Популярное

Экзистенциальная психотерапия одиночество: Два лика одиночества(Майленова Ф.Г.) Публикации на сайте экзистенциальной психологии

Два лика одиночества(Майленова Ф.Г.) Публикации на сайте экзистенциальной психологии

Одиночество — одна из самых сложных для современного человека
психологических проблем. Любому психологу-консультанту хорошо
знакома хрестоматийная ситуация: внешне совершенно благополучный
человек, казалось бы, полностью реализовавший себя и в своей
профессиональной деятельности, и в своих социальных отношениях,
ощущает себя, тем не менее, одиноким и никому не нужным. Именно
ощущает — это чувство совершенно не обязательно отражает
реальную ситуацию, — но от этого чувство одиночества не делается
легче, и попытки убедить клиента в очевидной «ошибочности» этого
ощущения редко приводят к успеху. Укрыться от этого тягостного
чувства люди пробуют в веселой, шумной «светской» жизни, которая
раньше или позже утомляет и надоедает. Другие надеются, что от
пустоты и тоски одиночества спасет создание семьи, чувство любви
к своим близким. Тем не менее, оказывается, что даже
всепоглощающая любовь спасает лишь временно. Психоанализу это
обстоятельство известно давно: «Поверхностный характер отношений
внушает многим иллюзорную надежду, что глубину и силу чувств они
могут найти в любви. Но любовь к себе и любовь к другому
нераздельны; для любой культуры любовные отношения есть лишь
более сильное проявление связей и отношений, превалирующих в этой
культуре. Так что не стоит питать иллюзию, будто от одиночества,
к которому человек приговорен этим рыночным типом ориентации,
можно вылечиться любовью» — писал Эрих
Фромм1.

Безжалостный диагноз признанного классика психоанализа — а равно
и, казалось бы, полное несоответствие этого диагноза традиционным
представлениям, да и жизненному опыту множества «нормальных
людей» — заставляет задуматься, что же такое «одиночество»,
действительно ли это — наш неизбежный удел и если да, то
насколько этот удел «роковой». Все-таки, что бы ни говорили
поэты-романтики или философы-экзистенциалисты, психологу (даже
если он придерживается экзистенциалистской ориентации) трудно
считать «роковым» нечто «заданное от природы» — «роковая норма»
для него скорее нонсенс.

А стоит задуматься или хотя бы внимательнее посмотреть в книжки
классиков, — и сразу понимаешь: два разных человека, жалующихся
на одиночество, очень часто жалуются на совсем разные вещи.
Человек может чувствовать чужим самого себя, «других» (эти
«другие» тоже бывают разные — родные и близкие, приятели и
коллеги, общество, в котором живет), и, наконец, мир как таковой.
Только вот разобраться, в чем именно состоит твое одиночество,
бывает трудно. И не только самому человеку, но и
психологу-консультанту.

Известный психолог экзистенциального направления И. Ялом
предлагает разделить изоляцию, с которой психологу приходится
иметь дело, на три типа: межличностная, внутриличностная и
экзистенциальная. «Межличностная изоляция, обычно
переживаемая как одиночество, — это изоляция от других
индивидуумов… Внутриличностная изоляция — это процесс,
посредством которого человек отделяет друг от друга части самого
себя… В современной психотерапии понятие «изоляции» используется
не только по отношению к формальным защитным механизмам, но и при
случайном упоминании любой формы фрагментации «я». Таким образом,
внутриличностная изоляция имеет место тогда, когда человек душит
собственные чувства или стремления, принимает «нужно» и «следует»
за собственные желания, не доверяет собственным суждениям или сам
от себя блокирует собственный
потенциал»2. В то же время сам Ялом
наибольшее внимание уделяет экзистенциальной изоляции,
которая «сохраняется при самом удовлетворительном общении с
другими индивидами, при великолепном знании себя и
интегрированности. Экзистенциальная изоляция связана с пропастью
между собой и другими, через которую нет мостов. Она также
обозначает еще более фундаментальную изоляцию — отделенность
между индивидом и миром»3. Для
консультанта проблема здесь в том, что «типы изоляции субъективно
похожи, то есть они могут восприниматься одинаково и
маскироваться друг под друга. Часто терапевты путают их и лечат
пациента не от того типа изоляции»4.

Встречается и другая классификация одиночества.

Одиночество, вызванное социальной изоляцией
отсутствием доступного круга общения, людей, способных
удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных
контактах, не обязательно глубоких и близких (именно результат
этой изоляции люди в основном и склонны называть одиночеством).
Такого рода «голод» можно утолить или, по крайней мере, смягчить,
просто выйдя на улицу и побыв среди людей.

Одиночество, вызванное эмоциональной изоляцией, которое
наступает вследствие отсутствия привязанности к конкретному
человеку, либо тогда, когда человек отделяет свои эмоции от
воспоминаний о событии и становится неспособным к близким
отношениям с другими людьми.

