Популярное

Кто ты тварь дрожащая или право имеешь: Главные цитаты Достоевского • Arzamas

Содержание

Кто ты человек или тварь дрожащая

Статьи › Отказаться › Почему раскольникову так трудно отказаться от своей теории

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

  1. Что значит выражение тварь дрожащая
  2. Кто для Раскольникова настоящий человек
  3. В чем заключается суть теории Раскольникова
  4. Какую теорию разработал Раскольников
  5. Кто Раскольников тварь дрожащая или право имеющий
  6. Для чего Раскольников убил старуху процентщицу
  7. Чем был болен Раскольников
  8. Кто понял Раскольникова
  9. Сколько человек убил Раскольников
  10. Кто заставил Раскольникова признаться
  11. Что для Раскольникова было наказанием
  12. Какое преступление совершил Раскольников
  13. Почему Раскольников не работал
  14. Как Раскольников назвал процентщицу
  15. Какой принцип убил Раскольников
  16. Каким вопросом задаётся Раскольников
  17. Что утверждал Раскольников в своей теории
  18. Как звали старуху процентщицу
  19. Как звали девушку Раскольникова
  20. Как как звали Раскольникова
  21. Сколько лет сидел Раскольников
  22. Для чего Раскольников вышел из своей каморки
  23. Почему Раскольников решил признаться в преступлении
  24. Какая идея является одной из ведущих в романе преступление и наказание

Что значит выражение тварь дрожащая

«Тварь дрожащая» — излюбленный образ у Достоевского, функционально значимый в его творчестве как критерий и средство самоопределения, самооценки героя, играющий важную роль в художественной антропологии писателя. Генетически этот образ связан с библейским представлением о человеке как божьей твари.

Кто для Раскольникова настоящий человек

Конкретного прототипа у Раскольникова нет. Удивительно другое: во время выхода романа «Преступление и наказание», в 1866 году, было совершено преступление, похожее на преступление Раскольникова. То есть сам герой в какой-то степени стал прототипом. Образ Раскольникова был создан исключительно путем воображения.

В чем заключается суть теории Раскольникова

Смысл теории Раскольникова заключается в том, что всех людей можно разделить на две категории. Одни обычные, низкие, ни на что не способные, а другие избранные, особенные, которым всё позволено, даже преступление. Добиться собственного счастья и благополучия можно любым путём, даже совершив преступление.

Какую теорию разработал Раскольников

Теория Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, что он делит людей на две категории: первая — это те, кто «право имеет», а вторая — это «твари дрожащие», которых имеющие право могут использовать для достижения своих целей.

Кто Раскольников тварь дрожащая или право имеющий

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Для чего Раскольников убил старуху процентщицу

Изначально Родион Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», хотел убить топором старуху-процентщицу, у которой раньше занимал деньги. Сделать он это решил больше не из-за желания овладеть богатством, а из-за желания доказать самому себе, что он «право имеющий».

Чем был болен Раскольников

Согласно критериям МКБ-10 у пациента Раскольникова имеется психиатрическое заболевание — шизофрения.

Кто понял Раскольникова

Будучи опытным психологом, Порфирий Петрович «разгадал» своего подозреваемого: он понял, что двигало Раскольниковым, что толкнуло его на преступление и что происходит с ним после совершения убийств. Так как Раскольников действительно был бунтарём, следователь понял это, когда анализировал личность подозреваемого.

Сколько человек убил Раскольников

М. Достоевского Родион Раскольников убил не двоих, а троих (!) человек. Дескать сестра Алёны Ивановны Лизавета на тот момент была беременна.

Кто заставил Раскольникова признаться

Порфирий Петрович был опытным следователем и хорошим психологом. Не имея достаточных доказательств, он с помощью психологического давления заставил Раскольникова признаться в преступлении.

Что для Раскольникова было наказанием

Фактическое наказание Раскольникова заключалось в том, что его сослали на каторгу на восемь лет, но гораздо мучительней для него было наказание нравственное: во время следствия он испытывал постоянный страх от мыслей, что его разоблачат; он находился в постоянном психологическом напряжении и не мог жить нормальной

Какое преступление совершил Раскольников

Раскольников совершил преступление из за своих рассуждении о том, что бабка не приносит людям никакой пользы, потому что она наживалась на других людях, а Раскольникову как раз были нужны деньги.

Почему Раскольников не работал

Бывший студент Родион Раскольников, один из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», впадает в нищету. Он бросает давать частные уроки, потому что, выражаясь современным языком, у него развивается депрессия и он не хочет работать.

Как Раскольников назвал процентщицу

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского главный герой, Родион Раскольников, убивает старуху-процентщицу. Он называет её «вошью, бесполезной, гадкой, зловредной», которая наживается на чужой беде.

Какой принцип убил Раскольников

Ему казалось, что он убил саму жадность, восстановил справедливость — такой отвратительной казалась она ему со стороны. Ему не была видна собственная жадность, а отраженная в старухе-процентщице она стала ему хорошо заметна.

Каким вопросом задаётся Раскольников

Родион Раскольников задумывается над предназначением человека, на его роли в этом мире. Он задаётся вопросом: почему многие люди совершают колоссальное количество преступлений, но их почитают как великих, а другие получают наказание за одно преступление?

Что утверждал Раскольников в своей теории

В своей теории Раскольников утверждал, что есть люди, имеющие право на сильные поступки, даже на преступления, надо только решиться один раз, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. А есть другая часть людей, которые дрожат от страха перед сильными мира сего, всего боятся и ни на что не способны.

Как звали старуху процентщицу

Алёна Ивановна (Старуха-процентщица) — второстепенная героиня романа Достоевского «Преступление и наказание», убитая Родионом Раскольниковым.

Как звали девушку Раскольникова

Соня Мармеладова


Со́фья (Со́ня) Семёновна Мармела́дова

Пол

женский

Возраст

около 18 лет

Дата рождения

около 1840-х годов (предположительно 1848)

Дата смерти

неизвестно

Как как звали Раскольникова

Раскольников (Родион Романович Раскольников) // Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского.

Сколько лет сидел Раскольников

За жестокое двойное убийство (преднамеренное) Родион Раскольников получил 8 лет каторги.

Для чего Раскольников вышел из своей каморки

В самом начале произведения Раскольников выходит из своей коморки, для того чтобы нанести визит старухе-процентщице. Он собирается принести залог, получить деньги и проверить все для осуществления своего плана.

Почему Раскольников решил признаться в преступлении

Молодой человек объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях. Он признается, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой теории, которая в конце концов потерпела крах.

Какая идея является одной из ведущих в романе преступление и наказание

Создавая свое произведение, Достоевский хотел показать внутренний мир жителей Петербурга из бедных кварталов, условия, в которых они живут, их отношение к жизни, поиски выхода из мира расчета и наживы в царство настоящей, доброй правды. Это и стало основной идеей романа.

«Тварь я дрожащая или права имею»? :: SYL.ru

Фраза «тварь я дрожащая или права имею» очень известна, но не все знают о ее подлинном значении и происхождении. В этой статье мы подробно рассмотрим, что же скрывается за этим загадочным выражением. Начнем же с того, что оно отсылает нас к целой жизненной философии. А автором ее стал небезызвестный русский классик, чьи произведения знакомы нам со школьной скамьи.

«Тварь я дрожащая или право имею» — откуда фраза?

Выражение это принадлежит Родиону Романовичу Раскольникову, главному герою «Преступления и наказания», самого известного романа Ф. М. Достоевского.

Поговорим немного об этом произведении, так как для понимания фразы нужно знать тематику первоисточника. Роман носит психологический и социально-философский характер. Писался с 1865 по 1866 годы.

Замысел «Преступления и наказания» Достоевский долго вынашивал. Основная тема, связанная с разделением мира на «необыкновенных» и «обыкновенных» людей, возникла еще в 1863 году, когда писатель путешествовал по Италии. В основу романа легли черновики незаконченного произведения «Пьяненькие» и роман-исповедь каторжника. Позднее сюжет был изменен, и линия Раскольникова стала главной. Для Достоевского было важно понять, что может толкнуть человека на преступление. И вот он взял студента, отличающегося живостью ума, и погрузил его в нищенские условия. Что же из этого вышло?

Образ Раскольникова

Кем были сказаны слова «тварь я дрожащая или право имею»? Достоевский вкладывает их в уста Родиона Романовича и делает его создателем целой теории о законах существования общества. Кто же наш философ?

Читатель знакомится с молодым человеком в самом начале романа. Очень важно его описание, так как писатель хотел показать, до какого состояния нужно довести живое существо, чтобы ему в голову пришла идея, невероятная по своему бездушию.

Итак, мы видим Раскольникова нервно и физически истощенным, на грани болезни и даже безумия. Он задумчив, замкнут и мрачен. Ютится в тесной комнатушке на чердаке: «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной». Герой плохо одет, у него нет денег даже на оплату квартиры и обеда. Из-да бедственного положения ему пришлось бросить учебу.

Несмотря на такое состояние, юноша довольно красив собой, умен, независим, горд и образован. Угрюмым и озлобленным его сделало материальное положение. Он с раздражением относится к людям, и любая сторонняя помощь кажется ему унизительной.

Теория Раскольникова: «Твари дрожащие и право имеющие»

И вот в уме этого юноши, угнетенного бедами и житейскими невзгодами, зародилась идея. Заключалась она в том, что он разделил мир на две категории людей. Первые, право имеющие, могут ради своих целей совершать любые злодейства. Например, Наполеон или Александр Македонский погубили тысячи жизней, но никто их не судит и не считает злодеями. Беседуя сам с собой, он рассуждает о том, что если бы Наполеону нужны были деньги для военной компании, то он добыл их любым путем. Убил бы ради этого и был бы в своем праве, потому что родился он с предназначением, для высших дел. Для таких людей законы не писаны.

Другие же, «твари дрожащие», должны соблюдать заповедь «не убий», жить в страхе и раболепии. А все потому, что бесполезны они в этом мире и ничего от их действий не зависит. Вот для таких и существует полиция. Раскольников вопрошает у мира: «человек — тварь дрожащая или право имеет?».

Все моральные ценности и запреты кажутся герою иллюзорными, внешними и напускными. Они существуют лишь для того, чтобы управлять слабыми, сильным же на закон плевать.

Статья в газете

Свою теорию, озаглавленную как «Тварь я дрожащая или права имею», Раскольников помещает в газету. С этого начинается его грехопадение. Кроме всего вышесказанного, в своей статье Родя пишет о том, что высший человек сам дает себе разрешение на любое преступление, не советуясь ни с кем, поэтому и совесть его никогда не мучает.

Почему ловят преступников? Да потому что они сами дают следствию все подсказки – так думает герой. А делают они это, потому что трусят, начинают сомневаться, мучаются. Сильного же человека поймать нельзя, ибо совершает он преступление ради высшей цели и никогда в этом не раскаивается. Высший может переступить через кровь, если того требует его замысел.

Доказательство

И вот Раскольников решил спросить у самого себя, чтобы выяснить, верна ли теория: «Тварь я дрожащая или право имею?» С одной стороны, он относит себя к высшим, но с другой, не уверен в этом. Ему нужно доказать свою правоту. Но как понять, что он действительно сверхчеловек и предназначение его в том, чтобы менять мир?

Выход находится очень простой – совершить убийство. Герой начинает разрабатывать подробный план совершения преступления. Находится и жертва – старушка-процентщица Алена Ивановна. Нет в ней никакого прока, думает Раскольников, столько денег скопила и мало ей. А вот бы пустить все ее капиталы на помощь нуждающимся?!

И вот наш герой мнит себя уже Наполеоном. Он все продумал и просчитал. Однако нет в нем того спокойствия, которое, по его мнению, должно быть в «право имеющем». Оказывается, что между задумкой и реализацией находится невероятная пропасть. То, что казалось в его теории таким легким, становится непосильным, мрачным и зловещим.

Раскольников многое продумал, одного не смог предусмотреть – своего внутреннего состояния. Естество героя воспротивилось рассудку. Его начинает охватывать отвращение при одной мысли о задуманном.

После убийства

Итак, «тварь ли я дрожащая или право имею?». После преступления Раскольников начинает понимать, что не похож на своих кумиров, не может пролить кровь и спокойно жить дальше. Ночью после страшного преступления его охватывает ужас, который усиливает душевное расстройство. В лихорадке он мечется по комнате, пытается сосредоточиться и обдумать ситуацию, но не может совладать со своими эмоциями и страхами. В исступлении он прячет украденное в дыре за обоями и даже не замечает, что из комнаты схрон хорошо виден. Затем появляются галлюцинации, и никак не удается герою понять, где реальность, а где плод больного рассудка.

Постепенно первое волнение проходит, но болезнь не отступает. Раскольников ощущает разобщение с близкими и всем миром. Он прячется за маской даже перед матерью и сестрой, скрывая истинные чувства и замыкаясь в себе окончательно.

Логически Родя оправдывает убийство и обвиняет себя в слабоволии, малодушии, но именно пролитая кровь мешает ему открыто и беззаботно общаться с окружающими. Подсознательно он чувствует свою неправоту. В итоге он приходит к следующему выводу – «я себя убил, а не старушонку». Внутреннее расстройство героя только усиливается. И снять с души грех ему помогает только раскаяние и участие Сони.

Кем оказался Раскольников

Что же такое собой представляет Раскольников? «Тварь я дрожащая или право имею?» — этот вопрос стал для него гибельным. Герой понимает, что зря причислял себя к тем самым высшим людям. Он винит себя в малодушии и ничтожности. Не смог проявить характера, избавив человечество от какой-то «вши», которая только жизнь людям портила. Не только это гнетет Родиона, не стоит забывать о том, что Лизавета, тихая сестра Алены Ивановны, также приняла смерть от его рук. И вот эту жертву герой уже никак не может оправдать.

Но стоит, однако же, посмотреть на тех, кого Раскольников причисляет к высшим представителям человечества. Их в романе двое.

Двойники Родиона Романовича

«Тварь дрожащая или право имею» — цитата, которая вобрала в себя главный смысл довольно сложного социально-философского романа. Итак, давайте узнаем, кто же такие «право имеющие». Это Свидригайлов и Лужин, которые являются двойниками Родиона Романовича.

Оба этих человека вершат злодеяния с необычайной легкостью и совсем в них не раскаиваются. Так, Свидригайлов спокойно говорит о том, что бил жену и едва не погубил честь сестры Родиона, да и еще много чего натворил, но все это не вызывает в нем никаких эмоций. Он не страдает и не мучается, а наслаждается жизнью. В его образе есть нечто дьявольское. Свидригайлов коварный бесчестный и беспринципный человек, которого боятся все, кто когда-либо с ним сталкивался. Ради того, чтобы добиться своего, он готов пойти на любое преступление.

Но в Свидригайлове есть нечто глубокое, например, его рассуждения, разговоры с Раскольниковым, самоубийство, в конце концов, говорит многое об этом человеке. Лужин же характеризуется резко отрицательно. В нем не осталось и тени души. Им движет болезненное самолюбие и желание утвердиться. Ему нужно властвовать и повелевать. Он также готов на все, чтобы осуществить свои мечты. Но все желания Лужина ничтожны и мерзки. Самой примечательной является сцена на похоронах Мармеладова, когда он обвиняет в краже у себя денег Соню. Только ради мести он был готов отправить бедную девушку на каторгу. Если для Свидригайлова наибольшей ценностью были страсти, то Лужин все измеряет деньгами.

Вот они, те самые герои Раскольникова, которых никогда не мучает совесть и в которых нет сомнений. И ни один из них не похож на того, кто бы мог изменить мир к лучшему.

Замысел автора

«Тварь я дрожащая или права имею?» — к этой мысли могут прийти многие гордые люди, поставленные в унизительное положение. И Достоевский своим романом хочет предостеречь их от роковой ошибки. Автор описывает ужас и противоестественность убийства. Раскольников оступается и тут же попадает в настоящий хаос, в котором уже не может руководить своими действиями. Становится понятно, что герой совершил насилие не столько над старушкой, сколько над самим собой. Пострадала его душа. Безумие становится расплатой за отнятие чужой жизни.

Достоевский не поучает своего читателя, он лишь демонстрирует последствия деяния. Федор Михайлович скорее задает вопросы в своем романе, нежели предлагает ответы.

Роль Сонечки

Ответ на вопрос «тварь я дрожащая или права имею» Раскольникова не удовлетворил и даже огорчил. Однако не дал осознания всей тяжести его поступка. Понять, что он совершил, помогла герою Соня. Когда Родион говорит ей, что убил ненужное и вредное существо, девушка в ужасе восклицает: «Это человек-то вошь?». Именно она указывает Раскольникову путь к раскаянию и искуплению. Для Сони заповедь «не убий» имеет сакральное значение. Именно благодаря ее религиозности у героя появляется шанс спастись. Девушка выводит Родиона Романовича из того хаоса, в который он сам себя погрузил, она стала его проводником, маяком во тьме.

Только в религии можно найти истину и спасение для души, полагает писатель.

Вывод

Итак, какой же смысл автор вкладывал в слова «тварь ли я дрожащая или право имею». Для Достоевского это были кощунственные речи, которые полностью уничтожали гуманизм и христианские добродетели. Человек, который задается таким вопросом, во-первых, душевно болен, а во-вторых, решил сравняться с самим Богом, которому только и дано решать, когда пришло время умирать.

Достоевский на примере Раскольникова показывает, что такие мысли могут привести только к саморазрушению, болезни и хаосу. И самостоятельно выбраться из этого порочного круга невозможно. Именно поэтому на помощь герою приходит Сонечка. Она, воплощение жертвенности и гуманности, спасает душу Родиона Романовича.

Таким образом, роман «Преступление и наказание» является своеобразным предостережением всем тем, кто поверит в учение о сверхчеловеке.

«Тише, Соня! Я не смеюсь. Я знаю себя т…»

«Убить? Иметь право убивать? Соня всплеснула руками.

«Ах, Соня!» — раздраженно воскликнул он и, казалось, хотел что-то возразить, но презрительно промолчал. — Не перебивай меня, Соня. Я хочу доказать только одно, что меня черт вел тогда и показал мне с тех пор, что я не имел права идти по этому пути, потому что я такая же вошь, как и все остальные. Он издевался надо мной, и вот я пришел к вам сейчас! Добро пожаловать, ваш гость! Если бы я не был вошью, разве я пришел бы к тебе? Послушай: когда я ходил тогда к старухе, я только ходил попробовать. … Вы можете быть в этом уверены!»

«И ты убил ее!»

«Но как я ее убил? Разве так мужчины совершают убийства? Идут ли люди на убийство, как я тогда? Я расскажу вам как-нибудь, как я пошел! Я убил старуху? Я убил себя, а не ее! Я задавил себя раз навсегда, навсегда… Но это черт убил старуху, а не я. Довольно, довольно, Соня, довольно! Позволь мне быть!» — воскликнул он во внезапном приступе агонии. — Оставь меня!

Федор Достоевский,

Преступление и наказание

Читайте больше цитат из
Федор Достоевский

Поделиться цитатой:

Нравится Цитата

Друзья, которым понравилась эта цитата

Чтобы узнать, что ваши друзья думают об этой цитате, зарегистрируйтесь!

Всем пользователям, которым понравилась эта цитата

Масса

175 книг

просмотр котировок

Кара

728 книг

просмотр котировок

Джейкоб

834 книги

просмотр котировок

Джей

697 книг

просмотреть котировки

Все котировки

Мои Цитаты

Добавить цитату

Эта цитата из

Преступление и наказание
к
Федор Достоевский
818 809 оценок,

средний рейтинг, 30 354 отзыва

Поиск по тегу

  • любовь
    (91434)
  • жизнь
    (72191)
  • вдохновляющий
    (68476)
  • юмор
    (41488)
  • философия
    (27624)
  • бог
    (24997)
  • вдохновляющие цитаты
    (24598)
  • правда
    (22409)
  • мудрость
    (22153)
  • романтика
    (20443)
  • поэзия
    (20417)
  • смерть
    (18518)
  • счастье
    (18000)
  • надеяться
    (17113)
  • вера
    (16879)
  • жизненные уроки
    (15564)
  • вдохновение
    (15441)
  • кавычки
    (14987)
  • письмо
    (14170)
  • мотивационный
    (14001)
  • религия
    (13912)
  • духовность
    (13540)
  • отношения
    (13377)
  • успех
    (12755)
  • жизненные цитаты
    (12335)
  • любовные цитаты
    (12193)
  • время
    (12011)
  • наука
    (10849)
  • знание
    (10842)
  • мотивация
    (10547)

Несколько слов о «Преступлении и наказании» | Андреа Вийт

Раскольников

Достоевский, несомненно, является одной из самых значительных фигур не только в русской литературе, но и в ее истории, в то же время внесший огромный вклад в развитие мировой философской мысли. Только подумайте: Ницше называл его своим единственным учителем, Кафка считал, что у него с ним духовное родство, Фрейд ставил его в один ряд с Шекспиром, а Андре Жид полагал, что «все, что когда-либо написал Достоевский, стоит и должно быть прочитано». А число писателей, в том числе лауреатов Нобелевской премии по литературе, на которых он оказал сильное влияние, трудно сосчитать: это Томас Манн, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, Герман Гессе, Борис Пастернак, Жан-Поль Сартр, много других. Даже Си Цзиньпин неоднократно признавался в своих симпатиях к этому величайшему мыслителю и художнику.

Однако, когда рядовые читатели сталкиваются с его произведениями и даже начинают немного вникать в них, они недоумевают, и возникает закономерный вопрос: почему Достоевский на самом деле так крут, и где психологическая глубина произведений, которую его почитатели нравится говорить? Действительно, взять, к примеру, его первую выдающуюся работу «Преступление и наказание». Прочитав, многие скажут, что как детектив он не очень интересен, сюжет достаточно прост и однообразен, без резких поворотов и наполнен утомительными подробностями и подробностями; стиль и красота слога, прямо скажем, тоже хромает, или, выражаясь более деликатно, оставляет желать лучшего; и конец кажется вымученным, слишком длинным и неполным.

К легиону недоумевающих библиофилов и сторонних читателей присоединятся такие известные мастера слова, как Владимир Набоков и Иван Бунин. Первый, например, открыто писал: «С этой точки зрения Достоевский не великий писатель, а довольно посредственный — с проблесками отличного юмора, но, увы, с пустырями литературных пошлостей между ними. В «Преступлении и наказании» Раскольников почему-то убивает старушку-процентщицу и ее сестру». Второй признался: «Не знаю, кого я больше ненавижу как человека, Гоголя или Достоевского». Но, конечно, следует признать, что эти два писателя прежде всего ценили стиль, красоту речи и богатство языка, тогда как Достоевский более всего придавал значение мысли и считал, что во имя ее можно пожертвовать привлекательностью. фантастики. Да, если обратиться к его биографии, у великого писателя не было времени — он был слишком занят выплатой долгов, оставшихся после смерти старшего брата.

Тем не менее, в чем же тогда великая идея «Преступления и наказания» и чем она настолько ценна и уникальна, что заслуживает такого внимания и даже многими критиками считается обязательной к прочтению? Одни учебники по литературе пишут, что Достоевский хотел подробно показать трагический внутренний мир обитателей бедных кварталов Петербурга, другие — изобразить психологические переживания, происходящие в душе преступника, третьи — доказать, что любое преступление должно быть наказано. Но эти суждения либо частично правильны, либо слишком поверхностны и не отражают сути романа-трагедии. Дело в том, что Достоевский поставил вопрос, не побоюсь сказать, вселенского масштаба, который заключался в следующем: имеет ли право человек отнимать чью-то жизнь, пусть даже самую неприметную или вредную для других, не в силу закона или долга, как это может быть в суде или на войне, а по своему усмотрению и рассуждению?

Лучше всего эта мысль выражена в емких, точных и вроде бы логически правильных словах некоего незнакомого студента, разговаривавшего с офицером. Просто прочитайте внимательно: «С другой стороны, свежие молодые жизни, выбрасываемые из-за отсутствия помощи, и тысячи, со всех сторон! Можно было бы сделать и помочь сто тысяч добрых дел на деньги этой старушки, которые будут похоронены в монастыре! Сотни, а может быть, и тысячи людей могут быть поставлены на правильный путь; десятки семей, спасенных от нищеты, от разорения, от порока, от госпиталей Локка — и все на ее деньги. Убейте ее, возьмите ее деньги и с их помощью посвятите себя служению человечеству и всеобщему благу. Как вы думаете, не сгладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь тысячи были бы спасены от разложения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — простая арифметика! Кроме того, какое значение имеет жизнь этой болезненной, глупой, злой старухи на равновесии существования! Не больше, чем жизнь вши, чернотелки, а то и меньше, потому что старуха вредит. Она истощает жизни других; на днях она назло укусила палец Лизаветы; его чуть не пришлось ампутировать!» Логически справедливо, не так ли?

Действительно, главный герой романа, Раскольников, не был убийцей в традиционном понимании этого слова — он не убивал Алену Ивановну и ее сестру исключительно из корысти, мести, удовольствия или других низменных и порочных побуждений. Раскольников добил старуху ради идеи, которая заключалась в том, чтобы принести в жертву одно бесполезное, никчемное существо во благо и даже спасение сотен других. С самого начала эта идея была для Раскольникова лишь мрачным, страшным планом, который он сам с отвращением отвергал и который никогда не мог развиться в конкретные волевые решения. Но после того, как он получил письмо от матери, в котором рассказывается о бедственном и безвыходном положении его семьи, что толкает и его сестру Дуню выйти замуж за Лужина, этот план перешел в завершающую фазу неизбежного исполнения. То есть убить вредную пожилую женщину, забрать деньги и во что бы то ни стало — сохранить семью, а может и других нуждающихся, если есть возможность.

Стоит отметить, что великая поэтесса Анна Ахматова не понимала этой сути, однажды сказав: «Достоевский знал многое, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, то превратишься в Раскольникова. Но теперь мы знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и пойти вечером в театр». Однако согласитесь, что это мнение хотя и правильное, но необдуманное и безрассудное, на что указывают, в частности, слова «И теперь мы знаем». Конечно, во времена Достоевского гремели разные серийные, бессовестные и отпетые убийцы, о которых Достоевский наверняка знал и читал. Но в данном случае они не были предметом изучения гениального мыслителя, так как примеры эти, к сожалению, вполне объяснимы. Раскольников был совсем не из таких людей. У него была совесть, его душа была способна к состраданию, сочувствию и даже к искренней, благородной жертве, о чем свидетельствуют многие показательные указания, я уверен, умышленно приведенные Достоевским. Например, в доме Мармеладовых он из жалости к ним незримо оставляет все свои деньги на окне комнаты; он также смело защищает Соню, которую Лужин умышленно обвинил в краже; даже само убийство было совершенно из добрых побуждений — чтобы спасти свою семью от обреченной ситуации.

Обстоятельно разобравшись в вопросе о том, вправе ли человек распоряжаться чужой человеческой судьбой по своему усмотрению, даже если это выглядит логически оправданным, Достоевский в своем творчестве дает исчерпывающий ответ, который при всем том также уникален если рассматривать в чисто литературном плане. Именно Достоевский показал, что наказание за всякое преступление, особенно тяжкое, прямо вытекает из самой природы человека, из его сущности. И действительно, убив старуху, Раскольников стал хронически страдать: сначала он потерял внутреннее спокойствие и уверенность, потом потерял сон, а если и был, то тревожный и часто сопровождаемый ужасными кошмарами; а также необъяснимый леденящий страх, параноидальная подозрительность ко всем окружающим и постоянное отвращение к себе и к своей предприимчивости возникали в его душе. В конце концов Раскольников не выдерживает моральных мук и спасается раскаянием. В то же время заметим, что тюремное заключение становится для него не наказанием, как думает большинство, а, наоборот, своего рода средством, после которого он, наконец, способен почувствовать значительное облегчение. И если вы думаете, что это не относится к беспардонным преступникам, то ученые, мыслители и психиатры придерживаются другого мнения. Как однажды сказал известный психоаналитик Карл Юнг: «Здоровый человек не насмехается над другими. Мучителем становится тот, кто претерпел мучения. «Думаю, прежде всего, психологические страдания, которые никакому лечению не поддавались. Вообще Достоевский на примере Раскольникова дал понять, что, совершив злодеяние, человек не может быть спокойным, тем более счастливым, если, конечно, искренне не раскаивается и не понесет соразмерного и посильного наказания.

Наконец, следует также добавить, что идея романа имеет тесную связь с положениями социализма и с видением того, как он должен быть построен. А именно, Маркс и Энгельс были убеждены, что богатые и сильные мира сего, то есть преуспевающие капиталисты и аристократы, никогда не поделятся своим добром с обездоленными рабочими, что является главной причиной несправедливого устройства общества и неравного распределения материальных и культурных ценностей. Таким образом, бедные и обездоленные имеют заслуженное право сами встать на свою сторону, в том числе путем насилия и кровопролития. Вспомните марксистский лозунг «экспроприация экспроприаторов», или по-ленински: «грабить награбленное».

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *