Флегматик

Символдрама мотивы: Символдрама как способ достучаться до бессознательного

Содержание

Символдрама как способ достучаться до бессознательного

Вы когда-нибудь обращали пристальное внимание на трактовку своих сновидений? Может, вчера вам приснилась злая собака, преследующая вас, или сияющее солнце на Лазурном берегу… Возможно, вы пробовали интерпретировать эти сновидения, проводя аналогию с вашей настоящей, реальной жизнью и событиями, наполняющими её. В этой связи собака может представлять собой какой-либо страх или переживание, преследующее вас на протяжении данного периода, а может, всей жизни, а яркое солнце – необходимость отдыха и получения приятных впечатлений.

Однако все эти догадки могут быть сведены к нулю, поскольку мы не знаем жизненных обстоятельств, переживаемых вами сейчас. Но что гораздо важнее – нам неизвестны условия, в которых вы воспитывались, ваши личные, семейные отношения, что играет огромную роль в формировании психологической основы каждой личности.

Направление психологии под названием символдрама как раз занимается выявлением глубинных психологических проблем посредством образных фантазий. Давайте более подробно изучим процессы, протекающие во время сеансов символдрамы, а также поговорим о её создателях.

Отец символдрамы

Если представить, что психология – это целый клан направлений, то символдрама представляет собой одно из таких направлений, а её «двоюродным братом» выступает психоанализ, который зачастую по ошибке ставится как её родитель. Изучая символдраму, становится очевидно, что наблюдения, выводы, закономерности, выведенные выдающимися учеными психоанализа (Зигмудом Фрейдом, Альфредом Адлером, Карлом Юнгом и т.д.), применяются и признаются в символдраме, тем не менее ставить между ними знак равенства будет некорректно.

Основателем символдрамы (или кататимно-имагинативной психотерапии) является Ханскарл Лёйнер – немецкий ученый-психотерапевт, доктор медицины, проделавший за свою жизнь путь от молодого радиста до основоположника международного психотерапевтического сообщества. Молодость человека, мечтавшего стать психотерапевтом, совпала с периодом войны, в результате чего он был отправлен на восточный фронт. Как отмечал сам Лёйнер, впоследствии при разработке концепции символдрамы военный опыт ему пригодился.

Весомый вклад в развитие символдрамы Лёйнером внес Карл Юнг. Значительная часть идей последнего была выдвинута на основании интуиции и фантазий, что подстегнуло Лёйнера провести ряд экспериментов с целью доказательства существенности и самостоятельной научной компетентности символов, образов, бессознательного в целом. Таким образом, стремясь улучшить психоанализ, ученый разработал отдельное направление, ставшее знаменитой психотерапевтической техникой. Давайте рассмотрим ее более подробно.

Символдрама: проникаем в подсознание

Символдрама или кататимно-имагинативная психотерапия – разновидность индивидуальной или групповой психологической терапии, направленной на выявление бессознательных процессов.

Этимология терминов восходит к греческому языку: символдрама означает «действие знаков, символов», а кататимно-имагинативный – «соответствие душе» и «представление, фантазия». Иными словами, символдрама оперирует методом «сны наяву» и призвана оживить память чувств. Заметьте, память событий, как утверждают психологи не длительна, то есть мы не помним, что происходило с нами, например, во второй год жизни, но память чувств не затухает, она остается в бессознательном, копится и влияет на наше поведение, а значит, чувства от второго года остаются на всю жизнь и оказывают эффект на то, как мы живем.

Эта методика своим базисным понятием ставит образ или мотив – луг, цветок, гора, ручей, лев, опушка леса, дерево, идеал-я и т.д. Пытаясь представить то или иное место и моделируя свое поведение в таких условиях, пациент делится впечатлениями с психотерапевтом, который словно ведет его в это место. При этом специалист задает общие вопросы (типа «Как вы можете описать то, что видите?» или «Какие у вас возникают чувства?», а не «Видите ли вы цветок?» или «У вас возникло чувство радости или грусти?») и наблюдает за реакциями пациента.

Кому в принципе нужна символдрама? Психотерапия в принципе необходима людям, страдающим какой-либо психологической проблемой, расстройством или даже болезнью. В частности, люди часто обращаются за помощью к психотерапевтам-специалистам по символдраме дабы избавиться от депрессии, невроза, фобий, галлюцинаций, психосоматических расстройств. Как правило, эти люди осознают, что за методом символдрамы стоит работа с подсознанием, поэтому готовы полностью довериться специалисту.

Зачастую к кататимно-имагинативной терапии прибегают как люди, нуждающиеся в медицинской помощи (психосоматические расстройства), так и семейные пары (возможность развода, измена партнёра, плохие отношения с детьми), коучи (страх большой аудитории, выступлений), руководители (работа с коллективом, коллегами), бизнесмены (хроническая усталость, общение с клиентами, трудные переговоры) и др.