Экзистенциальное одиночество, о котором говорилось выше,
— чувство, которое возникает у человека, когда он сталкивается
один на один с Бытием — смертью, отчаянием, необходимостью
принять судьбоносное решение.

Если объединить обе классификации, то социальная и
эмоциональная изоляция окажутся подвидами, или уровнями,
изоляции межличностной. Далее идет внутриличностная
изоляция
— широко используемая парадигма современной
психопатологии и психотерапии: преодоление ее, стремление достичь
целостности провозглашается в качестве цели многими
психотерапевтическими направлениями.

Экзистенциальная изоляция вызвана непреодолимым разрывом
между «Я» и Другими, разрывом, который существует даже при очень
глубоких и доверительных межличностных отношениях. При этом она
воспринимается уже как разрыв не просто с «товарищами по
биологическому виду», но и с Бытием как таковым. «Человек отделен
не только от других людей, но, по мере того, как он создает свой
собственный мир, он отделяется также и от этого
мира»5 — пишет И. Ялом.

В эту долину одиночества ведут много путей. Один из них —
столкновение со смертью. Никто не может умереть вместе с кем-то
или вместо кого-то. Хайдеггер утверждает, что
«хотя человек может пойти на смерть за другого, подобное
«умирание за» никак не означает, что другого хотя бы в малейшей
степени избавили от его смерти. Никто не может забрать смерть
у другого
»6. Нас могут окружать
друзья, соратники, единомышленники, которые могут умереть за то
же дело, одновременно с нами (подобно участникам древних обычаев,
когда совместно с умершим хоронили его жен и слуг), однако
переживание собственного умирания — самое одинокое человеческое
переживание на глубинном, фундаментальном уровне.

Перед фундаментальными проблемами бытия — проблемой смерти,
свободы, жизненного выбора и прочими экзистенциальными проблемами
— человек одинок изначально, так как никто не может принять
решение за него, когда необходимо сделать выбор, и никто не может
за него пережить боль, страдание, страх смерти, неуверенность
перед будущим, тоску и отчаяние.

Проблема экзистенциальной изоляции, в отличие от изоляции
межличностной, неразрешима в принципе — человек действительно
одинок перед лицом собственного экзистенциального существования,
и здесь задача терапевта помочь своему клиенту не разрешить
проблему, а психологически справляться с ней. Не
справиться, а именно справляться
единовременного решения здесь не может быть в принципе. Что может
консультант — это развенчать ее иллюзорные решения. Средствами
бегства от страха перед экзистенциальным вакуумом бывают как
чрезмерное увлечение работой (наиболее социально одобряемая
«попытка к бегству»), так и злоупотребление алкоголем,
наркотиками, болезненное переедание — своего рода «пищевая
наркомания», или «шопотерапия» (от английского shopping
— делать покупки) — почти столь же болезненная одержимость
хождением по магазинам и приобретением разных не очень нужных
вещей…

Довольно распространенная и многократно поэтизировавшаяся попытка
избежать экзистенциальной изоляции — размывание границ
собственной личности, растворение в другом. Любовные и дружеские
отношения, порожденные тревогой и глубинным страхом одиночества,
вначале бывают весьма интенсивными: ведь другой превращается в
смысл существования. Страх экзистенциальной изоляции часто
остается движущей силой многих межличностных отношений и на более
поздних этапах: им можно объяснить многие случаи упорного
сохранения взаимоотношений тяжелых, не приносящих ни радости, ни
удовлетворения: каковы бы они ни были, они спасают от глубинной
тревоги и страха. Однако если партнер так и остается лишь
средством борьбы с одиночеством и страхами, отношения чаще всего
распадаются.

Но если реального разрешения у проблемы экзистенциального
одиночества нет, а иллюзорные решения дают лишь временное
облегчение, — то что же психолог-консультант может предложить
своему клиенту? Поневоле вспомнишь замечание одного из участников
дискуссии об отмене телесных наказаний в конце теперь уже
позапрошлого века: «Безусловно, господа, пороть мужика гнусно. Но
что мы можем предложить ему взамен?»

Оказывается, есть что предложить. Да, бегство от
экзистенциального одиночества в «другого» обычно оборачивается
эмоциональным и жизненным тупиком. Но, с другой стороны, именно
встреча с одиночеством в конечном счете делает возможной для
человека глубокую и осмысленную включенность в другого: человек
«должен отъединить себя от другого, чтобы пережить изоляцию;
человек должен быть сам по себе, чтобы испытать
одиночество»7.

И эта амбивалентность отличает не только одиночество
экзистенциальное, в котором психология едва ли не смыкается с
онтологией. Эмоциональное одиночество — очевидный признак
неудовлетворенной потребности в общении, одной из основных
психологических потребностей человека. Но это же чувство
одновременно и признак высокой избирательности в общении. Ведь
оно возникает именно тогда, когда не просто не с кем поговорить
или провести время, а когда нет духовной близости с партнером. И
осознание этого может оказаться источником важной психологической
поддержки для страдающего от нее человека.

С другой стороны, любой, даже самый общительный человек время от
времени ищет уединения, — возможность уединиться всегда считалась
одной из самых завидных. И об этом консультант тоже напоминает
страдающему от одиночества — точнее, от чувства
одиночества
— клиенту. Отношение к уединению у большинства
из нас всегда двойственное: с одной стороны, оно — символ
независимости и автономии, с другой — символ социального
неуспеха. Совместное проживание с кем-либо тоже вызывает
неоднозначные чувства: с одной стороны, такая жизнь ассоциируется
с психологическим комфортом, любовью и одобрением, а с другой — с
чувством зависимости и «тяжким бременем».

То, как человек относится к своему одиночеству, может служить
хорошим показателем его потребности в зависимости. Замечено,
например, что «люди-одиночки» — убежденные холостяки или старые
девы, а также те, кто по обстоятельствам жизни часто переезжает с
места на место (и потому время от времени оказывается в полном,
пусть и временном, одиночестве — пока не обживется и не
обзаведется знакомыми и друзьями), ближе к старости, когда круг
общения неизбежно сужается, и наступает отчуждение даже от
близких, оказываются в современном индустриальном обществе более
«закаленными». Эти люди еще в более молодом возрасте прошли
хорошую школу и подготовились к изменениям в образе жизни.

Возвращаясь же к личностной стороне этой проблемы, следует
сказать, что психологическая привлекательность человека
независимо от возраста может возрастать, а может убывать. Это уже
зависит от самого человека, его личных усилий, глубины и полноты
его душевной жизни, навыков гуманистического общения с другими
людьми. В целом приходится признать грустную закономерность: с
возрастом «рыночная ценность» личности постепенно убывает. И вот
тогда уже важнейшим фактором становится не то, чего человек
достиг в социальном плане (успехи, должности, награды, знания и
т.п.), а то, чем он является именно как человек, как личность,
насколько он привлекателен как партнер по общению для тех, кто
находится рядом с ним и зачастую имеет совершенно несхожие с ним
жизненные установки, принципы, ценности.

В связи с этим можно сказать, что «готовиться» к старости надо
начинать задолго до того, как она наступит, повышая свою
психологическую привлекательность. Возможно, это единственный
способ справиться с сопровождающую старость горечью.

В современном индустриальном обществе существует весьма
привлекательный образ «вечной молодости», молодежного образа
жизни, который в общественном и в индивидуальном сознании
представляется как единственный полный смысла и радости бытия. С
уходом же молодости (а это неизбежно, несмотря на неправдоподобно
длительную юность большинства наших «звезд», которые тем самым
тоже вносят свой немалый вклад в представления о хорошей,
«настоящей» жизни) человек либо смиряется с унылой серостью
будней и снижает свои личные стандарты социальных
взаимоотношений, либо из последних сил цепляется за тот образ
жизни, который когда-то в молодости доставлял максимальное
удовлетворение.

В традиционных обществах у каждых возрастных групп были свои
права, свои обязанности, и человек жил, подчиняясь этим законам
так же, как животное подчиняется законам природы, последовательно
проходя свой жизненный путь этап за этапом. Ситуация же, в
которой находится современный человек, такова, что старые нормы
поведения, так или иначе дававшие ответ на вопрос, как жить, что
есть добро, а что зло, каким человеку надлежит быть, как ему
общаться с себе подобными, дававшие готовые схемы, в которые
человек мог в большинстве случаев вписаться, уже не
«срабатывают»… Сегодня человеку предстоит найти новый смысл,
новые ценности и новые идеалы, и требуется немалая работа духа,
чтобы созидать на руинах, не утрачивая в то же время
человеческого лица. Нельзя забывать, что даже в пору социальных
кризисов и потрясений человек не перестает стремиться быть
счастливым, любимым, понятым и принятым другими людьми, а для
этого необходимо сохранить способность самому понимать и любить
других людей.

Однако необходимо помнить и то, что близость, сопровождаемая
искренностью, предельной открытостью, это и своего рода риск: чем
меньше дистанция между тобой и другим, тем больше риск «потерять
себя» или получить моральную травму от неосторожного
прикосновения другого к своему внутреннему миру. Люди, более
эмоционально отзывчивые, являются одновременно и более ранимыми,
так как у них потребность в близких, интимных контактах выше, и
поэтому отсутствие таких контактов или их разрушение они
воспринимают более болезненно. Так что одной из психологических
причин одиночества может быть и повышенная чувствительность и,
как следствие — боязнь близости, непонимания. Само осознание
этого также может оказаться важным источником психологической
поддержки для того, кто страдает именно от такого рода
одиночества. Вообще интраверсия традиционно ассоциируется как с
застенчивостью и другими коммуникативными трудностями, так и с
более тонкой душевной организацией. Это мнение никогда не
подвергалось экспериментальной проверке, но его разделяли и
разделяют многие поэты и философы, сами, кстати, часто
испытывавшие острое чувство одиночества. И хотя одиночество
доставляло им страдания, оно зачастую осознавалось и как признак
собственной уникальности, избранности, непохожести на других. И в
этом качестве служило источником психологической и даже
нравственной поддержки («Самый сильный человек в мире — это тот,
кто больше всех одинок» — говорит в финале пьесы ибсеновский
доктор Штокман, потеряв едва ли не все и всех). Герман Гессе
пишет об уникальной способности к «тому предельному одиночеству,
которое разрежает, которое превращает в ледяной эфир космоса
всякую мещанскую атмосферу вокруг того, кто страдает и становится
человеком»8. Одиночество —
необходимый компонент не только для осмысления жизни, но и для
творчества.

Так что полностью преодолеть одиночество невозможно, да это,
наверно, и не нужно: с одной стороны, одиночество до определенной
степени необходимо личности для роста, развития творческих сил,
самостоятельности; с другой стороны, когда заходит речь об
экзистенциальным одиночестве, необходимо учиться его принимать
как необходимую часть нашего бытия. Каждый из нас одинок в
существовании. Близость, которая считается лекарством от
одиночества, на самом деле рассеивает лишь страх одиночества, но
не саму экзистенциальную суть одиночества. Никакие отношения не
могут навсегда уничтожить изоляцию. И требовать этого — значит
рисковать самой близостью. Однако можно разделить одиночество с
другим таким образом, что любовь компенсирует боль и ужас
изоляции.

Психолог может помочь человеку понять природу одиночества,
возможности и невозможности преодоления его, «приручить» свое
одиночество, сделав его более конструктивным и менее
разрушительным. И это не так уж мало.

Примечания

  1. Фромм
    Э.
    Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 70.
  2. Ялом И.
    Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. С.398-399.
  3. Там же. С.400.
  4. Там же.
  5. Ялом И. Лечение от
    любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Класс, 1997.
    С.17.
  6. M.
    Heidegger M. Being and Time. N-Y.: Harper & Row, 1962.
    P. 284.
  7. Ялом И.
    Экзистенциальная психотерапия. С.408.
  8. Гессе Г. Степной волк. Избранное. М.,1997. С.264.

Майленова Ф.Г.,

Работа с темой одиночества в психотерапии

Психологические представления об одиночестве:

  1. Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)

Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.   
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же — это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

2.Личностно-центрированный подход (К.Роджерс)
Подход К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.
Согласно Роджерсу, одиночество — это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его — феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина.
1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными образцами.
2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

3.Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)
В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.
Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».
Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.

4.Интеракционистский подход (Вейс)
Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:

  • он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов — личности и ситуации;
  • Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.

Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

5.Когнитивный подход (Л. Э.Пепло)
Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

6.Экзистенциальная психология (И.Ялом, К.Мустакас)
Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией. Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В. Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь.
В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и личностно-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.
Один из представителей этого направления И.Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.
В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции — конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя.
Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.
У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» — частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». Это созвучно М. Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной».
Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказывавшись в море существования, переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же как и мы — испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (напр. слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции
К. Мустакас, другой представитель экзистенциального направления в психологии, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования».  
Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

Экзистенциальное одиночество | Inner Balance Counseling

Вы когда-нибудь были в толпе людей и все еще чувствовали себя одинокими?

В современном мире мы постоянно подключаемся к чему-либо, будь то устройство или человек. Мы не только засыпаны стимулами, но и благодаря быстрому развитию технологий и более широкому использованию платформ социальных сетей люди могут общаться быстро и эффективно.

С возможностью получать мгновенные ответы в любое время дня и ночи, как так получилось, что одиночество находится на рекордно высоком уровне?

Согласно одному опросу, почти половина американцев сообщили, что чувствуют себя одинокими или покинутыми. Одиночество уже было на восходящей траектории, но пандемия COVID-19 и социальное дистанцирование оказались новым катализатором.

Существуют ли разные чувства одиночества?

Каждый в какой-то момент своей жизни испытывает одиночество. Они вновь столкнутся с этим в течение своей жизни, вероятно, не один раз. Одиночество — это естественная и универсальная эмоция, которую испытывают люди из всех слоев общества, но знаете ли вы, что существует несколько типов?

Некоторые чувства одиночества могут быть мимолетными, ситуативными или легко разрешимыми. Другие формы могут сохраняться и грызть кого-то в течение длительного периода времени, иногда без какой-либо идентифицируемой причины.

Идеи экзистенциальной психотерапии и изоляции были выдвинуты американским психиатром Ирвином Ялом. Изучая концепцию психического здоровья и смертности, д-р Ялом выделил три типа одиночества или изоляции.

Межличностное одиночество

Межличностное одиночество — это вид изоляции, о котором большинство из нас первоначально думает, говоря о слове «одиночество». Этот тип одиночества возникает, когда мы чувствуем себя оторванными от других.

Межличностное одиночество может возникнуть, когда мы физически отделены от других людей. Однако он также может присутствовать, когда мы взаимодействуем с другими, но не чувствуем связи с ними или чувствуем, что отношения не имеют смысла.

Внутриличностное одиночество

Напротив, внутриличностное одиночество возникает, когда мы чувствуем себя оторванными от самих себя. Может быть, мы не знаем, кто мы, как мы думаем или чего хотим. В любом случае, это ощущение, что есть части нас самих, которых мы не знаем.

Экзистенциальное одиночество

Теперь перейдем к тяжелому удару, к экзистенциальному одиночеству. Экзистенциальное одиночество наступает, когда мы чувствуем оторванность от нашего существования и мира. Это осознание того, что мы рождаемся в мир одинокими, уходим из этого мира одинокими и проходим жизнь между этими событиями в одиночестве.

Экзистенциальное одиночество часто связано с чувством бессмысленности и отсутствия цели. Независимо от того, сколько у вас хороших отношений, вы единственный, кто может жить так, как вы.

Определение экзистенциального кризиса

Экзистенциальное одиночество может возникнуть в результате того, что кто-то обдумывает глубокие, объективные вопросы о жизни, смерти и личных целях. Задавание этих вопросов и теоретизирование ответов может быть положительным и привести к более богатой и значимой жизни.

Однако зацикливание на этих вопросах, когда кажется, что ответов нет, может привести к тому, что ваша психика пошатнется. Легко скатиться в темную дыру отчаяния, когда нет очевидных ответов. Застревание в этом цикле может привести к ощущению экзистенциального страха и бессмысленности жизни.

Когда людям не хватает ответов на основные элементы человеческого опыта, у них может развиться чувство страха, связанное с их существованием. Если они будут двигаться дальше по этой дороге, они могут потерять интерес к будущим целям и поверить в то, что жизнь бессмысленна. Когда жизнь теряет смысл, это, несомненно, экзистенциальный кризис.

Определение экзистенциального ужаса

Неясно, то ли люди лучше осведомлены о терминологии, то ли число экзистенциальных кризисов растет. Несмотря на это, число людей, регулярно переживающих экзистенциальный кризис, похоже, увеличивается. Какова бы ни была причина, вопросы, касающиеся экзистенциального страха, остаются неизменными.

Если вы чувствуете отчаяние и неуверенность, когда думаете о своей жизни, вы испытываете то, что некоторые называют экзистенциальным страхом. По словам доктора Ялома, страх вызывает четыре основные жизненные проблемы, в том числе: 

Смерть

Исследование, проведенное в США, показало, что 42% людей боятся смерти. Эта тема, несомненно, неизбежна для всех нас, и все же она остается неизвестной.

Неудивительно, что в этой жизни нас может волновать смерть. Однако знание того, что есть конец, делает то, что вы делаете со своим временем, значимым.

Свобода

Осознание того, что у нас есть свобода в жизни, является еще одной распространенной причиной для вопросов. Понятию свободы сопутствуют как негативные, так и позитивные коннотации.

Свобода означает, что мы должны выбирать свой жизненный путь и создавать свои смыслы. Это означает, что никто кроме вас не несет ответственности за вашу жизнь и за то, как вы решили ее прожить. Свобода предоставляет бесконечные возможности, но также может быть неизбежным бременем.

Экзистенциальная изоляция

Экзистенциальная изоляция — еще одна неизбежная часть жизни. Человеческий опыт субъективен. Как бы близко вы ни подошли, между вами и другим человеком существует непреодолимая пропасть.

Мы единственные, кто может жить так, как мы. Даже при полноценной жизни и отношениях люди могут знать наш опыт только из вторых рук.

Бессмысленность 

Жизнь по существу бессмысленна, если вы не придаете ей смысла. С этой точки зрения не существует данной судьбы или рока. Вы, и только вы, несете ответственность за создание жизни, наполненной смыслом.

Почему важно решать экзистенциальные вопросы?

Экзистенциалистский взгляд на четыре «главные заботы жизни» может показаться мрачным. Несмотря на это, в какой-то момент жизни у многих возникают проблемы, поэтому их стоит решать.

Вопросы более распространены и интенсивны среди тех, у кого нет четкого представления о жизненной цели или направлении. Некоторые люди пытаются найти ответы, в то время как другие используют их как отвлечение от суеты повседневной жизни.

Одиночество является частью человеческого опыта, но спуск по спирали вниз по экзистенциальной дыре может привести к деструктивным моделям отношений, дальнейшей самоизоляции, проблемам с психическим здоровьем и потенциальному употреблению наркотиков.

Научиться справляться с чувством одиночества жизненно важно для более полной, здоровой и счастливой жизни. Направляйте себя к ясному пути, страсти и цели, находя решения, уникальные для вас.

Преодоление негативных эмоций

Чтобы справиться с подавляющими чувствами, человек должен сначала противостоять им. Признание неспособности полностью преодолеть изоляцию может помочь нам жить более полноценной жизнью с более глубокими связями с собой и другими.

Подобно борьбе с неизвестной болезнью, получение диагноза может принести облегчение независимо от новостей. Принятие изоляции может помочь пересмотреть наши взгляды на реальность и планы на будущее. Адаптивность, качественные отношения и футуристические цели борются с пустыми чувствами.

Иногда жизнь резко меняется, и возвращается чувство экзистенциальной изоляции. Хотя мы установили, что ни один другой человек не может испытать вашу жизнь и чувства, утешайтесь тем, что вы не единственный.

Каким бы одиноким вы ни чувствовали себя в этом мирском опыте, все остальные одинаково одиноки. В некотором смысле, это делает нас всех немного менее изолированными. Независимо от того, что вы делаете со своим временем здесь, на земле, или как долго это время, вы никогда не будете по-настоящему одиноки.

Испытываете ли вы экзистенциальную тревогу, депрессию или мысли о самоубийстве?

Некоторые люди преодолевают экзистенциальный кризис самостоятельно. Другие приспосабливаются к изменениям, произошедшим в их жизни, или вносят изменения, которые приводят жизнь в большее соответствие с их ценностями. Другим может понадобиться помощь, чтобы преодолеть кризис.

Если у вас по-прежнему возникают тревога, депрессия, суицидальные мысли или другие симптомы, вам может потребоваться помощь специалиста по психическому здоровью. Не существует одной лучшей терапии экзистенциального кризиса, но могут работать различные подходы к консультированию.

Inner Balance предлагает помощь в решении проблем, которые беспокоят людей больше всего. Наша команда поможет вам снова обрести себя, если вы чувствуете себя потерянным и одиноким. Свяжитесь с нами сегодня для консультации.

Кэти Кандарис-Вайнер, LPC

Владелец и травматолог

Изоляция и связанность – экзистенциальная терапия

Иллюминаты Рича Баргдилла

домен. Это также одно из мест, где экзистенциальная мысль очень неправильно воспринимается. Много раз я слышал, как люди обвиняли экзистенциализм в индивидуализме или в том, что он «связан исключительно с личностью». Это справедливая критика многих экзистенциальных мыслителей разных эпох, особенно некоторых философов. Однако делать это как общее утверждение означает отсутствие понимания широты экзистенциальной мысли. В частности, подход к экзистенциализму, предложенный Джеймсом Бюгенталем, Ролло Мэем, Ирвином Яломом и многими другими, глубоко реляционен.

Влияние Карла Роджерса

Карл Роджерс (1951; 1965; 1980) является основателем клиент-центрированной (или личностно-центрированной) терапии. Его влияние не только повлияло на гуманистическую психологию, но и оказало большое влияние на область психологии в целом. К сожалению, Роджерс думал, что сегодня преподают слишком упрощенно. Теория Роджерса обычно превращалась из красивой сложной трехмерной модели в устаревшую двухмерную модель. Это изменение произошло по мере того, как влияние Роджерса на человека измерялось, в то время как влияние Роджерса продолжалось у автора. Многие люди пытались превратить подход Роджерса к терапии в «техники». Однако, когда вы удаляете технику от человека, она теряет свою силу.

Попробуйте это упражнение, которое я часто использую на своих занятиях. Вспомните случай из своего прошлого, когда кто-то применил к вам технику эмпатии . Как вы себя чувствуете? Если вы похожи на большинство людей, вы чувствовали себя глубоко обиженными, злыми или невидимыми. Эмпатия, как техника, приносит мало пользы и часто приносит вред. И наоборот, эмпатия, когда она является частью процесса или исходит от чутких людей, обладает огромной силой и целительным эффектом.

Роджерс наиболее известен своей терапевтической триадой: сочувствие, искренность и безусловное положительное отношение. Обычно их преподают на курсах введения в терапию или навыков слушания. Тем не менее, их обычно учат очень неправильно. Они часто сводятся к идее вдумчивого слушания со звуковым тоном голоса. Безусловное положительное отношение преподается как терпимость к тому, что делает ваш клиент. Эмпатия — это идентификация эмоций клиента и их отражение. Истинность рассматривается как мало чем отличающаяся от эмпатии. Когда теория Роджерса преподается таким образом, неудивительно, что люди думают, что она не может быть эффективной формой терапии!!

Эмпатия — очень сложный процесс. Большинство аспирантов, которые действительно понимают, что такое эмпатия, осознают это в самом начале своей карьеры. Это требует способности отделяться от себя, чтобы присоединиться к другому человеку в его опыте. Это процесс децентрации. Для некоторых это может быть страшно. Терапевт отказывается от части своего контроля или основы, когда он действительно вовлечен в процесс эмпатии (обратите внимание на язык — процесс эмпатии, а не технику).

Безусловное положительное отношение — это не просто терпимость к личности клиента и его поведению. Даже не принятие этого. Это оценка их такими, какие они есть. Если бы кто-то сказал, что может «терпеть вас», вы, вероятно, обиделись бы на это заявление. Терпеть себя нехорошо. Терпеть не лечит. Скорее, это исцеление, когда тебя полностью принимают таким, какой ты есть.

Наконец-то есть подлинность. Это самая трудная для понимания триада и часто самая трудная для терапевтов. Истинность — это центрированное действие, тогда как эмпатия — децентрированное действие. С эмпатией вы взаимодействуете с клиентом с точки зрения децентрализации и участия в его опыте. Это обеспечивает безопасность сохранения вашей подлинной самозащиты. Однако на самом деле терапевт взаимодействует с терапевтом из центрального места. Это влечет за собой риски — риски быть отвергнутыми, пострадать, стать уязвимыми. Быть искренним означает, что время от времени вы будете злиться; временами вам будет больно, а временами вы будете напуганы.

Подлинность заключается не только в переживании этих переживаний, но и, когда это уместно, в том, чтобы делиться ими. Это место, где новые теории отношений в рамках психодинамической и психоаналитической теории внесли важный вклад. Эти теории обеспечили основу для понимания того, когда терапевту следует раскрывать эти чувства, а когда лучше их сдерживать (Stark, 1999). По сути, разница заключается в том, чья это проблема. Если эмоции терапевта исходят из его проблем, они их сдерживают. Если они исходят из терапевтических отношений, их лучше всего раскрыть. Это означает, что иногда обращение к терапевту требует риска сказать клиенту, что он или она был обижен им или зол на него.

Подводя итог, можно сказать, что теория Роджерса хорошо изложена в названии его книги Способ существования . Чтобы стать терапевтом, нужно научиться исцеляющему способу бытия . Когда эмпатия, безусловное позитивное отношение и искренность исходят из образа жизни терапевта, они исцеляют. При применении в качестве техники они часто не являются таковыми и иногда становятся контрпродуктивными.

Внутриличностная, межличностная и экзистенциальная изоляция

Ялом (1980) проводит важное различие между тремя формами изоляции. Первый — это межличностная изоляция . Это тип изоляции, который чаще всего обсуждается. Эта форма изоляции отличается от других. Однако дело не только в физической изоляции, хотя может быть и в этом. Межличностная изоляция может относиться к типу изоляции, возникающему из-за способа существования в отношениях, который не удовлетворяет потребности в отношениях .

Некоторые исследования показали, что одинокие люди проводят в отношениях не меньше времени, чем другие люди, а скорее отличаются типами социальных взаимодействий (Джонс, 19 лет).82). Одинокие люди проводят больше времени с незнакомцами и с большим количеством людей, в то время как люди, которые не одиноки, как правило, проводят столько же времени в меньшем количестве отношений. Это говорит о том, что качество и глубина взаимодействия важнее, чем количество взаимодействий.

Второй формой изоляции является внутриличностная изоляция. Эта форма изоляции является результатом отщепления себя от себя и своих отношений. Это не позволяет человеку полностью присутствовать в своих отношениях или с самим собой. Эта форма изоляции также связана с идеей одиночества, возникающего из-за способа существования в отношениях.

Наконец, есть экзистенциальная изоляция . Это относится к реальности, что мы никогда не сможем полностью преодолеть нашу изоляцию. Это часть ограничения человеческого бытия. Неспособность принять это ограничение может привести к невротическим, зависимым и симбиотическим моделям отношений. Признавая это ограничение, человек фактически освобождается для способности общаться на более глубоком уровне.

Навыки против бытия

Американское общество, кажется, одержимо эффективностью и действенностью в общении. Хотя ни один из них не обязательно плохой, они также не обязательно являются хорошим концом. Любой может найти любое количество книг, мастер-классов и семинаров, посвященных обучению людей улучшению их коммуникативных навыков. Обучение родителей, управление гневом и супружеская терапия часто представляют собой не более чем обучение навыкам. Предполагается, что если человек может эффективно общаться, у него будут удовлетворительные отношения.

Трудно представить себе более грустную и одинокую идею, чем рассматривать вершину отношений как эффективность. Многие пары сегодня могут быть очень эффективными в общении, но все же чрезвычайно одинокими в своих отношениях, потому что они никогда не выходят за рамки эффективности. Хотя коммуникативные навыки могут быть необходимы для близости и связи, их недостаточно. Что необходимо для отношений, которые являются значимыми и глубоко удовлетворяющими, так это научиться или открыть способ существования в отношениях.

Я-Ты

Мартин Бубер (1970) дополнил эту теорию своей концепцией отношений Я-Ты и отношений Я-Оно. В двух словах, отношение к кому-либо в манере «я-оно» означает отношение к ним так, как если бы они были объектом. Это механический способ взаимодействия. В каком-то смысле это можно сравнить с идеей применения техник к отношениям. Возьмем, к примеру, коммуникативные навыки, навыки взаимоотношений и родительские навыки из предыдущего раздела. Все это может значительно улучшить отношения. Однако, когда отношения сводятся к эффективному общению и управлению, теряется что-то ценное.

В отношениях Я-Ты два человека вовлечены в настоящие отношения. Здесь присутствует взаимный риск. Этот риск связан с возможностью причинения вреда. Если человек не разделяет своего «подлинного я» и его отвергают, это причиняет боль. Но если человек делится своим истинным «я» и отвергается, это гораздо больнее. Отношения Я-Ты живут в этом большем риске получить большее вознаграждение. Во-вторых, отношения Я-Ты сталкиваются с другим человеком. Это тоже риск.

Anam Cara

Одной из самых мощных концепций отношений является Anam Cara, что по-гэльски означает друг души или родственная душа (O’Donohue, 1998). Анам Чара заключает в себе понимание сопереживания, присутствия Я-Ты и выходит за рамки того, чтобы заключать в себе всю полноту человеческого существа. В современном обществе люди все меньше и меньше присутствуют в своих отношениях. Люди часто скрывают аспекты своей идентичности от своих отношений, чтобы защитить себя. Защита ценится больше, чем близость и связь. Другими словами, люди общаются с точки зрения личностей и частей, а не целого.

Анам Чара продвигает дальше этого к глубокой связи двух цельных существ, которые полностью присутствуют. О’Донахью (1998) выделяет несколько аспектов отношений Анам Кара:

1) Дружба  – Хотя это кажется самоочевидным, часто это не так. Это также относится к      особому типу дружбы, которая постоянно ищет связи Я-Ты.

2)  Выход за пределы отношений  – Это одно из самых красивых и мощных различий. Взгляд О’Донохью на Анам Чара подразумевает, что люди желают сострадания и служения другим. Проверка истинных отношений Анам Чара заключается в том, что они приводят желание любви и сострадания к поиску выражения за пределами себя и за пределами отношений. Другими словами, Анам Чара стремится расширить любовь и сострадание, испытываемые в отношениях.

3)  Творчество  – Анам Чара может выражать творчество через творческий образ жизни в отношениях, но также может вдохновлять на творческие акты. Люди, которые испытывают эти отношения, часто тянутся к различным видам искусства, включая рисование, живопись, поэзию и музыку.

4) Одиночество  – Анам Чара не только уважает время, проведенное в разлуке, но и ценит его. Быть врозь — это часть быть вместе. Если двое не могут расстаться, их отношения не относятся к Анам Чара. Это время врозь позволяет обрабатывать, заботиться о себе и более глубоко ценить время, проведенное вместе.

5)  Принятие смерти и ограничения  – Анам Чара рассматривает смерть как переходную точку. Хотя это не предназначено для того, чтобы убрать боль от потери любимого человека, оно создает ее по-другому. Без охвата ограничений отношений, включая смерть, невозможно полностью принять текущие отношения.

При обсуждении этой концепции смерти в контексте отношений в классе, который я преподавал, начал возникать новый вопрос. В классе начали говорить о боли потери близких. В этом контексте я часто буду ссылаться на распространенный вопрос: «Как бы вы жили по-другому, если бы знали, что жить вам осталось недолго?» Я часто говорю, что, живя по-настоящему аутентичным образом, человек не сильно изменил бы свою жизнь, если бы знал, что жить ему осталось недолго. Однако в этот день на ум пришел совсем другой вопрос: «Как бы вы жили по-другому, если бы знали, что будете жить вечно в тех отношениях, которые у вас есть сейчас?»

С тех пор я задавал этот вопрос много-много раз. Самый распространенный ответ: «Я бы начал пренебрегать теми, кого люблю». Смерть, конец и ограничение — это часть того, что помогает нам ценить то, что у нас есть. Это делает его более значимым и ценным. Иногда я получаю другой ответ: «Наконец-то я смогу свободно вступать в отношения, потому что больше не буду бояться потерять другого».

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *