обычно в определение положительной оценки входят такие понятия, как сердечность, расположение, уважение, симпатия, принятие и др. Безусловно положительно оценивать другого — значит оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают определенные его поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие, признание индивида не зависят от них. Психотерапевт ценит личность пациента в целом, он в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам пациент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

3. Психотерапевт эмпатически воспринимает пациента. Обладать эмпатией — означает воспринимать субъективный мир, охватывающий весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний другого, доступных сознанию в данный момент, воспринимать правильно, с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что это «как если бы» (если это условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации). Знания субъективного мира пациента, полученные эмпатически, приводят к пониманию основы его поведения и процесса изменения личности.

При отсутствии этих трех условий психотерапевтический процесс не может быть полноценным.

Каждый психотерапевт отвечает этим условиям до некоторой определенной степени, и, как замечает Роджерс, «одни несовершенные люди способны оказывать психотерапевтическую помощь другим, также несовершенным людям»; однако чем более выражены эти условия, тем более успешным будет психотерапевтический процесс и тем более значительной будет степень происходящей при этом интеграции личности.

Ключевые слова: Роджерс

Источник: Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Материалы по теме

Гуманистические теории личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Психотерапия Карла Роджерса

Линде Н.Д., Основы современной психотерапии

Теория личности Роджерса

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Гуманистический подход

Основные идеи и особенности гуманистической психологии

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Клиент центрированный подход Роджерса

Осипова А.А., Общая психокоррекция

Экзистенциально-гуманистическая психология

Козлов В. В., Интегративная психология

Клиент центрированная терапия Роджерса

Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии

3 Основные переменные, триада Роджерса:

  1. Эмпатия – способность вчувствоваться
    во внутренний мир другого человека,
    понимать его так, как он сам себя понимает
    ( в противовес интерпретации).

  2. Безусловное положительное отношение
    к пациенту, безусловное принятие;
    отношение к пациенту как к безусловной
    целостности ( в противовес нейтральности).

  3. Собственная конгруэнтность психотерапевта
    – истинность поведения психотерапевта
    ( в противовес закрытости психоаналитика).

Все части триады – полемика с психоанализом.

Предпосылки гуманистической психологии:

  1. Экзистенциальная психология

  2. Феноменологический, описательный
    подход. Понимание человека за счет
    вчутвования в его внутренний мир

  3. Восточная философия – единение души
    и тела.

Разговорная психотерапия – это немецкое
название клиенто-центрированной терапии
Роджерса.

«вставить в таблицу, которая в тетради…»

1. Основные жалобы

Раздражение, отчуждение (прежде всего
от самого себя)

2. Концепция патологии

Невозможность самореализации, нарушение
личностностной целостности,
неконгруэнтность Я-концепции и опыта.

3. Концепция здоровья

Актуализация потенциального:
самораскрытие, самореализация,
осознание собственной личности,
спонтанность.

4.Вид изменения

Немедленный опыт: ощущение и чувство
данного момента,

Т. е.
спонтанное выражение опыта

5. Временной подход и фокусировка

Антиисторический: момент явления

6. Вид лечения

короткое, но интенсивное

7. Задача терапевта

Взаимодействовать в атмосфере взаимного
принятия с целью вызвать самовыражение
(соматическое, психологическое,
духовное)

8. Основные приемы

Encounter ( Столкновение,
Встреча)

9. Модель лечения

Экзистенциальная : человек-человек,
взрослый-взрослый, т.е. союз людей
(эголитарный союз).

10. Природа отношений при лечении

– реальные и первостепенные для
лечения: реальные отношения

11. Роль и позиция терапевта

Фасилитатор : инициатор взаимодействия
(помощник).

Взаимнорешающие.

Сознание

Регуляция поведения

Основные лечебные факторы 3х
направлений психотерапии

Факторы

Концепция лечения

Дополнительные роли и функции

Эмоциональное переживание

«Для
психических заболеваний вообще полезно
все то, что здорово возбуждает дух»
(Авэл Корнелий ….)

Повышение уровня возбуждения и ответные
реакции на воздействие.

«Размораживание» эмоций.

Выражение
чувств.

Устанавливает необходимый эмоциональный
уровень для восприимчивости к
воздействиям и изменениям.

Способствует восприимчивости пациента,
снижая сопротивление и защиту.

Упрощает катарктических (катарсис)
выход подавляемого материала.

Может
оказывать глубок эффект короткий
период времени.

Овладение познанием.

«Душа
вылечивается определенными магическими
формулами и этими формулами является
прекрасные доводы». (Платон)

Приобретение и интеграция новой
информации, новых представлений,
убеждений и знаний.

Стимулирование
к самопознанию и понимаю себя и других.

Предоставляет информацию о
психотерапевтическом процессе,
позволяет понять цели психотерапии,
собственную роль и участие.

Предоставляет необходимые знания для
организации и интеграции изменений.

Устанавливает
или восстанавливает эмоциональный
баланс и регулирующую функцию Эго.

Регуляция поведения

«Чтобы
что-то делать привычкой – делай это,
чтобы не делать что-нибудь привычкой
– не делай этого, чтобы избавиться от
привычки – делать что-нибудь другое
вместо этого». (Эпиктет)

Изменение и модификация поведенческих
реакций.

Управление
и контроль действий и привычного
поведения.

Дает практическое и ощутимое применение
достигнутым изменениям.

Позволяет практически целенаправленно
и целесообразно овладеть специфическими
проблемами.

Усиливает
терапевтическое обучение посредствам
повторений и продолжительной практики
нового поведения.

26.03 – семинар в 10-00 (ауд.35)

9.04. – семинар в 10-00

23.04 – практика!!! (1,2 пара)

Реферат сдать до 14го мая.

26.03.12.

Групповая
психотерапия.

Ошибки:

  1. Использование любого психотерапевтического
    метода трактуется как групповая
    психотерапия.

  2. Групповую психотерапию иногда
    рассматривают как самостоятельное
    теоретическое направление в психотерапии.

  3. Пытаются рассматривать отдельно задачи
    индивидуальной (внутриличностные
    конфликты) и групповой психотерапии
    (конфликты в сфере межличностных
    отношений). – ЭТО НЕПРАВИЛЬНО!

Г.П. — Не есть использование любого
метода, не является самостоятельным
теоретическим направлением, не имеет
задач в рамках определенного подхода

● Г.П. – это метод, основанный на
использовании групповой динамики в
лечебный, психотерапевтических целях.

«Групповая динамика – как жизнь
группы, результат столкновения ее
участников».

Групповая динамика – это учение о
силах, структуре и процессах, которые
действуют в группах.

Характеристики группы:

  1. До 20ти человек (ограниченный размер).
    Малая группа 6-8, средняя группа 8-20, от
    20- большая группа. Но для групповой
    психотерапии 20 – уже много.

  2. Непосредственные контакты

  3. Распределение ролей и позиция

  4. Определенная взаимозависимость и
    взаимосвязь участников

  5. Общие цели, ценности и нормы

  6. Постоянный состав участников.

Групповая динамика – это совокупность
всех взаимоотношений и взаимодействий
между участниками группы, включая и
группового психотерапевта.

Процессы, элементы групповой динамики:

— групповая индукция (один человек
заражает своим поведение других)

1) Цели и задачи группы. Не
информирует о задачах – это в психотерапии,
направленность на выработку задач
задает первоначальную активность.

  1. Групповые нормы. Нормы не
    привносятся психотерапевтом вначале
    (как в тренинге), нормы совместно
    вырабатываются. На начальном этапе
    важно наличие анти-терапевтических
    норм (спонтанные высказывания и т.д.)

  2. Структура группы, проблема роли и
    проблема лидерства
    . Структура
    одновременно формальная (задана
    изначально) и неформальная (формируется
    постепенно).

● Роль – позиция, которую занимает
участник.

1958 год, Шиндлер, 4 основные роли в
группе
: 1. Альфа-роль
– роль лидера, который импонирует группе
и побуждает ее к активности, придает ей
решительность, направляет ее. 2.
Бетта-роль
– роль эксперта;
анализирует, достаточно отстраненные,
настроены рационально. 3. Гамма-роль
– легко приспосабливающиеся члены
группы, следуют за лидером (этакие
конформисты). 4. Амега — роль
те, кто отстает от группы. Групповые
роли имеют колоссальное диагностическое
значение.

Роль – это защита, стереотипы
поведения, выполняя которые, мы будем
успешны; роль говорит как нужно себя
вести.

● Проблема лидерства: есть ли в группе
лидера, какие его отношения с формальным
лидером (с психотерапевтом), проблема
конкуренции (соперничества). Важно
определить ЗА ЧТО ИМЕННО соперничество.

  1. Групповая сплоченность –
    привлекательность группы для ее
    участников; характеристика взаимоотношений
    между пациентом и группой. Силы, которые
    цементируют группу и не дают ей
    развалиться. Чем выше Г.С – тем группа
    более эффективна.

  2. Групповое напряжение
    деструктивные силы, которые могут даже
    развалить группу, но являются обязательным
    условием ( если напряжения не будет
    вообще – то группа превратиться в
    «приятную компанию», которая не будет
    иметь никакого смысла).

Терапевтическая триада

Послушайте

практика
Эшли Хеслоп

1. Подлинность
Искренность относится к набору установок и поведения консультанта.
важно для процесса консультирования на высоком уровне. Консультант может научиться
быть искренним, имея поведенческое понимание того, что значит быть
подлинное, вместе с моральным качеством, которое по существу является человеческим
ценить.
В терапевтической триаде искренность является важной частью
процесс общения. Настоящий человек — это тот, кто просто пытается быть
себя/себя. Этому человеку комфортно со всеми своими
взаимодействия, и ему не нужно приспосабливаться или менять роли, чтобы быть
приемлемо для других.

В отношении консультирования, Rogers and Traux
описывают искренность следующим образом: Терапевт — это то, чем он/она является во время
встреча с клиентом. Он/она без фасада. Это включает в себя
элемент самосознания и способен сообщать о своих чувствах
соответственно. Это означает, что он/она вступает в непосредственный контакт с
своего клиента, встречаясь с ним лично. Это значит
что консультант остается самим собой и не отрицает
себя/себя.

Короче говоря, основа всего терапевтического
процесс заключается в установлении реальных отношений между
консультант и клиент. Степень, в которой консультант может быть
честный с собой и, таким образом, с клиентом устанавливает это
основа.

Некоторые качества, входящие в состав
подлинности являются:

Профессиональная роль : Отношение к другим и
помощь другим является частью жизни консультанта. Таким образом, в лучшем случае
консультанты должны быть свободны от ролей, что означает, что консультант должен
не использовать фасад, чтобы защитить себя или каким-либо образом обмануть
клиент.

Спонтанность : Настоящий человек
спонтанный и свободный, но не импульсивный. Квалифицированный советник это
тактичный, не ставит фильтр между своей внутренней жизнью и тем, что
он / она высказывается другим и настойчив в процессе консультирования
не проявляя агрессии.

Без защиты : Настоящее лицо не
защищается и осознает свои сильные и слабые стороны. Когда
клиент намеренно негативно относится к консультанту,
он/она продолжает понимать, что клиент думает и чувствует,
и продолжает с ним работать. Таким образом, настоящий советник дома
с самим собой и может честно рассматривать негативную критику.

Согласованность: У настоящего консультанта мало
несоответствия и не имеет одного набора значений для каждой ситуации
он/она сталкивается с. Настоящий советник тактичен, и это
исходит из силы, которую консультант имеет внутри себя.

Самостоятельный обмен: Настоящий консультант
способен к глубокому самораскрытию. Этот самообмен осуществляется в
подходящее время, чтобы помочь клиенту. Это следует делать по порядку
достижение целей в процессе консультирования. Открытость
Консультант также позволяет клиенту рисковать собой. Таким образом
Консультант раскрывает свою защиту, чтобы сделать все отношения
аутентичный, который является важным этапом в построении аутентичности в
жизнь.

2. Несобственное тепло
Этот термин используется для описания чувствительности, дружелюбия и
рассмотрение со стороны консультанта. Проявление личной теплоты
основа эффективных консультативных отношений. Карл Роджерс предпочитает
назовем это качество безусловным положительным отношением. Траукс и Кархафф
обнаружили, что несобственническая теплота эффективна в качестве консультирования.
ингредиент и чем выше уровень этой переменной, тем больше
у клиентов были отмечены признаки конструктивного изменения личности.
Уважение к клиенту основано на том факте, что клиент является
человек, и его следует уважать как такового.

Это показывает клиенту, что он достоин
уважение и важно для консультанта, а не просто еще один
пациент в дневном графике.

Несобственное тепло также выражает
готовность консультантов быть рядом с клиентом. Рауш и Бордин
предположить, что есть некоторые критические компоненты, участвующие в
передача нестяжательного тепла.

К ним относятся приверженность консультантов,
усилие консультантов понять клиента и спонтанность. Три
компоненты указывают на то, что усилия консультантов направлены на то, чтобы понять
клиент, который передает уважение и теплоту, и который является главной связью
между консультантом и клиентом. Консультант, который общается
несобственническая теплота и понимание имеют наибольший успех в
консультирование. В конечном счете, это опыт клиентов
несобственное тепло, которое действительно имеет значение.

3. Точная эмпатия
Самой сердцевиной консультирования являются отношения, которые развиваются между
клиент и консультант. Именно благодаря этим отношениям
интенсивный и личный опыт реального контакта с другим человеком
в том, что клиент сможет привести в порядок свои чувства,
перегруппировать отношения и восстановить свою личность. Надеюсь, это будет
более интегрированный человек, который выходит из этого здорового контакта с
еще один член человеческой семьи.

Центральное место в консультационных отношениях занимает
отношение и навык точной эмпатии. Эмпатия – это способность видеть
мир глазами других, или, говоря словами Траукса: чувствительность к текущим чувствам и вербальная способность общаться
это понимание на языке, настроенном на текущее состояние клиента.

Таким образом, как консультант исследует с клиентом
ранее неизведанные области в жизни и отношениях клиентов, это
будет эмпатия вожатых, которая преодолевает отчуждение и
изоляция, которую испытывает клиент.

Точная передача эмпатии — это движение к
уровни чувств и переживаний более глубокие, чем те, которые выражаются
клиент, но которые клиент может использовать, чтобы понять и принять
он/сама.

Эмпатия предполагает способность консультантов
переживать чувства и переживания клиента, размышлять над
этот опыт, при этом воздерживаясь от своих собственных суждений и терпя
собственной тревоге и донести это понимание до
клиент. Адлер признает этот опыт точной эмпатии одним из
творческие функции личности человека.

Это манера советника, а не его
технику или теорию, которая передает точную эмпатию и способствует
рост. Консультант может лучше всего передать свое понимание
ситуацию с клиентами, будучи полностью человеком, а не просто
реагируя механически или просто интеллектуально понимая проблемы клиентов.

Человек точно чуткий, если он может смотреть
в мир другого человека через точку зрения другого, и
получить представление о том, на что похож мир других, и общаться с
другому это понимание таким образом, который показывает другому, что
Консультант уловил его/ее чувства, поведение и
переживания, лежащие в основе этих чувств.

Эта функция: выдержка из Heslop, A. (1992).
Качества эффективного консультанта. Работник по уходу за детьми. Том.
10
(6) стр. 10-11

Основные условия Карла Роджерса Основные условия Карла Роджерса Консультант-наставник

Безусловное положительное отношение (УПР)

Третье условие известно как безусловное положительное отношение или сокращенно УПО.

Безусловное положительное отношение позволяет клиенту открыться и рассказать о своих трудностях не боясь критики или осуждения .

Для клиента может быть облегчением говорить о своих проблемах без того, чтобы кто-то спросил: «Зачем вы это сделали?» или ‘Как вы думаете, это была хорошая идея?’

Все консультанты — даже те, кто не практикует личностно-центрированную терапию — используют «основные условия» как основу для своей практики .

Скачать бесплатный раздаточный материал

Основные условия Карла Роджерса