Как же проходит практика символдрамы? Прежде всего нужно оговориться: не рекомендуется проводить практику самостоятельно. При погружении в глубинные психологические процессы личности необходимо сопровождение знающего, грамотного психотерапевта. Только с помощью такого специалиста получится провести эффективный и полезный сеанс. К тому же, однозначно признается, что психология человека диалогична. Это означает, что мы лучше разбираемся в своих проблемах при выстраивании диалога, делясь своими переживаниями.

Практика символдрамы считается наиболее простой в плане её осуществления и проведения. Чтобы провести сеанс кататимно-имагинативной терапии, нужна тихая, спокойная обстановка.

Обратимся теперь к этапам символдрамы.

Этап №1. Вводная беседа

Предварительно специалисту-психотерапевту необходимо провести беседу с пациентом, обратив внимание на период его детства, даже младенчества. Как было отмечено выше, символдрама оперирует тем, что в первые годы жизни в подсознании откладывается информация, влияющая на всю последующую жизнь человека. Суть символдрамы – трактовка символов, возникающих при возникновении образов, однако их трактовка должна быть скорректирована под индивидуальную историю каждого человека.

К примеру, если у человека возникает желание искупаться в бурной реке, психотерапевт может распознать здесь желание дополнительной материнской заботы (как правило, водная среда является символом воссоздания ситуации нахождения ребенка в утробе матери), но, если данный пациент является профессиональным пловцом, возможно, ему необходимо преодолеть очередное препятствие, доказать свое превосходство. Поэтому важно каждый раз «раскрывать» пациента, узнавать подробности детского периода, взаимоотношений с семьей и т.п.

После предварительной беседы наступает этап релаксации.

Этап №2. Расслабление

Расслабление необходимо пациенту с целью избавления от механизмов сопротивления, сопровождающих нас по ходу всей активной жизнедеятельности, а также выхода всех глубинных переживаний. Подробнее о техниках релаксации можно узнать в этой статье.

Во время релаксации убедитесь, что в ближайшее время вам не нужно срочно отвлекаться на звонки, постарайтесь создать бесшумную обстановку, чтобы сконцентрироваться на образах, не отвлекаться и видеть их как можно более четко.

Этап №3. Погружение в образ

Настал момент погружения в фантазии. Когда вы достаточно расслабились, прислушайтесь к психотерапевту, который выступает в роли проводника, следуйте его указаниям, доверьтесь ему. То, что вам предстоит, можно представить, как прогулку в подсознание, что всегда интересно и результативно.

Специалист предлагает пациенту какой-либо образ (мотив), к примеру, это может быть опушка леса (лес, собственно, символ бессознательного). Смысл в том, чтобы увидеть какое-либо существо, выходящее из леса (из бессознательного). Специалист будет трактовать вашу фантазию как тот или иной символ и сможет выявить проблему не только в зависимости от того, что вы увидите, но и почувствуете. Важнейшее значение при символдраме имеют возникающие чувства, эмоции. Напомним, эта терапия касается именно памяти чувств, хранящихся в бессознательном, поэтому ожидаемо услышать вопрос «Какие чувства вы при этом испытали?»

Этап №4. Заключительный

После сна наяву вам будет предложено выйти из ситуации. Психотерапевт по окончании сеанса сделает несколько пометок, учтет для себя какие-то моменты, не раскрывая их, а затем даст вам «домашнее задание». Обычно пациенту по приходе домой предлагается нарисовать то, что он увидел во время терапии.

Рисуя увиденное, пациенты вкладывают в изображение свое отношение к тому, что было во сне наяву. Выбирая размер, цвета красок, способ нанесения, фактуру, контуры, насыщенность и другие характеристики, пациент вкладывает свои эмоции в нарисованное, а профессиональный психотерапевт может это анализировать, «читать». Поэтому, безусловно, практика последующего рисования поможет понять ваши бессознательные мотивы лучше.

Уже после проведенных сеансов, а их может быть около 10-15 для полного осмысления проблемы, психотерапевт поводит беседу с клиентом, обсуждает, что было проделано, что значили те или иные смыслы, если что-то осталось недопонятым. Однако по ходу всей практики врач дает возможность пациенту осознать это все самостоятельно, показать, как тот или иной опыт влиял на его/ее жизнь.

Реальный сеанс символдрамы с Клепиковым Николаем Николаевичем, преподавателем Московского института психоанализа, президентом Консолидированного психологического общества, обучающим терапевтом, можно посмотреть в видео ниже (начиная с 58 минуты):

Если вы заинтересованы психологическими методами контроля своего поведения, мыслей и чувств, мы советуем вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», где за 6 недель вы научитесь справляться с прокрастинацией, бороться с апатией и стрессом, избавитесь от стресса на работе (учебе).

Вместо заключения

Каждый из нас в детстве становится заложником ошибок родителей, друзей, близких и другого окружения. Один странный взгляд или нечаянно брошенный жест, словленный вами в раннем детстве, может стать причиной какой-либо психологической проблемы в уже зрелом возрасте.

Выбирая ту или иную методику, убедитесь в профессионализме специалиста, к которому обращаетесь. И, что не менее важно, постарайтесь ему довериться, что означает смелость при погружении в свой внутренний мир и по возможности его анализ. Так вы сможете избавиться от последствий детских эмоциональных травм и жить более счастливо.

Желаем удачи!

Ключевые слова:1Самопознание

Что такое символдрама? Как помогает работа с образами

Содержание

Символдрама — одно из современных направлений психоаналитической психотерапии, в основе которого лежит работа с образами.

Основоположником метода является немецкий врач и психоаналитик Ханскарл Лейнер. Другое название символдрамы – кататимно-имагинативная психотерапия.

Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью.

Карл Густав Юнг

Что такое символдрама?

Символдрама или кататимно-имагинативная психотерапия – это по сути своей переживание некоего опыта в воображении, встреча со своим бессознательным. Считается, что бессознательное лучше понимает образы и картинки, а не слова. Поэтому работа с образами – это мостик в наше подсознание, она помогает осознать и изменить то, что еще скрыто от нас.

Этот метод глубинно-ориентированной психотерапии, опирается на идеи психоанализа и теорию архетипов Карла Юнга. В Россию этот метод пришёл относительно недавно, в то время как в ряде европейских стран психотерапия в рамках этого метода входит в медицинскую страховку.

Как Лейнер придумал новый метод психотерапии

Создателем метода является немецкий психиатр, профессор медицины Ханскарл Лёйнер.
Долгие годы он руководил отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Гёттингенского университета в Германии.
Лёйнера интересовали труды Юнга и сам он работал в рамках классического психоанализа, однако довольно быстро обнаружил, что далеко не всем пациентам клиники подходит психоанализ.

Это и побудило Ханскарла Лёйнера провести серию экспериментов, позволяющих, оставаясь на позициях экспериментальной науки, тем не менее, шагнуть в столь интересовавшую его область образов, символов, бессознательного. Ханскарл Лёйнер хотел лишь улучшить психоанализ, но, как это часто бывает, создал что-то совершенно новое.

Яков Обухов. Введение в основы символдрамы.

Место символдрамы в современной психологии

Символдрама помогает обнаружить неосознаваемые скрытые конфликты, паттерны поведения и психологические травмы. Встреча с ними может быть болезненна, но лишь прожив этот опыт эмоционально, мы можем получить ресурсы для исправления жизненной ситуации и движения вперёд.

Символдрама работает очень мягко, она помогает миновать сознательные барьеры психики и проработать конфликты аккуратно и глубоко.

Бывает, что клиенту сложно описать свои чувства словами, понять самому, что с ним происходит или как он относится к тому или иному вопросу. А вот метафоры и ассоциации ему приходят легко. В этом случае на помощь приходит кататимно-имагинативная терапия.

Отличительные черты кататимно-имагинативной психотерапии

Символдрама считается краткосрочной психотерапией. Бессознательный материал проявляется быстро, в обход защит, трансформация происходит непосредственно в момент представления образа, а закрепляется в процессе рисования образа в качестве домашнего задания.

Средняя продолжительность курса при работе с символдрамой составляет 15-30 сеансов примерно раз в неделю. Слишком часто работать с образами тоже не стоит.

Порой хватает даже 1-2 сеансов для того, чтобы существенно продвинуться в каком-то вопросе или избавиться от стресса.

Еще одной особенностью этого вида психотерапии является простота и в то же время глубина.

Как проходит сеанс символдрамы?

Основу символдрамы составляет воображение на заданную (в первое время) и свободную (на более поздних этапах терапии) тему. Для первых сеансов используются разработанные мотивы (цветок, дерево, гора, ручей и другие)

На образ отводится примерно 20-30 минут в конце сессии. Терапевт вводит клиента в состояние расслабления и предлагает представить образ с закрытыми глазами.

На первых этапах терапии это образ на заданную тему. Например, на первом сеансе клиенту чаще всего предлагается мотив цветка.

Клиент исследует этот образ, если он приятный – клиент просто наслаждается и получает ресурс для дальнейшей работы, однако чаще всего уже на первом сеансе обнаруживаются актуальные проблемы и из простого цветка, образ превращается в длинную историю о наболевшем.

Если в течение образа происходит что-то неприятное, то это исследуется и исправляется непосредственно в воображении. Таким образом, через символический уровень запускается процесс изменений.

Всё, что происходит во время сеанса – это отражение актуальных психических процессов клиента. И у всего, что клиент представляет в воображении, есть символическое значение, как индивидуальное, так и общее для всех людей.

Так, например, если клиент представляет розу, то на уровне коллективного бессознательного – это символ, имеющий отношение к сексуальности. Но для отдельно взятого человека он может иметь другое значение. Например, бабушка клиента выращивала розы, а год назад она умерла. И тогда разбирая этот образ, можно обнаружить, что человек не до конца пережил уход близкого человека. И терапевт помогает клиенту справиться с этой утратой.

Потом терапевт даёт домашнее задание – нарисовать рисунок на тему образа. Причем умение рисовать не имеет значения и даже наоборот, профессиональные рисунки часто мешают работе. Цель рисунка – глубже проработать тему.

На следующей встрече терапевт и клиент вместе анализируют рисунок и затронутые важные темы.

Основные образы и техники символдрамы

Мотив Цветок

Терапевт предлагает представить и описать какой-либо цветок, рассмотреть внимательно его лепестки и стебель, почувствовать его запах, увидеть где он находится, посмотреть есть ли что-то рядом. Почувствовать в чем нуждается этот цветок и чего бы он хотел.

Это и тест и мотив одновременно. С помощью этого мотива терапевт определяет подходит ли клиенту данный метод. Цветок символически означает нашу личность. Представляя цветок, клиент на самом деле представляет себя и свое отношение к себе.

Если с цветком что-то не так (он может быть болен, сорван, висеть в воздухе, засыхать), то терапевт предлагает это изменить или исправить прямо в образе.

Интерпретация образа цветка

Норма:

  • красивый, яркий цветок естественных оттенков;
  • приятно пахнет;
  • полностью распустившийся;
  • нормальных, естественных размеров;
  • вызывает приятные чувства

Не норма:

  • бледный, невзрачный цветок или наоборот — фантастических, кислотных, режущих глаз оттенков;
  • без аромата или слишком резко пахнущий;
  • неестественно больших или слишком маленьких размеров;
  • сорванный цветок
  • цветок в воздухе
  • увядающий цветок
  • неприятные чувства во время представления образа

Мотив Луг

Терапевт предлагает представить луг, описать его, какая погода, что там находится, что клиент видит и что делает.

Мотив луг служить как предварительный образ в начале каждого сеанса и как самостоятельный мотив.

Образ луг в символдраме — отражает отношения с матерью, чаще всего в первые годы жизни, но может отражать и актуальную ситуацию.

Интерпретация мотива луг

Норма:

  • солнечная хорошая погода
  • зеленая трава и цветы на лугу
  • время года — лето или весна
  • время суток — день или утро
  • у луга должны быть естественные ограничения — лесополоса, деревья, речка.
  • в норме луг нахождение на лугу должно быть приятным и приносить наслаждение.

Не норма:

  • плохая погода — дождь, ураган, сильный ветер или тучи, снег или туман
  • отсутствие растительности или перепаханное поле
  • препятствия на лугу — ветки, грязь, пни, щепки
  • холодное время года или темное время суток
  • представление вместо луга чего-то другого, неестественного — футбольное поле, пустыня и
  • отсутствие ограничений у луга может указывать на проблемы с границами, завышенных ожиданиях.

Мотив Гора

Мотив горы включает в себя четыре основные составляющие:

  1. обзор и описание горы издалека
  2. подъем в гору
  3. описание открывающейся с вершины горы панорамы
  4. спуск с горы.

Гора — это это отражение наиболее важных для клиента объектов. Она может быть неприступной и с острыми вершинами, или наоборот округлой, но при этом огромной и массивной.

Горы с острой вершиной связаны прежде всего с отцовской фигурой, а плавные силуэты с материнской.

Идеально здоровый человек описывает гору средней высоты (приблизительно 1000 м), поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, на которую он мог бы подняться.

Если гора слишком низкая, то это говорит о заниженных притязаниях и низкой самооценке. Слишком высокая гора говорит о завышенных требованиях.

Гора очень сложный, многогранный и интересный образ. Каждый этап этого образа можно интерпретировать отдельно.

Другие мотивы символдрамы:

  • Ручей
  • Дерево
  • Опушка леса
  • Исследование дома
  • Пещера

С какими проблемами работает метод?

Кататимно-имагинативная психотерапия хорошо себя зарекомендовала в работе с такими темами как:

  • Психосоматика
  • Внутриличностные конфликты
  • Травмы
  • Стрессовые расстройства
  • Фобические расстройства
  • Навязчивые состояния
  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Обида, чувство вины
  • Зависимости
  • Депрессия (не эндогенная)
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • Переедание

Противопоказания к использованию символдрамы:

  • Ярко выраженные приступы страха;
  • эпилепсия;
  • тяжёлые депрессивные состояния;
    умственная отсталость
  • психоз;
Полезные книги по символдраме:
  • Кататимно-имагинативная психотерапия (КИП) / Авторы: Харальд Ульманн, Андреа Фридрихс-Дахале, Вальтраут Бауер-Нойштедтер, Ульрике Линке-Штильгер
  • Кататимно-имагинативная психотерапия. Учебное пособие по работе с имагинациями в психодинамической психотерапии / Авторы: Ульрих Барке, Карин Нор
  • Архетипы и коллективное бессознательное  / Автор: Карл Густав Юнг
  • Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений / Автор: Боев И.В.
  • Основы глубинно-психологической символики / Автор: Лейнер Ханскарл
  • Кататимное переживание образов: Основная ступень / Автор: Лейнер Ханскарл

методик в психологии и психотерапии


Символическая драма – эффективный метод психотерапии, основанный на анализе образов, работе воображения, включающем арт-терапевтические элементы. Символическая драма является проективным методом и напрямую обращается к подсознанию. На сеансе клиент расслабляется, предъявляет определенный образ, обрабатывает его с психологом, что позволяет мягко и нетравматично проработать детские травмы и глубокие противоречия. Этот метод позволяет отрабатывать травмы, не доводя их до сознания, не выявляя болезненных переживаний. В результате человек получает более устойчивую положительную самооценку, что дает ему шанс в жизни двигаться более успешно. Символическую драму сравнивают с психоанализом, но ее отличительным преимуществом является отсутствие необходимости годами работать с психологом.

Символическая драма в психологии

Фрейд говорил о своей мечте, чтобы психоанализ повсеместно применялся на практике. При его жизни это было невозможно, психоанализ оставался закрытым методом терапии. После этого появилось множество направлений, использовавших принципы психоанализа для оказания широкой помощи населению. Одним из таких направлений является символическая драма, которая сегодня широко распространена на постсоветском пространстве.

Другое название символической драмы – кататимо-образная психотерапия, что означает исходящие из души эмоционально-обусловленные живые образы. Цель психотерапевта в этом методе – помочь клиенту, стремящемуся к лидерству, обрести целостность, интегрировать различные индивидуальные амбивалентные части личности клиента через его самопознание.

Символическая драма была разработана в послевоенные годы немецким психотерапевтом Лейнером, первая публикация по символической драме датируется 1954 годом. До Лейнера исследования по направленным фантазиям проводил французский психотерапевт Десолье.

Символическая драма — это метод психотерапии, который фокусируется на современном психоанализе, развитии идей Фрейда в работе современных психоаналитиков, а также на аналитической психологии Юнга. По сути, метод символ-драмы — это психотерапия через образы. Образ, который представляет человек, диагностирует многие его особенности, эмоциональные проблемы, сложности во взаимоотношениях.

Универсального языка для интерпретации символов не существует, каждый человек понимает собственные символы по-своему, поэтому психотерапевт должен выбрать язык для конкретного человека, что именно это для него и означает. Психотерапевт может лишь высказать гипотезу, и эта гипотеза во многом отражает, прежде всего, психопатологию самого терапевта. Полностью понять свой образ может только сам человек, и терапевт должен направлять его в этом с помощью наводящих вопросов.

Однако есть и общие тенденции, такие как, например, гора с острой вершиной символизирует отец и мужской мир, с плоской — мать, женский мир. Более того, это в корне неоднозначно. Допустим, если приснилась черепаха, то для одного она символизирует медлительность, в Китае, например, долголетие, а для другого может быть даже символом агрессии, если в аквариуме жила черепаха, которая съела всех рыбок.

Был накоплен большой опыт в понимании значений символов и использовании изображений для помощи людям. Методика Лейнера позволяет использовать образы в медицине, педагогике, семейном консультировании, бизнесе и коучинге.

Символдрама применима в самых тяжелых случаях психосоматических расстройств, у людей, страдающих депрессией, фобиями, посттравматическими расстройствами, оказавшихся в кризисном состоянии вследствие тяжелой утраты, развода, смерти близкого человека, переживших психологическую травму.

Одним из ключевых направлений символдрамы является работа с физической болью, психосоматическими заболеваниями. Вхождение в бессознательные процессы посредством воображения позволяет мобилизовать человеческие ресурсы таким образом, чтобы справиться с болезнью. Быстрый эффект наступает почти сразу, но на его закрепление может уйти около 2 лет. Более того, когда клиент видит, что работа с терапевтом помогает ему, у него появляется мотивация работать допоздна.

Символ Драма также может улучшить общее состояние организма, прибавить сил, поднять общий тонус. Ряд исследований показывает, что наш иммунитет зависит от оптимизма, человек заболевает, когда теряет веру в будущее. Здесь помогут ресурсные образы, архаичные мотивы, которые помогут подпитать архаичную энергию.


Символ Драма — метод психотерапии, часто с использованием пейзажных образов, среди которых луг, ручей, цветы, гора. Все это питается на уровне глубинных основ бессознательного. Представление образов — это способ, с помощью которого мы можем быстро добраться до естественных энергетических ресурсов в нас.

Сеанс символической драмы обычно состоит из 4 этапов. Сначала проводится предварительная беседа, клиент рассказывает, как он относится к последним событиям в своей жизни, рассказывает о своих проблемах, обязательно обсуждается биография человека, проговариваются сны, интимные моменты, просьбы о психотерапии. Далее проводится упражнение на релаксацию, затем презентация образа и обсуждение.

Можно ли интерпретировать символы самостоятельно? Символдрама работает с ночными сновидениями и так называемыми сновидениями наяву. Принципиально важно, что в символической драме используется диалог, через который в полной мере раскрывается сознание. Психика диалогична, и в психотерапевтической работе контрольные функции и функция опроса частично делегируются терапевту. Клиент имеет возможность отдаться процессу, терапевт сопровождает, направляет, отражает его. Метод символической драмы применим с раннего до позднего возраста.

Символическая драма Сеансы психотерапии

Символическая драма, как обычно, проводится в трех формах. Это индивидуальная психотерапия, которая проводится отдельными сеансами по 50 минут, а также стандартными психоаналитическими сеансами. Обязательная часть символдрамы – работа с дневником и чертежами клиента. Также используется парная терапия, при ней два человека одновременно представляют себе образ. Даже за один сеанс можно снизить стресс у пары супругов или, например, между подростком и родителем. Благодаря изображению можно даже понять, будет ли партнерство успешным, и будет ли общение в нем продуктивным. Работает и групповая терапия, обычно от 4 до 12 человек, которые совместно представляют, как сидят или даже лежат в кругу головой к центру.

Лайнер предлагает специальные упражнения. Клиент сидит на кушетке или в кресле, с ним выполняется упражнение на релаксацию, затем психотерапевт предлагает ему представить образ на заданную тему. Клиент рассказывает терапевту, что именно он представляет, это длится около 20 минут.

Лейнер разделил символическую драму на главную, затем среднюю и за ней высшие ступени. Мотивы представления образов на главной сцене Лейнер дает следующие сюжеты: представить, что вы находитесь на лугу, идете вдоль ручья, поднимаетесь на гору, видите панораму, смотрите на дом или на опушку леса, где существо выходит из тьмы и происходит взаимодействие с ним. Эти методы очень просты, но они доказали свою эффективность в лечении широкого спектра заболеваний. Это невротические депрессии, фобии, страхи вплоть до панических атак, психосоматические заболевания. Спектр применения этих методик широк, вплоть до сопровождения психотерапии тяжелобольных онкологическими заболеваниями.

На среднем этапе, к которому относится работа с отдельными сферами жизни, Лейнер предлагает представить значимого человека, если это мать, то в образе коровы, если отца — слона. Был проведен ряд исследований, доказавших взаимосвязь между образом значимого человека и реальными отношениями с ним. При работе с интимными проблемами предлагаются, например, образы автостопа, розового куста, плодового дерева. Замечено, что если у человека есть интимные трудности, то на изображении человек не чувствует запаха. Происходит блокировка запахов, имеющих вес в сексе, выборе партнера. При работе с агрессией предлагается образ дикой кошки, с идентичностью — идеал себя. На высшем уровне предлагаются мотивы пещеры, вулкана, норы в болоте.

Техники символической драмы

Клиенту предлагается расслабиться на кушетке, ощутить поддержку над собой, закрыть глаза, снять накопившееся напряжение, как если бы он хотел вздремнуть. Далее терапевт просит подарить, например, куст розы, попробовать потрогать его листья, стебли. Спрашивает, как раскрылись бутоны, просит выбрать один понравившийся цветок и сорвать его.

Клиент сообщает, что у него есть куст в большом вазоне, цветы на нем традиционные, розово-красные, при этом он замечает, что растение как будто засохло и нуждается в поливе. Бутоны раскрываются, при этом чем дольше клиент предъявляет изображение, тем больше роза оживает, появляются белые цветы. Однако на просьбу сорвать он имеет явное нежелание, сообщает, что хочет потрогать, понюхать, но не оторвать стебель. Клиент рассказывает 15-20 минут, терапевт при необходимости задает наводящие вопросы, а затем интерпретирует услышанное.

Этот образ отражает отношения клиента с противоположным полом и сценарий его сексуального поведения. В нашей культуре розы символизируют любовь, различные ее проявления. Важно, какого цвета розы, есть ли бутоны или все цветы раскрылись, есть ли шипы и листья. Белые розы – символ чистоты, платонических отношений, гармонии. Красные розы являются символом целомудрия. Терапевт обращает внимание клиента на то, что он выбрал белую розу, которая появилась последней среди красных и розовых, хотя изначально ее не было видно. Степень раскрытия цветов отражает, насколько человек готов к интимным отношениям. Люди, которые не комплексуют или не имеют опыта интимной близости, представляют собой цветы в бутонах. Если цветок уже раскрылся, то можно сказать, что человек уже созрел для полового акта. Важно, есть ли шипы на стеблях – они отражают опасности, которые человек ожидает от интимных отношений. Если шипов много – это большое количество страхов, возможных предрассудков. Полное отсутствие шипов означает игнорирование опасностей, связанных с сексуальной активностью. Рассматривая разные этапы взаимодействия с цветком, мы можем увидеть сценарий сексуального поведения мужчины, может ли он срывать цветы или нет. Сорвать цветок на самом деле означает половой акт.

При работе человека с образами включаются глубинные бессознательные процессы, позволяющие выйти непосредственно на причину боли. Человек, применявший разные методы купирования боли, причем безуспешно, в течение 15-20 минут представляет образ и в этот момент боль проходит, приводя к осознанию ее психологической природы. Это мотивирует человека на дальнейшую психотерапию. Причем образы достаточно простые — клиенту предлагается представить место, где ему хорошо, источник силы, ресурс. Для кого-то это картина природы, для другого, например, обычная квартира. Также, как показывает практика, человеку нужны контрасты – он может представить сначала гейзер, а потом спокойную воду. Или представьте себе луг, мысленно лягте на него, а потом почувствуйте желание прыгнуть на него.

Важным элементом здесь является последующее наблюдение терапевта на полшага после клиента. Он не должен вести клиента впереди своих образов, а лишь сопровождать его, давать ему наиболее полную возможность раскрыть себя в представлении образов. Следует быть предельно осторожным, чтобы не навязывать клиенту свои образы. Любой вопрос должен быть открытым, не содержать элемента ответа. Например, нельзя спрашивать, большое ли это дерево, правильно спросить, насколько оно большое.


Психологические науки МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В НОРМАЛЬНОМ ДИАПАЗОНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ И ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Резкий рост числа подростков с химической и нехимической зависимостью (алкоголизм, наркомания, игромания) и формами делинквентного поведения, легко трансформирующегося в криминальное поведение среди некоторых групп подростков, потребность в психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии . На наш взгляд, мы должны использовать доступные сегодня психологические методы, чтобы помочь подросткам и родителям в России.

Именно поэтому методы работы с Эго подростков и их родителей, такие как психокоррекция, психотерапия и психологическое консультирование, в том числе символдрама и трансактный анализ, могут быть использованы в качестве меры первичной психологической профилактики в сложившейся социальной среде.

У представителей разных психологических типов в пределах нормы акцентуации не наблюдается признаков отрицательного личностного дрейфа к границам акцентуации или аномальной личностной изменчивости. Поэтому анализ эмпирических и психологических наблюдений, а также беседы с подростками, их родителями и педагогами позволяют выявить наиболее слабые элементы в психотипологической структуре личности с целью усиления конституциональных психологических защитных механизмов личности и предупреждения негативных личная изменчивость.

В работе использовались следующие методы и приемы психологической коррекции личностных переживаний и отношений, психотерапии девиантного непатологического поведения подростков: личностно-ориентированная психотерапия, семейно-системная психотерапия, трансактный анализ, символдрама, имаготерапия.

В ходе психологического консультирования и коррекции личностного опыта и поведения у подростков с нормальной акцентуацией были более выражены альтруистические мотивации, ценности и установки, что соответствовало их базовой эго-структуре и не противоречило их нравственным принципам. Особенно это было важно для подростков всех психотипов в пределах нормы акцентуации. Более того, в их семейных и дружеских отношениях также доминировали альтруистические установки, так что они не были вынуждены бороться со своими собственными принципами. Эти подростки могли легко адаптироваться к социальной среде, находя сверстников со схожими взглядами и ценностями.

В ходе психологического консультирования и коррекции подростки с эгоистическими установками, которые, однако, не доминировали в их отношениях со сверстниками, все больше убеждались в том, что строят нормальные межличностные отношения в работе, игре и учебе. Нам удалось довести их самоконтроль и саморегуляцию высказываний и поведения до оптимального уровня, что позволяет избежать внутриличностных конфликтов. Как правило, такие подростки отличались высоким интеллектом и адекватным самосознанием, что позволяло усилить их личностные защитные механизмы в процессе психокоррекции. Внешним критерием успешной оптимизации механизмов психологической защиты являлась способность не отмечать негативные психологические черты у сверстников. Это сохраняло их собственные установки, мотивацию и ценности и помогало избегать конфликтов со сверстниками или учителями. Следовательно, психокоррекция позволяет повысить уровень самоконтроля и саморегуляции собственных переживаний и поведения, не изменяя личных морально-этических ценностей и мотиваций и не навязывая их другим.

Психокоррекция и психологическое консультирование привели к усилению личностной и психологической толерантности к внешним факторам жизнедеятельности, а также к убеждению подростков и их родителей в собственных жизненных принципах и мировоззрении. Это придавало им уверенности при столкновении с социальной несправедливостью, безнравственностью, в том числе со стороны окружающих взрослых и учителей. Подростки научились оставаться терпимыми к чужой жизни, религиозным или этническим идеологиям. А стабилизированные механизмы психологической защиты позволяли успешно общаться и строить рабочие и дружеские отношения на нравственной основе, когда такие гуманистические представления, как справедливость, честь, совесть, стыд и любовь, формировали психотипологический каркас личности.

Психологическая коррекция и консультирование были направлены на выявление морально-этических ценностей, мотивов и установок подростка и его семьи, что необходимо для адекватной психологической коррекции личностных переживаний и поведения.

Основными психологическими принципами в отношениях с окружающими были чувство долга и ответственности. Достижение положительных результатов способствовало укреплению нравственного мужества и повышению личной энергии, сохраняя, таким образом, привычные нравственные ценности, установки и мотивацию. Отношения со сверстниками оставались стабильными, уравновешенными, со здоровой конкуренцией, доказывающей приоритет чести и честности в человеческих отношениях.

В рамках психокоррекции эксплицитно подростки получили возможность прогнозировать личностный опыт и поведение в зависимости от собеседника и выбирать оптимальные модели поведения, не нарушая при этом своих жизненных и коммуникативных принципов. Подростки научились говорить «нет», если им поступали предложения, не соответствующие их морально-этическим требованиям, и следовать своим принципам, когда их разделяли сверстники. С одной стороны, независимость и справедливость в отношениях пользуются большим уважением среди сверстников. С другой стороны, подростки были убеждены в том, что необходимо делать какие-то социально-психологические прогнозы для достижения стратегических или тактических целей, сохранения как личного достоинства и эго, так и других.

Вместе с подростками мы анализировали степень сострадания, необходимую в общении с окружающими. Подростки были очень довольны, если им удавалось эмоционально выразить эмпатию, а также помочь своим сверстникам в решении их подростковых проблем. Психолог не отрицал гедонистических тенденций у подростков, но подчеркивал, что они носят временный и случайный характер. Более того, следует ожидать высокого риска возникновения противоречий и конфликтов с обществом, если преобладают гедонистические установки и контролируют личностные мотивы, установки и ценности.

В ходе психокоррекции у подростков в пределах нормы акцентуации вне зависимости от структуры психологического типа нивелировались признаки изменчивости личности, что обеспечивало отсутствие развития в сторону патологической изменчивости личности.

Согласно анализу динамики личностных черт у подростков в пределах нормы акцентуации в процессе психологического консультирования и психокоррекции, конституциональные, психотипологические механизмы личностной компенсации и поведенческой адаптации усиливаются, в результате чего сохраняется сбалансированность личностных мотиваций. , установки и ценности, их преобладание над темпераментными требованиями, принципами и ценностями.

Предлагаемый подход психокоррекции и психологического консультирования, направленный на закрепление проявления личностных качеств на положительном континуальном полюсе, отражает устойчивость конституциональных механизмов психологической защиты, что представляет собой психолого-психокоррекционную профилактику негативной изменчивости личности от нормальная психологическая акцентуация в сторону патологической изменчивости личности.

Таким образом, результаты применения методов и приемов психокоррекции и психологического консультирования, апеллирующих к эго подростков и их родителей, доказывают, что средства психологической профилактики, такие как символдрама и трансактный анализ, более эффективны, чем методы психокоррекции. личностно-ориентированная психотерапия. Семейная системная психотерапия сочетает в себе психологический и мировоззренческий смыслы первичной психологической профилактики возможной патологической изменчивости личности.

Следовательно, чем больше психологи будут оказывать первичную психологическую профилактику личности, подростковым коллективам и семьям в школах, лицеях, гимназиях и других социальных учреждениях в виде усиления оптимальных типово-детерминированных механизмов личностной компенсации и поведенческой адаптации, тем меньше будет риск развития психологической изменчивости личности в типоконтинуальном диапазоне нормальных акцентуаций.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *